что относится к малярным работам
Малярные работы
Полезное
Смотреть что такое «Малярные работы» в других словарях:
МАЛЯРНЫЕ РАБОТЫ — (при ремонте помещений). Малярные работы занимают значительное место при ремонте помещений и завершают почти все ремонтные работы (ремонт штукатурки, навеска дверей, замена радиаторов центрального отопления и т. д.). Для окрашивания внутри зданий … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
малярные работы — сущ., кол во синонимов: 1 • малярка (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Малярные работы — Маляр (нем. mahler живописец) рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, внутренних помещений и различных крупных предметов.[1] Содержание 1 История 1 … Википедия
малярные работы — Рис. 1. Инструменты и приспособления для малярных работ. Рис. 1. Инструменты и приспособления для малярных работ: 1 маховая кисть; 2 кисть флейц; 3 кисть макловица; 4 кисть ручник; 5 филёночная кисть; 6 кисть торцовка; 7 стальные щётки; 8 валик;… … Энциклопедия «Жилище»
малярные работы и работы по укладке пола — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN painting and flooring work … Справочник технического переводчика
РАБОТЫ МАЛЯРНЫЕ — работы, связанные с применением лаков, красок, белил и др. материалов. При выполнении этих работ необходимо соблюдать следующие правила безопасности: перед началом работ, особенно с материалами на нитрооснове, необходимо проверить вентиляцию и… … Российская энциклопедия по охране труда
работы малярные — Отделочные работы по окраске поверхностей строительных конструкций и оборудования, включающие подготовительные операции, нанесение окрасочных составов и окончательную отделку [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика
РАБОТЫ МАЛЯРНЫЕ — отделочные работы по окраске поверхностей строительных конструкций и оборудования, включающие подготовительные операции, нанесение окрасочных составов и окончательную отделку (Болгарский язык; Български) бояджийски работи (Чешский язык; Čeština)… … Строительный словарь
МАЛЯРНЫЕ СУДОВЫЕ РАБОТЫ — совокупность производственных процессов подготовки под окраску и нанесение лакокрасочных покрытий на наружные и внутренние корпусные конструкции, поверхности судовых помещений, трубопроводы и т. д. Надежность и долговечность покрытий во многом… … Морской энциклопедический справочник
Отделочные работы — в строительстве, комплекс строительных работ, связанных с наружной и внутренней отделкой зданий и сооружений с целью повышения их эксплуатационных и эстетических качеств. О. р. являются завершающим этапом строительства; от их… … Большая советская энциклопедия
Справочник мастера малярных работ
К малярным работам относятся окрашивание и оклеивание помещений различными материалами, а также предварительная подготовка поверхностей для этого. Справочник поможет выбрать вид и цвет отделочного материала (краски, обои, жидкие обои и т. д.) для внутренней отделки помещения и качественно выполнить малярные работы в соответствии с профессиональными требованиями.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справочник мастера малярных работ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Выбор вида отделки помещения
К малярным работам относится окрашивание различных поверхностей. Качество окрашивания во многом зависит от красящего состава, подготовки поверхности. Кроме того, долговечность слоя краски зависит от других факто ров: наличия необходимых навыков, физико-технических характеристик материалов, приготовления составов для грунтования, шпатлевания и окрашивания. Лишь при правильном проведении малярных работ получится красивая и долговечная поверхность.
Для окрашивания используют разнообразные материалы: готовые краски, сухие строительные краски, пигменты, олифу, клей или мел. Если краска плохого качества, она в скором времени начнет отслаиваться и крошиться.
Прежде чем приступить к окрашиванию, необходимо добиться, чтобы поверхность была идеально ровной, так как краска не в состоянии устранить все шероховатости и неровности. Поэтому окрашиваемую поверхность грунтуют, покрывают слоем шпатлевки и выравнивают. После высыхания ее шлифуют сначала крупнозернистой шкуркой, а потом мелкой, добиваясь гладкой поверхности. Перед окрашиванием поверхность еще один или два раза покрывают грунтовкой, чтобы краска как можно лучше схватилась с поверхностью и не начала через некоторое время отслаиваться.
Плюсами краски является долговечность покрытия по сравнению с оклеиванием обоями или же иными видами отделки, сравнительная дешевизна работ.
При работе с красящими составами не требуются какие-либо специальные навыки, вполне достаточно овладеть основами малярных работ.
Главным минусом при окрашивании является весьма неприятный запах, а также достаточно серьезная подготовка поверхности, тогда как в случае отделки помещения обоями можно подобрать такую фактуру, которая сумеет скрыть разного рода неровности.
Оклеивание помещений обоями
Обои способны не только в значительной степени украсить комнату и придать ей законченный вид, но и утеплить. В связи с этим, их используют не только для стен, но и для потолков. При проведении таких работ следует учесть большое количество факторов, оказывающих влияние на прочность и долговечность покрытия.
Положительным моментом при выборе является разнообразие цветов, узоров и фактуры такого материала. Можно подобрать специальные обои, предназначенные для окрашивания.
До 1990-х гг. в России обои делали главным образом из бумаги, но с появлением на строительном рынке новых технологий стало возможным производство виниловых и других видов более прочных и долговечных обоев. Это позволило значительно улучшить качество отделки помещений.
К сожалению, далеко не все виды обоев способны прослужить в течение долгого времени. Самыми изнашиваемыми являются бумажные обои, которые очень чувствительны к влаге, под воздействием которой они начинают отслаиваться от поверхности. При неожиданном появлении влаги в помещении (например, если квартиру затопят соседи), ремонт придется делать заново.
Отделка жидкими обоями
Такое покрытие не слишком похоже на обои в традиционном понимании. Издалека оно больше напоминает камень, а вблизи смотрится как плотный войлок. Этот материал продается в сухом виде, а наносится примерно по той же технологии, что и штукатурка. Несмотря на это, жидкие обои являются практически идеальным отделочным материалом. Подготовка поверхности в этом случае будет минимальна, кроме того, их можно наносить как на горизонтальную, так и на вертикальную поверхность, даже если она не является идеально ровной.
Жидкие обои на отечественном рынке отделочных материалов появились в то время, когда любая альтернатива бумажным обоям была в новинку. В их составе бумага является главным компонентом, а основу смеси составляют волокна натуральной целлюлозы.
Жидкие обои — материал, состоящий из произведенного на водной основе, натуральных волокон целлюлозы, шелка или хлопка, натурального красителя и связующего. В качестве связующего практически всегда выступает клей КМЦ или акриловая дисперсия. Этот материал абсолютно безопасен с точки зрения экологических характеристик. Для создания определенного эффекта используют мраморную или кварцевую крошку, различные цветные флоки. Зачастую в состав жидких обоев вносят слюдяные блески. Их можно приобрести отдельно — они продаются в специальном пакете, в случае необходимости блески добавляют в обои.
Жидкие обои используют только для внутренней отделки помещений. Если рассматривать этот отделочный материал с точки зрения дизайна, то лучше всего они подойдут для детской комнаты и спальни. Это покрытие, помимо своих положительных эстетических характеристик, обладает хорошими шумоизоляционными свойствами, а также в состоянии увеличить акустические данные помещения.
Жидкие обои заметно выигрывают по сравнению с обыкновенными рулонными материалами и декоративной штукатуркой. Основной положительной характеристикой является то, что для работы с жидкими обоями не потребуется много места. В отличие от обычных обоев, их не надо намазывать клеем, подгонять рисунок и нарезать, поэтому после их нанесения полы останутся чистыми. Перед отделкой не придется тщательно выравнивать поверхность. С таким материалом очень комфортно работать, так как он не имеет запаха, пыли тоже нет. Жидкие обои с легкостью наносятся без стыков, полностью заполняют все швы между потолком, стенами и оконными рамами. Жидкими обоями очень удобно отделывать колонны, арки и прочие декоративные архитектурные элементы. После высыхания у этого материала сохраняется определенная пластичность, поэтому после усадки дома слой жидких обоев не покроется трещинами.
Еще одно преимущество заключается в микропористой структуре, благодаря чему создается хороший уровень звуко — и теплоизоляции. Поверхность после высыхания остается дышащей, в помещении не возникают парниковый эффект и ощущение сырости, что встречается в случае применения виниловых обоев.
Покрытие не впитывает в себя разного рода неприятные запахи, а также является пылеотталкивающим, при горении вообще не выделяет токсичных газов. Если обои испачкались, то этот участок легко вырезают, в воде разводят остатки жидких обоев и по аналогичной технологии устраняют повреждение.
Главным минусом жидких обоев является их относительно высокая стоимость по сравнению с обыкновенными бумажными или виниловыми обоями или же натяжным покрытием. Хотя с появлением новых технологий жидкие обои становятся дешевле, однако все равно они стоят достаточно дорого.
Другим минусом в использовании такого рода покрытия является не слишком большое разнообразие расцветок. С течением времени этот недостаток также уходит в прошлое, так как фирмы, выпускающие жидкие обои, используют разнообразные нестандартные решения, для того чтобы увеличить ассортимент своей продукции. Еще один недостаток роднит их с обыкновенными бумажными обоями — жидкие обои не предназначены для мытья. Несмотря на то, что они водостойкие, в случае затопления квартиры соседями сверху будут очень хорошо заметны следы от воды.
Любое место в квартире или доме можно изменить, если подобрать для него правильный цвет. При грамотном применении цвета можно внести изменения в традиционное жилье или же в интерьер, содержащий в себе современные элементы. Старый интерьер можно освежить за счет использования светлых неярких цветов. Насыщенные тона (например, изумрудно-зеленый или темно-рубиновый) помогут создать атмосферу уюта. Подбирать цвета следует очень тщательно, так как цветовая гамма — важная составляющая каждого дома.
При выборе цвета надо руководствоваться своим вкусом и предпочтениями, так как в этом помещении вы будете находиться достаточно большое количество времени. Обязательно принимайте во внимание степень освещенности помещения. Освещение является одним из ключевых элементов при создании проекта интерьера. Лучше всего сделать таким образом, чтобы в дом попадало как можно больше солнечных лучей, для чего следует выбирать занавески из тонкой ткани.
В процессе выполнения проекта отдельной комнаты всегда принимают во внимание естественный свет, который проникает туда. Если окна выходят на северо-восточную сторону, в помещение будет попадать минимальное количество солнечных лучей, поэтому лучше всего отделать его в теплых тонах. При наличии в ванной комнате большого окна, пропускающего значительное количество солнечных лучей, самым удачным вариантом будет комбинация голубых и фиолетовых тонов.
При выборе цвета учитывают, что в разное время года комната смотрится по-разному. Например, осенью помещение будет выглядеть темнее, потребуется искусственный свет. Выбирают такое цветовое решение интерьера, которое будет хорошо смотреться как при дневном, так и при искусственном освещении. Очень выигрышны в этом плане кофейные цвета и розовато-лиловые оттенки.
Вообще, искусственный свет является одной из ключевых составляющих современной жизни. В помещениях применяются два основных вида освещения: целевое и рассеянное. В первом случае используют сильные потоки света, направленные туда, где люди работают, читают или готовят. Здесь подходят приборы направленного действия, например лампы дневного света или настольные лампы. Основным видом является рассеянное излучение, чаще всего оно достаточно яркое, поэтому подбирают такие приборы, в которых можно регулировать уровень освещенности. Вполне допустимо подобрать настенные смягчающие лампы или же приборы, способствующие созданию максимально уютной атмосферы.
Перед началом работ по декорированию помещения следует определить его функциональное назначение. Чтобы определить наиболее подходящий цвет для помещения, на стены наносят несколько пробников и наблюдают, как они будут выглядеть после высыхания. Можно попробовать установить около этих тестов отдельную мебель и посмотреть, как выбранный цвет будет сочетаться с ней.
Домашний кабинет или офис можно оформить в небесно-голубом цвете. Желтый цвет является одним из самых подходящих для оформления кухни. Если гостиную планируется оформить в бордовых тонах, нужно продумать мебель, точнее ее фактуру, чтобы она создавала глянцевый эффект. Атмосфера будет более располагающей, если в комнате установить на низком уровне светильники, выполненные в форме свечей.
Отдельные цвета способны вызвать определенное настроение у человека, причем во многом это зависит и от глубины цвета, и от его тона.
Чтобы помещение визуально выглядело больше, пол окрашивают в темные тона, а стены и потолок делают бледными. Перспективу получают с помощью росписи, подобный эффект достигается за счет архитектурных конструкций и использования фотообоев с пейзажем. Проще всего расширить пространство небольшого помещения путем оформления стен и потолка одним и тем же материалом, что очень легко достигается в загородных строениях.
Если оформить потолок и пол темными тонами, то это поможет расширить комнату, но визуально немного уменьшит высоту потолка. При окрашивании потолка и пола светлыми красками, а стен темными, добиваются подчеркивания горизонтальных линий. Квадратная комната в таком решении будет выглядеть удлиненной, к тому же получается очень удачное оформление помещения с неправильной геометрией потолка.
Зрительно уменьшить комнату можно за счет применения темных цветов при окрашивании пола и стен, потолки в этом случае красят в светлые цвета.
Клюквенный тон хорошо контрастирует с мягкими оттенками, однако его можно использовать лишь в случае, если в наличии есть четкий геометрический план. Темный цвет зрительно затягивает в интерьер, создавая мрачную атмосферу, поэтому нужно его разбавить светлыми участками.
Наиболее строгим является черный цвет. Лучше всего, если в этот цвет будут окрашены гладкие стеклянные или лакированные поверхности. В столовой черный цвет следует использовать по минимуму, например, отделать им небольшие отдельные участки, так как они будут очень хорошо контрастировать с более светлыми основными цветами.
Малиновый цвет — цвет роскоши, поэтому его вполне можно использовать в качестве основного цвета в помещении даже при не слишком роскошном интерьере. С помощью теплых цветов можно придать помещению более уютный вид при строгом основном цвете. Мебель лучше всего оформить в темно-желтых тонах.
Какие работы называют малярными
Малярные работы – это один из видов отделочных работ. Они связаны с окрашиванием поверхностей различными красками или окрасочными составами.
Зачем нужна такая отделка:
Какие работы называют малярными
В состав этих работ включают различные манипуляции, которые помогают достичь главной задачи – нанести покрытие, сделать объект красивым, гигиеничным, износостойким.
Малярными работами являются:
Также существует художественное окрашивание, то есть не просто ровное распределение краски по поверхности, а декоративная накатка при помощи валика, фактурное окрашивание, набрызгивание, раскрашивание по трафаретам и т. д.
Какими бывают малярные работы
Окраску проводят как внутри помещения, так и снаружи, а значит, они бывают внутренними и наружными. Также их классифицируют в зависимости от качества получаемого покрытия: простые, улучшенные или высокого качества. Есть классификация по сложности технологии, которую применяют: малярные, альфрейные (художественные), монументально-декоративные. Учитывают составы, применяемые для окраски: её можно проводить водными, водоэмульсионными или неводными средствами.
Красят по разным типам основания: по бетону, дереву, оштукатуренным поверхностям. Красят кирпич, металл, гипсокартон, асбестовые листы, древесные плиты и т. д.
Получаемое покрытие может быть:
При проведении малярных работ используют самые разные лакокрасочные материалы: водоразбавляемые, водоэмульсионные, масляные, синтетические краски, эмали, лаки. А для подготовки поверхности к окрашиванию нужны шпатлевки и грунтовки. В зависимости от поставленных задач краску наносят в 1 – 3 слоя. В итоге на поверхности образуется защитная пленка, которая прочно сцепляется с основой и улучшает её свойства.
Какие инструменты применяют для малярных работ
Для нанесения грунтовок, красок, лаков нужны:
Кисти изготавливают из щетины, конского волоса, их смеси или синтетических материалов. По своему виду кисти разнообразны:
Помимо кистей используют и другие инструменты для малярных работ. Чтобы огрунтовать или окрасить большую гладкую поверхность, лучше взять валик. Валиком можно наносить любые окрашивающие составы. Он представляет собой цилиндр из металла или пластмассы, на который сверху натянут чехол из поролона или ткани. Он свободно вращается вокруг ручки и легко передвигается по окрашиваемой поверхности, равномерно распределяя краску. При выполнении малярных работ применяют валики разного диаметра и длины.
Водными красками удобно окрашивать разнообразные объекты при помощи краскопультов, распылителей, пульверизаторов. Также с их помощью наносят составы на синтетической основе определенной вязкости.
Другие инструменты и приспособления для малярных работ:
Для очищения инструментов используют скипидар, уайт-спирит, содовый или мыльный раствор. Все инструменты можно использовать повторно при условии тщательной очистки.
Сколько стоят малярные работы
Стоимость малярных работ зависит от очень многих факторов. При расчете цены учитываются используемые материалы и инструменты, габариты окрашиваемого объекта, условия проведения работы. Также необходимо учесть состояние объекта: требуется ли удаление старого ЛКП, тщательная и сложная подготовка поверхности. В некоторых случаях нужно только зашлифовать поверхность, а в других – бороться с плесенью и ржавчиной.
Также на цену влияет уровень исполнения. Иногда нужно просто закрасить стену, потолок, дверь, а в других случаях – сделать высококачественное покрытие, которое преобразит вид объекта. На цену влияет мастерство исполнителя, его опыт и квалификация.
Цена обычно устанавливается за квадратный метр или за объект целиком. По конкретному объекту и техническому заданию стоимость рассчитывается персонально. Чтобы узнать цену малярных работ или заказать другие отделочные работы на высоком уровне, позвоните нам.
малярные работы
Рис. 1. Инструменты и приспособления для малярных работ.
маля́рные рабо́ты отделочные работы, связанные с окрашиванием различных поверхностей потолков, стен, полов, оборудования и т. д. для увеличения срока их службы, придания красивого внешнего вида, а также улучшения санитарно-гигиенических условий в помещениях. При выполнении малярных работ применяют различные окрасочные составы, или краски, содержащие пигменты и жидкие связующие вещества как на водной, так и неводной основе. В водных окрасочных составах в качестве связующих обычно используются известь, цемент, жидкое стекло и клеи, а в неводных натуральные и искусственные олифы, синтетические смолы и битумы. Для отделки помещений наиболее распространены клеевые, известковые, масляные, эмалевые, водоэмульсионные краски и различные лаки. Большинство лакокрасочных материалов можно приобрести в магазинах в готовом виде или в виде полуфабрикатов, но некоторые несложно приготовить и самим. Из других материалов для работы потребуются растворители и разбавители красок (скипидар, уайт-спирит, ацетон), сиккативы, а также вспомогательные малярные смеси грунтовки, шпатлёвки и подмазочные пасты.
Основные операции при малярных работах: очистка и выравнивание (сглаживание) поверхности, нанесение огрунтовочного состава, подмазка дефектных мест, шпатлевание и шлифовка, собственно окраска и окончательная отделка поверхности. В некоторых случаях к малярным работам могут быть отнесены всевозможные виды художественных отделок: набрызг, накатка рисунка валиком, фактурная окраска, роспись по трафарету и пр. Только при правильном ведении работ можно получить прочные покрытия, которые будут служить длительное время.
Инструменты и приспособления. Для выполнения малярных работ необходимы различные (в том числе специальные) инструменты, основные из которых представлены на рис. 1. Для нанесения окрасочных составов и грунтовок применяют кисти, валики, краскопульты (краскораспылители) и пульверизаторы.
Малярные кисти обычно изготовляют из щетины, конского волоса или смеси щетины и волоса (наиболее распространены); в зависимости от назначения они бывают различных размеров и форм.
Ручники кисти небольшого размера с короткой деревянной ручкой; предназначены главным образом для окраски небольших поверхностей оконных переплётов, дверей, радиаторов, плинтусов и т. п. Их применяют в тех случаях, когда невозможно выполнить работу большими кистями, а также при окрашивании масляными красками. Ручники изготовляют либо целиком из полухребтовой щетины, либо с 50%-ной добавкой конского волоса; их диаметр от 25 до 55 мм. Щетина (волос) может быть закреплена непосредственно в отверстии деревянной ручки (с помощью клея), в металлическом патроне (обойме) или в толстом металлическом кольце. Существуют ручники, у которых между слоями щетины имеются пустоты; это делается для того, чтобы кисть лучше пружинила и набирала больше краски. Кисти со щетиной «на клею» не следует применять для окрашивания клеевыми и другие.гими водными составами во избежание размокания клея и выпадения волоса. Перед началом работы ручники, как и маховые кисти, необходимо обвязать, оставив волос длиной не более 4045 мм (при использовании клеевой краски) и 3040 мм (у ручников средних размеров при окрашивании масляной). Краску набирают ручником небольшими порциями, погружая кисть на 1020 мм, и наносят широкими ровными мазками с последующим растушёвыванием тонким слоем сначала в одном, а затем в другом направлении. Ручник держат так, чтобы волос кисти работал не торцом, а боковой частью (рис. 4, поз. 1). При этом нажим должен быть такой силы, чтобы волос слегка выгибался.
Флейцы плоские кисти с длинным, тонким и упругим волосом; изготовляются из высококачественной полухребтовой щетины или барсучьего волоса шириной от 25 до 100 мм. Применяются в основном для сглаживания (флейцевания) свеженанесённой краски удаления полос, сгустков, просвечивающих участков и другие.гих дефектов, но могут быть использованы и для окрашивания различных поверхностей для получения гладкого, глянцевого покрытия. Свежеокрашенную поверхность флейцуют концами кисти вдоль последней растушёвки. Флейцем следует проводить по окрасочному слою практически без нажима, самым кончиком волоса (рис. 4, поз. 2). В процессе флейцевания кисть пропитывается красящим составом, поэтому её нужно регулярно отжимать и вытирать тряпкой. Флейцевать можно только сухой кистью, поэтому после мытья флейцы необходимо тщательно просушить.
Филёночные кисти из жёсткой щетины выпускаются диаметром 6, 8, 10, 14 и 18 мм и предназначены для нанесения узких полос краски (так называемых филёнок), а также для окрашивания участков поверхности, не доступных для ручника. При необходимости филёночные кисти также обвязывают.
Торцовки кисти прямоугольной формы из твёрдой хребтовой щетины, укреплённой в деревянной колодке с ручкой (размер колодки 154×76 мм). Служат для обработки свежеокрашенной поверхности «под шагрень». Торцовкой наносят слабые равномерные удары так, чтобы волос кисти только слегка касался краски (рис. 4, поз. 3). От ударов краска разравнивается, образуя покрытие с шероховатой поверхностью (в виде мельчайших бугорков). Не рекомендуется наносить удары торцовкой по одному и тому же месту более одного раза: после высыхания краски эти места будут выделяться. Торцуют обычно покрытия из клеевых и масляных красок, обязательно чистой и сухой кистью, поэтому во время работы кисть часто приходится вытирать сухой тряпкой. После мытья торцовки следует хорошо просушить. (При отсутствии специальной щётки для торцевания может быть использована и обычная одёжная щётка.)
В процессе работы все кисти изнашиваются. Чтобы обеспечить равномерное истирание волоса по всей окружности кисти, при окрашивании её надо время от времени вращать, поворачивая разными сторонами к окрашиваемой поверхности.
Для работы с валиком окрасочный состав наливают в ведро или специальную ванночку, в которые необходимо вставить сетку на рамке или стальной лист с пробитыми отверстиями для отжима излишков набранной валиком краски. Окунув валик в краску, им прокатывают по сетке, подносят к поверхности и с нажимом ведут в нужном направлении (рис. 5). Краску необходимо тщательно растушёвывать, для чего валик прокатывают несколько раз по одному и тому же месту (на стенах обычно сначала сверху вниз, затем снизу вверх), накладывая полосы краски (так называемые ласы) одна на другую так, чтобы они перекрывались на 4050 мм. Избытки краски, собранные валиком, переносят на неокрашенную часть поверхности. По мере расходования краски силу нажима на валик увеличивают; при этом необходимо следить, чтобы в процессе окрашивания не оставалось потёков. Окраску валиком обычно выполняют за 12 раза. Поскольку валик (по сравнению с кистями) не так сильно втирает краску в поверхность, его не рекомендуется применять для окрашивания фактурных поверхностей, а также при наличии на них трещин, выбоин и другие.гих мелких дефектов.
Водные краски удобно и быстро можно нанести с помощью различных распылителей, например краскопульта, садового опрыскивателя или пульверизатора, входящего в комплект пылесоса. Перед распылением окрасочный состав надо тщательно процедить.
По окончании окрасочных работ посуда и инструмент должны быть тщательно вымыты. Клеевые и другие.гие водорастворимые краски легко отмываются тёплой или горячей водой. От масляных и эмалевых красок инвентарь сначала очищают керосином, скипидаром или уайт-спиритом, а затем промывают слабым мыльным или содовым раствором (предварительно сняв с кисти временную обвязку) до тех пор, пока вода не перестанет окрашиваться. Не рекомендуется использовать для мытья кистей бензин и ацетон, так как они сушат волос и он делается ломким. Вымытые кисти отжимают от излишков воды и сушат в подвешенном состоянии волосом вниз, придав волосу форму факела и слегка обвязав его шпагатом или марлей, чтобы он не расходился в стороны при высыхании.
Все лакокрасочные материалы и растворители следует хранить в герметично закрытой посуде.
Подготовка поверхностей к окраске. Малярные работы начинают с осмотра и подготовки поверхностей. Перечень основных подготовительных операций и их последовательность при отделке помещения зависят главным образом от материала поверхности, выбора окрасочного состава, а также от того, какая предполагается отделка простая, улучшенная или высококачественная (табл.).
Перечень и последовательность основных операций при окраске стен и потолков
Операции | Вид отделки | ||
простая | улучшенная | высококачественная | |
Очистка поверхности | + | + | + |
Сглаживание поверхности | + | + | + |
Разделка и расшивка трещин и другие.гих дефектов | | + | + |
Первое грунтование | + | + | + |
Подмазка дефектных мест | | + | + |
Шлифовка подмазанных участков | | + | + |
Сплошное шпатлевание | | | + |
Шлифовка зашпатлёванной поверхности | | | + |
Второе грунтование | | + | + |
Первая окраска | + | + | + |
Флейцевание | | | + |
Вторая окраска | + | + | + |
Флейцевание или торцевание | | + | + |
Новые оштукатуренные и бетонные поверхности перед окраской должны быть выровнены (сглажены); их прочищают пемзой, лещадью или шлифовальной шкуркой, удаляя бугорки и шероховатости. Прочистку выполняют по сухим поверхностям. Если в штукатурке имеются трещины, то их «расшивают», то есть вырезают ножом или металлическим шпателем вдоль трещин канавки глубиной не менее 3 мм (как правило, треугольного сечения), очищают от остатков штукатурки, смачивают водой и заполняют штукатурным раствором или специально приготовленной подмазочной пастой из мела и гипса, после этого хорошо сушат и затирают.
Подготовка металлических поверхностей к окраске сводится в основном к очистке их металлической щёткой от ржавчины, грязи и последующей огрунтовке.
Подготовку ранее окрашенных поверхностей (это касается в первую очередь стен и потолков) начинают с удаления набелов старого, обычно толстого слоя краски, разделки трещин, устранения пятен, сколов и другие.гих дефектов штукатурки. Старые набелы и сильные загрязнения обильно смачивают горячей водой и счищают скребком. Если набелы удаляются с трудом, их смачивают 23%-ным раствором соляной кислоты; краска вспучивается, после чего поверхности промывают водой.
Пятна ржавчины и копоти на оштукатуренных поверхностях обрабатывают горячей травянкой купоросным раствором (на 1 л воды от 50 до 100 г медного купороса); жирные пятна горячим 2%-ным содовым раствором. Ржавые пятна можно также удалить пастой, состоящей из 1 части лимоннокислого натрия, растворённого в 6 частях воды с добавкой мела или глицерина, или промыть горячей концентрированной щавелевой кислотой. Если пятна на штукатурке не удаётся устранить указанными способами, то их следует закрасить белилами или масляной краской.
Закопчённые поверхности рекомендуется промывать 2%-ным раствором соляной кислоты, затем чистой горячей водой и после высыхания огрунтовать. В случае сильной загрязнённости после промывки кислотой и водой поверхности перетирают известковым раствором, приготовленным на мелком песке.
Пятна от протечек на потолке лучше всего обработать одним из следующих способов:
пятно размыть водой, просушить, покрыть белой эмалью или цинковыми белилами, затем прошпатлевать и перед окраской проолифить;
после просушки пятно покрыть гидрофобной шпатлёвкой, приготовленной на основе обычной масляно-меловой с добавлением гидрофобизирующей жидкости (типа ГКЖ-10 или ГКЖ-11);
промыть пятно травянкой (см. выше), прошпатлевать и высушить.
Для уничтожения плесени на оштукатуренных поверхностях поражённые участки следует несколько раз промазать 15%-ным раствором салициловой кислоты в денатурированном или чистом спирте либо пенициллином, разведённым в физиологическом растворе или новокаине.
Высолы (белый солевой налёт на красочном покрытии или штукатурке) обычно удаляют металлической щёткой, промывают поверхность слабым раствором соляной кислоты, которую смывают водой.
При ремонте поверхностей, ранее окрашенных масляной краской или другими неводными составами, отставшие или слабодержащиеся слои краски соскабливают шпателем. Если старая краска держится прочно, её прочищают шкуркой, загрязнённые поверхности промывают тёплой мыльной водой, а при значительном загрязнении растворителями (скипидаром, керосином, бензином); дефектные места заделывают шпатлёвкой. Если же на старом покрытии имеется много дефектов, то его приходится удалять полностью. В этом случае поверхность лучше всего обработать специальными химическими составами смывками (о них Смотри в статье Растворители). Масляную краску можно также размягчить смесью нашатырного спирта и скипидара, взятыми в соотношении 2:1. Состав наносят на поверхность малярной кистью, после размягчения краску счищают шпателем или скребком, поверхность промывают и сушат.
Для удаления старого лакового покрытия наносят пасту, состоящую из нашатырного спирта и мыла, поверхность протирают тряпкой, при этом лак удаляется вместе с пастой.
Перед окрашиванием поверхностей по старой масляной краске вновь оштукатуренные или зашпатлёванные места следует 12 раза предварительно покрыть краской того же цвета, что и старая, иначе эти участки будут выделяться из-за неравномерного впитывания олифы, входящей в состав краски, а кроме того, однотонную поверхность окрашивать легче. Вместо предварительной окраски зашпатлёванные места можно 23 раза покрыть огрунтовочным составом (грунтовкой).
Огрунтовка поверхностей одна из основных операций, которая проводится для создания дополнительного слоя, обеспечивающего прочное сцепление краски с поверхностью. Образуя на поверхности тонкую водонепроницаемую плёнку, грунтовки, кроме того, обеспечивают равномерное впитывание окрасочного состава, что позволяет получить ровное однотонное покрытие. Без грунтования выполнить качественно окраску невозможно.
В зависимости от качества поверхности грунтовку наносят в один или несколько слоев. Грунтуют только сухие поверхности; каждый новый слой грунта наносят на хорошо высохший предыдущий слой. Последний слой грунтовки следует тщательно растушевать, так как в противном случае на обрабатываемой поверхности остаются полосы, влияющие на чистоту окраски. Если окрашивание предполагается выполнить за один раз, то растушёвку грунтовки и краски нужно проводить в противоположных направлениях: грунтовки горизонтальными штрихами, а краски вертикальными. Штрихи, перекрещиваясь, позволят получить более ровную окраску поверхности.
Как правило, грунтовки имеют строго определённое назначение, например только для клеевых или известковых окрасок, но бывают и универсальные.
При обработке сильно закопчённых поверхностей в составе мыловара нужно увеличить содержание мыла в 2 раза и олифы в 34 раза.
Грунтовка-мыловар пригодна как под известковые, так и под клеевые составы (при условии, что в красках используются щёлочестойкие пигменты), однако для клеевой окраски лучше приготовить купоросную или квасцовую грунтовку.
Грунтовочные водные составы наносят маховыми кистями в 12 слоя. В процессе грунтования кистью надо водить последовательно сначала в одном (например, продольном), а потом в другом (поперечном) направлении. Если после просыхания грунта остаются тёмные полосы или пятна, поверхность грунтуют ещё раз. Покрывать загрунтованную поверхность колером можно только после полного высыхания грунтовки (примерно через сутки).
Если поверхности сильно закопчены и их приходится грунтовать 23 раза, первую огрунтовку выполняют крепким (концентрированным) горячим составом с температурой 7080°С, вторую несколько более слабым по концентрации тёплым составом (4050°С); для третьего слоя применяют ещё более слабый состав, слегка тепловатый или холодный. Снижение температуры необходимо, чтобы каждая последующая огрунтовка не могла «расплавить» ранее нанесённую. Грунтовки разной концентрации получают за счёт увеличения или уменьшения соответственно количества воды либо количества купороса, квасцов и мела, против указанного в рецепте. Хранить грунтовки под клеевую окраску рекомендуется не более 2 суток с момента приготовления.
В качестве грунтовки под масляную окраску при обработке металлических, оштукатуренных и деревянных поверхностей используется олифа в чистом виде либо с добавкой небольшого количества пигментов или тёртой краски. Красящие вещества добавляют в олифу для того, чтобы во время работы видеть пропуски и другие.гие погрешности в огрунтовке и вовремя их исправлять. Чтобы олифа глубже проникала в дерево или штукатурку, её подогревают, затем добавляют пигменты, перемешивают и наносят на поверхность за 12 раза.
В случае улучшенной или высококачественной отделки поверхность сначала грунтуют, шпатлюют, затем перед окраской тщательно олифят либо (что предпочтительней) ещё раз грунтуют жидкой масляной краской того же цвета, что и основной состав. Для этого густотёртую масляную краску разводят натуральной олифой в соотношении 1:1(2). Олифу вливают в краску, всё тщательно перемешивают и процеживают через частое сито. Иногда в состав грунтовки вводят растворитель РС-2 (до 100 г на 1 кг олифы).
Подмазка дефектных мест также относится к подготовительным операциям, предшествующим окраске, и заключается главным образом в заделке трещин, выбоин и другие.гих мелких неровностей на поверхности. Применяемые для этой цели специальные пасты, как и грунтовки, готовят своими силами в зависимости от вида используемого окрасочного состава. Пасты наносят на разделанные трещины шпателем, разравнивают, после сушки поверхность зачищают (шлифуют) куском пемзы или шлифовальной шкуркой и, если не требуется сплошного шпатлевания, приступают к повторной огрунтовке.
В качестве подмазочной пасты под клеевую окраску рекомендуется использовать следующие составы.
Гипсомеловая паста на клею : гипс (1 кг), мел (23 кг), 25%-ный раствор столярного клея (до получения рабочей консистенции). Гипс и мел смешать между собой. В противень налить раствор клея, при помешивании всыпать тонкой струёй гипсомеловую смесь, после чего всё тщательно перемешать до получения однородной массы. Густоту пасты можно регулировать добавлением гипсомеловой смеси или клеевого раствора.
Под масляную окраску лучше всего применять масляно-клеевую пасту, состоящую из олифы (1 кг), 10%-ного раствора столярного клея (100 г), мела (2,53 кг). В приготовленный горячий клеевой раствор, помешивая, медленно влить олифу, затем в полученную эмульсию всыпать тонкой струёй мел и всё тщательно перемешать. Густоту пасты регулируют добавлением мела или эмульсии.
Сплошное шпатлевание. Поверхности, подвергаемые окраске, не всегда бывают гладкими, поэтому их приходится выравнивать шпатлеванием. Применяемые для этой цели специальные составы шпатлёвки должны иметь консистенцию рыхлого теста (густые шпатлёвки трудно разравнивать).
Шпатлёвка на растительном клее : 5%-ный клеевой раствор (1 кг), олифа, лучше натуральная (30 г), мел сухой просеянный (около 2,5 кг). Из муки или крахмала готовят 5%-ный клейстер; в горячий клейстер при постоянном перемешивании сначала добавляют олифу, а затем мел, доводя шпатлёвку до рабочей густоты.
Клеевая шпатлёвка с грунтовкой : 10%-ный раствор клея (150 г), купоросная или квасцовая грунтовка(9001000 г), мел (около 2,5 кг). Купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором и на полученном составе замешивают мел.
Под масляные краски и эмали применяют полумасляные или масляные шпатлёвки. Полумасляная шпатлёвка на натуральной олифе состоит из 1 кг олифы, 250 г растворителя (скипидара), 50 г сиккатива, 200 г раствора клея 10%-ного, 20 г жидкого мыла и около 2,5 кг просеянного мела. Сначала готовят мыльно-клеевой раствор, в него при тщательном перемешивании вливают олифу, затем растворитель, сиккатив и в полученную эмульсию мел. Полумасляную шпатлёвку можно приготовить и на олифе Оксоль; в этом случае в состав шпатлёвки не следует вводить растворитель.
Масляную шпатлёвку получают смешиванием натуральной олифы (1 кг) и сиккатива (100 г) с последующим добавлением до нужной густоты сухого просеянного мела. Эта шпатлёвка отличается медленным высыханием, однако имеет повышенную прочность. Её рекомендуется применять при подготовке под окраску полов, оконных переплётов, подоконников, наружных дверей и другие.гих поверхностей, подверженных воздействию влаги.
В качестве шпатлёвок под алкидные краски можно использовать также готовые составы, выпускаемые промышленностью: пентафталевые шпатлёвки ПФ-002 и ПФ-0044 для шпатлевания деревянных и проолифленных поверхностей, мастику Карболат, Полипласт и некоторые другие. При подготовке поверхностей под окраску нитроэмалями применяют нитроцеллюлозные шпатлёвки (например, НЦ-007 и НЦ-008).
Шпатлёвку обычно наносят деревянным или металлическим шпателем. В правую руку берут шпатель, забирают им небольшую порцию шпатлёвки и намазывают её на поверхность; затем нажимают на лезвие шпателя левой рукой и разравнивают вертикальными или горизонтальными движениями, держа шпатель под углом к поверхности (рис. 6). Чем сильнее нажим, тем тоньше слой шпатлёвки. Переплёты, наличники, а также различные узкие места (в тех случаях, когда неудобно работать шпателем) сглаживают с помощью твёрдых резиновых полосок нужной ширины с ровно обрезанными или фигурными кромками.
В зависимости от качества поверхности шпатлевание приходится выполнять от одного до трёх раз. После нанесения каждого слоя шпатлёвки обработанные места необходимо зачистить шлифовальной шкуркой или пемзой. Второй слой шпатлёвки лучше наносить по предварительно загрунтованной и высушенной поверхности она ложится более тонким слоем, а кроме того, шпатлевать по грунтовке легче. Для зачистки шпатлёвки шлифовальную шкурку складывают в несколько слоев и трут ею в разных направлениях. Работать будет удобнее, если обернуть шкуркой деревянный брусок. Оставшиеся шереховатости, царапины исправляют повторным шпатлеванием и зачисткой (шлифовкой). Зачищают прошпатлёванные поверхности в сухом и в мокром виде. Сухое шлифование применяют для клеевых шпатлёвок, мокрое для полумасляных и масляных.
По чистоте получаемой поверхности мокрая обработка, как правило, превосходит сухую. Отшлифованную поверхность повторно грунтуют, дают просохнуть и приступают к окраске.
Приготовление окрасочных составов. Окрашивание. При выполнении малярных работ используют окрасочные составы, готовые к употреблению (заводского производства) или приготовленные самостоятельно из сухих строительных красок, мела, извести, воды и др. Различают простые и сложные окрасочные составы. Простые получают перемешиванием одного пигмента (например, сурика, охры, мумии) со связующим. Для получения сложного цвета (колера) обычно требуется несколько пигментов, которые смешивают между собой в определённых соотношениях. Так, чтобы получить бежевый колер, смешивают мел, киноварь, умбру. Для придания белизны меловым составам к мелу, имеющему в чистом виде желтоватый оттенок, добавляют немного ультрамарина. Составы, содержащие более одного пигмента, принято называть сложными.
Не все пигменты можно смешивать друг с другом. Нельзя смешивать: цинковые белила с киноварью ртутной, баритовой жёлтой, цинковой жёлтой и лазурью; свинцовые белила с литопонными, киноварью ртутной, баритовой жёлтой, цинковой жёлтой, ультрамарином; литопонные белила с цинковыми, кроном жёлтым, зеленью свинцовой хромовой, кобальтом фиолетовым; титановые белила с лазурью; крон жёлтый с киноварью ртутной и баритовой жёлтой; цинковую жёлтую с кобальтом синим, фиолетовым, ультрамарином и т. д. Нарушение этого условия снижает качество окраски, так как приводит к быстрому изменению цвета покрытия. Со всеми красками можно смешивать оксид хрома, охру, мумию, умбру, сурик железный, сиену, зелень изумрудную, малахит, кость жжёную.
Чтобы получить окрасочный состав высокого качества, нужно строго соблюдать технологию его приготовления. Все входящие в состав материалы должны быть предварительно просеяны через частое сито; перед употреблением готовый состав желательно процедить. Пигменты не следует вводить в связующее в сухом виде, так как они не всегда хорошо перемешиваются и оставшиеся мелкие крупинки могут растушеваться под кистью, оставляя полосы на окрашенной поверхности. Сухие краски рекомендуется развести водой до густоты жидкой сметаны, дать постоять 13 суток, периодически перемешивая, затем процедить через частое сито и только после этого ввести в состав.
Окрасочные составы условно подразделяют на водные (известковые, клеевые, силикатные и др.), водоэмульсионные, масляные и эмалевые.
При самостоятельном приготовлении водного окрасочного состава требуется проверка его на подобранный цвет, густоту и заклейку. Для проверки на цвет нужно нанести небольшое количество состава на кусочек стекла или жести и подсушить над огнём, после чего определить цвет и при необходимости добавить в колер недостающие пигменты. Для проверки состава на густоту в него погружают палку, через некоторое время вынимают и держат вертикально. Густота считается нормальной, если палка окрашивается ровным сплошным слоем, а излишки состава стекают тонкой непрерывной струёй. Можно проверить густоту и другие.гим способом. На кусок чистого сухого стекла нанести каплю состава, поставить стекло вертикально. Если при этом капля стекает на 23 Смотри то состав имеет нормальную густоту. Для проверки на заклейку делают пробную окраску. При избытке закрепляющего материала после просушки окрасочная плёнка растрескивается и отходит (отслаивается) от окрашенной поверхности; при недостатке нанесённая краска отмеливается (пачкает).
Известковые составы служат для внутренних и наружных окрасочных работ по штукатурке, кирпичу, бетону, камню и (реже) по дереву. Для их приготовления используются только щёлочестойкие пиг