что относится к неорганизованной среде
Воспитательно-развивающая среда образовательного учреждения
3.1.1. Понятие «среда образовательного учреждения»
Воспитательно-развивающая среда – совокупность условий, сопровождающих повседневную жизнедеятельность личности, которые содержат определенные возможности для ее развития.
Развивающее влияние среды на личность обеспечивается двумя группами воздействий: со стороны педагогически неорганизованной среды (семья, улица, производство и др.), со стороны педагогически организованной среды (дошкольное учреждение, школа, вуз и др.). Когда организованный педагогический процесс совпадает с воспитательными воздействиями неорганизованной окружающей среды, то эффект педагогического влияния на личность усиливается. К примеру, когда школа формирует валеологическую культуру и внешнее окружение способствует здоровому образу жизни, то личность оздоравливается.
Педагогизация среды означает использование позитивных возможностей неорганизованной социальной среды для развития личности. Педагог должен стать организатором воспитывающей среды: опираясь на возможности организованной и неорганизованной среды, обеспечить максимальное достижение целей воспитания.
Среда образовательного учреждения имеет фиксированные рамки (имеет границы территории, контингента и др.), но она не может быть изолированной от внешнего мира. Поэтому в среды образовательного учреждения большое значение имеет внешняя среда.
В отечественной педагогике популярна идея открытости школы к взаимодействию со средой. Школа, по мнению С.Т.Шацкого, должна стать школой жизни. Ученики сами должны стать организаторами своей жизненной среды и по возможности активно участвовать в социальной жизни города или села.
Ю.С.Мануйлов в описании среды вводит термины «ниша», «стихия», «образ жизни». Ниша – это пространство возможностей, которые предоставляет личности образовательная среда.
Образ жизни обитателей среды – это способ бытия. Влияя на способ бытия, мы неизбежно оказываем формирующее влияние на личность. В образе жизни ключевым моментом является событие, то значимое для индивида бытие, которое для него имеет индивидуальное значение и ценность. Кто-то опрос у доски переживает как восхождение на эшафот, кто-то как возможность блеснуть знаниями, кто-то как ступень к новым знаниям.
Для среды характерно наличие когеренции – тесной взаимосвязи всего со всем. Какие либо изменения в одном из элементов неизбежно скажутся на других элементах. Любая среда содержит специфическую информацию, которой обменивается с субъектом. Среда всегда содержит больше информации, чем мы способны сознательно зафиксировать и понять. Это связано с психологией и физиологией процесса познания. Если бы человек сознательно воспринимал все импульсы среды, то могло бы произойти информационное перенасыщение, а в результате потеря ориентации, хаос. Важной составной частью восприятия являются так называемые перцептуальные барьеры, которые регулируют восприятие и внимание. Это вовсе не значит, что те компоненты среды, которым человек не уделяет внимания, на него не действуют. Они действуют, но воспринимаются на уровне подсознания.
В восприятии окружающей среды важное значение имеют символы среды. К символам можно отнести физическое устройство среды (здание, аудитории, кафедры), атрибуты, которые сопровождают деятельность, например, классный журнал. Символы могут быть и ритуального характера, например: учитель входит в класс – все встают. Символы оказывают важное влияние на эмоционально-чувственную связь личности со средой.
Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 2907 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Этап. Рождение системы
Лекция 3
Жизненный цикл системы
Рассмотреть процессы жизненного цикла систем. При этом, чтобы подчеркнуть объективность возникновения и существования систем, больше внимания уделим естественным системам, появление которых не связано с деятельностью человека. Докажем, что в основе механизма рождения, развития и гибели системы лежат противоречия: внешние — между системой и средой, внутренние — между элементами системы.
Этап. Рождение системы
В основе зарождения любой естественной системы лежит хаос. В современной терминологии исходный хаос определяется как неорганизованная среда, в которую при зарождении системы привносятся (или возникают стихийно) элементы порядка и организации. Последующее развитие нового образования приводит к специализации отдельных элементов, появлению протосистемы, из которой уже вырастает система.
Характерная особенность неорганизованной среды, или хаоса, заключается в ее однородности (гомогенности), аморфности, устойчивости и почти нулевой информативности (информационные оценки состояния неорганизованной среды соответствуют максимуму энтропии). Это проявляется в слабой чувствительности среды к действию возмущений. Энергетические, информационные и продукционные внешние воздействия быстро затухают, не давая ощутимого эффекта. Например, болото быстро поглощает звук и не дает эха, а брошенный в него камень тонет, не вызывая даже волн. Другими словами, болото, как неорганизованная среда, характеризуется стабильными детерминированными оценками, которые ничего не дают для предвидения его развития.
Состояние близкое к хаосу наблюдается в экономиках переходного периода. Явным признаком такого состояния является невосприимчивость экономики к воздействиям национальных органов управления (опыт России в 90-х годах).
Накопление новых свойств связывается с бифуркациями.
(Бифурка́ция — термин происходит от лат. bifurcus — «раздвоенный» и употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят.
Бифуркация рек — разделение русла реки и её долины на две ветви.)
Бифуркация характеризуется возникновением качественно отличного поведения элемента системы при количественном изменении его параметров. Предполагается, что в момент бифуркации абсолютно исключается возможность прогнозирования новообретаемых свойств. Поэтому элемент системы перерождается в чисто случайном направлении, придавая тем самым новое качество своей системе или приводя к возникновению новой системы. Затем начинается детерминированный этап развития, когда новое образование растет и эволюционирует. При этом закрепляются приобретенные качества и готовится новая бифуркация.
Фаза бифуркации является очень ответственной для развития системы. Изучению бифуркационных процессов посвящена теория катастроф. Она описывает скачкообразные изменения в динамике системы при вариациях коэффициентов ее математической модели. Эти процессы чрезвычайно сложны, поэтому в действительности теория катастроф оперирует лишь весьма простыми моделями.
В повседневной жизни бифуркацию можно сравнить с состоянием кризиса, когда достаточно малейшего толчка, чтобы круто изменить ход дальнейших событий. Такие кризисы переживает человек во время тяжелой болезни, когда истончается перегородка между жизнью и смертью и малейшее внешнее воздействие может вызвать необратимые изменения в организме, ведущие к выздоровлению или гибели человека. Финансовые кризисы также являются следствием бифуркации. В частности, кризис 1998 г. был вызван нарушением равновесия отечественной экономики вследствие непомерного роста государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. В отличие от него начавшийся в конце 2008 г. новейший кризис имеет культурную природу. Он вызван потерей доверия людей и хозяйствующих субъектов друг к другу и к власти.
Однако бифуркацию нельзя связывать только с кризисом в его негативной трактовке. Бифуркация — это перерождение системы и, конечно, она может привести к появлению новых позитивных качеств.
Что относится к неорганизованной среде
При самом упрощенном понимании среда представляет собой то, что выступает некоторым окружением системы, а при более сложном подходе средой данной системы будет система, состоящая из элементов ей не принадлежащих. Подчеркнем, что среда — это не просто окружение системы, а то из этого окружения, что жизненно важно для системы.
Значительный вклад в понимание природы среды внес один из самых выдающихся социологов ХХ ст., ведущий представитель системного и функционального подходов в социологии немецкий социолог-теоретик Никлас Луман (1927-1998). В центр своего исследования он поставил отношение «система — окружающий мир», где возникает точка отсчета для понимания природы как системы, так и среды. Система характеризуется тем, что она отграничена от окружения как область меньшей «комплексности» от области большей «комплексности». Н. Луман постоянно подчеркивает, что система и среда органично связаны и не могут быть поняты друг без друга. Система начинается там, где идет отграничение от окружающей среды.
Граница системы — это совокупность объектов, которые одновременно принадлежат и не принадлежат данной системе. Н. Луман писал, что если система возникла, то способна к самоограничению и благодаря этому отграничивает себя от окружающей среды. При этом следует обратить внимание на то, что границы системы и среды всегда зыбки и текучи. Каждая функция системы задает свои границы. Поэтому система отделена от окружающей среды не четкой линией, а пограничным пространством, которое соткано из границ системы, образуемых при реализации ею той или иной функции. Например, фирма как организация имеет одни границы, которые не совпадают с границами ее как субъекта рыночных отношений, и совокупность ее функций формирует границы системы.
Стремление глубже раскрыть природу среды заставляет выдвинуть несколько ее концепций.
Согласно первой концепции, среда представляет собой окружающий систему хаос, шумы, которые постоянно мешают системе жить, но вместе с тем выступают для нее источниками вещества, энергии и информации. Система в этом случае — очаг организованности в хаосе событий. Главная задача, которая стоит перед системой, сохранить себя перед хаосом.
В соответствии со второй концепцией, среда выступает как факторизованное окружение, т. е. в ней содержатся не просто хаотические явления, а некоторые их активные результирующие, отличающиеся организованностью. При этом окружающие систему факторы выступают активными причинами, которые оказывают на систему воздействия, заставляют ее приспосабливаться к себе. Сама система по отношению к другим системам также представляется таким фактором либо входит в обойму некоторого интегрального фактора.
Третья концепция видит окружающую среду в виде совокупности равнозначных систем, которые конкурируют с данной, обмениваются с ней ресурсами, стараясь выжить в этой борьбе посредством разрешения противоречий в свою пользу.
Наконец, по четвертой концепции среда видится некоторой над-системой, т.е. такой, в которую входит данная система. В этом случае взаимоотношения между ними строятся по принципам структурно-организационных отношений надсистемы и определяются противоречиями между ними. Надсистема стремится привести систему-элемент в организационное и функциональное соответствие своей природе, а та, в свою очередь, пытается сохранить независимость, увеличить число степеней свободы.
Каждая из этих концепций отражает определенную долю истины. Отсюда следует, что среда системы представляет собой некоторое единство неупорядоченных процессов, организованных факторов и систем, а также включений данной системы в надсистемы.
Исходя из этого по отношению к среде можно выделить несколько важнейших тезисов.
Первый — среда далеко не всегда неорганизованное образование. Чаще всего она представляет собой некоторую совокупность систем различного уровня, имеющих свои стратегии поведения. Виды среды многообразны: природная, экологическая, хозяйственная, социальная, политическая, культурная, информационная и т.п.
Второй — среда отличается различным характером воздействия на систему — может быть нейтральной, пассивной или активной, агрессивной, благоприятной и неблагоприятной (например, социально-психологическая обстановка в коллективе для деятельности человека).
Третий — среда связана с системой сложными обменными процессами, она является необходимым условием существования, прежде всего, открытых систем. Вещество, энергия и информация попадает в систему из среды. Среда, в качестве которой выступает, например государство, задает правила поведения системам, например социальным организациям или политическим партиям.
Четвертый — среда вездесуща, находится не только за пределами системы, но и внутри нее. Внешняя среда выступает средой обитания системы, а внутренняя — ее жизни (рис. 13). Это означает, что из внешней среды система черпает жизненные ресурсы, а внутренняя выступает организмом системы. Внутренняя и внешняя среда системы находятся во взаимной зависимости и взаимной обусловленности.
Рис. 13 — Внутренняя и внешняя среда системы
С точки зрения теории множеств внутренняя среда охватывает составляющие, которые содержатся в данном множестве, а внешняя среда — это те элементы, которые не содержатся в данном множестве. Если с внешней средой все относительно ясно, ибо она не входит в множество элементов системы, то с внутренней средой сложнее: она входит в систему и определяет ее строение. В принципе в любой системе внутренняя среда включает в себя две составляющие. В качестве первой выступают элементы, отношения, связи, воздействующие на систему и на ее составляющие, второй — внутренняя среда элементов, которая определяет их поведение. Резких граней между внутренней и внешней средами нет. Еще вчера работник был во внешней среде, искал себе работу, но уже сегодня он работает в фирме, включен во внутреннюю среду и сам ощущает ее как внешнюю для себя.
Разнообразие среды
Среда характеризуется известным разнообразием, различающимся по масштабам, степени активности и характеру воздействия на систему (табл. 15).
Основание классификации | Среда | |
---|---|---|
Вид | Характеристика | |
Масштаб | Микросреда | Ближайшее окружение системы, воздействующее на нее непосредственно |
Макросреда | Широкое окружение системы, воздействующее на нее опосредованно | |
Положение | Внешняя | Окружает систему |
Внутренняя | Находится внутри системы | |
Активность | Активная | Высокая активность по отношению к системе, динамика перемен |
Пассивная | Низкая активность по отношению к системе, отсутствие перемен | |
Характер активности | Благодатная | Представляет для системы источник ресурсов |
Нейтральная | Нейтральность по отношению к системе | |
Агрессивная | Воздействует негативно на систему, расхищает ее ресурсы | |
Уровень организованности | Стихийная, неорганизованная | Неорганизованность и непредсказуемость проявлений |
Организованная | Упорядоченность | |
Уровень управления | Управляемая | Возможность регулирования системой |
Неуправляемая | Система не может ей управлять | |
Структура среды | Гомогенная | Однородное образование, включающее системы одной природы |
Гетерогенная | Состоит из систем различной природы | |
Функциональное выражение | Ресурсная | Источник материальных, информационных, энергетических ресурсов |
Информационная | Частный вид ресурсной среды, когда в качестве ресурса выступает информация | |
Конфликтогенная | Источник конфликтов и противоборства с системой | |
Миссионерско-реализаторская | Поле реализации миссии системы |
Таблица 15 — Типология среды
Обратим внимание на важный аспект в понимании среды. Как отмечает В. Г. Афанасьев: «Среда — важный фактор дифференциации целостных систем» [2, с. 158]. И далее: «В связи с тем, что внешняя среда имеет огромное значение для функционирования целостной системы, в познании следует учитывать зависимость свойств системы как от внутренних факторов — состава и структуры, так и от процессов, происходящих в окружающих ее условиях. Окружающие условия — это необходимый фон, на котором и при участии которого развертывается функционирование целого» [2, с. 159]. Отсюда следует зависимость, обусловленность системы средой является важнейшим направлением научных исследований систем любой природы, их анализа и осмысления.
Углубление понимания среды показывает, что среда представляется неоднородной. Для нее свойственны следующие характеристики:
Система отделена от среды границами. Границы системы можно определить как любые объекты, в которых не существует данный объект и которые обладают наименьшим отличием от них. Определение границ системы принципиально важно как для ее познания, так и управления. При этом границы системы, прежде всего, устанавливаются в пространстве. В бизнесе — это границы рынка, в государственном управлении — границы государства и т.п. Следует обратить внимание: проблема границ особенно сложна в том случае, когда возникает принципиально новая система (например, демократия или рыночное хозяйство в поставторитарных странах). Чтобы найти границы системы и построить ее план, необходимо приложить к каждому объекту системы своеобразную линейку — системообразующий фактор. Построение пространственной модели системы с определением границ изучается специальной отраслью знания, называемой топологией систем.
Социальная экология
Качество окружающей среды
Понятие «качество окружающей среды» отражает чистоту, или, точнее говоря, ее загрязнение. Если поставить вопрос еще точнее, то речь идет, прежде всего, о соответствии или, напротив, об отклонении химических, физических, биологических характеристик воздуха, воды, почвы от некоторых значений, определяющих норму.
Качеством окружающей природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергией между природой и человеком и воспроизводит жизнь. Оно обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ.
Под воздействием на окружающую среду понимают любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антропогенной деятельности и приводящие к отрицательным изменениям окружающей среды и последствиям этих изменений.
Основные источники воздействия на окружающую среду подразделяют на:
В свою очередь различают стационарные и подвижные источники воздействия на окружающую среду. Положение подвижных источников в пространстве изменяется в рассматриваемый период их действия; в качестве примеров можно упомянуть движущиеся транспортные средства, разливы жидкостей.
Отходы – остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества готовая продукция, размещаемые в определенных местах по определенным правилам, с последующим обязательным использованием, переработкой или ликвидацией, захоронением; в зависимости от источника образования различают отходы производства и отходы потребления. Сами по себе отходы не обязательно являются источниками воздействия на окружающую среду, но образуют их в процессе размещения и удаления.
Под организованным размещением отходов понимают регламентированные и осуществляемые в соответствии с установленными нормами и правилами процессы выделения, концентрирования, сбора, транспортировки, накопления, складирования, временного хранения отходов, предусматривающие возможность их дальнейшего использования, переработки или ликвидации, захоронения. В свою очередь, неорганизованное размещение отходов осуществляется с нарушением установленных норм и правил. Типичными примерами такого размещения служат стихийные свалки на обочинах дорог, опушках лесов, в оврагах.
Фактически на любом предприятии присутствуют все описанные выше типы источников воздействия на окружающую среду. Кроме того, само предприятие можно рассматривать как некий совокупный источник воздействия.
Воздействие человеческого производства на природную среду поставило вопрос о регулировании качества той среды, в которой живет и проявляет себя человек. Нормативами качества окружающей природной среды в свете Закона РФ «Об охране окружающей среды» являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека. Общие требования к содержанию этих норм: «экологическая безопасность населения», «сохранение генетического фонда», «обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий для устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Для оценки качества окружающей среды используют нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов, в основе обоснования которых лежит общий принцип: естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем предболезнь и в дальнейшем, при сохранении той же интенсивности воздействия, развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсические, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызывать болезни и даже приводить к летальному исходу.
В основе нормативов качества лежат три показателя:
Значительную часть нормативов качества окружающей среды составляют хорошо известные ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в той или иной среде. Важно отметить, что эти нормативы зависят не только от вещества и природной среды, но и от способа и времени воздействия на организм человека. Так, для содержания веществ в воздухе установлены нормативы для разового воздействия, постоянного воздействия, а также для рабочей зоны. Сборники, содержащие таблицы установленных в Российской Федерации нормативов, а также действующих норм, унаследованных от СССР, выпускает информационно-издательский отдел Госсанэпиднадзора.
Норматив становится юридически обязательным с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей среды такими органами согласно Закону являются Госкомсанэпиднадзор и Министерство природных ресурсов России.
Все нормативы качества подразделяются на три группы:
К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.
Под гигиеническими нормативами понимают:
Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.
Эти нормативы распространены и едины по всей территории РФ.
Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья населения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования при неблагоприятном вредном воздействии источников загрязнения.
Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.
При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определить их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.
Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.п.
Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.
Технологические нормативы включают: предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного предприятия.
Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.
Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.
В случае, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения, с тем, чтобы воздействие на природу было минимальным.
Оценка качества окружающей среды осуществляется дифференцированно по следующим направлениям: качество воздушного бассейна, водного бассейна, почвенного слоя, продуктов питания и др.
Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств атмосферы, определяющих степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Нормативами качества воздуха определены, в частности, допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной, так и в селитебной зоне населенных пунктов:
Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования. Показатели качества воды устанавливаются по различным признакам. По санитарному признаку устанавливаются микробиологические и паразитологические показатели воды (число микроорганизмов и число бактерий группы кишечных палочек в единице объема). Токсикологические показатели воды, характеризующие безвредность ее химического состава, определяются содержанием химических веществ, которое не должно превышать установленных нормативов. Наконец, при определении качества воды учитываются органолептические (воспринимаемые органами чувств) свойства: температура, прозрачность, цвет, запах, вкус, жесткость.
Оценка качества водного бассейна осуществляется с помощью системы основных показателей.
Принцип нормирования содержания химических соединений в почве основан на том, что поступление их в организм происходит преимущественно через контактирующие с почвой среды. Основные понятия, касающиеся химического загрязнения почв, определены в соответствующем ГОСТе.
Оценка качества почвенного слоя проводится по нормативам, установленным в соответствии с таким показателем, как ПДК загрязняющего вещества в пахотном слое почвы. При этом значении концентрации не должно оказываться прямого или косвенного отрицательного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.
Экологическая напряженность в мире требует всестороннего и повседневного анализа состояния окружающей среды. Только на основании точных количественных и качественных данных можно принимать решения о проведении необходимых мероприятий, предупреждающих ухудшение состояния окружающей среды.