что относится к проблемам освоения цифровых технологий
Вкратце о проблемах использования цифровых технологий
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вкратце о проблемах использования цифровых технологий.
Выполнила: Артемьева Александра Петровна, учитель математики и информатики.
Цель педагогики как науки – совершенствование общества в целом посредством взращивания добродетели, нравственности, интеллектуальности, знаний, физического совершенства и гражданского самосознания в каждом ребёнке.
С изобретением и повсеместным внедрением глобальной сети Интернет появились новые эффективные методы обучения и воспитания, педагогика, как казалось, сделала огромный шаг вперёд. На сегодняшний день считается, что правильное использование интернета является залогом успешного развития ученика. Отмечаются разнообразность, качество и эффективность мультимедийных лекций, словарей, учебников, вызывает восхищение возможность доступа к практически любой информации, что было бы невозможно в прежних условиях.
Однако стоит учитывать объем информации, который ребенок предположительно усваивает.
Мне бы хотелось для иллюстрации привести в пример основные закономерности психических процессов, отмеченных И.Г. Песталоцци:
закон постепенности и последовательности, что предполагает переход от простого к сложному, от малых объёмов информации к большим;
закон связности, предполагающий создание чёткой информационной системы;
закон совместных ощущений, что означает получение информации посредством различных органов чувств и обработки полученной информации;
закон психической самобытности.
Итак, после перечисления этих закономерностей попробуем рассмотреть, может ли использование цифровых технологий в обучении их нарушать.
Закон постепенности и последовательности.
Заметим, что термин «информационная перегрузка» применяется не впервые. Ещё в 70-х годах известный американский социолог Элвин Тоффлер писал об исследованиях «пропускной» способности людей, то есть способности воспринимать такое-то количество информации за данный отрезок времени. Он брал за основу два принципа: во–первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во–вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении.
Интернет предоставляет свободный, неограниченный доступ к информации, которая никак не систематизирована и представляет собой информационный хаос. Это прямо нарушает закон связности.
Закон совместных ощущений.
В настоящее время этот закон практически не нарушается, так как современные цифровые технологии позволяют одновременно воспринимать на слух и смотреть. Существуют интерактивные учебники и сайты, позволяющие проводить эксперименты или в игровой форме учить материал. Однако, у учащихся нет возможности воспользоваться другими органами чувств – потрогать, понюхать, рассмотреть что-то в реальном трёхмерном формате.
Как бы нам ни хотелось, к сожалению, Интернет сейчас – это слабоорганизованный хаос из статей, лекций, материалов. На многих сайтах есть информация по одному аспекту, но нет информации по другим. Полностью систематизированные, чётко структурированные и полноценные сайты можно пересчитать по пальцам.
Закон психической самобытности.
Одной из самых больших проблем является то, что дети рано узнают информацию, которую они пока не могут правильно понять, и часто делают неверные, преждевременные выводы.
Информация в интернете часто вызывает сильные эмоции и переживания, к которым ребенок ещё не готов, что может привести к психическим отклонениям различных видов и силы. При частом посещении сети Интернет ребенок может стать эмоционально зависимым от него.
Также к этим минусам можно отнести и главный минус использования собственно компьютера. Негативное влияние на физиологию ребенка уже ни для кого не является тайной, как и то, что частое или долгое использование компьютера является причиной ненормальной для возраста неподвижности, искривления осанки, нарушения зрения.
Тем не менее, никто даже не подумает о том, чтобы отказаться от бездонной кладовой, чем являются современные цифровые технологии. Они значительно облегчают работу учителя и позволяют ученикам в своём темпе усваивать нужную им информацию. Они могут сами выбирать себе более понятные статьи или учебные материалы.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для учителей информатики и педагогов в целом важно продолжать работать над улучшением условий для цифрового обучения детей, стараясь свести отрицательное влияние выше описанных проблем на нет.
7 проблем цифровой трансформации и как с ними бороться
С егодня в организациях есть десятки технологических ИТ-решений на различных уровнях управления, начиная с электронной почты до интегрированных средств разработки C-suite. В большом прыжке к продвинутому бизнесу большое количество взаимосвязанных систем предопределяет наличие множества препятствий на этом пути.
1 Сложность
И это вызывает значительные осложнения. Множество систем наслаиваются друг на друга невольно уменьшая продуктивность. Мониторинг и переключение между системами для выполения отдельных бизнес-функции перегружают сотрудников.
Для преодоления этой проблемы цифровой трансформации найдите способы упростить и оптимизировать свои цифровые системы. Это не обязательно означает избавление от существующих, но наверняка означает интеграцию этих систем.
2 Внедрение Цифровых Технологий — проблема цифровой трансформации
Использование новых инструментов означает адаптацию Ваших сотрудников. Эта задача цифровой трансформации подчеркивает человеческий фактор сложных организационно-технических систем. Успешная цифровая трансформация требует усилий, что бы поставить человеческий опыт в центр внимания всех процессов.
Решение инвестировать в новый инструмент не принимается случайно. Вы проанализировали свои данные и решили, что это налучший ход для развития Вашего бизнеса, который повышает производительность труда сотрудников и способствует удержанию клиентов. Без подлинного принятия этой концепции и профессионализма сотрудников Вы не в состоянии рассчитывать на максимизацию потенциала своих цифровых активов.
Цифровые инструменты, как правило, различаются интерфейсом, функциям и приемами их использования. Нельзя предполагать, что сотрудники самостоятельно смогут использовать необходимые навыки из своего предыдущего опыта работы с аналогичными платформами. Обучение и постоянная поддержка является важной и неотъемлемой частью цифровой миграции и внедрения.
3 Культурные изменения
Цифровая трансформация — это больше, чем просто оцифровка документов. Задача цифровой трансформации изначально заключается в том, чтобы изменить стиль своей жизни и работы, сделать его цифровым. Сотрудники, которые привыкли тратить массу времени на непосредственное общение с клиентами, теперь буду тратить его на компьютеры и использовать другие способы коммуникаций, которые коренным образом меняют культуру рабочего места: совместная работа, самообслуживание, прозрачность и т. д. При этом естественное человеческое неприятие перемен является проблемой.
Проблема цифровой трансформации в культурном отношении заключается в переосмыслении своей роли. Тот, кто когда-то занимался просто вводом данных, теперь может стать более ценным в качестве аналитика.
4 Темп
Еще один вызов цифровой трансформации — это идти в ногу с новейшими технологиями, а обратная сторона медали — сохранять те преобразования, которые же произошли внутри. Сегодня появились новые проблемы: как использовать искусственный интеллект એ AI, машинное обучение એ ML и интернетр вещей એ IoT? Эти решения уже на шаг впереди.
Необходимо предвидеть появление новых ролей при очередной автоматизации, где технологии дополняют работу человека, а не просто её заменяют. Вместо того, чтобы сокращать рабочие места, эти новые инструменты должны стать пионерами привлечения людей и стимулирования использования цифровых технологий.
Голубая мечта — cоздать портфолио потенциальных идей для будущего взаимодействия с клиентами. Именно это должно позволить Вашей компании генерировать и оценивать бизнес-гипотезы для использования новых технологий, проверять и исследовать их с помощью своих клиентов.
5 Конкурирующие приоритеты
Когда дело доходит до конкретных дел по цифровой трансформации, каждый может принести пользу. Вам необходимо только множество инициатив проявлять одновременно, не распыляя собственные ресурсы и слишком узко не сосредотачиваясь. Задача состоит в выборе тех из них, которые реально воплотить в жизнь. Помните, цифровая трансформация — это марафон, а не спринт.
Хорошее мысль сначала изучить рынок для понимания неудовлетворенных потребностей своих клиентов, таких которые ваши конкуренты не в состоянии удовлетворить. Это пространство является возможностью для инноваций и улучшения опыта клиентов с помощью новых технологий.
Занимая место на вершине технологических тенденций возможно оценить, какие из них способны принести ценность в Ваш бизнес. Всегда необходимо оставаться в курсе новых технологий и соответствующих изменений в поведении потребителей, которые они определяют.
6 Безопасность
Успешная цифровая трансформация требует обратить повышенное внимание на безопасность. Некоторые из крупнейших мировых компаний стали жертвами кибератак. IP, личная информация и финансы постоянно находятся под угрозой. В контенте цифрового мира корпоративных сетей прошлого больше не существует. Безопасность должна быть встроена непосредственно во все приложения.
Нельзя откладывать просроченые назначения врача. Однако, многие компании откладывают укрепление своих систем безопасности до тех пор, пока не станет слишком поздно. По данным Gartner, в период до 2020 года, 99% уязвимостей эксплуатируемых систем не менее года известны ИТ-специалистам по безопасности. Это значит, что в первую очередь компании должны устранить те существующие уязвимости, которые они знают.
7 Понимание успеха
Парадокс производительности был впервые сформулированная в 70-х годах прошлого века и отражает тот феномен, когда, несмотря на увеличение средств вычислительной техники, фактическая производительность остается на прежнем уровне. Если технологии должны сделать нас более продуктивными, то почему не видно прироста производительности? Исследования показали, что проблема заключается в измерении производительности.
Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие цифровой трансформации, сядьте и определитесь, что именно вы хотите видеть в результате преобразований. По данным опроса, проведенного 451 Research по заказу CenturyLink Inc., основное внимание сосредоточено на повышение адаптивности бизнеса к внешним обстоятельствам, улучшении управляемости рисками и повышении гибкости технологических операций.
В каждой организации необходимо определить в чем заключается успех цифровой трансформации. И это одна из самых больших проблем. Какие именно показатели цифровой трансформации необходимы для понимания своего успеха? Как бизнес узнает, что он достиг цифровой зрелости?
Цифровые технологии – проблемы и перспективы
Изменения, происходящие в банковском секторе, переход финансовых учреждений на цифровые технологии играют положительную роль как для клиентов, так и для развития всей экономики. Однако как и в любой переходный период внедрение цифровых технологий сопровождается различными проблемами, сомнениями и вопросами.
Любая компания, работающая на розничном рынке сталкивается с тем фактом, что потребители начинают судить о ней более сурово, когда что-то пошло не так.
Один из учредителей издания The Financial Brand Джим Мару в качестве примера приводит случай со своей страховой компанией. По его словам, он пользовался услугами страховщика 20 лет и в целом был доволен, пока его автомобиль не попал в аварию.
Многие годы различные финансовые организации ориентировались на создание сильной клиентской сети, где сотрудники помогали потребителя решать различные задачи. С появлением цифровых технологий все изменилось. Как отмечают иностранные эксперты, теперь при возникновении какой-либо проблемы становится все сложнее найти живого человека, который способен помочь или ответить на вопросы.
Переход на цифровые технологии должен был бы на самом деле улучшить обслуживание клиентов, расширить их возможности, предоставить дополнительные сервисы. Когда система работает в штатном режиме, то так все и происходит. Но когда случается сбой, клиент становится беспомощным. Потребители, которые имели негативный опыт, чаще всего рассказывают, что им приходилось общаться в организации с множеством людей, чтобы, наконец, решить свою проблему. И никакие цифровые технологии в этом случае не работали.
Еще несколько лет назад существовало большое различие между обслуживанием в маленьком местном банке и в огромной банковской корпорации. Потребители могли выбрать между личным внимаем в небольшой организации и технологичным, стандартным обслуживанием в крупном банке. Теперь, как утверждают иностранные маркетологи, с переходом к цифровым технологиям эти различия становятся все менее заметными.
Исследования Оксфордского университета показывают, что почти половина всех рабочих мест в Соединенных Штатах, может быть ликвидирована в течение ближайших 20 лет в результате автоматизации бизнес-процессов.
Среди наиболее уязвимых позиций они назвали банковских служащих. И ведь действительно, например, рассмотрение заявки на кредит выглядит идеальным вариантом для различных компьютерных алгоритмов. Им нужно выдать всего один из трех ответов – да, нет или нет решения. Представители компаний, разрабатывающих такие алгоритмы, постоянно говорят об их эффективности и высокой скорости работы.
Сложные задачи
Еще одна проблема, на которую обращают внимание иностранные эксперты – избавление от бумажных документов. Это одна из самых сложных задач для традиционных финансовых организаций. Все согласны с тем, что оцифровка бумажных систем сокращает расходы, повышает точность и позволяет улучшить анализ данных, но бумажные документы до сих пор существуют в изобилии во многих организациях.
Все больше и больше потребителей пытаются использовать социальные сети, чтобы подать жалобу или высказать свое отношение к той или иной организации. Но как оказывается, многие организации в нынешний цифровой век попросту игнорируют сообщения, которые оставляют посетители на их страничках в социальных сетях.
Как отмечают банковские маркетологи, очень часто потребители полагаются на социальные сети, чтобы построить отношения со своим банком. Особенно это относится к тем, кто активно пользуется мобильными приложениями. Такие клиенты ожидают быстрого ответа по правилу 24/7 – ежедневно и круглосуточно.
В нынешнем конкурентном мире, каждый человек имеет несколько вариантов, где он может получить аналогичную услугу. Поэтому цель любого банка избежать того, чтобы клиент начал рассматривать другие возможности. И если цифровые технологии, к которым уже привыкли многие клиенты, начинают давать различные сбои, то они очень часто рассматривают возможность перехода в другую
финансово-кредитную организацию.
Цифровые технологии: достоинства и риски
Цифровые технологии: перспективы и риски
Термин «цифровые технологии» прочно вошел в обиход нашего времени. С ним связано много надежд, мнимых и реальных. Высокоэффективные, экономически и экологически целесообразные цифровые технологии получили широкое признание в развитых странах мира: в Евросоюзе — «Цифровая Европа.2020», в Германии — «Индустрия 4.0», в Китае — «Сделано в Китае-2020», в Сингапуре — «Интернет-плюс (2015)».
Таким образом, «лед тронулся». Экономические преимущества цифровизации очевидны. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Умные устройства гарантируют не только повышение эффективности национальных экономик, но и серьезные социальные риски — в первую очередь это касается проблемы трудоустройства. В странах, где процесс цифровизации стал фактом, в традиционных отраслях экономики уже происходит массовое высвобождение рабочей силы даже при наличии высокой квалификации.
Согласно расчетам, к примеру, в России при существующих тенденциях цифровизации общий уровень реальной безработицы уже к 2022 году может составить 20 — 25% (сегодня 5,6%).
Таким образом, переход на широкое использование цифровых технологий однозначно требует от государства неотложно быстрых усилий по созданию полномасштабной системы цифрового ликбеза — к 2022 году не менее 54% всех сотрудников в России должны пройти обучение, переподготовку и повышение квалификации по совершенно новым для них специальностям. Из них 35% потребуют дополнительной подготовки до 6 месяцев, 9% — от 5 месяцев до года, 10% — более года.
Чтобы стать востребованным работником в условиях цифровизации, необходимо в обязательном порядке приобрести три вида навыков. Во-первых, базовые цифровые (Digital skills) — умение получать нужную информацию, создавать онлайн-коммуникации, цифровой контент, электронную безопасность, быстро находить грамотное решение. Во-вторых, гибкие навыки (Soft skills), которые включают порядка десяти позиций, в том числе навыки работы в команде и коммуникации, гибкость, вежливость, оперативность действий, честность и другое. И, в-третьих, навыки обработки информации (WordSkills), куда относят критическое мышление, умение быстро анализировать тексты, выделять в них полезные факты, основные идеи, делать выводы и обобщения.
По оценке компании Boston Consulting Group, размер цифровой экономики в мире уже превысил 20 трлн долларов, что составляет 13,8% мировых продаж.
По расчетам Всемирного банка, через 5 — 10 лет доля цифровых сегментов в мировом ВВП достигнет 30 — 40%.
Но проблема цифрового ликбеза имеет и вторую, не менее социально острую, сторону. А именно — кадры преподавателей для цифрового ликбеза. Кто будет учить вышеперечисленным навыкам? По каким учебникам и пособиям? На уровне школьного образования среднестатистический учитель, как правило, женщина 45 — 50 лет, которая имеет общий стаж работы более 20 лет, при этом не менее 15 лет проработала в одной школе. За такой срок без серьезной профессиональной ротации человек может вообще потерять восприимчивость к любым изменениям. На уровне высшего образования картина несколько иная, но проблема с кадрами, готовыми решать задачи цифрового ликбеза, также неутешительна.
В то же время изучение рынка труда в России, проводимое Boston Consulting Group, выявило, что 66% руководителей российских компаний и предприятий прямо заявили, что уже не могут развиваться нормально из-за острой нехватки квалифицированных специалистов нового поколения. Это подтвердил и результат чемпионата по стандартам обработки информации (WordSkills), проведенного недавно в Евросоюзе, — только 17% студентов из России соответствовали мировым стандартам WorldSkills, а количество студентов, обладающих компетенциями цифровых навыков (Digital skills), было еще меньше. Беларусь в этот список не вошла.
Процесс цифровизации необратим. Конечно, он оказывает самое серьезное влияние на структуру экономики, трудовых ресурсов, создание и ликвидацию рабочих мест, появление и умирание профессий. Но его нельзя просто зарегулировать, как мы часто привыкли поступать, живя прежними стандартами. К вызову цифровизации надо готовиться заранее, всерьез и на всех уровнях.
В этом плане, конечно же, полезно использовать мировой опыт, который многому учит. Приведу опыт Бельгии, где еще в конце 70-х годов прошлого века были созданы специальные мобильные группы специалистов (в том числе из преподавателей и студентов профильных вузов), которые обучали основам цифровых технологий сотрудников госорганов непосредственно на их рабочих местах, находясь там столько времени, сколько требовали обстоятельства. И сегодня Бельгия весьма успешно реализует свою национальную стратегию цифровизации и входит в топ-20 стран, лидирующих по цифровым технологиям.
По прогнозам экономистов, количество рабочих мест в перспективе будет сокращаться на 3,6% ежегодно. В развитых странах примерно 50% рабочих мест уже находятся в зоне риска, а в ближайшие 10 — 15 лет более половины всех существующих массовых профессий (кассиры, бухгалтеры, водители, банковские служащие и др.) согласно проведенным расчетам просто исчезнет.
Интернет как роскошь: что такое цифровое неравенство и как его преодолеть
Доступ в интернет, говорят эксперты Всемирного банка и ООН, является неотъемлемой частью прав человека. По состоянию на апрель 2021 года в мире только 4,72 млрд людей (60% населения Земли) могли выходить в Сеть. Это отправная точка цифрового неравенства (а также «барьера», «разрыва» или «пропасти», от англ. Digital Divide) — неравномерного доступа к компьютерам, информации, интернету и телекоммуникациям на любом из уровней: глобальном, региональном, локальном, по определению Оксфордского словаря.
Association of Internet Researchers пишет, что неравенство в меньшей степени связано с самим фактом существования интернета. Это лишь новое название старого явления — неравномерного распределения доходов, которое еще в XV веке гуманист Маттео Пальмиери в диалоге «О гражданской жизни» назвал нормальным, поскольку «богатые люди более талантливы и трудолюбивы, чем бедные» (впервые под сомнение эту идею поставил Карл Маркс). О цифровом неравенстве заговорили в конце XX века применительно к мобильным телефонам. С тех пор термин расширяется и видоизменяется, и во многом его трактовка зависит от того, с какой стороны на него смотреть.
Как менялась проблема доступа в интернет
В 2011 году специальный докладчик ООН по вопросам защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю отмечал, что интернет ускоряет экономическое, социальное и политическое развитие стран и способствует прогрессу человечества в целом. Тогда доступа к Сети не было почти у 5 млрд человек. Спустя десять лет проблема не решена — 3,1 млрд людей остаются «неподключенными» — и при нынешних темпах роста числа онлайн-пользователей нужно еще минимум десять лет, чтобы их подключить.
Неравенство начинается с инфраструктуры, но на ней оно не заканчивается. Из 3,8 млрд человек, не пользовавшихся интернетом в 2018 году, 3,1 млрд жили в зоне действия сигнала широкополосного доступа, говорят аналитики Всемирного банка. Тем самым, доступ играет меньшее значение, нежели дороговизна компьютеров и смартфонов для малозащищенных слоев населения или наличие навыков для выхода в интернет.
Профессор коммуникативных наук в университете Твенте Ян ван Дейк выделяет три уровня цифрового неравенства. До 2010 года физический доступ был приоритетным в области исследований и политики — это первый уровень. Позже большее значение стали уделять навыкам и умению пользоваться благами цифрового мира — это второй уровень. Наконец, третий уровень стал учитывать то, что способны получать разные группы людей от интернета (в нем учитываются и негативные аспекты использования: хакинг, киберпреступность, травля, дезинформация, игровая зависимость). Многие страны до сих пор решают первый уровень проблемы.
Цифровое неравенство в России
В России с 2014 года работает проект «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика». Ее реализует Минцифры в сотрудничестве с «Ростелекомом» и «ЭР-Телекомом». В 2021 году стартовал второй этап: к 2030 году мобильная связь и беспроводной интернет должны быть подключены в 24 тыс. населенных пунктов численностью 100–500 человек. Сейчас они подключены в 12,5 тыс.
При этом по данным Росстата (исследование проводили среди 60 тыс. домохозяйств), в конце 2020 года доступа к интернету не было у 28,6% семей, компьютера — у 38,3%. Примерно четверть из них (24,6% и 29,8%) хотели бы приобрести и то, и другое, но у них не хватает средств. Самый сильный цифровой разрыв зафиксирован у деревень численностью до 200 и до 1000 человек — в Сеть выходит 48,5% и 49,7% семей соответственно.
Доступа в интернет нет не только у жителей отдаленных поселений, но и городов — 24% среди городских семей против 43,5% у домохозяйств в сельской местности. По другим данным (фонд «Общественное мнение», 2021 год), почти каждый четвертый россиянин никогда не пользовался интернетом (24%).
COVID-19 усугубил ситуацию
С массовым переходом сервисов в онлайн, а людей — на удаленную работу и обучение неравенство приобрело еще больший масштаб. Часть людей оказалась «выключена» из мира, качество их жизни ухудшилось. Это касается тех, чьи рабочие места и бизнес несовместимы с удаленкой, школьников и студентов без доступа к интернету.
По данным аудитора Счетной палаты РФ, в 2019 году электронное обучение было доступно лишь 15% российских школьников (из общего числа в 16 млн человек), с применением специальных дистанционных технологий учились 2,5%, почти в 400 сельских школах не было доступа в Сеть, в половине оставшихся скорость подключения была слишком низкой. Индекс цифровизации российских городов за 2020 год демонстрировал пятикратный разрыв между лидерами рейтинга: Краснодаром и Екатеринбургом — и замыкающими список Магасом и Назранью в Ингушетии, согласно отчету «Цифровая жизнь российских регионов 2020» Московской школы управления «Сколково» и EY.
Цифровое неравенство сказалось и на финансовой сфере. Люди без доступа в интернет по всему миру были вынуждены подвергать себя опасности заражения, стоя в очередях за социальными выплатами. Многие региональные банковские отделения закрылись, что затруднило получение базовых финансовых услуг.
Еще одно проявление неравенства — нехватка информации о вакцинах (в России 23% жителей, скорее всего, не будут делать прививку) и нехватка самих вакцин в развивающихся странах, которая грозит появлением более заразных штаммов коронавируса.
Последствия цифрового неравенства
Образование
Чтобы понять, как цифровое неравенство влияет на образование, американская School of Education предлагает сравнить двух учеников: у одного дома несколько гаджетов и скоростной интернет, у другого — один ПК на семью (включая сестер и братьев, которым тоже нужен компьютер) и невысокая скорость соединения. С большой вероятностью первый ученик будет более успешен в учебе.
Сокращение доступа к цифровым технологиям влечет за собой:
Institute of Development Studies пишет, что уровень образования в конкретной стране влияет на ее благосостояние. Если в 46 беднейших странах на 75% больше 15-летних достигнут хотя бы 1 уровня знаний по математике (по программе PISA), экономика может вырасти на 2,1%, тогда как 104 млн человек (без привязки к возрасту) смогут вырваться из состояния крайней бедности. Если образование игнорировать, напротив, бедность и социальная изоляция будут расти и пошатнут социальную безопасность.
Трудоустройство
Неравенство уменьшает шансы найти работу и получать достойный доход. Традиционные методы поиска вроде объявлений в газетах устаревают, все больше вакансий публикуется в интернете. В России 30% граждан ищут работу через интернет, в США — до 69%. Способность искать работу онлайн напрямую зависит от навыков работы в интернете, которых не будет у тех, кто лишен возможности быть в сети.
Наличие навыков «компьютерной грамотности» также влияет на шансы найти работу, гласит исследование Хьюстонского университета 2021 года. Если люди умеют делать базовые вещи: открывать электронную почту, копировать файлы, работать с Excel-таблицами, они с большей вероятностью будут лучше зарабатывать, даже если их должность не связана с этими навыками напрямую.
Приобрести новые навыки (повысить квалификацию) можно на онлайн-курсах, но для участия в них снова нужен доступ в сеть, ПК и умение на нем работать. В России онлайн учатся только 3% тех, кто имеет для этого техническую возможность, в США и Корее — 20%, в Швеции и Финляндии — 18% и 17%, в Великобритании — 14%.
Отдельно существует Workplace Digital Divide, или цифровое неравенство на рабочих местах. WDD показывает разрыв между коммерческими организациями, которые находятся на переднем крае развития технологий, и компаниями, которые не могут инвестировать в своих работников, современное ПО и рабочие места. Это ведет к тому, что сотрудники на 500% чаще разочаровываются в работодателе и на 600% чаще стремятся сменить работу. Страдает их продуктивность и вовлеченность.
Финансовые возможности
Финансовые учреждения не рискуют обслуживать бедные и маргинализированные слои населения, поэтому более 2,5 млрд человек не имеют доступа к финансовым услугам вообще, а 1,7 млрд не могут получить доступ к банковскому счету, поскольку не проходят KYC-барьер, то есть не могут подтвердить свою личность для банков. Это ограничивает их способность создавать накопления и обеспечивать свое будущее.
Отсутствие интернета также лишает их инструментов, которые могли бы помочь получить дополнительный заработок. Им недоступны материалы по финансовой грамотности, приложения для управления счетами, виртуальные консультанты. В нашей стране финансовые операции через интернет совершают 39% населения, в США — 68%, в Финляндии и Швеции — более 90%.
Гендерное неравенство
Исследования DataReportal указывают на значительный «гендерный разрыв» в вопросах внедрения интернета. В последние годы он сокращается, но женщины все еще на 20% реже мужчин пользуются мобильным интернетом, следует из доклада GSMA Intelligence за 2020 год (в 2017 году разрыв был выше — 27%).
Эти выводы подтверждает и анализ аккаунтов в социальных сетях (не реже одного раза в месяц ими пользуется до 90% интернет-пользователей во всем мире). Там, где доступ в интернет сбалансирован между полами, женщины используют соцсети чаще. Но если смотреть на глобальное распределение, окажется, что, наоборот, они на 25% реже сидят на Facebook и аналогичных платформах.
В России, по данным НАФИ, мужчины и женщины пользуются компьютерами и ноутбуками равное количество времени и демонстрируют в целом одинаковый уровень цифровой грамотности, однако четверть опрошенных россиян все еще считают, что женщины хуже мужчин справляются с точными науками и работой в ИТ.
Могут ли технологии побороть неравенство
Профессор коммуникативных наук Ян ван Дейк считает, что проблема неравенства никогда не будет решена, учитывая, что ряд стран уже находится на пути к широкому внедрению 5G, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и других технологий, а у половины населения Земли нет базового доступа в интернет. Когда все население мира получит доступ к интернету, неравенство цифровых навыков и умения пользоваться данными останется и, напротив, продолжит расти.
Однако развитие технологий (и технологических компаний) все же способствует борьбе с неравенством. Например, облачный гигант Cisco финансирует инициативу Country Digital Acceleration (CDA). Список предпринимаемых мер:
Cisco устанавливает бесплатные точки доступа в библиотеках Аризоны, на Каймановых Островах, в Далласе и других регионах США. Есть аналогичная программа Google Next Billion Users, в рамках которой проводятся исследования и создаются продукты для начинающих пользователей интернета.
Отдельно стоит упомянуть Project Kupier от Amazon, Starlink от SpaceX и Athena от Facebook (последние в 2021 году приостановили программу на неопределенный срок) — все они предполагают запуск на орбиту Земли тысяч спутников, которые обеспечат интернетом труднодоступные регионы. Пока наибольших успехов добилась компания Илона Маска, к середине 2021 на орбите находилось более 1 600 спутников (всего планируется вывести 12 000).
В России меньше прожиточного минимума зарабатывают 12,1% жителей, или 17,7 млн человек, но правительство рассчитывает снизить процент в два раза в ближайшие годы. Рост экономики страны (ВВП в 2021 может прибавить 4,2%, через год — 3%) также может помочь в борьбе с бедностью, а значит и цифровым неравенством.