что относится к неликвидам
Неликвиды предприятия и их реализация
Ликвидность – это возможность реализовать актив в сжатые сроки по стоимости, близкой к рыночной. 100-процентная ликвидность характерна только для денег. Соответственно, по отношению к другим активам ликвидность может быть только относительной. Ликвидность активов – один из показателей успешности деятельности компании. Однако существует и обратное понятие – неликвиды.
Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?
По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Посмотреть ответ
Что собой представляют неликвиды?
Неликвиды – это те активы, которые крайне сложно продать по рыночной стоимости. Они есть практически у каждого предприятия. К неликвиду относятся:
ВАЖНО! Многие придерживаются мнения о том, что неликвид – это именно бракованные товары. Однако такой подход очень неэффективен, потому что проблема с неликвидом – это проблема неправильного планирования закупок и продаж.
Вопрос: Как учитывать в целях налога на прибыль получение от потенциальных поставщиков пробных образцов невозвратных материалов? Часть материалов проходит испытание в производстве. В случае если материалы не отвечают требованиям технологии, то они остаются на складе как неликвид.
Посмотреть ответ
По каким причинам появляются неликвиды?
Существует множество причин появления неликвидов. Рассмотрим самые распространенные из них:
Знание причин возникновения неликвида позволяет предотвратить или уменьшить их появление.
Бухгалтерский учет неликвида
В бухучете неликвид может списываться в перечень прочих расходов. Решение о списании принимается руководителем компании. Сведения, на основании которых принимается решение, собираются специальной комиссией. В ее состав входят материально-ответственные лица. Комиссия созывается приказом руководителя. Обязанности комиссии:
Нужно составить акт на списание МПЗ. В нем содержатся следующие данные:
Акт должен быть утвержден руководителем компании. Если комиссией установлена невозможность использования объектов в дальнейшем, они утилизируются. В бухучете утилизированные запасы учитываются в составе прочих расходов. Указываются они на счете 91, субсчете 2. Проводка будет выглядеть следующим образом:
ДТ91-2 КТ10. Списание запасов
Компания при нахождении неликвидов формирует резерв под уменьшение материальных ценностей. Резерв должен быть создан под каждую единицу неликвида. Возможно формирование резервов под уменьшение стоимости объектов по отдельным группам. К примеру, «оборудование», «ПК», «мебель». Уменьшение стоимости запасов возможно только с выполнением следующих условий:
Резерв формируется на сумму разности между реальной себестоимостью и рыночной стоимостью. Разность нужно зафиксировать в бухучете следующей проводкой:
ДТ91, субсчет 91-2 КТ14. Резерв под снижение стоимости
Резерв не нужно фиксировать в целях начисления налогов. По этой причине нужно отразить начисление налогового обязательства:
ДТ99 КТ68. Налог на прибыль
Бухгалтер должен вести учет неликвида. Для этого или создается аналитическая таблица, или формируется отдельный субсчет. Если неликвид получится продать, создаются следующие проводки:
При продаже неликвида полученные средства будут отражаться в стандартном порядке.
Как реализовать неликвид?
Перед реализацией продукции следует пройти следующие этапы:
Куда деть неликвид с максимальной выгодой для предприятия? Существуют следующие варианты:
Постоянное появление неликвида в большом объеме – следствие серьезной системной ошибкой. В этом случае нужно провести полноценный анализ деятельности компании и выявить недочеты.
Неликвидный товар и что с ним делать? Обзор
Бизнесмены и предприниматели сталкиваются с таким понятием как: «Неликвидный товар».
Это остатки материалов, товаров, продукции, которые зависли на складе, предприятии, магазине. Это могут быть абсолютно разнообразные товары: продукты питания, обувь, одежда, запчасти, бытовая техника и многое другое…
Большинство предпринимателей закупают товары с запасом и надеется на быструю продажу и окупаемость, но в силу разных обстоятельств этого не происходит.
По этой причине, средства, вложенные в закупку, замораживаются, склады заполняются залежалыми товарами.
Что значит неликвидный товар?
Неликвидным товаром считается часть, остатки продукции, которые не реализовались в определенный период. Для каждого продукта существует свой индивидуальный срок. Сроки могут быть установлены производителем или предпринимателем. Прибыль бизнесмена зависит от: следующей закупки новой партии товара, уплаты ежемесячных обязательных платежей.
Чаще всего неликвидами считаются товары не продающиеся от 3 до 12 месяцев. В разных сферах деятельности эти сроки будут отличаться.
Для того, чтобы определить, что такое неликвид у вас на складе, необходимо определить специфику предприятия. Для кого-то застоем будет считаться только полное отсутствие продаж за 6 месяцев, а для кого-то спад продаваемых экземпляров сыграет критичную роль.
Для полного понимания состояния дел, необходимо проводить анализ деятельности, реализации объемов и вести соответствующую документацию.
Для определения неликвидного товара выясняется его критичный срок хранения. Это можно сделать с помощью рентабельности инвестиций, вложенных в данную партию. На каждое изделие считается отдельно.
Прибыль определенного периода/ на среднюю стоимость собранных запасов* на 100 %
Подробности
Причины образования залежалого товара
Довольно часто в образовании большого количества остатка товара обвиняют отдел закупок, продаж или логистики.
Отделы обвиняют друг друга, но это дает только кратковременный эффект, так как истинные причины неликвида не найдены и в долгосрочной перспективе это будет вновь повторяться.
От правильного хранения зависит, как скоро реализуется товар. Если товар заставлен в дальний угол и в нужное время не обнаружен, то он вычеркивается как отсутствующий.
Также важно соблюдать ротацию по срокам годности и реализовывать в первую очередь, то у чего заканчивается срок годности.
Если вам кажется, что на товар упал спрос, можно провести более детальный анализ, который покажет, что продажи упали потому, что у конкурента цена ниже или внутри ассортимента появился товар-конкурент. Зная эти причины уже можно предпринять оптимизацию ассортимента или пересмотреть ценообразование товара.
Как это продать
Существует несколько эффективных способов: распродажа и уценка.
На эту отдельную группу товаров составляется перечень этих товаров и прайс-лист. Весь неликвидный товар необходимо разобрать по категориям. Ведь один товар можно реализовать с незначительной скидкой или продать по себестоимости, а другой в силу утраты потребительский качеств или окончания сроков хранения отдать почти даром.
Для продажи продуктов, утративших ценность у потребителя, проводят уценку.
Для начала комиссия проводит инвентаризацию количества и качества товаров подлежащих уценке. Составляется перечень товаров и все это регламентируется учетными документами.
Во время инвентаризации может обнаружится товар, который и вовсе подлежит списанию. Конечные решения об уценке, распродаже и списания принимаются и подписываются руководителем.
Далее учитывая себестоимость товара, реальные рыночные цены на подобную категорию продукции, потребительские свойства, сроки реализации и т.д. определяется оптимальная цена для продажи.
Уцененный товар должен хранится на прилавках, на складах отдельно от ликвидного со своими прайсами и накладными.
Списание неликвидного товара
Если залежалый товар полностью непригоден к продаже, то реализатору его остается только списать.
Сделать это нужно грамотно, а не просто отправить товар на свалку. Для налогового учета, факт списания документально обосновывается и фиксируется.
Если неликвидный товар составляет большая партия и внушительные затраты, то предприятие может перевести стоимость списанного товара в состав общих расходов, тем самым снизить налог на прибыль.
В случае списания некоторых категорий товаров, которые необходимо утилизировать, например (медикаменты, бытовая химия, лакокрасочные материалы) предприятие берет на себя ответственность и расходы на утилизацию.
Возврат товара продавцу
Реализатор имеет право вернуть товар. Для этого должен быть составлен необходимый договор, по которому товар возвращается владельцу, а деньги покупателю.
Однако для такого сотрудничества реализаторам приходится снижать цену ниже первоначальной. Поставщик в таком случае сохраняет сотрудничество с партнером и получает компенсацию.
Договор о продаже неликвидного товара
На некоторые категории неликвидного товара можно найти оптового покупателя. Эта операция имеет определенные риски, как для покупателя, так и для продавца. Избежать неприятных моментов поможет правильно составленный договор.
В договоре должно быть указано:
Современные способы реализации
При помощи опытных маркетологов и продавцов составляются наборы из ходовых товаров и залежалой продукции. Данные наборы подкрепляются скидкой и рекламой.
Например: фонари могут прилагаться к строительным инструментам, посуда, горшки к мангалу и углям…
Объединение товаров в наборы принесет продавцу пусть небольшую, но выгоду.
Создавая скидку и срочность на неликвид, также можно его быстрее реализовать. Выставив товар на видное место с акцией и лозунгом об ограниченном количестве.
Заключение
Занимаясь бизнесом реализации товара, необходимо следить за количеством закупок, хранением, запасами и их остатками. Проводить маркетинговые исследования и состояние рынка.
При обнаружении неликвидного товара у себя на сладе, не стоит опускать руки, лучше примените способы реализации неликвида, описанные выше, и освободите финансы для новых закупок.
Что такое неликвиды? Как превратить неликвиды в живые деньги?
В понимании финансиста неликвиды это все длительно не используемые запасы, как сырья, так и готовой продукции. Бывает так, что качество их очень высокое, но в силу обстоятельств они «зависли» на складе.
Причины возникновения неликвидных запасов могут быть самыми разнообразными:
Страховые случаи редки – вот пусть и не мешается под ногами. Стоит забыть про
такой запас, и он вполне может стать неликвидом. Ошибки в складской логистике
могут быть не менее плачевными. Например:
Это далеко не исчерпывающий перечень причин возникновения невостребованных
складских остатков. Проблемные запасы могут образовываться также из-за падения
спроса на товар, запрета генерального директора реализовать залежавшуюся
продукцию по сниженной цене, наконец, из-за того, что остатки некратные или
немерные (один рулон обоев, отрезок швеллера длиной 38 см и т. д.) или были
навязаны поставщиком. Практика компаний знает немало совершенно уникальных
случаев появления никому не нужных запасов. Более того, нельзя четко обозначить
ответственных за возникновение неликвидов – все подразделения предприятия
вносят свой вклад в их появление.
БЫСТРОЕ РЕШЕНИЕ
КОМПАНИЯ ПРИОБРЕЛА ТОВАР ОЧЕНЬ ВЫГОДНО, НО ПОКА ЕГО ПРОДАЖИ НЕ ИДУТ УЖЕ
НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ. НУЖНО ЛИ РАСЦЕНИВАТЬ ЭТО КАК НЕЛИКВИД И СТАРАТЬСЯ ОТ НЕГО
ИЗБАВИТЬСЯ?
Многое зависит от специфики предприятия. Если обычная практика подразумевает
распродажу товара в среднем за месяц, конечно, тот товар, о котором идет речь,
– неликвид. В идеале, чтобы принять взвешенное решение, нужно постараться
оценить, за какое время гипотетически возможно распродать то, что было куплено
задешево. Как только вы определите время, несложно будет посчитать все
связанные с этим затраты: хранение, обслуживание запасов на складе, а главное –
не забудьте посчитать потери, связанные с обездвиживанием денежных средств в
этом запасе. Но на практике товар, который сулил даже 200% рентабельности, но
«завис» в компании на несколько лет, вряд ли в итоге будет реализован с
прибылью.
ПРОФИЛАКТИКА НЕЛИКВИДОВ
Лучше всего своевременно отслеживать ситуацию с запасами на ранних стадиях. На
практике это будет означать, что в компании:
– раз в две недели составляется отчет по тем наименованиям, остатки которых не
менялись за последние 30 дней. Оговоримся, что возможны случаи, когда наличие
таких запасов вполне оправданно. Например, запасные части, которые могут быть
не востребованы, но по соображениям обеспечения непрерывности производства
вынужденно хранятся на складе. Отчет представляет собой перечень ресурсов с
указанием остатка и даты последней выдачи со склада. Это позволяет без усилий
выявить явные неликвиды. Появление нового наименования свидетельствует о
зарождении новых невостребованных запасов;
– с той же периодичностью должен формироваться отчет по наименованиям, расход
которых за последние 30 суток не превышает 5% от остатка (возможны вариации
количественного критерия). Он позволяет идентифицировать скрытые неликвиды.
Представьте себе, что при остатке товара в 1000 единиц есть вялая реализация
порядка 3–4 единиц в месяц. По формальному признаку такой товар не попадает в
первый отчет, хотя фактически тоже неликвиден;
– раз в месяц менеджмент компании проводит «мозговой штурм». Основная задача –
найти варианты реализации или использования неликвидов. И разумеется,
необходимо проконтролировать исполнение принятых на таких встречах решений, в
этом поможет отчет по реализации неликвидов. Просматривать его раз в месяц
будет достаточно.
ОПЫТ ПРАКТИКА
Вячеслав Гвоздев, вице-президент по финансам концерна «Катюша»: «Бороться с
неликвидами приходится постоянно. Причем мы стараемся сконцентрироваться не
столько на утилизации, сколько на мерах, позволяющих избежать запасов, которые
будут лежать на складах годами. Для этого постоянно формируем отчеты по
неликвидным запасам сырья и материалов на основе натурального и стоимостного
анализа коэффициентов оборачиваемости во взаимоувязке с точкой заказа очередной
партии. Это находится в компетенции службы снабжения и финансового департамента.
Кроме того, в нашей компании идет работа, направленная на улучшение
технологических процессов. Брак – самая распространенная причина возникновения
неликвида для многих компаний. Мы регулярно обновляем нормативы по браку и
отходам, а также жестко контролируем их исполнение.
Если самое страшное все-таки произошло и компания обзавелась неликвидными
запасами, то в течение месяца мы пытаемся их продать или вернуть поставщикам.
Не получилось – проводим уценку и пытаемся повторить указанный цикл, что
остается – списываем».
ОПЫТ ПРАКТИКА
Татьяна Цыганкова, финансовый директор ООО «Дана и Ко»: «Наша компания
выпускает минеральную воду, лимонад и безалкогольные напитки. Специфика
производства пищевой продукции не позволяет накапливать большое количество
неликвида. Использовать вторично или перепродавать продукцию с истекшим сроком
годности мы не имеем права. Чаще всего в складские остатки попадет продукция,
непригодная для продажи, однако невостребованные запасы могут образовываться по
не зависящим от нас причинам, например в результате изменений законодательных
нормативов. Как раз недавно по этой причине нам пришлось перейти на новый
компонент и отказаться от старого, запасы которого мы утилизировали. Часто
неликвидными становятся этикетки от товара, выпуск которого прекращен.
Использовать их повторно тоже не представляется возможным.
Небольшие размеры складских помещений не позволяют нам превышать уровень
запасов, способный привести к образованию неликвидов. Вспомогательное сырье,
как правило, продается на сторону ниже себестоимости. Выручка от продажи,
конечно, незначительная, но гораздо больше ушло бы на утилизацию».
ПРОДАЖА НЕЛИКВИДОВ
Прежде чем начинать избавляться от ненужных запасов, важно отказаться от
поиска виновных в их возникновении. В противном случае все затянется на
неопределенный срок.
Итак, залог успешной продажи залежавшихся запасов – определение их реальной
рыночной стоимости, по которой неликвиды купят, причем достаточно быстро.
Распродать ненужные запасы по балансовой стоимости вряд ли удастся.
Следующая задача – создать прайс-лист. Чтобы не тратить на это много
человеко-часов, стоит придерживаться такой последовательности.
Первый этап. Формируем виртуальный склад неликвидов. Цель – централизовать
учет.
Второй этап. Разбиваем запасы на четыре группы:
– «А» – ресурсы, которые можно реализовать на рынке по более низкой, чем
балансовая, цене;
– «Б» – ресурсы, которые можно продать по сниженной цене после некоторой
незначительной доработки (ремонт, улучшение и др.). Известен случай, когда на
торговом предприятии «зависли» елочные шары с надписью: «С Новым годом
Собаки!». На каждый шарик нанесли запятую («С Новым годом, Собаки!»), после
чего их удалось продать как оригинальные сувениры;
– «В» – ресурсы, реализовать которые на рынке нереально либо стоимость
доработки которых соизмерима с их балансовой стоимостью;
– «Г» – ресурсы, которым можно найти применение в собственном производстве или
в хозяйственной деятельности предприятия.
Такая дифференциация даст более четкое понимание ситуации.
Третий этап. Далее определим цену реализации по каждой имеющейся позиции. При
этом детальное исследование предполагаемого рынка сбыта не проводится. В итоге
в кратчайшие сроки и с минимальными трудозатратами мы создаем прайс-лист, с
которым уже можно работать. Отметим, что в запущенных случаях, когда число
неликвидных позиций значительно, прибегают к общей уценке каждой группы.
Например, для группы «А» можно дать скидку в 30%, для «Б» – на 70%, а для
запасов группы «В» – на 90%. Неоднозначное решение, но время и деньги сэкономит.
РЕЦЕПТЫ ВЫВЕДЕНИЯ НЕЛИКВИДОВ
После того как определились с ценами и группой запасов, остается перейти к
конкретным способам избавления от них. Сразу оговоримся, что универсальных
решений нет, а перечисленные ниже методы могут быть использованы лишь по
отдельности.
ОПЫТ ПРАКТИКА
Мария Богданова, финансовый директор продуктового дивизиона ГК «Бородино»: В
борьбе с неликвидами все средства хороши. Для нас классический способ –
распродажи, на которых залежавшиеся товары продаются немногим ниже
себестоимости. Главное – вернуть хоть какие-то деньги.
Сложнее всего с сырьем для производства продуктов питания, которое «зависло»
на складе. Как вариант можно попробовать создать новую рецептуру, которая будет
предполагать использование неликвидных запасов сырья. Но здесь важно выдержать
два условия. Первое – на продукцию, выпускаемую по новой рецептуре, есть спрос.
Второе – не требуется серьезных затрат, а в наличии достаточное количество
складских остатков для производства хотя бы минимальной партии.
С непищевой продукцией все намного проще. Например, мне известен случай, когда
одна компания подарила неликвиды сотрудникам к какому-то очередному празднику.
Речь шла о бытовой технике, которая несколько устарела морально.
Я знаю, что в практике российских компаний бывали случаи, когда стоимость
неликвидных запасов вычиталась из зарплаты виновных в их возникновении. Не
самый лучший способ компенсировать потери, тем не менее компании не повредит,
если система мотивации ответственных сотрудников будет учитывать факты
возникновения невостребованных запасов».
Конкретный сотрудник и конкретные деньги.
Введите дополнительную мотивацию для любого сотрудника фирмы, пожелавшего
принять участие в реализации неликвидов. Дополнительные бонусы нередко склоняют
какую-то часть коллектива к борьбе с неликвидами в режиме «по
совместительству». На это редко идут менеджеры, зато откликаются рабочие и
рядовые исполнители.
Американский подход
Специалисты из США полагают, что идеальный вариант избавления от неликвидов –
это их продажа по себестоимости. Если такой возможности нет, то ненужные запасы
необходимо продать как можно быстрее первому же желающему за любую цену, даже
символическую. Предполагается, что затраты времени на поиск более оптимального
варианта реализации не окупаются.
Датские распродажи
Датчане полагают, что каждое производственное предприятие должно иметь
непосредственно при заводе точку розничной продажи. Помимо готовой продукции в
таких магазинчиках нередко организуется отдел неликвидов, зачастую без
продавца, где предлагается некондиция, деловые отходы производства и т. д.
Действительно, магазин вряд ли себя окупит, но выделение незначительной площади
в уже существующей точке продаж вполне может решить проблему при минимуме
затрат.
Поиск нетрадиционных рынков сбыта («перпендикулярный» сбыт)
Его целесообразно вести при значительном количестве неликвидов или при
постоянном их притоке по какой-либо товарной позиции. Предполагается искать
применение запасам совсем не в том сегменте рынка, для которого они были
предназначены изначально. К примеру, фирма получила партию красного вина в
стеклянных бутылках. При транспортировке груз был залит водой, в результате
этикетки и акцизные марки смылись или потеряли вид. Вино продали мясокомбинату
в качестве пищевой добавки для производства некоторых сортов колбас.
Российское решение проблемы
Неликвиды рассматриваются как средство оплаты проблемных долгов компании. Как
правило, речь идет о кредиторской задолженности, которая недостаточно
подкреплена необходимыми документами, суммы долга оспариваются и т. д. Такие
долги обычно сопровождаются вялотекущими переговорами, иногда затягивающимися
на много лет. При трезвой оценке позиций стороны вполне могут прийти к
компромиссу – дебитор избавляется от неликвидов и закрывает проблему, кредитор
же удовлетворяется хотя бы таким решением.
ОПЫТ ПРАКТИКА
Мария Богданова, финансовый директор продуктового дивизиона ГК «Бородино»:
«Был случай, когда мы не могли реализовать сухое молоко. При этом имели
задолженность перед одним из поставщиков. Контрагент сначала согласился взять
товар в счет долга, потом заявил, что его не устраивает качество, и предложил
снизить цену, потребовав на 20 процентов ниже рынка. Мы на это не пошли. И хотя
на продажу молока ушло много времени, нам удалось реализовать товар с прибылью».
«Голландский аукцион».
На старте предлагается самая высокая цена, на которую теоретически
рассчитывает продавец. Если никто из участников торгов не отреагировал на это
предложение, цена снижается на один пункт и т. д. Схема вполне применима для
реализации неликвидных запасов при условии их большого количества и наличия
хотя бы нескольких покупателей.
Передача неликвидов сотрудникам в счет заработной платы
Естественно, этот способ нельзя применять насильно. На практике нередко
бывает так, что сами рабочие или служащие находят какое-то применение
неликвидам для семьи и дома, после чего предлагают их забрать «под зарплату».
Продажа в виде премии за покупку
Характерно для избавления от потенциальных неликвидов, например для товаров с
истекающим сроком годности.
Включение неликвидного товара в набор или комплект
Например, «зависшие» на складе конфеты какого-то определенного сорта можно в
незначительном количестве добавлять в подарочные наборы. Все прекрасно помнят
продуктовые заказы советского периода – хочешь купить апельсины – получи в
нагрузку две банки кабачковой икры.
ЕЩЕ ТРИ СПОСОБА ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЛИКВИДОВ
Вернуть поставщику со скидкой.
Не исключено, что наши запасы довольно легко найдут применение у поставщика.
Предложить менеджеру по продажам оплатить заказанный им товар, который «завис»
на складе.
Способ довольно жестокий. Но если покупатель по каким-то причинам не
приобретает весь заказанный под него товар, то «доедать» его придется кому-то
другому. Из опыта: менеджеры отдела продаж часто теряют интерес к подобным
остаткам, которые автоматически становятся неликвидами. Задумайтесь над
вопросом: почему организация должна терпеть убытки из-за продавца, который
решил угодить клиенту.
Накопить определенный объем неликвидов и продать их оптом.
Иногда неликвидные запасы можно реализовать только относительно большой
партией, что вызывает необходимость их накопления на складе. Характерным
примером будет вторичное сырье.
РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
Нередко борьба с неликвидами проходит бессистемно, носит характер каких-то
краткосрочных кампаний – предприятия кидает из крайности в крайность. Вот лишь
некоторые примеры распространенных заблуждений.
Неликвиды надо продать с получением хотя бы минимальной прибыли.
К сожалению, это невозможно. Такой подход принесет лишь затраты и дальнейший
рост количества невостребованных запасов. Примите за аксиому такой тезис:
неважно, сколько вы заплатили за ваши неликвиды – все равно этих денег уже нет.
Реально товар стоит столько, сколько за него предлагает рынок, и не больше!
Не тратить время и средства на борьбу с неликвидными запасами, а просто их
списать.
Очевидно, что такое решение не является самым рациональным. Все-таки
неиспользуемые запасы обладают определенной стоимостью, и какую-то ее часть
можно спасти.
В один прекрасный день появится покупатель, который купит весь престарелый
запас.
Легенды о подобных продажах весьма живучи. Но даже если такие случаи и имеют
место, они настолько редки, что их не стоит принимать всерьез.
Запас карман не тянет и пусть лежит.
К сожалению, все совсем не так. Расходы по содержанию, инфляция и другие
причины «съедают» часть стоимости неликвидных ресурсов без всякой надежды на
компенсацию. Неликвиды не просто лежат, они постоянно дорожают и к тому же
занимают дополнительные складские объемы.