что относится к ноу хау
Что такое НОУ-ХАУ?
Ноу-хау является техническим, коммерческим и производственно-экономическим знанием и опытом, использование которых покупателем ноу-хау позволяет и дает ему возможность произвести и реализовать предмет по соглашению, а также, осуществлять другую производственную деятельность, как, например, организацию и управление производством. Эти знания, как правило, секретны.
Ноу-хау представляет собой определенный решающий фактор для экономики предприятия. Ценность ноу-хау во многих случаях оказывается выше, чем ценность какого-либо охранного права.
В тех случаях, когда договор еще не заключен и стороны находятся на стадии предварительных переговоров, будущий покупатель принимает на себя обязательство держать в секрете уже сообщенные ему конфиденциальные сведения. При нарушении этого обязательства он обязан в соответствии с принципами culpaincontrahendo возместить, партнеру возникший в связи с этим нарушением ущерб. Таким образом, ноу-хау является наиболее дорогостоящим продуктом интеллектуальной деятельности, без которого невозможно промышленное производство. Поскольку ноу-хау весьма емкое понятие, формы его многообразны. Приведенный перечень дает представление о формах, в которых проявляется ноу-хау. Однако этот перечень не претендует даже на приблизительную полноту.
К НОУ-ХАУ ОТНОСЯТСЯ
а) Техническая сфера
б) Коммерческая сфера
Ноу-хау могут быть переданы как в материальной форме (в виде различного рода документации, образцов и др.), так и в нематериальной форме (в виде оказания технической помощи, обучения, управленческих услуг).
Законы и нормативные акты:
Сайт МИЭТ.
Труды кафедры САУ и К.
Уведомление!Администрация НПО «АТТОСОФТ» уведомляет, что с 01 января 2014 года работы по разработке и внедрению нано компьютерных технологий прекращаются. Серийное производство «Разумных» Nano System-on-a-Chip останавливается, в связи с подготовкой к демонтажу первой в мире реально действующей промышленной «Нанофабрики», гордости представителей прикладной науки ВПК СССР. Россия сегодня потеряла право считаться Родиной производства «Разумных» Nano System-on-a-Chip, обладающих практически неограниченными возможностями во всех сферах человеческой деятельности. Первой в мире реально овладев нано компьютерными технологиями, Россия за 25 лет так и не смогла обеспечить себе быстрый научно- технологический прорыв и потеряла возможность стать мировым технологическим лидером, быть вне какой-либо конкуренции. Уникальные передовые и нано компьютерные технологии для современной России оказались преждевременными. Ноу-хау: что такое и зачем? Преимущества и выгоды ноу-хауНоу-хау — не такой известный в нашей стране объект интеллектуальной собственности, как товарный знак или объекты авторского права. Кроме того, зачастую под «ноу-хау» понимают нечто совсем иное, чем это закреплено в законодательстве. Однако такое отношение к ноу-хау несправедливо. В бизнесе это очень интересный и полезный актив, имеющий ряд преимуществ по сравнению с другими объектами интеллектуальной собственности. Именно об этом и поговорим с данной статье. Что такое ноу-хау на самом деле?Зачастую, говоря о ноу-хау, далекие от данного вопроса люди представляют некую уникальную, как правило техническую, разработку. В таком понимании ноу-хау — синоним изобретения. Однако такое понимание не совсем правильно. Согласно статье 1465 Гражданского кодекса РФ, ноу-хау (его ещё называют секретом производства) — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путём введения режима коммерческой тайны. Это определение позволяет выделить важные черты ноу-хау: Рецепт блюда, уникальная методика стрижки или пошива одежды, программа обучения персонала — перечень сведений, которые могут являться ноу-хау, достаточно широк. Практически на каждом предприятии можно найти сведения, которые могут потенциально являться ноу-хау. Таким образом, ноу-хау — это не только техническое решение, но гораздо более широкий перечень сведений. В Вашей компании тоже могут быть ноу-хау, если Вы позаботитесь о секретности таких ценных сведений. 5 причин, зачем вам ноу-хауИ тут возникает вопрос — а есть ли необходимость в оформлении ноу-хау? Стоит ли тратить время и ресурсы на поддержание режима коммерческой тайны? Какие выгоды у Вашего бизнеса от наличия ноу-хау? Наличие ноу-хау даёт ряд интересных возможностей для бизнеса. Оформляя ноу-хау и поддерживая режим секретности в отношении действительно ценных для бизнеса сведений, Вы получаете преимущество перед конкурентами, которые данными сведениями не обладают и благодаря установленному режиму не могут получить к ним доступ. Несмотря на то, что ноу-хау должно сохраняться в тайне, закон предусматривает возможности продажи прав на него, что позволит получать дополнительный доход и при соблюдении определённых условий не утратить конфиденциальности, а значит и прав на ноу-хау.
К сожалению, ситуации, когда сотрудник переходит на работу к конкурентам и «уносит» им наработки компании — совсем не редкость. Наличие коммерческой тайны даёт широкий круг средств для привлечения нарушителей к ответственности — дисциплинарной (увольнение виновного работника), гражданской (возмещение причинённых убытков), уголовной. Данный метод более актуален для предприятий, занимающихся инновационными разработками. Зачастую для получения грантов нужно продемонстрировать наличие разработок, защищённых либо патентом, либо в режиме ноу-хау. Процедура патентования длительна, тогда как ноу-хау может быть оформлено в достаточно короткие сроки, и заявка на получение того или иного гранта подана достаточно быстро.
Кратко обозначим, что можно снизить налог на прибыль организации посредством амортизации или отражения расходов на поддержание режима коммерческой тайны, а заключённое лицензионного договора на ноу-хау позволит снизить налог на доходы физических лиц учредителя и налог на прибыль организации предприятия. Преимущества ноу-хау перед иными объектамиМногие из выгод, о которых мы написали в предыдущем разделе, применимы и к иным объектам интеллектуальной собственности. Однако ноу-хау обладает рядом преимуществ перед другими видами интеллектуальной собственности: Действующее законодательство предусматривает широкий круг объектов интеллектуальной собственности. Оценивая перечень этих объектов, можно понять, что не каждая компания может зарегистрировать товарный знак (название может не соответствовать требованиям к товарному знаку), не у каждой компании есть разработки, соответствующие требованиям к объектам патентного права, а тем более селекционные достижения или топологии интегральных микросхем.
Безусловно, получение прав на ноу-хау требует определенных финансовых и временных затрат, в отличие от объектов авторского права, права на которые возникают у автора в момент создания, и для их передачи компании достаточно просто подписать договор. Но и круг объектов, которые в компании могут охраняться авторским правом, гораздо уже, чем потенциальные ноу-хау. В сравнении же с иными объектами большим плюсом ноу-хау является отсутствие требований о государственной регистрации, а значит, более простая и быстрая процедура приобретения прав на данный объект интеллектуальной собственности. Объект интеллектуальной собственности Срок регистрации Программы для ЭВМ, базы данных (добровольная регистрация) НОУ-ХАУНоу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми. Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами. Основные сведенияКак правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании. В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность. Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон. Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в России задаётся главой 75 Гражданского кодекса РФ и законом «О коммерческой тайне». Практика применения ноу-хауНоу-хау
Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности. [1] Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами. Результат творческой (эвристической) деятельности. Совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), которые еще не стали всеобщим достоянием. СодержаниеОсновные сведенияКак правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам, в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании. В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А коммерческая тайна подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны. Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон. Практика применения ноу-хауВ современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент (чаще — пакет патентов), и к ним прилагают пакет ноу-хау, который страхует авторов от несанкционированного применения инновации в странах, где не осуществляется патентная защита, а также от похищения изобретений государством (например, для приоритетных нужд Военно-промышленного комплекса). Ноу-хау и ноу-ноу почти одинаковые понятия. Гражданский кодекс РФ |
Глава 75. Право на секрет производства (ноу-хау)
Статья 1465. Секрет производства (ноу-хау)
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
1. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
2. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.
Статья 1466. Исключительное право на секрет производства
1. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.
2. Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.
Статья 1467. Действие исключительного права на секрет производства
Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Статья 1468. Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства
2. При отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства.
Статья 1469. Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства
2. Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. В случае, когда срок, на который заключен лицензионный договор, не указан в этом договоре, любая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более длительный срок.
3. При предоставлении права использования секрета производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства в течение всего срока действия лицензионного договора.
Лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства.
Статья 1470. Служебный секрет производства
1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю.
2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.
Статья 1471. Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору
В случае, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное.
Статья 1472. Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства
1. Нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с пунктом 2 статьи 1468, пунктом 3 статьи 1469 или пунктом 2 статьи 1470 настоящего Кодекса, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.