что относится к лирике лермонтова
Основные мотивы лирики Лермонтова
Творчество Лермонтова многогранно и многопланово. Будучи ограниченным в общении, Лермонтов свои мысли и чувства посвящал бумаге. Он рано начал писать стихи. В отличие от Пушкина, который уже в отрочестве начал печататься, и стал публичным, Лермонтов писал, как говорят литераторы, « в стол».
Тема одиночества
Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.
Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».
У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
Гражданская лирика
До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:
После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.
В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.
В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.
Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.
Любовная лирика
Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.
Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:
Смешанные мотивы
У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине. Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север. Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят. Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.
Основные мотивы лирики Лермонтова: кратко об основных мотивах
Содержание:
Основные мотивы лирики Лермонтова кратко можно охарактеризовать двумя словами – самореализация, самопознание. Каждое стихотворение имеет двоякий, философский смысл. Автор изучает проблему душевного развития, одиночества. Настоящим открытием для художественной литературы стал исповедальный формат повествования. Уникальная пунктуация, синтаксис, используемый писателем, позволяют читателю максимально прочувствовать эмоции, боль, радость.
Многие черты характера лирического героя совпадают с качествами, взглядами писателя. Лермонтов проникался темой человеческой души, личности. Эти понятия определяли для него бытие, реальность. Тематика лирики Лермонтова охватывает вопросы мировоззрения, рока, жизненной тайны, гибели.
Основные мотивы лирики Лермонтова проявляются в стремлении к идеалам, попытках познать высшее совершенство, исследуя людей, мир. Это характерная черта большинства рассказов, стихов поэта. Лирика творчества Лермонтова поднимает проблему борьба зла с добром. Это является основным конфликтом, писатель возвращается к нему на протяжении всего творческого пути.
Назовите основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова – ответ на тест
В тестах часто встречается задание – назовите основной мотив в творчестве Лермонтова. Рассмотрим принципы лирики девятнадцатого века. Романтический пафос – характерная черта поэзии этого времени. Творчество Михаила Юрьевича часто содержит романтические ноты. Он восхищается свободой, волей, подвигами, героизмом. Популярное направление – описание красот природы.
Поэт говорит о невозможности найти применение в жизни. Люди вынуждены были уезжать за границу, идти воевать, они чувствовали себя непонятыми обществом. Россия переживала переломный момент, что сказывалось на жителях страны. На фоне этих обстоятельств сформировались основные направления лирики Лермонтова:
Каков основной мотив лирики Лермонтова
Тема лирических произведений основана на поиске моральных, этических идеалов. Герой неоднозначный, противоречивый. Большое влияние на писателя оказал декабристский разгром. В мотивы творчества добавились элементы расплывчатости, неуверенности, сомнений. Автор выражает свои философские рассуждения через обилие пессимистических красок. Он верит – творчество всемогуще, поэзия бессмертна.
Несмотря на обилие разочарований, писатель пронизывает свои творения высокими помыслами, благородными чувствами. Он выражает идеальный образ в лице посланника Бога. Михаил Юрьевич проникается темой поиска родины, дающей человеку чувство значимости, важности. Поиск великого предназначения приводит его к идее единения с природой. Творец описывает вечную борьбу между образованностью, невежеством. В приоритете – нравственное одухотворение.
Определенный класс произведений передает усталость, отрешенность Лермонтова от окружения. Он чувствует себя одиноким, праздное существование не приносит удовлетворения, кажется пустым, бессмысленным.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Краткий рассказ о жизни поэта
В детстве Михаил Лермонтов много болел, бабушка возила внука на Кавказ в Пятигорск, чтобы на минеральных источниках укрепить его слабое здоровье. Поездка в 1825 г. на десятилетнего Михаила произвела неизгладимое впечатление. Величественные горы Кавказа, самобытная культура горных народов, рассказы о войне с горцами русских офицеров, лечившихся в Пятигорске,– все это осталось в памяти впечатлительного ребенка. После этой поездки Лермонтов запишет в своем дневнике: «Кавказские горы для меня священны». После возвращения в Тарханы здоровье мальчика значительно улучшилось.
Лермонтов в детстве
Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.
С юности Лермонтов писал стихи, но свои сочинения не печатал, изредка читал только в своем ближайшем окружении. Кумиром молодого поэта был Пушкин, с которым он не был знаком лично. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов написал полное негодования стихотворение «Смерть поэта». Это произведение тоже могло остаться неизвестным, если бы Лермонтов не дал его прочитать своему другу Святославу Раевскому, который стал делать копии стихотворения и раздавать своим друзьям, те же переписывали текст для своих знакомых. Стихотворение «Смерть поэта» за несколько часов разошлось по Петербургу. Это стихотворение не только принесло поэту настоящую славу, но и сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова.
За крамольное [3] стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.
Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.
Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.
Ведущие темы в лирике Лермонтова
Тема одиночества в лирике поэта-изгнанника. Стихотворение «Парус»
Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.
Реально существующий парус, белеющий «в тумане моря голубом», является олицетворением сущности человека и его судьбы. Образ «мятежного» паруса – символ мятущейся одинокой души поэта. Символичен и образ морской стихии: играющие волны, бескрайние просторы аллегорически представляют жизнь с ее волнениями, безграничными возможностями, неизвестностью, переменчивостью.Огромное море «играет волнами», его воды «светлей лазури», солнце освещает парус золотыми лучами. Но парус затерялся в «тумане моря», его мачта гнется от ветра. Парусу поэт приписывает стремления собственной души, задает вопросы, на которые сам ищет ответы: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Метания души переданы в строках про счастье, которого он не избегает, но и не ищет. Цель не счастье, а сам путь. Несомненно, что он в поисках не тихой гавани, а бури, словно буря может помочь обрести покой мятущейся душе.Для лирического героя покой не бездействие, буря олицетворяет бурную деятельность, придающую смысл жизни. Он романтический бунтарь, который стремится окунуться в глубину жизни.
Это самое знаменитое пейзажно-философское стихотворение Лермонтова сам автор не считал значимым и не включил «Парус» в свой поэтический сборник 1840 г. Образ паруса изображен Лермонтовым в акварельной работе.
Стихотворения «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Три пальмы», «Утес»
Художественные образы-символы в лирике Лермонтова. Отражение судьбы поэта в его поэтических образах. Основные художественно-выразительные средства
Лермонтов в стихотворении «Три пальмы» затронул проблему выбора жизненного пути. Можно жить спокойно, помогая людям, с благодарностью принимая то, что тебе предначертано судьбой. Можно избрать жизнь яркую, но недолгую, сгорая от собственных желаний.Звучит в балладе и религиозная мораль: пальмам посылается наказание за гордыню, они забыли о смирении. Когда пальмы жалуются, что «годы неслышно прошли», Бог внимает их роптанию, дает шанс пережить яркую ночь, сгорая на костре, отдавая свое тепло другим. Автор хотел донести мысль, что нужно быть благодарным за данную судьбой жизнь, не обольщаться иллюзорностью мечтаний, который могут не оправдать надежд, иметь разрушительные последствия.
Ведущей темой стихотворения «Три пальмы» стала проблема связи человека с природой. Природа, дарующая людям благо, беззащитна перед их варварством и безалаберностью. Бездушное обращение людей с миром природы, ведущих себя, как неразумные «малые дети», привело к трагедии: зеленый оазис превратился в «бесплодную почву». Выжженная земля больше не способна давать приют людям.
Лермонтов в стихотворении «Три пальмы» использует различные средства выразительности. Деревьям приписываются человеческие качества, для этого поэт использует олицетворение:«пальмы приветствуют», их «листья шепчут», они «пали без жизни», «одежду» с них сорвали, «тела» деревьев изрублены. Выразительные эпитеты [9] и метафоры [10] привносят в текст особый эмоциональный настрой: «гордые пальмы», «питомцы столетий», «ручей звучный», «пепел седой», «махровой главой», «пылающая грудь» и др. Караван в пустыне сравнивается с колышущимся «челноком» в море, сравнение людей с «малыми детьми» является характеристикой их поступков.
Последний год жизни Лермонтов находился в ссылке в Чечне на Кавказе. В это время в его творчестве появляется много стихотворений, которые являются философскими размышлениями о своем предназначении и смысле жизни. Эти мысли отразились в стихотворениях «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утес» и др. Пейзаж и явления природы послужили поэту декорациями для раскрытия темы одиночества. Жизненный путь лирического героя, его внутренний мир показаны через образы-символы, взятые из мира природы. Поэт мыслил этими поэтическими образами, сопоставляя их суть со своей собственной судьбой. Лермонтов использовал средства выразительности, чтобы создать неповторимые образы в этих небольших стихотворениях, представляющих собой уникальные образцы поэтического мастерства.
Стихотворение Лермонтова «Тучи», главной темой которого стала тема одиночества и изгнания, было создано Лермонтовым в 1840 г. перед предстоящим отъездом на Кавказ. Символом бесприютного скитания стал образ тучек, благодаря которому автор раскрывает мир своих переживаний. Поэт-изгнанник в своем воображении ведет задушевную беседу с небесными тучами, которые странствуют по собственной воле, а не по приговору властей. В первых двух четверостишиях лирический герой ощущает свою связь с тучками: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Он считает себя таким же странником, по воле судьбы скитающимся на чужбине. Но у «небесных странников» есть свобода выбора, которой лишен лирический герой, он не волен в выборе своего пути. В изгнании он обречен на одиночество вдали от Родины и близких людей. В третьем четверостишии поэт с раненой душой приходит к выводу: тучам, в отличие от него, чужды чувства и переживания, у них нет привязанностей, они просто равнодушные созерцатели, у них нет родины, значит нет и изгнания. Он же, покидая «милый север», страдает от разлуки с родными местами.В стихотворении Лермонтова тема одиночества и изгнания тесно связана с темой любви к Родине.
В обращении к тучам используются риторические вопросы, автор задает эти вопросы и самому себе. Риторические вопросы не предполагают ответа, либо ответ содержится в самом вопросе. Такие вопросы употребляются для обострения темы.
В стихотворении «Тучи» Лермонтовым созданы яркие примеры использования художественно-выразительных средств. В описании туч используется олицетворение: тучи-странники, изгнанники.В поэтическом тексте много эпитетов, представляющих собой характеристики образов: «тучки небесные», «вечно свободные», «вечные странники», «милого севера», «клевета ядовитая» и пр. Используется прием, когда эпитеты становятся частью метафоры: «степью лазурною», «цепью жемчужною», «нивы бесплодные». Например, эпитет «лазурною», сочетаясь со словом «степь» создает метафору, в которой бескрайнее небо сопоставляется со степными просторами. Метафоры, характеризующие тучи, приоткрывают и духовный мир лирического героя.
В стихотворении «Листок» Лермонтовым также использованы разнообразные художественные изобразительные средства. Для характеристики образов автором были употреблены эпитеты: «отчизне суровой», «ветки родимой», «листья изумрудны» и др. Человеческие черты образам природы придают олицетворение и метафоры: «зеленые ветви лаская», «шепчется ветер», «ты пылен и желт», «засох я без тени», и др.
Темой одиночества и безысходности пронизано небольшое стихотворение «Утес», написанное Лермонтовым за несколько недель до трагической гибели. В этой лирической новелле всего два четверостишия. Местом действия стихотворения является пустыня, олицетворяющая одиночество человека в окружающем его мире, в пустыне случайно состоялась мимолетная встреча утеса и тучки.В этих образах прослеживается история человеческих отношений, мотив неразделенной любви. Образ тучки олицетворяет беззаботную, ветреную, беспечную девушку. Образ утеса – умудренного житейским опытом мужчину. В качестве изобразительных средств в стихотворении использованы олицетворение и антитеза [12] : старый утес-великан в задумчивости плачет – весело играет молодая тучка.
Лермонтов, хорошо владевший иностранными языками, делал переводы зарубежной лирики. По мотивам стихотворения «Сосна стоит одиноко» немецкого романтика Г. Гейне был создан шедевр Лермонтова «На севере диком…». Это не просто поэтический перевод, Лермонтов изменил замысел оригинального текста, чтобы передать собственные чувства, свою неосуществимую мечту. Суровый и загадочный северный пейзаж подчеркивает одиночество заснеженной сосны. Стихотворение отражает состояние души лирического героя: он обречен на одиночество и тоскует. У него есть вера, что где-то далеко есть родственная ему одинокая душа, она олицетворена в образе южной пальмы в «пустыне далекой», которая снится северной сосне.
Антитезой в стихотворении Лермонтова усиливается контраст образов. Север и юг – понятия, различные не только по географическому расположению, но и по психологическим признакам. Это разные формы жизни: тепло юга, обилие света и солнца,яркие краски, ароматы цветов, пение птиц противоположны холоду севера, снегу, скудной природе, однообразной цветовой гамме. Холод севера олицетворяет опустошенность, отсутствие душевного тепла. Лирическому герою близко состояние спящей северной сосны, южная пальма кажется несбыточной мечтой. С помощью развернутых метафор и олицетворения автор представляет сосну и пальму живыми существами с родственными душами. Замерзшая «на голой вершине» сосна страдает, тоскует, видит сновидения, «прекрасная пальма» на другом краю света грустит в одиночестве.
С помощью инверсии [13] подчеркивается лейтмотив [14] одиночества: «стоит одиноко», «на утесе горючем», «пустыне далекой». Выразительны эпитеты: «севере диком», «голой вершине», «снегом сыпучим». В описании сосны использовано сравнение, подчеркивающее великолепие ее снежного убранства: «одета, как ризой». Так называли расшитую золотыми и серебряными нитями одежду священника на праздничном богослужении или царское одеяние для торжественных церемоний.
Особенности лирики Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.
Особенностью лирики Лермонтова позднего периода его творчества стало философское осмысление законов мироздания, психологический подход к природе человеческих взаимоотношений. В своих пейзажно-философских стихотворениях он пытался найти ответы на «вечные вопросы» человеческого бытия.С детства Лермонтов относился к природе с восторженной, почти мистической любовью. В природе поэт видел высшие для себя ценности: свободу и совершенство. Природой наполнены поэтические размышления и живопись Лермонтова, потому что суть природы отвечает его внутреннему состоянию, его стремлениям к идеалу. Поэт Константин Бальмонт писал: «Лермонтов – звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны, с которым говорили демоны и ангелы».
Словарь
Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.
Корнет – младший офицерский чин.
Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.
Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.
Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.
Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.
Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.
Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.
Эпитет – художественное выразительное определение.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.
Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы
Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.
Темы и мотивы лирики Лермонтова
Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.
Ранняя лирика Лермонтова
Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.
В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.
Любовная лирика Лермонтова
Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.
Философская лирика Лермонтова
Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.
Родина в лирике Лермонтова
В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.
Одиночество в лирике Лермонтова
На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.