что относится к мероприятиям проводимым в рамках применения технологии профайлинга
Профайлинг в сфере безопасности
Анализ сотрудников
с помощью ProfileCenter
И спользование современных методов выявления и предотвращения преступлений часто помогает избежать серьезных терактов, в особенности на транспорте. Профайлинг в сфере безопасности является инструментом, который помогает и выявлять субъектов, несущих потенциальный риск, и находить преступника, используя его психологический профиль. В первом случае опрос по стандартной методике и оценка невербальных признаков помогают выявить наличие противоправных намерений. Во втором специалист по особенностям совершения преступления составляет психологический профиль нарушителя, который позволяет сузить круг подозреваемых.
Суть профайлинга
Технология выявления субъектов, задумавших преступление, с использованием вопросного скрипта и невербальных методов диагностики впервые вышла на мировую арену в 70-х годах ХХ века. Началось ее внедрение в одной из израильских авиакомпаний. Сотрудники служб транспортной безопасности проводили опросы, позволяющие выявить наличие противоправных намерений, проблемы, связанные с присутствием в багаже запрещенных объектов. В дальнейшем участие в разработке технологии приняли специалисты академии ФБР в США и профессиональные психологи. Сейчас становится ясно, что формальные контрольные мероприятия с использованием досмотровой техники и иных инструментов обнаружения зон риска (рамок, металлоискателей, служебных собак) полностью не закрывают поставленные задачи. Эти технологии позволяют:
Но с их помощью нельзя обнаружить противоправные намерения. Сейчас к технологии профайлинга в безопасности добавляются методы, которые помогают выявлять такие намерения, опираясь на анализ психофизиологических реакций человека. Среди этих разработок:
Весь этот комплекс технических приемов и методов может быть использован в работе правоохранительных органов как при допросе подозреваемого, так и при опросе потенциально опасного субъекта.
Обучение профайлингу
Институты МВД предлагают своим студентам курс по профайлингу в сфере безопасности. Он включает и западные наработки, и достижения российской криминалистической школы. Обычно этот спецкурс включен в юридическую психологию, обучиться ей можно в Санкт-Петербургском университете МВД и других вузах страны. Желающие могут самостоятельно изучать учебники, доступные всем. В отличие от некоторых внутренних разработок, грифа «секретно» они не имеют.
Специалисты, желающие самостоятельно совершенствоваться в этом направлении, могут работать как с российскими учебниками, так и с большим количеством зарубежных материалов. Даже использование методики психологических паттернов поведения, которую активно внедряла израильская компания, несмотря на то, что ее характеризуют как тип психологического тестирования, станет основой для обучения технологии.
Помимо работы с учебниками и методическими материалами, специалисты, желающие пройти дополнительное обучение в сфере обеспечения безопасности на транспорте и других объектах инфраструктуры, должны изучать психологию. Верным решением станет пройти дополнительное обучение в центрах психофизиологических исследований и экспертиз по специализации «Психофизические исследования». Интересно, что специалисты в теме считают, что даже само обучение основам технологии положительно влияет на сотрудников служб, повышая их мотивацию к выполнению своих задач и выявлению потенциально опасных элементов. Полученный опыт применения метода позволяет изменить поведенческие и профессиональные характеристики работников:
Курс, преподаваемый в российских университетах, помимо обучения умению вести опросы и анализировать поведение в целях расширения доступного сотруднику оперативного подразделения инструментария, включает и разделы, имеющие более широкое применение. Среди них:
Внедрение профайлинга в деятельность правоохранительных органов
Наиболее часто технологии профайлинга используются, как и было задумано изначально, в деятельности правоохранительных органов. Так, согласно нормам закона о транспортной безопасности, одной из основных задач обеспечения безопасности на транспорте является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства. И здесь поможет применяемая специалистами технология проведения опросов. Недостатками большинства современных технологий, которые могли бы быть применены службами авиационной безопасности для диагностики и выявления потенциально опасных субъектов, с учетом особенности работы объектов транспортной инфраструктуры становятся:
В итоге приходится признать, что только обученный человек способен за короткое время считать особенности и изменение поведения другого человека и принять оперативное решение. Все это говорит о необходимости широкого внедрения технологии профайлинга на транспорте.
Сейчас в должностной инструкции инспектора отдела по досмотру в аэропорту «Домодедово» есть обязанность осуществлять мероприятия по профайлингу. Под этим понимается проведение психологического опроса. Сотрудники подразделений по обеспечению безопасности проходят соответствующее обучение проведению психологического тестирования в рамках своих подразделений. В большинстве случаев оно ограничивается изучением набора стандартных вопросов. Сотрудникам оперативных служб требуется использовать больший инструментарий, позволяющий решать более широкие задачи, чем обычный предполетный досмотр.
Впервые серьезное внимание на технологию профайлинга в стране было обращено после ряда террористических актов на транспорте, произошедших в 2004 году. Тогда руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта своим распоряжением прямо указал на необходимость ввести отряды лиц, имеющих компетенции в сфере профайлинга, в состав служб авиационной безопасности. Расходы по решению этой задачи были возложены на владельцев объектов инфраструктуры. До того профайлинг уже применялся в крупных аэропортах (Шереметьево, Домодедово, Пулково) и внедрялся решением их руководства. После рекомендаций Федеральной службы группы профайлинга появились в большинстве аэропортов страны, в первую очередь на международных рейсах. Востребованная в Евросоюзе, США и Израиле технология оказалась применима и в России.
Специалисты используют технологию профайлинга в безопасности не только в целях выявления преступника или опасного субъекта в сплошном потоке пассажиров. Изучая место преступления, оставленные следы, анализируя метод работы правонарушителя, они могут с очень большой долей вероятности определить его возраст, расу, семейный и социальный статус, рабочий график. С чуть меньшей, но вполне используемой в работе долей вероятности получается назвать его привычки, стиль общения, навыки социального взаимодействия. Анализируя особенности поведения человека, можно предсказать потенциальную вероятность совершения очередного преступления, определить его место, время и жертв.
Частные консультанты на службе МВД
Иногда органы полиции готовы пригласить штатских специалистов по профайлингу в качестве консультантов при раскрытии сложных преступлений и предотвращении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, в целях защиты безопасности. Консультирующие специалисты читают лекции студентам вузов МВД и проводят изучение отдельных преступлений, но не в личном контакте с человеком, а работая с видеозаписями. С процессуальной точки зрения такая аналитика рассматривается как экспертное заключение, оно может как использоваться в материалах дела и в качестве доказательств в суде, так и стать основой для моделирования действий следователя. Так, в судебных делах можно встретить указание на то, что было приобщено заключение специалиста, согласно которому в отношении обвиняемого было проведено комплексное психофизическое исследование с применением полиграфа. Из выводов эксперта следует, что по итогам психологического интервью и профайлинга констатируется: исследуемый субъект рассказывает все правдиво.
Суд, со своей стороны, вправе:
Интересно, что в случае желания суда разобраться в сути опросной технологии он может встретить заключения комиссии РАН по лженауке, которая считает, что метод профайлинга не основан на научных предпосылках. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Так, в п. 5.2.1 Обзора кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ за второе полугодие 2012 г. говорится: «Согласно уголовно-процессуальному закону, психофизиологические исследования не являются доказательствами». В любом случае, когда работа профайлеров становится только базой для принятия следственного или оперативного решения, она может быть полезной в сфере обеспечения безопасности и для выявления потенциально опасных субъектов на объектах транспортной инфраструктуры.
Технологии работы профайлеров
Интересно проанализировать, каким комплексом средств пользуются сотрудники правоохранительных органов и частных компаний при работе с применением методов профайлинга на объектах транспортной инфраструктуры и в других сферах деятельности. Отечественная криминалистика под профайлингом понимает сочетание:
Методики опроса практически не претерпели изменения с того времени, когда они активно использовались специалистами израильской авиакомпании «Эль-Аль». Связано это с тем, что достаточно сложно обучить большое количество специалистов аэропортовых досмотровых служб тонким методам психологического манипулирования.
В своей работе профайлер, обнаружив ситуацию, находящуюся в потенциальной зоне риска и носящую характер угрозы безопасности пассажиров или объектов инфраструктуры, обязан предпринять следующие шаги:
На основе сделанных выводов профайлер обязан принять меры оперативного реагирования различного характера – от досмотра пассажира до вызова сотрудников более высокого уровня.
Применение профайлинга на различных этапах обеспечения безопасности
Технология активно развивается, и специалисты рассматривают ее в качестве одного из столпов транспортной безопасности. Возможность оперативного считывания информации, основанная на развитой наблюдательности и многолетнем опыте работы с различным контингентом пассажиров и иных лиц, позволяет решать задачи:
Вся деятельность должна проводиться под контролем непосредственных руководителей, каждый вывод должен проверяться. Иногда сам факт применения в отношении человека методов профайлинга или детектора лжи становится основанием для предъявления в суд иска о возмещении морального вреда, причиненного путем умаления деловой репутации или постановки некорректных вопросов.
Профайлинг в сфере безопасности занял достойное место среди методов ее обеспечения. Нельзя преувеличивать и преуменьшать его значение, главное – обращать внимание на допустимость и применимость доказательств, принятых с использованием этого метода в уголовном процессе, и на обоснованность принимаемых оперативных решений.
Глава 1. Понятие и психолого-правовые основы профайлинга как метода выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы, для обеспечения безопасности на транспорте
3. Основные направления применения профайлинга
Наиболее перспективными направлениями, в которых может применяться технология профайлинга, как считают Аминов И.И., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю., Каменева М.Е. и др., являются следующие:
применение технологии профайлинга в рамках предполетного досмотра;
использование таких методов профайлинга как наблюдение, опрос, ручной досмотр багажа и личный (индивидуальный) досмотр;
применение профайлинга сотрудниками САБ и органов внутренних дел в своей деятельности;
внедрение технологии профайлинга или его элементов для обеспечения безопасности воздушного судна, при послеполетном досмотре пассажиров.
Очевидно, что эти направления могут реализовываться не только в аэропортах, но и на железнодорожных, морских, речных, автовокзалах, а также на станциях метрополитена.
С целью предотвращения противоправных действий следует проанализировать:
Извлекая уроки из трагической истории терактов, произошедших как в России, так и за рубежом возможно создать определенную модель лица, которое может иметь противоправные намерения. Данная модель должна базироваться на описании характерных особенностей (признаков) его внешности и поведения. По мнению Аминова И.И., Волынского-Басманова Ю.М. и др., описание и дальнейшее детальное изучение данных признаков дает возможность перейти к созданию соответствующей классификации потенциально опасных лиц. На основании этого подхода пассажиров, посетителей и персонал можно отнести к определенному типу (или профилю) в зависимости от наличия или отсутствия признаков, указывающих на возможные противоправные намерения, то есть осуществить профилирование.[1]
Технологии профайлинга позволяют классифицировать человека по выявленным признакам на предмет его потенциальной опасности. Выявленные потенциально угрожающие ситуации, такие как, например, оставленные без присмотра багаж, вещи, предметы также могут указать на подготовку и дальнейшее совершение противоправного действия.
Учитывая криминально-террористическую характеристику угрозы на данном этапе для России в целом и в плане обеспечения АБ при определении профайлинга Аминов И.И., Волынский-Басманов Ю.М., Каменева М.Е. предлагают исходить из следующих положений:
С учетом указанных выше положений, предлагается следующее определение: профайлинг – это технологии предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии.[2]
В более узком смысле вышеуказанные авторы предлагают рассматривать профайлинг как систему установления вероятностной причастности определенного субъекта к планируемому противоправному действию.
Таким образом, профайлинг заставляет более вдумчиво наблюдать и анализировать окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем. Многолетний успешный опыт применения метода профайлинга за рубежом, полученные положительные результаты подтверждают практическую полезность данного метода при подготовке сотрудников полиции, и может быть использован в профессиональной подготовке сотрудников оперативно-разыскных и оперативно-поисковых подразделений, сотрудников полиции общественной безопасности, психологов ОВД.
Контрольные вопросы:
Профайлинг в системе МВД
Осуществляющееся в настоящее время реформирование системы МВД России, принятие новой законодательной базы – ФЗ РФ «О полиции», ФЗ РФ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлено на реализацию основной цели – создать высокопрофессиональную, авторитетную и пользующуюся доверием населения службу органов внутренних дел [1].
Далеко не последняя роль здесь принадлежит психологической работе с личным составом органов внутренних дел, которая согласно п.4.7 Приказа МВД России №80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» определяется следующим образом: «Психологическая работа – вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач» [2].
Значимость морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД подчеркнул в своем выступлении 17.10.2012 г. на Парламентском часе в Государственной Думе РФ Министр внутренних дел РФ генерал-лейтенант полиции В.А. Колокольцев, который, говоря о реализации программы дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (документ, разработанный расширенной рабочей группой, образованной при Министре внутренних дел РФ, получил название «Дорожная карта») в частности, отметил: «Существенное внимание будет уделено совершенствованию морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. Ведомственные психологи будут сопровождать все этапы прохождения службы: от приема до выхода на пенсию» [3].
Таким образом, психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел остается одним из актуальных направлений, от которого, в том числе, зависит эффективность продолжающегося реформирования системы МВД России.
В рамках данного направления целесообразно использовать современные технологии, которые позволили бы сотрудникам полиции на высоком качественном уровне выполнять свое главное предназначение согласно ФЗ РФ «О полиции» – защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.
Одной из таких технологий является профайлинг (от англ. «profile» — профиль) – система предотвращения противоправных действий путем профилирования, т.е. выявления потенциально опасных лиц на основе невербальной и оперативной диагностики.
Изначально технология профайлинга стала применяться в авиационной безопасности в конце 70-х годов ХХ века израильской авиакомпанией «Эль-Аль». Профайлинг был ориентирован на снижение вероятности появления возможных рисков, которые были связаны с авиаперевозками пассажиров, и применялся во время предполетного досмотра. Как правило, это были, казалось бы, простые вопросы, ставящие своей целью выявление нестандартных реакций пассажиров (например, «Сами ли Вы упаковывали Ваш багаж?», «Отлучались ли во время сбора вещей из гостиничного номера?» и т.д.). Данная технология пользовалась небольшим набором базовых психологических паттернов (стереотипов поведения) и больше напоминала собой процедуру психологического тестирования.
Позднее, в 1984 году данная методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала использоваться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США.
Паралельно с этим Пол Экман Групп (компания, которая была создана американским психологом и занималась изучением эмоциональных экспрессий) разработала ряд компьютерных программ, позволяющих считывать эмоциональные состояния человека. Специальные программы, созданные Полом Экманом, стали активно применять не только в аэропортах США, но и в других структурах, занимающихся обеспечением безопасности государства.
Соединение опросного скрипта и теории микровыражений (Пол Экман разработал Атлас микровыражений лица – FACS (Facial Action Coding System) – Система кодирования лицевых движений) позволило профайлингу перейти на иной уровень развития и постепенно начинать интегрироваться в различные виды профессиональной деятельности.
В данной статье основной акцент будет сделан на применение технологии профайлинга в системе психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности сотрудников транспортной полиции. Таким образом, будет показано, как может обученный и психологически подготовленный сотрудник транспортной полиции реализовать навыки владения технологией профайлинга.
На сегодняшний день технология профайлинга все активнее используется в сфере транспортной безопасности. От эффективности выявления лиц, собирающихся совершить то или иное противоправное деяние на объектах транспортной инфраструктуры, зависит безопасность огромного количества людей. Следует также отметить, что согласно Федеральному закону от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ). [4]
В соответствии с п.5 ст.12 Федерального закона РФ от 07.02.2011г. №3 ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входит «обеспечение безопасности граждан и общественного порядка… на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах и других общественных местах» [5].
Практика последних десятилетий показала, что традиционный акцент в деятельности правоохранительных органов и служб безопасности только на формальные контрольные мероприятия и применение досмотровой техники является необходимым, но не достаточным условием для предотвращения АНВ.
Данные технологии могут быть достаточно эффективны при обнаружении противоправных намерений, но в настоящий момент преждевременно говорить об их массовом использовании для обеспечения защиты от АНВ. Возможность применения подобного оборудования ориентирована на специфику функционирования объектов транспортной инфраструктуры, к которой могут относиться: ограниченное время, отведенное для проверки пассажиров, стоимость подобного оборудования, необходимость обучения персонала для работы на нем. На сегодняшний день только человек с определенной долей вероятности способен к считыванию внутренней информации, определению особенностей и динамики поведения других людей и к оперативному принятию соответствующих решений. [7]
В этой связи сотрудники полиции, обеспечивающие безопасность на транспорте, должны владеть навыками наблюдения (сенсорной чувствительности) и собеседования (умением проводить хотя бы краткую опросную беседу). Умение применять данные навыки свидетельствует о подготовленности сотрудника полиции в области профайлинга.
Практика применения различных методов и приемов профайлинга на объектах транспортной инфраструктуры показывает, что из двух наиболее часто встречающихся разновидностей профайлинга – оперативного и криминального чаще всего все-таки применяется именно оперативный профайлинг. Он реализуется за достаточно короткий промежуток времени (что неудивительно в условиях постоянного пассажиропотока) и, как правило, сводится к отнесению того или иного пассажира к определенному типу (профилю): потенциально неопасный пассажир (или пассажир с «позитивными» признаками); потенциально опасный пассажир (или пассажир с «негативными» признаками). Поскольку именно данная категория пассажиров должна привлекать особое внимание сотрудников полиции на транспорте, то следует остановиться на ней более подробно. Пассажиры с «негативными» признаками, в свою очередь, подразделяются на «подозрительных» пассажиров и «критически подозрительных» пассажиров. Так как строго дифференцировать пассажиров с «негативными» признаками на эти две классификации достаточно сложно, то ниже мы постараемся перечислить и подозрительные, и критические признаки, которые позволят с высокой степенью вероятности выявить лиц, вынашивающих противоправные замыслы.
Прежде всего, следует отметить, что в системе обеспечения безопасности (на транспорте, общественной, личной и др.) действует так называемая «оперативная триада»: предупреждение – предотвращение – пресечение. Сотрудники полиции на транспорте особое внимание должны уделять именно первому компоненту «триады» – предупреждению (профилактике) АНВ, так как предупреждать всегда «дешевле», чем пресекать (и в буквальном, и в переносном смысле).
Итак, вернемся к алгоритму применения технологии профайлинга при обеспечении безопасности на транспорте. Прежде всего, сотрудник полиции при наблюдении за пассажирами должен постоянно сам себе задавать так называемые «вопросы профилирования»: тот ли это человек, за которого он себя выдает? Не скрывает ли он негативные намерения? Почему на лице страх, беспокойство, вина, печаль, отсутствие эмоций? Как соотносится его внешность и контекст (проявление неконгруэнтности). Далее обращается внимание на такие подозрительные признаки как: любое несоответствие (например, несоответствие одежды погодным условиям – пассажир очень тепло одет для поездки в жаркую африканскую страну); «мешковатый» внешний вид; несоответствие данных в паспорте, билете, визе; невладение значимой информацией (например, о близких людях, с которыми он отправляется в поездку); нелогичный маршрут поездки. И здесь следует отметить, что подозрительные признаки проверяются, исходя из личных убеждений сотрудника-профайлера.
Таким образом, можно выделить следующие этапы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте:
– проверка перевозочных и личных документов;
– опрос по подозрительным признакам;
– дистанцирование и наблюдение или взаимодействие с другими сотрудниками полиции, либо сотрудниками службы безопасности на транспорте.
Технологию профайлинга целесообразно применять на максимально широком секторе территории объекта транспортной инфраструктуры, однако чаще всего это такие места как: прилегающая к вокзалу или аэропорту территория (например, в израильском аэропорту Бен-Гурион зона профайлинга начинается за 3 км до аэропорта); пункты досмотра при входе в вокзал (аэропорт); стойка регистрации (в аэропорту); зона таможенного контроля (при заграничных поездках); зона прибытия (выборочный контроль); поезд (воздушное судно).
Одним из наиболее сложных методов профайлинга является опросная беседа, так как здесь требуется специальная подготовка для ее правильного проведения. При применении метода опросной беседы анализируется целый комплекс критериев истинности-ложности ответов опрашиваемого пассажира. Здесь сотрудник-профайлер обращает внимание и на обобщенные ответы, и на искажение информации, и на уход от ответа. Значимыми также являются признаки проявления вегетативной нервной системы, «зависания» при ответе на вопрос, отклонение от базовой линии поведения проверяемого лица и др. Темы опросной беседы могут быть следующими:
– опрос по подозрительным признакам;
– опрос по наличию оружия;
– опрос по криминальному прошлому.
В частности, при беседе с пассажиром рекомендуется задавать такие несложные вопросы, как: «Ваше имя?», «Куда Вы едете (летите)?», «У Вас есть родственники, друзья, знакомые в этой стране?», «Где Вы планируете остановиться?», «Что Вы собираетесь посетить в ходе поездки?», «Что планируете приобрести?».
Когда проводится опросная беседа по багажу, вопросы могут быть поставлены следующим образом: «Кому принадлежит этот багаж? Каково его содержимое?», «Кто упаковывал этот багаж? Когда и как?», «С момента, когда Вы упаковывали этот багаж и до настоящего времени, где он находился?», «Оставляли ли Вы его без присмотра? Доверяли ли малознакомым людям свой багаж?», «Какие предметы, переданные другими людьми, Вы везете с собой?», «Расскажите обо всех электрических и работающих от батареек устройствах, которые везете с собой», «Какие жидкости Вы везете с собой», «Есть ли у Вас в багаже предметы, запрещенные к перевозке данным видом транспорта?» и др.
Таким образом, грамотное применение навыка наблюдательности и алгоритма проведения опросной беседы позволит сотрудникам полиции на транспорте реализовать на практике технологию профайлинга, снизив до минимума возможность совершения АНВ на охраняемом объекте транспортной инфраструктуры. В этой связи целесообразно в перечень занятий по морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел включать отдельные темы, посвященные обучению навыкам профайлинга.
1. Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «О полиции» // Российская газета – Федеральный выпуск №5401 от 08.02.2011.
2. Федеральный закон РФ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета – Федеральный выпуск №4014 от 10.03.2006.
3. Федеральный закон РФ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №5533 от 21.07.2011.
4. Федеральный закон РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №5651 от 07.12.2011.
5. Федеральный закон РФ от 09 февраля 2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Российская газета – Федеральный выпуск №4294 от 14.02.2007.
6. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета – Федеральный выпуск №5374 от 29.12.2010.
7. Приказ МВД России №80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №5110 от 15.02.2010.
8. Приказ МВД России №777 от 10.08.2012 г. «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
9. Аминов И.И., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю., Каменева М.Е., Эриашвили Н.Д. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2010.
10. Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. / Науч. ред. Ю.Н. Демидова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.
11. Анисимова Н.Н., Бирагов И.Л. Правовое и техническое обеспечение профайлинга. Журнал «ИНФОРМОСТ». М., 2008, №1.
12. Волынский-Басманов Ю.М., Каменева М.Е. Использование технологий профайлинга для выявления неблагонадежного персонала на транспортных предприятиях. Журнал «Транспорт Российской Федерации». М., 2010, №1.
13. Волынский-Басманов Ю.М. Профайлинг – метод выявления лица, вынашивающего преступные замыслы. Журнал-каталог «Транспортная безопасность и технологии». М., 2006, №4.
14. Каменева М.Е.. Технологии профайлинга для выявления опасных предметов и веществ. Журнал-каталог «Транспортная безопасность и технологии». М., 2010, №2.
15. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2005.