что относится к нравственному воспитанию в библиотеке
Возможно ли духовно-нравственное воспитание детей в библиотеке в XXI веке?
Хранилище книг – библиотека – это хранилище знаний, истории, культурных ценностей, связующее звено между поколениями. Проблема настоящего времени в том, что нравственные идеалы и устои в обществе заменяет стремление к материальным благам. Компьютерные технологии и интернет постепенно вытесняют бумажные носители информации, в том числе и книгу. Ответ на вопрос: возможно ли возродить актуальность библиотеки в деле воспитания духовности, нравственности детей и молодежи, зависит от нескольких факторов. Но, для начала нужно определиться с понятиями духовности и нравственности.
Что такое духовность и нравственность
Духовность – особенность человеческой психики, ориентированная на стремление к идеалам справедливости, добра, человеколюбия, веры, на преобладание интеллектуальных ценностей над материальными благами. Под духовностью часто подразумевают веру, религиозность. Это объясняется тем, что любое религиозное учение проповедует общечеловеческие ценности и принципы морали. Заповеди из Нагорной проповеди Христа: «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своего» – лежат в основе многих идеологических теорий и этических норм.
Нравственность – система норм и правил поведения человека, не противоречащая нормам общественной морали, основанная на духовности, синонимы: мораль, этика. Человеческое общество часто сотрясают разнообразные «культурные революции». В результате, истинные нравственные ценности подменяются проявлениями массовой культуры, стремлением к стяжательству, воспитывают в подрастающем поколении жестокость, агрессию, аморальность, культивируются вредные привычки.
Здоровое общество обязано противостоять насаждению безнравственности у молодого поколения. Воспитание достойных своих членов на лучших образцах национального и культурного наследия великой нации, великой страны – его основная задача.
Современная роль библиотеки в воспитании нравственности
Нет секрета в том, что усадить молодого человека в читальном зале или заставить школьника прочитать книгу – задача в XXI веке фактически невыполнимая. Интернет, Wi-Fi, планшет, смартфон – вот кумиры, помощники и советчики современного поколения. Библиотеке в привычном смысле, как традиционному хранилищу бумажных книг, очень непросто выживать в таких условиях. Но выход есть. Он в изменении подхода, концепции и технологии библиотечного дела.
Нет ничего плохого в том, что юноша или девушка читает с экрана планшета или ноутбука Пушкина, Ахматову, Булгакова или слушает аудиокнигу. Значит и современная библиотека, особенно школьная или молодежная, должна быть оснащена высокотехнологичными новинками:
Подбору кадров для библиотек следует уделить особое внимание. Интересная, образованная личность, мыслящая креативно, владеющая компьютером и умеющая найти подход, заинтересовать человека в чтении книг – вот приблизительный портрет современного библиотекаря. Духовно богатому, интересному человеку легко воспитать с помощью такого мощного инструмента, как библиотека, высокую нравственность у молодого поколения.
Формы библиотечной работы: книжные выставки, тематические стенды, заседания клубов по интересам, семейные вечера, дискуссии, встречи с интересными людьми – должны организовываться и проводиться с учетом требований современной жизни, чтобы привлечь, вернуть утраченный интерес, не дать ему угаснуть. Основа духовно-нравственного воспитания в современной библиотеке – использование преимуществ современных технологий.
Школьная библиотека – информационный центр и советчица
Воспитание школьников также немыслимо без библиотеки. Классическая литература – источник духовности, морали, национальная гордость и достояние. Изучая ее, знакомясь с богатым литературным наследием, можно не только воспитать в себе лучшие человеческие качества, но и развить грамотность, интеллект, научиться правильно и красиво излагать мысли.
Задача школьной библиотеки, библиотекаря, учителей – увлечь школьника волшебным миром книг, научить пользоваться духовным богатством, собранным в библиотеке, ценить и беречь книгу.
Непростая это задача – объяснить «интернет-поколению», что книга – это на века. Что книги читали при свечах, а вот интернет без электричества не существует. Гораздо проще одним нажатием кнопки получить уйму информации, но вот достоверна и правдива ли она – ответит простой бумажный справочник, найденный на полках библиотеки.
Духовно развитая личность немыслима без изучения понятий героизма, трудолюбия, патриотизма, чести, национальной гордости. В школьной библиотеке необходимо и уместно организовывать встречи с людьми, словно сошедшими с книжных страниц: ветеранами войн, героями труда, известными личностями, лицами духовного сана, врачами, людьми героических профессий, артистами, художниками.
В постсоветское время люди лишились простой радости: духовно общаться друг с другом во время массовых мероприятий. И церковь не всем заполнила эту пустоту. Сельская школьная библиотека, библиотека в сельском клубе должны стать центром семейного досуга, где проводят вечера, демонстрируют фильмы, обсуждают актуальные события, книги, духовно обогащаются.
Библиотека, потому, что не все, написанное в интернете, правда
Очень понравилась реклама библиотеки. Интернет недаром кто-то метко назвал всемирной паутиной. Он оплетает, бывает липким, как паутина, содержит кроме полезной информации, уйму мусора и вранья. Даже взрослым, а детям тем более, трудно отделить правду ото лжи, хорошее от плохого.
А книга, написанная классиком, не соврет, научит доброму, светлому, чистому. С детства привить ребенку хороший вкус, умение отличать качественное от низкопробного, хорошее от плохого, добро от зла – главная задача родителей и школы. И книга в библиотеке – огромное этому подспорье, пусть даже аудиокнига или та, которую читают с экрана.
Совет родителям: читайте сами в присутствие ребенка. Читайте вместе с ним. Хвалите его за чтение. Учите представлять наяву героев книг, рисовать их приключения, пересказывать прочитанное.
Нравственное здоровье общества проявляется в отношении к национальным, культурным традициям, духовным ценностям. Библиотека, книги – одно из составляющих этого наследия, барометр политического и экономического, а не только культурного уровня его развития. Воспитать духовно развитую, ценную для общества, высоконравственную личность без участия в этом книг и библиотеки невозможно.
Доклад «Проблемы и возможности духовно-нравственного воспитания в библиотечном пространстве»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата города Костаная»
на тему: «Проблемы и возможности духовно-нравственного воспитания в библиотечном пространстве»
Библиотекарь Платошина М.А.
Проблемы и возможности духовно-нравственного воспитания в библиотечном пространстве
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Изначальная функция библиотеки – сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению.
В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагаем только он – универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа. Более значимыми становятся книги по истории нашей Родины, о ее славных победах, о вкладе Казахстана в мировую культуру. Особое место в круге чтения детей должны занять книги о природе Казахстана, о родном крае.
Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения – очень сложная задача. Воспитание детей требует от библиотекаря душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.
Подростковый возраст – пора взросления, становления личности и попытка разобраться во многих душевных переживаниях, понять окружающий мир, людей. Многих моих учеников увлекает стремление разобраться и поразмышлять над вопросами: кто и что оказывает влияние на формирование их характера, что такое настоящая дружба и первая влюбленность, как отличить подлинный героизм от мнимого, как преодолеть в себе чувство обиды и мщения, уметь простить обидчика?
Поэтому для проведения нравственных библиотечных уроков для учащихся 6-7 классов выбрала тему «Нравственные уроки детства», так как детство – лучшая пора жизни человека. Материалом для чтения и бесед стали произведения В. Распутина, В. Солоухина, Ф. Искандера, Ю. Яковлева, В. Драгунского. Школьники стали «свидетелями» диалога писателей о роли детства в жизни человека и сами в свою очередь приняли участие в этом диалоге.
Во время этих бесед задаю примерно такие вопросы рефлексирующего характера:
А вы в жизни пережили что-нибудь подобное?
Знакомы ли тебе чувства, переживаемые героем-рассказчиком?
Можешь ли ты вспомнить ситуацию, когда в тебе шла борьба противоположных начал?
Чему научила эта история главного героя и тебя, читателя?
Можно ли быть рыцарем в наше время?
А вы в жизни переживали чувство одиночества?
Эти библиотечные часы – беседы с юными читателями о нравственности, основная цель которых не только формировать нравственные ценности, но и воспитать восприимчивого и думающего читателя, любовь к чтению, формировать у школьников читательскую самостоятельность, учить вступать в диалог с писателем «без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство».
Во время экскурсии по библиотеке ребята учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: после экскурсий дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки, творческие сочинения.
Таким образом, целью воспитательного процесса на библиотечных уроках будет развитие ценностно-смысловой сферы личности, направленное на формирование приоритета духовно-нравственных ценностей.
Развитие духовной личности невозможно без общения, без диалога с миром, с людьми, без приобщения к другим культурам, без приобщения к духовному опыту без развития коммуникативных компетенций. Не зная языка, обычаев, нравов коренного населения, всей красоты и духовного богатства казахской земли, нельзя суметь в себе выработать глубокое сознание принадлежности к этому краю, чувство высокого гражданского и патриотического долга.
В школьных учебниках, утвержденных министерством образования и науки Республики Казахстан, разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.
Работая в системе, учащиеся разного звена привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня. Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле, продолжая сказками о животных, волшебными и бытовыми, заканчивая легендами о Кожанасыре, стыдящим хозяина за его гостеприимство только по внешнему виду, или об Алдаре-Косе, проучившему баев за жадность и глупость и Жиренше, заставившего смутиться даже хана за свою глупость, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека.
Произведения Абая, М. Дулатова, А. Байтурсынова, Б. Момыш-улы и других убеждает учащихся в том, что древность не дряхлеет, а дает новые импульсы для художественного творчества, есть «вечные» сюжеты и «вечные» образы.
Многие произведения раскрывают духовно-нравственное значение общечеловеческих законов. В результате изучения этих материалов учащиеся приходят к пониманию, что из всего сущего на земле только человек обладает даром слова, отсюда возникает особая моральная ответственность за произнесенные или написанные слова.
Поэтому перед библиотекарями стоит задача: увидеть, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить разнообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое авторское видение сложной нравственной проблемы и характера персонажей.
С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирался на фундаментальный материал средних классов, но в отличии от них строился строго по хронологическому принципу: древнетюркская литература, литература XV-XVIII веков, литература XIX-XX веков.
Для 8-9 классов предлагаем произведения «Большая надпись в честь Кюльтегина», «Книга отца нашего Коркута», «Огуз-наме», «Об искусстве поэзии» Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни «Благодатное знание», Ахмед Югинеки «Подарок истин», Ахмад Яссави «Книга изречений», Асан Кайгы, Казтуган-жырау, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау и другие.
Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.
Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что в содержании учебников по казахской литературе для учащихся 10-11 классов наряду с произведениями поэтов эпохи Зар Заман, XIX века, Ш. Уалиханова, Ы. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева.
В заключении хочется сказать, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках казахской литературы лежит единая образовательная система, библиотекари должны помочь отобрать материал, доступный детям.Мы должны опираться на произведения активно влияют на формирование мировоззрения учащихся, способствуют их духовному и нравственному становлению, вносят определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.
Консультация «Содействие библиотеки в нравственном воспитании дошкольников»
Анна Егорова
Консультация «Содействие библиотеки в нравственном воспитании дошкольников»
Проблемы нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов-психологов. Такие выдающиеся педагоги, как В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ
Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность честности и доброты, но на практике, к сожалению,приходится видеть другое: как дети проявляют грубость и жестокость по отношению к сверстникам, родителям, природе. Поэтому очень важно с ранних лет уделять внимание формированию у них нравственных представлений, воспитывать доброту, милосердие, уважение к старшим, сострадание к больным людям и любовь к миру природы, желание беречь её и охранять.
Нравственное воспитание содействует нравственному становлению человека,формированию у него:
1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма,
2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости,
3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний,
4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Как же можно прививать эти ценности дошкольникам? Сегодня большую роль в становлении и развития человека могут сыграть библиотеки. Их основная задача- помочь возродить в обществе нравственные традиции путем рекомендации читателям и слушателям лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания у дошкольников художественного вкуса.
Почему мы выбрали библиотеку определяющим социальным институтом по воспитанию дошкольников?Во-первых, библиотека обладает сохранением литературы, в которой заложен нравственный и духовный потенциал. Во-вторых, в библиотеке, как в культурном учреждении,воспитательные функции проявляются в различных формах индивидуальной и массовой работы. В-третьих, библиотека работает не изолированно, а во взаимодействии с другими учреждениями и организациями.
Трудно не согласиться с тем, что первостепенная функция библиотеки- сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Приоритетными направлениями работы библиотеки и ДОУ являются: нравственное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское становление.
Задача библиотеки – привлечь юное поколение к чтению литературы, которая поможет воспитатьв себе черты настоящего человека: честность, добросовестность, трудолюбие, вежливость, доброту, готовность прийти на помощь, быть правдивым и скоромным, уважать старших.
Организуя совместно с библиотекарями мероприятия,мы ставим задачи:ответить на вопросы: кого мы хотим воспитать и как осуществить воспитание через книгу? Что значит воспитать? Это значит воспитать хорошего человека, чтобы он любил и уважал семью, дом, родной край. Задачи совместно с библиотекойрешаются на различных мероприятиях: научить любить людей и жизнь, формировать нравственное отношение к труду, народным традициям.
Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с детской городской библиотекой№1. В стенах библиотеки, в детском саду с приглашение сотрудников учреждения проводятся различные мероприятия о нормах поведения, доброте. Эти встречи приобщают к устному народному творчеству, самобытным обрядам и традициям. Мероприятия с сотрудниками библиотекимы проводим в различных формах: это беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», обсуждения, часы добра «В каких рассказах говорится о доброте», литературно-музыкальные вечера, «Мульт-викторины», встречи «Под открытым небом», литературные турне и др.
В стенах библиотеки для наших воспитанников оформляются тематические и персональные выставки, тематические полки.
После совместного занятия сотрудники библиотеки дают нам различные книги для прочтения в детском саду на определенное время. В течение года мы познакомили детей с большим количеством произведением детской художественной литературы. Все произведения являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Писатели создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Мы читали цикл стихов А. Барто, рассказы В. Осеевой, Н. Носова, сказки А. С. Пушкина и Андерсона, веселые стихи Маршака и др. Например, чтение рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»-основа для обсуждения с воспитанниками темы доброго и отношения к природе и животным. А после прочтения рассказа «Бабка» В. Осеевой обсуждали с детьми доброе отношение к людям старшего поколения, воспитание у них милосердия.
В книжном уголке детского сада во время изучения нового произведения мы размещаем разнообразные иллюстрации, портреты писателей, оформляем рисунки детей на определенные темы.
Также совместно с библиотекой мы участвуем в благотворительных акциях. Например, в рамках общероссийской акции «Дарите книги с любовью», стартовавшая 14 февраля 2019 г. и приуроченная к празднику дарения книг, дети дарили книги библиотеке, тем самым прививая любовь к книгам и чтению.
Большую роль в нравственном воспитании играет не только литература, но искусство. Каждое мероприятия, подготовленное и проведенное совместно с библиотекой, будет более эффективно и эмоционально окрашенным при условии применения современных компьютерных технологий (видеоролики т. п., демонстрации фрагментов анимационных и художественных фильмов, мультсериалов.
Такие формы работы предполагают реализацию творческого духовно-нравственного потенциала детей. В ненавязчивой форме происходит воспитание нравственных качеств души. Ребёнок получает радость от самостоятельных духовных открытий, от труда ума и души.О промежуточных итогах работы говорят следующие результаты: дошкольники стали более дружелюбны по отношению к своим сверстникам. Отзывчивы к просьбам и поручения взрослых. У детей стали более развиты представление о честности, добре, смелости, щедрости.
Мы планируем продолжать совместную работу с сотрудниками детской библиотеки.
Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного дошкольников Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.
Роль экологического воспитания в социально-нравственном воспитании дошкольников Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она.
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют.
Формирование представлений о духовно-нравственном воспитании у старших дошкольников ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Духовный человек мыслит своими мыслями, а.
Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Испокон века книга растит человека /Русский народный.
Консультация для педагогов «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей» Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей Вопросы нравственного воспитания детей все острее встают перед нашим обществом в последнее.
Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников». Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим.
Выступление на педагогическом совете «Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников» Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития не только психических процессов ребенка (память, внимание, воображение,.
Духовно-нравственное направление в деятельности школьной библиотеки
МОУ Каменская СОШ №2
Духовно-нравственное направление в деятельности школьной библиотеки
В настоящее время появляется всё более отчётливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времён является Православие. Оно сформировало такие замечательные черты русского характера, как милосердие, справедливость, жертвенность, мужественность. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый дух русского патриотизма. У детей должны быть примеры. А таких примеров много как в нашей истории, так и в религии.
Хорошо известно, что среди русских святых после преподобных и святителей больше всего прославлено благоверных князей-воинов, с мечом в руке защищавших русскую землю. На протяжении веков русский воин защищал своё Отчество. Поэтому, приступив с учащимися 7 класса к исследовательской работе «Богатыри земли русской», мы хотели выяснить, откуда же корни русского патриотизма.
С ребятами прочитано большое количество книг, просмотрены видеоматериалы, сайты в сети «Интернет». Мы нашли художественный фильм «Илья Муромец» 1947 года, мультфильм «Илья Муромец» 1965 года. Это помогло сделать презентацию более зрелищной. Работа, которую мы делали с ребятами, была напряжённой, но очень интересной. На конкурсе компьютерных презентаций в районе она заняла I место.
На Руси всегда с почтением и трепетом относились к вере, к духовным традициям. И детям надо это знать. Ведь не зная прошлого, невозможно построить будущее. Как писал перед своей кончиной Василий Шукшин: «Всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание. Помни это».
Другим направлением в работе библиотеки по духовно-нравственному воспитанию школьников является издательская деятельность.
Все мы прекрасно видим и понимаем, что светские СМИ являются тем инструментом, который формирует массовое сознание. Нас не всегда устраивает то, что печатается на страницах газет и журналов. В большинстве школьных библиотек они попросту отсутствуют. Конечно, мы бы с удовольствием предложили и учащимся, и педагогам такие журналы, как «Свечечка», «Духовно-нравственное воспитание», «Виноград» и др. Но их нет. Думаю, что многие школьные библиотеки, так же, как и наша, испытывают информационный голод. Хотя у детей есть потребность читать именно журналы. Чтобы восполнить этот информационный голод, с 2007 года в школьной библиотеке осуществляется выпуск библиотечного информационно-познавательного журнала «КАДР» для учителей, учащихся и их родителей. Мы с ребятами ищем интересные статьи, обрабатываем их и печатаем в своём журнале. К знаменательным датам мы выпускаем тематические номера. Каждый такой номер построен так, чтобы его можно было не только почитать, но использовать и во внеурочной деятельности. Один из последних журналов посвящён духовной тематике. Классный руководитель может начать беседу с рубрики «Мысли в подарок», где собраны пословицы и поговорки об уважительном отношении к своей семье, родителям: «Не оставляй отца и матери на старости, и Бог не оставит», «Почитай отца да Бога – будет тебе повсюду дорога», «Родительское слово мимо не молвится» и др. А затем перейти к следующей статье, посвящённой 780-летию со дня преставления Муромских святых благоверных князя Петра и княгини Февронии (эта дата отмечалась 8 июля 2008 г.). Они явили собой яркий пример семейной жизни, где взаимоотношения строятся на любви и благочестии. Материал, напечатанный на 5 страницах, – хорошее подспорье для педагога, чтобы поговорить с детьми о таких христианских добродетелях, как вера, любовь, милосердие, смирение… А затем, если осталось время, можно показать репродукцию с изображением Петра и Февроньи и спросить ребят: «А какая улыбка у Февроньи, вы заметили, ребята?», перейти к рубрике «О чём не рассказал учебник». И рассказать ребятам, что есть два смеха: светлый и темный, о том, что такое «анекдотический смех», гомерический хохот, а что такое «благостная улыбка». Ведь «благостная улыбка» есть зеркало найденной гармонии. Святые улыбаются и не смеются. Это для меня и детей было открытием.
Конечно, такие современные формы работы, как исследовательская или издательская деятельность, подготовка массовых мероприятий, не могут заменить живого общения с детьми. Получаю огромное удовольствие, работая 3-й год с учителями начальных классов и учащимися 2-4 классов по программе «Читаем вместе». Мы пытаемся воспитывать такие нравственные качества души, как терпение, уважение, сочувствие и соучастие к тем, о ком читаем.
Для успешной реализации программы следует рассматривать каждый такой урок как урок нравственной жизни, в основе которого лежит духовность. Например, урок нравственности «Надёжно то, что делается трудом» по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители» или урок «Нравственные проблемы в сказках Андерсена «Ель», «Ребячья болтовня», где мы говорим о пороках и добродетелях. Урок-размышление «Что такое счастье?» по книге Мориса Метерлинка «Синяя птица» о почитании родителей, своих предков, о счастье материнской любви. А потом ребята всем классом вместе составляют «рецепт» семейного счастья.
Важно, чтобы такой разговор проходил как диалог. Это приносит радость от самостоятельных духовных открытий, находок, от труда ума и души.
Мы уверены, что делаем нужное дело, так как положительные результаты уже есть. Конечно, и трудностей хватает, есть над чем работать. Сами многому учимся. Но самое главное состоит в том, что мы понимаем: наиважнейшей задачей на данное время является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. От этого зависит будущее России.