что относится к прикладным методическим материалам по безопасности
Что относится к прикладным методическим материалам по безопасности
По своему назначению методические материалы условно можно разделить на 4 группы:
I. ГРУППА – ИНФОРМИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
• информация (собственно информация, информационный лист, информационный плакат, обзор, графики);
II. ГРУППА – ОПИСЫВАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
III. ГРУППА – ИНСТРУКТИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
IV. ГРУППА – ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
• тематическая подборка материалов;
• задачник, сборник упражнений.
Что представляют собой названные методические материалы?
ИНФОРМИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
•литература по определенному вопросу с краткой аннотацией;
•журналы разных издательств по вопросам педагогики и психологии;
•методический фонд кабинета, методиста, педагога школы для ознакомления более широкого круга людей и др.
Такой методический обзор дополнит любую разработку, сценарий, тематическую папку ценной рекомендательной библиографией.
а) стационарной, работающей в течение долгого времени («В помощь классному руководителю»);
б) временной, действующей накануне праздника, или по итогам (отчетная выставка);
в) передвижной, фонд которой можно вывезти в школу, лагерь.
По структуре методическая выставка делится на :
• заглавие, точно отражающее тему выставки, ее назначение;
• аннотации к литературе.
ОПИСЫВАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Примерная схема написания реферата:
• название реферата, автор, стаж его работы, место работы ;
• изложение темы (по частям, с пунктами, подпунктами);
ИНСТРУКТИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
определяет круг функций и деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно-методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников.
• название работы, адресат;
• вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость разъяснения данного вопроса: приводятся отправные нормативные документы, анализ сложившейся обстановки, выводы.
• изложение инструктажа; цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения. Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты: план-алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА дает объяснения к последующим методическим материалам, изложенным более скупо (планам, графикам, таблицам). Записка должна давать ответ на следующие вопросы:
• решению, каких задач способствует данная методическая работа;
• на основании, каких документов, фактов составлена работа?
• какова схема изложения материала?
• каково назначение и краткое содержание каждого из разделов предлагаемой далее работы?
• как пользоваться данной работой?
• где, в чем эти материалы могут быть использованы?
• кем подготовлены эти методические материалы.
5. ИНСТРУКЦИЯ раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описании условий дидактических игр, или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Методическая инструкция к игре или дидактическому пособию призвана осветить следующие моменты:
• для кого предназначено;
• для чего предназначено, какие задачи воспитания помогает решать;
• сколько человек, групп может одновременно пользоваться;
• в чем заключается смысл игры;
• условия пользования пособием, условия игры (простой и усложненный варианты);
• порядок пользования пособием, игрой;
• кем разработано пособие или игра. Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями. Допустимо приводить примеры действия игроков.
6. МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ содержит в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. В рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику в деле.
Примерная схема написания рекомендации:
• методические указания по решению организационных вопросов рекомендуемого дела (создание штабов, агитация, оформление, распределение поручений и т.д.);
• описание перспективы результатов рекомендованного дела, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на учащихся, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить достигнутый воспитательный эффект, развить полученные навыки, т.е. определяется место данного дела в системе воспитательной работы;
• список рекомендуемой литературы по данной теме, список использованной при подготовке работы литературы;
• автор работы, год написания, рецензия методического совета.
ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методические материалы, имеющие непосредственное практическое назначение, условно называются прикладными.
Примерная схема сценария:
цель, воспитательные задачи дела;
автор сценария, год.
Как правило, сценарий снабжен методическими советами. Это дает возможность разрабатывать собственные варианты.
Примерная схема методической разработки:
• название и форма проведения дела;
• объяснительная записка, в которой указывается:
задачи проводимого дела, предполагаемого метода; возраст детей, на которых рассчитано дело; условия для проведения;
• оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов, музыкальное сопровождение).
• методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений; дела, предшествующие и нацеливающие на основное; роль педагога в этот период);
• сценарий плана, ход проведения дела;
• сценарий дела, где соблюдаются все композиционные и сюжетные части, ссылка на авторов и названия источников с указанием страниц;
• методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание, от каких ошибок предостеречься, где лучше проводить дело, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя);
• методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т. п.).
• список использованной литературы;
• автор разработки, место работы, год.
3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценария. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков на одну определенную тему.
5. КАРТОТЕКА также относится к прикладным материалам.
Картотеки могут быть:
• газетных и журнальных статей;
• передового педагогического опыта;
• игр, цитат, поговорок и др.
Все многообразие методических материалов не может быть представлено в какой-то одной форме.
Рекомендации, сценарии, посвященные одной проблеме, оформляются на печатных листах РАЗОВЫМ ВЫПУСКОМ. Сборники методических материалов издаются в БРОШЮРАХ. Ряд разноплановых материалов, необходимых на определенный период времени, или посвященный одной теме, составит МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. Оперативные методические советы, указания, призыв к организации конкретного дела можно оформить в виде МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИСТОВКИ. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПАПКА объединит в себе:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ 03 Что за предмет-ОБЖ (Кого учить. ).doc
Кого учить, чему учить и как учить,
Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани
Это веление времени, это неизбежно.
Однако становление нового всегда сопровождается трудностями, сопротивлением. Часто такое сопротивление связано с недопониманием, с недостатком информации о новом.
Так, у многих педагогов существует определенное предубеждение против новой образовательной области, поскольку они незнакомы с ее Концепцией и видят в ОБЖ закамуфлированную и нежеланную ими «Начальную военную подготовку».
Другие, незнакомые с Концепцией, слепо следуя принципу сокращения содержания при проводимой модернизации общего образования, считают необходимым убрать из школы новые, «неклассические» предметы, в том числе курс ОБЖ. Или, допуская его, ограничить вопросами безопасности школьника
Наконец, ряд «экспертов» предлагают включить модуль ОБЖ в состав образовательной области «Технология» (это, например, и первую медицинскую помощь, и поведение в криминогенной ситуации, и вопросы национальной безопасности, и патриотическое воспитание).
К сожалению, сегодня в вопросе содержания и значимости собственного предмета, тем более области, даже преподаватели ОБЖ не всегда на уровне:
Поэтому давайте, еще раз разберемся:
Чему должна учить граждан страны новая образовательная область ОБЖ?
Как воплощается в ней задача учить детей быть мыслящими людьми, умеющими видеть и понимать проблемы современности и способы их решения?
Посмотрим в очередной раз, поскольку концепция образовательной области неоднократно публиковалась в различных источниках, но при этом – несколько изменим ракурс.
«Безопасность как ключевая потребность»
Источниками активности человека служат потребности. Ключевой потребностью человека является безопасность. В настоящее время считается общепринятой классификация потребностей, предложенная А. Маслоу (1954г).
На схеме потребности размещены в иерархическом порядке. Ученые подчеркивают, что потребности более высокого уровня возникают только после удовлетворения низших потребностей. Потребность в безопасности, следуя непосредственно за сиюминутными физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого качества – разума. Разум нужен для предвидения развития событий и последствий своих действий, без чего обеспечение безопасности просто невозможно.
Можно сказать, что все человеческие потребности выросли из потребности в безопасности. И прежде всего потребность в социальных связях, в объединении людей в общество, которое повышает безопасность каждого его участника. При этом, что исключительно важно, возникает общий интерес участников в безопасности самого общества, повышающей исходную личностную потребность каждого в безопасности. Общим интересом участников становится и безопасность государства, исторически ставшего наиболее устойчивой формой объединения людей в сообщество. Неслучайно, в Законе РФ
«О безопасности» упоминается не просто безопасность человека, а «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Далее. Можно также сказать, что все направления жизнедеятельности человека (а не только такие очевидные, как медицина, анатомия, гигиена и т.п.) касаются обеспечения его безопасности, пусть и опосредованно. Сюда относятся направления жизнедеятельности как в социальной, так и в техногенной сферах. При этом в прошлом, несмотря на сильную взаимозависимость безопасности личности и того сообщества, в которое данная личность входит, многочисленные и различные вопросы безопасности решались обычно стихийно, т.е. по мере возникновения и неосознанно. Это только тонкий исторический аналитик Н.М.Карамзин в своей «Истории Государства Российского» сделал вывод о том, что «первым государственным благом» является безопасность его граждан (иначе зачем оно, государство?). А Иван Калита, о котором в данном случае вел разговор Карамзин, думал вероятнее всего, об укреплении своей княжеской власти; обеспечение же им безопасности москвичей стало не осознанной целью, а механизмом укрепления власти.
В государстве, стихийно сформированном устойчивым сообществом (нацией), вопросы безопасности решались не только стихийно, но чаще всего также раздельно. Отдельно – безопасность государства, представлявшего данное сообщество вовне, среди других сообществ; отдельно – бытовой комфорт, отдельно – медицина, отдельно – «спецслужбы» государства, отдельно – армия. Только в периоды острых кризисов, во время войн за выживание или смут, жизнеспособный народ объединялся, опять же стихийно создавая атмосферу индивидуальной жертвенности во имя общих интересов, общей безопасности.
Проблема безопасности в современных условиях.
Сегодня из средств массовой информации каждый знает, что в жизни планеты наступили «новые времена». Но наступление «новых времен» характеризуется не только вспышкой терроризма.
В основе нагрянувшей смены эпох лежит достижение технологиями человека мощностей, соизмеримых с геологическими, достижение во второй половине ХХ века пределов роста антропогенного давления на природную среду.
Но преобразованная среда несет уже новые опасности. В связи с этим преобразование среды должно быть таким, чтобы новые опасности были меньше прежних и ниже допустимого уровня (полное устранение опасностей, естественно, невозможно). Раньше это условие выполнялось, как я упоминал, стихийно – методом последовательных проб и ошибок. Результаты ошибок были поправимы, а времени для проб было достаточно.
Раньше стихийная способность обеспечить свою безопасность была критерием естественного отбора жизнеспособных индивидов и сообществ. В ХХ I веке способность обеспечить свою безопасность стала еще и критерием жизнеспособности человека как вида.
В новой исторической эпохе спасти человека от собственных гибельных действий сможет только своевременное научное осознание взаимосвязанного комплекса современных проблем безопасности; умение осознанно делать безопасный выбор в быту, на производстве, в политической и общественной деятельности; навыки осознанного рационального поведения во все усложняющихся опасных и чрезвычайных ситуациях. Только комплексное видение всеми и каждым проблем безопасности сможет сегодня предотвратить бескомпромиссность конфликтов народов, «зеленых» и «патриотов», «экологов» и «хозяйственников», «глобалистов» и «антиглобалистов», безудержных защитников «прав человека» и сторонников несущей надежду Хартии Земли.
Таким образом, в XXI веке без науки и практики культуры безопасности, своевременно созданной и воспринятой всеми, особенно молодежью, каждый человек, каждый народ, да и все человечество просто не смогут выжить.
Изучение вопросов безопасности в школе.
До наступления «новых времён» вопросы безопасности систематически в школе не изучались, что вполне понятно: как упоминалось, они и в жизни решались разрозненно и стихийно.
Однако уже в 1994 году общественным Фондом национальной и международной безопасности России были чётко обозначены новые ориентиры:
«Курс ОБЖ обречён стать ведущим, системообразующим элементом не только в российской, но и в мировой практике воспитания и обучения: настало его время, усвоение основ безопасной жизнедеятельности даёт нам шанс выжить, иметь будущее»;
«Целью курса ОБЖ является сообщение учащимся научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера».
Позиция Фонда подчеркивала необходимость дальнейшего развития ОБЖ, включения в курс всего комплекса современных проблем безопасности человека и общества, в особенности безопасности их преобразовательной жизнедеятельности, становящейся причиной новых, небывалых опасностей (вспомним типовую схему обеспечения безопасности). В соответствии с этим в течение всех последних лет ведутся методические и экспериментальные работы по подготовке развития ОБЖ. В 2001 году их промежуточные результаты были собраны в очередном Пособии для преподавателей, выпущенном Фондом.
Время для существенного шага в развитии настало с принятием обществом в 1999 году назревших решений о реформе образования. К этому времени относится создание новой Концепции ОБЖ. Сложность задачи её разработки состояла в том, что в новой эпохе все школьные предметы, отражающие различные направления жизнедеятельности человека, должны содержать соответствующие аспекты безопасности. Поэтому при реформировании образования (с 2001 года оно стало называться модернизацией) появилась угроза «интеграции» содержания ОБЖ, а по существу растворения его по всему полю традиционных образовательных компонентов. Очевидно, что при этом потеряются не только специфические разделы курса, но и системность доведения до сознания учащихся проблем безопасности жизнедеятельности. Пропадут с таким трудом выращенные кадры педагогов и структуры их подготовки, накопленные учебные пособия, учебники по ОБЖ; пропадает опыт, в конце концов. Собственно, пропадает вся эффективность обновления образования в соответствии с главным требованием наступившей эпохи.
Выход из положения в представленной сегодня Министерством обр. и науки и одобренной обществом Концепции найден в сочетании центрального предмета ОБЖ и фрагментов по тематике безопасности жизнедеятельности во всех других школьных предметах, которые вместе составили новую образовательную область « Основы безопасности жизнедеятельности». Знания, умения и навыки, связанные предметом ОБЖ в единую систему, предназначаются для формирования компетентности учащихся в области культуры безопасности (компетентность – готовность к решению любых теоретических и практичесикх задач в жизни).
Компетентность, сформированная образовательной областью ОБЖ, позволит выпускникам школы адекватно эпохе определить свои жизненные ценности, обеспечивать здоровье и безопасность, определять позитивную направленность применения как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей.
Содержание предмета ОБЖ.
Поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен иметь тщательно отобранное содержание.
Основы, конечно, не могут обойтись и без практических навыков безопасного поведения, рациональных действий в сложившихся опасных ситуациях, становящихся со временем всё более сложными, зачастую чрезвычайными. С одной стороны, многие из сегодняшних угроз были ранее не знакомы людям, в том числе и родителям, которые всегда учили и сегодня учат своих детей безопасному поведению. С другой стороны – процесс образования и воспитания растущего человека только и можно строить от простого к сложному, от типовых навыков к теоретическим обобщениям. Но основы не следует перегружать детальными инструкциями: ведь что-то учащимся уже известно, во-первых. Всего и на всю жизнь не предусмотришь, во-вторых. Не вспомнишь заученных инструкций, когда «клюнет жареный петух», в-третьих.
Таким образом, состав Федерального Компонента содержания общего образования, в части ОБЖ, целесообразно ограничить материалами, относящимися к достаточно общим вопросам индивидуальной, национальной и глобальной безопасности. В их числе ядра разделов, освоенных за 20 лет существования ОБЖ:
Безопасное поведение в повседневной жизни.
Основы здорового образа жизни.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Первая медицинская помощь.
Основы защиты Отечества (Основы военной службы)
К этим вопросам, в соответствии с новой Концепцией, в предмет ОБЖ в последнем классе (или классах) основной ступени общего образования вводится обобщающий теоретический (мировоззренческий) раздел:
6. «Современный комплекс проблем безопасности» с темами:
* безопасность жизнедеятельности (основы теории безопасности);
* современные проблемы безопасности (состав и структура всего комплекса);
* безопасность жизнедеятельности на глобальном уровне;
* безопасность жизнедеятельности на национальном уровне;
* национальная безопасность России.
Таким образом, Концепцией предполагается систематизация всех разделов на основе теоретических подходов, распределение существующих и новых материалов по классам в соответствии с возрастными возможностями учащихся, устранение материала избыточного, в основном инструктивного, местного, особенности обеспечения безопасности переносятся из Федерального Компонента содержания образования в Региональный. Усиливаются связи ОБЖ с фрагментами безопасности жизнедеятельности в других предметах (межпредметные связи), что в целом формирует новую образовательную область.
Выбранный для просмотра документ 07 Самоанализ преподавания курса ОБЖ в школе.docx
Что относится к прикладным методическим материалам по безопасности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 28 января 2020 г. № ВБ-85/12 “О направлении методических рекомендаций”
В целях повышения эффективности работы по реализации установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций Минпросвещения России направляет методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» для руководства и использования в работе.
Методические рекомендации
«Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации»
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящиеся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).
Методические рекомендации разъясняют порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).
1. Нормативные правовые акты для применения при организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции».
5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
11. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
12. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»
13. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
14. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
15. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
16. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».
17. Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете).
18. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».
19. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных логанов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. № 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта».
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 (ред. от 2 августа 2019 г.) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 (ред. от 20 ноября 2018 г.) «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»).
27. Приказ Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г., № 40478).
28. Приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»).
29. Приказ Минстроя России от 3 декабря 2016 г. № 876/пр «Об утверждении изменений № 2 СП 118.13330.2012. «СНиП 31-06-2009 общественные здания и сооружения»).
30. ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. № 1185-ст).
31. ГОСТ Р 51241-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. № 430-ст).
2. Термины, определения
В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:
правообладателем государственного и муниципального имущества (объекта (здания), переданного государственным и муниципальным организациям на праве оперативного управления, являются организации, которым передано это имущество;
правообладателем территорий (земельных участков), находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), являются организации, которым передан этот земельный участок;
3. Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов (территорий)
В соответствии с постановлением № 1006 устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) 5 и более террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 300 млн рублей.
б) объекты (территории) второй категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 3 до 4 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет свыше 150 млн рублей и не превышает 300 млн рублей.
в) объекты (территории) третьей категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн рублей.
г) объекты (территории) четвертой категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн рублей.
В целях обеспечения АТЗ объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется их оснащение бесперебойными и устойчивыми инженерно-техническими средствами и системами обеспечения безопасности.
1. Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
2. План мероприятий организации по исполнению постановления № 1006.
3. Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения (инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения).
4. Приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории) (приложение).
5. Акт обследования и категорирования объекта (территории).
6. Перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) (включает мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны).
8. План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам обеспечения АТЗ объекта (территории).
9. Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов.
11. План эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
12. План проведения учений и тренировок по отработке действий в условиях угрозы совершения или при условном совершении террористического акта на объекте (территории), связанных с эвакуацией обучающихся и персонала из помещений и зданий, которым угрожает опасность, а также обучением их способам индивидуальной и коллективной защиты.
13. Журналы проведения инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, а также другие документы, предусмотренные требованиями.
Руководитель организации-правообладателя отвечает за обеспечение АТЗ объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение АТЗ организации-правообладателя (филиалов, представительств и обособленных объектов (зданий) руководитель организации возлагает в приказе на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на данных объектах по обеспечению АТЗ).
В соответствии с уставом организации руководитель организации имеет право делегировать часть полномочий своим заместителям.
Полномочия должностных лиц организации-правообладателя по обеспечению АТЗ объектов (территорий), вносимые в должностные регламенты (инструкции):
Должностное лицо | Должностные обязанности |
---|---|
Руководитель организации | Общее руководство обеспечением АТЗ объектов (территорий) организации (утверждение паспорта безопасности объекта (территории) |
Заместители руководителя организации | Планирование мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий); ресурсное обеспечение мероприятий по АТЗ объектов (территорий); координация деятельности подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий); организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам безопасности |
Должностные лица организации, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов | Участие в разработке проектов организационно-распорядительных документов организации в части обеспечения АТЗ объектов (территорий); участие в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) |
Должностные лица, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью работников на объектах по обеспечению их антитеррористической защищенности (руководители объектов) | Руководство мероприятиями по АТЗ объектов (территорий) в соответствии с требованиями и организационно-распорядительными документами организации |
4. Сроки проведения категорирования и паспортизации объектов (территорий)
Постановлением № 1006 установлены сроки проведения категорирования объектов (территорий):
работа комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии 7 ;
5. Порядок экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов (территорий), организация и проведение обследования и категорирования объектов (территорий)
Для экспертной оценки состояния АТЗ и безопасности объектов (территорий) руководитель организации-правообладателя издает приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории).
Приказом утверждается состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. Представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включаются в состав комиссии по предварительному согласованию.
Результаты обследования объекта (территории) вносятся в акт обследования и категорирования объектов (территорий), который содержит обязательные элементы:
ограничительную пометку «Для служебного пользования, экз. № ___» с учетом содержащихся в акте сведений;
реквизит «УТВЕРЖДАЮ», должность, подпись, инициалы и фамилию председателя комиссии, дату утверждения;
состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности каждого члена комиссии;
наименование объекта (территории) обследования, адрес его фактического местонахождения;
установленные в результате обследования количественные показатели:
а) официальные данные государственной статистики о количестве случаев совершения или попыток совершения террористических актов на территории субъекта Российской Федерации 10 ;
б) прогнозируемое количество пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), которое принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни. Данный пункт определяет конкретную численность людей (показатель). Показатель должен соответствовать максимальной численности людей, находящихся на объекте (территории) в рабочие дни, в соответствии с режимом работы объекта (территории), учитывающим расписание деятельности организации:
максимальное число детей, соответствующее списочному составу;
количество привлеченных специалистов в соответствии со штатной численностью;
иные лица, в том числе арендаторы;
лица, осуществляющие безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории);
сотрудники охранных организаций;
в) прогнозируемый размер возможного материального ущерба в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным 100% балансовой стоимости объекта на момент проведения категорирования объекта (территории), без дополнительных расчетов 11 ;
установленная категория опасности объекта (территории);
отметка «Решение принято голосами членов комиссии «за»___, «против» ____, «воздержались» ___»;
подписи членов комиссии с указанием их статуса в составе комиссии, инициалов и фамилий (в алфавитном порядке).
В акте указываются также основные данные об объекте (территории):
основные конструктивные и эксплуатационные характеристики объекта (территории), позволяющие его идентифицировать (материал конструкций, этажность, площадь, год постройки, количество корпусов и т.п.);
режим функционирования объекта (территории);
действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) (внутриобъектовый и пропускной режимы, физическая охрана, наружное освещение, система противопожарной защиты и т.п.);
критические элементы и уязвимые места объекта (территории);
наличие наглядных пособий 12 ;
инженерно-технические средства и системы охраны:
наличие системы видеонаблюдения (количество видеокамер; обеспечивает/не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории); обеспечивает/не обеспечивает архивирование и хранение данных в течение одного месяца;
наличие системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
план (схема) объекта (территории) с обозначением потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);
план (схема) охраны объекта (территории) с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств охраны;
особое мнение членов комиссии, не согласных с общим принятым решением (при его наличии).
Экземпляр акта обследования и категорирования объекта (территории) прилагается к соответствующему экземпляру паспорта безопасности объекта (территории).
Отдельным документом по результатам категорирования объекта (территории) (приложением к акту обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
6. Порядок участия членов комиссии в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемого объекта (территории)
Экспертная оценка состояния АТЗ охраняемого объекта (территории) проводится членами межведомственной комиссии в рамках участия в деятельности комиссии по его обследованию и категорированию.
В состав комиссии включаются руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию).
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объекта (территории).
При проведении экспертной оценки члены комиссии:
знакомятся с организационно-распорядительной и технической документацией по организации АТЗ, имеющейся на объекте (территории), а также при необходимости запрашивают другие информационные материалы, необходимые для обеспечения объективности при проведении экспертной оценки конкретного объекта (территории);
изучают режим работы объекта (территории);
проводят обследование объекта (территории) на предмет его антитеррористической защищенности, определяют:
расположение объекта (территории) на местности;
общую протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости);
конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по безопасному функционированию объекта (территории);
количество потенциально опасных участков объекта (территории) и (или) уязвимых мест и критических элементов объекта (территории);
наличие ограничения доступа в отдельные здания или помещения, на отдельные территории;
технические возможности эвакуации;
наличие смежных строений;
наличие физической охраны объекта (территории), количество постов, время охраны;
наличие инженерно-технических средств и систем охраны;
изучают конструктивные и технические характеристики инженерно-технических средств и систем охраны;
изучают документы по техническому обслуживанию инженерно-технических средств и систем охраны объекта (территории);
определяют категорию объекта (территории) или подтверждают (изменяют) ранее присвоенную категорию;
определяют перечень необходимых мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
7. Оформление результатов обследования объекта (территории)
По окончании обследования результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии.
Служебная информация о состоянии АТЗ объекта (территории), содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории), является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Акт обследования и категорирования должен содержать следующую информацию:
1. Полное наименование объекта (территории) организации (указывается в соответствии с наименованием, указанным в учредительном документе этой организации, на основании свидетельств о государственной регистрации права, выписок из ЕГРН (ЕГРП), выписок из ГКН).
2. Состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) в соответствии с приказом руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории):
3. Наименование распорядительных документов, утвердивших (перечень), создание и состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории), дата утверждения и № № распорядительных документов.
4. Срок работы комиссии.
5. Общие сведения об объекте (территории):
5.1. Полное и сокращенное наименование объекта (территории), почтовый адрес, телефон, факс, электронный адрес (сведения указываются на основании учредительных документов) (пункты 1 и 5.1 могут совпадать в случае одного объекта (территории) у организации);
5.2. Форма собственности;
5.3. Наименование вышестоящей организации по принадлежности (наименование, адрес, телефон, факс);
5.4. Виды деятельности организации (сведения указываются по основной и другим видам деятельности в соответствии с уставом организации, лицензией, выпиской из ЕГРЮЛ);
5.5. Общие сведения о зданиях, строениях, сооружениях, автостоянках, расположенных на объекте (территории), включающие сведения по параметрам объекта (общая площадь, протяженность и др.) (сведения указываются на основании свидетельств о государственной регистрации прав, других правоустанавливающих документов);
5.6. Сведения по ответственным должностным лицам организации в соответствии с приказом «Об обследовании и категорировании объектов (территорий) и разработке паспортов безопасности объектов (территорий)» (мобильные, служебные и домашние номера телефонов).
6. Характеристика местности в районе расположения объекта (территории):
6.1. Рельеф местности, прилегающие лесные массивы, удаленность водоемов;
6.2. Климатическая зона, среднестатистические метеорологические данные;
6.3. Социально значимые, административные и другие объекты;
Таблица 1
(образец заполнения)
№ | Наименование административных, экстренных, социальных служб | Адрес | Удаленность от объекта (территории), км | Телефон | Направление |
---|---|---|---|---|---|
1. | Территориальный орган управления (администрация, др.) | ул. Пушкина, 67 | 1,4 | 8-86132-2-52-22 | юго-западное |
2. | Территориальные органы МВД России | ||||
3. | Территориальные органы МЧС России | ||||
4. | Противопожарные службы | ||||
5. | Медицинские учреждения | ||||
6. | . |
6.4. Сведения о потенциально опасных объектах, расположенных в непосредственной близости к объекту (территории) 14 ;
Таблица 2
(образец заполнения)
№ | Наименование объекта | Расстояние до объекта (территории), расположенного в непосредственной близости, метров | Направление | Характеристика уровня опасности |
---|---|---|---|---|
1. | Вязов переулок, 12/2, стр.1, жилой дом | 14 | северное | не опасен |
2. | . | |||
3. | . |
6.5. Размещение объекта (территории) по отношению к транспортным коммуникациям;
Таблица 3
(образец заполнения)
6.6. Режим работы объекта (территории), включающий продолжительность, начало (окончание) рабочего дня для всех категорий работников, расписание занятий обучающихся;
6.7. Сведения об арендаторах, иных лицах (организациях), осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории) (указываются полное и сокращенное наименование организации, основной вид деятельности, общее количество работников, расположение рабочих мест на объекте (территории), занимаемая площадь (кв. метров), режим работы, Ф.И.О., номера телефонов (служебного, мобильного) руководителя организации, срок действия аренды и (или) иные условия нахождения (размещения) на объекте (территории), реквизиты договоров и срок их действия);
6.8. Общее количество работников объекта (территории): специалистов в соответствии со штатной численностью, специалистов, работающих на основании гражданско-правовых договоров, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), сотрудников охранных организаций, иных лиц, в том числе арендаторов;
6.9. Общее количество обучающихся (детей), соответствующее списочному составу;
6.10. Максимальная численность людей, находящихся на объекте (территории) в рабочие дни, соответствующая режиму работы объекта (территории), учитывающая расписание деятельности организации.
7. Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах:
7.1. Потенциально опасные участки объекта (территории) (при наличии в соответствии с приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»);
7.2. Критические элементы объекта (территории) (при наличии критических элементов объекта (территории) отмечается их наименование, общая площадь участка, характер террористической угрозы, характер возможных последствий):
7.2.1. Зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
7.2.2. Элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);
7.2.3. Места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);
7.2.4. Другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости;
7.3. Возможные места и способы проникновения террористов на объект (территорию);
8. Прогноз последствий совершения террористического акта на объекте (территории):
8.1. Предполагаемые модели действий нарушителей;
8.2. Вероятные последствия совершения террористического акта на объекте (территории).
9. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте (территории):
9.1. Прогнозируемое количество пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), которое принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни, соответствующая режиму работы объекта (территории), учитывающая расписание деятельности организации.
9.2. Прогнозируемый размер возможного нарушения инфраструктуры объекта и материального ущерба в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным 100% балансовой стоимости объекта (территории) на момент проведения категорирования объекта (территории).
10. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) (сведения включают информацию о частной охранной организации, подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированного и сторожевого подразделения организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделении ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечивающего охрану объекта (территории), количество и местоположение помещений охраны (постов охраны, контрольно-пропускных пунктов, пульта охраны и т.д.), состав суточного наряда, обеспечивающего охрану объекта (территории).
11. Организация оповещения и связи.
13. Оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов и потенциально опасных участков объекта (территории).
14. Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории).
15. Выводы и рекомендации для занесения в акт обследования и категорирования объекта (территории) должны содержать следующие разделы:
15.1. Оценка соответствия системы безопасности объекта (территории) установленным требованиям;
15.2. Соответствие эксплуатируемых на объекте (территории) инженерно-технических средств и систем охраны установленным требованиям, их совместимость и работоспособность;
15.3. Предложения по совершенствованию системы безопасности объекта (территории), повышению уровня его инженерно-технической защищенности;
15.4. Предложения по формированию модели взаимодействия организации с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
15.5. Предложения по присвоению соответствующей категории объекту (территории).
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).
При расхождении мнения члена комиссии с остальными членами комиссии по результатам проведенной экспертной оценки АТЗ объекта (территории) член комиссии готовит особое мнение с подробной и мотивированной позицией, которое им подписывается и прилагается к акту обследования и категорирования объекта с обязательным отражением в данном акте.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) и перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) или уполномоченным им лицом не позднее последнего дня работы комиссии.
8. Взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях).
При планировании мероприятий по взаимодействию рекомендуется предусмотреть проведение совместных тренировок в соответствии с запланированными совместными действиями при возникновении террористических угроз:
попытке вооруженного проникновения на территорию организации или проникновения вооруженных лиц;
при обнаружении на территории организации или в непосредственной близости от него опасного предмета (взрывного устройства, др.);
при получении по телефону сообщения об угрозе минирования учреждения;
при захвате заложников на территории (объекте) организации;
при совершении на территории (объекте) взрыва, поджога, другой чрезвычайной ситуации.
План взаимодействия должен обязательно предусматривать:
актуализацию, уточнение контактов дежурных (оперативных) служб территориальных органов;
получение информации о минимальных и максимальных сроках прибытия служб в организацию в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Также взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. № 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта».
1 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации разработаны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2018 г. № ДМ-П17-2841 о приведении актов Минпросвещения России в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
2 Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
3 В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 постановления № 1006.
4 Разрабатывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории).
5 В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 постановления № 1006.
6 В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 постановления № 1006.
7 В соответствии с пунктом 9 постановления № 1006.
8 В соответствии с пунктом 43 постановления № 1006.
9 В соответствии пунктами 44-45 постановления № 1006.
11 В соответствии с пунктом 2 раздела I постановления № 1006 под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений.
12 В соответствии с подпунктом «л» пункта 24 постановления № 1006.
13 В соответствии с пунктом 31 постановления № 1006.
14 Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»
15 1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
2. Приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»).
3. Пункт 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009».
4. В соответствии с пунктами 24-31 постановления № 1006.
16 Подпункт «з» пункта 19; подпункт «з» пункта 20; подпункт «а» пункта 21.
Образец приказа «Об обследовании и категорировании объектов (территорий) и разработке паспортов безопасности объектов (территорий)»
Орган власти (по подведомственности) образовательное учреждение (сокращенное наименование) | |
---|---|
ПРИКАЗ | |
от “__”._________.20. г. | №___________ |
Об обследовании и категорировании объектов (территорий) и разработке паспортов безопасности объектов (территорий) |
2. Комиссии в период с “__” по “__”_ 20. г. провести обследование и категорирование объектов (территории) организации, находящихся по адресам:
3. Результаты обследования и категорирования по каждому объекту (территории) оформить актом обследования и категорирования объекта (территории).
4. Ведущему специалисту по безопасности Иванову И.И., руководителям объектов (территорий):
4.1. По результатам категорирования объектов (территорий) разработать паспорта безопасности объектов (территорий), согласовать с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны Росгвардии), территориальным органом МЧС России, и представить на утверждение не позднее _________ 20. года;
4.2. Разработку, учет, хранение паспортов безопасности объектов, их актуализацию, ознакомление лиц с информацией, содержащихся в них, осуществлять в соответствии с приказом от “. ”______ 20__ г. № ____ «О мерах по защите информации при разработке и хранении паспортов безопасности объектов в образовательной организации»;
4.3. Паспорта безопасности объектов (территорий), разработанные в соответствии с постановлением № 1006, ввести в действие с _______ 20. года. Считать с этого же числа утратившими силу паспорта безопасности объектов (территорий), ранее разработанные организацией в соответствии с иными актами Правительства Российской Федерации и/или приказом от “. ”_________ 20__ г. № _____ (соответствующего органа власти).
5. Ведущему специалисту по безопасности Иванову И.И.:
5.1. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения паспортов безопасности объектов (территорий) в установленном порядке представить в (соответствующий орган власти) необходимые документы и сведения для внесения в Реестр паспортов безопасности объектов образования, подведомственных соответствующему органу власти;
6. Заведующему канцелярией Петрову С.С. с ___________ 20. г. изъять у руководителей объектов (территорий) утратившие силу паспорта безопасности объектов (территорий), организовать их архивное хранение в организации в течение 5 лет. Паспорта безопасности объектов (территорий), с момента утверждения которых прошло более 10 лет, уничтожить в установленном порядке.
8. Настоящий приказ довести до лиц, указанных в приказе.
9. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение: состав комиссии по обследованию и категорированию объектов (территорий) образовательной организации на 1 л.
Директор | М.М. Сидоров |
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации | B.C. Басюк |
“___”_______ 2020 год
Обзор документа
Минпросвещения разработало методические рекомендации по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в своей сфере деятельности. В документе приводятся:
— классификация объектов (территорий) по степени опасности;
— порядок и сроки их категорирования и паспортизации;
— процедура экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов (территорий);
— правила оформления результатов обследования;
— порядок взаимодействия с органами безопасности, МВД и нацгвардии.