что относится к мототранспорту
эксплуатация автомобильного транспорта
4.Классификация мототранспортных средств
В соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 » Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» мототранспортные средства наряду с автомобилями и прицепами выделены в обособленную категорию L.
Категория L — Мототранспортные средства
1. Категория L1 — двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
К данной категории относятся мопеды (с цепным приводом от педалей, с переключателем передач или без него) и мокики (мопеды с коробкой передач без педального привода, с кик-стартером).
2. Категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
К данной группе относятся трехколесные мопеды и мокики.
3. Категория L3 — двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория включает в себя мотоциклы и мотороллеры.
4. Категория L4 — трехколесное транспортное средство с колесами, ассимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. Мотоцикл с коляской.
5. Категория L5 — трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. Трициклы.
6. Категория L6 — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
К данной категории относится легкий квадрицикл.
7. Категория L7 — четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт. Квадрицикл.
Классификация мототранспортных средств
По назначению мототранспортные средства подразделяются на дорожные, спортивные и специальные.
В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя и от его мощности мотоциклы делятся на три класса:
• легкие (50-175 см 3 ), с мощностью 9-10 кВт (12-14 л. с.);
• средние (250-350 см 3 ), с мощностью 18 кВт (23-25 л. с.);
• тяжелые (500-750 см 3 ), с мощностью 26 кВт (36 л. с.).
Мотоциклы могут быть одно- или двухцилиндровые с двухтактным (легкие и средние) или с четырехтактным двигателем (тяжелые).
К любому мотоциклу, обладающему достаточным запасом мощности, можно присоединить боковой прицеп — коляску.
Дорожные мототранспортные средства по их компоновке делятся на классы: мопеды; мини-байки; мотороллеры; «классические» мотоциклы; чопперы; туристские мотоциклы; мотоциклы двойного назначения; мотоциклы специального назначения; спортивные мотоциклы; мотовездеходы..
Мопеды. Термин образован от слов «мотор» и «педаль» Так называются моторизованные транспортные средства со вспомогательным педальным приводом.
В последнее время многие фирмы отказались от педального привода, вместо него моторы получили кик-стартеры или электростартеры (мокики). При этом сами машины сохранили все прочие признаки «мопеда» хребтовую раму, изогнутую так, что образуется внушительный проем, в который подвешивается снизу двигатель.
Мотороллеры (скутеры). У мотороллеров двигатель смещен назад, под седло, благодаря чему спереди появляется место для ног водителя. Вторая особенность мотороллера — наличие кузова, состоящего из полностью закрывающего двигатель капота и защищающего ноги водителя настила, переходящего в передний щит. Среди мотороллеров можно выделить следующие группы:
• спортивного облика — с агрессивным дизайном и с форсированным двигателем;
• внедорожные — обутые в широкопрофильные шины с развитыми грунтозацепами и защитными дугами;
• крейсерские — с моторами большого рабочего объема (от 125 до 250 см 3 ), удобной посадкой за счет растянутой базы и свободным местом для поклажи.
Мини-байк представляет собой маленький мотоцикл на миниатюрных, обычно 13-дюймовых, колесах.
Для мини-байков характерна очень плотная компоновка. Чаще всего применяется «хребтовая» рама с подвешенным к ней снизу двигателем. Среди мини-байков выделяются следующие подклассы:
• простые мини-байки мопедного происхождения;
• мини-байки мотоциклетного происхождения, представляющие собой полноценные мотоциклы в миниатюре;
• мини-байки мотороллерного происхождения, отличающиеся от традиционных скутеров отсутствием облицовки,
• детские, которые, как правило, имеют спортивную ориентацию.
Стандартные, или «классические», мотоциклы отличаются от других мототранспортных средств, простотой в управлении, экономичностью в расходе горючего, достаточно высокой грузоподъемностью (с коляской) и надежностью. Благодаря этим свойствам они пользуются наибольшим спросом.
Чопперы. Эта, группа мотоциклов выполнена в «американском» стиле. Он определяется максимально комфортной посадкой: прямой, с вынесенными вперед подножками. Для обеспечения такой посадки руль высоко поднят, а седло — двухуровневое. Вылет передней вилки увеличен, а заднее колесо — широкое, но небольшого диаметра. Другие приметы стиля: каплевидный бензобак и обилие хромированных поверхностей. В последнее время вместо понятия «чоппер» все чаще используют слово «круизер» (cruiser).
Спортбайки. Это самые мощные и динамичные представители двухколесных мотоциклов. Главное их отличие — посадка. Но, в противоположность чопперной, она очень напряженная, скоростная, корпус водителя сильно наклонен вперед, а подножки отнесены назад, так что при медленной езде немалая часть веса приходится на руки. Вторичный признак — большой обтекатель.
Туристские мотоциклы. Характерные особенности — прямая, почти как у чопперов, посадка, огромный обтекатель, полностью защищающий водителя от потока набегающего воздуха, и объемные багажные кофры.
Это наиболее комфортабельная категория мотоциклов, предназначенная для дальних поездок по дорогам высокого качества. К туристским мотоциклам близко примыкают мотоциклы спортивно-туристские, а также варианты стандартных мотоциклов с более развитыми обтекателями и багажниками.
Мотоциклы двойного назначения. Они же — мотоциклы в стиле эндуро для движения как по дорогам, так и по бездорожью. Их отличают высокий силуэт, обусловленный большим дорожным просветом и длинноходовыми подвесками, узкая и жесткая рама и шины с ярко выраженным рисунком протектора.
Мотоциклы специального назначения. Такое название предполагает что мотоцикл создан для специфических целей: армейские и для милиции.
Спортивные мотоциклы предназначены исключительно для участия в спортивных соревнованиях. Естественно, классификация их производится в соответствии с видами мотоспорта, а именно:
• гоночные (для шоссейно-кольцевых гонок, иногда их называют также «дорожно-гоночными»);
• мотоциклы для многодневных гонок, иногда по бездорожью.
Мотовездеходы (ATV). Аббревиатура ATV означает All Terrain Vehicle, то есть транспорт для всех дорог.
Мотовездеход — это, как правило, машина на четырех колесах. К мотоциклам их причисляют из-за специфичной посадки водителя и характерного для мотоциклов аппарата управления. Существуют и трехколесные ATV, но их доля на рынке невелика. Вездеходные качества машин обеспечиваются широкопрофильными шинами низкого давления, тяговитыми двигателями, большими передаточными числами трансмиссии, а иногда и приводом на все колеса. Все ATV можно разделить на три группы:
• утилитарные, они оснащены багажниками, а также могут использоваться с различными навесными агрегатами;
• развлекательные, предназначенные лишь для увеселительных поездок;
• детские, это простые машины небольших размеров.
Классификация транспортных средств по техническому регламенту
Классификация транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Данный регламент предусматривает деление машин по категориям, которые имеют буквенное обозначение: L, M, N, О.
К данной категории относятся:
Мопеды, мотовелосипеды, мокики
Квадрициклы
Это четырехколесные транспортные средства, подразделяющиеся в зависимости от объема двигателя и массы на:
Все ТС данной категории имеют не менее четырех колес
Легковые автомобили
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.
Цепляются к транспортным средствам категорий L, M, N
Таблица соответствия с категориями на правах
Используя данную таблицу вы сможете сопоставить классификацию используемую в техническом регламенте с водительскими категориями, которые используются в правилах дорожного движения.
Классификация мототехники, можно ли водить мотоцикл с правами категории B
Иногда водителю предоставляется возможность управлять не только легковым авто. Обычно такое часто случается в выходные дни или в отпуске. Но можно ли с правами категории B ездить на мотоцикле? Разрешено ли обладателю самой популярной группы прав управлять иными транспортными средствами (ТС), и что нужно для езды на мототранспорте — будет рассказано дальше.
Мототехника: классификация
Первоначально мототехника разделялась на несколько классов по весу, количеству цилиндров и расходу топлива.
Впрочем, данное разграничение не оправдало себя, и уже в середине прошлого века мототехнику стали разделять на классы по объёму двигателя, что и используется в данный момент.
Знаете ли вы? Первый мотоцикл был изобретён в XIX веке немецким инженером Г. Даймлером. Он был оборудован бензиновым двигателем и деревянным рулём. День рождения железного коня — 29.08.1885.
Сегодня выделяют такие типы мототехники:
Какую мототехнику можно водить, имея категорию B
В зависимости от типа ТС, его технических характеристик и массы, водительские права делятся на группы. Многие из них предусматривают отдельную подготовку, а подкатегории даются автоматически. Водителю с удостоверением категории B разрешено управлять легковыми машинами суммарной массой до 3,5 т и вместимостью до 8 пассажиров.
Важно! Автоприцеп с категорией B допускается в случае, если суммарный вес состава не превышает 3,5 т.
При этом допускается наличие автоприцепа грузовместимостью 750 кг и выше.Такая группа подходит для всех легковых авто, джипов и миниавтобусов при соблюдении всех ограничений, установленных нормами.
Дополнительно к категории B выдаётся группа BE. Она снимает норму на массу прицепа (но в пределах, установленных законодательно).
Что будет, если водить мотоцикл с категорией B
За управление ТС без прав водителю грозит финансовая санкция. Однако, что делать, если есть права, но с другой категорией, и какой штраф тогда получит управляющий железным конём? Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), ездить без наличия соответствующей группы прав нельзя, т. е. мотоциклист, у которого в правах отсутствует категория A, рискует заработать внушительный штраф и даже может лишиться права управления ТС и самого moto-транспорта (он будет эвакуирован на стоянку, а содержание будет оплачено горе-водителем).
Важно! На вопрос, можно ли управлять мотоциклом с правами категории B, ответ только один: нет, нельзя.
Без прав водить ТС можно только в случае, если мотоцикл является учебным, а само передвижение осуществляется на спецплощадке, под присмотром инструктора.
Кроме того, без наличия соответствующих прав можно остаться без возмещения страховки в случае ДТП, даже если водитель в аварии не виноват.
Страховая компания вправе компенсировать ущерб другим участникам происшествия, а на водителя подать регрессивную претензию с целью получить ранее выплаченное возмещение.
Если мототранспорт управлялся в состоянии алкогольного опьянения, то водителю могут быть назначены исправительные работы и запрещено право вождения вовсе.
Штрафы и задержание ТС
Перед тем, как управлять железным конём без соответствующего разрешения, желательно ознакомиться с КоАП. Так, ст. 12.7 говорит о том, что нарушитель будет оштрафован на сумму 5000–15000 рублей. Если водитель не является владельцем ТС, то хозяин также заплатит штраф в размере 30000 рублей. Кроме того, ТС будет заперто на штрафстоянке.
Знаете ли вы? Актёр Брэд Питт — известный коллекционер двухколёсного мототранспорта. В его собрании имеется даже российский «Урал» с боковым прицепом.
Если вождение осуществляется без прав вообще, то инспектор может отправить мотоцикл на штрафную площадку. Если же водительские права оставлены дома, штраф будет минимальным.
Решение о наказании принимается начальником или заместителем начальника ГИБДД. Штатный работник госавтоинспекции на дороге только составляет протокол и передаёт его руководству для дальнейшего рассмотрения.
Штрафная санкция будет иметь место в случаях:
Рекомендуем для прочтения:
Что нужно для езды на мотоцикле
Мотоцикл — такое же ТС, как и обычный легковой автомобиль, причём, даже более опасное. Езда на двухколёсном коне требует определённых знаний и навыков вождения и может разрешаться только при наличии таких знаний. С правами категории B допускается водить только определённые транспортные средства.
Чтобы кататься на мототранспорте, необходимо позаботиться о законном разрешении, т. е. следует получить соответствующую группу, пройдя обучение в автошколе и сдав экзамены.
Право управлять железным конём даёт категория A. Если у водителя имеется группа B, для получения разрешения на вождение мотоциклов ему достаточно сдать вождение. При этом ему автоматически выдадут права с категорией AM.
Знаете ли вы? Первый Harley-Davidson (самая популярная марка мотоциклов) имел мощность в 2 лошадиные силы и карбюратор, сделанный из консервной банки.
Категория A: как открыть
Чтобы иметь в правах категорию A, нужно пройти обучение (это касается всех, даже если вы очень хороший водитель) и сдать теоретическую часть и практические экзамены в ГИБДД.
При действующей категории B её просто откроют. При этом, если права получены не более 3 месяцев назад, то теорию можно пропустить и сразу перейти к практическим занятиям.
Программа экзамена состоит из таких манёвров:
Важно! Если у водителя есть мечта — гонять на железном коне, то он не имеет права на серьёзные ошибки. Наличие 5 и более штрафов подразумевает переэкзаменовку.
Сигналы торможения и поворота при вождении мототранспорта необходимо показывать руками. Не допускается пересечение разметки на спецплощадке, а также не приветствуется сбивание конусов. Штраф будет начислен при проезде медленных участков за короткое время (до 5 секунд) и за касание дороги ногами.
После удачного прохождения практики в МРЭО можно получить удостоверение.
Тип мототранспорта не имеет значения, и управление им предполагает наличие прав. Относиться к этому моменту нужно ответственно, поскольку мотоцикл является транспортом повышенной опасности.
Категории ТС по техническому регламенту
Мопеды, мотовелосипеды, мокики
Категория L1 — Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L2 — Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы
Категория L3 — Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 — Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 — Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Квадрициклы
Категория L6 — Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 — Четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Автомобили легковые
Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.
Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.
Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.
Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.