что относится к основным принципам социального партнерства
Что является основными принципами социального партнерства?
Основные принципы социального партнерства — то, на чем строятся отношения сторон-партнеров. Подробнее об этом читайте в статье.
Основные принципы социального партнерства по ТК РФ
Стороны социального партнерства в зависимости от уровня, на котором оно имеет место, представляют:
Об участии государства в работе 3-сторонней комиссии при разработке системы оплаты труда для ГУП и МУП читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Эти стороны образуют из лиц, представляющих их, рабочий орган (комиссию), который осуществляет разработку и принятие итогового документа по обсуждаемым в процессе работы вопросам. Исполнение выработанных и утвержденных решений становится обязательным для участников партнерства.
Взаимодействие сторон в соцпартнерстве осуществляется по особым правилам. Устанавливая эти правила, ст. 24 ТК РФ определяет, что основными принципами социального партнерства являются перечисленные в ней 12 показателей, в равной степени относящиеся ко всем участникам. Условно их можно разделить на 3 группы:
Уже из самого названия процесса взаимодействия, предполагающего партнерские (т. е. основанные на равенстве прав) отношения, становится очевидным, что основным принципом социального партнерства является принцип равноправия его участников.
Принципы, качественно характеризующие участников
В группу принципов, качественно характеризующих стороны партнерства, следует отнести те, которые отражают их намерения в проведении совместной работы и готовность к ней. Сюда войдут:
Принципы, связанные с организацией работы партнеров
В процессе взаимодействия сторон значимость приобретают такие принципы, как:
Об одном из вариантов процедуры формирования органа, имеющего право представлять интересы коллектива работников во взаимоотношениях с работодателем, читайте в материале «Ст. 21 ТК РФ: вопросы и ответы».
Принципы, значимые для выполнения принятых решений
Эти принципы вступают в силу по итогам совместной работы в отношении решений, оформленных соответствующим документом (коллективным договором или коллективным соглашением):
Итоги
Принципы взаимодействия при социальном партнерстве характеризуют те правила, которые должны выполняться сторонами партнерства для обеспечения их продуктивного взаимодействия в работе над поставленными задачами. Главным из них является принцип, устанавливающий в этом процессе равные права для сторон-участников.
Социальное партнерство: основные принципы, формы
Принципы соц. партнерства – это базовые начала, исходные положения, которым следуют субъекты социального партнерства в процессе своей практической деятельности.
Ключевые положения социального партнерства
Государство в обязательном порядке, при осуществлении нормативного регулирования трудовых и прочих отношений, которые имеют непосредственную связь с упомянутыми, должно руководствоваться именно принципами социального партнерства.
Статья 24 трудового кодекса содержит официальный перечень ключевых принципов. К ним относятся:
Приведенные выше положения объединяет принципы взаимодействия сторон социального партнерства. Кроме того к последней группе положений стоит также относить принципы содействия государства в упрочнении и становлении партнерства социального значения основанного на основании демократических принципов, взаимного учета интересов и уважения участников.
Стоит помнить, что, в сущности, принципы соблюдения участниками и их представителями правоустанавливающих положений и прочих регулирующих актов, которые так или иначе относятся к нормам трудового права, неизменности соблюдения коллективных договоров, соглашений, контроля за соблюдением норм установленных коллективных договоров, соглашений и ответственности участников за несоблюдение по их вине коллективных договоров, соглашений, имеют общеправовое значение и не могут рассматриваться как специфические, конкретно для отношений социального партнерства, а также в качестве самостоятельных элементов характеристики социального партнерства.
Кроме того в отношениях трудового коллектива его участники неизменно обязаны следовать установленному регламенту не только относительно нормативных правовых актов регулирующих отношения конкретной области, но и прочие требования законодательства.
Требования заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, и реальности обязательств, которые принимает на себя участник отношений, являются некими отдельными принципами и имеют больше моральное и экономическое значение, нежели правовое. Это связано со сложностью, используя исключительно средства права, доказать следование данным положениям.
К слову, поскольку участниками конкретных правоотношений социального партнерства выступают не стороны этого партнерства непосредственно, а лица, выступающие посредниками, то и обсуждение степени заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, довольно затруднительно, а по отношению к работодателю не имеет смысла в принципе. Кроме того, остается непонятным будет ли соблюдаться данное положение в случае, если работники отрицательно настроены на ведение диалога с руководящим составом того или иного предприятия, а лица, представляющие организацию имеют заинтересованность в заключении соглашения с работодателем, даже если руководитель дискредитировал себя.
Вышеописанное указывает на необходимость определения комбинации подобных положений социального партнерства, которые могли бы способствовать описанию данного института в роли самодостаточного в рамках системы трудового права.
Процесс формирования принципов социального партнерства
Впервые сформулировать перечень принципов социального партнерства попыталась М. В. Лушникова. Однако ее классификация ориентировалась преимущественно на международно-правовые принципы социального партнерства. Лушникова занесла в список такие принципы как:
Для установления базовых основ партнерского сотрудничества регулирование труда на международном уровне имеет большое значение. Кроме того в основе самого формирования МОТ заложено основное значение партнерских отношений, поскольку сама МОТ базируется на представительстве правительств, предпринимателей и трудящихся тех или иных государств.
В любом случае принципы формирования социального диалога могут иметь существенные различия, учитывая структуру занятости, организацию промышленности и сферы услуг, территориальное деление, исторические особенности и прочие факторы.
В современном мире к принципам социального партнерства принято относить те из них, которые имеют системообразующий характер для всей системы социального партнерства, а именно:
Чтобы более глубоко понимать структуру каждого из принципов, следует разобрать каждый из них более подробно.
Принцип свободы объединения
Данный принцип выражается в нормах Всеобщей декларации прав человека и Конвенциях МОТ № «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров». Соблюдение данного положения, по сути, неотъемлемо для продуктивного взаимодействия участников.
Только те из организаций работников и работодателей, которые прошли свободный путь создания и развития, способны полноценно осуществлять представительство интересов.
Принцип можно отнести к одним из основополагающих принципов регулирования трудовых отношений согласно Декларации МОТ от 18 июня 1998 года «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»
Конвенция МОТ № 87 устанавливает право трудящихся и работодателей, не разделяя их, на формирование организации по своему выбору без предшествующего разрешения. Кроме того она регулирует право вступления в подобные организации при условии соблюдения внутреннего устава организации. Те или иные объединения (организации) могут разрабатывать собственные уставы и административные регламенты, а также выбирать желаемых представителей учитывая собственные предпочтения, организовывать управленческий аппарат, регулировать деятельность, формулировать программу действий. При это государство не имеет право вмешиваться в данные процессы, если действия могут каким-либо образом ограничить права организации или препятствовать законному осуществлению процессов, также в рамках процедуры приобретения организациями прав юридического лица.
Объединения рабочих и работодателей не могут быть упразднены или временно ограничены в правах в административном порядке.
В целом Конвенция МОТ № 87 ориентирована на организацию условий независимого существования организаций трудящихся и работодателей от влияния со стороны государственных органов.
На основании положений данной Конвенции трудящиеся пользуются необходимой защитой от любых дискредитирующих действий, которые так или иначе направлены на ограничение свободы объединения в сфере труда. Данные объединения также пользуются защитой против несанкционированного вмешательства среди таких же объединений или их представителей. Организации находятся под защитой относительно нюансов формирования, развития и управления.
В качестве вмешательства можно рассматривать какие-либо действия, которые способны учредить организацию работников под господством работодателя или объединения работодателей, а также поддерживать объединения трудящихся через материальную помощь или иным способом, дабы иметь возможность контролировать такие объединения.
Как можно заметить в содержание права на объединение также входит и обеспечение независимости этих объединений не только от иных участников отношений, но и от государства в частности, что отражено в законодательстве РФ. Так ст. 30 КРФ устанавливает право на объединение, включая право формировать профсоюзы, с целью зажиты собственных трудовых интересов. Гарантируется кроме того и свобода ведения деятельности общественных объединений, при этом вступление и пребывание в организации подобного рода исключительно добровольное.
Также положения об обеспечении независимости представителей работников находят отражение и в Законе о профсоюзах. Он в свою очередь устанавливает запрет на вмешательство любых государственных структур, органов местного самоуправления и их представителей, в случает если подобное вмешательство может спровоцировать ограничение прав профсоюзных организаций, или же вызвать затруднения в процессе осуществления законной деятельности.
Согласно статье 36 ТК РФ ведение коллективных переговоров, а также заключение договоров от имени работников организации, лицами, которые представляют интересы работодателя, не допускается. Сюда же можно отнести и заключение договоров организациями или структурами, сформированными или имеющими финансирование от работодателя, органов исполнительной власти, местного самоуправления, политическими партиями. Исключениями могут являться случаи, описанные и установленные в рамках Трудового Кодекса РФ.
Подобное положение вещей можно наблюдать и относительно объединений работодателей, что отражено в статье № 6 Федерального закона «Об объединениях работодателей».
Принцип многоуровневого сотрудничества
Данный принцип можно считать произрастающим из многогранности видов экономической деятельности и территориальной специфики труда. Таким образом, особенности трудовых отношений могут быть различными, учитывая экономическую отрасль, исторические, климатические и прочие факторы, которые присущи той или иной территории.
Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 года, установила, что распространение сферы влияния коллективных переговоров на все отрасли экономики просто необходимо. В исключение попали только вооруженные силы и полиция, где допустимость ведения коллективных переговоров регулируется законодательством на национальном уровне.
Также в рекомендации МОТ содержится и примерный перечень уровней, на который предпочтительно проведение коллективных переговоров. К ним относятся следующие уровни:
О степени необходимости проведения переговоров на том или ином уровне следует делать выводы на основании национальных условий определенного государства. Если в той или иной стране переговоры проводятся на нескольких уровнях, участники должны обеспечивать координацию между этими уровнями.
В свою очередь ТК РФ предусмотрено существование уровней социального партнерства, а именно:
При этом существующие уровни могут формировать взаимодействие, из которого образуются подуровни. Так в состав отраслевого уровня входят подуровни, которые зависят от территории, на которой осуществляется взаимодействие:
Особенности существования и числа подуровней имеет прямую связь с конкретными отраслями экономики.
Описывая локальный уровень нельзя не отметить возможность охвата нескольких муниципалитетов, субъектов РФ, все страны и даже выхода за ее пределы. Это возможно за счет наличия у организации филиалов, представительств и других обособленных структур.
Стоит помнить, что наличествующий на данный момент перечень уровней социального партнерства не является полностью исчерпывающим и точным.
Подобное положение вещей сформировалось за счет того, что в условиях глобализации экономики, прироста количества работников, которые относятся к транснациональным компаниям, а также стремления сформировать наднациональные рынки труда фактически образовался новый уровень социального партнерства, а именно – международный. Ему свойственны особые формы социального диалога, а в его рамках образуются новые виды актов социального партнерства.
Законодательство РФ предусматривает отраслевой уровень ведения коллективных переговоров. Он сформирован на основании разделения организаций по сферам деятельности. Однако, в ноябре 2001 года вышло постановление, которое упраздняет действие ОКОНХ с начала 2003 года. С этого же момента в действие вступает Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Он существенно изменил группировку хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, создает ряд определенных трудностей на пути реализации положения ст. №48 трудового кодекса о распространении действия отраслевых соглашений на работодателей, которые не принимали участия в их заключении.
Стоит заметить, что решение данной проблемы требует более глубокого понимания и только лишь отменой или сменой конфигурации одного из уровней социального партнерства она не урегулируется.
Сохранение принятой терминологии обусловлено тем, что сформированные на данный момент профсоюзы и объединения работодателей были созданы в период существования отраслевого разделения народного хозяйства. Нередко такие объединения не могут ограничиться только лишь сменой названия, либо внесенным в устав изменениям, а должны осуществить слияние с несколькими организациями. Подобная процедура требует достаточно много времени, а также решения сложных организационных моментов. В сущности, подобная трансформация может занять боле года.
Принцип равноправия представителей субъектов социального партнерства
Данный принцип обеспечивается гарантиями независимости объединений трудящихся и работодателей. Кроме того, равноправие становится возможным благодаря особой роли органов государственной власти по отношению к партнерству социального уровня, где они выступают в качестве равноправных партнеров, а не просто носителей функции публичной власти, основная роль которых заключается в высказывании предпочтений по поводу определенной линии поведения участников партнерских взаимоотношений.
Кроме того в коллективных отношениях трудового характера происходит определенного рода трансформация взаимоотношений между работником и работодателем. Так, если традиционно в отношениях работник подчинен работодателю, или его представителю, а между ними возникают отношения власти, то отношения социального партнерства совокупный работник в лице своих представителей и работодатель имеют равные права с юридической стороны. Собственно, данный факт делает возможным участие представителей работников в управлении трудом.
Если данный принцип в полной мере реализовывается, он позволяет исключить заключение ложных соглашений, которые могут быть навязаны одной стороной по отношении к другой.
Принцип полномочности представителей субъектов социального партнерства
В условиях современности данный принцип приобретает довольно существенную практическую роль, ведь невозможно признать юридически значимым договорной акт, который был заключен представитель, не обладающим при этом должными полномочиями.
На первый взгляд может показаться. Что данное положение не требует никаких доказательств, однако история знает период когда коллективные соглашения заключались субъектами, решения которых не являлись обязательными для участников самих объединений. Подобное положение вещей сделало необходимым формулировку отдельного принципа.
Содержание этого принципа являет собой следующее: лица, представляющие субъекты социального партнерства должны обладать полномочиями, принимать обязательства, которые имеют юридическую силу лично для себя, а также для тех лиц, которые они представляют.
Войтинский И. С. считал, что стороны, договаривающиеся между собой, предпочитают, чтобы последствия тарифного договора в полном объеме распространялись на каждого рабочего и работодателя данной категории.
Определение полномочности представителей субъектов происходит посредством какого-либо законодательного акта, или через проведение определенных переговоров, где лицо наделяется полномочиями.
Принцип добровольности принятия обязательств
Данный принцип произрастает из независимости субъектов социального партнерства. В него входит также право свободы выбора и обсуждения тем, являющихся составными содержания коллективных договоров и соглашений.
Содержанием данного принципа является установление неправомерности манипуляции представителями субъектов социального партнерства. Здесь имеется в виду то, что третьи лица не могут диктовать решения, которые принимаются партнерами, а также обязывать представителей проводить переговоры по каким-либо определенным вопросам. Кроме того, подобное означает, что и органы государственной власти не имеют права обязывать участников принимать на себя какие-либо обязательства.
Выражается принцип в нормах ст. 47 трудового кодекса, согласно которому участникам коллективных отношений предоставляется свобода выбора вопросов регулирования социально-трудовых отношений. А также нормах статей 41 и 46 где определено, что содержание и структура коллективного договора или соглашения определяется участниками. Прочие установленные статьями виды являются не обязательными, но предпочтительными к соблюдению.
Принцип примирительного разрешения разногласий
Данный принцип указывает на то, что в случае конфликта, если таковой возник в процессе взаимодействия участников, может быть разрешен, руководствуясь базовыми принципами и процедурами, которые сложились в отношениях социальных партнеров.
Общие правила регулируют процесс разрешения возникающих спорных ситуаций при участии только лишь самих субъектов социального партнерства. Органы государственной власти, в данном случае, не учувствуют в вынесении решения, которое будет являться обязательным для конфликтующих. Их участие ограничивается лишь посредническими функциями.
Описанная выше позиция находит свое выражение в сути самих конфликтов. Ведь в своей сути они не являются конфликтами права, а в большинстве относятся к конфликтам интересов, которые обусловлены установлением или изменением коллективных условий труда.
Статья 24. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Комментарий к статье 24 ТК РФ
В этих идеях отражены цивилизованные правила вступления в коллективно-договорные взаимоотношения, процедура ведения коллективных переговоров, порядок разрешения возможных разногласий, оформление достигнутых соглашений, обязательность их выполнения и ответственность за нарушение обязательств, принятых на себя сторонами социального партнерства.
Впервые принципы социального партнерства были закреплены в Уставе МОТ (1919 г.) и в Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ (1944 г.) с последующим развитием их в конвенциях и рекомендациях МОТ и в национальном законодательстве, а также в коллективно-договорной практике.
Принципы, сформулированные в ст. 24 ТК, лежат в основе взаимоотношений, возникающих не только при заключении коллективных договоров и соглашений, но и в других аспектах социального партнерства, связанных, в частности, с реализацией права работников на участие в управлении организацией (см. ст. 53 ТК и коммент. к ней).
Важно понимать, что основные принципы социального партнерства органически взаимосвязаны и взаимообусловлены, их необходимо учитывать на всех уровнях социального партнерства (ст. 26 ТК) и при любых формах его реализации (ст. 27 ТК).
Первоочередное место среди принципов социального партнерства занимает равноправие сторон (работников и работодателей).
Этот принцип обеспечивает каждой из сторон возможность выступить инициатором заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения; сформулировать и обосновать свои предложения; на равноправной основе участвовать в создании комиссии (путем выделения равного числа представителей, обладающих одинаковыми правами, свободами и обязанностями) для ведения коллективных переговоров; образовывать из представителей сторон на равноправной основе примирительные комиссии для разрешения коллективного трудового спора.
Обычно более заинтересованной стороной в ведении переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений выступают работники. Но иногда их инициаторами бывают и работодатели, заботящиеся об обеспечении нормального ритма работы на своем производстве, о соблюдении договорных условий труда работников, исключающих возможность их забастовок в период действия коллективного договора.
Социальное партнерство в России стало важнейшей составляющей государственной политики, создана законодательная база, обеспечивающая регулирование социально-трудовых отношений, на всех уровнях сформированы трех- или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Эти важнейшие меры государства по повышению эффективности социального партнерства призваны содействовать созданию эффективной экономики, социально устойчивому обществу, стабильному развитию человеческого потенциала страны.
Проверка легитимности стороны работодателей, собирающихся вступить в коллективные переговоры по заключению соглашений, должна основываться на изучении уставов объединений работодателей, положений об их участии в системе социального партнерства, о порядке наделения их полномочиями представителей на ведение коллективных переговоров по заключению соглашений и осуществления ими других полномочий, связанных, в частности, с участием в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.
При проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора на уровне организации, от имени которой выступает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, важно перед их началом проверить наличие локальных актов, в которых закреплено полномочие конкретного лица представлять работодателя (если этот вопрос не решен в учредительных документах).
Легитимность представителей работников подтверждается уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации. Работники, не состоящие членами профсоюза, должны подтвердить своими заявлениями факт обращения в профком с просьбой представлять их интересы в процессе коллективных переговоров.
Иные представители работников полномочия на представительство получают на общем собрании (конференции), что подтверждается представленным решением (протоколом) общего собрания (конференции).
Формирование профсоюзной стороны для ведения коллективных переговоров осложняется тем, что на различных уровнях социального партнерства, а в их переговорной деятельности участвуют несколько профсоюзов, каждому из которых предоставлено право на представительство в составе единого представительного органа, создание этого единого органа осуществляется на принципах пропорционального представительства, зависящего от численности членов профсоюза.
При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа на уровне Российской Федерации, отрасли, территории право на ведение переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза. На уровне предприятия, если такой орган не создан в течение пяти дней, представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.
И наконец, в качестве двенадцатого принципа социального партнерства указана ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Наличие этого принципа в системе социального партнерства логически вытекает из действия всех вышеизложенных принципов. Его значимость связана с юридической ответственностью в договорном праве применительно к субъектам, допустившим виновное невыполнение принятых обязательств, и характером соответствующих нарушений (подробнее см. ст. ст. 54 и 55 ТК и коммент. к ним).
Другой комментарий к статье 24 ТК РФ
Комментируемая статья закрепляет двенадцать основных принципов социального партнерства, то есть основные правила построения взаимоотношений в указанной сфере. Данные принципы должны лежать в основе любых отношений по социальному партнерству.
— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, позволяет сторонам социального партнерства выносить на обсуждение те вопросы, которые наиболее значимы для них, а также предлагать свои варианты решения проблем. Рассматриваемый принцип находит отражение в ряде норм, составляющих трудовое законодательство. Так, например, ст.37 ТК РФ закрепляет, что представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений;
— добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Данный принцип защищает стороны социального партнерства от неправомерного давления со стороны третьих лиц, а также подчеркивает партнерский характер взаимоотношений в рассматриваемой сфере;
— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, предполагает, что стороны социального партнерства не принимают на себя заведомо невыполнимых обязательств;
— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Данный принцип призван обеспечить исполнение принятых на себя сторонами социального партнерства обязательств. С другой стороны, ст.55 ТК РФ предусмотрено, что за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения виновные лица привлекаются к административной ответственности, что соотносится с принципом ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, закрепленным в комментируемой статье;
— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (см. комментарий к ст.51).