что относится к магистральным трубопроводам
Магистральные трубопроводы: определение, виды
Магистральными называют трубопроводы, которые транспортируют газообразные, жидкие, твердые среды от места их добычи до потребителя. Магистрали характеризуются:
Конструкция магистральных трубопроводов включают в себя трубы, трубопроводное оборудование:
По пути прокладки такие системы снабжают:
Примером магистрали может служить «Дружба», крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, транспортирует нефть из Альметьевска, Татарстан, в Восточную и Западную Европу.
Другой пример – водопроводные магистрали, которые применяют в гражданской сфере, снабжая водой отдельные дома и целые промышленные предприятия.
Для чего они нужны?
Перевозка нефтепродуктов водным и железнодорожным транспортом на дальние расстояния сопряжена с определенным риском и большими затратами. Магистральные трубопроводы упрощают транспортировку сырья из регионов, где его добывают, до мест конечного потребления. Трубопроводный транспорт:
Возведение трубопроводов из года в год подвергается механизации строительно-монтажных работ. Это упрощает процесс строительства, снижает стоимость транспортировки сырья.
Классификация
Магистрали разделяют по рабочим показателям, транспортируемым средам.
Технологические характеристики
Свод Правил 36.13330.2012 разделяет трубопроводы по рабочим параметрам. Классификацию используют при прокладке линий в разных природных условиях.
По рабочему давлению в системе:
Давление необходимо для линий, по которым перемещается вода, газ, нефть, тепловых сетей. Системы канализации работают без давления, среда в них движется под действием естественного уклона почвы.
По номинальному диаметру (DN) труб:
По температурному режиму трубопроводы:
Транспортируемые среды
По магистрали транспортируют рабочие вещества разной степени агрессивности (коррозионной активности). Агрессивность определяется относительно материала, из которого произведена труба. Среды:
Главные вещества, которые транспортируют по магистралям, – природный газ, нефть, нефтепродукты (бензин, мазут, сжиженные газы); сжиженные углеводороды; вода. В зависимости от этого выделяют магистральные:
Последние относят к узкоспециализированным и применяют редко.
Трубы магистральных трубопроводов
Материал для труб выбирают, опираясь на климат эксплуатации, агрессивность среды и давление в системе.
Стальные детали выдерживают высокое внутреннее давление, легко свариваются, устойчивы к большому диапазону температур, применяются даже в северных регионах страны. Рабочее давление определяется методом производства. По этому критерию трубы: бесшовные, с продольным или спиральным швом.
Внутренняя поверхность труб не накапливает минеральные отложения. Недостаток – хрупкость, сложность транспортировки. Применение – техническое водоснабжение, канализации, водоотведение.
Для защиты от внешнего воздействия трубы дополнительно покрывают составами:
В качестве материалов для покрытия используют битум, минеральную вату, стекловату, ППУ-оболочку, полиэтиленовую изоляцию, фольгоизол и др.
Прокладка
Сборку магистральных трубопроводов производят через плоскогорья, леса, гористую, болотистую местности, трассы и другие природные, искусственные препятствия. Прокладка бывает:
Способ устройства линии выбирают, исходя из:
Магистральные нефте-, газопроводы с высоким давлением укладывают только подземным способом. Коммуникации не должны проходить через населенные пункты, авто-, железнодорожные мосты, переезды, морские порты. Электросети для обслуживания трубопроводного оборудования вблизи таких систем также не строят.
СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (с Изменениями N 1, 2, 3)
6 Классификация и категории магистральных трубопроводов
6.1 Магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяют:
6.2 Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в зависимости от диаметра трубопровода подразделяют на:
6.2.1 Магистральные нефтепроводы:
6.2.2 Магистральные нефтепродуктопроводы:
6.3 Магистральные трубопроводы и их участки подразделяют на категории в соответствии с таблицей 1.
Категория трубопровода и его участка
Коэффициент условий работы трубопровода при расчете его на прочность, устойчивость и деформативность
6.4 Категории магистральных трубопроводов следует принимать по таблице 2.
Категория трубопровода при прокладке
наземной и надземной
Для транспортирования природного газа:
номинальным диаметром менее 200*
номинальным диаметром 1200 и более
в северной строительно-климатической зоне
Для транспортирования нефти и нефтепродуктов:
номинальным диаметром менее 700
номинальным диаметром 700 и более
в северной строительно-климатической зоне
6.5 Категории участков магистральных трубопроводов следует принимать по таблице 3.
Назначение участков трубопроводов
Категория участков при прокладке
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
1 Переходы через водные преграды:
г) горные потоки (реки)
д) поймы рек по горизонту высоких вод 10%-ной обеспеченности при диаметре трубопровода:
е) участки протяженностью 1000 м от границ горизонта высоких вод 10%-ной обеспеченности
ж) шириной зеркала воды в межень 75 м и более
2 Переходы через болота типа:
3 Переходы через железные и автомобильные дороги (на перегонах):
а) железные дороги общей сети, включая участки длиной не менее 50 м каждый по обе стороны дороги от осей крайних путей, но не менее 25 м от подошвы насыпи земляного полотна дороги
б) подъездные железные дороги промышленных предприятий, включая участки длиной 25 м каждый по обе стороны дороги от осей крайних путей
в) автомобильные дороги категорий I и II, включая участки длиной 25 м каждый по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна дороги
г) автомобильные дороги категорий III, IV, включая участки длиной 25 м каждый по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна дороги
д) автомобильные дороги категории V, включая участки длиной 15 м по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна
е) участки трубопроводов в пределах расстояний, указанных в таблице 4, примыкающие к переходам:
через все железные дороги и автомобильные дороги категорий I и II
через автомобильные дороги категорий III, IV, V
4 Трубопроводы в горной местности при укладке:
5 Трубопроводы, прокладываемые в слабосвязанных барханных песках в условиях пустынь
6 Трубопроводы, прокладываемые по поливным и орошаемым землям:
а) хлопковых и рисовых плантаций
б) прочих сельскохозяйственных культур
7 Трубопроводы, прокладываемые по территории распространения многолетнемерзлых грунтов, имеющих при оттаивании относительную осадку свыше 0,1
8 Переходы через селевые потоки, конуса выносов и солончаковые грунты
9 Узлы установки линейной арматуры (за исключением участков категорий В и I)
10 Газопроводы на длине 250 м от линейной запорной арматуры и гребенок подводных переходов (за исключением участков категорий В и I)
11 Трубопроводы на длине 100 м от границ примыкающих участков II категории, приведенных в поз.3e
12 Трубопроводы, примыкающие к территориям СПХГ, установок очистки и осушки газа, головных сооружений со стороны коллекторов и трубопроводов в пределах расстояний, указанных в поз.5 таблицы 4
13 Межпромысловые коллекторы
14 Узлы пуска и приема очистных устройств:
а) на переходах через водные преграды (категория узла определяется категорий* трубопровода на переходе);
б) на линейной части, а также участки трубопроводов длиной 100 м, примыкающие к ним
15 Трубопроводы в пределах территорий ПРГ линейной части газопроводов
16 Трубопроводы, расположенные внутри зданий и в пределах территорий КС, ПРГ, СПХГ, ДКС, ГРС, НПС, УЗРГ, включая трубопроводы топливного и пускового газа
17 Узлы подключения в газопровод, участки между охранными кранами, всасывающие и нагнетательные газопроводы КС, СПХГ, УКПГ, УППГ, ДКС (шлейфы) и головных сооружений, а также газопроводы собственных нужд от узла подключения до ограждения территории указанных сооружений
18 Газопроводы, примыкающие к ГРС в пределах расстояний, указанных в поз.8 таблицы 4, а также участки за охранными кранами длиной 250 м
19 Трубопроводы, примыкающие к секущему крану УЗРГ и ПРГ, длиной 250 м в обе стороны
20 Пересечения с подземными коммуникациями (канализационными коллекторами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, газопроводами, силовыми кабелями и кабелями связи, подземными, наземными и надземными оросительными системами и т.п.) в пределах 20 м по обе стороны от пересекаемой коммуникации
21 Пересечения с коммуникациями, приведенными в поз.20, и между собой многониточных магистральных газопроводов номинальным диаметром свыше 1000 и давлением 7,5 МПа и более, нефтепроводов номинальным диаметром свыше 700 в пределах 100 м по обе стороны от пересекаемой коммуникации
22 Пересечения (по обе стороны) в пределах расстояний, указанных в поз.12 таблицы 4, с воздушными линиями электропередачи напряжением, кВ:
23 Трубопроводы, прокладываемые по подрабатываемым территориям и территориям, подверженным карстовым явлениям
24 Переходы через овраги, балки, рвы и пересыхающие ручьи
25 Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, прокладываемые
вдоль рек шириной зеркала воды в межень 25 м и более, каналов, озер и других водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, выше населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии от них до 300 м при номинальном диаметре труб 700 и менее; до 500 м при номинальном диаметре труб до 1000 включительно; до 1000 м при номинальном диаметре труб свыше 1000
(без предварительного гидравлического испытания на трассе)
26 Газопроводы, нефте- и нефтепродуктопроводы,
прокладываемые в одном техническом коридоре, в местах расположения УЗРГ, ПРГ, узлов установки линейной запорной арматуры, пуска и приема очистных устройств, узлов подключения КС, УКПГ, УППГ, СПХГ, ДКС, ГС в трубопровод в пределах расстояний, указанных в поз.9, 10, 14, 15, 17 и 19, а от узлов подключения КС в трубопровод в пределах 250 м по обе стороны от них
(если они не относятся к более высокой категории по виду прокладки и другим параметрам)
27 Участки магистрального трубопровода в зонах активных тектонических разломов и прилегающие участки на расстоянии 100 м от границ разлома
1 Категории отдельных участков трубопроводов, аварийное повреждение которых может вызвать перебои в подаче газа, нефти и нефтепродуктов городам и другим крупным потребителям, а также загрязнение окружающей среды, при соответствующем обосновании допускается повышать на одну категорию.
2 Болота по характеру передвижения по ним строительной техники делятся на следующие типы:
3 При пересечении трубопроводом массива болот различных типов при соответствующем обосновании допускается принимать категорию всего участка как для наиболее высокой категории на данном массиве болот.
4 Испытания участков трубопроводов, прокладываемых через водные преграды шириной в межень менее 25 м и глубиной менее 1,5 м, с границами в межень по 100 м от уреза воды, следует предусматривать в составе смонтированного трубопровода согласно установленной категории.
7 Категорию участков трубопроводов, прокладываемых в поймах рек, подлежащих затоплению под водохранилище, следует принимать как для подводных переходов через водные преграды.
8 При небольшой продолжительности подтопления паводковыми водами (менее 20 дней) и незначительной глубине этого подтопления, позволяющей оперативное проведение в данной местности аварийно-восстановительных работ на трубопроводах в случае их повреждения, выполнение требований поз.1д для газопроводов не обязательно.
9 Знак «-» в настоящей таблице означает, что категория не регламентируется.
10 В случае установки линейной запорной арматуры на газопроводе-ответвлении следует назначать участки категории II на магистральном газопроводе и на газопроводе-ответвлении на длине 250 м по радиусу от границы кранового узла в соответствии с поз. 10.
11 Газопроводы подключения, газопроводы-отводы и газопроводы-перемычки являются магистральными газопроводами.
Что относится к магистральным трубопроводам
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
___________________________________________________________________
Текст Сравнения СНиП 2.05.06-85* с СП 36.13330.2012 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 1986-01-01
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (И.В.Сессин).
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 г. N 30
ВЗАМЕН СНиП II-45-75
ПОДГОТОВЛЕНЫ К ПЕРЕИЗДАНИЮ Управлением технормирования Минстроя России (Н.А.Шишов).
СНиП 2.05.06-85* является переизданием СНиП 2.05.06-85 с изменениями N 1, N 2, утвержденными постановлениями Госстроя СССР от 8 января 1987 г. N 1, от 13 июля 1990 г. N 61, и изменением N 3, утвержденным постановлением Минстроя России от 10 ноября 1996 г. N 18-78.
Пункты и таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих строительных нормах и правилах звездочкой.
При пользовании нормативным документом следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемые в журнале «Бюллетень строительной техники» и информационном указателе «Государственные стандарты».
Настоящие нормы распространяются на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них с условным диаметром до 1400 мм включ. с избыточным давлением среды свыше 1,2 МПа (12 кгс/см ) до 10 МПа (100 кгс/см ) (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для транспортирования:
а) нефти, нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина), природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов);
б) сжиженных углеводородных газов фракций С и С и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 °С не свыше 1,6 МПа (16 кгс/см ) из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления;
в) товарной продукции в пределах компрессорных (КС) и нефтеперекачивающих станций (НПС), станций подземного хранения газа (СПХГ), дожимных компрессорных станций (ДКС), газораспределительных станций (ГРС) и узлов замера расхода газа (УЗРГ);
г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пунктов редуцирования газа (ПРГ).
В состав магистральных трубопроводов входят:
трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола;
установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;
линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;
здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;
головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, КС и ГРС;
пункты подогрева нефти и нефтепродуктов;
указатели и предупредительные знаки.
Настоящие нормы не распространяются на проектирование трубопроводов, прокладываемых на территории городов и других населенных пунктов, в морских акваториях и промыслах, а также трубопроводов, предназначенных для транспортирования газа, нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, оказывающих коррозионные воздействия на металл труб или охлажденных до температуры ниже минус 40 °С.
Проектирование трубопроводов, предназначенных для транспортирования стабильного конденсата и стабильного бензина, следует производить в соответствии с требованиями настоящих норм, предъявляемыми к нефтепроводам.
К стабильному конденсату и бензину следует относить углеводороды и их смеси, имеющие при температуре плюс 20 °С упругость насыщенных паров менее 0,2 МПа (2 кгс/см ) (абс).
Проектирование зданий и сооружений, в том числе инженерных коммуникаций, расположенных на площадках КС, НПС, ГРС, СПХГ и ДКС, следует выполнять в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию соответствующих зданий и сооружений, утвержденных Минстроем России, с учетом требований настоящих норм.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Магистральные трубопроводы (газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы)* следует прокладывать подземно (подземная прокладка).
* В тексте норм, за исключением особо оговоренных случаев, вместо слов: «магистральный(е) трубопровод(ы)» будет употребляться слово «трубопровод(ы) «.
Прокладка трубопроводов по поверхности земли в насыпи (наземная прокладка) или на опорах (надземная прокладка) допускается только как исключение при соответствующем обосновании в случаях, приведенных в п.7.1. При этом должны предусматриваться специальные мероприятия, обеспечивающие надежную и безопасную эксплуатацию трубопроводов.
1.3. Под техническим коридором магистральных трубопроводов надлежит понимать систему параллельно проложенных трубопроводов по одной трассе, предназначенных для транспортирования нефти (нефтепродукта, в том числе сжиженных углеводородных газов) или газа (газового конденсата).
В отдельных случаях при технико-экономическом обосновании и условии обеспечения надежности работы трубопроводов допускается совместная прокладка в одном техническом коридоре нефтепроводов (нефтепродуктопроводов) и газопроводов.
1.4. Предельно допустимые (суммарные) объемы транспортирования продуктов в пределах одного технического коридора и расстояния между этими коридорами определяются согласно строительным нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке.
1.5. Не допускается прокладка магистральных трубопроводов по территориям населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, аэродромов, железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней и других аналогичных объектов.
1.6. Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов.
1.7. Температура газа, нефти (нефтепродуктов), поступающих в трубопровод, должна устанавливаться исходя из возможности транспортирования продукта и требований, предъявляемых к сохранности изоляционных покрытий, прочности, устойчивости и надежности трубопровода.
Необходимость и степень охлаждения транспортируемого продукта решаются при проектировании.
1.8. Трубопроводы и их сооружения следует проектировать с учетом максимальной индустриализации строительно-монтажных работ за счет применения, как правило, труб с заводской изоляцией и сборных конструкций в блочно-комплектном исполнении из стандартных и типовых элементов и деталей, изготовленных на заводах или в стационарных условиях, обеспечивающих качественное их изготовление. При этом принятые в проекте решения должны обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию трубопроводов.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТЕГОРИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
2.1. Магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:
2.2. Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в зависимости от диаметра трубопровода подразделяются на четыре класса, мм:
2.3. Магистральные трубопроводы и их участки подразделяются на категории, требования к которым в зависимости от условий работы, объема неразрушающего контроля сварных соединений и величины испытательного давления приведены в табл.1.
Категория трубопровода и его участка
Коэффициент условий работы трубопровода при расчете его на прочность, устойчивость и деформативность
Количество монтажных сварных соединений, подлежащих контролю физическими методами, % общего количества
Величина давления при испытании и продолжительность испытания трубопровода
СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТЕГОРИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
2.1. Магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:
2.2. Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в зависимости от диаметра трубопровода подразделяются на четыре класса, мм:
2.3. Магистральные трубопроводы и их участки подразделяются на категории, требования к которым в зависимости от условий работы, объема неразрушающего контроля сварных соединений и величины испытательного давления приведены в табл.1.
Категория трубопровода и его участка
Коэффициент условий работы трубопровода при расчете его на прочность, устойчивость и деформативность
Количество монтажных сварных соединений, подлежащих контролю физическими методами, % общего количества
Величина давления при испытании и продолжительность испытания трубопровода
Примечание. При испытании трубопровода для линейной его части допускается повышение давления до величины, вызывающей напряжение в металле трубы до предела текучести с учетом минусового допуска на толщину стенки.
2.4. Категории магистральных трубопроводов следует принимать по табл.2.
Категория трубопровода при прокладке
наземной и надземной
Для транспортирования природного газа:
а) диаметром менее 1200 мм
б) диаметром 1200 мм и более
в) в северной строительно-климатической зоне
Для транспортирования нефти и нефтепродуктов:
а) диаметром менее 700 мм
б) диаметром 700 мм и более
в) в северной строительно-климатической зоне
2.5. Категории участков магистральных трубопроводов следует принимать по табл.3*.
Назначение участков трубопроводов
Категория участков при прокладке
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
1. Переходы через водные преграды:
г) горные потоки (реки)
д) поймы рек по горизонту высоких вод 10%-ной обеспеченности при диаметре трубопровода, мм:
е) участки протяженностью 1000 м от границ горизонта высоких вод 10%-ной обеспеченности
2. Переходы через болота типа:
3. Переходы через железные и автомобильные дороги (на перегонах):
а) железные дороги общей сети, включая участки длиной 40 м каждый по обе стороны дороги от осей крайних путей, но не менее 25 м от подошвы насыпи земляного полотна дороги
б) подъездные железные дороги промышленных предприятий, включая участки длиной 25 м каждый по обе стороны дороги от осей крайних путей
в) автомобильные дороги I и II категорий, включая участки длиной 25 м каждый по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна дороги
г) автомобильные дороги III, III-п, IV, IV-п категорий, включая участки длиной 25 м каждый по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна дороги
д) автомобильные дороги V категории, включая участки длиной 15 м по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна
е) участки трубопроводов в пределах расстояний, указанных в табл.4, примыкающие к переходам:
через все железные дороги и
автомобильные дороги I и II категорий
через автомобильные дороги III, III-п, IV, IV-п, и V категорий
4. Трубопроводы в горной местности при укладке:
5. Трубопроводы, прокладываемые в слабосвязанных барханных песках в условиях пустынь
6. Трубопроводы, прокладываемые по поливным и орошаемым землям:
а) хлопковых и рисовых плантаций
б) прочих сельскохозяйственных культур
7. Трубопроводы, прокладываемые по территории распространения вечномерзлых грунтов, имеющих при оттаивании относительную осадку свыше 0,1
8. Переходы через селевые потоки, конуса выносов и солончаковые грунты
9*. Узлы установки линейной арматуры (за исключением участков категорий В и I)
10. Газопроводы на длине 250 м от линейной запорной арматуры и гребенок подводных переходов (за исключением участков категорий В и I)
11. Трубопроводы на длине 100 м от границ примыкающих участков II категории, приведенных в поз.3е
12. Трубопроводы, примыкающие к территориям СПХГ, установок очистки и осушки газа, головных сооружений со стороны коллекторов и трубопроводов в пределах расстояний, указанных в поз.5 табл.4
13. Межпромысловые коллекторы
14. Узлы пуска и приема очистных устройств, а также участки трубопроводов длиной 100 м, примыкающие к ним
15. Трубопроводы в пределах территорий ПРГ линейной части газопроводов
16*. Трубопроводы, расположенные внутри зданий и в пределах территорий КС, ПРГ, СПХГ, ДКС, ГРС, НПС, УЗРГ, включая трубопроводы топливного и пускового газа
17*. Узлы подключения в газопровод, участки между охранными кранами, всасывающие и нагнетательные газопроводы КС, СПХГ, УКПГ, УППГ, ДКС (шлейфы) и головных сооружений, а также газопроводы собственных нужд от узла подключения до ограждения территории указанных сооружений
18. Газопроводы, примыкающие к ГРС в пределах расстояний, указанных в поз.8 табл.4, а также участки за охранными кранами длиной 250 м
19. Трубопроводы, примыкающие к секущему крану УЗРГ и ПРГ, длиной 250 м в обе стороны
20. Пересечения с подземными коммуникациями (канализационными коллекторами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, газопроводами, силовыми кабелями и кабелями связи, подземными, наземными и надземными оросительными системами и т.п.) в пределах 20 м по обе стороны от пересекаемой коммуникации
21. Пересечения с коммуникациями, приведенными в поз.20, и между собой многониточных магистральных газопроводов диаметром свыше 1000 мм и давлением 7,5 МПа (75 кгс/см ) и более нефтепроводов диаметром свыше 700 мм в пределах 100 м по обе стороны от пересекаемой коммуникации
22. Пересечения (по обе стороны) в пределах расстояний, указанных в поз.12 табл.4*, с воздушными линиями электропередачи напряжением, кВ:
23.Трубопроводы, прокладываемые по подрабатываемым территориям и территориям, подверженным карстовым явлениям
24. Переходы через овраги, балки, рвы и пересыхающие ручьи
25. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, прокладываемые вдоль рек шириной зеркала воды в межень 25 м и более, каналов, озер и других водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, выше населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии от них до 300 м при диаметре труб 700 мм и менее; до 500 м при диаметре труб до 1000 мм включ.; до 1000 м при диаметре труб свыше 1000 мм
(без предварительного гидравлического испытания на трассе)
26*. Газопроводы, нефте- и нефтепродуктопроводы, прокладываемые в одном техническом коридоре, в местах расположения УЗРГ, ПРГ, узлов установки линейной запорной арматуры, пуска и приема очистных устройств, узлов подключения КС, УКПГ, УППГ, СПХГ, ДКС, ГС в трубопровод в пределах расстояний, указанных в поз.9, 10, 14, 15, 17 и 19, а от узлов подключения КС в трубопровод в пределах 250 м по обе стороны от них
(если они не относятся к более высокой категории по виду прокладки и другим параметрам)
Примечания: 1. Категории отдельных участков трубопроводов, аварийное повреждение которых может вызвать перебои в подаче газа, нефти и нефтепродуктов городам и другим крупным потребителям, имеющим большое народнохозяйственное значение, а также загрязнение окружающей среды, при соответствующем обосновании допускается повышать на одну категорию.
2. Типы болот следует принимать в соответствии с требованиями СНиП III-42-80*.
3. При пересечении трубопроводом массива болот различных типов при соответствующем обосновании допускается принимать категорию всего участка как для наиболее высокой категории на данном массиве болот.
4. Испытания участков трубопроводов, прокладываемых через водные преграды с зеркалом воды в межень менее 10 м, следует предусматривать в составе смонтированного трубопровода в один этап.
5*. Действующие трубопроводы, находящиеся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению представителей заказчика строящегося сооружения, эксплуатационной организации и соответствующего органа государственного надзора), при пересечении их проектируемыми трубопроводами, линиями электропередачи, а также подземными коммуникациями, указанными в поз.20 и 21, и при параллельной прокладке в соответствии с поз.26*, не подлежат замене трубопроводами более высокой категории.
6. Действующие трубопроводы, пересекаемые строящимися железными и автомобильными дорогами, подлежат реконструкции в соответствии с поз.3.
7. Категорию участков трубопроводов, прокладываемых в поймах рек, подлежащих затоплению под водохранилище, следует принимать как для переходов через судоходные водные преграды.
8. При небольшой продолжительности подтопления паводковыми водами (менее 20 дн.) и незначительной глубине этого подтопления, позволяющей оперативное проведение в данной местности аварийно-восстановительных работ на трубопроводах в случае их повреждения, выполнение требований поз.1д для газопроводов не обязательно.
9. Категорийность участков трубопроводов на переходах через водохранилища, пруды, озера следует принимать:
10. Знак «-» в таблице означает, что категория не регламентируется.