что относится к предметам психологической коррекции педагога

Что относится к предметам психологической коррекции педагога

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая коррекция – это направленное психологическое воздействие на соответствующие психологические структуры. Она используется для того, чтобы обеспечить полноценное развитие и функционирование индивида.

Понятие и особенности психокоррекции

Слово «коррекция» (лат. correctio) в переводе с латинского языка означает изменение, устранение, поправку, частичное исправление. Сегодня этот термин переходит из сферы аномального развития в сферу нормального психического развития индивида. В последнем есть разнообразные затруднения и проблемы, которые делятся на типичные и индивидуальные.

Психологическая коррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или человеческого поведения при использовании специальных инструментов психологического воздействия. Она применяется в том случае, если недостатки не обладают органической основой и не представляют устойчивые качества, сформированные относительно рано и практически не изменяющиеся впоследствии.

Психологической коррекцией считают деятельность психолога, направленную на повышение возможности клиента в разнообразных жизненных сферах (например, в процессе обучения, в поведении, в отношении с другими лицами), в раскрытии потенциальных творческих резервов и др.

С помощью средств психологической коррекции психолог обоснованно воздействует на дискретные характеристики внутреннего мира, имея дело с отдельными проявлениями желаний, познавательных процессов, переживаний и действий людей.

Предмет детской психологической коррекции

Коррекционная работа с детьми представляет собой сложный вид деятельности. Ее успех чаще всего зависит от сотрудничества и взаимодействия взрослых людей, поэтому программы коррекции и развития в большинстве случаев состоят из психологической и педагогической части. Первую часть планирует и осуществляет психолог, вторую часть совместно проводит психолог и учитель, воспитатель, родители и другие взрослые.

Необходимость психокоррекционного воздействия проявляется при существовании трудностей и проблем психологического развития и поведения. Психолого-педагогическая коррекция концентрируется на выявлении и устранении затруднений, решении проблем, которые возникают, в первую очередь, у детей, подростков, юношей и взрослых, взаимодействующих с ними.

Готовые работы на аналогичную тему

Психокоррекционные мероприятия проводят в рамках психокоррекционной ситуации. Здесь участвуют клиент или их группа, а также психолог. В процессе используется определенная теория с целью объяснения проблем клиента, а также процедуры (техники и методы) для решения проблем клиента. Между клиентом и психологом предусмотрены специальные социальные отношения, позволяющие клиенту с оптимизмом относиться к решению своих проблем.

Главное место в психокоррекции занимают эмоциональные процессы и переживания, в процессе которых происходит переворот в сознании, распределяются и перестраиваются элементы сознания и самосознания, достраивается осознание.

В состав предмета психологической коррекции включен творческий процесс в виде изменения в сознании и самосознании участников, достигаемого в процессе проводимых сеансов. Достижение новых взглядов, открытие новых идей для решения проблемных ситуаций является основой творческого подхода к личностному росту.

Чаще всего коррекционная работа бывает эффективна, когда вместе с психологом в ней участвуют члены семьи клиента, педагоги, медицинские и социальные работники, а также другие специалисты.

Объектами коррекционного воздействия выступают личность, семья или группа.

Классификация коррекционных мероприятий по различным критериям

Все виды психокоррекционных мероприятий классифицируют на основании определенных критериев. В соответствии с характером направленности коррекция может быть:

В зависимости от характера направленности содержания коррекция может осуществляться в познавательной сфере, личностной сфере. Может быть выделена отдельно коррекция аффективно-волевой сферы, межличностных отношений и поведения.

По форме работы с клиентами коррекция бывает:

По наличию программ психокоррекция может быть программированной и импровизированной. В соответствии с характером управления корригирующими воздействиями коррекция может быть директивная и недирективная.

Общая коррекция предполагает мероприятия, которые способны нормализовать специальную микросреду клиентов и регулировать психофизические, эмоциональные нагрузки в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей. Все это способствует гармонизации личности в процессе последующего развития.

Частная психокоррекция представляет собой набор психолого-педагогических воздействий, адаптированных под детский и подростковый возраст, а также приемов и методик, используемых в работе со взрослыми людьми. Этот тип коррекции способен вооружить психолога арсеналом инструментов психологического воздействия. Их он использует для групповой или индивидуальной работы.

Специальная коррекция включает комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом (группой клиентов) одного возраста и имеющих сходные проблемы. Она предназначена для исправления негативных сторон и последствий определенного типа воспитания, которое нарушило гармоничное развитие или социализацию человека.

Источник

Что относится к предметам психологической коррекции педагога — Концепция педагогической коррекции и ее формы

В современном мире, который является сложным, многослойным и запутанным, молодому поколению не так-то просто. За последние десятилетия общество сильно изменилось. Эти изменения нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными. Можно только сделать вывод, что слово «нестабильная ситуация» вошло в общий язык. Везде, где мы слышим о сложных экономических, политических и экологических ситуациях. Конечно, эти сложности идут рука об руку с идеологическими. В мире, где больше информации, чем человек может усвоить, где новые тенденции сменяют друг друга в одно мгновение, где за несколько десятилетий произошел беспрецедентный научный и технологический скачок, духовное состояние человека может быть поставлено на второй план.

Следуя каждому новому шагу человечества, обращая внимание на разнообразие черт характера детей, педагог должен строить свою работу с детьми по-новому, постоянно адаптируя и меняя методы, подход к различным проблемам. В частности, речь идет о разработке методов работы с детьми, нуждающимися в педагогической коррекции. Общество всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, не соответствующих общепринятым или официально установленным нормам. Наука, литература, искусство с разных сторон рассматривают и ценят это явление.

Проблема отклонений в поведении ребенка является одной из актуальных педагогических проблем. Успешная работа в этом направлении во многом зависит от профессиональных качеств учителя. Рожденный здоровый человек априори наделен всеми качествами, которые ассоциируются в нашем сознании с идеальной личностью. Но это «данное» существует только в проекции, и оно может стать реальным, когда человек полностью развивается в благоприятных условиях.

что относится к предметам психологической коррекции педагога. Смотреть фото что относится к предметам психологической коррекции педагога. Смотреть картинку что относится к предметам психологической коррекции педагога. Картинка про что относится к предметам психологической коррекции педагога. Фото что относится к предметам психологической коррекции педагога

что относится к предметам психологической коррекции педагога. Смотреть фото что относится к предметам психологической коррекции педагога. Смотреть картинку что относится к предметам психологической коррекции педагога. Картинка про что относится к предметам психологической коррекции педагога. Фото что относится к предметам психологической коррекции педагога

Концепция педагогической коррекции и ее формы

Термин «исправление» определяется как производное от латинского слова «correctio» — исправление.

Термин «коррекция развития» как специфическая форма психолого-педагогической деятельности впервые появляется в дефектологии по отношению к вариантам аномального развития детей. В этой области под этим термином понимается совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.

Позднее, при развитии прикладной возрастной психологии, произошло своеобразное распространение понятия «коррекция» на область нормального развития. Такое расширение сферы деятельности было вызвано новыми социальными задачами «значительного повышения морального и интеллектуального творческого потенциала и формирования разносторонних творческих способностей у всех детей».

Таким образом, произошло фундаментальное изменение задач и адресата корректирующих воздействий — от исправления дефектов, находящихся за порогом нормального развития, до создания оптимальных возможностей и условий для умственного развития в рамках нормы. Фактическое повышение потенциала учеников раннего подросткового возраста (5-7 классы), преодоление некоторых трудностей, связанных с индивидуальными, а также возрастными особенностями, приводящими к поведенческим отклонениям, является основной задачей моего исследования.

Д.Б. Эльконин предложил различать две формы коррекции в зависимости от типа диагноза и направления коррекции:

Сравнивая эти формы коррекции, автор отмечает безусловное примат причинной формы коррекции над симптоматической. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии ребенка.

И, следовательно, потребуются различные пути преодоления и предотвращения негативной симптоматики у ребенка. Поэтому для успешной коррекции необходимо начинать с психологического строения расстройств и анализа их генезиса. Таким образом, усилия по исправлению должны быть сосредоточены не столько на внешних проявлениях нарушений развития и их симптоматике, сколько на реальных причинах, которые приводят к этим нарушениям и их происхождении.

Однако необходимо различать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этногенезом отклонений. Каждый отдельный случай аномального развития имеет свои специфические цели, задачи и методы коррекции, которые не решаются в моей работе из-за отсутствия опыта работы с детьми, нуждающимися в таких методах коррекции воспитания.

Для организации дифференцированного индивидуального подхода необходимо глубокое изучение психофизических характеристик ребенка. Это исследование должно быть всеобъемлющим и проводиться совместно различными специалистами в области образования и медицины. Каждый ребенок, независимо от того, нормальный он или с признаками аномального развития, должен быть осмотрен специалистами внутри и вне учебного заведения.

В учебном заведении такими специалистами являются медицинский работник, педагог-психолог, социальный работник, а также преподавательский состав, в том числе классный руководитель.

В частности, преподаватель-предметник должен быть заинтересован в профилактике и коррекции девиантного поведения. Только комплексное наблюдение может помочь не только качественно провести коррекцию, но и предотвратить ее, своевременно выявив проблемы в поведении учащегося, выяснив их причины и проведя необходимую профилактику.

Школа не должна быть учреждением, которое учит студентов только знаниям предметов, которые они изучают. Школа вместе с родителями, участвующими в воспитании и развитии ребенка вне школы, должна всесторонне и непрерывно воспитывать личность учащегося.

Таким образом, психолого-педагогическая коррекция — это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, медицинских специалистов и родителей, основанная на системе психологических воздействий, направленная на коррекцию поведения ребенка с помощью знания возрастных, социокультурных и личностных норм развития.

Воспитательная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в учебном заведении и в семье. При постановке корректирующих целей педагог руководствуется знаниями о закономерностях развития ребенка как активного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым, представлениями о структуре и динамике возраста, теорией деятельности в формировании возрастных новообразований, психологической информацией о социокультурной ситуации развития конкретного ребенка.

Подробно рассматриваются уровни общей научной и специфической научной методологии в связи с философскими и общепсихологическими знаниями. Рассмотрим более подробно принципы научно-практической методологии психолого-педагогической лечебной работы, которые достаточно подробно объясняются в психологической литературе.

В следующей главе я более подробно расскажу о формах образовательной коррекции нормальных детей раннего подросткового возраста, проявляющих некоторые формы девиантного поведения. Для качественной подготовки учителя к проведению корректирующих мероприятий по отношению к вышеупомянутым учащимся необходимо в первую очередь раскрыть понятие девиантного поведения подростков и его формы.

Понятие девиантного поведения и его виды

Девиантное поведение — это поведение, которое не соответствует нормам, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Девиантное поведение — это поведение, которое упорно отклоняется от социальных норм.

Отправной точкой для понимания девиантного поведения является понятие социальной нормы, которое понимается как предел, мера того, что допустимо (допустимо или обязательно) в поведении или деятельности людей и обеспечивает сохранение социальной системы. Отступления от социальных норм могут быть:

— позитивный, направленный на преодоление устаревших норм или стандартов и связанный с социальным творчеством, способствующий качественным изменениям в социальной системе;

Положительное отклонение — это такое девиантное поведение, которое, хотя многие воспринимают как необычное, странное или, возможно, даже «ненормальное», в то же время не вызывает всеобщего неодобрения. Ранний подростковый возраст часто характеризуется героическими поступками, самопожертвованием, чрезмерной привязанностью к чему-то или кому-то, чрезмерным усердием, повышенным чувством жалости и сочувствия и так далее. Такое девиантное поведение может быть не самым

приятные последствия. Более детальное описание негативных последствий положительной девиации у молодых студентов приведено на примерах в практической части данного исследования.

-отрицательно. Под негативным отклонением в поведении детей и подростков мы имеем в виду такие особенности и их проявления, которые не только привлекают наше внимание, но и вызывают тревогу у родителей, учителей и общественности. Эти особенности поведения не только демонстрируют отклонения от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих правонарушений, нарушения моральных, социальных, правовых норм, требований законодательства, представляют потенциальную угрозу для субъекта поведения, развития его личности, окружающих людей и общества в целом.

Проявления девиации в поведении подростков, их моральном и социальном развитии могут быть самыми разными, в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности.

Психологическая коррекция является целенаправленным психологическим воздействием на соответствующие психологические структуры. Он используется для обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

Концепция и особенности психологической коррекции

Слово «исправление» (латинская коррекция) в переводе с латинского означает изменение, устранение, исправление, частичное исправление. Сегодня этот термин переходит из сферы аномального развития в сферу нормального умственного развития индивида. Последние имеют множество трудностей и проблем, которые делятся на типичные и индивидуальные.

Психологическая коррекция — это система мер, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных инструментов психологического воздействия. Применяется в тех случаях, когда недостатки не имеют органической основы и не являются стабильными характеристиками, формируются относительно рано и практически не изменяются в дальнейшем.

Психологическая коррекция рассматривается как деятельность психолога, направленная на повышение способностей клиента в различных сферах жизни (например, в процессе обучения, в поведении, во взаимоотношениях с другими людьми), выявление потенциальных творческих резервов и др.

С помощью психологической коррекции психолог целенаправленно воздействует на дискретные особенности внутреннего мира, имея дело с индивидуальными проявлениями желаний, познавательных процессов, переживаний и действий.

Предмет психологической коррекции для детей

Исправительная работа с детьми — это сложная деятельность. Его успех во многом зависит от сотрудничества и взаимодействия взрослых, поэтому в большинстве случаев программы коррекции и развития состоят из психолого-педагогической части. Первую часть планирует и проводит психолог, вторую часть — психолог совместно с учителем, тренером, родителями и другими взрослыми.

Потребность в психолого-педагогическом лечении возникает в случае трудностей и проблем в психологическом развитии и поведении. Психолого-педагогическая коррекция направлена на выявление и устранение трудностей и проблем, которые в первую очередь затрагивают взаимодействующих с ними детей, подростков, молодых людей и взрослых.

Психолого-коррекционная деятельность осуществляется в контексте психокоррекционной ситуации. В нем участвуют как клиент или его группа, так и психолог. Речь идет об использовании определенных теорий для объяснения проблем клиента и процедур (техник и методов) для решения его проблем. Между клиентом и психологом существуют особые социальные отношения, которые позволяют клиенту быть оптимистичным в решении своих проблем.

Основное место в психологической коррекции занимают эмоциональные процессы и переживания, в ходе которых происходит революция сознания, распределяются и перестраиваются элементы сознания и самоощущения, совершенствуется сознание.

Тема психологической коррекции включает в себя творческий процесс в виде изменений в сознании и самоощущении участников, которые достигаются в ходе занятий. Достижение новых взглядов, поиск новых идей для решения проблемных ситуаций является основой творческого подхода к личностному росту.

Исправительная работа наиболее эффективна, когда в ней наряду с психологом принимают участие члены семьи клиента, педагоги, медицинские и социальные работники и другие специалисты.

Объектом корректирующего воздействия является человек, семья или группа.

Классификация корректирующих действий по различным критериям

Все виды психокоррекционных мероприятий классифицируются по определенным критериям. В зависимости от типа ориентации возможна корректировка:

В зависимости от типа предметной ориентации, коррекция может происходить в когнитивной сфере, в личной сфере. Коррекцию аффективно-волевой сферы и межличностных отношений и поведения можно выделить отдельно.

Коррекция может быть в виде работы с клиентами:

Психологическая коррекция может быть как запрограммирована, так и импровизирована с точки зрения доступности программы. В зависимости от типа управления корректирующими воздействиями, коррекция может быть как директивной, так и не директивной.

Общая коррекция подразумевает деятельность, способную нормализовать специфическое микроокружение клиентов и регулировать психофизические и эмоциональные стрессы в зависимости от возраста и индивидуальных способностей. Все это способствует гармонизации личности в процессе ее дальнейшего развития.

Частная психологическая коррекция — это совокупность психологических и воспитательных воздействий, адаптированных к детскому и подростковому возрасту, а также методов и приемов, применяемых в работе со взрослыми. Данный вид коррекции способен вооружить психолога арсеналом средств психологического воздействия. Он использует их для групповой или индивидуальной работы.

Специализированная коррекция включает в себя комплекс приемов, методов и организационных форм работы с клиентами (группой клиентов) одного возраста и со схожими проблемами. Его целью является исправление негативных аспектов и последствий определенного вида воспитания, нарушившего гармоничное развитие или социализацию человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

что относится к предметам психологической коррекции педагога. Смотреть фото что относится к предметам психологической коррекции педагога. Смотреть картинку что относится к предметам психологической коррекции педагога. Картинка про что относится к предметам психологической коррекции педагога. Фото что относится к предметам психологической коррекции педагога

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Классификация видов психологической коррекции

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классификация видов психологической коррекции

Содержательнопсихологические характеристики психокоррекции определяются формой дизонтогенеза. Поэтому в психокоррекцию и аномального развития можно выделить несколько основных разделов:

1) психокоррекция при психическом недоразвитии;

2) психокоррекция задержанного психического развития;

3) психологическая коррекция при поврежденном психическом развитии;

4) психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка;

5) психокоррекция при искаженном психическом развитии;

6) психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии.

Следует заметить, что такой способ деления является весьма условным, так как один вариант дизонтогенеза в чисто виде можно встретить чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие может сочетаться с психическим недоразвитием или с задержанным развитием, а дисгармоничное психическое развитие часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном психическом развитии в зависимости от его формы используются различные по содержанию психокоррекционные методы. Поэтому целесообразно классифицировать психокоррекционный процесс по сферам его применения в конкретных нозологических группах больных.

В зависимости от формы организации психологической коррекции и коррекционных задач выделяются несколько ее видов:

§ нейропсихологическая коррекция и др.

Два основных вида психокоррекции можно выделить по характеру направленности: симптоматическую и каузальную, а по характеру решаемых коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции.

Ряд авторов предлагают выделять общую, частную и специальную психокоррекции.

Под общей психологической коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка. В нее входит регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологиии. Они решаются в процессе организации учебновоспитательных мероприятий.

Частная психокррекция, по мнению авторов,— это набор психологопедагогических воздействий. То есть это специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, таких как семейная психокоррекция, музыкотерапия, психогимнастика и пр.

Специальная психокоррекция, как пишут авторы,— «это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности». Основная цель специальной психокоррекции — исправление последствий неправильного воспитания (Ю. Шевченко с соавторами, 1995, с. 11).

Следует обратить внимание на слабую аргументированность такого разделения психокоррекции. Автор рассматривает психокоррецию как метод психологического воздействия, разделяя ее на общий, частный и специальный метод. Такой подход является весьма условным и не отвечает основному назначению психологической коррекции как процесса психологического воздействия, направленного на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В практике психологической помощи детям и подросткам целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:

1) коррекция эмоционального развития ребенка;

2) коррекция сенсорноперцептивной и интеллектуальной деятельности;

3) психологическая коррекция поведения детей и подростков;

4) коррекция развития личности.

Данный способ классификации видов психокоррекции отражает содержательнопсихологическую направленность психокоррекции при всех вариантах дизонтогенетического развития. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий. Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны. Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная.

В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области постановки психокоррекционных целей:

1) оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка;

2) развитие различных видов деятельности ребенка;

3) формирование возрастнопсихологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции. При первом (психодинамическом направлении) это восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, при втором (поведенческом направлении) — это модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.

Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают, на наш взгляд, особого внимания.

В центре психодинамигеского подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я». Целью психологической коррекции в этом направлении является помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику психокоррекционных воздействий. Однако в раннем возрасте этот метод использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два основных метода: игротерапия и арттерапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями. С другой стороны, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокоррекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.

Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии представляет концепция А. Адлера, где личность рассматривается как неделимое целое, являющееся интегральной частью социума. Анализируя позитивную природу человека, А. Адлер подчеркивал, что каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивировано достижением социальной цели и социальным интересом. Разбирая роль комплекса неполноценности у человека, А. Адлер полагал, что неполноценность, ее компенсация и социальная среда — это три переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Он считал, что в целом поведение человека не претерпевает особых изменений на протяжении его жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач психологической коррекции — коррекция этих отношений. Конкретизируя цель психокоррекции в концепции А. Адлера, можно выделить следующие задачи: коррекция чувства неполноценности; формирование социального интереса; коррекция устремлений и мотивов с перспективой выработки нового стиля жизни. Это достигается такими психотехническими приемами, как формирование у клиента положительных установок на занятие, анализ и проработка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюдное доверие и установление общих целей — первостепенные условия психокоррекционной работы.

Роджеровское направление психокррекции акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Основу психического здоровья, по мнению Роджерса, определяет соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией личностного потенциала и стремлением к самоосознанию, уверенности в себе, спонтанности. В связи с этим конечный итог коррекции заключается приобретением самоуважения, адекватной самооценки, в создании условий для личностного роста. Роджерс особо подчеркивал значение искренности, теплоты, эмпатии при общении психолога с клиентом.

Целью психологической коррекции в рамках поведенгеского направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок. В процессе психологической коррекции поведенческого направления психолог выполняет активную и директивную роль, он является учителем, тренером, стремится помочь клиенту следовать эффективному поведению. В рамках этого подхода разработаны ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:

§ построение новых стереотипов поведения;

§ подавление имеющихся неадаптивных стереотипов;

§ осознание условий для проявления новых стереотипов поведения.

Особого внимания заслуживает когнитивное направление, особенно в психокоррекции подростков. В когнитивной психокоррекции в первую очередь уделяется внимание познавательным структурам психики, и упор делается на личность, на структуру личности и в целом, на логические способности. Главной задачей психокоррекции является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном подходе выделяются два варианта психокоррекции: когнитивноаналитический и когнитивноповеденческий. Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно. Когнитивноповеденческий вариант предполагает создание модели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, проверка искаженных убеждений в ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют развитию разнообразных методических приемов психологического воздействия. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррекционных программ для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообразные способы психологических воздействий базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. Подбор методов психологического воздействия зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *