что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Структура коллектива

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения внутри рабочей группы. Наконец, «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.

Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. В первом случае рабочая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески. Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснение отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью работников в результатах их трудовой деятельности, базразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне рабочей группы: общественно-политическая деятельность, семья, личные проблемы и т.д.

Степень сплоченности рабочей группы поддается количественной оценке. Представляет интерес следующая методика: опрашиваемому предлагается по трехбалльной шкале оценить интенсивность одного из двадцати признаков, разделенных на десять полярных пар, например:

преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. преобладает подавленное настроение;

успех или неудачи коллег вызывают сопереживание. успехи вызывают зависть, неуспехи — злорадство; в коллективе справедливо относятся друг к другу. коллектив распадается на привилегированных и отверженных и т.д.

Измерить степень сплоченности трудового коллектива с точки зрения преобладающих в коллективе ценностей позволяет другая методика.

Членам коллектива предлагается набор из двадцати личностных качеств, тесно связанных с деловым общением: постоянство, выдержка, инициативность, общительность, исполнительность, знание своих возможностей, изворотливость, инициативность, настойчивость, искренность и т.д., из которых они должны выбрать пять качеств, необходимых для продуктивной совместной деятельности. Сопоставление частоты выбора по отдельным признакам с общей суммой выборов позволяет вывести коэффициент ценностно-ориентационного единства группы.

Морально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.

Структура коллектива, т.е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности и общения, исследуется на двух уровнях — формальном и неформальном. Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими качествами членов коллектива.

Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов. К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству, половозрастной структуре и т.д. состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении. Субъективные факторы, в свою очередь, зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников- Умение руководства сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность подчиненных условиями труда, своим статусом и профессиональной ролью, сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.

Неформальная структура складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности — адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции.

Социально-психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся традиций новыми членами рабочей группы. Без нее невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализация личности. Следовательно, вновь назначенному руководителю важно не отвергать с ходу сложившиеся традиции, считаться с мнением коллектива и его лидеров. Тем более ему не следует противопоставлять себя прежнему начальнику, если он пользовался заслуженным уважением.

Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентации и установок членов рабочей группы. Руководитель должен следить за тем, чтобы сотрудники, в разумных пределах, имели возможность общаться друг с другом и вместе с тем в корне пресекать обсуждение подробностей личной жизни коллег в их отсутствие, сплетни и доносы.

Идентификация связана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения. Процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном — способность сопереживания, или эмпатии; ценностно-мировозренческом — способность стать на точку зрения другого человека; поведенческом — воспроизводство образцов поведения. В основе идентификации лежат механизмы подражания, сличения и увлечения. Обязанность руководителя — по возможности следить за тем, чтобы идентификация была положительной, т.е. чтобы новички подражали профессионально и нравственно зрелым сотрудникам.

Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Организованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют рабочей группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.

Источник

Неформальные организации: примеры, причины возникновения, структура и руководство

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Формальные и неформальные организации действуют по определенным законам. Это факторы, которыми оперируют руководители, желая произвести определенное воздействие на группу. Неформальные организации возникают без вмешательства управленцев. Однако они являются значимым фактором, который может влиять на многие аспекты работы компании. Особенности, примеры неформальных организаций, а также их структура и руководство будут рассмотрены далее.

Общая информация

Организация представляет собой группу людей, которые объединились для достижения определенной цели. В то же время подобное объединение стоит рассматривать как социальную категорию. Существуют формальные и неформальные группы в организации. Они могут взаимодействовать по достаточно сложной схеме.

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Любая организация имеет определенные качества. Основными требованиями являются:

Формальные организации формируются под воздействием управленцев. Руководитель группы принимает сотрудников на определенную должность. Неформальная организация – это общество людей, которые объединились без участия руководства. Такие группы могут значительно влиять на эффективность функционирования системы. От них порой зависит качество работы формальной организации. Практически в любой из них существует группа людей, которая образовалась спонтанно, под влиянием определенных общих интересов.

Формальные и неформальные организации тесно взаимодействуют. Только в очень маленьких компаниях (состоящих из 2-3 человек), нет спонтанно образованных групп. В остальных случаях в общем коллективе присутствуют определенные группы. У них часто выделяется лидер, который оказывает сильное воздействие на всех участников.

Примеры

Рассматривая, примеры формальных и неформальных организаций, стоит отметить, что подобные объединения подчиняются похожим законом. Разница заключается только в степени подчинения участников, особенностях иерархической коммуникации. Неформальная организация представляет собой абсолютно нормальное явление. С этим фактом должен смириться любой управленец. Его задача заключается в правильной оценке сложившихся условий. Это позволяет грамотно управлять подобными объединениями.

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Примером формальной организации может быть любое предприятие, компания, как маленькая так и крупная. Здесь разработан четкий иерархический каркас, в соответствии с которым строятся все иерархические процессы. Внутри цеха, офиса, коллектива начинают строиться неформальные взаимоотношения. Например, могут существовать неформальные молодежные организации, а также объединения людей среднего или пенсионного возраста и т. д.

У некоторых работников возникают симпатии друг к другу, появляются общие интересы. Например, работающие женщины, у которых есть дети школьного возраста, гораздо быстрее найдут общий язык. Они будут обсуждать все тонкости обучения их чад, обмениваться опытом. Найти общий язык с молодой девушкой, у которой нет детей и мужа, таким женщинам будет сложнее.

Примером неформальных групп в организации могут быть объединения людей по социальному классу, общим интересам. Люди общаются во время обеденного перерыва. При разговоре на общие темы у них могут возникать симпатии, уважительное отношение друг к другу. Например, неформальной организацией может быть группа болельщиков за одну команду по футболу. Они могут встречаться вне работы для просмотра очередного матча.

Часто участники неформальных организаций общаются вне работы. Однако это не обязательно, чтобы члены такого объединения считались неформальной организацией. Обмен информацией происходит между участниками такого коллектива несколько иначе. Это не строго установленные системы связи, направленные сверху вниз. В подобных группах люди обмениваются мнениями, опасениями, своими мыслями и непроверенными фактами. Такая информация не может передаваться по формальным каналам.

Структура

Структура неформальной организации отличается от утвержденного каркаса компании. Взаимоотношения людей могут быть сложными, постоянно меняться. Чтобы представить себе структуру спонтанно образованных групп, следует рассмотреть ее аналогию с сетью. На протяжении многих лет члены трудового коллектива собираются вместе. При других обстоятельствах такие люди, скорее всего, никогда бы не встретились. Однако работа объединяет совершенно разных людей. Они проводят много времени вместе, порой зависят друг от друга.

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Структура формальных и неформальных организаций имеет много общего. В таких объединениях выделяется лидер и подчиненные, существует определенная иерархия и общие задачи.

Формальные организации имеют структуру, спроектированную сознательно. Это четко продуманный процесс. Структура неформального объединения людей построена исключительно в результате социального взаимодействия. Причем подобные группы начинают жить собственной жизнью. Их интересы могут быть оторванными от рабочего процесса.

Неформальная организация может состоять из нескольких неформальных групп. Они вступают в определенные отношения. Группы могут объединяться или конфликтовать. Это формирует социальный микроклимат в коллективе.

Внутри каждой группы, образованной спонтанно, также есть лидер. Он может быть явным или нет. Тот человек, который пользуется наибольшим авторитетом в группе, является лидером. Руководители должны уметь выявлять таких сотрудников. С их помощью управлять коллективом будет проще.

В группе есть и подчиненные. Таковых большинство. Сеть неформальных групп может быть сложной и обширной. Один и тот же человек может входить в несколько неформальных групп. Поэтому четко очертить границы подобных взаимодействий порой довольно сложно.

Признаки

Чтобы уметь выделить подобные объединения среди трудового коллектива, руководитель должен знать признаки неформальной организации. Основными из них являются:

Отношения в неформальной организации строятся на взаимопонимании и поддержке. Внутри такой группы все друг друга поддерживают. При этом может наблюдаться враждебная реакция по отношению к представителям иных неформальных организаций. Хотя это и не обязательно. Часто множество неформальных групп не проявляют агрессии друг к другу.

Причины объединения

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Неформальная организация – это вполне нормальное явление. Однако оно может усложнить процесс управления. Чтобы правильно вести себя в сложившемся коллективе, руководитель должен знать, почему люди объединяются в группы, как воздействовать на них. Существует несколько факторов, заставляющих людей объединяться в группы:

Влияние группы на достижение формальных целей

Неформальные группы в организации могут воздействовать на достижение формальных целей как положительно, так и отрицательно. Причем это зависит от правильной работы управленцев.

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Непродуктивное поведение неформальной группы значительно снижает результативность работы коллектива. По неофициальным каналам порой распространяются непроверенные данные. При этом у членов таких групп может формироваться отрицательное отношение к руководителю. В этом случае сотрудники будут сопротивляться переменам. Внедрить инновации будет трудно. Укоренившиеся стереотипы могут задерживать процесс модернизации компании. В результате это отрицательно скажется на всех аспектах деятельности организации.

Такое непродуктивное поведение является логичной реакцией коллектива на неправильные действия начальства. Если члены неформальной организации сходятся во мнении, что к ним относятся несправедливо, возникает естественная защитная реакция. В результате возникают негативные тенденции, которые могут привести к кризису и самым печальным последствиям для компании.

Неформальные социальные организации должны рассматриваться начальством не как угроза, а как потенциал. Преданность группе может перерасти в преданность компании. Так, многочисленные исследования подтвердили, что многие люди отказываются от более выскооплачиваемых должностей в других компаниях, если у них сложились хорошие неформальные отношения со своим коллективом внутри этой формальной организации. Поэтому цели компании могут совпадать с целями неформальной организации. Это порождает сильное стремление к успеху.

Правильные действия руководства

Рассматривая примеры неформальных организаций, стоит отметить, что это вполне продуктивные группы. При правильном подходе руководства к таким объединениям можно направить их потенциал в продуктивное русло. Для этого управленцы должны овладеть основными принципами взаимодействия с неформальными организациями.

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

В первую очередь нужно признать существование подобной группы. Главная ошибка руководителя – невысокое мнение о подобных сообществах. Некоторые начальники пытаются уничтожить, разорвать подобные связи. В результате они встречают жестокое сопротивление. Возникает непродуктивный конфликт.

Сегодня менеджментом признана эффективность неформальных групп в процессе достижения целей компании. Поэтому управленцы ни в коем случае не должны пытаться разрушить подобные связи. Уничтожение неформальной организации ведет к краху компании в целом. Поэтому начальник должен уметь воздействовать на такие группы, не угрожая их существованию.

Факторы, влияющие на продуктивность группы

Управление неформальными организациями начинается с изучения факторов, которые влияют на их эффективность. Это те инструменты, которые должен задействовать управленец в своей работе. Нужно брать во внимание следующие факторы:

Опираясь на эти факторы, руководитель может проводить грамотную политику воздействия на подчиненных.

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Сначала нужно оценить, сколько человек входит в неформальную группу. Исследователи утверждают, что идеальным является 5 человек. Такие коллективы способны принимать точные решения. В меньшей группе персональная ответственность каждого участника выражена больше. В больших группах не каждый участник способен выражать свое мнение, испытывая стеснение. Чем больше группа, тем сложнее становится общение между ее членами. Руководитель может воздействовать на количество членов группы, например, поручая нескольким ее участникам общее задание. Так внутри неформальной организации образуется группа с нужным количеством человек.

Другие факторы

Рассматривая примеры неформальных организаций, ученые и исследователи выделяют несколько определяющих факторов. С их помощью осуществляется воздействие на объединение.

Важно определить состав группы. Это тот фактор, который объединяет людей в группу, например, общие интересы, подходы к решению проблем, возникающих вопросов. Лучше, если в группе присутствуют люди с разными точками зрения. Это позволяет находить правильное решение.

Групповые нормы являются важным фактором воздействия на коллектив. Управленец должен сделать все возможное, чтобы люди не сопротивлялись выполнению поставленных задач, а воспринимали неформальные и формальные цели как единое целое. Для этого определяется лидер, на которого оказывается соответствующее воздействие.

Группа должна быть сплоченной. Это повышает эффективность ее работы.

Если наблюдается конфликтность внутри одной группы или между несколькими объединениями, это также может быть использовано в целях компании. Противоположность во взглядах позволяет находить разные пути решения проблемы. В споре рождается истина. Главное, чтобы конфликт не усугублялся, находился выход из сложившейся ситуации.

Статус и функции членов группы

Ряд факторов может определять статус того или иного члена коллектива. Это определяет степень влияния сотрудника на группу. Чем выше его статус, тем больше его слушают коллеги.

Помимо статуса у каждого члена коллектива существует определенная роль. Чтобы выполнять групповые задачи внутри неформальной группы, каждый участник получает определенный набор компетенций. Зная роль каждого участника группы, управленцы могут правильно воздействовать на объединение. Важно согласиться с тем, что не зависимо от того, что делает менеджер, подобные объединения продолжают существовать.

Рассмотрев причины возникновения, особенности и примеры неформальных организаций, можно понять важность существования подобных сообществ. Правильные действия управленца позволяют значительно повысить эффективность работы всего трудового коллектива.

Источник

Контрольная работа: Структура рабочей группы

что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Смотреть картинку что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Картинка про что относится к объективным факторам становления неформальной структуры. Фото что относится к объективным факторам становления неформальной структуры

Тема: Структура рабочей группы

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.98K | Скачано: 107 | Добавлен 28.10.08 в 09:29 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы

План работы

1. Формальная и неформальная структуры рабочей группы. Объективные и субъективные факторы становления неформальной структуры рабочей группы. Типология рабочих групп 3

2. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности рабочей группы: коммуникация, адаптация, идентификация, интеграция. Референтная группа, ее влияние на общественное мнение коллектива рабочей группы 5

3. Практическое задание 8

Составьте карту внутренних коммуникаций членов Вашей рабочей группы. Выделите в ней формальные и неформальные коммуникации членов рабочей группы. Покажите, как проявляются в них психологические механизмы адаптации, идентификации, интеграции. Изложите ответ в письменной форме.

Список литературы 10

1. Формальная и неформальная структуры рабочей группы. Объективные и субъективные факторы становления неформальной структуры рабочей группы. Типология рабочих групп

Морально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры. Структура коллектива (рабочей группы) – это реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности и общения [4, с. 224]. Она исследуется на двух уровнях:

Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов [1]. Согласно Мэйо, формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями. Она отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в ней также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов.

Неформальная структура же создается не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, она складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива (взаимные симпатии, общие интересы, одинаковые увлечения, привычки и т.п.).

Она обычно имеет свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.

Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.

К объективным факторам можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре и т.д. состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.

Субъективные факторы, в свою очередь, зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение руководства сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.

Рассмотрим типологию рабочих групп. Они различаются по следующим признакам [4, с. 217]:

— по формам собственности (государственные, смешанные, частные);

— по характеру деятельности (производственные, торговые, научные, учебные, воинские);

— по формам связи (контактные, неконтактные);

— по значимости (первичные, вторичные);

— по времени действия (постоянные, временные);

— по степени формализованности (жесткая и гибкая организации);

— по структуре (формальные, неформальные) и т.д.

2. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности рабочей группы: коммуникация,

адаптация, идентификация, интеграция.

Референтная группа, ее влияние на общественное мнение коллектива рабочей группы

Неформальная структура складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности:

Социально-психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся традиций новыми членами рабочей группы. Без нее невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализация личности. Следовательно, вновь назначенному руководителю важно не отвергать с ходу сложившиеся традиции, считаться с мнением коллектива и его лидеров. Тем более ему не следует противопоставлять себя прежнему начальнику, если он пользовался заслуженным уважением.

Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентаций и установок. Руководитель должен следить за тем, чтобы сотрудники в разумных пределах имели возможность общаться друг с другом и вместе с тем в корне пресекать обсуждение подробностей личной жизни коллег в их отсутствие, сплетни и доносы.

Идентификация связана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения.

Процесс протекает на трех уровнях:

1) эмоциональном – способность сопереживания, или эмпатии;

2) ценностно-мировоззренческом – способность стать на точку зрения другого человека;

3) поведенческом – воспроизводство образцов поведения.

В основе идентификации лежат механизмы подражания, сличения и увлечения. Обязанность руководителя – по возможности следить за тем, чтобы идентификация была положительной, т.е. чтобы новички подражали профессионально и нравственно зрелым сотрудникам.

Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Образованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют рабочей группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.

Открытие самого феномена «референтной группы» принадлежит Г. Хаймену. В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его [1].

В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»:

1) группа, противостоящая группе членства,

2) группа, возникающая внутри группы членства.

В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а об особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц.

Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Конечно, это еще не ответ на вопрос: почему именно эта группа приобрела для него столь важное значение, а та группа его потеряла? По-видимому, вся проблематика референтных групп ждет еще своего дальнейшего развития, ибо пока все остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но нет объяснения, почему именно — она.

3. Практическое задание

Составьте карту внутренних коммуникаций членов Вашей рабочей группы. Выделите в ней формальные и неформальные коммуникации членов рабочей группы. Покажите, как проявляются в них психологические механизмы адаптации, идентификации, интеграции. Изложите ответ в письменной форме.

Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая рабочая группа обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций, которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

В моей рабочей группе, как и в любой организации, различаются формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) коммуникации. Формальные коммуникации установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой коллектива. Они связывают людей в этой структуре, как по вертикали, так и по горизонтали. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. В нашей организации не так много уровней в структуре, поэтому очень редко возникают ситуации, когда до высшего руководства доходит искаженная информация.

К неформальным коммуникациям относятся все те, которые не совпадают с официально установленными. Выделяют две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:

1) низкая эффективность отдельных элементов официальной системы;

2) потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью;

Механизмы адаптации, интеграции и идентификации проявляются, в основном, при неформальных коммуникациях. Для нашей рабочей группы в большей степени характерны механизмы адаптации. Как и у любого коллектива, у нас есть какая-то определенная система норм, ценностей и традиций. И любой новый работник, вплоть до директора (который у нас недавно сменился), активно принимают и усваивают их. Не было ни одного случая, чтобы кто-то из новичков не прислушивался к мнению коллектива и пытался навязать что-то свое.

Но чаще всего неформальные коммуникации – это слухи, которые передаются намного быстрее, чем какая-то формальная информация. На мой взгляд, нет такой рабочей группы, где не было бы слухов. Их влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Для эффективного функционирования производственного коллектива необходимо наличие в нем систем как формальных, так и неформальных коммуникаций. Если организация обладает только системой формальных коммуникаций, процесс прохождения информации будет бюрократизироваться. Если же окажется превалирующей система неформальных коммуникаций, это приведет к распространению слухов и предположений, мешающих деятельности организации. Таким образом, нужен определенный баланс данных систем, оптимальное соотношение между ними.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

3. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *