что относится к принципам коммуникации

Особенности принципов и правила эффективной коммуникации

Эффективность общения и его основные принципы

Исследователем Г. Бройнингом были сформулированы следующие правила эффективного общения:

К этим утверждениям необходимо добавить несколько других советов:

Перед тем, как начать беседу, стоит подготовиться. Только самый подкованный человек может прийти на переговоры без предварительной подготовки и запомнить всё, что он хочет сказать, изложить это в определенной логической последовательности кратно и не отклоняясь от главной темы.

Уместным является записывание ключевых слов на небольшие карточки. Прежде всего это может способствовать структуризации собственных мыслей. Также, это позволит сосредоточиться на ключевых компонентах собственной речи. Более этого, в случае, если в ситуации разговора с людьми вы забудете какую-то информацию, благодаря карточкам с информацией станет возможным восстановить это в памяти.

Важно не спорить по пустякам. В случае, если вам нравится вступать в спор и давить на людей, это может привести к появлению большого количества врагов. Даже в том случае, если ваши убедительные доводы являются очень логичными, поскольку человека нельзя убедить в чем-то, если он не хочет этого сам.

Каждый спор изначально имеет мало перспектив. После озвученной единожды собственной позиции, человек чаще всего придерживается её, что является общей закономерностью.

Конечно, человека можно переспорить, разбить его доводы неопровержимым доказательством своей правоты, однако он все равно не изменит своей первоначальной позиции. В процессе проведения тренингов мной неоднократно было замечено, что в ситуациях спора человек часто «уходит в слепую защиту», и в этой ситуации не слушает и не слышит своего оппонента. В этой ситуации даже самые разумные доводы будут бессмысленными.

Выходом из этой ситуации может стать задавание вопросов. Например: «Вам не кажется, что…»? «Не будет ли лучше поступить таким образом…»? «Каким может быть выход из этой ситуации»? Задавание вопросов позволит избежать категоричных утвердительных предложений, поскольку вопросы не будут давить на людей так, как утверждения. Сдержанный тон будет более благожелательно восприниматься людьми.

Несистематизированную информацию хуже воспринимать. В случае обрушения потока несистематизированной информации на собеседника очень легко сбить его с толку. В этом случае весьма сложно отделять главное от второстепенного. Это может быть приемом для того, чтобы совсем запутать противника.

Сведения, которые подаются маленькими порциями, также не позволяют эффективно их использовать, поскольку в этом случае целостность восприятия пропадает. Однако если ваша цель – точно донести информацию до собеседника – важно постараться изложить свой материал логично и последовательно.

Исходя из этого, если вам необходимо «заболтать» собеседника, важно выдавать информацию несистематично, отдельными разрозненными кусками. В случае, если вам необходимо, чтобы собеседник понял вас, а не только услышал, важно структурировать свою информацию.

Люди а процессе общения чаще готовы поверить собеседнику на слово. Гораздо важнее уделять максимум внимания поступкам, делам и поведению людей. Меньше времени тратить на то, что люди говорят, акцентировать внимание на том, что они делают. Важно также проводить анализ расхождений, либо связь дела и слова.

В качестве еще одного эффективного принципа коммуникации выступает «разрыв шаблона». Можно ввести в ситуацию какое-либо неуместное замечание, которое является вразумительным сообщением, с целью не дать другому человеку единственным способом отреагировать на первоначальную ситуацию.

Эффективным способом прерывания хода мысли собеседника является неожиданное заявление «Я же говорил»!, либо «Вот видите».

Принцип позитивных и негативных слов. Большая часть людей склонна к неосознанному использованию слов, которые бессознательно могут оттолкнуть от собеседника. Можно попробовать внести коррективы в особенности собственных высказываний а также сменить эмоциональный окрас собственных слов, сделав их спокойней. Примеры позитивных и негативных слов представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Примеры позитивных и негативных слов

Позитивные словаНегативные слова
Хотел быДолжен
Предпочел быНеобходимо
ЖелательноНужно
Не так хорошо, как могло быть; идет вразрез с ожиданиями; могло бы быть и лучше.Ужасно
Немного тревожноСтрашно
Неполная победа; иной поворот событийНеудача
Отдающий неполный отчет в сложившейся ситуацииРастерянный
Затруднительное положениеПровал

Важно говорить спокойным тоном. В случае, если говорить с человеком повышая голос, то понимание смысла сообщения будет неполным. При этом, чем большей чувствительностью обладает человек, тем более заметным это является. Данная закономерность легко объяснима. Так, все внимание человека, на которого обрушиваются негативно окрашенные слова, сосредотачивается не на смысле слова, а на отношении говорящего к нему.

Результатом этого становится то, что внимание сдвигается и блокирует анализаторы мозговой деятельности. Исходя из этого, все слова, которые сказана повышенным тоном слушатель просто не воспринимает. Это выступает защитной реакцией организма, которая должна быть учтена.

Чтобы нейтрализовывать данные явления, важно использовать фразы из серии «если вы будете говорить спокойней, мне удастся лучше понять вас». Против такого аргумента сложно возражать. Кроме того, данная фраза не вызовет агрессивных реакций, так как она является нейтральной.

Принцип изменения смысла сообщения с помощью интонаций. В процессе коммуникации большую значимость имеет интонация. Расставляя акценты различным образом в существенной мере можно изменять смысл посылаемых сообщений.
В качестве примера можно разобрать расставление акцентов на фразе «Эту проблему мы должны решить совместно». Возможные интонационные акценты для данной фразы указаны в Таблице 2.

Таблица 2 – Примеры интонационных акцентов

Выделение голосомСмысл фразыНамерение собеседника
ЭтуА не какую-либо другуюКонцентрация внимания
ПроблемуА не рядовую задачуОпределение степени сложности
МыА не кто-либо другойКоллективная ответственность
ДолжныА не хотели быУровень решения
РешитьА не только обсуждатьУровень решения
СовместноА не в одиночкуМетод решения

Условия эффективного общения и приемы повышения эффективности коммуникации

В настоящее время можно выделить большое количество различных приемов повышения эффективности коммуникации и преодоления барьеров в общении. Приведем наиболее основные из них.

Прием «зеркало отношений». Заключается в демонстрации улыбки и мимики, расположенной к человеку и транслирующей дружеское отношение к нему. У собеседника формируется чувство защищенности, что позволяет образовывать положительные эмоции и также на неосознанном уровне формирует аттракцию.

Прием «зеркало отношений». Его сутью является высказывание человеку комплиментов, которые могли бы способствовать эффекту внушения для него. В этом процессе происходит как бы «заочным способом» удовлетворение потребностей личности в совершенствовании, что также может способствовать появлению положительных эмоций и обуславливать расположенность к работнику.

Прием «терпеливый слушатель». Он возникает на основе внимательного и терпеливого выслушивания проблемы человека. Это является способом удовлетворения одного из самых важных потребностей каждого человека – потребности самоутверждения.

Прием «личная жизнь». Его суть заключается в привлечении внимания личности к увлечениям и хобби собеседника, что также способствует выработке у него вербальной активности и вызывает массу положительных эмоций.

В качестве способов расположения к себе собеседника выступает следующее:

Источник

Шесть ключевых принципов эффективной коммуникации

что относится к принципам коммуникации. Смотреть фото что относится к принципам коммуникации. Смотреть картинку что относится к принципам коммуникации. Картинка про что относится к принципам коммуникации. Фото что относится к принципам коммуникации

Любой, даже самый талантливый человек, может разрушить свою жизнь, если не умеет общаться с людьми. У таких людей масса проблем как в личной, так и профессиональной жизни, они не способны находить общий язык с другими людьми, а это особенно важно в 21 веке. Это влияет на настроение и уверенность в себе, на достижение успеха и уровень дохода. Кругом люди, к которым нужно искать подход, и с этим ничего не поделаешь. С некоторыми настолько приятно общаться, что от вас почти ничего не требуется, но большинство людей все же являются достаточно неприятными или сложными. По иронии судьбы, чаще всего именно такие люди влияют на вашу судьбу. Поэтому от умения находить общий язык со всеми зависит качество вашей жизни.

Навык общения хорош также тем, что вы найдете применение ему каждый день. Это не умение кататься на велосипеде, которым вы пользуетесь раз в месяц, речь идет о чем-то более важном и повседневном.

Не стоит забывать, что человек, умеющий общаться с другими людьми, обладает ясным разумом и четко понимает, чего хочет. Он также является хорошим психологом и нравится другим людям. Поэтому если гениальный психолог Дэйл Карнеги вас не впечатлил в виду наличия в его книгах простых советов, то мы собрали для вас шесть более витиеватых.

Уверенность

Зачем мы вообще должны в идеале использовать слова? Ответ прост — для того, чтобы получить то, чего желаем. Чтобы это произошло, нам нужно передать сообщение другому человеку, причем не только при помощи слов, но и мимики, тела и жестов.

Люди должны принимать ваши слова всерьез, иначе вы потеряете не только время впустую, но и не добьетесь результатов. Замечали ли вы, что люди вас не слушают и несерьезно к вам относятся, если вы упали духом, не выспались или не уверены в себе? И наоборот, если вы полностью контролируете свою речь, свои эмоции и свое тело, люди как загипнотизированные слушают вас и готовы согласиться с каждым словом? Они ясно понимают ваши намерения и желания.

Бывает что ваша уверенность проходит во время диалога и вы можете заметить, как ваши слушатели постепенно теряют интерес к тому, что вы говорите. Все ваше тело им показывает, что вы имеете в виду совершенно не то, что говорите. И правда, ведь вы сами не станете серьезно воспринимать человека, который мямлит и не может четко сказать, что ему нужно.

Уверенность также означает настойчивость. Если вы приехали в отель, а ваш номер сдали кому-то другому, вы конечно можете смириться. А можете, не закатывая скандала, настойчиво попросить позвать управляющего и добиться справедливости. Крайне важно не повышать голос, но и при этом очень отчетливо указать на ваши права и на то, что они будут соблюдены. По какой-то странной причине люди проникаются уважением к таким людям и готовы выполнить их просьбу.

Подлинность

Это крайне важный принцип, который показывает другому человеку что то, что вы говорите и то, как это говорите, гармонирует. Вы наверняка видели как раздраженный человек пытается разговаривать вежливо и как комично это выглядит. Пример этот слишком явный, в остальных же случаях искусственность замечается собеседником на подсознательном уровне. Бывает так, что вы поговорили с человеком, согласились с ним, а уже придя домой начали вспоминать какие-то его отдельные жесты и реакции, которые проигнорировали в процессе разговора.

Плохая стратегия общения заключается в том, что человек боится показаться грубым или невежливым, из-за чего его речь и движения становятся искусственными. Все его тело сопротивляется собственному лицемерию и это отражается в его речи и поведении.

Определите свои цели и ценности. Только в этом случае вы сможете быть настоящим и искренним. Иногда вам придется отстаивать точку зрения или даже говорить не самые приятные вещи вместо молчаливого согласия. Впрочем, здесь многое зависит от ситуации, потому что банальная вежливость часто бывает полезной. И все же старайтесь в большинстве ситуаций быть подлинным. Потому что на длинной дистанции именно это позволит вам научиться общаться с людьми.

И уж точно не пытайтесь шутить, если у вас нет соответствующего настроения.

Непредвзятость

Это означает быть готовым рассмотреть другие точки зрения. Человек, обладающий навыками общения, является гибким и может менять манеру общения налету. Не менять свою точку зрения, а допускать существования других. Поэтому с ним легко и приятно общаться. Он не выстраивает стен между собой и собеседником.

Даже если вы бесконечно правы, людям может не понравиться то, что их точка зрения не принимается во внимание и не развивается вами. Это бьет по их самолюбию. Им уже неважна правда, а скорее признание права на собственную точку зрения.

Это сложно, потому что непредвзятость может вступать в конфликт с вашей подлинностью. В этом случае крайне важно не принимать точку зрения другого человека, а просто допустить возможность своей неправоты. В любом случае это тонкая игра и у нее нет четких правил. С опытом придет интуитивное понимание как вести себя в каждом отдельном случае.

Эмпатия

Это способность понимать эмоциональную боль другого человека, сопереживать и сочувствовать. Человек, не обладающий таким навыком, будет постоянно ошибаться в своих выводах и произносить совершенно неподобающие моменту фразы.

Вам необязательно пропускать через себя всю эмоциональную боль другого человека, достаточно понимать, в каком он состоянии, как себя чувствует в данный момент. Важно быть искренним в такой ситуации, потому что опять же — люди очень легко распознают фальшь.

Эмпатия является очень важным принципом любой коммуникации хотя бы потому, что в наше время люди стали очень эмоциональными и проблемы возникают у всех. Современного человека может расстроить все, что угодно. Вашей задачей является понимание, в каком случае искренне посочувствовать, а где необходимо перестать потакать человеку, потому что иногда холодный душ помогает лучше сочувствия. Но и этот холодный душ будет намного эффективней, если вы тонко чувствуете ситуацию и знаете, когда его применить.

Ясность

Коммуникация — это не то, что вы сказали, а то, как человек это понял. Примите на себя полную ответственность за то, как вы были поняты. Это очень филигранный процесс, поэтому на первых порах вам придется тщательно взвешивать свои слова для того, чтобы донести именно то, что вы намеревались сказать.

Помните, что от того, как человек воспринял ваши слова, зависят дальнейшие его действия и решения. А они в любом случае будут иметь последствия для вас. Это могут быть как мелкие бытовые проблемы, так и катастрофические, если речь идет о бизнесе. Ваши ясные мысли передаются ясными словами, а те в свою очередь проясняют даже мысли в голове вашего собеседника. Таким образом вы меняете мышление и ход мыслей других людей, что также является примером эффективной коммуникации.

Умение слушать

Это не означает, что вы должны покорно слушать другого человека. Принимайте активное участие в ситуации, когда человек чем-то с вами делится. Впрочем, тут могут быть два варианта — человек хочет просто выговориться или же он хочет найти при помощи вас ответы на свои вопросы. В первом случае стоит больше слушать и показывать человеку некоторыми жестами и восклицаниями, что вы понимаете то, что он говорит. Во втором же ваша задача комментировать слова собеседника, но не перехватывать инициативу.

Определите для себя, какого принципа вы чаще всего не придерживаетесь и вводите их в свою жизнь. Если вы поняли, что не умеете слушать, делайте акцент при следующих диалогах именно на этом. Не пытайтесь охватить все принципы сразу, потому что они могут вступать в конфликты друг с другом из-за глубинного их непонимания. Некоторые люди обладают эмпатией и умением слушать, однако им не хватает уверенности. Если вы из таких людей, работайте над уверенностью в своей речи, мимике и жестах. Желаем вам удачи!

Источник

3.1. Основные понятия и принципы коммуникаций и коммуникативной компетенции

3.1. Основные понятия и принципы коммуникаций и коммуникативной компетенции

Общение, коммуникации – это тот вид деятельности, которую человек осуществляет еще до рождения: установлено, что ребенок воспринимает факторы внешней среды, состояние и поведение матери и реагирует на все это еще в утробе. Без коммуникаций с себе подобными человек не становится разумным существом. Имея такой богатый опыт общения, каждый подсознательно считает, что в этой деятельности он достаточно искушен и ему не требуется дополнительных усилий для подготовки и проведения деловой беседы, переговоров, получения нужной информации, оказания влияния на поведение другого человека или группы лиц. Это очень распространенное заблуждение. Вспоминая давние и недавние события, можно найти массу случаев неудачных коммуникаций, т. е. таких, результат которых был хуже ожидаемого. Основные причины – переоценка собственных коммуникативных навыков, игнорирование системной сущности партнера по общению и наличия у него собственных представлений, интересов, мотивов, целей и способов их достижения, игнорирование специфики ситуации, а зачастую – самонадеянность или лень, не позволившая потратить время на элементарную подготовку к коммуникации.

Коммуникации – это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения). Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации.

При осуществлении коммуникаций следует принимать во внимание наличие барьеров непонимания (семантического, стилистического, логического, фонетического, барьера авторитета и др.) и овладевать методами их преодоления.

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании[51].

Как сказал Т. А. Мерфи, бывший председатель правления General Motors, «…одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми… В конечном итоге коммуникации важнее всего… эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу, или, по крайней мере, определить степень успеха»[52].

Ниже перечислены принципы эффективных коммуникаций, которыми мы рекомендуем руководствоваться на практике:

• объективная необходимость при решении проблем коммуникативного характера учета единства рационального и эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном поведении, особенно с субъективной точки зрения (мы часто считаем, что другой человек нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не соответствует нашим ожиданиям);

• принцип ситуативности, включающий 1) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая имела место в прошлом и является желательной (малое воздействие способно вызвать «лавинную» реакцию), 2) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать, и 3) субъективность в интерпретации ситуаций;

• стремление к повышению уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию, в виду недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по общению;

• гуманизм в построении коммуникаций (золотое христианское правило общения: «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы с ними»);

• ориентация на сотрудничество, на взаимную выгоду, или тактика «выигрыш – выигрыш»;

• учет развития, или онтогенеза субъектов общения и динамики психических процессов и состояний. Субъект, поведение которого вам казалось достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе: просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, изучил вас;

• системность субъектов коммуникаций (любая большая сложная система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, т. е. открыта, динамична, не поддается полному моделированию процессов и состояний и т. п.);

• понимание наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения – типа намерений, умыслов, имитации;

• принцип неполной адекватности любой сложности моделей поведения субъекта, системы, на основе которых строятся прогнозы и ожидания, самому субъекту, самой системе;

• понимание бесконечности процесса познания (нет и не будет оснований сказать: «Ну теперь я знаю все!» Более адекватная форма: «Теперь, мне кажется, я знаю достаточно для того, чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с высокой степенью вероятности»);

Одним из лучших способов привлечения внимания руководства, обеспечения наглядности достигнутых результатов как фактора обретения влияния, власти, залога успешной карьеры остается прямой контакт и непосредственная коммуникация. Неопытные работники нередко считают, что составление прекрасного отчета автоматически позволит им снискать расположение руководства. К несчастью для подобных авторов, обычно все происходит совсем иначе. Если один из участников группы сочинит замечательный отчет, а другой сможет представить его на должном уровне исполнительному комитету, основное внимание привлечет к себе именно второй участник. Вечно занятые администраторы больше доверяют увиденному, чем прочитанному.

Человек, нацеленный на развитие и карьеру, должен осознавать, что все пожелания будут реализовываться не в вакууме, а в тесном общении с другими людьми, и успех зависит от помощи и расположения к нему других людей, каждый из которых – столь же большая, сложная, неповторимая биосоциальная система, как и он сам. И нужно быть хорошим коммуникатором, чтобы получать от других людей то, что нужно вам.

В состав наиболее часто упоминаемых сейчас компетенций менеджера включается компетенция по налаживанию эффективных коммуникаций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Основные понятия логистики

3. Основные понятия логистики Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической.

9. Основные понятия информационной логистики

9. Основные понятия информационной логистики Существенным фактором реализации мероприятий, направленных на повышение экономической позитивности производства и сбыта, по праву можно считать логистику. В деле рационализации этих структур деятельности может быть

2. Основные понятия закупок

2. Основные понятия закупок Процессы закупок относятся к широкому диапазону сырья и материалов и охватывают большое количество мероприятий.С логистическими процессами закупок связаны важнейшие вопросы, такие как:1) своевременность и качество поставок, комплектность.

3. Понятия и принципы организации производства

3. Понятия и принципы организации производства Логистика как наука имеет своей целью повышение организованности производственных систем, поэтому она находится во взаимодействии с организаций производства как наукой о проектировании, создании и развитии

1.1. Система мотивации и KPI: основные понятия

1.1. Система мотивации и KPI: основные понятия В 2004 г. Harvard Business Review опубликовала результаты исследования, проведенного с целью определения результативных сотрудников и поиска оптимальных методов мотивации, в котором приняли участие руководители и сотрудники более тысячи

3.6. Повышение уровня коммуникативной компетенции

3.6. Повышение уровня коммуникативной компетенции Повышению уровня коммуникативной компетенции, умения общаться способствуют методы социально-психологического обучения и коррекция личности. Использование этих методов и диагностика необходимости их применения

58. ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

58. ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему, т. е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой во времени и пространстве.

Основные понятия НЛП

Основные понятия НЛП Модели мышленияМодели мышления и способность управлять ими являются главной отличительной особенностью метода НЛП. Вы воспринимаете информацию посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Далее вы мысленно воспроизводите

Основные понятия

Основные понятия Понятие «маркетинг» многие ошибочно отождествляют с рекламой и сбытом. Это объяснимо. С переходом к рыночным отношениям нам постоянно досаждают телевизионная и почтовая реклама, газетные объявления, нам все время пытаются что-то продать. Кажется, что

Основные понятия и принципы коммуникаций

Основные понятия и принципы коммуникаций Общение, коммуникация – это тот вид деятельности, которую человек осуществляет еще до рождения: установлено, что ребенок воспринимает факторы внешней среды, состояние и поведение матери и реагирует на все это еще в утробе. Без

Часть первая Основные понятия

Часть первая Основные понятия Слова создают людей – люди создают слова К. Г. Юнг в работе «Содержание психоза» (1908) описывает следующий случай: молчавший долгое время душевнобольной человек вдруг заговорил. Когда его спросили о причине столь долгого молчания, пациент

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *