что относится к материалу для игр на физическую компетенцию
Типы игрового материала для игры с правилами
Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами. Так, мы будем говорить о следующих типах игрового материала:
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),
2) материал для игр на удачу (шансовых),
3) материал для игр на умственную компетенцию.
Для игр на физическую компетенцию это материалы (предметы, наборы предметов), поддерживающие результативное действие по правилу. Примером таких материалов могут служить мячи, мешочки для бросания, наборы кеглей, кольцебросы и т.п.
Для игр на удачу (шансовых) существуют специально созданные материалы — настольные игры типа «гусек» и «лото» с самым разнообразным тематическим содержанием.
Предметной опорой игр с правилами на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т.п., не отличающиеся от «взрослых» игр.
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Материалы для сюжетной игры
Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне 5-7 лет изменяются в двух направлениях. С одной стороны, это усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов») и игрушки-трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности).
С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребенку осуществлять действие, приближающееся к реальному, не просто его изображающее, а имеющее определенный практический результат. Например, набор дротиков позволяет «охотнику» в рамках сюжетной игры реально упражняться в ловкости; игрушечная швейная машина, которая действительно шьет, позволяет «портнихе» в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п. Такого рода реалистично действующие игрушки-предметы оперирования позволяют перекидывать мост от сюжетной игры к результативному практическому действию.
Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление — изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Макеты как мелкие маркеры условного пространства становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых «миров» в режиссерской игре (совместной и индивидуальной). Целесообразно предоставить детям несколько универсальных (многотемных) макетов, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: кукольный дом, замок (крепость), ландшафтные макеты (моделирующие городской и природный ландшафт). [6]
Также необходимы для построения игровых «миров» мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.).
Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически-смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевернутые стулья, стол со спущенной скатертью, который становится «пещерой», и пр.). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.
Игрушки- персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности.
Необходимость реалистичной игрушки-персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой «мир» как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный» макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца (в режиссерской игре).
Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» —разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем (этот спрос уловлен современной зарубежной промышленностью, но доведен до недетского гротеска в виде куклы Барби и ее мира). Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр., выполненными в реалистической манере (с правдоподобными деталями этнографического, исторического или футурологического характера).
Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные — динозавры и пр., позволяющие ребенку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя ее исторические и географические рамки для себя.
Как уже указывалось, в старшем дошкольном возрасте, несмотря на стремление самих детей к реалистичности в игрушке, разнообразие игровых тем и активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится и к игрушкам-персонажам. В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, так сказать, суперусловные, которые могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см., с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребенок может приписать им любые роли (ведь предусмотреть все многообразие интересующих детей ролей и предоставить для этого реалистические игрушки не представляется возможным). Такого рода игрушки служат опорой для игры как мальчиков, так и девочек. Данные в наборе, они часто используются ребенком для разыгрывания разного рода семейных коллизий (моделирования семейных конфликтов и изживания их, построения идеальных на его вкус отношений и пр.). Для реализации семейной тематики достаточно, например, набора из четырех условных человечков, намекающих на возможных членов семьи. Ребенок, приписав таким фигуркам привлекающие его роли, может подбирать остальной антураж для игры из уже имеющихся мелких игрушек или мелких полифункциональных предметов (палочек, катушек, коробочек и пр.).
Полифункциональные материалы для данного возраста остаются примерно такими же, как и в средней группе.
Типы игрового материала для игры с правилами
Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами. Так, мы будем говорить о следующих типах игрового материала:
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),
2) материал для игр на удачу (шансовых),
3) материал для игр на умственную компетенцию.
Для игр на физическую компетенцию это материалы (предметы, наборы предметов), поддерживающие результативное действие по правилу. Примером таких материалов могут служить мячи, мешочки для бросания, наборы кеглей, кольцебросы и т.п.
Для игр на удачу (шансовых) существуют специально созданные материалы — настольные игры типа «гусек» и «лото» с самым разнообразным тематическим содержанием.
Предметной опорой игр с правилами на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т.п., не отличающиеся от «взрослых» игр.
Первая младшая группа
Материалы для сюжетной игры
Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет (лишь только овладевающих условным замещающим действием, подражающим в игре простым бытовым действиям взрослых) представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий» — игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта — грузовики (деревянные и пластмассовые, в которые ребенок может нагружать кубики, усесться сам),коляски для кукол, конь на колесиках, тележки и т.п.
Все эти игрушки для детей до 3 лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или кукле) и готовыми к использованию.
Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам (кроватка, стол, стулья), кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.
Большой значение для игры детей, начиная с самого раннего возраста, имеют мягкие игрушки-персонажи — подобия животных. Как и куклы, для детей раннего возраста мягкая игрушка-животное должна быть прототипической,— задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым (мишка, зайчик, собачка и пр.). Условность мягких игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая на облик реального животного, они антропоморфны — имеют строение человеческого тела (игрушку можно как куклу усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу-ручку). Такого рода игрушка, как и кукла, выступает для ребенка в качестве объекта условных игровых действий. Помимо этого, мягкая антропоморфная игрушка становится для ребенка другом, компаньоном. В этой функции она сохраняет свое значение до конца дошкольного детства.
Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
Тест «Теория и методика физического воспитания дошкольников»
Наталья Галкина
Тест «Теория и методика физического воспитания дошкольников»
1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача…
а. физического воспитания
б. физического развития
в. физической подготовленности
г. занятий по физической культуре
д. цель физического воспитания дошкольника
2. Вставьте пропущенное слово: «Систематические физкультурные занятия на воздухе усиливают …. эффект на организм ребенка»
а. оздоровительный
а. уровень физической подготовленности
б. двигательный режим
в. критерий физического развития
г. двигательный навык
д. тренирующий эффект.
4. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется….
б. шеренга
5. Приседания, наклоны головы и туловища; повороты головы и туловища; прогибание туловища; потягивания, поднимание, опускание, скрещивание и сгибание рук и ног – это….
а. психогимнастические упражнения
б. основные движения
в. общеразвивающие упражнения
г. циклические движения
д. ациклические движения
а. колонна
7. Расстояние между занимающимися или стоящими в колонне – это….
б. интервал
8. Виды подвижных игр:
а. сюжетные, несюжетные, спортивные, спортивные досуги
б. сюжетные, несюжетные, спортивные, игры-забавы
в. сюжетные, несюжетные, спортивные упражнения
г. сюжетные, несюжетные, спортивные, двигательные разминки
д. сюжетные, несюжетные, спортивные, игровые упражнения.
9. Кратковременные физические упражнения, проводимые в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, называются….
а. гимнастикой пробуждения
б. физкультминутками
в. двигательными разминками
г. подвижными играми
д. логоритмическими упражнениями
10. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является…
б. утренняя гимнастика
в. физкультурное занятие
д. утренняя прогулка
11. Обучение старших дошкольников спортивным играм начинают с.
а. вопросов к детям
б. соревнований между отдельными детьми
г. разметки площадки
д. разучивания отдельных элементов техники игры.
12. Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?
13. В программах для детей дошкольного возраста по физическому воспитанию предусматривается обучение следующим спортивным играм:
а. бадминтон, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол
б. баскетбол, городки, настольный теннис, бобслей, футбол
в. баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол
г. волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол
д. волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, школа мяча, хоккей.
14. В закреплении навыков бросания и метания большая роль принадлежит…
а. общеразвивающим упражнениям
б. упражнениям в равновесии
в. утренней гимнастике
д. утренней гимнастике
б. равновесие
в. быстрота
17. К строевым упражнениям относятся:
а. построения, равнения, ходьба, повороты, приседания
б. построения, равнение, перестроение, повороты, размыкания, смыкания.
в. построения, перестроения, бег, ходьба, равнение
г. построения, равнение, смыкание, размыкание, прыжки, бег по кругу
д. построения, равнение, перестроения, приседание, ходьба
Методика физического развития детей дошкольного возраста «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 1. Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей.
«Организация физического воспитания дошкольников, имеющих признаки психомоторной одарённости». Консультация для педагогов Понятие «психомоторика» ввёл физиолог Сеченов – сфера специальных движений человека, рассматриваемых в неразрывной связи с психическими.
Средства и содержание физического воспитания дошкольников «Средства и содержание физического воспитания дошкольников». В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические.
Теория и технологии физического воспитания детей В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся — основная.
Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей В последние.
Конспект занятия по технологии «Теория решения изобретательных задач» для дошкольников Долотовская Наталья Тема: Путешествие в весенний лес Группа: Вторая младшая Программное содержание: 1. Формировать представление о весне.
Приложение к практикуму «Семья и психическое здоровье детей». Тест «Стиль воспитания», анкета «Обратная связь» Приложение Стиль воспитания Инструкция. С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.
Проект «Организация физического воспитания дошкольников в детском саду посредством успешного социального партнерства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №39 «Теремок» общеразвивающего вида» (МБДОУ «Детский сад №39»).
Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду» Методика использования народных традиций в детском саду В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением.
Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.
Материалы для игры с правилами
Задание на практику
Анализ предметной игровой среды для игр с правилами
Для проведения анализа условий для организации игр с правилами вспомните особенности подбора игр с правилами в каждой возрастной группе.
Типы игрового материала для игры с правилами
Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами. Так, мы будем говорить о следующих типах игрового материала:
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),
2) материал для игр на удачу (шансовых),
3) материал для игр на умственную компетенцию.
Для игр на физическую компетенцию это материалы (предметы, наборы предметов), поддерживающие результативное действие по правилу. Примером таких материалов могут служить мячи, мешочки для бросания, наборы кеглей, кольцебросы и т.п.
Для игр на удачу (шансовых) существуют специально созданные материалы — настольные игры типа «гусек» и «лото» с самым разнообразным тематическим содержанием.
Предметной опорой игр с правилами на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т.п., не отличающиеся от «взрослых» игр.
Первая младшая группа
Материалы для игры с правилами
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок овладевает элементарным действием по правилу (осуществлять одинаковые действия одновременно или поочередно с другими участниками игры). Это только предтеча игры с правилами.
Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей (см. раздел «Материалы и оборудование для двигательной активности»).
Содержимое публикации
Виды игр и типы игрового материала для детей дошкольного возраста
Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.
Чтобы подбирать материал для детской игры, необходимо определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.
Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах:
Разновидности сюжетной игры:
— ролевая игра (ребёнок принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);
— режиссёрская игра (воображаемая ситуация развёртывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребёнком и игровыми ролями);
— игра-фантазирование (воображаемая ситуация развёртывается преиму-щественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребёнок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью).
В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию – в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссёрской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).
Игра с правилами также имеет свои культурные формы:
— игра на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость),
— игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторику),
— игра на удачу (шансовая), предъявляющая минимальные требования к способностям играющих.
Игра с правилами складывается у дошкольников постепенно. Ребёнок прежде всего осваивает действия по правилу (в 2-4 года), затем – представление о выигрыше в рамках готовых правил (в 4-5,5 лет) и в дальнейшем приобретает способность видоизменять правила по договору с партнёрами (в 5,5-7 лет).
Все эти изменения игры на протяжении дошкольного детства включаются в общую тенденцию психического развития ребёнка: он постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой, его действия начинают всё в большей мере зависеть от замысла, который заставляет ребёнка активно преобразовывать предметно-игровую среду “под замысел”. Ребёнок становится всё менее зависимым от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры: к концу дошкольного возраста любая вещь может получить игровое значение – быть встроена в сюжетную игру или стать поводом для возникновения игры с правилами.
Исходя из этих общих представлений об игровой деятельности можно обозначить типы игрового материала для сюжетной игры и игры с правилами. Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации:
— пространство (место) действия.
Воображаемая ситуация в детской игре поддерживается предметными опорами.
Типы игрового материала для сюжетной игры:
1. предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы,
2. орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.)
3. игрушки-персонажи — разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его со стороны меры условности.
В достаточно ёмком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра:
В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображает его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки принято называть прототипическими игрушками.
—второй параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к величине реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Это полюс наименее условных игрушек. Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.). Это полюс наиболее условных игрушек. Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.
Типы игрового материала для игры с правилами.
Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами подобирается с учетом её культурных форм.
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),
2) материал для игр на удачу (шансовых),
3) материал для игр на умственную компетенцию.
Предметной опорой игр на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т. п., не отличающиеся от “взрослых” игр.
Освоение игры с правилами связано с последовательным включением в детскую практику простых подвижных игр с предметом и результативным действием (2-4 года), игр на удачу (4-5,5 лет) и игр на умственную компетенцию (5-7 лет). Соответственно игровой материал для возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления материала для нового типа игры и усложнения материала для уже освоенного типа.
Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды
Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Для игры детей 2-3 года, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
Главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребёнка»:
• среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;
• среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
• среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого;
• среда должна соответствовать эмоциональному благополучию малыша, среда как часть «Я» ребёнка («То, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия для малыша, так как напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.
Игровые средства и оборудование по основным направлениям раз-
• оборудование для развития общих движений;
• игровые средства для развития мелкой моторики;
• игровые средства для развития сенсорного восприятия;
• игровые средства для развития мышления;
• игровые средства для развития речи и языка;
• игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
• игровые средства для социально-эмоционального развития;
• игровые средства и материалы для творческого развития;
• игровые средства и оборудование для организации сюжетной игры.
В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:
1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
2) кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;
4) автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.
Во второй младшей группе используется тот же принцип, что и первой младшей группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Здесь воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т. е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.
В средней группе предметно-игровая среда существенным образом изменена. Постоянные тематические зоны уступают место более гибким сочетаниям игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
Тематические зоны сокращаются до ключевого маркера условного пространства, а подходящие игрушки-персонажи располагаются в непосредственной близости на стеллажах, полках.
Кухня для кукол в этой возрастной группе уже должна быть представлена только мобильной плитой; кукольная спальня и столовая — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное достраивается детьми из других материалов. Универсальная “водительская” зона также становится мобильной, она представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место. Пара ширм обеспечивает огораживание любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих).
Нужно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следят за чистотой игрушек и их состоянием, отдают игрушки в родителям для ремонта и обновления.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Поэтому в группах имеются разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре “семья”).
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.