что относится к нто
Что относится к нто
Аренда нестационарных торговых объектов
Торговая деятельность на территории Российской Федерации только начинает свой путь развития. За несколько прошедших лет были внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности. При этом некоторые вопросы не теряют своей актуальности и на настоящий момент.
Например, отношения, связанные с арендой нестационарного торгового объекта. Есть несколько особенностей, связанных с этим вопросом. Во-первых, не каждый с полной уверенностью может сказать, что же относится к нестационарным объектам, а также каким договором необходимо оформлять отношения по предоставлению данного объекта для осуществления в нем торговой деятельности.
Ответ на данные вопросы вы сможете найти в данной статье.
Понятие нестанционарного торгового объекта
Соответственно, к признакам нестационарного торгового объекта мы относим:
К нестационарным торговым объектам относятся:
— нестационарные передвижные торговые объекты,
— иные временные торговые объекты.
Закон о торговле регулирует отношения, возникающие, в частности, при предоставлении НТО в аренду. При этом, исходя из толкования данного Закона, можно сделать вывод о том, что заключение рассматриваемого договора возможно как с публично-правовыми образованиями (органы власти, бюджетные и казенные учреждения), так и с частными лицами.
Что же касается публично правовых образований, то размещение НТО должно быть утверждено схемой размещения нестанционарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Данная схема размещения НТО была создана специально для того, чтобы упорядочить стихийное расположение торговых точек в местах людных, но препятствующее движению как транспорта, так и людей.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Указанное подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 24.09.2012 по делу N А40-1467/12-16-38, ФАС Поволжского округа от 17.08.2010 по делу N А57-621/2010).
При этом государство с введением данной схемы решило поддержать малое предпринимательство, установив обязательное требование о предоставлении не менее чем 60% нестационарных торговых объектов от общего их количества, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, субъектам МСП, осуществляющим торговую деятельность (пункт 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). В данном случае имеется в виду розничная торговая деятельность.
В то же время арендовать можно не только у государства, но и у лиц, владеющих объектом на праве частной собственности.
И, как поясняет законодатель, порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ (пункт 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Арендовать НТО возможно как у государства, так и у частных лиц.
При этом заключение договора с государством имеет свой ряд особенностей.
Об этом поговорим далее.
Аренда НТО, расположенных на государственной собственности
Статьей 10 Закона о торговле установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Так, размещение названных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.
При этом договор на размещение нестационарного торгового объекта не регулируется положениями ни ГК РФ, ни ЗК РФ.
Размещение НТО и осуществление деятельности в нем регулируются законодательством субъектов РФ.
В данной статье рассмотрим правовое регулирование данных отношений в городе Москве.
Нормативно-правовая база для г.Москвы
Вести торговлю в нестанционарном торговом объекте в г.Москве возможно на основании:
— договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте,
— договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Договор на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте заключается, если нестационарный торговый объект размещается на земельных участках зданиях и строениях, предоставленных и подведомственных:
Что такое некапитальные строения
Если земельный участок у вас в собственности, то не потребуется и разрешение на ввод в эксплуатацию после завершения строительства таких объектов.
Самое главное: размещение НЕкапитальных построек на участке, обязательно должно соответствовать:
Если на земельном участке будет размещено НЕкапитальное строение, не соответствующее ВРИ участка, претензий со стороны земельного надзора не избежать. Образуется состав административного правонарушения: «использование земельного участка не по целевому назначению». Это обстоятельство влечёт наложение административного штрафа (пункт 1 статьи 8.8 КоАП РФ). И если правонарушение будет повторяться 3 раза (то есть вы его не устраните, а комиссия будет приходить и составлять очередные Акты), то комиссия начнет готовить пакет документов в суд с иском изъять участок из собственности (так как будут уверены в вашем злостном намерении повторять правонарушение).
Что такое нестационарные объекты?
Это могут быть киоски, навесы, строения, сооружения, которые должны обладать следующими характеристиками одновременно:
- отсутствием прочной связи с землёй; возможностью выполнения перемещения, демонтажа и последующей установки без существенного ущерба назначению и без изменения основных характеристик, обеспечиваемой конструктивными характеристиками. ограниченный срок пребывания на месте их установки (не срок годности), так как объекты эти – ВРЕМЕННЫЕ (потому и не капитальные); на возведение некапитальных построек требуется меньше средств и времени, чем на капитальные постройки.
Проще говоря, НЕ капитальное (нестационарное) строение – это любое строение, для которого НЕ требуется возведение заглубленных фундаментов, соответственно, демонтаж объектов НЕ капитального строительства совершенно точно возможен без нанесения значительного ущерба самим зданиям или сооружениям и его назначению. Такое здание НЕ должно быть прочно связано с землей фундаментом и подведёнными стационарными коммуникациями.
Рекомендуется выполнять фундамент из сборных элементов, чтобы разрешения на строительство фундамента не потребовалось. В идеале для временного сооружения фундамент – это плита. Наливные или винтовые сваи не подойдут, так как обратно из грунта после забивки их не извлечешь. Если нет возможности установить сборную плиту, можно залить её на площадке, т. е. выполнить монолитную плиту. Желательно предусмотреть в ней монтажные петли для того, чтобы можно было легко демонтировать плиту без её разрушения.
В судебной практике, чтобы доказать, что строение – НЕ капитальное (нестационарное), нужно учесть ещё и назначение этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. Так как по смыслу п. 1 ст. 130 ГК РФ «прочная связь с землей является НЕ единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости».
Необходимо, чтобы суть таких строений была, прежде всего, временной и вспомогательной.
Лучше всего при строительстве НЕКАПИТАЛЬНЫХ (нестационарных) строений полностью соблюдать требования ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения». Там есть следующие понятия:
В другом государственном стандарте ГCН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных, модульных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ» указывается (пункт 1.1):
«к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения модульного типа, необходимые для производства ремонтно-строительных работ».
Если же вы арендуете земельный участок у Администрации вашего МО, то здесь необходимо испрашивать разрешение на возведению любых строений, как капитальных, так и стационарных. У каждого муниципалитета разработаны свои требования к объектам не капитального строительства на муниципальной земле.
Вот какие нестационарные торговые (НЕкапитальные) объекты можно строить в Краснодаре:
Размещение нестационарных торговых сооружений регулируется Приложением № 1 (Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Краснодар) к постановлению главы МО г. Краснодар от 28.02.2007 г. № 182:
ВНИМАНИЕ: Существуют риски неправильной идентификации строения!
Как пример, каркасные дома, которые планируются для постоянного проживания.
На первый взгляд, они не требуют тяжёлого капитального фундамента, возводятся на свайных конструкциях или ленточном фундаменте, и после возведения сохраняют способность к перемещению на другое место, но они отличаются высокой прочностью и долговечностью, еще и оснащаются стационарными коммуникациями.
Например, ангары арочного типа, ангары, представляющие собой сооружение каркасно-обшивного типа, быстровозводимые модульные здания (мобильные здания) из стандартных блок-контейнеров, мобильные здания сборно-разборного типа будут иметь статус «временные» только если их использование имеет вспомогательное значение при существующем на земельном участке ОСНОВНОГО объекта капитального строительства, такие как например:
- здание гостиницы; здания магазина; здания АЗС т. д.
Должно быть соблюдено одновременно 2 условия: строение имеет качества только вспомогательного назначения и НЕ имеет признаков самостоятельного объекта недвижимости.
Иными словами, если даже быстровозводимая сборно-разборная конструкция будет использоваться, как основная постройка в соответствии с ВРИ земельного участка, то любой ангар или мобильное здание, даже установленное на ж/б плитах, сваях или незаглубленном фундаменте и подключённое к электроснабжению по временной схеме технологического присоединения, будет признаваться объектом недвижимости.
Что делать, если придет проверяющая комиссия из отдела земельного контроля или из краевого Управления государственного строительного надзора?
Рассмотрим случай, если на участок придёт представитель власти и заявит, что павильон построен незаконно, так как не было разрешения на его строительство.
Почему так может произойти? Проверочная комиссия, придя на ваш участок, может заподозрить, что на земельном участке по факту размещены объекты капитального строительства, а разрешения на их строительство отсутствует, хотя по документам – это временные сооружения. Как сделать, чтобы администрация НЕ посчитала спорные здания недвижимым имуществом.
Цель – доказать, что ваши павильоны (или любые другие строения) НЕ обладают признаками капитальных объектов и по правилам ст. 130 ГК РФ недвижимостью не являются.
Иногда возникала необходимость проведения строительной экспертизы строения, поскольку выше указанные критерии НЕКАПИТАЛЬНОСТИ здания были совсем не очевидными для проверяющих комиссий. Если со строительными бытовками всё очевидно, что они временные, но есть здания, строения, которые тяжело классифицировать как вспомогательные. Это как раз торговые павильоны, киоски, ларьки, палатки и другие подобные сооружения.
Тогда проверочные комиссии будут оценивать строения по совокупности факторов:
- цель размещения конструкции; использованные материалы; обеспеченность постройки стационарными или временными коммуникациями; потенциальные затраты на снос или демонтаж.
При необходимости проведения строительной экспертизы нужно будет обратиться к специалистам по обследованию зданий, с целью определить, является ли здание объектом капитального строительства (так называемый ОКС) или же это НЕкапитальное строение, есть ли у этих павильонов признаки капитального строительства. После этого нужно предоставить заключение от экспертов органам исполнительной власти с доказательством того, что это все-таки объекты НЕкапитального строительства.
Так же необходимо проследить, чтобы здания, строения или сооружения соответствовали ВРИ земельного участка.
На нашей юридической консультации по земельным вопросам вы получите более подробный ответ по вашей конкретной ситуации. Мы расскажем «что можно строить, а что нет» на вашем земельном участке с конкретным ВРИ.
Что относится к нто
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ)
(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 12 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 13 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 14 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 15 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 16 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 17 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 18 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 19 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 20 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статей 2 и 10 настоящего Федерального закона и пункта 4 Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли» см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2018 г. N 10-О
Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле части 7 статьи 10 см. постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. N 14-П
7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Что относится к нто
Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 10
1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 7 ст. 10 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.
7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.