что относится к музейным экспонатам
30 интересных экспонатов и необычных особенностей музеев, которые вас удивят
Из-за охватившей планету эпидемии коронавируса музеи, галереи и другие культурные учреждения были вынуждены закрыть свои двери для посетителей в целях соблюдения новых правил социального дистанцирования. И те из вас, кто любит посещать такие места, возможно, соскучились по визитам в музей или художественную галерею.
Но не бывает безвыходных ситуаций! В этой фотоколлекции собраны одни из самых интересных музейных экспонатов, которые, надеемся, восполнят недостаток впечатлений от похода музей, пока эти места не откроются вновь.
Манекен времён Второй мировой войны, похожий на Брюса Уиллиса, миниатюрный Фольксваген «Жук», попавший в коллекцию жуков, и другие интересные экспонаты или необычные особенности музеев, запечатлённые Интернет-пользователями.
1. «Художественный музей в Сало, Финляндия, который был закрыт из-за эпидемии коронавируса, переделал свою выставку таким образом, чтобы её можно было увидеть снаружи — днём и ночью»
фото: EffortlessEasy/Reddit
2. «У кого-то в этом музее есть чувство юмора»
фото: Muppaphone/Reddit
3. «На прошлых выходных сходили в Музей Пибоди в Эссексе. Выставка не разочаровала»
4. «Двуликая статуя Мефистофеля и Маргариты»
(подробнее об этой необычной статуе в этом посте)
фото: Rambo_Brit3/Reddit
5. «Крошечный НЛО, при приземлении разбившийся о стену Технологического музея»
фото: 1redditname/Reddit
6. «Взорванный» автомобиль Ford Model T в Музее инноваций Генри Форда»
фото: TreKs/Reddit
7. «В этом музее в Берлине есть «осязаемые» версии картин для слепых людей»
фото: ppmtn/Reddit
8. «В нашем местном музее решили добавить флоппи-диск в раздел окаменелостей»
фото: _Milkyyyy/Reddit
9. «В этом музее музыкальных инструментов выставлена воздушная гитара»
фото: geniegnee/Reddit
10. «Копия Луны в Музее естествознания»
фото: thedudeabides80/Reddit
11. «Мумифицированный динозавр в музее в Канаде»
фото: gDisasters/Reddit
12. «У музея в Кении недостаточное финансирование, поэтому они сымпровизировали и создали своих динозавров из глины»
фото: Annoyingpapertrash/Reddit
13. «Был в Национальной галере в Словакии и обратил внимание на то, что на одной из стен выставки XIX века наклеены обои в стиле «Звёздных войн»
фото: Ascarea/Reddit
14. «Караван верблюдов в игольном ушке, Музей миниатюр, Прага»
фото: fancygoldfishfrog/Reddit
15. «Этот экспонат на этой выставке в Музее Эшмола показывает, как прикосновение к произведению искусства воздействует на материал»
(надпись на табличке:
«Экспонаты — хрупкие
Как прикосновение воздействует на материалы?
Натуральные масла, которые есть на ваших пальцах, впитываются бумагой и деревом и притягивают грязь. Кислотные масла также могут вызвать коррозию металла. Постоянное прикосновение со временем изнашивает хрупкие поверхности.
Чаще всего самым безопасным местом для музейных экспонатов является склад (запасник). Музеи должны найти правильный баланс между выставкой предметов и их безопасным хранением для будущих поколений.
Пожалуйста, прикоснитесь!»)
фото: Newbee_3000/Reddit
Внимание! Продолжение новости на следующих страницах:
Сложно найти, легко потерять. Самые маленькие экспонаты музеев Москвы
В фондах московских музеев хранятся экспонаты самых разных размеров — от исполинов величиной в несколько метров до крошек меньше миллиметра. Изучаем нагрудный знак времен Великой Отечественной войны, рассматриваем фарфорового слона высотой с ноготок, знакомимся с жучком каккобиусом и другими предметами, не все из которых можно рассмотреть невооруженным глазом.
Лунный грунт
Размеры: приблизительно 0,03 миллиметра
Самые маленькие экспонаты московского Музея космонавтики — это два образца лунного грунта, которые сыграли важную роль в развитии мировой космонавтики.
21 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз впервые в истории человечества ступили на поверхность Луны, совершив тем самым огромный прорыв в освоении космического пространства. В июне 1970 года американский президент Ричард Никсон передал в дар советскому народу часть собранного лунного грунта, запечатанного в прозрачную капсулу, которую сегодня можно увидеть на витрине музея. В 1986 году капсулу с грунтом передали Музею космонавтики в Москве.
24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат «Луна-16» доставил на Землю 101 грамм лунного реголита из одного из лунных морей — Моря Изобилия. Исследования частиц поверхности спутника нашей планеты показали, что лунный грунт похож на влажный песок: он темно-серого цвета, достаточно пластичен и легко слипается, а по химическому составу напоминает измельченную горную породу базальтового типа. 20 крупинок грунта, добытого советским аппаратом, также хранятся в московском Музее космонавтики.
Нагрудный знак «Гвардия»
Размеры: 4,4 на 3,4 сантиметра
Самый маленький предмет в коллекции Музея героев Советского Союза и России — нагрудный знак «Гвардия» времен Великой Отечественной войны. В музей его передал внук фронтовика, также избравший военную стезю. Для него этот маленький знак стал не просто памятью о героическом предке, но и своего рода талисманом.
Офицер 133-го отдельного танкового батальона 45-й гвардейской мотострелковой дивизии Ленинградского военного округа капитан Вадим Вильевич Макаров держал дедов подарок при себе, на удачу, когда пришло его время воевать. Похоже, знак действительно оказался счастливым: подразделение Макарова прошло первую чеченскую войну, не потеряв за два года ни одного танкиста и ни одного танка. 14 июня 1997 года капитану Макарову было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Нагрудный знак «Гвардия» был учрежден 21 мая 1942 года, когда в Красной армии появились гвардейские подразделения, в которые принимали только хорошо проявивших себя в боях военнослужащих. Создать специальную форму для гвардейцев в условиях военного времени представлялось невозможным, поэтому решили добавить к уже существующей специальный знак отличия.
Его внешний вид был утвержден довольно быстро — окруженная овальным лавровым венком красная звезда и красное знамя. Первоначально на знаке должен был быть рельефный портрет Владимира Ленина, но из-за риска истирания облика вождя мирового пролетариата решили остановиться на надписи «Гвардия» на знамени. Залитая толстым слоем эмали, она имела большие шансы долго сохранять первоначальный вид в боевых условиях.
Вручение гвардейских знаков во время войны проходило в торжественной обстановке — на общем построении и с выносом знамени. Знак «Гвардия» носили на парадной и повседневной военных формах первым справа. Им награждали до 1991 года. После распада СССР нагрудный знак «Гвардия» прекратил существование.
Пуля и гильза Владимира Маяковского
Размеры: пуля — 11,65 на 7,85 миллиметра, гильза — 16,9 на 8,9 миллиметра
Когда-то самые маленькие предметы, хранящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского, были одним целым — патроном фирмы «Густав Геншов и Ко». 14 апреля 1930 года, распавшись на пулю и гильзу, он оборвал жизнь поэта.
Что точно случилось в тот день в доме 3 по Лубянскому проезду, не знает никто. Вопрос о причинах гибели Маяковского до сих пор вызывает дискуссии. К трагедии могли привести творческие и личные неудачи, обида на власть и друзей по ЛЕФу, которые холодно встретили юбилейную выставку Маяковского «20 лет работы», провал двух спектаклей подряд по его пьесам. Какими бы ни были причины, истину знают лишь эти два маленьких музейных экспоната под номерами ГММ КП-32616/3 и ГММ КП-32599/15.
Фотография Тамары Владиславовны Петкевич
Размеры: 3,3 на 2,5 сантиметра
Самый маленький экспонат Музея истории ГУЛАГа — крошечная фотография, которая хранит трагическую историю любви. На снимке запечатлена Тамара Петкевич (1920–2017), российская актриса, театровед и писательница. На обороте снимка ее рукой написано:
«Единственному
моему
любимому
и родному
сердечко мое
тебе, родной
твоя всегда
Тома».
Нежные слова Тамара Владиславовна адресовала своему возлюбленному Николаю Теслику, которого встретила в Северном железнодорожном исправительно-трудовом лагере в Коми АССР. Дочь репрессированного в 1937 году по политической статье, она попала в страшные жернова в 1943-м. Актер лагерного театра стал самой большой ее любовью и единственным утешением за семь лет заключения.
Освободившись в 1950 году, Тамара Владиславовна поступила на работу в Сыктывкарский драматический театр. Она часто приходила к лагерю, жила надеждой на воссоединение. Но случиться этому было не суждено — Теслик был смертельно болен. 27 июня 1950 года он умер в заключении. Женщина совершила невероятное: уговорила руководство лагеря отдать ей тело и получила разрешение похоронить Николая за пределами лагерных стен. Могилу она копала сама.
В 1957 году Тамара Петкевич была полностью реабилитирована и вернулась в Ленинград, окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Наибольшую известность Тамаре Петкевич принесла книга лагерных воспоминаний «Жизнь — сапожок непарный», впервые опубликованная в 1993 году.
Фарфоровая фигурка слона
Размер: высота — 1,5 сантиметра
Самый маленький экспонат в постоянной экспозиции Мемориального музея А.Н. Скрябина — миниатюрный фарфоровый индийский слон. Композитор очень любил собирать фигурки этих величественных животных. Возможно, они напоминали ему о далекой Индии, с которой была связана его величайшая мечта.
Центральной идеей в творчестве Скрябина было создание «Мистерии», которая объединит человечество и станет вестником наступления новой эры. Что такое «Мистерия», сказать одним словом трудно, ближе всего по смыслу подойдет немецкое Gesamtkunstwerk, или «объединенное произведение искусства». Композитор представлял, что его творение будет существовать на стыке разных видов искусства — от поэзии и музыки до архитектуры и танца — и сотрет границы между творцом и публикой.
Местом для исполнения «Мистерии» Александр Николаевич видел индийский храм, он даже присматривал землю в Индии для его строительства. Однако воплотить в жизнь свой грандиозный проект великий музыкант не успел.
Жук Caccobius mundus
Размеры: четыре на три миллиметра
В коллекции Биологического музея имени К.А. Тимирязева хранится маленький жук каккобиус — представитель вида Caccobius mundus. Это один из многочисленных родственников вечного спутника египетских богов — скарабея, только примерно в 10 раз меньше. Каккобиусы обитают на Кавказе, Ближнем Востоке и в Северной Африке, предпочитая селиться на высоте до 2500 метров. Образец, представленный в музее, был найден в 1967 году в Азербайджане.
Первое описание этого жука сделал французский энтомолог Эдуард Менетриэ в 1838 году. Несмотря на французское происхождение, большую часть своей жизни Менетриэ провел в Российской империи, где его на русский манер называли Эдуардом Петровичем. Менетриэ стал первым в России профессиональным энтомологом, то есть получающим жалованье именно за эту работу.
Ископаемые раковины
Размеры: диаметр — два-три миллиметра
Одна из самых крошечных ископаемых раковин в коллекции Дарвиновского музея — ассилина. Она относится к типу фораминифер — одноклеточных животных, возраст которых составляет около 55 миллионов лет.
Если размер современных фораминифер составляет в среднем от 0,1 до одного миллиметра, то в палеогеновом периоде представители этого отряда были гораздо больше. Например, нуммулиты, диаметр которых достигал 16 сантиметров, до сих пор остаются рекордсменами среди одноклеточных организмов.
Внутри раковина фораминифер имеет сложное строение: она закручена по спирали и состоит из множества камер. Большинство фораминифер — придонные животные. Основу их рациона составляют одноклеточные водоросли, которые они ловят нитчатыми ложноножками.
Науке известны более 40 тысяч видов ископаемых фораминифер и около 10 тысяч современных.
Методическая рекомендация «Описание музейных экспонатов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Описание музейных предметов» (2016)
В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности. Нельзя понять смысл и содержание многих видов музейной деятельности, если не иметь достаточно ясных представлений о роли и месте музейного предмета в музее, его потенциальных возможностях «отражать» и «представлять» события и явления, о природе «музейности» этого объекта наследия.
Реликвия может быть персональной (индивидуальной), когда какой-нибудь человек воспринимает конкретный предмет как реликвию. Реликвия может быть коллективной, когда какое-нибудь сообщество воспринимает конкретный предмет как реликвию. Именно потому, что реликвийные предметы чаще всего воспринимаются не рационально, а эмоционально, люди относятся к ним более бережно, чем к раритетам.
Краеведы или актив школьного музея стремятся выявлять и собирать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были как бы свидетелями или даже участниками события.
Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако сама их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делают эти предметы фактами истории (историческими источниками).
Научное описание музейного предмета представляет собой выявление и фиксацию тех сведений по истории памятника с момента его создания до поступление в музейное собрание, которые не отражены в самом памятнике (музейном предмете): автор, датировка, назначение, владельцы, время и место создания и бытования, связь с определенными историческими событиями или лицами, историческая или художественная значимость и т.п.
От того, насколько полно выявлены и зафиксированы все эти сведения, зависит информационный потенциал музейного предмета, возможность и эффективность его использования в экспозиционных, научных, учебных и воспитательных целях.
Общая схема основных элементов описания музейных предметов состоит из следующих позиций:
Номер по книге поступлений (главной инвентарной книге).
Наименование предмета (авторское, функциональное или условное, данное в музее).
Авторство. Под авторством понимается создатель данного предмета, его изготовитель, составитель, художник, издатель и т.д. Автором предмета может быть указано как отдельное лицо (или группа лиц), так и предприятие, на котором был изготовлен или тиражирован предмет.
Название предприятия-изготовителя указывается при описании в его исторической форме на период изготовления предмета.
Место создания, бытования, события.
Место (географический признак) создания (изготовления) при описании дается без оговорки за исключением тех случаев, когда необходимо указать не только место создания, но и бытования. Географические названия описываются в их исторической форме на период создания (бытования, события) предмета от общего (страна, республика), к частному (область, район, город, село, и т.п.). Для Москвы и Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) указывается только страна – Россия, РСФСР, СССР.
Датировка (создания, бытования, события)
Описывается по аналогии с позицией №6 (место). Если известна только дата бытования
или события, то она обязательно оговаривается.
Перечисляются все материалы, определяющие основу предмета (металл, дерево и т.п.), виды техники создания (чеканка, резьба) и украшения (роспись надглазурная). Отмечаются также отличительные особенности материала и техника составных частей предмета, если они имеются (папка, паспарту и др.).
Размеры. Количество. Подлинность.
Размеры указываются в соответствии с общими правилами обмера музейных предметов: для прямоугольных – высота и ширина, для круглых и эллипсообразных – наибольший диаметр, для объемных – высота, ширина и размеры основания. Учитывается, конечно, и специфика того или иного предмета.
Количество – это собственно предмет и его составные части.
Подлинность, по нашему мнению, целесообразно указывать главным образом для документов и фотографий, которые в отличие от памятников материальной культуры в силу своего происхождения или исторической обусловленности могут иметь статус музейного предмета, являясь копией или тиражированным экземпляром.
Сохранность. Сведения о реставрации.
Дается общая оценка состояния предмета (например, в сохранности) и перечисляются конкретно повреждения (ткань выцвела, загрязнена). Если предмет был реставрирован, указываются данные о предыдущих реставрациях (полная реставрация, накатка на марлю, штопка и т.п.) и дата.
Номер негатива (по фототеке музея).
Источник и способ поступления.
При описании источника поступления предмета в состав музейного собрания указывается полное официальное название организации или фамилия и инициалы лица, его родственные связи с владельцем предмета. К способам поступления относятся – передача, дар, завещание, закупка, заказ, обмен, а также экспедиция (командировка) музея.
Здесь также указывается конкретный документ – акт приема, приказ школы на основании которого предмет был внесен в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) музея. Если источник поступления неизвестен, то указывается дата регистрации предмета в музее.
Описываются все основные отличительные признаки предмета – форма, цвет, конструктивные особенности (структура), функциональное назначение, художественный стиль исполнения, изображения, надписи, подписи, клейма, печати и места их расположения на предмете.
История происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом, среде бытования и др.
Литература об истории предмета, авторе, владельце и других лицах, событиях, связанных с предметом.
Составитель описания предмета (фамилия, дата).
Если при описании мы не располагаем полным объемом необходимой информации по тем или иным позициям данной схемы, то по мере изучения предмета она может быть дополнена. Информация, установленная по косвенным данным, например, авторство, место, датировка и др., которая может быть уточнена в дальнейшем, при описании заключается в квадратные скобки или оговаривается в примечании.
ПРИМЕРЫ ОБРАЗЦОВ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Коллекция. Одежда и ткани.
Номер по инвентарной книге.
Наименование. Куртка рабочая Мальцева Т.С., директора Шадринской опытной сельскохозяйственной станции.
Место. РСФСР, Курганская обл., с. Мальцево.
Датировка. 1950-е гг.
Размеры. Длина: переда – 75, рукава – 58 см. Количество – 1.
Сохранность. Ткань выцвела, потерта, манжеты порваны.
Описание. Куртка из черного штапельного полотна с отложным воротником, с застежкой на 5 пуговицах (типа гимнастерки). На груди (слева и справа) 2 накладных кармана с клапанами. Рукава вшивные на манжетах с застежкой на 2 пуговицы. Подкладка из хлопчатобумажной ткани черного цвета.
Легенда. Мальцев Терентий Семенович (1895 – 1994), новатор сельскохозяйственного производства, полевод колхоза «Заветы Ильича» Курганской области, директор Шадринской опытной сельскохозяйственной станции, почетный академик ВАСХНИЛ (1956), Российской академии сельскохозяйственных наук (1990), дважды Герой Социалистического труда (1955, 1975).
Библиография. Иванов Л.И. Терентий Мальцев, М., 1962.
Составитель (фамилия, дата).
Номер по инвентарной книге.
Наименование. Орден «Трудовое Красное Знамя» РСФСР, врученный Туполеву А.Н., советскому авиаконструктору.
Датировка. Награждение – 1926, 13 декабря.
Размеры. 44 х 38,5 мм. Количество – 1.
Сохранность. На знамени скол эмали, ушко погнуто. Ушко и пластина на обороте позднего припоя. Штифт спилен.
Описание. Знак ордена из желтого металла, овальный.
Л.ст. – в центре на фоне голубой эмали золотистая надпись: «ГЕРОЮ/ТРУДА». Слева на фоне древка знамени – фигурный картуш красной эмали с изображением скрещенных серпа и молота. Вверху развернутое вправо знамя красной эмали с золотистой надписью: «РСФСР/пролетарии всех/стран соединяйтесь». По краю ордена – венок из дубовых и лавровых листьев с плодами, перевязанный внизу лентой.
Об.ст. – с обратным рельефом л.ст. и припаянной круглой металлической пластинкой с гравированной надписью «Туполев А.Н.».
Легенда. Автором рисунка знака ордена «Трудовое Красное Знамя» является Сергей Куклинский, выпускник Строгановского художественного училища. Проект его рисунка был признан лучшим на объявленном в апреле 1921 года Всероссийском конкурсе по составлению рисунков знака ордена и в марте 1922 г. проект был утвержден Президиумом ВЦИК.
Орденом Туполев Андрей Николаевич (1888 – 1972), советский авиаконструктор, заместитель начальника ЦАГИ, руководитель КБ, был награжден постановлением Президиума ВЦИК от 13 декабря 1926 г. – «За научную деятельность в области развития авиапромышленности и конструкторской работы по созданию цельнометаллического самолета АНТ-3».
Библиография. Советские ордена и орденские документы из собрания Центрального музея революции СССР. Каталог. М., 1983, с.8, №18; Ильинский В.Н. Геральдика трудовой славы. М., 1979; Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., 1973.
Составитель (фамилия, дата).
Номер по инвентарной книге.
Наименование. Письмо Шмита Н.П., участника первой российской революции 1905 – 1907 гг., сестрам Екатерине и Елизавета Шмит, написанное перед смертью в Бутырской тюрьме.
Место. Россия, Москва.
Датировка. 1907, не позднее 13 февраля.
Материал, техника. Бумага-рукопись.
Размеры. 17,5 х 11 см. 1 л. Количество – 1. Подлинность. Подлинник – автограф.
Сохранность. Сгибы, загрязнено, пожелтело.
Источник и способ поступления. От Шмит Е.П., сестры Шмита Н.П., (дар) в 1929 г. Акт приема (номер, дата).
Описание. Письмо на двух сторонах листа белой бумаги, написано черными чернилами.
Легенда. Письмо было написано Шмитом Н.П. в одиночной камере Бутырской тюрьмы накануне убийства. Передано Екатерине Павловне через подкупленного тюремного надзирателя 13 февраля 1907 г.
Шмит Николай Павлович (1883-1907), владелец мебельной фабрики на Пресне в Москве, студент естественного факультета Московского университета, член РСДРП(б), участник декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Арестован 17 декабря 1905 г. за участие в восстании и в феврале 1907 г. убит тюремщиками в камере Бутырской тюрьмы.
Библиография. Андриканис Е.Н. Хозяин «Чертова гнезда», М., 1975.
Составитель (фамилия, дата).
Номер по инвентарной книге.
Наименование. Фотопортрет. Заломов П.А., участник революционного движения в России, один из организаторов и революционного движения в России, один из организаторов и знаменосцев первомайской демонстрации в Сормово в 1902 г.
Авторство. Фотоателье «С.Курбатова. Москва».
Место. Россия, Москва.
Размеры 10,5 х 6,5 см (с паспарту). Количество – 1. Подлинность. Подлинник.
Сохранность. Фото пожелтело, паспарту загрязнено.
Описание. Изображение подгрудное, ¾ влево, портретируемый с пышной окладистой черной бородой и усами, одет в темную рубаху-косоворотку.
Фото на фирменном паспарту, в нижней части которого тисненый текст, выполненный золотой краской «С.Курбатова. Москва». На обороте – фирменный рисунок, на котором автограф Заломова П.А., написанный черными чернилами: «На память о совместном пребывании в Часовой башне Бут.тюр. 1902г 12/12».
Легенда. Снимок сделан в Москве в фотоателье С.Курбатовой после суда над участниками сормовской демонстрации 1 мая 1902 г. Осужденные после суда были отправлены в Бутырскую пересылочную тюрьму в Москве.
Библиография. Семья Заломовых. Сборник воспоминаний и материалов. Л., 1948; Альбом по истории СССР. 1861 – февраль 1917. М., 1978, с.95.
Составитель (фамилия, дата).
Использование экспоната или экспозиции в воспитательной и
образовательной деятельности музея.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
— учебная экскурсия в музее;
— урок-экскурсия в музее;
— использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
— демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
— подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
— проведение учебно-практических конференций.
Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Во время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение. Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.
Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. Методическое пособие ГЦМСИР. М., 2003;
Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2003;
Яхно Ю.Б. Методическое пособие. Школьный музей, как составляющая открытого образовательного пространства. (сайт в Интернет)
С.Г. Целоусова, заведующий туристско-краеведческим отделом