что относится к подъемным сооружениям на предприятии
Что считать грузоподъёмным механизмом с точки зрения ПБ?
Подскажите в каких документах можно найти чёткие определения, что считать грузоподъёмным механизмом, подлежащим сертификации, регистрации, страхованию и т.д. а что нет?
Например в ФНП №533 написано что они НЕ распространяются на «манипуляторы, используемые в технологических процессах».
Означает ли это что такие манипуляторы можно вне зависимости от их конструкции и грузоподъемности эксплуатировать по общим правилам ТБ, без оглядки на специфику ГПМ, или просто есть ещё какие-то документы регламентирующие в каких случаях они являются ГПМ?
Также прошу подсказать какие документы регламентируют мобильные приспособления для подъёма и перемещения грузов, например, штабелёр, рохля, бочкокантователь и т.п.
Цитата |
---|
Юрий Муравьёв написал: Подскажите в каких документах можно найти чёткие определения, что считать грузоподъёмным механизмом, подлежащим сертификации, регистрации, страхованию и т.д. а что нет? |
ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Там они только перечисляются. Но они отменены.
Цитата |
---|
Юрий Муравьёв написал: Например в ФНП №533 написано что они НЕ распространяются на «манипуляторы, используемые в технологических процессах». |
ПС указанные в ФНП 533 в составе ОПО согласно ФЗ 116 подлежат регистрации, страхованию и т.д.
Цитата |
---|
Юрий Муравьёв написал: Означает ли это что такие манипуляторы можно вне зависимости от их конструкции и грузоподъемности эксплуатировать по общим правилам ТБ, без оглядки на специфику ГПМ, или просто есть ещё какие-то документы регламентирующие в каких случаях они являются ГПМ? |
Что такое общие правила ТБ? Есть Правила по охране труда (ПОТ) Или федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. (ФНП) Термин «Техника безопасности» можете забыть навсегда.
Цитата |
---|
Юрий Муравьёв написал: Также прошу подсказать какие документы регламентируют мобильные приспособления для подъёма и перемещения грузов, например, штабелёр, рохля, бочкокантователь и т.п. |
Александр, благодарю за ответ.
Попробую уточнить свой вопрос, поскольку ответа на него в упомянутых документах я не нашёл.
Поэтому мне по прежнему непонятно в каких случаях технологический манипулятор следует считать ГПМ со всеми вытекающими сертификацими, регистрациями, страхование и т.д.
И самое главное какой документ сможет подтвердить моё право не выполнять эти сертификации, регистрации страхование.
2. По мобильным ГПМ
Я из этих документов не понял нужно ли по рохлям, штабелёрам, бочкокантователям и т.п. требовать обязательный сертификат, регистрировать их как ГПМ и страховать ответственность или нет?
Цитата |
---|
Юрий Муравьёв написал: И самое главное какой документ сможет подтвердить моё право не выполнять эти сертификации, регистрации страхование. |
Приказ Ростехнадзора № 533. Я сно же. Есть там ваши ГПМ или ПС?
Цитата |
---|
Юрий Муравьёв написал: Я из этих документов не понял нужно ли по рохлям, штабелёрам, бочкокантователям и т.п. требовать обязательный сертификат, регистрировать их как ГПМ и страховать ответственность или нет? |
Нет. Смотрите Приказ Ростехнадзора № 533.
148. Не подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору следующие ПС:
а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с
пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также
управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;
б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
д) ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и
других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
ж) электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные
ПС;
з) краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1
т и с грузовым моментом до 4 т·м включительно;
и) грузовые строительные подъемники;
к) рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;
л) мостовые краны-штабелеры;
м) краны-трубоукладчики
Новые правила по ОПО, на которых используются подъемные сооружения 2021 года
—>Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 «Об утверждении ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» введены в действие новые правила в области безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения.
Приказ вступил в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Указанный документ заменяет собой Приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533.
Правила распространяются на все организации области промышленной безопасности ОПО, независимо от их организационно-правовых форм, а также ИП.
В списках ПС и оборудования, на которые распространяются требования ФНП, опубликованных в 1 разделе новой версии Приказа № 461 и старой версии Приказа № 533 (в редакции от 12.04.2016) различий нет (только в некоторых незначительных формулировках).
Требования ФНП распространяются на:
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны-штабелеры;
в) краны-трубоукладчики;
г) краны-манипуляторы;
д) строительные подъемники;
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
В список подъемных сооружений на которые не распространяются требования ФНП в новом Приказе добавлены несколько пунктов, а также внесены изменения в некоторые формулировки. Предлагаем Вашему вниманию сравнительную таблицу:
Приказ № 533 | Приказ № 461 | |||||||||||||||||||||||||
а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов; | б) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии; | |||||||||||||||||||||||||
в)с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей; | в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей; | |||||||||||||||||||||||||
г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах; | ||||||||||||||||||||||||||
д) подпункт утратил силу. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146) е) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием (например, вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) с людьми, используемых в качестве аттракционов; (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146) | д) предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием); | |||||||||||||||||||||||||
ж) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры); | ||||||||||||||||||||||||||
з) краны для подъема створов (затворов) плотин, без осуществления зацепления их крюками; | ж) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана; | |||||||||||||||||||||||||
и) домкраты; | ||||||||||||||||||||||||||
к) манипуляторы, используемые в технологических процессах. распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС: (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146) | и) манипуляторы, используемые в технологических процессах; При этом в список требований к работникам Приказа № 461 добавлен пункт «м»: специалисты сварочного производства, осуществляющие подготовку и руководство сварочными работами, и сварщики, выполняющие сварочные работы, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ. Пункт «л» требований к работникам старого Приказа № 533 «быть аттестованными в установленном порядке (только специалисты) на знание требований настоящих ФНП, касающихся заявленных видов работ на ПС» заменен на «быть аттестованными (только инженерно-технические работники) на знание требований настоящих ФНП, касающихся заявленных видов работ на ПС». В разделе III Требования промышленной безопасности к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС скорректирован список требований к организациям и ИП эксплуатирующим ОПО с подъемными средствами без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации: е) не эксплуатировать ПС с нарушениями требований по их установке. ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; ответственный за безопасное производство работ с применением ПС. В разделе V Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО Выбор оборудования в подразделе Требования к выбору материалов и качеству сварки при ремонте, реконструкции или модернизации ПС полностью исключены пункты 68 и 69, подробно описывающие выбор аналога материала стали, сварочных материалов для ремонта, реконструкции и модернизации а также методику проверки при приемке металлопроката. Кроме того, исключены пункты 76 и 77 с рекомендациями по ремонту элементов металлоконструкций ПС. Также исключен пункт 80, описывающий дефекты, недопустимые после ремонта. Из подраздела Контроль качества. Требования к итоговой документации исключен пункт 100: «Организация, некачественно выполнившая ремонт, реконструкцию, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством». В разделе VI Эксплуатация ПС ОПО в подразделе Установка ПС и производство работ исключен абзац: «Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР и ТК несет их разработчик». Подраздел Пуск ПС в работу и постановка на учет дополнен следующим текстом: В пункт об обязанности эксплуатирующей организации не менее чем за 10 дней до начала работы письменно уведомить организации, представители которых включены в состав комиссии, добавлена обязанность эксплуатирующей организации уведомить также федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности. Также из подраздела исключен абзац: «Дубликат паспорта, дубликат руководства (инструкции) по эксплуатации ПС должны быть изготовлены заводом — изготовителем ПС либо специализированной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности ПС, при этом экспертная организация подготавливает дубликат паспорта на основании проведенной экспертизы промышленной безопасности до начала эксплуатации ПС на ОПО». Убрали пункт «рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара» из списка ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО. Приводим сравнительную таблицу:
В подраздел Организация безопасной эксплуатации ПС в составе ОПО добавлена обязанность эксплуатирующих организаций: утверждать журналы, программы, графики выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки и складирования, должностные инструкции для инженерно-технических работников, а также производственные инструкции для персонала, на основе паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного ПС, с учетом особенностей технологических процессов, установленных проектной и технологической документацией. Также из указанного подраздела удален абзац: «В качестве рабочих люльки подъемников (вышек) могут допускаться работники других организаций, соответствующие требованиям, предъявленным в руководстве (инструкции) по эксплуатации подъемника (вышки) после проведения этим работникам инструктажа специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС.». Кроме того, удален абзац, позволяющий управлять автомобильным краном и автогидроподъемником водителям автомобиля после установленного обучения. В подраздел Проекты производства работ и технологические карты добавлен фрагмент, о необходимости согласовывать решения по работе ПС рядом с существующими зданиями/сооружениями с собственником, владельцем или иным лицом, ответственным за безопасное использование и содержание имущества, попадающего в опасную зону. В пункт Техническое освидетельствование ПС нового Приказа Ростехнадзора № 461 добавлен абзац: «Отрицательный результат технического освидетельствования ПС оформляется актом, в котором отражаются выявленные несоответствия требованиям эксплуатационной документации и настоящих ФНП, а также приводятся сведения о превышении нормативных значений контролируемых параметров и описание признаков неработоспособного состояния ПС». Новые ФНП по подъемным сооружениям: что поменялось?С 1 января 2021 года утратили силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее соответственно – ФНП № 533, ОПО, ПС) и введены в действие аналогичные ФНП, утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее – Правила). Предлагаем рассмотреть некоторые их новшества и отличия после проведенной инвентаризации требований в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Как и правила по охране труда, новые Правила допускают оформление и ведение документации в процессе эксплуатации и обслуживания ПС в электронном виде при соблюдении требований к их содержанию. Отметим, допускается только для двух стадий жизненного цикла ПС – эксплуатации и обслуживания ПС. Переход на электронный документооборот – это общая тенденция новых обязательных требований по различным видам безопасности. Немаловажна теперь юрисдикция территории государства, на которой используется ПС, для принятия решения о применении новых Правил. Они распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Отдельно отметим, что требования Правил не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются, в частности, подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно. Важно также учитывать, что Правила устанавливают, в частности, необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на ОПО, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, ПС. Уточним, что согласно пункту 3 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры. ФНП № 533 было предусмотрено, что в процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам. В новых Правилах эта норма отсутствует. То есть можно предположить, что «стационарно установленные грузоподъемные механизмы» и «подъемные сооружения» – это различные виды технических устройств, применяемых на ОПО, а аббревиатура «ПС», используемая в Правилах, относится к ним обоим. Важное дополнение установленных требований коснулось вопросов учета ПС. Объекты, на которых эксплуатируются ПС, упомянутые в пункте 143 Правил, подлежат регистрации в качестве ОПО в Ростехнадзоре и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО, или Госкорпорации «Росатом», а учитываются эти ПС федеральными органами и Росатомом при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО. Ранее отдельное приложение ФНП № 533 содержало перечисление терминов и определений, а также НПА, в которых приведены используемые в них термины (например, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116) и ТР ТС 010/2011). В новых правилах определения используемых терминов не приводятся, а ряд терминов изменен, некоторые стали однозначны или исключены (например, исключено «соответствующим», «например»). Вместо термина «специалист» в большинстве случаев теперь используется термин «инженерно-технический работник», вместо термина «распорядительный акт» – «внутренний распорядительный акт», «быть не ниже требований» – «соответствовать требованиям», «проводят», «следует проводить», «выполняемые» – «должно проводиться», «редко используемых» – «используемых реже, чем один раз в 10 дней». Термин «предохранительный пояс» в новых Правилах в ряде случаев используется как «страховочная (удерживающая) привязь». Этот термин также используется в правилах по охране труда. К примеру, Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н, предусмотрено: «Работать с телескопической вышки (гидроподъемника) следует, стоя на дне корзины (люльки), закрепившись стропом страховочной (удерживающей) привязи». Другое изменение предусматривает, что работы на регистраторах, ограничителях, указателях, на системах дистанционного управления (радиоуправления) ПС теперь должны выполнять работники «специализированных или эксплуатирующих» организаций. В Правилах указаны требования к этим работникам. Относительно разрешения выполнения зацепки груза на крюк без предварительной обвязки для ПС, управляемых с пола, новые Правила не ограничиваются «персоналом основных рабочих профессий», как это было предусмотрено ФНП № 533. Теперь эту работу разрешается выполнять любому персоналу, прошедшему проверку навыков по зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте. Негласно считается, что обязательные требования «написаны кровью» и при выполнении любых погрузо-разгрузочных операций (включая особо ответственные) следует грамотно оценивать, при необходимости, габариты или расстояния, важно учитывать каждый миллиметр. Поэтому в ФНП № 533, как правило, была указана единица измерения в миллиметрах, а в новых Правилах в ряде случаев миллиметры заменили на метры. Относительно неразрушающего контроля сварных соединений и сварки в новых Правилах содержатся отсылки на соблюдение требования ФНП, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона № 116-ФЗ. Установлено также, в частности, что: работники, назначенные стропальщиками, должны применять при работе с ПС специальные отличительные знаки (одежду); не требуется оформление наряда-допуска машинисту крана, осуществляющего вход в кабину крана через проходные галереи вдоль рельсового пути; ежесменный осмотр надземного рельсового пути осуществляется только для ПС, управляемых из кабины; перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) не является техническим перевооружением опасного производственного объекта; результаты испытания грузозахватных приспособлений, тары статической нагрузкой должны быть оформлены актом (протоколом) испытания. Новые правила действуют до 1 января 2027 года.
|