что относится к методической работе в школе
Что относится к методической работе в школе
Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового
педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
Задачи методической работы:
— оказание помощи учителям, планировании и организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
— изучение и внедрение передового педагогического опыта;
— ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
— непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства;
— включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;
— оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются;
— достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных актов «Положение о Педагогическом совете», «Положение о Методическом совете школы», «Положение о методическом объединении педагогов»), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.
3. Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы
5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Главным, постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной и инновационной деятельности педагогического коллектива, является
Педагогический совет МБОУ «СШ № 13».
Главными задачами педагогического совета являются:
— реализация государственной политики по вопросам образования;
— ориентация деятельности педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса;
— разработка содержания работы по общей методической теме МБОУ «СШ № 13»;
— внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;
— решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии МБОУ «СШ № 13».
Педагогический совет осуществляет следующие функции :
— обсуждает и утверждает планы работы МБОУ «СШ № 13»;
— заслушивает информацию и отчеты педагогических работников МБОУ, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МБОУ «СШ № 13» по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности;
— принимает решение о проведении промежуточной аттестации по результатам учебного года, о допуске учащихся к итоговой аттестации, предоставлении обучающимся, имеющим соответствующие медицинские показания, возможности сдать экзамены в «щадящем режиме», переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс; выдаче соответствующих документов об образовании, о награждении обучающихся за успехи в обучении грамотами, похвальными листами или медалями;
— принимает решения о поощрении и взыскании.
Состав : директор МБОУ «СШ №31» (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый, библиотекарь.
Задачи Методического совета:
u Диагностика состояния методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и методической работы в МБОУ «СШ № 13».
u Создание и организация работы методических объединений.
u Рассмотрение документов учебного и методического содержания, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса.
Состав : администрация школы, представители методических объединений учителей-предметников, «передовые» учителя.
Основные направления работы Методического совета
u Принятие решения об открытии творческих групп, педагогических лабораторий, мастер-классов.
u Решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса и методической работой, обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, педагогических технологий.
u Организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы; анализ и оценка результатов педагогической деятельности учителей.
u Разработка организация и экспертиза внедрения предложений по основным направлениям опытно-экспериментальной работы, формирование образовательной стратегии МБОУ «СШ № 13».
u Проведение творческих дискуссий по важнейшим проблемам научно-методической деятельности, организации опытно-экспериментальной работы, выявления, изучения и использования передового педагогического опыта; разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению опыта.
u Рассмотрение планов работы методических объединений, научно-методического Совета на учебный год.
u Рассмотрение и рекомендация кандидатур учителей МБОУ «СШ № 13» на обобщение педагогического опыта и его представление и распространение.
Методическое объединение – это группа педагогов по одному предмету или по одной образовательной области. Методическое объединение осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам или воспитательному направлению.
В ходе работы МО учителей-предметников решаются следующие задачи :
— изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
— отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания;
— обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
— организация экспериментальной работы по предмету;
— освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;
— изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля или воспитательного процесса;
— обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику работы;
— проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогов МО;
— организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом;
— организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету;
— выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету;
— проведение отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
— организация внешкольной работы с обучающимися по предмету;
— работа по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
Основные формы работы в МО:
— проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
— «круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
— заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
— открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
— лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
— изучение и реализация в образовательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
— проведение методических месячников, недель, дней;
— контроль качества проведения учебных занятий.
Методическая работа
Ведущие аспекты методической работы:
– мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
– изучение и анализ состояния результатов методической работы, определение направлений её совершенствования;
– создание базы данных о педагогических работниках;
– выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
– сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы школы;
– изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
– формирование банка педагогической информации;
– ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы на бумажных и электронных носителях;
– ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности учителей города.
Организационно – методическая деятельность:
– изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи учителям в период подготовки к аттестации, в межаттестационные периоды;
– прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
– организация работы методических объединений школы;
– подготовка и проведение научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей профессионального педагогического мастерства;
– участие в организации и проведении конференций исследовательских работ учащихся школы.
В связи с этим, методическая работа в 2020-2021учебном году будет направлена на дальнейшее развитие и совершенствование работы школьных методических объединений, внедрения педагогических технологий, формирующих компетентности обучающихся и ориентирующих на развитие творческой деятельности школьников, оказание методической помощи в подготовке к аттестации педагогических кадров; изучение, обобщение и внедрение перспективного опыта педагогов.
В 2020/2021 учебном году основные усилия методической работы школы будут направлены на достижение следующих целей и задач.
Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в организации работы с учащимися; обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации целей развития личности учащихся.
Задачи:
1. Создавать условия для совершенствования профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие, повышение квалификации, овладение обновленным содержанием образования, элементами современных педагогических технологий:
2. Продолжить работу по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей;
3. Способствовать формированию мотивации к непрерывному образованию, активизации процесса саморазвития и самообразования педагогов.
Работа над данной темой будет способствовать созданию условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Формы методической работы :
а) работа педсоветов;
б) участие в семинарах;
в) работа методических объединений;
г) работа педагогов над темами самообразования;
д) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;
ё) взаимопосещение уроков;
ж) обобщение передового педагогического опыта учителей;
з) внеклассная работа;
и) организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Приоритетные направления методической работы на 2020/2021учебный год:
1. повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;
2. организация деятельности методических формирований педагогов;
3. совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
1. внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование личности ребенка;
2. обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;
3. укрепление материально-технической базы методической службы школы.
1. обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;
2. создание банка методических идей и наработок учителей школы;
3. разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.
Создание условий для развития личности ребенка:
1) изучение особенностей индивидуального развития детей;
2. формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
3. создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников;
4. психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы.
Создание условий для укрепления здоровья учащихся:
1. отслеживание динамики здоровья учащихся;
2. разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников.
Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности :
1. Мониторинг качества знаний учащихся;
2. формирование у обучающихся универсальных учебных действий;
3. диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению.
Работа внутри школьных методических объединений:
· согласование календарно-тематических планов;
· преемственность в работе I и II ступеней;
· методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся;
· методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
· формы и методы промежуточного и итогового контроля;
· отчеты учителей по темам самообразования;
· итоговая аттестация обучающихся.
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п.Бабынино работает 4 школьных методических объединения:
МО учителей начальных классов
Малеева А.Г. – руководитель ШМО учителей начальных классов;
Усикова Н.Н., учитель начальных классов;
Миронова Н.А. учитель начальных классов;
Малеев Д.Н. учитель начальных классов;
Сугак Г.И. учитель начальных классов;
Андриянкина Н.А., учитель начальных классов;
Саунина Е.С., учитель начальных классов;
Кругликова О.В., учитель начальных классов;
Белова И.И. учитель начальных классов;
Лыгина С.В., учитель начальных классов;
МО учителей гуманитарного цикла
Костина Н.В., учитель русского языка; руководитель ШМО учителей гуманитарно-филологического цикла
Евстрашкина Н.А., учитель истории и обществознания;
Симаненкова Т.С., учитель истории и обществознания;
Яшкина Г.И., учитель истории и обществознания;
Борисова М.А., учитель английского языка;
Сураева Н.Г. – педагог-библиотекарь.
МО учителей естественно-математического цикла
Губко О.А. – руководитель ШМО естественно-математического цикла;
Роман Т.В., учитель географии ;
Исайкин А.М. учитель химии;
Шашкина Л.И. учитель биологии;
Клишина Л.Е. учитель информатики;
Ковалева Л.А. учитель физики и математики;
Кочанова Е.В. учитель математики и физики;
Курятникова Г.Н. учитель математики;
Калинина Т.Е. учитель математики;
Мирешко Н.Ф. учитель математики;
Губко О.А. учитель технологии;
Морозов А.П. учитель технологии
Усикова Н.Н., классный руководитель 1 «А» класса;
Миронова Н.А. классный руководитель 1 «Б»класса;
Малеева А.Г., классный руководитель 2 «А» класса;
Малеев Д.Н. классный руководитель 2 «В» класса;
Андриянкина Н.А., классный руководитель 3 «А»класса;
Саунина Е.С. классный руководитель 3 «Б» класса;
Кругликова О.В., классный руководитель 3 «В» класса;
Белова И.И. классный руководитель 4 «А» класса;
Лыгина С.В., классный руководитель 4 «Б» класса;
Кривцова Л.В. классный руководитель 5 «А» класса;
Недодирова З.В. классный руководитель 5 «Б» класса;
Кочанова Е.В. классный руководитель 6 «А» класса;
Губко О.А., классный руководитель 6 «Б» класса;
Крысанова А.Н., классный руководитель 6 «В» класса;
Яшкина Г.И., классный руководитель 7 «А» класса;
Клишина Л.Е., классный руководитель 7 «Б» класса;
Борисова М.А., классный руководитель 8 «А» класса;
Курятникова Г.Н., классный руководитель 8 «Б» класса;
Калинина Т.Е., классный руководитель 9 «А» класса;
Шашкина Л.И., классный руководитель 9 «Б» класса;
Исакова М.Г. классный руководитель 10 класса;
Костина Н.В., классный руководитель 11 класса;
Кривцов А.В., учитель черчения и ИЗО;
Маленков А.А., учитель физической культуры;
Фетисов Е.В., учитель физической культуры;
Формы методической работы:
— фестиваль педагогического творчества;
— участие в конкурсах профессионального мастерства;
— работа школы молодого специалиста;
— работа методического совета;
— работа учителей над темами по самообразованию;
— организация и контроль курсовой системы повышения квалификации;
— участие в фестивалях педагогических идей муниципального, республиканского и всероссийского уровней;
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.
План анализа методической работы:
1. Статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям.
2. Обеспеченность школы педкадрами.
3. Анализ работы методсовета, предметных кафедр, творческих лабораторий и
других форм методических объединений педагогов, направленных на повышение
4. Актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы.
5. Итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.
6. Работа с молодыми специалистами.
7. Аттестация, ее итоги, результаты.
8. Использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками.
9. Развитие творческого потенциала педагогов.
10. Анализ основных недостатков в организации и проведении методической работы в школе.
11. Задачи на новый учебный год (исходя из анализа нерешенных проблем).
Составляя анализ состояния методической работы школы, не стоит пренебрегать такими требованиями, как:
четкость построения плана работы по блокам и разделам;
логическая последовательность изложения;
аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;
точность оценок, исключающих субъективизм;
четкость и педагогическая обоснованность предложений;
обязательное применение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.
Используя различные методы при анализе состояния школьной методической работы: анкетирование, исследования, такие, как наблюдение за учителем на уроке, собеседование с ним, отслеживание роста креативности педагога, заполнение индивидуальных карт профессиональных затруднений учителя, опрос мнения учителей (какие вопросы теории они хотели бы изучить на семинарах, на заседаниях кафедр и творческих лабораторий), зам. директора получает возможность спланировать содержание и формы методической работы с учетом профессионально-личностных особенностей педколлектива (см. приложение).
2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
Наиболее приоритетные направления методической работы:
1) обеспечение управления образовательным процессом в школе;
2) обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом методической темы школы;
3) информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность;
4) обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
5) обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
6) обеспечение контрольно-аналитической экспертизы;
Для управления работой нами создана такая модель методической службы, которая обеспечивает реализацию поставленных задач.
Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет.
Каждая из кафедр и творческих лабораторий работает над своей темой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Все эти звенья методической службы имеют свои планы и осуществляют работу под руководством заведующих кафедрами или руководителей творческих лабораторий. Правильное определение темы и задач кафедр и творческих лабораторий поможет выбрать содержание и формы организации работы с теми или другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, надо помнить, что они определяют структуру методической службы, взаимосвязь всех ее звеньев.
Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель директора по научно-методической работе. Членами совета являются заведующие предметными кафедрами, руководители творческих лабораторий и творческих групп, психологи, валеолог, социальный педагог. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный период и, как правило, предшествуют заседаниям кафедр и творческих лабораторий, так как на методический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными кафедрами, творческими лабораториями, психолого-валеологической службой. Вот почему в нашем плане методической работы школы вслед за работой научно-методического совета планируется работа предметных кафедр.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДР:
1.Организация исследования, анализ, координация и коррекция v работы членов кафедры по проблемам образовательной деятельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.
Предметные кафедры объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин (например, кафедра гуманитарного цикла, кафедра иностранных языков и другие), ориентированных на экспериментальную деятельность. Заведующий кафедрой назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов, глубоко заинтересованных в решении проблем школы. Планирование работы осуществляется заведующими кафедрами с учетом рекомендаций кураторов кафедр, которыми являются заместители директора. В нашей школе это стало возможным, потому что при комплектовании педагогического коллектива мы стремились к тому, чтобы администрацию школы представляли специалисты по разным учебным предметам.
2.Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений опытно-экспериментальной работы школы.
Здесь вся методическая учеба ведется и с педколлективом в целом, и с отдельными учителями.
Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние два года, благодаря активному участию учителей в постоянно действующем семинаре «Технология модульного обучения», теоретических и практических семинарах, педагогических и психологических лекториях.
С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:
1) группа молодого учителя;
2) группа совершенствования педагогического мастерства;
3) группа высшего педагогического мастерства. Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала на запросы учителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.
3. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию.
Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача заведующих предметными кафедрами подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников. Поэтому в плане работы предметных кафедр обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».
Повышению квалификации педагогов способствует и работа аттестационной комиссии школы, которую возглавляет в нашей школе заместитель директора по методической работе.
План работы председателя аттестационной комиссии может быть отдельным, а может включаться в план научно-методической работы школы в раздел «Работа с аттестуемыми учителями».
4.«Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность».
Администрация должна обеспечивать учителя материалами, необходимыми в его постоянном труде: методическими рекомендациями, памятками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр. В методическом кабинете необходимо создать банк информационных материалов, способствующих обновлению образовательного процесса школы: «Методика проведения адаптивного урока», «Методики коллективного способа обучения», «Технология модульного обучения», «Технология развивающего обучения», «Технология уровневой дифференциации обучения», «По следам методической учебы», «В папку учителя» и т.п.
5. «Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта».
6. «Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам».
Цель: создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам.
Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников, юбилеев известных писателей и ученых. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности, мы создали научное общество учащихся. А ребят, проявивших склонности к журналистской деятельности и обладающих навыками письменной речи, объединил клуб «Журналист». Расширяя и совершенствуя работу с одаренными учащимися, планируем в следующем учебном году провести интеллектуальный марафон, чтобы дать возможность ребятам проверить общую эрудицию и проявить свои способности.
7. «Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы».
Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Любой управленческий цикл состоит из:
Для успешного осуществления методической работы в школе контроль следует проводить в течение всего учебного года. Он должен выявлять степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживать динамику развития педколлектива.
Направления контроля организации методической работы в школе:
состояние и результативность методической работы в школе;
эффективность и действенность управления методической работы;
уровень профессиональной компетентности учителя;
состояние и эффективность инновационной работы;
раскрытие творческого потенциала учителей;
s создание материальной базы учебных кабинетов.
Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.
Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива должны участвовать руководители творческих лабораторий, заведующие кафедрами и сами учителя. Поэтому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.
Научно-практический журнал «Завуч – управление современной школой» для администрации школ № 5, 6 2005 года
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.
План анализа методической работы:
1. Статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям.
2. Обеспеченность школы педкадрами.
3. Анализ работы методсовета, предметных кафедр, творческих лабораторий и
других форм методических объединений педагогов, направленных на повышение
4. Актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы.
5. Итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.
6. Работа с молодыми специалистами.
7. Аттестация, ее итоги, результаты.
8. Использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками.
9. Развитие творческого потенциала педагогов.
10. Анализ основных недостатков в организации и проведении методической работы в школе.
11. Задачи на новый учебный год (исходя из анализа нерешенных проблем).
Составляя анализ состояния методической работы школы, не стоит пренебрегать такими требованиями, как:
ü четкость построения плана работы по блокам и разделам;
ü логическая последовательность изложения;
ü аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;
ü точность оценок, исключающих субъективизм;
ü доказательность выводов;
ü четкость и педагогическая обоснованность предложений;
ü обязательное применение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.
Используя различные методы при анализе состояния школьной методической работы: анкетирование, исследования, такие, как наблюдение за учителем на уроке, собеседование с ним, отслеживание роста креативности педагога, заполнение индивидуальных карт профессиональных затруднений учителя, опрос мнения учителей (какие вопросы теории они хотели бы изучить на семинарах, на заседаниях кафедр и творческих лабораторий), зам. директора получает возможность спланировать содержание и формы методической работы с учетом профессионально-личностных особенностей педколлектива (см. приложение).
2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
Наиболее приоритетные направления методической работы:
1) обеспечение управления образовательным процессом в школе;
2) обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом методической темы школы;
3) информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность;
4) обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
5) обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
6) обеспечение контрольно-аналитической экспертизы;
Для управления работой нами создана такая модель методической службы, которая обеспечивает реализацию поставленных задач.
Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет.
Каждая из кафедр и творческих лабораторий работает над своей темой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Все эти звенья методической службы имеют свои планы и осуществляют работу под руководством заведующих кафедрами или руководителей творческих лабораторий. Правильное определение темы и задач кафедр и творческих лабораторий поможет выбрать содержание и формы организации работы с теми или другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, надо помнить, что они определяют структуру методической службы, взаимосвязь всех ее звеньев.
Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель директора по научно-методической работе. Членами совета являются заведующие предметными кафедрами, руководители творческих лабораторий и творческих групп, психологи, валеолог, социальный педагог. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный период и, как правило, предшествуют заседаниям кафедр и творческих лабораторий, так как на методический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными кафедрами, творческими лабораториями, психолого-валеологической службой. Вот почему в нашем плане методической работы школы вслед за работой научно-методического совета планируется работа предметных кафедр.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДР:
¿ 1.Организация исследования, анализ, координация и коррекция v работы членов кафедры по проблемам образовательной деятельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.
Предметные кафедры объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин (например, кафедра гуманитарного цикла, кафедра иностранных языков и другие), ориентированных на экспериментальную деятельность. Заведующий кафедрой назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов, глубоко заинтересованных в решении проблем школы. Планирование работы осуществляется заведующими кафедрами с учетом рекомендаций кураторов кафедр, которыми являются заместители директора. В нашей школе это стало возможным, потому что при комплектовании педагогического коллектива мы стремились к тому, чтобы администрацию школы представляли специалисты по разным учебным предметам.
¿ 2.Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений опытно-экспериментальной работы школы.
Здесь вся методическая учеба ведется и с педколлективом в целом, и с отдельными учителями.
Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние два года, благодаря активному участию учителей в постоянно действующем семинаре «Технология модульного обучения», теоретических и практических семинарах, педагогических и психологических лекториях.
С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:
1) группа молодого учителя;
2) группа совершенствования педагогического мастерства;
3) группа высшего педагогического мастерства. Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала на запросы учителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.
¿ 3. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию.
Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача заведующих предметными кафедрами подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников. Поэтому в плане работы предметных кафедр обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».
Повышению квалификации педагогов способствует и работа аттестационной комиссии школы, которую возглавляет в нашей школе заместитель директора по методической работе.
План работы председателя аттестационной комиссии может быть отдельным, а может включаться в план научно-методической работы школы в раздел «Работа с аттестуемыми учителями».
¿ 4.«Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность».
Администрация должна обеспечивать учителя материалами, необходимыми в его постоянном труде: методическими рекомендациями, памятками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр. В методическом кабинете необходимо создать банк информационных материалов, способствующих обновлению образовательного процесса школы: «Методика проведения адаптивного урока», «Методики коллективного способа обучения», «Технология модульного обучения», «Технология развивающего обучения», «Технология уровневой дифференциации обучения», «По следам методической учебы», «В папку учителя» и т.п.
¿ 5. «Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта».
¿ 6. «Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам».
Цель: создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам.
Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников, юбилеев известных писателей и ученых. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности, мы создали научное общество учащихся. А ребят, проявивших склонности к журналистской деятельности и обладающих навыками письменной речи, объединил клуб «Журналист». Расширяя и совершенствуя работу с одаренными учащимися, планируем в следующем учебном году провести интеллектуальный марафон, чтобы дать возможность ребятам проверить общую эрудицию и проявить свои способности.
¿ 7. «Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы».
Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Любой управленческий цикл состоит из:
Для успешного осуществления методической работы в школе контроль следует проводить в течение всего учебного года. Он должен выявлять степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживать динамику развития педколлектива.
Направления контроля организации методической работы в школе:
ü состояние и результативность методической работы в школе;
ü эффективность и действенность управления методической работы;
ü уровень профессиональной компетентности учителя;
ü состояние и эффективность инновационной работы;
ü раскрытие творческого потенциала учителей;
ü s создание материальной базы учебных кабинетов.
Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.
Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива должны участвовать руководители творческих лабораторий, заведующие кафедрами и сами учителя. Поэтому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.
5. Научно-практический журнал «Завуч – управление современной школой» для администрации школ № 5, 6 2005 года