что относится к основным факторам внедрения и развития сдо
Внедрение системы дистанционного обучения персонала советы рожденные практикой
«Управление персоналом», 2007, N 8
Каковы же основные факторы успеха при внедрении системы дистанционного обучения?
Лидер знает, зачем все это нужно, какие выгоды принесет его компании, он изучает опыт других организаций, следит за развитием методики и программных средств ДО, ходит на конференции, семинары и специализированные выставки. Он стремится создать среду общения, где менеджеры по обучению из разных компаний смогут обмениваться опытом, в чем-то помогать друг другу. И готов убеждать начальство, коллег и сотрудников в необходимости дистанционного обучения. Удивляет, сколь краткий срок ему требуется на внедрение СДО в полномасштабном объеме.
Но старайтесь не потерять такого человека. Далеко не единичны случаи, когда лидер уходит, часто забирая с собой в новую организацию всю команду. И тогда дистанционное обучение, оставшись без «хозяина», оказывается в состоянии глубокого застоя либо вообще замирает на долгое время, а затраченные средства и усилия можно отнести к разряду безвозвратных потерь.
— Заинтересованность и понимание со стороны высшего руководства. Если его нет, то при попытке внедрить СДО вам просто не на кого будет опереться, а на пути встретится такое количество преград, что преодолеть их будет крайне сложно (если вообще возможно). HR-подразделение крупного банка решило внедрить СДО, потратило существенное время на подготовку, выбрало программное решение и определило для себя методику. Однако работа с руководством не была проведена в полном объеме. В результате финансовый директор отказался завизировать договор на приобретение СДО без объяснения причин. Единственный ответ: «Сейчас не время этим заниматься».
Не забывайте, что полномасштабное внедрение дистанционного обучения относится к числу стратегических решений компании!
— Разумные график и процедура внедрения, поэтапность. Практика показала, что даже крупный корпоративный заказчик, такой как банк или нефтяная компания, при продуманном поэтапном внедрении к концу первого года вводит в строй систему в полном объеме и полном охвате, получает первые серьезные результаты, наполняет систему десятками учебных курсов. Однако первые несколько месяцев идет опытное обучение, когда количество слушателей и учебных курсов ограничено, а учебные достижения сотрудников не слишком важны. Таким образом нарабатывается необходимый опыт, позволяющий и персоналу «виртуального университета», и его слушателям войти в непривычную поначалу среду, получить первую обратную связь, скорректировать методики, подходы к подготовке учебных материалов и т.д. После этого уже можно с уверенностью переходить к этапу массового обучения.
— Документированный и утвержденный порядок дистанционного обучения. Это касается не только сотрудников, проходящих дистанционные курсы, но и персонала «виртуального университета», зоны ответственности и полномочия которого строго разграничиваются (разработка регламента и опытное обучение в течение нескольких месяцев могут идти параллельно, что снижает общий срок внедрения).
Что относится к основным факторам внедрения и развития сдо
Здравствуйте. Сейчас мы узнаем на сколько хорошо вы изучили данную технологию.
Правила не сложные. Нужно выбрать один из предложенных вариантов ответа, но будьте внимательны, ответы на вопросы расставлены в хаотичном порядке.
Начало теста:
1 вопрос
Варианты ответов:
2 вопрос
Варианты ответов:
3 вопрос
Варианты ответов:
4 вопрос
Варианты ответов:
5 вопрос
Варианты ответов:
6 вопрос
Варианты ответов:
7 вопрос
Варианты ответов:
8 вопрос
Варианты ответов:
9 вопрос
Варианты ответов:
10 вопрос
Варианты ответов:
11 вопрос
Варианты ответов:
12 вопрос
Варианты ответов:
13 вопрос
Варианты ответов:
14 вопрос
Варианты ответов:
15 вопрос
Варианты ответов:
16 вопрос
Варианты ответов:
17 вопрос
Варианты ответов:
Идет подсчет результатов
Выберите, что Вас интересует:
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Попробуйте пройти эти тесты:
Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?
Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое
Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Помнишь, что ели в Советском Союзе?
Как хорошо вы разбираетесь в географии?
На какое животное вы похожи, когда злитесь?
А вы сможете продолжить эти 13 крылатых фраз?
А насколько вы умны?
Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ
Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?
Только те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста
Каков Ваш психологический возраст?
Cколько лет вашей душе?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Популярные тесты
Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?
Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое
Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Помнишь, что ели в Советском Союзе?
Как хорошо вы разбираетесь в географии?
На какое животное вы похожи, когда злитесь?
А вы сможете продолжить эти 13 крылатых фраз?
А насколько вы умны?
Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ
Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?
Только те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста
Каков Ваш психологический возраст?
Cколько лет вашей душе?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Методическая разработка «Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»
«ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
Методическая разработка на тему «Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс»
Составитель: Мизевич О.О. – преподаватель, специалист І квалификационной категории ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», 2020 г.
В методической разработке рассматриваются этапы внедрения дистанционного образования в образовательный процесс, использование современных образовательных технологий и методик при организации учебных занятий в системе дистанционного образования, особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов через систему дистанционного обучения.
Для преподавателей высших учебных заведений I–II уровней аккредитации.
Клименко Н.В. – преподаватель, специалист высшей квалификационной категории, председатель комиссии организационно – технических дисциплин ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли».
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой комиссии
организационно – технических дисциплин
Протокол № ___ от __________2020г.
Председатель ЦК __________ Н.В.Клименко
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательном процессе – требование времени. Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в профессиональном образовании. Давно просчитано, что экономически она более выгодна по сравнению с очной формой. Это еще и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т.д.
Нормативные документы, которые регулируют внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс:
— Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 829 от 14.08.2017г. в редакции от 18.05.2020 № 73-НП «Об утверждении порядка реализации образовательных программ в образовательных организациях высшего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологиях»
Понятие дистанционных образовательных технологий раскрыто в законе «Об образовании»:
Также используется определение Е.С. Полат: дистанционное обучение – « это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и интернет-технологий».
По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование.
ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли» дистанционное обучение применяется с марта 2019 года, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
Целью применения дистанционных образовательных технологий является обеспечение доступности образования, реализация дифференцированного или индивидуального обучения, повышение его качества.
Этапы внедрения дистанционных образовательных технологий :
Изучение существующих систем дистанционного обучения (СДО), выбор площадки для организации дистанционного обучения.
Подготовка преподавателей к использованию СДО.
В системе дистанционного обучения на преподавателя возлагаются такие функции как:
разработка, корректировка, размещение учебно-методических материалов для занятий в СДО;
координация познавательного процесса;
обеспечение обратной связи, консультирование обучающихся (в т.ч. публикация сообщений, рассылка файлов, ведение форумов);
контроль знаний, успеваемости и посещаемости обучающихся.
Разработка учебных занятий, размещение их.
Подготовка д истанционных занятий – процесс значительно более трудоемкий, чем подготовка традиционного урока. Освоение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий является одним из средств повышения квалификации педагогов. При использовании ДОТ в обучении у преподавателя совершенствуются навыки владения информационно-коммуникационными технологиями; умения организовать самостоятельную работу обучающихся; проектировать и проводить уроки в дистанционном режиме. Здесь важно поддержать энтузиазм «первопроходцев», которые, вкусив оригинальность и перспективность современных методик преподавания, будут и дальше развивать эту прогрессивную форму обучения. Как показывает опыт, более активно откликаются на новшества молодые специалисты и те педагоги, которые свободно используют ИКТ в профессиональной деятельности.
Разработка и размещение учебных занятий осуществляется преподавателями самостоятельно. С целью оказания методической помощи преподавателям составлены методические рекомендации, организованы консультации, которые проводят методист, преподаватели информатики и ИКТ. Разработки учебных занятий в СДО периодически проверяются специалистами методического кабинета колледжа, с преподавателями проводятся методические семинары и индивидуальные консультации. Все преподаватели колледжа участвуют в обучающих вебинарах и конференциях, посвященных дистанционному обучению студентов.
Подготовка обучающихся к обучению в дистанционном режиме.
С целью выявления готовности обучающихся к дистанционному обучению на этапе внедрения было проведено анкетирование, в результате которого выявлено, что 96% студентов имеют доступ к интернету и готовы заниматься дистанционно.
— специальное выделенное место, что гарантирует идентификацию обучающихся, режим их индивидуальной работы в момент проверки знаний;
— личная заинтересованность самого обучающегося;
— сочетание контроля в очном и дистанционном режиме.
Как показывает опыт, правильно сочетая самооценку знаний, оценки, полученные в ходе дистанционного контроля и очного контроля, можно построить надежный учебный процесс. Как правило, вопросы, изучаемые студентами самостоятельно, включаются в контрольные процедуры на очных занятиях и входят в материалы промежуточной аттестации по дисциплине.
Административный контроль результатов дистанционного обучения осуществляется 1 раз в неделю. Преподаватели предоставляют отчет в письменной форме, после анализа которого проводится индивидуальная работа с обучающимися при наличии задолженностей, при необходимости группы ставятся на административный контроль.
Содержание учебных материалов, размещаемых в СДО, должно соответствовать рабочей учебной программе, календарно-тематическому планированию по дисциплине.
Теоретические материалы
Теоретические материалы содержат систематизированное изложение материала по курсу, теоретический блок должен иметь в своем составе основной текст, выводы, вопросы для самопроверки и задания к учебному материалу.
Основной текст содержит текстовый материал, который разбивается на разделы, пункты, содержит иллюстрации, таблицы, графики, схемы. Теоретический материал должен отвечать следующим дидактическим требованиям:
Изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Логичность, четкость и ясность изложения материала. Стиль изложения должен быть простым, доступным для понимания. Следует избегать сложных грамматических оборотов, синтаксических конструкций.
Возможность проблемного изложения.
Опора на подлинные факты, события, явления, статистические данные.
В центре внимания – рассмотрение новых сведений (концепций, фактов).
Отражение различных взглядов на рассматриваемые вопросы.
Тесная связь теоретических положений и выводов с практикой будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Широкое использование примеров, так как с их помощью можно конкретизировать, разъяснить изучаемые предметы, явления, процессы.
Выбранные параметры шрифта должны обеспечивать удобочитаемость текста. Текст не должен содержать орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. К терминам, встречающимся в учебном материале, дается ссылка на глоссарий. В основной текст могут быть включены ссылки на различные доступные интернет-источники, содержащие дополнительную информацию по теме.
К основному тексту могут прилагаться иллюстрации, мультимедиа презентации, видео-, аудиоматериалы, что позволит быстрее и лучше понять и запомнить содержание.
Вопросы для самопроверки заканчивают основной текст и могут быть представлены в виде классических вопросов, тестовых заданий с вариантами ответов или задач также с ответами. При этом размещается ключ к тестам и задачам для самопроверки.
Примерные задания к учебному материалу:
— отразить содержание темы в виде таблицы, схемы, интеллект-карты;
— ответить письменно или устно на вопросы;
— составить глоссарий терминов;
— найти дополнительную информацию по теме;
— подобрать примеры, иллюстрирующие теоретические положения.
Практические материалы
Практические материалы могут содержать:
— тренировочные задания, упражнения с примерами выполнения;
— практикум контрольных работ с подробными рекомендациями к выполнению, конкретными примерами решения;
— кейсы, ситуационные задачи;
— кроссворды, анаграммы, ребусы;
— вопросы семинара, которые выносятся на обсуждение, организуемое с помощью чата, форума, электронной почты;
— практические задания, описание опытов, которые обучающиеся могут выполнить самостоятельно в домашних условиях;
— творческие задания на применение знаний, умений в нестандартных ситуациях;
— темы курсовых работ и рекомендации по их написанию;
— вопросы к экзамену, зачету, дифференцированному зачету.
Практические материалы должны отвечать следующим требованиям:
связь с теоретическим программным материалом (можно привести ссылки на теоретические материалы, дополнительные источники);
конкретность, ясность формулировки заданий;
разнообразие степеней сложности;
наличие нескольких вариантов контрольных работ;
оптимальность объема в соответствии с нормами на самостоятельную работу;
наличие требований к содержанию, объему, оформлению, представлению выполненных заданий;
наличие примеров, образцов выполнения заданий;
критерии и система оценивания выполненных работ.
Средства контроля знаний и умений
Для получения максимальной эффективности от тестирования знаний в процессе изучение темы рекомендуется использовать два вида тестов:
— тест для самоконтроля по теме;
— итоговый тест для проверки знаний и умений по теме, разделу.
Система тестирования дает возможность обучающемуся как провести самоконтроль (можно посмотреть ответы и комментарии к ошибкам), так и возможность получить итоговую оценку по теме, разделу. Итоговый тест должен содержать задания как первого, так и второго уровня усвоения. Рекомендуется использовать разные формы тестовых заданий.
При составлении тестовых заданий важно помнить, что каждый вопрос должен выявлять один аспект учебного материала. Критерии отбора содержания тестовых заданий:
соответствие цели – содержание и объем теста зависит от цели контроля;
значимость – включение в тест тех элементов знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым;
научная достоверность – задания должны иметь четкий, явный, известный ответ. Спорные, с точки зрения науки, вопросы не рекомендуется включать в тестовые задания;
соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;
системность содержания – включение такого содержания и количества тестовых заданий, которые бы отражали все разделы темы для реализации полноты контроля знаний.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Одно из важных составляющих дистанционного обучения – взаимодействие участников учебного процесса. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой. Это сотрудничество, а не передача знаний. Значит необходимо отобрать адекватные методы, педагогические технологии обучения: обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальная, парная, групповая проектная деятельность; ролевые, деловые игры проблемной направленности, пр. При этом важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих студентов на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится предотвращать и конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер. Обучающийся вовлекается в активную познавательную деятельность через обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательские и проблемные методы.
1.2.1 Обучение в малых группах
В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения. Дискуссия идет лишь по поводу терминологии. Существует принятое во многих странах мира так называемое «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning) и параллельно идет разговор о совместных формах обучения (collaborative learning). В переводе на русский язык оба термина означают совместную деятельность обучающихся. Первый термин относится к технологии, разработанной в США, первоначально группой педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета штата Миннесота (Р. Джонсон и Д. Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния. Данная технология отличается детальной проработкой, хотя в других странах (Израиле, странах Европы) она имеет несколько иную модификацию, но принципы остаются едиными. Что же касается второго термина, то здесь речь идет вообще о совместной работе в малых группах, не обязательно по принципам обучения в сотрудничестве. Сами педагоги, принимающие активное участие в дискуссии, подчас не могут сформулировать разницу этих двух понятий. Большинство склоняется к тому, что оба термина означают весьма близкие по своей сути технологии.
Одним из принципов обучения в сотрудничестве является принцип «беру ответственность на себя». Видимо, различие в большей мере лежит в этапе использования этой совместной деятельности. Если идет формирование навыка, того или иного интеллектуального умения, то вполне естественно, требуется пошаговая проработка всего задания. В этом случае принципы обучения в сотрудничестве (cooperative learning) могут быть наиболее эффективны.
Если акцент делается на применении сформированных интеллектуальных умений, соответствующих навыков, использовании поисковой, самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, тогда свобода обучающихся в принятии решений действительно большая. Именно так с самого начала называли совместную деятельность обучающихся над проектом («collaboration»). Но для того, чтобы эта деятельность была достаточно плодотворной, требуется предварительно технология сотрудничества для отработки необходимых навыков и умений.
Обучающиеся могут пользоваться информационными источниками по указанным адресам в интернете. Эти адреса могут располагаться в самом курсе, либо в оперативном порядке на Доске объявлений. Если курс является частью информационно-предметной среды, задача обучающихся значительно упрощается, поскольку весь необходимый материал находится, что называется, у них под рукой. Им остается только, пользуясь указателями соответствующих «иконок» на экране монитора, выйти в нужную информационную зону и найти необходимый материал.
Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Для этого этапа познания используются разные методы и средства обучения. В первом случае обучающимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно найти материал, знакомящий их с данной проблемой.
Во втором случае обучающимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. В этом случае необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание обучающихся на должном уровне.
После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. В курсе дистанционного обучения для этого предусматриваются вопросы для самопроверки. Это индивидуальная работа.
1.2.2. Метод проектов
Несколько слов о методе проектов, точнее о телекоммуникационных проектах. В каких случаях уместно использовать телекоммуникационные проекты и какие это могут быть проекты?
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности, реализуемого в виде некоего совместного продукта.
Сразу оговоримся, что при работе над проектом используется более свободная групповая деятельность обучающихся. Это тоже малые группы, но они могут быть по 4-5 человек. Все члены группы имеют собственную роль (часть работы) в общем проекте, за которую они отвечают перед всей группой. Все решения принимаются на основе компромисса, т.е. согласия всех участников группы. Совместная деятельность обучающихся также структурирована, но свобода принятия решения действительно большая, чем при обучении в сотрудничестве.
Очень важно определиться, какой именно проект планируется к реализации. Для этого необходимо ориентироваться в типологии проектов. Для типологии проектов можно выделить следующие типологические признаки:
• доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и пр.;
• предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
• характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника телекоммуникационного проекта);
• характер контактов (среди участников группы, курса, техникума);
• количество участников проекта;
Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало использования возможностей компьютерной телекоммуникации. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
• предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным явлением;
• предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события для выявления определенной тенденции или принятия решения;
• предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного решения;
• предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи:
чисто практической или творческой;
• предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.
1.2.3 Дискуссия
каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться; каждое высказывание должно быть внимательно рассмотрено всеми участниками дискуссии;
любое выступление (высказывание) должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих;
говорить следует лаконично, придерживаясь четкой логики, воздерживаться от пространных выступлений, говорить по существу;
следует вести себя корректно, не использовать время для высказывания недовольства тому или иному лицу.
Для проведения дискуссии выделяется специальный форум или специальная веб-страница, где мнения всех участников обсуждения находятся в постоянном доступе малой группы и преподавателя либо всех участников учебного процесса. В чате можно обсудить какой-то конкретный вопрос, требующий оперативного обмена мнениями.
В том случае, когда обучение организовано по сетевой модели, то дискуссия проводится в форуме (чате). Задания, рекомендации, советы, памятки размещаются на доске объявлений преподавателем. Вся работа ведется строго по графику, который размещен на доске объявлений и по которому отслеживается активность каждого участника дискуссии в автоматическом режиме.
1.2.4 Ролевые и деловые игры в интернет-обучении
Ролевая и деловая игра могут использоваться как самостоятельные методы или в качестве компонента другого метода (метод проектов). Ролевые и деловые игры проблемной направленности позволяют более глубоко вникнуть в суть проблемы, «прожить» в своем персонаже данную проблемную ситуацию и поиск выхода из нее. Деловая игра позволяет формировать необходимые профессиональные качества, самостоятельное мышление, принимать взвешенные грамотные решения. Ролевая игра построена на ролях, не обязательно связанных с какой-либо профессией. Она может моделировать как реальные, так и вымышленные ситуации. Образовательный смысл любой обучающей игры и игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков, необходимых в реальных условиях.
1.2.5 Ситуационный анализ в интернет-обучении
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов признается сегодня одним из важных направлений совершенствования образовательного процесса, она представляет собой составляющую учебного процесса, необходимое средство формирования у студентов потребности в знаниях и стремления к самообразованию. Государственные образовательные стандарты определяют, что обучающийся должен являться субъектом, а не объектом образовательного процесса. Он должен принимать на себя большую часть ответственности за результат, оперируя возросшей свободой в построении собственной образовательной траектории. Объем времени, выделенный на внеаудиторную самостоятельную работу студентов, составляет до 50% от аудиторной нагрузки.
Внеурочная самостоятельная деятельность должна носить проблемный, продуктивный и творческий характер, она призвана формировать и развивать навыки, которые будут в дальнейшем необходимы для выполнения различных учебных заданий, написания курсовых и дипломных работ. Обучающиеся эффективнее работают самостоятельно, если в работе присутствует командная, социальная и соревновательная составляющие.
Для повышения эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов ее возможно организовать с применением новых механизмов регулирования деятельности обучающихся, а именно через дистанционную систему обучения. Такая организация обеспечивает тщательное и детальное планирование и контроль, предоставление необходимых учебных материалов в удобной и доступной форме, высокоэффективную обратную связь, максимальную интерактивность между обучающимися и преподавателем при экономии времени.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию у него социально-значимых качеств личности, проектно-исследовательских компетенций.
Наиболее удачными в этом отношении являются обучение в сотрудничестве, исследовательские, проблемные методы, в том числе проектно-исследовательская деятельность, позволяющая студентам творчески применить полученные знания. Как показывает опыт, самостоятельная работа при дистанционном обучении будет наиболее эффективна, если она выполняется малыми группами – по три-шесть обучающихся. Групповая работа студентов усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности благодаря взаимному контролю студентов. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы потребует от студентов активной коммуникации с другими участниками группы, обмена информацией, мнениями. При этом у студентов формируются навыки эффективной командной работы, умения распределять объем работы, вести корректные дискуссии и обсуждения, повышается ответственность за выполняемые задания.
Конечно, важную роль в успехе играет наличие у студентов навыков самостоятельной работы. На практике лишь малая часть (10-15 % от общего числа студентов) могут сколько бы то ни было эффективно самостоятельно организовывать свою внеурочную работу, и еще около 40% обучающихся вовсе не готовы принимать на себя ответственность за результат своего обучения. Поэтому возрастает важность и необходимость регулярного контроля за процессом и результатами самостоятельной работы со стороны преподавателя.
В опыте педагогики имеются различные подходы к формированию навыков самостоятельной работы у студентов (например, личностно-ориентированный подход в организации самостоятельной работы студентов в высшей школе описан в работах отечественных ученых А. В. Брушлинского, А. В. Петровского, А. А. Леонтьева, И. С. Якиманской, В. В. Серикова и др., а компетентностный подход к организации самостоятельной работы студентов в работах О. Е. Лебедева, Е.Н Трущенко, А. В. Хуторского и др.)
Задания, которые предлагаются нами для внеаудиторной работы (исследовательские, информационные, творческие) позволяют формировать и развивать навыки самостоятельной работы:
систематическое чтение и конспектирование литературы;
подготовка к семинарским и практическим занятиям;
составление конспектов и планов для выступлений;
подбор материала и написание курсовой работы;
самостоятельное углубленное изучение узловых вопросов учебной программы, недостаточно освещенных в учебных пособиях;
обработка и анализ экспериментальных данных, полученных во время экспериментов и наблюдений;
выполнение студентом заданий учебного и творческого характера;
выполнение проектов исследовательского характера;
составление эссе и обзоров;
решение практических и теоретических задач;
самостоятельное проведение опросов и т.д.
Система организации работы со студентами заключается в поэтапном формировании исследовательских умений при выполнении следующих видов заданий:
– информационные: подбор, обработка и представление информации, полученной из литературных источников; обобщение информации; систематизация и классификация информации; работа с понятиями; структурирование информации; поиск информации в различных источниках;
– проблемные: обнаружение и разрешение противоречий; классификация и подбор задач; составление задач и их решение;
– экспериментальные: наблюдения в быту, на природе; решение экспериментальных задач; проведение экспериментальных занятий для получения новых знаний; проведение эксперимента для иллюстрации применения знаний на практике.
Для примера рассмотрим выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.15 Организация производства по теме «Организация работы горячего цеха» в форме учебного проекта.
Примерная структура работы:
1. Основные понятия, назначение.
3. Практические примеры и их анализ.
4. Применение учебного материала в будущей специальности.
5. Выводы по результатам работы.
Контроль выполнения самостоятельной работы и выдача заданий обучающимся осуществляется преподавателем поэтапно. На начальном этапе преподавателю необходимо сформировать группы для выполнения работы, создать для каждой группы отдельный курс в системе дистанционного обучения (участники группы, предмет, название работы перечисляются в названии курса).
Затем преподаватель проводит поэтапную постановку конкретных задач перед студентами, применяя различные формы регулирования по времени. Например, вводя последовательно этапы работы на строго ограниченный промежуток времени.
Учебный проект начинается с постановки проблемы и включает в себя: обязательное изучение предлагаемой литературы по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Преподаватель также отслеживает распределение заданий между участниками группы, которые могут быть как общими, так и индивидуальными; устанавливает сроки выполнения этих заданий каждым студентом; устанавливает формы и сроки отчета по выполнению заданий. Для этого применяется обмен информацией по электронной почте. Предусматривается снижение баллов за нарушение сроков предоставления отчетов и материалов.
Итоговое оценивание результатов выполнения работы осуществляется следующим образом: каждая группа создает отчет-презентацию о выполненном проекте. На занятии студенты представляют результаты, отвечают на вопросы. Итоговую оценку работе дает преподаватель, учитывая мнения и оценки студентов. Вклад каждого студента в выполнение проекта оценивается по результатам самооценки студентов в группе и текущего контроля со стороны преподавателя.
С помощью системы дистанционного обучения преподаватели также реализуют другие формы внеаудиторной самостоятельной работы: участие студентов в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Такой подход к организации внеурочной самостоятельной работы имеет не только неоспоримые преимущества, но и существенный недостаток – он требует значительного увеличения временных затрат на контроль, консультирование, тьюторское сопровождение процесса самостоятельной работы, заставляет преподавателя работать интенсивнее, повышает его нагрузку. Но без этого невозможно решить задачи, поставленные перед современным образованием.