что относится к основным чертам научного знания

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

что относится к основным чертам научного знания. Смотреть фото что относится к основным чертам научного знания. Смотреть картинку что относится к основным чертам научного знания. Картинка про что относится к основным чертам научного знания. Фото что относится к основным чертам научного знания

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

Уровни научного познания

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Глава 1.2. Специфика науки и черты научного познания

­­Глава 1.2.
Специфика науки и черты научного познания

Помимо научного познания, существует множество других видов познания, каждое из которых имеет свои особенности. Чтобы понять специфику науки как сферы познавательной деятельности человека, важно выделить основные черты научного знания.
Цель и задачи научного исследования
Среди важных черт науки принято выделять целеполагание. Учёный проводит исследовательскую работу с определённой целью и конкретными задачами. Обычно цель одна, а задач может быть несколько, и они исходят из цели. Обобщённого говоря, цель исследования состоит в достижении истины; в открытии объективных законов; в получении знаний об объективной реальности; в определении возможных перспектив бытия. Надо отметить, что провозглашение открытия истины в качестве цели научного познания может быть весьма спорным. Неслучайно Н.А. Бердяев писал, что истинная русская философия никогда не была сугубо научной, она не претендует на «научность», «но претендует на истинность».[1] В теологии категория истины может заметно отличаться от её материалистического понимания, поскольку для верующего человека истинным является, прежде всего, то знание, которое содействует его духовному росту.
Следует обратить внимание на то, что отдельно взятые науки в системе образований являются ещё и учебными дисциплинами. Стало быть, уместно задаться вопросом о цели и задачах преподавания теологических дисциплин. Здесь важно понимать, что теология ориентирована не только на научные обоснования религиозных доктрин, но прежде всего на духовный и рост и спасение души человека. Между тем, категория человеческой души академическим сообществом не считается научной, что, впрочем, не мешает подобные понятия преподавать в рамках вполне академических дисциплин, читаемых на кафедрах философии.

Рациональность и логичность научного знания
Научное знание должно быть рациональным, то есть логически объясняемым и способным к принесению пользы. Значительную роль в утверждении логичности и рациональности знания сыграла средневековая схоластика, в рамках которой логически обосновывались религиозные идеи. Советский учёный, профессор Владимир Сергеевич Швырёв (1934-2008) предлагал два типа рациональности: закрытый и открытый. Закрытая рациональность проявляется в утверждении определённой концептуальной позиции, её разработке и распространении. Открытый тип рациональности предполагает способность выхода за пределы определённой уже сложившейся системы исходных познавательных принципов. Открытый тип ориентирован на расширение поля, охватываемое той или иной концептуальной позицией, тогда как закрытый тип обращён к совершенствованию содержания и структуры данной позиции.

Преемственность
Научное знание отличается преемственностью, то есть новые знания сохраняют связь со знаниями, приобретёнными на предыдущих этапах развития науки. Эту особенность научного знания отметил американский учёный Томас Кун, который писал: «Нормальная наука» – это исследования, которые прочно опирается на предшествующие достижения, которые в течение некоторого времени признавались научным сообществом как основа для дальнейшей практической деятельности».[3] В теологии категория преемственности имеет важный смысл, поскольку знание, предлагаемое теологами на любом этапе исторического развития науки, как минимум, не должно противоречить Библии, а также святоотеческой литературе.

Наличие теории
Теория как высшая форма научного знания, отличающаяся системностью и обоснованностью, является важной составляющей науки. О теории уже писалось выше, поэтому здесь не будем на ней подробно останавливаться.

Самокритичность и интерсубъективность
Науке присуща самокритичность. Прежде чем ту или иную информацию признавать научной, её подвергают критическому анализу. В теологии такой подход также используется. Так, прежде чем утверждать каноничность, богодухновеннность литературы, таковую тщательно проверяют и обсуждают на специальных соборах. Примечательно, что чудеса в таких случаях особого значения не имеют, поскольку вероучительныетексты обращены к разуму, призваны быть частью систематического богословия.
Чертой науки является интерсубъективность, то есть признание ценности научной работы группой учёных, специализирующейся на той научной отрасли, которой касается обсуждаемая работа. Так, французский философ XVII века Рене Декарт, прежде чем публиковать свою работу, рассылал её известным мыслителям. Получив же их критические отзывы, печатал одновременно и свой труд, и критику на него, и свой ответ на эту критику. В теологии интерсубъективность коррелирует с понятием соборности, в рамках которой решение по богословским вопросам принимаются собором архиереев, то есть специально подготовленными людьми. Подготовка архиереев вполне объективно определяется их знанием теологических наук, Книг Священного Писания, общим интеллектуальным уровнем развития и нравственным обликом.

Наличие субъекта и объекта познания
Познающий исследователь является субъектом познания, а то, что он исследует, есть объект познания. В теологии человек познаёт божественную реальность. Спецификой такого познания является уникальность и субъективность духовного опыта. Это обстоятельство ставит вопрос об объективности как черте научного знания в теологии. Ответ на него мы находим в нескольких контекстах. Во-первых, в контексте образа жизни человека, который объективно предстаёт соответствующим религиозным канонам. Во-вторых, в логической взаимосвязи его рассуждений с вероучением. В некоторых случаях, связанных с пророчествами, прогнозы могут получать объективное подтверждение в процессе исторического развития народов.

Отображение закономерностей
В научном знании происходит отображение закономерностей. Обычно учёный не изобретает, а открывает что-либо. Например, Исаак Ньютон не изобрёл, не создал, а открыл закон всемирного тяготения. Закон – это фактологически доказанное утверждение, объясняющее какие-либо феномены; также под законом можно понимать некое явление, периодически повторяющееся, зафиксированное и описанное.
Научное знание подтверждается в качестве такового, если позволяет выявить закономерности, отразить их в своей области. Теология в этом отношении во взаимосвязи Библейских книг выражает в себе ряд закономерностей, которые объективно проявляются, например, в исполнении ветхозаветных пророчеств.

Системность (структурированность) научного знания
Система – это комплекс взаимосвязанных элементов, образующих в своём единстве функциональную целостность.
В структуре есть интенсионат (множественность элементов структуры) и экстенсионат (операции, функции структуры, а также её предикаты, которые включают в себя свойства и отношения в структуре). При осуществлении операции происходит воздействие на один, два и более элемента, в ходе чего появляется новый элемент или происходит какое-либо изменение в структуре. Например, при сложении двух чисел мы имеем дело с двухместной операцией, если мы одно число возводим в квадрат, то это одноместная операция. Отношения могут быть в многоместном предикате. Поэтому у операции есть местность – множество тех элементов, на которых операция действует.
У элементов могут быть свойства. Например, числа бывают целыми, простыми, сложными, положительными, отрицательными, чётными, нечётными и т.д.
Структура описывается логической теорией, в которой для описания структуры могут использоваться знаки, например, «+», «-», «/». Они позволяют компактно и сжато выразить суть операции. Чистая структура являет собой идею, а её эмпирическая реализация есть её воплощение. При изоморфизме (от древнегреч. ἴσος – «равный, одинаковый, подобный» и μορφή – «форма») подразумеваются идентичные (однозначное соответствие) друг другу структуры, а при гомоморфизме (ὁμός – равный, одинаковый и μορφή – вид, форма) – похожие (подобные) структуры.
В отношении теологии системность выражается в согласованности знаний, которые формировались в течение нескольких тысячелетий. Так, книги Ветхого Завета взаимосвязаны и друг с другом, и с Новым Заветом. Сами по себе отдельные библейские сюжеты не всегда свидетельствуют о божественности Писания, однако их взаимосвязанность образует иное осмысление Библии, создавая предпосылку для формирования систематического богословия.

Методология науки
Науке обязательно свойственна методология. Вопрос о методе познания был оставлен ещё в античном мире. Так, Гераклит Эфесский связывал познание природы с разрешением противоречий в ней самой. Демокрит выделял виды познания на основе чувств и ума.
Следует заметить, что понятие методологии не является тождественным понятию метода, поскольку последний является объектом исследования для методологии как науки о методе. Эта позиция получила широкое распространение, поскольку рассуждения о предмете исследования не заменяется самим этим предметом. В то же время есть точка зрения, согласно которой методология является совокупностью методов, применяемых в процессе познания и преобразования действительности. Существует третья позиция, провозглашающая методологию в качестве всеобщего метода познания мира. В таком контексте методология приобретает характер философского знания. В гносеологии существует эпистемология – раздел, посвящённый инструментам, в частности, методам, познания.
Научная методология – это учение о логической организации, методах и средствах научной деятельности.
Метод – сложная система элементарных приёмов, которые служат средством получения, обработки и развития знаний. Метод – способ обоснования системы знаний, совокупность приёмов и операций, направленных на познание объективного мира.
Существуют общие и частные методы. Частные методы выражают характер связи между отдельными компонентами бытия, а общие методы определяют общий характер связей в мире. Есть точка зрения, согласно которой частные методы выражаются через общие.
О значении методологии как свойства науки писал в XV столетии Френсис Бэкон, предлагая эмпирический (экспериментальный) метод познания. В следующем веке Рене Декарт философски обосновал метод рационализма, суть которого состоит в познании содержания собственного разума. Сейчас рационализм понимается иначе – в смысле разработки теории, обработки и упорядочивании эмпирически собранной информации. Также существуют методы индукции (познания от частного к общему) и дедукции (познания от общего к частному). В современной науке интенсивно используются методы анализа и синтеза, компаративистики (сравнения), структурно-функциональный метод (изучает объекты как целостную систему, которую возможно расчленять на части, элементы), аналогия (выявление степени сходства и общих черт объектов), аксиоматический метод (вывод делается на основе аксиом). Также есть методы описания (фиксация в той или иной форме результатов наблюдения и информации об исследуемом объекте), измерения (познавательные операции, обеспечивающие численное выражение измеряемых величин). С развитием компьютерных технологий активизировалось использование метода моделирования – воспроизведение определенных свойств и связей исследуемого объекта. Существуют модели материальные и идеальные (мысленные схемы, конструкции, модели в виртуальной реальности).
В теологии методология включает в себя весь комплекс методов, применяемых в гуманитарных науках. Для некоторых теологических наук определённые методы являются основополагающими. Так, в сравнительной теологии особое место занимает компаративный метод; для экзегетики методы интерпретации, контекстуального анализа являются важнейшими; для теологических наук в целом принципиален аксиоматический метод, благодаря которому возможно развивать знания уже в определённой системе.
Искусство использования методов теологии требует больших знаний. Так, в рамках такой науки как «Библейская апологетика», объясняя те или иные фрагменты Библии, необходимо учитывать множество факторов, не всегда, напрямую связанных с религиозным учением, например, лексические особенности речи и языка того времени и конкретного народа, контекст того или иного выражения, исторический и политический фон описываемых событий. Анализируя Книги Библии важно правильно интерпретировать не только сами тексты, но и образы, которые предлагаются читателю.
В теологии также применяется детерминизм – метод, в котором выявляются причинно-следственные связи. Для осмысления многих событий, описанных в Библии, охватывающих столетия, важно увидеть их причины, что и чем было обусловлено (детерминировано).
Нередко теологи обращаются к методам, которые активно применяются в других нерелигиозных науках, например, археологии.[4] Так, при обнаружении останков, предположительно библейских героев, важно понять возраст этих останков. Для этого используется радиоуглеродный анализ. Этот метод был разработан в 1946 году американским химиком Уиллардом Либби. Благодаря радиоуглеродному анализу можно с большой мерой точности понять возраст биологических останков в диапазоне от 10 лет до 70 тысяч лет. Для библейской истории такой диапазон более чем достаточен. Такой метод даёт большие возможности для датировки жизни людей и каких-либо событий. Существует абсолютная и относительная датировка, то есть связанная с календарной позицией исследуемого объекта (абсолютная), и определяющая хронологическую позицию объекта относительно другой позиции, чаще всего современности.
Также в археологии эффективно применяется метод трасологии, в рамках которого изучаются следы деятельности людей. Так, остатки крепости являются результатом труда людей конкретного народа, а изучение отдельных элементов этой крепости позволит понять, какие методы и инструменты применялись строителями в определённую эпоху. Внутри этого метода существует механоскопия, в рамках которой исследуются следы орудий и инструментов.
В археологии особое место отводится сравнительно-топологическому методу, в ходе которого определяются типы обнаруженных объектов и их классификация по определённым признакам. Так, без специальных знаний бывает трудно понять, как классифицировать найденную вещь, к какому типу сооружения относятся раскопанные фрагменты стен, фундамента. Даже поняв, что ведь является не бытовой, а культовой, а остатки здания некогда были не крепостью, не амбаром, не жилым домом, а храмом, нужно понять, в рамках какой религии использовалась вещь и храмовое здание.
Таким образом, методы теологии эффективны при их комплексном применении, что требует от учёного высокой эрудиции, умении широко мыслить и охватывать в своём мышлении множество понятий, приводя их в единую систему. Часто теологи обращаются к учёным из других наук, чтобы на основе их исследований, методов уточнить материал, связанный с богословскими знаниями.

Специальный категориальный аппарат науки
Для науки свойственно использование специальной терминологии, которая позволяет лаконично и точно выражать идеи, дисциплинирует мышление человека и содействует международному общению учёных, так как ряд терминов носят интернациональный характер. Существуют термины, свойственные различным наукам, есть же категории, которые употребляется лишь в определённых научных областях. Так, специальными медицинскими терминами являются «диагноз», «наркоз», «рецепт»; для теологии такими терминами стали, например, теоцентризм, креационизм, теозис. Категориальный аппарат содействует конструктивной организации научного исследования, международному общению, лаконичному и понятному изложению мыслей.
Примечательно, что в науке сложились определённые правила выражения идей, то есть стиль научного изложения материала как в устной (доклад), так и в письменной (монография, статья, диссертация) форме. Категориальный аппарат является его составляющей. Существует также научно-популярный стиль, в котором изложение материала ориентирована на широкую аудиторию и призвано популяризировать научное знание, привлечь к научным изысканиям больше людей.

Институциональность науки
В процессе развития науки она принимает институциализированную форму, которая выражается в социально востребованных институтах, таких как школа, университет, академия, внутри которых есть свои структурные подразделения, функционирующие по определённым правилам. При этом в научной среде готовятся кадры не только для иных сфер профессиональной деятельности людей, но и для собственно научной. Стало быть, учёный обычно занимается как научной, так и педагогической деятельностью. Без студенческой аудитории развитие учёного почти невозможно. Работа со студентами обязывает учёного к соблюдению ряда этических норм, связанных с тем, что сам образ жизни и речи учёного должен оказывать позитивное воспитывающее воздействие на обучаемых. «Всякая наука для своего развития требует хорошей специальной школы и широкой образованной аудитории. Без первой она лишается питающего источника и объективного фундамента, без второй, не будучи нигде и никем воспринимаемой, не находит для себя жизненных корней, прозябает, чахнет и вянет, как тепличное растение в неблагоприятной обстановке».[5] Разумеется, в этом случае степень научного прогресса зависит от среднего нравственного и интеллектуального уровня развития людей в социуме.
В богословской области и в религии вообще существуют такие институты как церковь, духовные академии, семинарии. В теологии сложилась еклезиология – наука о церкви, – в которой объясняется смысл, назначение церкви как духовного и социального организма. Подготовка священнослужителей является предметом для изучения в отдельной науке – пастырское богословие. Русскому слову пастырь в еврейском языке соответствует слово рое, а в греческом пимин. Рое происходит от причастия раа, имеющего смысл такой : стремиться куда-то, искать, ухаживать, в первую очередь, за стадом. Поэтому рое употреблялся в значении пастух. Пимин происходит от корня по и означает питать и защищать. В Христианстве образу учителя отводится особое внимание, тем более, что учительство считается особенно богоугодной деятельностью. Вместе с тем, учитель призван к развитию в себе в наиболее яркой форме высших христианских качеств. «Будучи поставлен своим состоянием средь мира, пастырь должен уметь жить, не покоряясь ему…».[6] Иначе говоря, живя среди пороков, пастырь должен их осознавать и избегать, не принимать их в свой ум, душу и образ жизни. Пастырю необходимо е только поощрять, но и пресекать те поступки, которые порочны, даже, если они приняты обществом в качестве нормы. Также всегда нужно помнить, что человек, поставленный для того, чтобы педагогически управлять другими людьми, влиять на их жизнь, должен и сам иметь в себе такие качества как смиренномудрие и послушание.
В научных, в теологических институтах есть и негласные правила, традиции, которые не всегда возможно зафиксировать письменно в документах, но без которых невозможно функционирование учебного заведения. Более того, если таковое будет полностью руководствоваться буквой устава, то оно не сможет эффективно работать, так как спецификой системы образования является то, что она строится не столько на письменных актах, сколько на совестливых отношениях между людьми, где нормы доброты, взаимопомощи имеют глубокий воспитательный смысл и часто превалируют над буквой закона. В том числе отсюда в пастырстве, педагогике проистекает значимость жизни в духовном благочестии.

[1] Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: АСТ, 2002. С. 27. [2] Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2002. С. 97. [3] Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2002. С. 34. [4] Археология настолько важна для теологических исследований, что внутри её сформировалась библейская археология. [5] Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2002. С. 5. [6]Стиархимандоит Иоанн (Маслов). Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С. 159.

Источник

Тема 5. Научное познание

Научное познаниеособый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

– объективность добываемого знания;
– развитость понятийного аппарата (категориальность);
– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
– проверяемость;
– высокий уровень обобщения знаний;
– универсальность;
– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

что относится к основным чертам научного знания. Смотреть фото что относится к основным чертам научного знания. Смотреть картинку что относится к основным чертам научного знания. Картинка про что относится к основным чертам научного знания. Фото что относится к основным чертам научного знания

Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
Идеализированный объект данной теории.
Логика и методология, применяемые для построения теории.
Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methõdos – путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

что относится к основным чертам научного знания. Смотреть фото что относится к основным чертам научного знания. Смотреть картинку что относится к основным чертам научного знания. Картинка про что относится к основным чертам научного знания. Фото что относится к основным чертам научного знания

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез (гр. synthesis – соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

что относится к основным чертам научного знания. Смотреть фото что относится к основным чертам научного знания. Смотреть картинку что относится к основным чертам научного знания. Картинка про что относится к основным чертам научного знания. Фото что относится к основным чертам научного знания

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.

Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизацияиспользование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) вопрос Б) предмет В) проблема
Г) метод Д)схема Е)теория
Ж) язык З)субъект И) причина

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *