что относится к методической работе в школе

Что относится к методической работе в школе

Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового

педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.

Задачи методической работы:

— оказание помощи учителям, планировании и организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;

— изучение и внедрение передового педагогического опыта;

— ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;

— непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства;

— включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;

— оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются;

— достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.

Содержание методической работы в школе формируется на основе:

1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.

2. Устава школы, локальных актов «Положение о Педагогическом совете», «Положение о Методическом совете школы», «Положение о методическом объединении педагогов»), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.

3. Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы

5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.

Главным, постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной и инновационной деятельности педагогического коллектива, является

Педагогический совет МБОУ «СШ № 13».

Главными задачами педагогического совета являются:

— реализация государственной политики по вопросам образования;

— ориентация деятельности педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса;

— разработка содержания работы по общей методической теме МБОУ «СШ № 13»;

— внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

— решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии МБОУ «СШ № 13».

Педагогический совет осуществляет следующие функции :

— обсуждает и утверждает планы работы МБОУ «СШ № 13»;

— заслушивает информацию и отчеты педагогических работников МБОУ, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МБОУ «СШ № 13» по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности;

— принимает решение о проведении промежуточной аттестации по результатам учебного года, о допуске учащихся к итоговой аттестации, предоставлении обучающимся, имеющим соответствующие медицинские показания, возможности сдать экзамены в «щадящем режиме», переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс; выдаче соответствующих документов об образовании, о награждении обучающихся за успехи в обучении грамотами, похвальными листами или медалями;

— принимает решения о поощрении и взыскании.

Состав : директор МБОУ «СШ №31» (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый, библиотекарь.

Задачи Методического совета:

u Диагностика состояния методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и методической работы в МБОУ «СШ № 13».

u Создание и организация работы методических объединений.

u Рассмотрение документов учебного и методического содержания, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса.

Состав : администрация школы, представители методических объединений учителей-предметников, «передовые» учителя.

Основные направления работы Методического совета

u Принятие решения об открытии творческих групп, педагогических лабораторий, мастер-классов.

u Решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса и методической работой, обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, педагогических технологий.

u Организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы; анализ и оценка результатов педагогической деятельности учителей.

u Разработка организация и экспертиза внедрения предложений по основным направлениям опытно-экспериментальной работы, формирование образовательной стратегии МБОУ «СШ № 13».

u Проведение творческих дискуссий по важнейшим проблемам научно-методической деятельности, организации опытно-экспериментальной работы, выявления, изучения и использования передового педагогического опыта; разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению опыта.

u Рассмотрение планов работы методических объединений, научно-методического Совета на учебный год.

u Рассмотрение и рекомендация кандидатур учителей МБОУ «СШ № 13» на обобщение педагогического опыта и его представление и распространение.

Методическое объединение – это группа педагогов по одному предмету или по одной образовательной области. Методическое объединение осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам или воспитательному направлению.

В ходе работы МО учителей-предметников решаются следующие задачи :

— изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

— отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания;

— обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;

— организация экспериментальной работы по предмету;

— освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;

— изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля или воспитательного процесса;

— обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику работы;

— проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогов МО;

— организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом;

— организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету;

— выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету;

— проведение отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;

— организация внешкольной работы с обучающимися по предмету;

— работа по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.

Основные формы работы в МО:

— проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;

— «круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;

— заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

— открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

— лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

— изучение и реализация в образовательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;

— проведение методических месячников, недель, дней;

— контроль качества проведения учебных занятий.

Источник

Методическая работа

Ведущие аспекты методической работы:

– мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
– изучение и анализ состояния результатов методической работы, определение направлений её совершенствования;
– создание базы данных о педагогических работниках;
– выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
– сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы школы;
– изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

– формирование банка педагогической информации;
– ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы на бумажных и электронных носителях;
– ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности учителей города.

Организационно – методическая деятельность:

– изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи учителям в период подготовки к аттестации, в межаттестационные периоды;
– прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
– организация работы методических объединений школы;
– подготовка и проведение научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей профессионального педагогического мастерства;

– участие в организации и проведении конференций исследовательских работ учащихся школы.

В связи с этим, методическая работа в 2020-2021учебном году будет направ­лена на дальнейшее развитие и совершенствование работы школьных методи­ческих объединений, внедрения педагогических технологий, формирующих компетентности обучающихся и ориентирующих на развитие творческой дея­тельности школьников, оказание методической помощи в подготовке к атте­стации педагогических кадров; изучение, обобщение и внедрение перспектив­ного опыта педагогов.

В 2020/2021 учебном году основные усилия методической работы школы будут направлены на достижение следующих целей и задач.

Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в организации работы с учащимися; обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации целей развития личности учащихся.
Задачи:

1. Создавать условия для совершенствования профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие, повышение квалификации, овладение обновленным содержанием образования, элементами современных педагогических технологий:

2. Продолжить работу по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей;

3. Способствовать формированию мотивации к непрерывному образованию, активизации процесса саморазвития и самообразования педагогов.

Работа над данной темой будет способствовать созданию условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Формы методической работы :

а) работа педсоветов;

б) участие в семинарах;

в) работа методических объединений;

г) работа педагогов над темами самообразования;

д) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;

ё) взаимопосещение уроков;

ж) обобщение передового педагогического опыта учителей;

з) внеклассная работа;

и) организация и контроль курсовой подготовки учителей.

Приоритетные направления методической работы на 2020/2021учебный год:

1. повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;

2. организация деятельности методических формирований педагогов;

3. совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.

1. внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование личности ребенка;

2. обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;

3. укрепление материально-технической базы методической службы школы.

1. обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;

2. создание банка методических идей и наработок учителей школы;

3. разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.

Создание условий для развития личности ребенка:

1) изучение особенностей индивидуального развития детей;

2. формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;

3. создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников;

4. психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы.

Создание условий для укрепления здоровья учащихся:

1. отслеживание динамики здоровья учащихся;

2. разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников.

Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности :

1. Мониторинг качества знаний учащихся;

2. формирование у обучающихся универсальных учебных действий;

3. диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению.

Работа внутри школьных методических объединений:

· согласование календарно-тематических планов;

· преемственность в работе I и II ступеней;

· методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся;

· методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;

· формы и методы промежуточного и итогового контроля;

· отчеты учителей по темам самообразования;

· итоговая аттестация обучающихся.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п.Бабынино работает 4 школьных методических объединения:

МО учителей начальных классов

Малеева А.Г. – руководитель ШМО учителей начальных классов;

Усикова Н.Н., учитель начальных классов;

Миронова Н.А. учитель начальных классов;

Малеев Д.Н. учитель начальных классов;

Сугак Г.И. учитель начальных классов;

Андриянкина Н.А., учитель начальных классов;

Саунина Е.С., учитель начальных классов;

Кругликова О.В., учитель начальных классов;

Белова И.И. учитель начальных классов;

Лыгина С.В., учитель начальных классов;

МО учителей гуманитарного цикла

Костина Н.В., учитель русского языка; руководитель ШМО учителей гуманитарно-филологического цикла

Евстрашкина Н.А., учитель истории и обществознания;

Симаненкова Т.С., учитель истории и обществознания;

Яшкина Г.И., учитель истории и обществознания;

Борисова М.А., учитель английского языка;

Сураева Н.Г. – педагог-библиотекарь.

МО учителей естественно-математического цикла

Губко О.А. – руководитель ШМО естественно-математического цикла;

Роман Т.В., учитель географии ;

Исайкин А.М. учитель химии;

Шашкина Л.И. учитель биологии;

Клишина Л.Е. учитель информатики;

Ковалева Л.А. учитель физики и математики;

Кочанова Е.В. учитель математики и физики;

Курятникова Г.Н. учитель математики;

Калинина Т.Е. учитель математики;

Мирешко Н.Ф. учитель математики;

Губко О.А. учитель технологии;

Морозов А.П. учитель технологии

Усикова Н.Н., классный руководитель 1 «А» класса;

Миронова Н.А. классный руководитель 1 «Б»класса;

Малеева А.Г., классный руководитель 2 «А» класса;

Малеев Д.Н. классный руководитель 2 «В» класса;

Андриянкина Н.А., классный руководитель 3 «А»класса;

Саунина Е.С. классный руководитель 3 «Б» класса;

Кругликова О.В., классный руководитель 3 «В» класса;

Белова И.И. классный руководитель 4 «А» класса;

Лыгина С.В., классный руководитель 4 «Б» класса;

Кривцова Л.В. классный руководитель 5 «А» класса;

Недодирова З.В. классный руководитель 5 «Б» класса;

Кочанова Е.В. классный руководитель 6 «А» класса;

Губко О.А., классный руководитель 6 «Б» класса;

Крысанова А.Н., классный руководитель 6 «В» класса;

Яшкина Г.И., классный руководитель 7 «А» класса;

Клишина Л.Е., классный руководитель 7 «Б» класса;

Борисова М.А., классный руководитель 8 «А» класса;

Курятникова Г.Н., классный руководитель 8 «Б» класса;

Калинина Т.Е., классный руководитель 9 «А» класса;

Шашкина Л.И., классный руководитель 9 «Б» класса;

Исакова М.Г. классный руководитель 10 класса;

Костина Н.В., классный руководитель 11 класса;

Кривцов А.В., учитель черчения и ИЗО;

Маленков А.А., учитель физической культуры;

Фетисов Е.В., учитель физической культуры;

Формы методической работы:

— фестиваль педагогического творчества;

— участие в конкурсах профессионального мастерства;

— работа школы молодого специалиста;

— работа методического совета;

— работа учителей над темами по самообразованию;

— организация и контроль курсовой системы повышения квалификации;

— участие в фестивалях педагогических идей муниципального, республиканского и всероссийского уровней;

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она орга­низована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетво­рен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенство­вании своего мастерства. Перед руководителем методической службы шко­лы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профес­сиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, ра­бота планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

План анализа методической работы:

1. Статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалифика­ционным категориям.

2. Обеспеченность школы педкадрами.

3. Анализ работы методсовета, предметных кафедр, творческих лабо­раторий и

других форм методических объединений педагогов, направлен­ных на повышение

4. Актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагоги­ческих чтений и других форм работы.

5. Итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.

6. Работа с молодыми специалистами.

7. Аттестация, ее итоги, результаты.

8. Использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками.

9. Развитие творческого потенциала педагогов.

10. Анализ основных недостатков в организации и проведении мето­дической работы в школе.

11. Задачи на новый учебный год (исходя из анализа нерешенных проблем).

Составляя анализ состояния методической работы школы, не стоит пренебрегать такими требованиями, как:

четкость построения плана работы по блокам и разделам;

логическая последовательность изложения;

аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;

точность оценок, исключающих субъективизм;

четкость и педагогическая обоснованность предложений;

обязательное применение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.

Используя различные методы при анализе состояния школьной мето­дической работы: анкетирование, исследования, такие, как наблюдение за учителем на уроке, собеседование с ним, отслеживание роста креативно­сти педагога, заполнение индивидуальных карт профессиональных затруд­нений учителя, опрос мнения учителей (какие вопросы теории они хотели бы изучить на семинарах, на заседаниях кафедр и творческих лаборато­рий), зам. директора получает возможность спланировать содержание и формы методической работы с учетом профессионально-личностных осо­бенностей педколлектива (см. приложение).

2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

Наиболее приоритетные направления методической работы:

1) обеспечение управления образовательным процессом в школе;

2) обеспечение условий для непрерывного совершенствования про­фессионального мастерства учителя с учетом методической темы школы;

3) информационное обеспечение образовательного процесса, изда­тельская деятельность;

4) обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;

5) обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;

6) обеспечение контрольно-аналитической экспертизы;

Для управления работой нами создана такая модель методической службы, которая обеспечивает реализацию поставленных задач.

Главным центром, координирующим всю методическую работу шко­лы, является методический совет.

Каждая из кафедр и творческих лабораторий работает над своей те­мой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Все эти звенья методической службы имеют свои планы и осуществляют рабо­ту под руководством заведующих кафедрами или руководителей творче­ских лабораторий. Правильное определение темы и задач кафедр и твор­ческих лабораторий поможет выбрать содержание и формы организации работы с теми или другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, надо помнить, что они определяют структуру методической служ­бы, взаимосвязь всех ее звеньев.

Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной сис­темы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координиро­вать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного про­цесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель дирек­тора по научно-методической работе. Членами совета являются заведующие предметными кафедрами, руководители творческих лабораторий и творче­ских групп, психологи, валеолог, социальный педагог. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный период и, как правило, предшествуют заседаниям кафедр и творческих лабораторий, так как на ме­тодический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением об­разовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реа­лизации. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными ка­федрами, творческими лабораториями, психолого-валеологической службой. Вот почему в нашем плане методической работы школы вслед за работой научно-методического совета планируется работа предметных кафедр.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДР:

1.Организация исследования, анализ, координация и коррекция v работы членов кафедры по проблемам образовательной дея­тельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.

Предметные кафедры объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин (например, кафедра гуманитарного цикла, кафедра иностранных языков и другие), ориентированных на экспериментальную деятельность. Заведующий кафедрой назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов, глубоко заинтересованных в решении проблем школы. Планирование работы осуществляется заве­дующими кафедрами с учетом рекомендаций кураторов кафедр, которыми являются заместители директора. В нашей школе это стало возможным, потому что при комплектовании педагогического коллектива мы стремились к тому, чтобы администрацию школы представляли специалисты по разным учебным предметам.

2.Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных на­правлений опытно-экспериментальной работы школы.

Здесь вся методическая учеба ведется и с педколлективом в целом, и с отдельными учителями.

Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно воз­рос за последние два года, благодаря активному участию учителей в посто­янно действующем семинаре «Технология модульного обучения», теорети­ческих и практических семинарах, педагогических и психологических лекто­риях.

С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педаго­ги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:

1) группа молодого учителя;

2) группа совершенствования педагогического мастерства;

3) группа высшего педагогического мастерства. Каждой группе оказыва­ется практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в ви­де памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала на запросы учителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

3. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию.

Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача заведующих предметными кафедрами подумать о наставничестве и обес­печить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников. Поэтому в плане работы предметных кафедр обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».

Повышению квалификации педагогов способствует и работа атте­стационной комиссии школы, которую возглавляет в нашей школе замес­титель директора по методической работе.

План работы председателя аттестационной комиссии может быть от­дельным, а может включаться в план научно-методической работы школы в раздел «Работа с аттестуемыми учителями».

4.«Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность».

Администрация должна обеспечивать учителя материалами, необхо­димыми в его постоянном труде: методическими рекомендациями, памят­ками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр. В методиче­ском кабинете необходимо создать банк информационных материалов, способствующих обновлению образовательного процесса школы: «Методи­ка проведения адаптивного урока», «Методики коллективного способа обу­чения», «Технология модульного обучения», «Технология развивающего обучения», «Технология уровневой дифференциации обучения», «По сле­дам методической учебы», «В папку учителя» и т.п.

5. «Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта».

6. «Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам».

Цель: создать условия для развития познавательных и интеллекту­альных способностей учащихся через различные формы внеклассной рабо­ты по предметам.

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, празд­ников, юбилеев известных писателей и ученых. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности, мы создали научное общество учащихся. А ребят, проявив­ших склонности к журналистской деятельности и обладающих навыками письменной речи, объединил клуб «Журналист». Расширяя и совершенст­вуя работу с одаренными учащимися, планируем в следующем учебном го­ду провести интеллектуальный марафон, чтобы дать возможность ребятам проверить общую эрудицию и проявить свои способности.

7. «Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы».

Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Лю­бой управленческий цикл состоит из:

Для успешного осуществления методической работы в школе контроль следует проводить в течение всего учебного года. Он должен выявлять сте­пень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать свое­временно регулировать и корректировать уровень профессионального мас­терства учителя, а также отслеживать динамику развития педколлектива.

Направления контроля организации методической работы в школе:

состояние и результативность методической работы в школе;

эффективность и действенность управления методической работы;

уровень профессиональной компетентности учителя;

состояние и эффективность инновационной работы;

раскрытие творческого потенциала учителей;

s создание материальной базы учебных кабинетов.

Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графи­ки, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллек­тива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.

Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива должны участвовать руководите­ли творческих лабораторий, заведующие кафедрами и сами учителя. По­этому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального вни­мания и активных действий.

Научно-практический журнал «Завуч – управление современной школой» для администрации школ № 5, 6 2005 года

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что относится к методической работе в школе. Смотреть фото что относится к методической работе в школе. Смотреть картинку что относится к методической работе в школе. Картинка про что относится к методической работе в школе. Фото что относится к методической работе в школе

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она орга­низована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетво­рен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенство­вании своего мастерства. Перед руководителем методической службы шко­лы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профес­сиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, ра­бота планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

План анализа методической работы:

1. Статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалифика­ционным категориям.

2. Обеспеченность школы педкадрами.

3. Анализ работы методсовета, предметных кафедр, творческих лабо­раторий и

других форм методических объединений педагогов, направлен­ных на повышение

4. Актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагоги­ческих чтений и других форм работы.

5. Итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.

6. Работа с молодыми специалистами.

7. Аттестация, ее итоги, результаты.

8. Использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками.

9. Развитие творческого потенциала педагогов.

10. Анализ основных недостатков в организации и проведении мето­дической работы в школе.

11. Задачи на новый учебный год (исходя из анализа нерешенных проблем).

Составляя анализ состояния методической работы школы, не стоит пренебрегать такими требованиями, как:

ü четкость построения плана работы по блокам и разделам;

ü логическая последовательность изложения;

ü аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;

ü точность оценок, исключающих субъективизм;

ü доказательность выводов;

ü четкость и педагогическая обоснованность предложений;

ü обязательное применение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.

Используя различные методы при анализе состояния школьной мето­дической работы: анкетирование, исследования, такие, как наблюдение за учителем на уроке, собеседование с ним, отслеживание роста креативно­сти педагога, заполнение индивидуальных карт профессиональных затруд­нений учителя, опрос мнения учителей (какие вопросы теории они хотели бы изучить на семинарах, на заседаниях кафедр и творческих лаборато­рий), зам. директора получает возможность спланировать содержание и формы методической работы с учетом профессионально-личностных осо­бенностей педколлектива (см. приложение).

2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

Наиболее приоритетные направления методической работы:

1) обеспечение управления образовательным процессом в школе;

2) обеспечение условий для непрерывного совершенствования про­фессионального мастерства учителя с учетом методической темы школы;

3) информационное обеспечение образовательного процесса, изда­тельская деятельность;

4) обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;

5) обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;

6) обеспечение контрольно-аналитической экспертизы;

Для управления работой нами создана такая модель методической службы, которая обеспечивает реализацию поставленных задач.

Главным центром, координирующим всю методическую работу шко­лы, является методический совет.

Каждая из кафедр и творческих лабораторий работает над своей те­мой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Все эти звенья методической службы имеют свои планы и осуществляют рабо­ту под руководством заведующих кафедрами или руководителей творче­ских лабораторий. Правильное определение темы и задач кафедр и твор­ческих лабораторий поможет выбрать содержание и формы организации работы с теми или другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, надо помнить, что они определяют структуру методической служ­бы, взаимосвязь всех ее звеньев.

Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной сис­темы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координиро­вать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного про­цесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель дирек­тора по научно-методической работе. Членами совета являются заведующие предметными кафедрами, руководители творческих лабораторий и творче­ских групп, психологи, валеолог, социальный педагог. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный период и, как правило, предшествуют заседаниям кафедр и творческих лабораторий, так как на ме­тодический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением об­разовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реа­лизации. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными ка­федрами, творческими лабораториями, психолого-валеологической службой. Вот почему в нашем плане методической работы школы вслед за работой научно-методического совета планируется работа предметных кафедр.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДР:

¿ 1.Организация исследования, анализ, координация и коррекция v работы членов кафедры по проблемам образовательной дея­тельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.

Предметные кафедры объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин (например, кафедра гуманитарного цикла, кафедра иностранных языков и другие), ориентированных на экспериментальную деятельность. Заведующий кафедрой назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов, глубоко заинтересованных в решении проблем школы. Планирование работы осуществляется заве­дующими кафедрами с учетом рекомендаций кураторов кафедр, которыми являются заместители директора. В нашей школе это стало возможным, потому что при комплектовании педагогического коллектива мы стремились к тому, чтобы администрацию школы представляли специалисты по разным учебным предметам.

¿ 2.Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных на­правлений опытно-экспериментальной работы школы.

Здесь вся методическая учеба ведется и с педколлективом в целом, и с отдельными учителями.

Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно воз­рос за последние два года, благодаря активному участию учителей в посто­янно действующем семинаре «Технология модульного обучения», теорети­ческих и практических семинарах, педагогических и психологических лекто­риях.

С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педаго­ги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:

1) группа молодого учителя;

2) группа совершенствования педагогического мастерства;

3) группа высшего педагогического мастерства. Каждой группе оказыва­ется практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в ви­де памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала на запросы учителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

¿ 3. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию.

Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача заведующих предметными кафедрами подумать о наставничестве и обес­печить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников. Поэтому в плане работы предметных кафедр обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».

Повышению квалификации педагогов способствует и работа атте­стационной комиссии школы, которую возглавляет в нашей школе замес­титель директора по методической работе.

План работы председателя аттестационной комиссии может быть от­дельным, а может включаться в план научно-методической работы школы в раздел «Работа с аттестуемыми учителями».

¿ 4.«Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность».

Администрация должна обеспечивать учителя материалами, необхо­димыми в его постоянном труде: методическими рекомендациями, памят­ками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр. В методиче­ском кабинете необходимо создать банк информационных материалов, способствующих обновлению образовательного процесса школы: «Методи­ка проведения адаптивного урока», «Методики коллективного способа обу­чения», «Технология модульного обучения», «Технология развивающего обучения», «Технология уровневой дифференциации обучения», «По сле­дам методической учебы», «В папку учителя» и т.п.

¿ 5. «Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта».

¿ 6. «Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам».

Цель: создать условия для развития познавательных и интеллекту­альных способностей учащихся через различные формы внеклассной рабо­ты по предметам.

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, празд­ников, юбилеев известных писателей и ученых. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности, мы создали научное общество учащихся. А ребят, проявив­ших склонности к журналистской деятельности и обладающих навыками письменной речи, объединил клуб «Журналист». Расширяя и совершенст­вуя работу с одаренными учащимися, планируем в следующем учебном го­ду провести интеллектуальный марафон, чтобы дать возможность ребятам проверить общую эрудицию и проявить свои способности.

¿ 7. «Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы».

Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Лю­бой управленческий цикл состоит из:

Для успешного осуществления методической работы в школе контроль следует проводить в течение всего учебного года. Он должен выявлять сте­пень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать свое­временно регулировать и корректировать уровень профессионального мас­терства учителя, а также отслеживать динамику развития педколлектива.

Направления контроля организации методической работы в школе:

ü состояние и результативность методической работы в школе;

ü эффективность и действенность управления методической работы;

ü уровень профессиональной компетентности учителя;

ü состояние и эффективность инновационной работы;

ü раскрытие творческого потенциала учителей;

ü s создание материальной базы учебных кабинетов.

Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графи­ки, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллек­тива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.

Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива должны участвовать руководите­ли творческих лабораторий, заведующие кафедрами и сами учителя. По­этому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального вни­мания и активных действий.

5. Научно-практический журнал «Завуч – управление современной школой» для администрации школ № 5, 6 2005 года

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *