что относится к определению статуса врача по экономической критерии
ПРОФЕССИЯ ВРАЧА В СОВРЕМЕННОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
Доника А.Д. 1 , Еремина М.В. 2
1 Доцент, к. м. н., д. соц. н., доцент кафедры медицины катастроф, 2 старший преподаватель кафедры медицины катастроф, Волгоградский государственный медицинский университет,
ПРОФЕССИЯ ВРАЧА В СОВРЕМЕННОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
Аннотация
В статье рассмотрено – объективные экономические показатели, оценивающие развитие общества, агрегированными в индексы, оценивающие уровень прогресса. Результаты проведенного контент-анализа по проблеме прогнозирования развития медицинской науки, показали отсутствие перспектив существенного прорыва в применении новых технологий и сокращении разрыва между методами лечения в России и в развитых странах. Количественные и качественные показатели научно-исследовательского корпуса в медицине позволяют выделить признаки кризиса медицинской науки как подсистемы социального института.
Ключевые слова: социально-экономических индексов; социальные индексы; социально-профессиональный статус.
1 Associate Professor, Doctor of sociological sciences, Associate Professor of Emergency medicine department, 2 Senior lecturer of Emergency medicine department, Volgograd State Medical University
THE MEDICAL PROFESSION IN THE MODERN MEASUREMENT SYSTEM FOR THE ASSESSMENT OF SOCIAL STATUS
Abstract
In the article – objective economic indicators that assess the development of society, were complemented by social indicators, aggregated into indices, realistically evaluating the progress of both individual countries and groups of countries in the international community. The results of the content analysis on the problem of forecasting of development of medical science, showed that regardless of the planned growth of health expenditure do not expect a significant breakthrough in the application of new technologies and bridging the gap between methods of treatment in Russia and in developed countries. The quantitative and qualitative research corps in medicine allow them to identify signs of crisis in medical science as a subsystem of social institution.
Keywords: socio-economic indices; social indices; socio-professional.
Профессиональная деятельность во многом детерминируется социокультурной средой, социальным статусом индивида, принятыми в обществе ценностями, личными жизненными планами. М.Вебер рассматривал статус как показатель жизненных шансов и предлагал учитывать его как отличный от класса способ измерения уровней социальной стратификации. Социальный статус врача представляет соотносительное положение врача, определяемое по совокупности прав и обязанностей, социальных ожиданий, устойчивых норм поведения, обусловленных особенностями функционирования системы здравоохранения. В социологии медицины рассматриваются следующие критерии статуса: экономический (экономический контекст врачебной деятельности, включающий, в частности, уровень и принципы оплаты труда); профессионально-должностной (профессиональная карьера, притязания, успех); престижность (уровень образования; квалификация; доступность имущественных благ и привилегий);
социально-психологический (адаптация в коллективе медицинского учреждения; профессиональный рост).[6]
Отечественной и мировой социальной наукой и практикой постоянно совершенствуется измерительный инструмент – система социальных показателей и индикаторов, позволяющих конкретно анализировать характер, содержание и направленность социальной деятельности людей, ее мотивацию, ценностные ориентации и социальные установки человека. Важнейшими социальными индексами являются индекс удовлетворенности жизни (социального благополучия), индекс доверия к социальным структурам и институтам, отвечающим за организацию социальной жизни, индекс социальной напряженности, индекс развития гражданского общества.
В 1992 г Г.Ганзебум, П.де Грааф и Д. Трейман предложили альтернативный метод вычисления социально-экономического индекса, из которого они исключили измерения престижа как необходимый элемент для конструирования индекса (Ganzeboom, de Graaf, Treiman 1992). На основе этой методологии и базы данных, включающей опросы, проведенные в 16 странах, был сконструирован международный социально-экономический индекс ISEI (Ganzeboom, Treiman, 2003). Представляет интерес сетевой (реляционный) подход к составлению профессиональных шкал, основанный на данных о профессиональной принадлежности близких друзей или мужа/жены респондентов, поскольку дружеские и семейные связи социально обусловлены. Последняя версия Кембриджской шкалы получила название шкалы CAMSIS (2003 г), составители которой полагают, что она отражает распределение в обществе «обобщенного социального преимущества», задает координаты социального пространства, определяет места профессий в этом пространстве. [7]
В ходе российской части международного сравнительного опроса ISSP, который проводится в России ежегодно с 1992 г по национальной репрезентативной выборке, профессиональная принадлежность респондентов и их брачных партнеров кодируется в соответствии с детальной международной классификацией профессий – ISCO88, включающей сотни профессий, объединенных в 26 профессиональных групп. Анализ полученных данных показал, что профессии умственного труда располагаются выше, чем профессии физического труда. Первые 2 позиции занимают врачи и юристы, преподаватели вузов и учителя средних школ.
Важными характеристиками социального статуса являются доход и образование. Однако, полученные результаты показали, что коэффициент корреляции между статусом профессиональных групп и доходом составляет всего 0,49. Некоторые высокостатусные профессии обладают относительно низким доходом. Среди них отмечены преподаватели вузов, врачи и юристы.
В целом проведенные исследования показали, что статусный порядок в России мало отличается от европейского, а имеющиеся отличия не имеют систематического характера. Как и в других странах, профессии умственного труда оказались выше в статусной иерархии, чем профессии физического труда. Социально-профессиональный статус в России в большей степени связан с образованием, чем с доходом. К сожалению, оплата труда врачей государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений по-прежнему остается несоответствующей социальному статусу по шкале престижа. Согласно официальным данным заработная плата работников сферы здравоохранения составляет около 60% от средней зарплаты по экономике в стране. Исследование ежемесячного денежного дохода, приходящегося на всех членов семьи врачей в средней полосе России соответствует 1,3 бюджетам прожиточного минимума и соотносит врачей к группе лиц с низкими покупательными способностями.
Современная композиция социального статуса врача определяет направления его социологического исследования в системе здравоохранения по характеристикам, отражающимся в отдельных статистических показателях (кадровое обеспечение, квалификационная категория, заработанная плата), демографических (пол, возраст, семейное положение), стандартах результативности (нагрузка на одного врача, численность населения на участке). Однако, как отмечает академик РАН А.В.Решетников, оценивая статус врача исключительно статистическими методами, «невозможно оценить доброту, милосердие, сочувствие медицинского персонала, семейное положение», т.е. нравственно-ценностные установки врача, во многом определяющие специфичность профессиональной роли как нормативно одобренный образец поведения. [6]
Кто относится к субъектам малого предпринимательства
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия
Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.
Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:
Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.
Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.
Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.
Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.
1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год
Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек
2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности
Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.
3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании
1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.
2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%
Нюансы малого и среднего предпринимательства
Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:
Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:
Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
Итоги
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Социальный статус врача
В системе оказания медицинской помощи врач является центральной фигурой, его позиция, поведенческие установки и практики в конечном счете определяют качество медицинских услуг. Положение самого врача в системе здравоохранения оценивается по приписываемым или достигаемым критериям и фактически определяет его социальный статус. Эта оценка может быть как личностной (личная привлекательность, индивидуальное ощущение престижа), так и объективной, так как самооценка тесно связана с внешней оценкой (социальная значимость), которой индивид наделяется в соответствии с его местом в общественной иерархии.
М. Вебер рассматривал статус как показатель жизненных шансов и предлагал учитывать его как отличный от класса способ измерения уровней социальной стратификации. Согласно М. Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими, не связанными с собственностью различиями (мастерством и квалификацией), влияющими на возможности человека выполнять работу. Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, работают по найму, как и рабочие, но зарабатывают больше, и условия их труда лучше.
Статус врача в системе здравоохранения определяется в первую очередь официальной социальной позицией этой профессии, формируемой государственной политикой (образование, официальная тарифная сетка, официальный престиж профессии и т. д.). Данные характеристики выражаются в отдельных статистических показателях (кадровое обеспечение, стаж работы, квалификационная категория, заработная плата), демографических (пол, возраст, семейное положение и др.) стандартах результативности (количество пролеченных больных, нагрузка на одного врача, численность населения на участке и др.), конечных результатах (количество расхождений диагнозов — врачебных ошибок, обоснованных жалоб и т. д.).
Однако, оценивая статус врача исключительно статистическими методами, невозможно оценить доброту, милосердие, сочувствие медицинского персонала, семейное благополучие, обстановку в коллективе и т. д.
Социальный статус врача — соотносительное положение (позиция) врача, определяемое по совокупности прав и обязанностей, социальных ожиданий, форм и объемов материального и морального вознаграждения, устойчивых норм поведения, обусловленных особенностями функционирования системы здравоохранения.
Принято выделить критерии статуса врача:
Экономический: экономический контекст врачебной деятельности; эффективность экономического стимулирования; структура текущих доходов; уровень и принципы оплаты труда; дополнительные работы и зарплата (официальная и теневая); стратегия повышения уровня зарплаты как показатель успешности деятельности врача.
Профессиднально-должностной: профессиональная карьера; притязания; успех; трудовая мобильность; удовлетворенность своим квалификационно-должностным положением.
Престижность: уровень оплаты труда; возможность переподготовки и повышения квалификации; место работы; опыт врачебной деятельности; мнение коллег-профессионалов; уровень образования; квалификация; коммуникации в системе здравоохранения и вне ее; доступность имущественных благ и привилегий; материальное вознаграждение; возможность решения бытовых проблем; возможности поддержания собственного здоровья и своевременная диагностика и лечение заболеваний.
Социально-психологический: адаптация в коллективе медицинского учреждения; профессиональный рост; объем получаемых доходов; оснащенность рабочего места; авторитет в глазах коллег и пациентов; отношения с пациентами, коллегами, с администрацией; опыт и стаж работы; количество наград и поощрений; дополнительное образование; дополнительная нагрузка; коммуникационные каналы.
В рыночных условиях экономическое стимулирование любого вида деятельности, в том числе врачебной — ключевой регулятор спроса и предложения.
При замене «бесплатного» медицинского обслуживания советского времени на страховую и частную практику лечения важной составляющей социально-экономического статуса врача становится материальное положение: текущие доходы и уровень благосостояния (обеспеченность предметами длительного пользования). Обе составляющие оцениваются объективными статистическими показателями и субъективными оценками удовлетворенности.
Параметры должностного и профессионального статуса врача задаются жесткими рамками трудового поведения. Признаваемая сообществом и соответствующая социальным нормам и интересам профессиональная карьера — сознательно выбранный путь профессионального или должностного продвижения, результатом которого является достижение определенного «желаемого» статуса. В трудовой биографии каждого врача карьера реализуется по-разному в соответствии с личностными представлениями об успехе, наличием необходимых ресурсов (материальных, культурных, сетевых и др.) ипредставлениями о приемлемых способах ее достижения.
В целом профессиональную карьеру можно рассматривать как один из видов социальной мобильности личности. При этом движение вверх по должностной лестнице оценивается как вертикальная карьера, а содержательное освоение профессии, профессиональный рост – как горизонтальная карьера.
Для врача наиболее важна горизонтальная карьера: работа в частных клиниках, в страховых медицинских компаниях, за рубежом и т. д. Критерии профессионального уровня врача включают в себя ученую степень, наличие публикаций, преподавание в вузе, которые, в свою очередь, позволяют врачу претендовать на более высокие статусные позиции.
В достижении желаемого профессионального статуса существенны представления врача об успехе. В структуре представления об успехе можно выделить 3 ключевых момента:
• успех оценивается (следовательно, существует некая система мер);
• успех отмечается (следовательно, существует набор знаков и символов, определяющих это понятие);
• успех признается (следовательно, существует «жюри», которое и дает оценку).
Все эти критерии оценки входят в структуру мотивации человека, направляют его активность и ложатся в основу стратегии карьерного роста.
Успех может быть определен по отношению к значимым для человека критериям. Для самого человека восходящая иди нисходящая мобильность выражается в реализации его модели жизненного успеха. Модель успеха всегда существует в голове человека, и он пытается воплотить ее в жизнь. На разных этапах жизненного цикла критерии успеха могут
меняться, кроме того, в сознании могут сосуществовать различные модели успеха. В основе лежит усвоенная человеком шкала престижа профессий и соответствующие ей образцы социальных достижений (ценностей на шкале социального престижа), а также уровни профессиональных притязаний. Образцы социальных достижений выступают целью поведения человека (идеальный аналог социального статуса, которого предполагается достичь в будущем). Кроме того, они являются своеобразным эталоном для сравнения и корректировки собственного поведения.
В профессиональном престиже врача, помимо материальной составляющей — оплаты труда, важен и социально-психологический фактор — удовлетворенность работой, возможность наиболее полно реализоваться в профессиональной сфере.
Согласно теории Уорнера, который разрабатывал эту тему с 20-х годов прошлого столетия, престиж — это социально-психологическая категория: индивид или социальная группа могут пользоваться им до тех пор, пока их ожидания (требования) признаются другими, желающими выразить свое почтение. Следовательно, статусные различия в этой типологии зависят от осознания ранжирования по престижу. Это американский подход, индивидуальный престиж несколько отличен от европейской традиции, в которой статус характеризует объективную позицию, объем прав и привилегий, а не только самоощущение.
Престиж можно считать и социально-психологической категорией, если ожиданиям престижа соответствует общественное признание: Престиж имеет как личностное, так и объективное измерение.
Престиж с экономической (рыночной) стороны связан с наличием или отсутствием спроса на конкретные врачебные специальности и специализации. Если медицинская услуга (как результат работы врача) пользуется спросом, то предложение такой работы будет ограниченным. В этом случае удовлетворение от получения престижною места связано с его исключительностью.
Понятие престижа целиком и полностью закрепилось за рыночной медициной, став ее синонимом. Для престижа профессии врача важны
образование, квалификация и специализация, которые определяют конкретные предложения на рынке медицинских услуг.
Престижной может быть как специальность, так и место работы. Врачи имеют возможность больше заработать в таких областях, как стоматология, урология, гинекология, дерматовенерология, эндохирургия, там, где услуги могут оказываться на платной основе. Современная иерархия престижа является дополнительным фактором утечки лучших врачебных кадров из государственной медицины. Если есть предложение, существует и спрос, но он ограничен для определенных категорий врачей. Среди этих ограничений — возрастные рамки: предпенсионный возраст; квалификационные и профессиональные требования: наличие особого образования, достаточный стаж работы, высокая квалификация, дефицитная специализация; Дополнительно оцениваются и индивидуальные качества претендента, умение качественно выполнять работу, быть занятым полный рабочий день, мобильность.
Статус врача внутри ЛПУ во многом определяется его взаимоотношениями с пациентами. С введением системы медицинского страхования, с одной стороны, пациенты стали более требовательны к качеству лечения, а с другой — мало что изменилось в материально-техническом положении ЛПУ. Часто это противоречие становится основной причиной конфликтов между недовольным пациентом и не виноватым в данном положении врачом. Способность избежать такого конфликта или сгладить его повышает статус врача в коллективе.
В условиях рыночной экономики материальный фактор заметно усложнил взаимоотношения врача с пациентом. Основной этический принцип, равенство всех перед болезнью требует полной профессиональной включенности врача вне зависимости от личности, статуса и финансовой состоятельности больного. Новые рыночные практики требуют разного отношения к «тем, кто платит» (ДМС, платные услуги, частные практики), и к «тем, кто платит мало» (ОМС, «бюджетники»). В связи с формированием рыночных отношений, к сожалению, сформировался даже новый элемент «врачебной этики»: быть более внимательными, предупредительными к больным платежеспособной категории, причем подчас на глазах остальных пациентов.
3. Социальное взаимодействие врача и пациента
Правила медицинской этики в отношениях врача и пациента вытекают из многовекового профессионального опыта и общечеловеческих качеств. Поддержание здоровья представляется как партнерство врача с пациентом.
Врач воспринимает пациента как личность со своим миром духовных ценностей, своими привычками, особенностями. Врач умеет успокоить больного, понять его стыдливость, не выпытывать в присутствии других подробности интимных сторон его жизни и заболевания. Врач не должен обидеть больного скепсисом, пренебрежением, невнимательностью или грубостью. Не всякий человек достоин уважения, но всякий достоин сострадания. К сожалению, часто врач спешит, не умеет выслушать пациента, не может скрыть личные симпатии или антипатии, не умеет выбирать слова в разговоре с больным.
В основе большинства конфликтных ситуаций между пациентом и врачом лежит неумение последнего наладить контакт. Пренебрежение личностными психическими реакциями в исследовании болезненного процесса, в установлении контакта с больным и в проведении лечебных мероприятий может привести к ряду неблагоприятных последствий. Иногда психическая реакция определяет состояние больного больше, чем его болезнь. Терапевтический процесс подразумевает активную работу пациента, отсутствие такой активности снижает эффективность лечебных процедур.
Выполнение пациентами предписаний врача зависит от многих факторов. Во-первых, пациент может просто не понимать, что ему говорит врач. Однако даже если пациент понимает врачебное назначение, он нуждается в дополнительной подготовке, обучении, чтобы его выполнить. Во-вторых, пациент может руководствоваться не тем, что ему сказал врач, а своими собственными соображениями (снизить дозу лекарства, сделать перерыв в лечении, прервать поддерживающее лечение для того, чтобы «освободиться от лекарства»). В-третьих, при длительной терапии пациент оказывается неспособным регулярно принимать лекарства.
Почти половина пациентов декларируют свое право знать правду о болезни и претендуют на то, чтобы врач учитывал их мнение. Вместе с тем лишь треть заявляет, что хочет все знать и иметь возможность выбора действий. Однако лишь 10—20% больных по крайней мере 1 раз пытались получить информацию из более или менее надежных источников, независимых от лечащего врача. К более серьезным источникам информации (медицинские книги или журналы) пациенты прибегают еще реже. Половина пациентов получали информацию только от лечащего врача и медсестер и каждый третий — от других пациентов.
Пациенты хорошо чувствуют, что врач не имеет времени и желания вдаваться в подробности, и потому не хотят быть ему неприятными. Это естественные человеческие желания, которые усугубляются слабостью, ранимостью, подавленностью больного, его реальной или воображаемой зависимостью от врача.
В отдельных случаях конфликтные ситуации связаны с элементарными коммуникативными ошибками, совершаемыми врачом. Если, назначая лечение, врач говорит: «Попробуйте вот это лекарство» или «Попробуем еще одно лекарство», то пациент может оценить эту ситуацию как элементарное профессиональное невежество врача. Больной активно лечится только у того врача, которому доверяет. За утратой доверия следует разочарование, эффект лечения резко снижается.
Больной, обращаясь за медицинской помощью надеется на участие, внимательное отношение и сострадание со стороны врача, и врач не может (не должен) обмануть надежды больного. При правильном поведении врача, соблюдении деонтологических положений доверие к нему должно появиться уже после первой беседы, а авторитет — в течение нескольких недель.
Часто резкое изменение своего поведения непосильно для пациента. При работе с пациентом необходима индивидуальная гибкая программа с учетом конкретных потребностей человека, его образовательного и социального статуса. Индивидуальный подход врача и обратная связь с пациентом позволяют значительно больше изменить поведение и повысить информированность обратившегося за медицинской помощью. Пациенту предоставляются в доступном виде сведения о состоянии его здоровья, и при выборе тактики помощи врач обязательно вовлекает пациента в принятие решения. По окончании лечения пациента обучают самосохранительному поведению, связанному с перенесенным заболеванием, учат распознавать и справляться с незначительными нарушениями, инструктируют, в каких случаях следует обращаться за медицинской помощью.
Пациент; зная заключение врача, может сам выбрать приоритеты поведения. Однако только врач определяет способы лечения с учетом личности пациента. Конкретные цели по улучшению здоровья должны быть оговорены с пациентом и зарегистрированы в амбулаторной карге или истории болезни. Необходимо обсуждать те моменты поведения, которые должны быть изменены, уделяя внимание культурным навыкам больного и тем его психологическим характеристикам, которые могут помешать или способствовать успеху.
После разработки стратегии изменения поведения предлагается программа последующих визитов или телефонных контактов для анализа положительных изменений. Обратная связь повышает шансы на успех. Пациенты, которые преуспели в одной своей попытке, захотят продолжить этот путь.
Например, отказ от курения позволяет человеку более активно заниматься спортом, что, в свою очередь, может заставить его изменить режим питания.
Врач обязан заботиться о своем авторитете, беречь и развивать его как элемент лечебного воздействия. Стремление к авторитету — не только личное дело врача, это его обязанность и предмет заботы всего общества.
Совершенствование профессиональных знаний, повышение квалификации — одно из главных положений медицинской деонтологии. Широко образованный врач может более доходчиво и убедительно объяснить сущность того или иного явления, связанного с физиологией и патологией человека, как и чем можно помочь больному, что для него полезно или вредно и т. п. Врач низкой квалификации, решая сложные вопросы, может допустить ошибки из-за профессионального невежества, которые повлекут тяжелые последствия.
Взаимодействия врача и пациента зависят от:
• эффективности подходов к изменению поведения пациента;
• конструирования потенциальной эффективности медицинской услуги (возможность выполнить обследование, скрининговые тесты, использование лекарственных средств и медицинских ресурсов амбулаторной помощи);
• помощи в выборе тех факторов, которые уменьшают страдания пациента
• контроля за состоянием пациента путем последующих контактов;
• включения в работу с пациентом среднего медицинского персонала, семьи;
• привлечения специалистов для оценки эффективности медицинской помощи;
• разработки превентивных мер по профилактике патологических состояний;
Врач добровольно возлагает на себя моральную ответственность за неблагоприятные исходы лечения. Эта ответственность требует максимальной отдачи духовных сил. В свою очередь, общество в целом и государство как один из главных социальных институтов обязаны гарантировать врачам достойное существование и жизненные перспективы;
Главная цель профессиональной деятельности врача — сохранение жизни человека и повышение ее качества путем оказания неотложной, плановой и превентивной медицинской помощи. Несмотря на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников и повышение профессионального уровня врачей, все же встречаются врачебные ошибки, конфликтные ситуации, которые могут резко снижать общественную полезность врачебной деятельности.
4. Социологические аспекты медицинских профессий
Медицина наряду с юриспруденцией стала одной из первых областей, которые теперь принято называть профессиями.
По Т. Парсонсу, профессия определяет свой собственный уровень образования и подготовки. Обучающийся профессии студент проходит обширный курс подготовки и социализации. Профессиональная деятельность признается законной при наличии лицензии. Выдача лицензий и допуска к деятельности осуществляется представителями этой профессии. Большая часть законов, относящихся к профессии, формируется самой профессией. Профессия добивается выгоды в доходах, власти и положении и может требовать наиболее высокого уровня подготовки студентов. Профессионал относительно свободен от оценки своего труда непрофессионалами. Нормы деятельности, налагаемые профессией, часто более требовательны, чем официальный контроль. Члены профессионального сообщества имеют развитое чувство единства со своей группой в трудовой деятельности. Профессия в большинстве случаев остается делом всей жизни.
В социологии профессий, связанных с медициной, важны исследования взаимоотношений между группами специалистов, различной занятости и профессий в рамках одной социальной системы — системы здравоохранения.
В западной социологии медицины основное внимание уделяется исследованиям деятельности медсестер, врачей, администраторов и управленцев (формирующих политику здравоохранения). В основном анализируются процессы адаптации работников к собственно медицинским нуждам. Все более пристальное внимание уделяется исследованиям социальных различий между разными специальностями и их связи с социокультурной ситуацией.
Остается актуальной проблема саморегуляции (каким образом врачи осуществляют влияние друг на друга и на работу всего медицинского персонала) в поликлинике, стационаре, лечебно-диагностическом центре и т. д. Качество работы и профессионализм медицинских работников во многом зависят от условий их жизни, возможностей профессионального роста и развития.
Медицинские профессии постоянно претерпевают определенные изменения. Это связано не только с экономическими преобразованиями системы здравоохранения, но и с социальными изменениями, изменениями в отношении к здоровью и болезни.
Важны социологические исследования результатов внедрения научных достижений в медицинскую практику; престижа деятельности всей системы здравоохранения (начиная от участкового врача до научно-исследовательского института); последствий перехода системы здравоохранения к работе в условиях рыночной экономики.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет