что относится к признакам любого государства относится
Основные признаки государства
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие государства
Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему слову «господарство». Последнее происходит от «господь», история возникновения которого до конца не ясна.
Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.
Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:
Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Названия государств
У большинства государств есть два названия:
Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.
Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.
Признаки государства
Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:
Есть еще дополнительные признаки. В них входят:
Государственные символы
Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.
Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.
Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.
Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.
Функции государства
У государства есть внутренние и внешние функции:
Какие функции у государства внутри страны:
К внешним функциям государства относятся:
Типы государств
Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.
Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:
Разберем все эти формы по порядку.
Форма правления
Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.
Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.
Есть две основные формы правления — монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.
Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.
Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
Форма государственно-территориального устройства
Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Политический режим
Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.
Теории происхождения государств
Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.
Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.
Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.
Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.
Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.
Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.
Стадии развития государства
Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.
Современные государства мира
Международно признанные государства — это:
В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.
Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.
Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.
Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.
Развитие понятия государства
Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.
В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.
При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.
Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:
Трансформация государства
В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.
Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.
Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.
Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.
Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.
Что относится к признакам любого государства относится
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к признакам любого государства.
1) наличие аппарата власти и управления; 2) легальное право на применение силы; 3) суверенитет; 4) монопольное право издавать законы; 5) плюрализм; 6) парламентаризм
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Плюрализм и парламентаризм характерны для демократического государства, а не для любого.
Государство действительно имеет легальное право на применение насилия?
ДА, это один из признаков государственной власти.
Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запишите цифры, под которыми эти признаки указаны.
1) территориальная целостность
2) верховенство закона
4) взаимная ответственность государства и личности
5) разделение властей
6) наличие органов принуждения
1) территориальная целостность — да, верно.
2) верховенство закона — нет, неверно, только в правовом.
3) суверенитет — да, верно.
4) взаимная ответственность государства и личности — нет, неверно, только в правовом.
5) разделение властей — нет, неверно, может быть в демократическом.
6) наличие органов принуждения — да, верно.
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, являются обязательным признакам любого государства.
1) правотворчество; 2) территория; 3) суверенитет; 4) публичная власть; 5) вооружённые силы; 6) национальная валюта.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Не являются обязательными признаками 5 и 6. Остальное верно.
Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ГОСУДАРСТВА |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством. Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную.
2. Наличие Конституционного Суда — гаранта стабильности конституционного строя.
3. Верховенство закона и права.
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.
5. Взаимная ответственность государства и личности.
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов.
8. Правовая культура граждан.
A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами — государство любого типа.
Б) независимость судов от исполнительной власти — только правовое государство.
B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права — государство любого типа.
Г) взаимная ответственность государства и гражданина — только правовое государство.
Д) верховенство права (закона) в обществе — только правовое государство.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «форма правления»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных формах правления;
− одно предложение, раскрывающее признаки любой формы правления.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об основных формах правления, опирающейся на знания курса, например: Основные формы правления — республика и монархия;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об основных формах правления.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса признаки любой формы правления, например: Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об основных формах правления.)
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «правовое государство»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию любом признаке правового государства;
− одно предложение, содержащее информацию о типе политического режима, при котором возможно построение правового государства.
В правильном ответе могут быть указаны:
1) смысл понятия, например: Правовое государство-государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основные права и свободы личности.
2) Важным признаком правового государства является верховенство права (равенство всех перед законом).
3) Построение правового государства возможно в условиях демократического режима.
Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.
Выберите верные суждения о признаках, присущих любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам государства относится его территориальная целостность.
2) Высшим органом законодательной власти в государстве является парламент.
3) Государство обладает монопольным правом сбора налогов.
4) Важнейшим признаком государства является его суверенитет.
5) Государству присуще разделение власти на самостоятельные ветви.
1) К признакам государства относится его территориальная целостность — да, верно.
2) Высшим органом законодательной власти в государстве является парламент — нет, неверно, не в любом.
3) Государство обладает монопольным правом сбора налогов — да, верно.
4) Важнейшим признаком государства является его суверенитет — да, верно.
5) Государству присуще разделение власти на самостоятельные ветви — нет, неверно, не в любом.
Государство может не иметь(потерять) свой суверенитет. Например, марионеточное государство Маньчжоу-Го созданное Японией в 20 веке на территории Маньчжурии.
Без суверенитета нет государства, никто Маньжоу-Го и не признавал ни внутри страны, ни за рубежом
Почему подходит 3? Ведь не во всех гос-вах существует разделение властей
В 3 нет про разделение властей.
почему правильно 3?
Это один из признаков любого государства. Налоги нужны государству для функционирования.
Демократическое государство Z является унитарным. Какие из перечисленных признаков отличают унитарное государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единая система законодательства без предоставления какой-либо составной части государства законодательных полномочий
2) республиканская форма правления
3) разделение государства на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью
4) верховенство права и разделение властей
5) наличие системы налогообложения
6) однопалатный представительный законодательный орган государственной власти
Необходимо выделить признаки унитарного устройства:
1) единая система законодательства без предоставления какой-либо составной части государства законодательных полномочий — да, верно, это признак унитарного государства.
2) республиканская форма правления — нет, неверно, это форма правления, которая никак не связана с типом государственного устройства.
3) разделение государства на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью — да, верно, это признак унитарного государства.
4) верховенство права и разделение властей — нет, неверно, это признак правового государства.
5) наличие системы налогообложения — нет, неверно, это признак любого государства.
6) однопалатный представительный законодательный орган государственной власти — да, верно, это признак унитарного государства.
В конституции государства Z провозглашено, что государство Z — демократическая федеративная парламентская республика. Что из приведённого ниже характеризует форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми указаны эти характеристики.
1) Правительство обеспечивает правопорядок и обороноспособность страны.
2) В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов республики.
3) В парламент входит несколько партийных фракций.
4) При верховенстве общей конституции действуют конституции субъектов республики.
5) Проведены свободные выборы органов местного самоуправления.
6) Территориальные образования обладают определённой политической самостоятельностью.
В задании необходимо определить признаки государственного устройства, в данном случае федерации:
1) Правительство обеспечивает правопорядок и обороноспособность страны. Нет, неверно, это признак любого государства.
2) В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов республики. Да, верно.
3) В парламент входит несколько партийных фракций. Нет, неверно, это скорее признак демократии (политический плюрализм).
4) При верховенстве общей конституции действуют конституции субъектов республики. Да, верно.
5) Проведены свободные выборы органов местного самоуправления. Нет, неверно, это признак демократии (свободные выборы)
6) Территориальные образования обладают определённой политической самостоятельностью. Да, верно.
Государство Z в международных отношениях представляет президент. В состав верхней палаты парламента входят руководители органов законодательной власти регионов. После внутриполитического кризиса правительство государства Z сложило свои полномочия. На совместном заседании двух палат парламента было сформировано новое правительство, во главе которого встал лидер партии парламентского большинства. Не все политические партии страны Z одобрили состав нового правительства. Об этом их лидеры заявили во время встречи с представителями средств массовой информации. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) демократический политический режим
2) суверенное государство
3) авторитарное государство
4) президентская республика
5) федеративное государство
6) парламентская республика
1) демократический политический режим — да, верно, так как в государстве легально действует оппозиция.
2) суверенное государство — нет, неверно, это не характеризует форму государства, это признак любого государства.
3) авторитарное государство — нет, неверно, оно демократическое.
4) президентская республика — нет, неверно, она парламентская, так как на совместном заседании двух палат парламента было сформировано новое правительство, во главе которого встал лидер партии парламентского большинства.
5) федеративное государство — да, верно, так как в состав верхней палаты парламента входят руководители органов законодательной власти регионов.
6) парламентская республика — да, верно, так как на совместном заседании двух палат парламента было сформировано новое правительство, во главе которого встал лидер партии парламентского большинства.
Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…
Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…
Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.
Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.
Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) положение текста:
— когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти;
2) три формы (типа) территориального разделения:
— унитаризм, федерация, конфедерализм.
Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) В правильном ответе могут быть указаны следующие черты:
— все управленческие образования подчиняются правительству;
— господство единой системы органов власти и правосудия;
— прерогативы местных органов власти ограничены;
— полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления.
Могут быть приведены иные уместные формулировки.
2) Объяснен смысл понятия, например:
— государство — главный политический институт общества, обладающий суверенитетом, публичными органами власти, монополией на сбор налогов и осуществление принуждения.
Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос (мнение выпускника), например:
— согласие или несогласие с позицией автора;
— В случае выражения согласия с позицией автора могут быть приведены следующие аргументы:
1) теоретического характера, например: поскольку в конфедерации каждое образование почти в полном объеме сохраняет свои полномочия, возможно возникновение споров по различным вопросам (уплата налогов, содержание вооруженных сил и т. п.);
2) с опорой на факты, например: большинство конфедераций прошлого (США до принятия конституции, Германский союз в XIX в.) распадались достаточно быстро.
— В случае выражения несогласия с позицией автора могут быть приведены следующие аргументы:
1) теоретического характера, например: в условиях конфедерации максимально учитываются интересы и специфика отдельных образований;
2) с опорой на факты, например: длительное существование и процветание Швейцарской конфедерации.
Могут быть приведены другие уместные примеры.
Автор пишет о государственном устройстве. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например:
Государство — главный политический институт общества, обладающий суверенитетом, публичными органами власти, монополией на сбор налогов и осуществление принуждения.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) три признака федеративного устройства нашей страны, допустим:
— наличие государственных образований (субъектов федерации), обладающих частичным суверенитетом;
— конституционное разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации;
— наличие двухпалатного законодательного органа;
2) пример, допустим: законодательный орган нашей страны – Федеральное собрание РФ – состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Могут быть приведены другие уместные примеры.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «демократический режим». Какие две главные тенденции политической деятельности в период формирования институтов гражданского общества называет автор? Какие примеры проявления консолидации государства и гражданского общества приводит автор? Назовите два любых проявления.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Есть немалые различия между борьбой за демократизацию общественно-государственных порядков в странах «реального социализма», в условиях военно-диктаторских режимов (Греция, Испания, Бразилия) или в такой стране «блокированной демократии», как Италия. Однако с более общей исторической точки зрения речь идёт как бы об одном потоке. Сливаясь и переплетаясь, две тенденции политической деятельности — которые условно можно обозначить как «правая» (неоконсервативная) и «левая» (радикал-демократическая) — дали жизнь беспримерно широкому социальному экспериментированию в «пространствах» гражданского общества. 70–80-е г. стали временем возникновения новых общественных движений, необычных форм общественно-политической мобилизации, развития так называемого третьего или альтернативного сектора экономики (предпринимательство без цели получения наживы, сети самопомощи и многое другое), разработки — нередко с последующим законодательным оформлением — принципиально новых социально-этических норм и т. д.
Итог такого развития, предстающий взору в 90-е гг. после поражения Р. Рейгана и М. Тэтчер, после распада СССР и конца «биполярного мира», весьма специфичен и, похоже, пока не получил удовлетворительного концептуального оформления. С одной стороны, государство не только консолидировало, но и расширило свои «завоевания» на «территории» гражданского общества (фактически сохранив структуры «социального государства» и дополнив их нормами и механизмами контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму, проведя мероприятия по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы). С другой — гражданское общество энергично вторгается в пределы государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых ценностей и норм.
Можно сказать, что гражданское общество тем самым лишь выполняет свои «естественные» функции: выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, обеспечивать первичную общественную мобилизацию в их поддержку. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же.
Демократия с её стержневым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического конституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает — постепенно и спонтанно — из корней, которые лишь отчасти можно описать в функционально-институциональных терминах. Один из важнейших критериев наличия — или отсутствия — в данном социуме условий для развития гражданского общества — это его способность к самоорганизации.