что относится к персональным данным физического лица по закону

Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2021 года

что относится к персональным данным физического лица по закону. Смотреть фото что относится к персональным данным физического лица по закону. Смотреть картинку что относится к персональным данным физического лица по закону. Картинка про что относится к персональным данным физического лица по закону. Фото что относится к персональным данным физического лица по закону

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

что относится к персональным данным физического лица по закону. Смотреть фото что относится к персональным данным физического лица по закону. Смотреть картинку что относится к персональным данным физического лица по закону. Картинка про что относится к персональным данным физического лица по закону. Фото что относится к персональным данным физического лица по законуДля этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

что относится к персональным данным физического лица по закону. Смотреть фото что относится к персональным данным физического лица по закону. Смотреть картинку что относится к персональным данным физического лица по закону. Картинка про что относится к персональным данным физического лица по закону. Фото что относится к персональным данным физического лица по законуПри этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Источник

Что такое персональные данные

что относится к персональным данным физического лица по закону. Смотреть фото что относится к персональным данным физического лица по закону. Смотреть картинку что относится к персональным данным физического лица по закону. Картинка про что относится к персональным данным физического лица по закону. Фото что относится к персональным данным физического лица по закону

Понятие персональных данных и правовое регулирование

Защите личной информации посвящен закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. В п. 1 ст. 3 закреплено определение термина.

Персональные данные — это любые сведения, которые прямо или косвенно относятся к определенному или определяемому физическому лицу, иначе говоря, субъекту персональных данных.

Однако в законе не конкретизируется, какая именно информация может быть отнесена к личной. Нет ответа и на один из самых распространенных вопросов: являются ли ФИО персональными данными?

Частично конкретизируют расплывчатое определение Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения, утвержденные приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94.

На основании п. 2.5 указанного документа к личным данным относятся:

При этом Роскомнадзор приводит только примерный перечень, указывая, что любые другие сведения, относящиеся к субъекту, также являются персональными.

Иные персональные данные

Помимо перечисленных в Методических рекомендациях упоминаются еще два вида информации, относящейся к личной, а именно:

Особенности отнесения некоторой информации к личной

Поскольку ни в одном нормативном документе не фигурирует полный перечень персональных сведений о человеке, важно определить критерии, по которым можно понять, является информация персональной или нет.

Основной критерий закреплен в уже упомянутом п. 1 ст. 3 закона № 152-ФЗ. Таковой является информация, если по ней можно сделать вывод, какому физическому лицу она принадлежит.

Кроме того, законом (п. 9 ст. 3 закона № 152-ФЗ) введено такое понятие, как обезличивание личных сведений. Это совершение с личной информацией таких действий, после которых невозможно будет установить, к какому лицу она относится. Соответственно, персональные данные — это любые сведения, которые могут прямо или косвенно указать на человека, которому они принадлежат.

В этой связи рассмотрим подробнее вопрос об отнесении к личным сведениям некоторых видов данных.

Номер телефона

Чтобы понять, является ли номер телефона персональными данными, обратимся к закону «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ. На основании п. 1 ст. 53 этого закона Ф. И. О. и абонентские номера гражданина — это информация ограниченного доступа. Такие сведения охраняются законодательством, в том числе законодательством о персональных данных.

Более того, норма прямо указывает, что предоставление любых сведений, позволяющих идентифицировать пользователя, без согласия самого абонента запрещено.

Таким образом, можно сделать вывод, что номер телефона, принадлежащий физическому лицу, — это косвенная информация о конкретном человеке, соответственно, в силу п. 1 ст. 3 закона № 152 и с учетом положений п. 1 ст. 53 закона № 126 телефонный номер можно отнести к персональным данным в случае, если по номеру можно определить его принадлежность. Разумеется, по набору чисел сделать это нельзя. Соответственно, если нет совокупности данных, например номера телефона и имени, нельзя говорить о том, что номер телефона —это персональные сведения.

Электронная почта

Ответ на вопрос, является ли электронная почта персональными данными, менее очевиден, поскольку на законодательном уровне он не регламентируется. Исходя из общих положений, при отсутствии иных сведений о лице, которому принадлежит e-mail, электронный адрес не относится к персональным данным.

Но необходимо учитывать и сам адрес, который может включать возраст, имя, дату рождения, место рождения и прочие сведения о владельце (например, ivanivanov1986@moskva.ru). В этом случае электронная почта относится к личным данным.

Как правило, личная информация собирается в совокупности. Например, при регистрации на каком-то сайте пользователь вводит не только адрес электронной почты, но и имя. В данном случае совокупность информации позволяет идентифицировать человека, соответственно, собираемые сведения однозначно можно отнести к персональным данным.

ИНН, СНИЛС, паспортные данные

В отношении перечисленных сведений ответ очевиден: они подлежат защите в соответствии с законодательством о персональных данных, поскольку прямо относятся к конкретным лицам. Такой вывод подтверждается и судебной практикой, например апелляционным определением Московского городского суда от 20.10.2014 по делу № 33-35747.

Номера ИНН, СНИЛС и паспортные данные однозначно позволяют идентифицировать конкретного человека.

Итоги

Таким образом, хотя закон и дает определение персональных данных, но не приводит их исчерпывающий перечень, что вызывает много вопросов как у субъектов персональных данных, так и у операторов. Тем не менее законодательство содержит критерий, позволяющий определить, относится ли конкретная информация к личной. Этим критерием является возможность идентифицировать личность лица, к которому такие сведения относятся.

Источник

Всё, что нужно знать о персональных данных

Формы обратной связи, соцсети, иностранные сервера и рога оленя

Статья про закон о персональных данных неожиданно для нас вызвала много вопросов у читателей. Неожиданно, потому что закону уже больше десяти лет. За нарушение этого закона и сейчас могут штрафовать: его нужно было соблюдать и год назад, и сегодня. Просто с 1 июля 2017 года всё станет серьезнее.

Вот что вы спрашивали о персональных данных.

Консультируйтесь с юристом

Статья в Тинькофф-журнале не заменяет помощь квалифицированного юриста. Если вы не знаете, что делать с персональными данными и как всё оформить, обратитесь за профессиональной помощью.

Объясните вкратце для тех, кто не в курсе

В России есть закон о персональных данных. Чтобы собирать, обрабатывать и хранить данные о сотрудниках, подписчиках на рассылку и посетителях сайта, нужно почти всегда получать их согласие, а сами данные хранить в России.

За нарушение закона штрафуют. С 1 июля штрафы увеличатся до 75 тысяч рублей, а у Роскомнадзора будет побольше полномочий.

Зачем придумали этот закон? Это очередной способ пополнить кормушку. Теперь и сайт нет смысла делать, будут еще штрафовать каждый месяц

Закон о персональных данных нужен тем, чьи данные собирают, обрабатывают и хранят. Цель закона — защитить интересы и права этих людей.

Нормы защиты персданных придумали не в России. Правила их обработки ООН описала еще в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека. В 1981 году Совет Европы принял конвенцию по обработке персональных данных. А Россия ее ратифицировала и в 2006 году разработала свой закон.

В Европе паранойя по поводу персданных уже давно

Конституция гарантирует каждому человеку неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и телефонных переговоров. Даже без закона о персональных данных нельзя обрабатывать, хранить и распространять информацию о человеке без его согласия.

Отдельная глава про персональные данные есть в трудовом кодексе: работодатели не могут свободно распоряжаться информацией о сотрудниках.

Однако персональные данные оставляют постоянно: чтобы оформить заказ в интернет-магазине, взять кредит в банке, устроить ребенка в детский сад, зарегистрироваться в соцсети или подписаться на рассылку. Когда человек оставляет свои данные, он должен быть уверен, что его адрес не разместят в открытом доступе, а телефон не передадут кому-то без разрешения. А тот, кто обрабатывает персональные данные, хочет гарантий, что на него не подадут в суд за рекламную рассылку.

Недавно мы рассказывали, как мошенники смогли получить чужой НДФЛ. Это произошло в том числе из-за того, что кто-то нарушил правила обработки персональных данных.

Закон о персональных данных прописывает для всех правила игры. Он заставляет всех принимать дополнительные предосторожности, но и защищает он тоже всех.

У меня есть сайт. Я не ИП и не юрлицо — просто человек. Нужно ли соблюдать закон о персональных данных в таком случае?

Например, девушка создала форум для беременных, чтобы потом размещать там рекламу. При регистрации участники указывают информацию о себе. Эта девушка — оператор персональных данных. Она получает сведения о других людях и что-то с этими данными делает: систематизирует по возрасту и интересам, проверяет активность пользователей, использует для рассылки, приглашений или просто хранит.

Любое из этих действий — это обработка персональных данных. Любой, кто это действие производит, — оператор.

У меня есть электронные почты друзей, список контактов в телефоне, аккаунты разных людей в соцсетях. Получается, я тоже оператор и должен получать согласие этих людей на то, чтобы хранить и удалять их данные?

Это исключение действует, только если не нарушаются права этих людей. Например, их данные не оставляют в банке как контакты для связи при оформлении кредита, не публикуют в общем доступе без разрешения или не передают рекламодателям.

Форма обратной связи тоже попадает под действие закона?

Если в ней человек может ввести свои персональные данные — то да, попадает.

Если посетитель сайта указывает в форме свое имя, фамилию, телефон и электронную почту — это персональные данные. Тот, кто эти данные получает, обрабатывает и хранит, считается оператором персональных данных и должен соблюдать закон.

А если получаешь только имя без фамилии и номер телефона, это тоже попадает под персональные данные? А если только номер телефона?

По закону персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Это определение ничего не дает и не проясняет.

Если понимать буквально, то персональными данными можно считать что угодно. Юристы спорят по этому поводу уже много лет.

Сам по себе логин — это вроде бы не персональные данные. По набору символов нельзя понять, что это за человек и даже какого он пола.

Но если на аватарку человек поставит свою настоящую фотографию или при регистрации укажет почту, где в названии будет его фамилия с инициалами, а в доменном имени — название компании, то в совокупности это уже персональные данные.

Никто толком не знает, какие данные персональные

В законе нет никаких исключений по теме сайта, организационно-правовой форме и набору данных.

Чтобы не рисковать, лучше сделать так.

Я делаю сайт для клиента, обрабатываю и храню данные на своей стороне. При этом владелец сайта не обязан быть оператором персональных данных?

Владелец сайта обязан быть оператором персональных данных и соблюдать закон. По закону можно собирать персональные данные и передавать их кому-то на обработку. Владелец сайта может передать данные клиентов вебмастеру, интернет-магазин — сервису рассылки.

Чтобы так делать, владелец сайта должен получить у посетителей разрешение и объяснить им, кому и зачем он передаст их данные.

Тот, кому он передаст данные на обработку, отдельное разрешение получать не должен, а соблюдать закон — должен.

Отвечать за соблюдение закона перед посетителями сайта будет его владелец.

А как они поймут, что я храню и обрабатываю данные, чтобы выписать штраф? Это в российском дата-центре можно маски-шоу устроить и вынести сервер, а за границей такие номера не проходят

Роскомнадзор узнает о нарушениях двумя способами:

Например, вы получили рассылку, на которую не подписывались, или вам звонят менеджеры из интернет-магазина, хотя вы не соглашались на рекламный обзвон. Или автосалон без разрешения передал ваш телефон страховому агенту, и теперь вам пытаются впарить каско. Можно потребовать удалить данные из базы, пожаловаться в Роскомнадзор и возместить ущерб через суд. Для этого нужно быть уверенным, что согласия не было, а данные передали незаконно. Иногда согласие получают через договор присоединения или законно передают данные, чтобы выполнить условия договора.

Сначала читать, потом подписывать

Если Роскомнадзор обнаружит нарушения, сайт могут заблокировать, а компанию оштрафуют.

По закону операторы обязаны хранить персональные данные на российских серверах. Есть несколько исключений, но это частности. Любой интернет-магазин или сервис по подписке должен хранить базу с персональными данными граждан в России.

Потом можно передавать эти данные за границу. Это законно, но при определенных условиях. Иначе нельзя было бы бронировать гостиницы и покупать билеты на самолет за границей.

Роскомнадзор может потребовать предоставить подтверждение по поводу места хранения баз данных. Например, договор с дата-центром, хостингом или документы на собственный сервер. Если выяснится, что персональные данные хранятся с нарушениями и не в России, будут проблемы.

А если у нас сайт на английском?

Вот какие признаки используют, чтобы это понять:

Как определять гражданство посетителя, закон не объяснил. Операторам предложили решать эту проблему самостоятельно. А если четкой позиции и инструментов нет, стоит соблюдать закон в отношении всех персональных данных, которые собрали на территории России.

Дублировать те же документы на иностранных языках для россиян нет смысла. Но эти правила придумали не в России. Есть конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Так что, если собираете данные иностранцев, подумайте, как соблюдаете закон той страны, резидентами которой они являются.

В Европе за однократное нарушение правил обработки персональных данных штрафуют на сотни тысяч евро. В России максимальный штраф с 1 июля 2017 года — 75 тысяч рублей.

Могу ли я не регистрироваться в Роскомнадзоре, если поменяю поле в форме обратной связи с «Ваше имя» на «Ваша компания»?

Если это на самом деле название компании и телефон офиса, такая информация не попадает под действие закона. Но если сайт собирает почтовые адреса и телефоны сотрудников компаний, чтобы потом делать по ним рассылку или передавать их третьим лицам, могут быть проблемы как со стороны этих сотрудников, так и от Роскомнадзора.

В Роскомнадзоре должны зарегистрироваться все операторы персональных данных. Исключения только для случаев, перечисленных в п. 2 ст. 22 закона о персональных данных.

Вот публикую я пост в Фейсбуке и упоминаю своего друга — значит, я данные обрабатываю? Кэш поста хранится на телефоне, значит, я данные храню? А если сделаю репост в Твиттер, то я их еще и предоставляю третьей стороне. И как с этим жить?

Это не нарушение закона. В этом случае оператором персональных данных выступает социальная сеть. Каждый, кто там зарегистрировался, дал согласие на публикацию, обработку и использование его данных.

Все пользователи Фейсбука согласились на обработку данных о своем местоположении, используемых устройствах, друзьях, интересах, платежах, посещенных сайтах и связях с другими людьми. И даже на то, что Фейсбук может получить доступ к адресной книге на любом устройстве и потом использовать эти данные.

Вы уже разрешили Фейсбуку делать с вашими персданными что угодно

Все согласились на то, что эти данные Фейсбук передает своим партнерам и рекламодателям. И на то, что любой пользователь может ссылаться, упоминать и отмечать на фотографиях кого захочет в рамках их настроек безопасности. Это законно и за это отвечает Фейсбук, а не пользователи.

Так устроена любая соцсеть и общедоступные справочники.

Если на столбе объявление «Куплю рога оленя, 8 800…, Геннадий», то этот столб можно оштрафовать?

Нет, столб оштрафовать нельзя. Юридическим лицом он тоже не является. А люди, которые читают такие объявления и записывают номера телефонов, чтобы продать рога, не операторы персональных данных и не попадают под действие закона.

Если телефон Геннадия запишет микрофинансовая организация и начнет присылать ему рекламу быстрых займов, то ее можно привлечь к ответственности. Геннадий не давал ей согласия на обработку персональных данных для рассылки рекламы.

Человека, который случайно увидел телефон Геннадия, записал его в телефонную книгу или даже позвонил Геннадию с предложением купить рога, привлечь к ответственности нельзя.

То есть если человек специально опубликовался для каких-то рекламных целей, то это не считается персональными данными? На «Авито», например

Если человек передает свои персональные данные какому-то ресурсу, даже с рекламной целью, этот ресурс должен соблюдать закон. Он должен предупредить пользователя, зачем собирает персональные данные, что будет с ними делать, где публиковать, кому передавать.

Чтобы подать объявление на «Авито», нужно зарегистрироваться и подтвердить номер телефона. Без регистрации объявление подать нельзя.

«Авито» объясняет, что использует данные, чтобы размещать их на сайте, информационных ресурсах, передавать своим партнерам, проводить конкурсы и проверять личность пользователя. Еще «Авито» может передавать данные пользователей за границу и отдавать их на обработку каким-то третьим лицам и честно об этом пишет. Это законно.

Нет такого правила, что если человек сам разместил данные в общем доступе на каком-то ресурсе, то с ними можно делать что угодно: распространять, обрабатывать и хранить у себя без разрешения.

Единственное исключение для общедоступных данных: оператор таких данных может не подавать уведомление в Роскомнадзор. Но получать согласие, обеспечивать безопасность и удалять данные по требованию их владельца он обязан.

Как правильно получить согласие на обработку персональных данных на сайте? Можно взять шаблон с сайта какой-то крупной компании?

Нельзя брать любое соглашение и использовать его на своем сайте, но можно посмотреть, как сделали другие, и использовать этот опыт.

Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Молчание или отсутствие возражений на обработку персональных данных — это не согласие.

Конкретной формы, в которой его нужно получать от посетителя и клиента, нет. Это может быть ссылка на пользовательское соглашение в ответном письме или галочка в форме регистрации.

Согласие должно быть осознанным и информированным

Главное, чтобы можно было доказать, что это согласие получено и посетитель понимал, на что он соглашается.

У каждого оператора должны быть цели. Интернет-магазин собирает данные об адресах, чтобы доставить товар; сервис по подписке просит указать электронную почту, чтобы отправлять письма; медицинский центр систематизирует данные о состоянии здоровья; школа — данные о семье.

Собирать, обрабатывать и хранить можно только те персональные данные, которые соответствуют цели. У «Ламоды», «Главреда», «Библио-глобуса» и детского сада цели не могут быть одинаковыми. А если собирать лишние данные, за это могут оштрафовать.

Получить согласие на обработку персональных данных недостаточно. Нужно соблюдать семь принципов обработки и правильно оформлять внутренние документы.

Лучше сделать это один раз и с помощью юриста, чем платить штрафы государству и возмещать моральный вред.

Ясно. Судя по всему, я оператор персданных. Что мне конкретно делать?

Изучите закон. Он сложный, там много непонятного, а какие-то вопросы вообще не объясняются. Если не можете разобраться сами, попросите юриста, которому доверяете.

На некоторые вопросы отвечает Минкомсвязи — эти разъяснения тоже лучше изучить лично. Можно там же задать вопрос по своей ситуации или написать в Роскомнадзор.

Разместите на сайте пользовательское соглашение, политику конфиденциальности, оферту или еще какой-то документ, откуда посетитель поймет, какие данные вы собираете, что с ними делаете, куда передаете, как храните и когда удаляете. Внимательно относитесь к формулировкам: они пригодятся в суде.

Формируйте базу с персональными данными на российских серверах. Потом можете передавать данные за границу, если это законно, обоснованно и безопасно.

Обеспечьте техническую безопасность данных и защитите их от утечки.

Оформите внутренние документы. Их много. Это приказы, распоряжения, инструкции и подписки. Это нужно сделать один раз, но правильно. При проверке Роскомнадзор имеет право их потребовать и проверить.

Подайте уведомление в Роскомнадзор, если не попадаете под исключения из ст. 22 закона о персональных данных. Если попадаете под исключения, оформите документы так, чтобы это было понятно при визуальной проверке и к вам не придрались.

Заверьте страницы сайта с документами по поводу персональных данных у нотариуса, чтобы вас не обвинили в их отсутствии или изменении формулировок.

Если у вас нет сайта, вы тоже можете быть оператором персональных данных. Необязательно собирать их автоматизированным способом и через интернет. Когда вы берете на работу сотрудника, вы тоже обрабатываете персональные данные. Правильно оформляйте документы.

Закон о персональных данных — это не страшно

Это нормальная мировая практика. Чтобы его соблюдать, не нужно тратить много денег. И бояться штрафов тоже не нужно. Если один раз всё правильно оформить и аккуратно относиться к информации о других людях, вам ничего не грозит.

Каждый из нас — субъект персональных данных. Этот закон защищает и наши данные тоже. И если кто-то его нарушит, можно подать в суд, заблокировать сайт-нарушитель, потребовать удалить информацию о себе и даже получить компенсацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *