что относится к микроуровню в социальной работе

Уровни социальной работы

что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе

что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе

что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе

В структуре социальной работы как практической деятельности можно выделить определенные уровни, на которых она осуществляется, и от которых зависят ее формы и методы. Вместе с тем многоуровневую структуру социальной работы можно рассматривать под разным углом зрения.

С точки зрения масштабности, социальная работа может осуществляться на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

На макроуровне социальная работа выступает как система определенных мер по улучшению социальной сферы общества и положения в нем людей.

Эта деятельность связана с социальной политикой страны, социальным управлением, с принятием законодательных мер, организацией инфраструктуры социального обслуживания, вопросами общественного и государственного решения социальных проблем. Она заключается в содействии и создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе; предотвращении социально-политических и национально-этнических конфликтов; выявлении категорий граждан, нуждающихся в помощи, и освоении источников финансирования.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи различным группам нуждающихся граждан в границах их места жительства (регион, город, село и т.д.).

С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством, что связано с реализацией государственной социальной политики и стратегии помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой – приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны – от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов личности (клиента). На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социальные и психологические связи индивида с социумом, группой или другим индивидом. Формы и методы помощи в этом случае достаточно широки: от предоставления индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах, в том числе в семье.

Учитывая территориальное устройство Российской Федерации, можно говорить и о таких уровнях социальной работы, как федеральный, региональный, муниципальный (местный).

Федеральный уровень социальной работы имеет предельно общие характеристики. Содержание социальной работы этого уровня определяется прежде всего законодательной базой и социальной политикой государства, управлением социальной защиты населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа представлена в ее широком понимании.

На данном уровне функционируют федеральные министерства и ведомства «социального профиля»: труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.п., а также общероссийские общественные организации, которые разрабатывают и реализуют программы для решения социальных проблем в общенациональном масштабе.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и в их адаптации к особенностям тех или иных регионов страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более конкретный, содержательный характер и предстает в ее непосредственном узком понимании.

Региональный уровень социальной работы определяется спецификой региона, его природными, культурными, экономическими, демографическими и другими показателями. На региональном уровне функционируют республиканские, краевые, областные и т.п. государственные структуры и общественные организации, участвующие в разработке и реализации социальной политики и социальной работы.

Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику реализации целей и задач социальной работы на уровне муниципальных образований: города (кроме городов федерального значения), района, села и др.

что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе

Местный уровень социальной работы определяется направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом муниципальными социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами. Этот уровень тесно связан с особенностями конкретного микросоциума.

В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни социальной работы: с индивидом, семьей, группой, жителями населенного пункта и т.д. Так, в широко распространенном «Словаре социальной работы» Р. Баркера в этот перечень включаются; индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микропрактик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни.

Источник

Система социальной работы: основные характеристики

что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе
Платонова Н.М., д.п.н., профессор СПбГИПСР

Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную си­стему, состоящую из следующих элементов (ком­понентов):

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиен­том социальной службы. Однако чаще всего под понятием «кли­ент» понимаются определенные категории населения, нуждаю­щиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная лич­ность, группа, семья, социальные структуры, организации, общи­ны (например, секта) или население какой-либо территории пол­ностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него воз­можности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обла­дать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникаль­ная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойст­венные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жиз­ни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индиви­дуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обративших­ся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно от­нести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, лю­дей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с кото­рыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изме­нениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни кли­ента и его личности позволяет ему более четко определить харак­тер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализиро­вать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за при­нятие решений социальный работник должен брать на себя толь­ко в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболе­вание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опы­та, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

Субъектами социальной работы могут выступать:

В качестве ведущего субъекта социальной работы на феде­ральном уровне выступает Министерство здравоохранения и со­циального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Содержание социальной работы на федеральном уровне опре­деляется законодательной и социальной политикой государства в масштабе всей страны. На региональном уровне социальная рабо­та приобретает более содержательный характер. Местный уро­вень определяется адресной социальной деятельностью.

Среди субъектов социальной работы можно выделить админи­стративно-управленческие структуры, которые на различных ста­диях государственной иерархии формируют и осуществляют со­циальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных обществен­ных объединений на местах, которые активно решают соци­альные проблемы как группы самопомощи.

Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется по­мощь населению (официального, неофициального, государствен­ного, негосударственного, добровольно-общественного характе­ра). Каждый социальный институт имеет свои специфические за­дачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (фор­мализованные институты социальной работы) относят: государ­ственные институты социальной защиты населения, образова­ние, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать со­действие государственным и негосударственным организациям.

Существует и другое деление институтов социальной работы — на общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открыва­емые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориаль­ных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений — оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.

Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).

Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить харак­тер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных про­грамм. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.

Основные сферы социальной работы — это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддерж­ки населению. Так, социальная работа активно развивается в здравоохранении, в Вооруженных силах, в сфере производства, в образовании, в сфере культуры, в пенитенциарной системе, в социально-этнической среде и т.д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и сло­ев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.

Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для реше­ния задач социальной работы. Решение основных задач социаль­ной работы непосредственно связано с необходимостью органи­зации взаимодействия социального работника с клиентом. Спосо­бы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Со­ответственно, выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы:

На микроуровне социальная работа строится на основе за­просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь соци­альная работа рассматривается в большей степени как практиче­ская психосоциальная деятельность.

На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных соци­альных служб, осуществляющих социальное обслуживание про­блемных групп населения. Данный уровень предполагает ее со­вмещение с территориальной социальной политикой, направлен­ной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавли­ваться отдельными благотворительными организациями.

На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целе­направленного влияния на формирование и реализацию социаль­ной политики на всех уровнях (от муниципального до федераль­ного) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализа­ции социальных программ обеспечивается взаимодействием госу­дарственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.

На макроуровне социальная работа связана с социальным ад­министрированием, с решением вопросов законодательного ха­рактера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важней­шими направлениями деятельности являются:

Условием действенного влияния социальных служб на обще­ственные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализа­ции профилактических мер по их предупреждению.

Система социальной работы может иметь общественный характер (как это было в дореволюционной России), а может быть государственной (советская модель социального обеспечения). В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.

Источник

Методы и уровни социального обслуживания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Уровни социального обслуживания

Социальное обслуживание как институт социальной работы имеет многоуровневый характер.

С позиции масштабности можно выделить:

Макроуровень социального обслуживания характеризуется созданием благоприятных условий развития для общества в целом и выявлением категорий граждан, нуждающихся в получении социальных услуг. На этом уровне принимаются законы в области социального обслуживания, осваиваются финансовые источники, создается инфраструктура.

Мезоуровень характеризуется как деятельность социальных служб по оказанию социальных услуг людям, кто нуждается в их предоставлении, на территории их проживания, например, в городе, селе и т.д. Виды социальных услуг в регионах может отличаться на мезоуровне, поскольку регионы имеют свою специфику и ресурсную базу.

Микроуровень социального обслуживания – это оказание социальной услуги на уровне индивидуального клиента и с учетом его потребностей.

Цель этого уровня – создание достойных условий жизни для конкретного человека, а также увеличение объема возможностей для самостоятельного обеспечения своих базовых потребностей.

Россия является федеративным государством, что также означает многоуровневость различных служб, оказывающих социальные услуги. Многоуровневость в соответствии с административным делением закрепляется и законодательно.

Социальное обслуживание на федеральном уровне представляет себя как одно из направлений социальной политики государства, содержание социального обслуживания на этом уровне заключается в принятии федерального законодательства, определении общих принципов оказания социальных услуг, а также примерного перечня видов социальных услуг, поставщиков и т.д.

Управление на данном уровне социального обслуживания осуществляется профильным федеральным министерством и ведомствами по тому или иному профилю социального обслуживания, сюда же отнесем всероссийские общественные и религиозные организации, которые решают социальные проблемы на уровне государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Федеральным законодательством определяется порядок работы, функции и полномочия органов социального обслуживания на региональном уровне.

Следующим уровнем социального обслуживания является муниципальный.

Социальное обслуживание данного уровня осуществляется на уровне муниципальный образований – города, района, поселков городского типа и т.д. На данном уровне социальное обслуживание носит индивидуальный характер, осуществляясь в основном специалистами по социальной работе, социальными работниками, волонтерами, муниципальными социальными службами.

В зависимости от количества обслуживаемых одновременно объектов можно выделить индивидуальный и групповой уровень социального обслуживание.

Индивидуальный уровеньопределяется как обслуживание одного человека, групповой уровень соответственно характеризуется оказанием услуг группе лиц, нуждающихся в социальных услугах.

Понятие методов социального обслуживания

Методы социального обслуживания можно понимать как способ познания, тогда здесь можно выделить общетеоретические методы, например, методы сравнения, анализа, синтеза, социологические методы, включая опрос, анкетирование и т.д. Другой же стороной понимания методов социального обслуживания является их понимание как действий, направленных на качественное изменение субъекта социального обслуживания.

Методы социального обслуживания обусловлены видами социальных услуг, предоставляемых поставщиками.

Виды методов социального обслуживания

Законом определен закрытый перечень видов социальных услуг, который соответственно определяет методы работы с населением:

Эти группы методов относятся к изменению условий жизни получателя социальных услуг.

Также следует выделить методы, относящиеся к поставщикам социальных услуг. Сюда мы отнесем:

Источник

Текст книги «Теория социальной работы»

что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть фото что относится к микроуровню в социальной работе. Смотреть картинку что относится к микроуровню в социальной работе. Картинка про что относится к микроуровню в социальной работе. Фото что относится к микроуровню в социальной работе

Автор книги: Коллектив авторов

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 4 (всего у книги 30 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Система ценностей социальной работы формировалась в процессе ее исторического развития. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров, однако в какой бы форме исторической практики не была представлена социальная работа, интересы – общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных – всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека. Философская основа общественных учений и идеалов в конечном итоге образовала и ценностные ориентации профессиональной социальной работы.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

Философские ценности социальной работы в мультикультурном пространстве выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. То есть метауровень предполагает ценности социальной работы рассматривать в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Макроуровень определяет цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Мезоуровень ценностных ориентаций социальной работы связан с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.

Микроуровень философских ценностей социальной работы отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента (индивидуальные интервенции и взаимодействия).

Метауровень ценностей социальной работы:

1. Право на жизнь. Ценность человеческой жизни является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки. Это предполагает, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Активная поддержка жизни человека, противодействие нарушениям его прав, деятельность в области обеспечения и улучшения качества жизни – важнейшие ценностные ориентации социальной работы.

2. Свобода. Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человек имеет право на свободный выбор образа жизни. Согласно Всеобщей декларации прав человека, свобода включает: свободу от рабства и подневольного состояния, свободу от пыток и жестокого обращения и наказания, свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, свободу передвижения и выбора места жительства.

3. Равенство. Принцип равенства в социальной работе тесно связан с принципом справедливости, недискриминации, где последнее понимается как равенство и уважение достоинства. Не-дискриминация противостоит дискриминации, подход к человеку на основе одного из его признаков: пола, расы, цвета кожи, религиозных или политических убеждений и т. д. Перечень признаков дискриминации постоянно растет, что связано с происходящими в мире изменениями и существующими традициями.

4. Справедливость – основа общества, она предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические. Справедливость – гарантия прав и свобод человека, в случае признания виновным каждый член общества имеет право на справедливое судебное разбирательство, гуманное обращение, исправление и социальное перевоспитание. Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальную защиту и обеспечение. Социальная справедливость – основное средство защиты человека, условие для развития человечества.

5. Солидарность. Будучи важнейшей ценностью в социальной работе, солидарность означает понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права. Социальные работники должны не только оказывать помощь людям, но и солидаризироваться с отдельными лицами, группами, общинами, с жертвами насилия, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира. Солидарность – это активная помощь уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека.

6. Социальная ответственность – практическая сторона солидарности, в основе ее лежит идея о том, что любые ресурсы, которыми владеет сообщество, должны быть использованы для улучшения положения человека. При этом предполагается, что и человек, в свою очередь, использовал свои таланты и способности во имя прогресса человечества. Ценностный смысл социальной ответственности состоит в оказании помощи и предоставлении услуг бедным и нуждающимся.

7. Миролюбие. Безусловной ценностью является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Обеспечение мира связано с достижением гармонии с самим собой, другими людьми и окружающей средой. Признавая, что конфликты неизбежны, социальные работники стремятся урегулировать их мирным и ненасильственным путем. Эволюционный подход предполагает, что посредничество и примирение, последовательность, уважение и понимание, знание являются более эффективным средством урегулирования конфликтов, чем революционный подход, предполагающий разрушение и дальнейшее обновление. Мирное развитие – неизменная цивилизационная ценность всех людей на планете, которые стремятся к социальной справедливости и созданию мира.

8. Отношения между человеком и природой. Поиск гармонии с природой является одной из важнейших стратегий человечества накануне третьего тысячелетия. Несовершенные промышленные модели производства, использование токсичных промышленных ресурсов, радиоактивное загрязнение, потребительское отношение к природе, отсутствие соответствующей информации создают угрозу для уязвимых слоев населения. Комплексные программы с целью предотвращения деградации окружающей среды, программы экологического воспитания, кампании по охране окружающей среды – важнейшие мероприятия социальных работников.

Макроуровень ценностей социальной работы:

Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

2. Конфиденциальность. Конфиденциальность – средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами, поскольку может повлечь за собой изменение жизненных стратегий клиента, ухудшение его жизненного сценария. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения у него информации в ее границах, согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также использование информации клиента в научных целях. Социальный работник должен предоставлять записи, которые ведутся в процессе реабилитации.

3. Непредвзятость. Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации. Он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.

4. Стремление к социальным изменениям. Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизировать общественные отношения.

5. Готовность к передаче знаний и умений другим. Социальный работник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Его знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание ситуации, проблемы, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов.

Социальный работник должен критически проверять появляющиеся новые знания и не отставать от жизни, внося посильный вклад в развитие социальной науки и своей профессии.

6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание. Социальный работник выступает против любых форм дискриминации человека на основании расовой и национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.

Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтений, выступать в обыденном смысле как «хорошие» или «плохие» относительно субъективных ценностных ориентаций самого социального работника. Для социального работника должен быть важен сам клиент, в его собственной неповторимости жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента предстают как «хорошие» или «плохие» только в том случае, если они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику с соответствующим уважением относиться к клиенту.

7. Развитие самопомощи клиента. Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не оставаться постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой.

8. Готовность действовать от имени подопечного. Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон.

9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества. Социальный работник должен принимать необходимые меры, чтобы всем членам общества были доступны необходимые ресурсы, услуги, возможности в целях развития социальной справедливости. Профессиональная деятельность социального работника направлена на осуществление всеобщего благоденствия. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию – важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает институциональную основу для всеобщего благоденствия и справедливости.

10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности. Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той мере, в какой оно не мешает исполнению служебных обязанностей.

Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, однако он ответственен и за престиж своей профессии и должен способствовать уважению к ней.

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности. Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях.

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Интериоризированные (ставшие внутренне присущими) ценности и нормы личности учитываются в социальной работе. Они выступают в качестве социальной нормы, формируют принципы профессиональной ответственности, ценностные концепты профессии.

Микроценности социальной работы:

Основными ценностными установками профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику, выступают:

Эмпатия – сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Принятие – доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмотря на возможные временные негативные эмоции.

Аутентичность – откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом. Аутентичность включает пять ценностных установок профессионального взаимодействия:

• поддерживающее невербальное поведение;

• конгруэнтность – безоценочное осознание социальным работником своих актуальных ощущений, переживаний, установок и выражение их способами, не травмирующими клиента;

• открытость – способность к самораскрытию при сохранении контроля над степенью открытости;

• уважение – способность ценить клиента как личность, принятие обязательств по отношению к нему, воздержание от критических суждений, демонстрация разумной меры теплоты;

• аттрактивность – способность быть для клиента сходным с ним;

• надежность – умение заслужить доверие клиента.

Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере. В контексте общественных и личностных конфронтаций, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.

Человек в концепциях социальной работы

В данной теме важным представляется утверждение Академика РАН В.С. Степина о том, что «в социально-гуманитарных науках предмет включает в себя человека, его сознание и часто выступает как текст, имеющий человеческий смысл», так как тема человека является предметом специального осмысления в социальной работе. Особенность ее заключается в том, что она существует в дихотомическом единстве, в системной пропозиции, где человек предстает как «человек-нуждающийся» и как «человек-помогающий» в их взаимообусловленности и взаимозависимости. С одной стороны, человек выступает как субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, осуществить поступок, найти способ изменения ситуации. Такой человек в социальной работе определяется как клиент. С другой – наличие клиента («человека-нуждающегося») в познавательном пространстве заранее предполагает наличие другого субъекта («человека-помогающего), чьи действия и поступки направлены на разрешение трудной жизненной ситуации клиента.

Социальная работа в процессе своего становления формирует определенное знание о «человеке-нуждающемся» и его проблемах. Это знание складывается из различных факторов: из практики конкретных людей; из развития теоретической мысли об обществе, группе, человеке; из научно-исследовательской деятельности.

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражение традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Философия социальной работы оказывается системой философских идей о страдающем человеке и его жизненном мире.

Социальный работник в контексте исторического процесса олицетворяет собой культурно-исторический образ помогающего субъекта. Философской основой концепта помощи являются представления о судьбе, предопределении жизненных стратегий человека, развивавшиеся в более древних, чем античных, культурах. Именно там зародились взгляды о таком типе отношений между субъектами, когда одна сторона является активной, определяющей, а другая – пассивной, определяемой. Этот тип отношений будет не только осмысляться через философские и религиозно-этические доктрины, но и развиваться в общественной практике помощи и защиты уязвимых слоев населения, формируя в различные исторические эпохи паттерны помогающих субъектов.

Современный этап осмысления предметно-объектных связей приводит к построению глобальных моделей структурных сценариев. Человек становится «заложником» экологических катастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Это новый тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и практике социальной работы.

Для социальной работы стало традицией рассматривать проблематику клиента на фоне общественных и социально-экономических проблем. В указанных же случаях проблемы, стоящие не перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи связаны с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. В этом отношении как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социоэкономический или социопсихологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Вот почему жизненный сценарий становится базовым понятием социальной работы при таких подходах к теории и практике помощи.

Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в этой связи является вопрос адаптации субъекта к новым формам, способам жизни и социального функционирования в результате пандемического воздействия, то есть воздействия, после которого состояние стресса охватывает достаточно большое количество людей. Пандемическое воздействие, пандемическая среда, как и система помощи и поддержки в этих условиях, стали новым проблемным полем теории и практики социальной работы на рубеже веков.

Философская антропология рассматривает человека и его бытийность под углом зрения «действия» и «происшествия», которые выражаются в терминах «активность» и «пассивность».

«Человек-нуждающийся» при этом выступает как пассивный участник, не имея возможности в силу разных причин принимать активное участие в жизнедеятельности. Эта ситуация может быть обусловлена различными обстоятельствами как личностными и групповыми, так и средовыми, то есть окружением человека.

Личностное бытие субъекта ориентировало на то, что он находит смысл своей жизни в самоопределении и самоосуществлении. Однако в реализации самоопределения и самоосуществления задействованы различные проявления субъектности: человек как homo rationale, человек как природное явление, человек как психосоматическое существо, человек как homo sociale. Каждое проявление субъектности имеет свои диалектические противоречия, что ведет к осложнению жизненных стратегий человека, ситуации неравных возможностей.

Гуманистический смысл социальной работы в том и заключен, чтобы даже в ситуации неравных условий дать возможность каждому человеку для реализации его планов интегрировать лиц с ограниченными возможностями в основные процессы трудовой и общественной жизнедеятельности.

Человек может быть рассмотрен и как психосоматическое существо. Проблемы телесности, чувственности, духовности в философской антропологии и антропологической психологии рассматриваются, как правило, раздельно. Однако в социальной работе они имеют единый модус основания, связанный с холистическим, то есть целостным, подходом к личности клиента. Чувства человека, его соматические реакции, его переживания связаны в практике социальной работы с такими экзистенциальными понятиями, как совесть, вина, ответственность, добро, зло и т. п.

Чувства с позитивным или негативным оттенком могут особым образом менять ритм обыденной жизни, вносить в нее не только спокойствие и радость, но и подавленность, и угрызения совести, что ведет к личностному и общественному расстройству. Субъективность, индивидуальность как ценностные факторы, обусловленные человеческим выбором и уникальным опытом в его неповторимости, – таковы философские исходные положения индивидуального подхода в социальной работе. Именно на этих основаниях в практике социальной работы развиваются комплексные подходы к личности клиента как сложному биопсихосоциальному существу.

Человек как существо социальное реализует свою индивидуальность через принадлежность к различным группам. Они представлены различными социальными институтами, в которых разворачивается жизненный сценарий человека. Отсутствие в нем тех или иных социальных институтов определяет статус человека, его социальное положение. Социальные институты вносят дифференциацию в групповую стратификацию общества, разделяя его на благополучные и неблагополучные (уязвимые) группы населения, по отношению к последним нарушаются общепринятые нормы жизнедеятельности. Вследствие этого концептуальные проблемы в социальной работе связаны со следующими проблемами: потребности – желания; удовлетворение – лишение права; права – свобода выбора; справедливость – несправедливость; солидарность – индивидуализм; доступ к власти – отсутствие доступа к власти; ответственность – безответственность; конфликт – урегулирование конфликта; автономность – контроль.

Социальное бытие человека, возможность – невозможность реализации социальной жизни, феномены и механизмы отчуждения человека от социальной жизни – все это составляет философскую проблематику социальной работы. Человек социальный в концепциях социальной работы понимается как уязвимый субъект, представитель определенной уязвимой группы. Таким образом, тема человека предстает в социальной работе в различных проявлениях и понятийном многообразии.

Это лишний раз подчеркивает сложность научного осмысления человека, который предстает и как индивид с конкретными социальными запросами, и как уникальное сочетание индивидуальных проявлений и типологических особенностей, и как представитель определенного исторического времени и конкретной культуры, и как субъект со специфическими проявлениями, отношениями и связями. Однако на каких бы уровнях не был сформулирован запрос клиента, теория социальной работы определяет его положение в системе бытия и общественного мира как «человека-нуждающегося».

Социальный работник в контексте исторического процесса олицетворяет собой культурно-исторический тип помогающего субъекта. Помогающий субъект появляется в концептах помощи во всех религиозных, философских и этических системах. Философской основой концепта помощи являются представления о судьбе, предопределения жизненных стратегий человека, развивавшиеся в более древних, чем античные, культурах. Именно там зародились взгляды о таком типе отношений между субъектами, когда одна сторона является активной, определяющей, а другая – пассивной, определяемой. Этот тип отношений будет не только осмысляться через философские и религиозно-этические доктрины, но и развиваться в общественной практике помощи и защиты уязвимых слоев населения, формируя в различные исторические эпохи паттерны помогающих субъектов.

Профессия для «человека-помогающего» выдвигает определенные стандарты профессионального поведения. Оно основано на принятии ценностей и идеалов профессиональной субкультуры, которая учитывает роль и место помогающего субъекта в системе общественных отношений. Профессия определяет его миссию в гуманизации этих отношений, обосновывает ценностные принципы индивидуального взаимодействия.

Альтруистические основания профессии «Социальная работа» связаны с социогенетическими факторами развития социальной работы как воплощением общественных потребностей во взаимопомощи и справедливом распределении. «Человек-помогающий» не только отвечает общественной потребности и необходимости, но и является фактором развития культуры и цивилизации. В этом отношении ценностные основания культуры и цивилизации являются регулятором профессиональной деятельности социального работника, определяют его альтруистический интерес к человеку, побуждают к реализации блага, личного и общественного благополучия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *