что относится к организации личностно ориентированного классного часа
Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого обучающегося, наиболее полно раскрыть его возможности и способности. В статье раскрыты особенности содержания и организации личностно-ориентированного классного часа.
Личностно-ориентированный классный час:
особенности содержания и организации
Красикова Л.А., председатель МО КР,
ГБПОУ ВО «БСХТ», г.Борисоглебск
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Личностно-ориентированный подход – это методическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов, действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого обучающегося, наиболее полно раскрыть его возможности и способности.
традиционного и личностно-ориентированного классного часа
Традиционный классный час.
Личностно-ориентированный классный час.
Направленность на усвоение обучащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образов поведения, т. е. на формирование в личности ребёнка социально типичного.
Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребёнка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
Содержание классного часа составляет социально одобренный опыт построения деятельности. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъективную роль выполняют члены ученического само управ-ления.
Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство обучающихся.
Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объективных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жёстко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным планом классного часа.
Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.
При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения обучающимися.
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ре-бёнка, индивидуально личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Технология подготовки и проведения
личностно-ориентированного классного часа
Сначала об алгоритме совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:
1) составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;
4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
5) составление классным руководителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
6) проведение классного часа;
7) анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Назовем и рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа.
В определении тем классных часов должны принимать участие не только обучающиеся, но и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в группе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию обучающихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:
1) Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение по следующим вопросам:
Что следует в первую очередь обсудить в нашей группе?
На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?
Какая тема классного часа будет интересной для большинства одногруппников?
Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?
2) Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:
Я считаю, что в нашей группе надо обязательно обсудить такую проблему, как.
3) Методика «Строим новый классный дом». Обучающимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.
4) Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы обучающихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности группы и назвать соответствующие им темы классных часов.
Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.
1 содействовать формированию у обучающихся умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
2 побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;
3 выявлять склонности обучающихся к различным видам человеческой деятельности;
4 содействовать формированию у обучающихся способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;
5 способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:
1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность обучающихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
3. В какие моменты обучающихся смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?
4. Кто из обучающихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?
5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность обучающихся по самопознанию и саморазвитию?
Когда классный руководитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий.
Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми обучающимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию.
Седьмой шаг — анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют следующие критерии:
1) комфортность, благоприятный психологический климат;
2) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей обучающихся;
3) обогащенность жизненного опыта обучающихся;
4) духовно-нравственная ценность;
5) вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение классного часа.
Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи и принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
Такой классный час нельзя проводить по указке. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять обучающимся, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.
Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.
Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 544 с.
Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.
Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
Методический материал «Личностно-ориентированный классный час»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Приемы и методы подготовки
В настоящее время, личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания стремительно завоевывают образовательное пространство России, они обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.
При личностно-ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными организаторами, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка. Проведение таких классных часов требует серьезной предварительной подготовки. Необходимо выявить интересы детей, сформировать рабочие группы, определить форму и место проведения, поставить целевые установки, обеспечить эмоционально-психологический настрой и мотивационную готовность ребенка к участию в коллективной деятельности.
Классный час строится так, чтобы ребенок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки. Таким образом, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.
Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного
классного часа
При подготовке и проведении личностно-ориентированного классного часа следует руководствоваться алгоритмом совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий (Приложение 1).
Первый шаг — составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.
Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие индивидуальности и креативности учащихся.
При определении их тематики педагог должен не только опираться на индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации.
Правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения о ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в своих дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителя существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов.
Второй шаг — уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс-опроса учащихся.
На этом этапе подготовительной работы может оказаться полезной методика, которую назвали «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос учеников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог сможет выбрать интересные и полезные предложения.
Третий шаг — выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.
Будет уместным заметить, что в качестве педагогических целей этих классных часов выступают следующие целевые ориентиры:
содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
побуждать детей к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;
выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;
содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;
способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности. Разработанная известным советским ученым И.П. Ивановым методика КТД помогает обеспечить не только общественную, но и личностную значимость классного часа и деятельности по его организации. Хотя не следует исключать и другие способы подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.
В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.
Четвертый шаг — это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
Классный руководитель готовит свое выступление о значении увлечения в развитии человека, выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их индивидуальности, творчества.
Пятый шаг — составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:
1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
3. В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?
4. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?
Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа.
Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем.
Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании.
Трудно представить личностно-ориентированный классный час без построения ситуаций выбора для учащихся. Можно использовать игровые задания различного уровня сложности.
Седьмой шаг — анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Критериальный аппарат для выявления результативности личностно- ориентированного классного часа может включать следующие критерии:
1) личностная значимость для учащихся;
2) благоприятный психологический климат;
3) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;
4) обогащенность жизненного опыта учащихся;
5) духовно-нравственная ценность;
6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Использование различных приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.
Перечислим некоторые из них:
Опрос это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.
В ходе анкетирования, беседы, интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:
Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?
На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?
Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?
Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?
2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис».
На первом шаге, при определении тематики классных часов на новый учебный год учащимся предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:
Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает.
Человек счастлив, когда.
В хорошей школе всегда.
Если бы я все мог, то я.
Самое главное в жизни.
Нельзя прожить без.
Если все против меня, то…
Будущее кажется мне…
Знаю, что глупо, но боюсь…
Когда я вижу недостатки человека, то я.
Методика «Строим новый классный дом».
Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.
На одном из классных часов микрогруппы учащихся выполняют течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в деятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Личностно ориентированный классный час.
Боркова Людмила Альбертовна,
классный руководитель 9 класса
Важную роль в этих поисках играет личностно ориентированный подход.
В практике моей воспитательной работы вполне освоенной является технология личностно- ориентированного классного часа.
Личностно- ориентированный подход является на сегодняшний день вполне традиционным, но актуальным. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России среди основных принципов и подходов организации нравственного уклада жизни обучающихся указывается принцип индивидуального- личностного развития как один из важнейших в современном образовании.
Чтобы выявить характерные черты личностно ориентированного классного часа, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.
Классный час- это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися с целью содействия формированию классного коллектива и его членов.
В процессе подготовки и проведения классных часов возможно решение следующих задач:
— Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
— Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности
— Развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка
— Содействие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей.
-Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Если сравнить личностно ориентированный классный час с традиционным, можно выявить отличительные черты.
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Личностно ориентированный классный час можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:
1. Составление педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год.
2. Уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
3. Определение цели, содержания, выбор формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
4.Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
5.Составление сценарного плана классного часа.
6. Проведение классного часа
7. Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Именно следуя такому алгоритму совместной деятельности классного руководителя и учеников я со своими воспитанниками подготовила и провела личностно ориентированный классный час «России лучшие сыны». Так как моя воспитательная программа называется «Бесценный дружеский союз», то с первого шага по подготовке и проведению личностно ориентированного классного часа соавторами классного часа были педагоги, учащиеся и родители. Итак, мы определили тему классного часа, обсудили, о каких конкретно исторических личностях поведем разговор. Ребята предложили остановиться на подвиге Минина и Пожарского.
На втором этапе подготовительной работы мы использовали методику псковских педагогов «Куча-мала». Это был блиц-опрос учащихся по проблеме организации предстоящего классного часа.. В течение одной минуты учащиеся отвечали на вопросы: что, где, когда, для кого будет проводится классный час.
На третьем этапе мы сформировали сообщество организаторов классного часа, причем соблюдался принцип добровольности и интереса. Любители литературы взяли на себя задачу найти соответствующие теме патриотизма стихи, подобрали соответствующее название классного часа, подготовили стихи собственного сочинения; учащиеся, склонные к творческому самовыражению, решили проинсценировать эпизод воззвания Минина к нижегородцам; ученица, занимающаяся в краеведческом кружке, подготовила исследовательскую работу по истории села и происхождения его названия. Инициативная группа ребят реализовала проект «Духовное наследие» по оказанию помощи в восстановлении местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Ребятам, которые не решаются на публичные выступления, было предложено подготовить соответствующие теме слайды презентации. Таким образом, из 12 учащихся класса каждый выбрал поручение, интересное именно для себя.
На четвертом этапе я как классный руководитель и заместитель директора по воспитательной работе исполняли роль консультантов и координаторов совместных усилий по подготовке классного часа, стараясь создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Главное назначение основного этапа- это создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе у нас были 1)и мини-конкурсы с творческим заданием(воссоздать маршрут второго ополчения на листах ватмана), 2) разгадывание кроссворда с ключевым словом «патриотизм», мини- размышление на тему «Моя гражданская позиция», составление памятки «Что значит любить Родину?». Таким образом, создавались ситуации, позволяющие каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком- либо состязании.
Последним этапом был анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке. Если при проведении обычного классного часа ребят можно разделить на «наблюдателей», «участников» и «активистов», то на этом классном часе каждый ребенок чувствовал себя «звездой».
Я применяю на практике технологию личностно- ориентированного классного часа с2007- 2008 учебного года.
К каким же положительным результатам мы пришли?
Данная технология личностно- ориентированного классного часа, её обращённость к каждому способствовала в общем личностному росту учащихся.
Поскольку ведущим направлением ВР в нашей школе является духовно – нравственное, по результатам мониторинга был выявлен рост уровня духовно- нравственных ценностей: понимание общечеловеческих ценностей, осознание патриотизма как любви к своей Родине и народу, умение поддерживать дружбу и товарищество в коллективе, взаимоуважение и взаимопонимание в коллективе и семье.
Кроме того, степень сплочённости коллектива по методике А.Н. Лутошкина со стадии «Мягкая глина» возросла до степени «Алый парус», что многие наблюдали на конкурсе «Самый классный классный».
Я знаю легенду о доблесном Данко,
Он сердцем своим вышел путь осветить.
Вот также и классный руководитель
Пытается в каждом светило открыть.
Ведь в каждом ребёнке спрятано солнце-
Только дайте ему светить!
Список использованной литературы.
Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/ Под.ред.Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.