что относится к основным признакам физического развития

Физическое развитие как показатель физической подготовленности

В. Н. Селуянов, Е. З. Година, И. А. Хомякова, Л. В. Задорожная, В. В. Феофилактов НИИ спорта, РГУФКСиТ

Введение

Оценка уровня физической подготовленности школьников и студентов может осуществляться с помощью различных методических подходов, в частности, применением метода педагогического тестирования в виде бега на 100 и 1000 м, прыжка в длину с места, отжиманий и определения гибкости тазобедренных суставов и позвоночника. Для выполнения этих тестов требуется глубокий медицинский контроль и предварительная физическая подготовка. В большинстве учебных заведениях эти условия не соблюдаются, поэтому выполнение предельных тестов приводит к случаям, смерти, травмам опорно-двигательного аппарата, и тяжелым психическим переживания, связанных с физическим напряжением. Поэтому актуальна разработка методов оценки физической подготовленности по косвенным показателям, например по показателям физического развития мышц нижних и верхних конечностей.

Гипотеза

В антропологии, начиная с годов прошлого столетия предлагались методы для оценки компонентов массы тела человека (Матейка, 1921). Например, модель для оценки массы жира в теле строится на получении величины поверхности тела, которая умножается на среднюю толщину слоя жира (средняя толщина жировых складок), которая перемножается на плотность жира. В развитие этого геометрического подхода было предложено вычислять ряд индексов, для оценки степени развития компонентов массы тела и сегментов конечностей у школьников.

Показатели физического развития

1. Показатели плотности телосложения

1) Индекс массы тела: ИМТ = М/Р 2 ; где М — масса (кг), Р — рост (м). Предполагается, что весоростовой индекс может характеризовать распределение массы по поверхности. Так при увеличении мышечной массы и сохранении той же поверхности можно говорить об улучшении физического развития. В случае увеличении массы жира физическое развитие и физическая подготовленность ухудшаются, так как при оценке уровня развития мышечной массы ее получают путем вычитания из массы тела количества жира.

2) Индекс «активной» массы тела: ИМТА = (М − МЖ)/Р 2 ; МЖ — масса жира (кг). Рост не может корректно оценить поверхность тела, поэтому вместо возведения в квадрат надо рост тела умножить на данные строения скелета.

3) Индекс активной массы тела с учетом строения скелета (ИМТс):

ИМТС = (М − МЖ)/(Р×(ДП + ДТ + ДК)); ДК = ДТ − ДН; ДП — диаметр плеч, ДТ — диаметр таза, ДК — длина корпуса, ДТ — длина тела, ДН — длина ноги.

Этот индекс позволяет в интегральном виде характеризовать степень развития активной массы тела по отношению к степени развития скелета (наследственно предопределенной части тела человека)

2. Показатели развития нижних конечностей

Если нижнюю конечность представить в виде цилиндра, то умножение длины ноги на средний радиус (обхват) в квадрате (средняя площадь ноги) можно выполнить оценку массы ноги. Аналогичные расчеты можно сделать и для руки.

1) Масса ног: МН = ДН×(ОБ 2 + ОГ 2 )×0,00007; ОБ и ОГ — обхваты бедра и голени. В массу ноги входит не только масса мышц, но и масса жира — инертной массы, поэтому лучше это учесть.

2) Масса ног активная: МНА = ДН×((ОБ − π×КЖСБ) 2 + (ОГ − π×КЖСГ) 2 )×0,00007; π = 3,14, КЖСБ и КЖСГ — кожно-жировые складки на бедре и голени.

3. Показатели развития верхних конечностей

1) Масса рук: МР = ДР×(ОП 2 + ОПР 2 )×0,00007; ОП и ОПР — обхваты плеча и предплечья.

2) Масса рук активная: МРА = ДР×((ОП − π×КЖСП) 2 +(ОПР − π×КЖСПР) 2 )×0,00007; КЖСП и КЖСПР — кожно-жировые складки на плеча и предплечье.

На основе показателей физического развития можно выполнить расчет показателей физической подготовленности, в виде оценки результатов в тестах.

Методика

В исследованиях приняли участие студенты гуманитарного ВУЗа а также школьники 14, 15, 16, 17 лет. Все студенты прошли антропометрическое обследование и выполнили педагогическое тестирование в беге на 100 и 1000 м, прыжке с места, отжиманиях и наклоне туловища для оценки гибкости. Школьники прошли только антропометрическое обследование.

Результаты

Для замены беговых тестов на более безопасные, необходимо выявить основные факторы, влияющие на результат в беге у студентов. А также составить уравнения на основе этих факторов, позволяющих прогнозировать результаты в беговых дисциплинах.

Для этого мы провели корреляционный, факторный и регрессионный анализы, нашей выборки студентов. Расчеты производились с использованием программы » Statistica 6.0″. Анализ проводился по выборке включавшей 80 студентов.

На основе данных факторного анализа разрабатывались уравнения зависимости времени бега на 100 и 1000 м и другими тестами для оценки уровня физической подготовленности. В уравнения брали показатели, имеющих высокий факторный вес и корреляционную связь с беговыми дисциплинами и другими тестами:

Т100 м = 25,9 − 0,48×МНА (R = 0,76, р (X — средняя арифметическая величина, s — стандартное отклонение).

Показатели14 лет15 лет16 лет17 лет
Количество испытуемых28689270
Статистические показателиXsXsXsXs
Индекс массы тела21,11,820,52,221,42,022,42,9
Индекс массы ноги22,63,923,03,724,13,326,04,1
Индекс массы руки8,21,48,51,69,21,410,12,0
Индекс массы тела (активной)19,31,518,91,819,81,620,72,3
Индекс активной массы ноги19,53,020,03,221,32,723,13,4
Индекс активной массы руки7,71,28,01,58,71,39,61,8
Индекс массы тела с учетом cкелета23,41,723,22,923,91,724,92,4
Индекс относительного развития массы ног33,46,033,56,433,15,433,16,8
Индекс относительного развития массы мышц рук13,12,313,43,013,62,613,73,6
Время 100 м, с16,61,416,31,515,71,314,81,6
Время 1000 м, с27525270272602324428
Прыжок в длину с места, см20019204202121722321
Отжимания, раз29,13,8304,6324,2355,6
Гибкость, см−2,81,9−2,42,2−1,42,0−0,12,8

Вывод

Геометрическое моделирование телосложения позволяет прогнозировать показатели физической подготовленности по данным антропометрического обследования, точность его достаточна для выполнения групповой оценки физического развития и подготовленности.

Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант №

Источник

Что относится к основным признакам физического развития

что относится к основным признакам физического развития. Смотреть фото что относится к основным признакам физического развития. Смотреть картинку что относится к основным признакам физического развития. Картинка про что относится к основным признакам физического развития. Фото что относится к основным признакам физического развития

Одним из основных направлений модернизации системы физического воспитания в дошкольных и муниципальных образовательных учреждениях является внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Мониторинг состояния здоровья и физического развития детей становится особенно актуальным в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» [1].

Физическое развитие детей и подростков – это рост и формирование организма ребенка включая темпы, стадии и критические периоды его созревания, унаследованные особенности, индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внутренней и внешней среды [2; 3]. Показателями физического развития являются антропометрические данные, скорость их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности [4; 5]. Оценка физического развития детского населения является важным критерием в медицинском обследовании и имеет значение в первую очередь для врачей–педиатров, во вторую очередь для врачей общей практики и, конечно же, для педагогов. В последние десятилетия отмечается тенденция к ухудшению показателей физического развития, особенно в экологически неблагополучных сельскохозяйственных и промышленных регионах [6; 7]. Как следствие, могут развиваться патологические изменения со стороны систем и аппаратов внутренних органов, а также происходят дезадаптивные изменения психоэмоциональной сферы. Эти нарушения у детей начинают ярко проявляться с увеличением нагрузок, связанных с процессом обучения в школе. Нелегкий труд постижения серьезных наук дополнен Министерством образования и науки таким предметом, как физкультура, который на фоне увеличения объема теоретических знаний заботится и об улучшении состояния здоровья и поддержании тела в нужном тонусе. Снижение двигательной активности ребенка, обусловленной нарушениями физического развития, может усугубить изменения со стороны внутренних органов. Физкультура – это осознанная двигательная активность, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Разработка нормативов по физическому воспитанию в школах, а также в детских садах должна проводиться обязательно с учетом особенностей физического развития детей и подростков 8.

Особое внимание в сфере двигательной активности занимает современный спорт, который в настоящее время стремительно молодеет [11; 12]. В такие известные, красивые, зрелищные и очень популярные виды спорта, как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, детишек берут, как только им исполнится 4 года. Спортивные секции в первую очередь нацелены на достижение результатов и продвижение юных спортсменов к вершинам спорта. Строгая дисциплина в спорте, сравнимая иногда с военной, способствует выработке целеустремленности спортсмена и командности действий. Многочасовые тренировки сопряжены с тяжелой не по годам нагрузкой. К сожалению, это наносит громадный вред здоровью ребенка [13; 14]. А ведь именно за здоровьем отдают родители детей в спортивные секции. Необходимо отметить, что хроническое переутомление мышц ведет к гипоксии головного мозга, поскольку весь кислород направляется на восстановление мышечной ткани. Как следствие отмечается рассеянность внимания таких детей в учебном процессе в школе. У значительного числа девочек-спортсменок отмечается задержка развития и даже отсутствуют месячные. Активная нагрузка на мышцы замедляет рост костей в длину. Существенным отягощением являются и спортивные травмы. Дети плохо осознают опасность и поэтому легко идут на выполнение сложных упражнений, а иногда откровенно опасных элементов. Непоправимый вред наносят так называемые асимметричные виды спорта: теннис, бадминтон, хоккей, фехтование и т.д. Они влияют на опорно-двигательный аппарат, формируя сколиозы. В спортивных секциях, как правило, отсутствует игровая форма занятий, что является нормой для детей до 6 лет. Однако большинство тренеров считают, что спортивная секция – это не детский сад и не школа, как следствие – не придерживаются нормативов по физическому воспитанию. Очень важно консолидировать работу тренеров и с врачами-педиатрами [12; 14]. Врач должен обследовать ребенка, чтобы понять, готов ли тот к выполнению повышенных физических нагрузок, т.е., прежде всего, определить уровень физического развития малыша. И далее проводить регулярные осмотры, которые должны быть направлены не только на мониторирование физического развития, но и определение нормального функционирования таких важных систем жизнеобеспечения, как сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная. Любые скрытые проблемы со здоровьем могут, конечно же, с возрастом нивелироваться, если не подвергать растущий организм неадекватным нагрузкам. Например, пубертатный период, когда наблюдаются диспропорции в развитии практически всех систем органов. Естественно, это приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных реакций после тренировочных и соревновательных нагрузок. Спортивные тренировки, направленные только на достижение результатов, могут усугубить состояние юного спортсмена вплоть до летального исхода в результате остановки сердца [15].

Для оценки физического развития используется легкодоступный и широко применяемый в медицине метод антропометрии, использующий достаточно широкий спектр показателей: длина тела (ДТ), масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК) и головы (ОГ), и другие обхватные размеры туловища и конечностей, позволяющие определить морфофенотип (тип телосложения или соматотип) человека [16]. Соматотип является морфологической характеристикой человека и выступает как характеристика здоровья человека. Показатели физического развития и тип телосложения важны не только в медицине, но и в физическом воспитании, а также в спорте.

Результаты исследования. География исследовательских работ очень широка. Антропометрические показатели изучают не только в городах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Белгород), но и в республиках (Мордовия, Башкортостан, Карелия), а также в районах Сибири и других областях страны.

Фронтальные исследования, где наблюдали детей одного региона в широком возрастном диапазоне, не многочисленны. Так, в 2006 году авторы В.С. Масюк и И.М. Шабалина провели анализ уровня физического развития 28 448 детей в возрасте от 1 до 18 лет Республики Карелия по 3 антропометрическим показателям: ДТ, МТ, ОГК. Во всех возрастных группах авторы выявили дисгармоническое развитие со склонностью к астенизации [17].

В Самарском регионе у 1160 детей в возрасте от 0 до 17 лет помимо ДТ, МТ и ОГК изучали длины бедра (ДБ) и голени (ДГ). По сведениям Е.Н. Бураковой (2016), быстрый рост отмечается у мальчиков в 0-12 месяцев, в 3-4 года и 13-14 лет, тогда как у девочек до года, затем в 2-3 года и в 12-13 лет. При изучении МТ был отмечен период быстрой прибавки в весе у детей обоих полов дважды: в 3-4 года и в 11-13 лет. Увеличение длинностных характеристик (увеличение ДБ опережает ДГ) в периоды быстрого роста идет гетерохронно и только у девочек. Очень четко прослеживаются периоды «округления» и «вытягивания», которые как раз и характеризуют аллометрию детского роста. Поскольку при изометрическом росте все показатели изменяются пропорционально [18].

Во Владикавказе, по данным Н.А. Меркуловой (2010), при оценке физического развития 7000 школьников (7-17 лет) было отмечено, что постоянно увеличивается число детей с низкой ДТ и дефицитом МТ. Такие изменения показателей связаны с климато-географическими условиями. Общеизвестными экзогенными (средовыми) факторами являются жаркий климат и высокогорье. Они снижают ростовые показатели детского населения [19].

Существенное неблагоприятное влияние на физическое развитие детского населения оказывает течение беременности матери (гестозы, инфекционные заболевания матери, особенно в первом триместре беременности, тяжелые хронические заболевания, нерациональное питание, вредные привычки и т.д.). Поэтому исследователи Иркутской области провели анализ физического развития доношенных детей (38-40 недель) от I-II беременностей и I-II групп здоровья [20]. Детям в течение первого года жизни измеряли ДТ и МТ, ОГК и ОГ, все полученные результаты легли в основу методических рекомендаций «Стандарты физического развития детей первого года жизни, проживающих в Иркутской области» [21]. В Белгородской области были исследованы 9000 новорожденных в период с 1973 по 2006 г. с целью изучить влияние экологических факторов на физическое развитие детей, а также проведена антропометрия детей дошкольного и младшего школьного возраста. В результате было установлено, что динамика морфофункциональных показателей новорожденных за 32 года носит волнообразный характер с преобладанием их у мальчиков. Установлены районы с высоким (областной центр) и низким уровнем (районы и поселки Белгородской области) показателей физического развития. Средние значения антропометрических характеристик новорожденных в районах с различными экологическими ситуациями к концу XX столетия выравниваются, что объясняется снижением антропогенной нагрузки в связи с общим экономическим спадом производства. Установлена и корреляционная зависимость морфофункциональных характеристик новорожденных от некоторых признаков их матерей. Наиболее тесно связаны между собой основные морфофункциональные показатели новорожденных с массой тела и размерами таза их матерей. Установлено влияние на антропометрические показатели новорожденных сроков родов. В преждевременных родах отмечено уменьшение показателей, а в запоздалых – увеличение. При проведении кесарева сечения также отмечено уменьшение антропометрических показателей новорожденных [22].

Большинство авторов сходятся во мнении, что у детей грудного и младшего возраста дисгармоничность развития не типична. В Энгельсском районе Саратовской области были исследованы 2136 детей от 1 месяца до 3 лет. По сведениям Зрячкина Н.И. и Т.В. Елизаровой (2013), было выявлено, что в этом возрасте преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Дисгармоничность встречается в 20,4% случаев, а резкая дисгармоничность всего лишь в 8% [23].

Показатели физического развития детей дошкольного и школьного возраста отличаются в различных регионах страны по-разному. В Белгороде и области антропометрические показатели у дошкольников и младших школьников имеют большие значения у мальчиков, за исключением окружности ягодиц у девочек дошкольного возраста. Наибольшие скачки роста у детей обоего пола отмечены в возрасте 5-5,5 лет и 8-9 лет. Сравнительный анализ основных антропометрических показателей (ДТи МТ) белгородских и московских детей этого же возраста не выявил достоверных различий. Белгородские дети уступали только по показателям ОГК и толщины подкожно-жирового слоя.

В г. Саранске (Мордовия) в 2009 г. были исследованы 1577 учащихся 1-5 классов. По данным И.В. Муратовой, на основании следующих показателей: ДТ, МТ и ОГК, было отмечено, что темп изменения ДТ у девочек на 1,5-2% превосходил мальчиков. Но только в начальной школе, тогда как к пятому классу мальчики по ростовым показателям начали обгонять сверстниц. По темпам прироста МТ и ОГК в начальной школе различий не наблюдалось, и только в пятом классе у мальчиков было отмечено увеличение ОГК (5,8%) по сравнению с девочками (4,8%). При этом необходимо отметить, что результаты, полученные в своем исследовании, автор сравнил с такими же показателями физического развития школьников 1-5 классов в г. Москве. Учащиеся из Мордовии уступали по уровню физического развития школьникам из г. Москвы [24].

По таким же антропометрическим показателям проведена оценка физического развития дошкольников и школьников в северных городах Восточной Сибири. По сведениям Н.В. Ефимовой и др. (2008), было установлено, что ДТ у детей до 6 лет соответствует среднестатистическим возрастно-половым нормативам, и только в возрасте 12-14 лет наблюдали так называемый пубертатный скачок роста. Показатели МТ были в пределах региональных норм до 10 лет. Далее у детей обоих полов наблюдалось увеличение веса. ОКГ у девочек и мальчиков дошкольного и младшего школьного возрастов соответствовала нормам. В возрасте 9-10 лет данный показатель у девочек был ниже регионального стандарта, а в возрасте 12-14 лет – выше. У мальчиков этого же возраста данный параметр всегда был выше нормы. В связи с этим авторы говорят о дисгармоничном физическом развитии детей. Процентное соотношение таких детей варьировало от 15,2 до 29,9% в зависимости от города Восточной Сибири [25]. А в Республике Башкортостан при исследовании 450 мальчиков 9 лет (в северных и южных районах) ДТ и МТ определены как «средняя» и «выше среднего», тип развития охарактеризован как «гармоничный» [26].

Некоторые ученые исследуют физическое развитие детей с учетом типа телосложения. Так, по данным И.И. Орловой (2013), в г. Красноярске у детей 4 лет ДТ и МТ у мальчиков была чуть выше, чем у девочек. По типу телосложения преобладали дети-нормостеники (54,2%) и дети пикнического типа (41,7%). Выявлено 4,2% детей астенического типа. К 7 годам астенический соматотип встретился в 62,5% случаев, нормостенический тип в 29,2%, а пикнический – в 8,3%. Автор отмечает, что данные изменения можно расценивать как грацилизацию в формировании физического развития [28].

В динамическом исследовании Прокопьева Н.Я и др. (2017) была взята группа мальчиков 8 лет г. Тюмени, занимающихся спортом. При оценке физического развития в начале исследования в 2005 г. преобладали мальчики с астеноидным и грудным типом телосложения, к 2016 г. возросло число детей с брюшным типом телосложения. За весь период наблюдения увеличивались как ДТ, так и МТ у исследуемых мальчиков, что свидетельствует о продолжении процесса акселерации, имеющего место у большинства детей Российской Федерации [29].

Заключение. Таким образом, для каждого возрастного периода характерны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации режима дня, ухода, воспитания, питания, организации учебного процесса, мероприятий по профилактике заболеваний, а также методов и форм оздоровления, сопряженных с занятиями физкультурой и спортом. Большинство авторов сходятся во мнении, что для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями 4 основных антропометрических показателей: ДТ, МТ, ОГК и ОГ. Основная масса исследований подтверждает, что изменения показателей физического развития детей и подростков в сравнении со стандартными показателями находятся в зависимости от природно-климатических, этнических, экологических условий и степени антропогенной нагрузки. Изученная литература подтверждает необходимость разработки и регулярного пересмотра региональных нормативов физического развития детей в различные периоды жизни. Мониторинг региональных нормативов физического развития детей в критические периоды их развития следует учитывать врачам-педиатрам и специалистам в области физической культуры и спорта для планирования занятий с детьми и дозирования физических нагрузок, а также в спортивном отборе и ориентации. Крайне важно уделять внимание плавному процессу вхождения ребенка в занятия в спортивных секциях. Первые годы должны быть направлены на тренировки по общей физической подготовке детей, с постепенным возрастанием нагрузок. Это самый правильный путь в спорт. Мониторинг состояния здоровья юных спортсменов должен осуществлять врач-педиатр на постоянной основе. Именно врач, ориентированный на подготовку здоровых спортсменов, может дать физиологически обоснованные рекомендации педагогам-тренерам по возможному увеличению числа нагрузок так, чтобы их объем и интенсивность способствовали развитию здорового организма, а не только достижению высоких результатов на пределе физических возможностей.

Источник

Основные показатели физического развития.

Физическое развитие – это процесс изменения форм (длина и масса тела) и функций организма (дееспособность основных систем организма) человека под влиянием условий внешней среды и процесса воспитания.

Длина тела – расстояние от стоп (расположенных в горизонтальном положении) до макушки головы. Измеряется в сантиметрах.

Масса тела – один из ведущих показателей здоровья и физического развития. Измеряется в килограммах

Окружность грудной клетки – это линия, охватывающая туловище человека на уровне нижнего края лопаток сзади и середины грудины – спереди. Измеряется в сантиметрах.

Средние показатели физического развития – это усреднённые показатели длины, массы тела и окружности грудной клетки у людей в различном возрасте.

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

что относится к основным признакам физического развития. Смотреть фото что относится к основным признакам физического развития. Смотреть картинку что относится к основным признакам физического развития. Картинка про что относится к основным признакам физического развития. Фото что относится к основным признакам физического развития

что относится к основным признакам физического развития. Смотреть фото что относится к основным признакам физического развития. Смотреть картинку что относится к основным признакам физического развития. Картинка про что относится к основным признакам физического развития. Фото что относится к основным признакам физического развития

что относится к основным признакам физического развития. Смотреть фото что относится к основным признакам физического развития. Смотреть картинку что относится к основным признакам физического развития. Картинка про что относится к основным признакам физического развития. Фото что относится к основным признакам физического развития

У автора в друзьях: 4

что относится к основным признакам физического развития. Смотреть фото что относится к основным признакам физического развития. Смотреть картинку что относится к основным признакам физического развития. Картинка про что относится к основным признакам физического развития. Фото что относится к основным признакам физического развития

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *