что относится к предприятиям торговли
Что относится к предприятиям торговли
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
Services of trade. Classification of trade enterprises
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») при участии Общества с ограниченной ответственностью ООО «ИКС 5 Ритейл Групп»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 771-ст
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий торговли и общие требования к предприятиям торговли различных видов и типов.
Настоящий стандарт предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере услуг торговли.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51303 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 51304 Услуги торговли. Общие требования
ГОСТ Р 51631 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 предприятие торговли: Объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям.
3.2 предприятие оптовой торговли: Предприятие торговли, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для последующей перепродажи товаров или профессионального использования.
3.3 предприятие розничной торговли: Предприятие торговли, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
3.4 ассортимент товаров: Набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или их совокупности (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам).
3.5 универсальное предприятие торговли: Предприятие, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.
3.6 специализированное предприятие торговли: Предприятие, реализующее одну группу товаров или ее часть.
3.7 неспециализированное предприятие торговли: Предприятие торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров.
3.8 предприятие торговли с комбинированным ассортиментом товаров: Предприятие, реализующее несколько групп товаров, связанных общим покупательским спросом и удовлетворяющих отдельные потребности.
3.9 предприятие торговли со смешанным ассортиментом товаров: Предприятие, реализующее продовольственные и непродовольственные товары отдельных видов.
3.10 мелкооптовая торговля: Разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией товаров, минимальная партия которых не может быть меньше, чем количество единиц в одной упаковке изготовителя для розничной торговли.
3.11 развозная торговля: Торговля, осуществляемая вне стационарного торгового объекта, с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
3.12 разносная торговля: Торговля товарами, осуществляемая вне стационарного торгового объекта при посещении покупателей в месте их нахождения (на транспорте, на улице, на дому, по месту работы и учебы).
3.13 стационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания (строения) с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
3.14 нестационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение.
3.15 автомагазин, автолавка, автофургон: Передвижные торговые объекты, осуществляющие развозную торговлю, представляющие собой автотранспортные средства (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день.
3.16 автоцистерна: Передвижной торговый объект, осуществляющий развозную торговлю, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства и предназначенную для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив (квас, пиво, вино и пр.).
3.17 лоток: Передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день.
3.18 тележка: Передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров.
3.19 торговый автомат: Стационарный некапитальный торговый объект, представляющий собой автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца.
4 Классификация предприятий торговли
4.1 Предприятия торговли подразделяют на классификационные группы в зависимости от различных признаков, в том числе:
— по формам собственности;
— по специализации торговой деятельности;
— по способу организации торговой деятельности;
— по виду торгового объекта;
— по формам торгового обслуживания покупателей;
— по условиям реализации товаров;
— по типам предприятий торговли.
4.2 Классификация предприятий торговли по различным признакам представлена в таблице 1.
Признак классификации предприятий торговли
Что относится к предприятиям торговли
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Services of trade. General requirements
Дата введения 2011-01-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») при участии Общества с ограниченной ответственностью ООО «ИКС 5 Ритейл Групп»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает виды услуг торговли, общие требования к качеству услуг, требования безопасности услуг, оказываемых в сфере торговли.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50764-2009 Услуги общественного питания. Общие требования
ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51303, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 услуга торговли: Результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
3.2 услуга розничной торговли: Результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи.
3.3 услуга оптовой торговли: Результат непосредственного взаимодействия продавца и оптового покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования.
3.4 продажа товаров, реализация товаров: Передача покупателю товаров на определенных условиях.
3.5 безопасность услуги торговли: Комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя.
3.6 предприятие торговли: Объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования (предприятие розничной торговли) или для последующей перепродажи товаров, или профессионального использования (предприятие оптовой торговли).
4 Виды услуг торговли
4.1 Услуги торговли включают услуги розничной торговли и услуги оптовой торговли.
4.2 Процесс оказания услуг торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.
4.3 Услуги розничной торговли включают в себя:
— оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении;
— информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
— дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.
4.4 Услуги оптовой торговли включают в себя:
— оказание помощи оптовым покупателям в приобретении (покупке) товаров;
— информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
4.5 Реализация товаров на предприятиях розничной торговли включает в себя следующие основные операции:
— ознакомление покупателей с товарами;
— показ или демонстрацию товаров или образцов товаров покупателям;
— выбор товаров покупателями;
— организацию расчета за товары;
— упаковку купленных товаров;
— выдачу купленных товаров;
— доставку купленных товаров по заказу покупателей.
4.5.1 Реализацию товаров осуществляют на предприятиях торговли различных видов и типов с учетом их специфики и ассортимента товаров.
4.5.2 Расчет с покупателями за купленные товары может осуществляться за наличные денежные средства, безналичным способом, в том числе с применением кредитных карт. При расчете продажной цены за купленные товары учитывают наличие у покупателей дисконтной карты и подарочного сертификата.
4.6 Реализация товаров вне предприятий торговли включает:
— реализацию товаров торговыми агентами;
— реализацию товаров дистанционным способом;
— реализацию товаров через торговые автоматы;
— другие формы интерактивной продажи.
4.6.1 Дистанционный способ реализации товаров осуществляется посредством ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, а также посредством электронных средств массовой информации, средств связи (телерадиореклама, телемагазин, почтовая связь, Интернет-торговля, электронный магазин) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара. Дистанционный способ реализации товаров предполагает оказание услуг по доставке товаров путем их пересылки покупателям почтовыми отправлениями (почтовая и посылочная торговля) или иными способами.
4.7 К услугам по оказанию помощи в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении относят:
— прием и исполнение предварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже (оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или иным способом вне предприятия торговли);
— прием и исполнение предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже (оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или иным способом вне предприятия торговли);
— комплектование заказов на товары и их упаковку;
— предоставление кабин для примерки товаров;
— организацию доставки товаров покупателям на дом или к месту заказа;
— упаковку купленных товаров;
— демонстрацию в действии принципиально новых товаров;
— демонстрацию моделей одежды;
— подгонку по фигуре покупателя и мелкую переделку купленной одежды, раскрой купленных тканей, подшив штор;
— организацию послепродажного обслуживания купленных товаров, в том числе организацию работ по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров на дому или в офисе у покупателя, услуги по сборке и установке мебели и других товаров;
— предоставление кабины или салона с оборудованием для прослушивания аудиокассет, просмотра продаваемых видеокассет, компьютерных дисков, дисков CD и пр.;
— растяжку купленных обуви и головных уборов;
— подгонку браслетов к часам.
4.8 К информационно-консультационным (консалтинговым) услугам относят:
— предоставление информации о товарах и их изготовителях, об оказываемых услугах, в том числе аудио- и видеосредствами;
— консультации специалистов по реализации товаров отдельных видов, в том числе по их назначению и применению;
— консультации дизайнеров по интерьеру, косметологов, диетологов и пр.;
— услуги по рекламированию товаров, включая проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания);
— организацию дегустаций новых продуктов питания и продовольственных товаров отдельных видов;
— обучение покупателей правилам пользования технически сложными товарами на дому или в офисе;
— проведение выставок и ярмарок по продвижению и реализации товаров отдельных видов.
4.9 Предприятия торговли могут организовывать оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров, например:
— организацию мест (зон) отдыха покупателей;
Что относится к предприятиям торговли
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Термины и определения
TRADE. Terms and definitions
Дата введения 2014-04-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»), Российским государственным торгово-экономическим университетом (РГТЭУ) при поддержке Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2016 год, ИУС N 6-7, 2020
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2018 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Термины-синонимы без пометы «Нрк» приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из законов Российской Федерации, заключенные в рамки из тонкой линии.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
торговая деятельность (торговля): Вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
оптовая торговля: Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
розничная торговля: Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
4 оптово-розничная торговля: Совмещение двух видов торговой деятельности: оптовой и розничной.
5 потребительский рынок (рынок товаров и услуг): Система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации и эксплуатации товаров, выполнения работ и оказания услуг.
6 товарное обращение: Процесс обращения объектов гражданского права посредством договоров.
7 торговая политика: Совокупность организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер, реализуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, а также их объединениями в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности в соответствии с законодательством.
8 покупатель (приобретатель): Физическое или юридическое лицо, приобретающее, заказывающее или имеющее намерение приобрести или заказать товары и услуги.
10 оптовый покупатель: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товары для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
11 продавец: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, гражданин (физическое лицо), реализующие товары и оказывающие услуги по договору купли-продажи или иному аналогичному договору.
12 продажа [реализация] товара: Передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.
Торговые структуры и их виды
13 торговая организация: Организация различных организационно-правовых форм, осуществляющая торговую деятельность, включая необходимые средства и работников с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
торговый объект: Здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
стационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
нестационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
торговая сеть: Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
18 стационарная торговая сеть: Торговая сеть, включающая в себя стационарные торговые объекты.
19 нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относящиеся к стационарной торговой сети
20 торговое предприятие (предприятие торговли): Имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.
21 предприятие розничной торговли: Торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли.
22 предприятие оптовой торговли: Торговое предприятие, используемое для осуществления оптовой торговли.
23 сетевое торговое предприятие: Торговое предприятие, входящее в торговую сеть.
24 оптовая торговая сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.
25 розничная торговая сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
26 вид торгового предприятия: Предприятие торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.
27 торговое предприятие с универсальным ассортиментом: Предприятие торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.
28 торговое предприятие со специализированным ассортиментом: Предприятие торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.
Что относится к предприятиям торговли
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Retailing.
Classification of enterprises
Дата введения 2002-01-01
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским и маркетинговым центром Минторга России и Департаментом маркетинга потребительского рынка и формирования государственных нужд Минторга России
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 “Услуги торговли и общественного питания”
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. N 259-ст
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности магазины.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы сидя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 неспециализированный магазин: Предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров.
3.12 комиссионный магазин: Предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.
4 Классификация предприятий розничной торговли
4.1 Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.
4.2 Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.
4.3 Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида, приведены в таблице 1.
Что относится к предприятиям торговли
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским и маркетинговым центром Минторга России и Департаментом маркетинга потребительского рынка и формирования государственных нужд Минторга России
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 “Услуги торговли и общественного питания”
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. № 259-ст
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Retailing.
Classification of enterprises
Дата введения 2002-01-01
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
4 Классификация предприятий розничной торговли
5 Общие требования к предприятиям розничной торговли
Приложение А Ширина проходов в торговых залах магазинов
Приложение Б Площади помещений для оказания услуг покупателям
Приложение В Перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах
Приложение Г Библиография
Настоящий стандарт распространяется на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности магазины.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы сидя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 неспециализированный магазин: Предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров.
3.12 комиссионный магазин: Предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.
4 Классификация предприятий розничной торговли
4.1 Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.
4.2 Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.
4.3 Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида, приведены в таблице 1.