что относится к прочему инвентарю
Что относится к прочему инвентарю
Счет 10.09 Производственный и хозяйственный инвентарь.
Автор статьи
Автор и разработчик курсов: «Бухгалтерский и налоговый учет», «1С Бухгалтерия», «1С Управление торговлей (Торговля и склад)», «Продвинутый бухгалтер». Соучредитель УЦ Профирост. Директор.Эксперт в области ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии.
Производственный и хозяйственный инвентарь бухгалтера учитывают на счете 10.09.
Вообще у бухгалтеров все чаще возникают вопросы при оприходовании материалов, т.к. ни в ПБУ 5, ни в каком либо другом нормативном акте конкретно не расписано, что мы должны относить на счет 10.01, что на 10.06, а что на 10.09.
Постараемся разобрать на примерах использование того или иного субсчета в этой статье.
Перечень имущества, которое относится к инвентарю и хозяйственным принадлежностям, законодательством не установлен.
Связанный курс
На практике под инвентарем и хозяйственными принадлежностями понимают:
— офисную мебель (столы, стулья, парты, полки, шкафы офисные и нет и др);
— средства связи (телефон, факс, коммутатор, различного вида модные девайсы);
— электронную технику (фотоаппараты, диктофоны, видеокамеры, планшеты, видеорегистраторы, ноутбуки, );
— инвентарь для уборки территорий, помещений и рабочих мест (швабры, метла, веники тележки, грабли);
— средства пожаротушения (огнетушители, пожарные шкафы, пожарные рукава и др.);
— осветительные приборы (лампы, фонари);
— туалетные принадлежности (бумажные полотенца, освежители воздуха, мыло, антисептики и др.);
— канцтовары (бумага, ручки, карандаши, степлер, антистеплер, файлы (мультифора) и др;
— кухонные бытовые приборы (кулеры, СВЧ-печи, холодильники, кофемашины, кофеварки чайники, тостеры, электропечи и др.).
Если в организации имеются автомобили и их периодически приходится ремонтировать, то инструменты для их ремонта рекомендуется учитывать так же на счете 10.09. К инструментам чаще всего относятся: набор головок, набор ключей, домкраты, сверла и др.
Не забывайте, что к МПЗ (материально-производственным запасам) относятся запасы, которые не подпадают под следующие условия:
В этом случае Вам придется оприходовать актив на счет 08.04 и учитывать его в составе основных средств.
«Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»
13.05.2020
Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих, Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Организация учета, как проверить, выездная налоговая проверка, счет 10 для чайников.
Инвентарь производственный: определение, виды и назначение
Вспомогательная оснастка в производственном процессе играет важную роль, повышая функциональность и эффективность предприятия. Правильно подобранный инвентарь помогает и оптимизироватьподходы к выполнению физических ручных операций, и обеспечивает возможность выполнения задач оборудования. И это не говоря о логистических процессах, выполнению которых также способствует инвентарь производственный в специальных категориях.
Определение инвентаря
Под инвентарем понимаются технические средства, которые при этом не могут относиться ни к оборудованию, аппаратам и агрегатам, ни к сооружениям и конструкциям. Также можно определить низшую планку – расходники и функциональные органы для станков, например, тоже не могут относиться к инвентарю. Как правило, это самостоятельные средства, которые способны выполнять как одиночные функции, так и задачи в комплексе с другими приспособлениями или оборудованием. Но при этом они не могут входить в состав того же станка как часть элементной базы. В то же время технологическое оборудование и производственный инвентарь довольно плотно взаимосвязаны в процессе эксплуатации. Основную роль играет оборудование, а инвентарь – вспомогательную. Важно подчеркнуть, что к самим процессам производства непосредственно инвентарь может и не относиться. Но в этом случае инструменты и устройства будут использоваться в создании условий для эффективной работы цеха или участка.
Что относится к производственному инвентарю?
Группа довольно обширная и разноплановая как по своим характеристикам, так и по направлениям эксплуатации. Основу, как правило, составляют мебельные и хозяйственные предметы. К ним можно отнести стеллажи, тумбы, столы, стулья, а также шкафы. Чаще всего эта мебель используется для выполнения мелких технических операций или содержания материалов – например, тех же расходников. В свою очередь, рабочие столы обычно представлены верстаками. Они отличаются усиленными конструкциями, наличием разметки на поверхности и специальными зажимными приспособлениями, помогающими выполнять операции обработки материалов – как металла, так и дерева. К хозяйственному универсальному инвентарю на производстве можно отнести тару, емкости, средства для выполнения уборки или чистки оборудования, инструменты, регулировочные и ремонтные приспособления.
Назначение инвентаря
Во многом направление и характер использования инструмента зависят от сферы производства. На машиностроительных предприятиях, например, требуются те же стеллажи, прилавки и шкафы именно для хранения многочисленных и разнокалиберных насадок для обработки металлических деталей. Сельскохозяйственное производство обеспечивается орудиями труда, которое используется в обработке и культивации земли. Также применяются приспособления для сбора урожая и его хранения. На деревообрабатывающих или мебельных производствах тот же верстак будет применяться в целях осуществления плотницких операций. А мелкий ручной инструмент позволит точечно выполнять коррекцию изделий для сборки мебели.
Требование к производственному инвентарю
Хотя инвентарь часто позиционируется как универсальное вспомогательное средство, он должен соответствовать определенным требованиям для эффективного выполнения определенных задач. Список требований зависит от назначения конкретного предмета. Например, столярный верстак должен отвечать требованиям надежности, стабильности, износостойкости и функциональности. Если речь идет об опасных производствах, то к инвентарю предъявляются соответствующие требования в плане защитных свойств. На предприятиях химической или нефтегазовой промышленности инвентарь производственный должен отвечать требованиям огнеупорности, стойкости к окислению и в то же время иметь качества диэлектрика.
Разновидности
Основную классификацию можно обозначить в качестве признака функциональности. Так, существует инвентарь для содержания и обслуживания материалов. В качестве целевого объекта может выступать сырье, продукты производства, детали и расходники для оборудования, инструменты и т. д. Для хранения и временного содержания в данном случае могут применяться технологические ванны, стеллажи и ящики. Также распространен инвентарь производственный для вспомогательных задач. К нему можно отнести те же столы, упоры, держатели, фиксирующие принадлежности и установки. Обязательным этапом производственного процесса является контроль качества. В группу инвентаря для поверочных задач включаются измерительные и оценочные приборы, благодаря которым определяются характеристики и свойства продукции.
Техобслуживание инвентаря
Каждая разновидность инвентаря предусматривает свой подход к обслуживанию. В основном это физическая проверка состояния изделия на прочностные качества, герметичность, способность справляться с нагрузками. В случае обнаружения изъянов ответственное лицо принимает меры по восстановлению предмета. Починка может выражаться в устранении зазоров, изношенных участков, иногда применяется сварка – если речь идет о ремонте металлических каркасов – например, слесарных верстаков на стальной базе. Более технологичный производственный инвентарь, к которому относятся те же измерительные приборы, обслуживается путем сложных диагностических процедур. Могут выполняться калибровочные операции, настройка параметров и функций для работы в определенном режиме.
Учет инвентаря
В соответствии с установленным графиком на каждом предприятии вводятся организационные мероприятия, направленные на учет инвентаря. Производится проверка имеющегося в наличии инструментального имущества и оснастки, по результатам которой составляется соответствующий акт. В этом документе указываются количественные данные, номенклатурный ряд и состояние предметов. Если, например, отсутствуют в достаточном количестве рабочие столы для выполнения операций обработки заготовок, это указывается в документе. Отдельной графой перечисляется инвентарь, который требует починки, восстановления или модернизации. Далее в рамках планового ремонта на основе этого перечня производятся назначенные операции технической поддержки. Если же инвентарь не планируется использовать в течение определенного срока, то назначаются меры по его консервации.
Заключение
На многих предприятиях существуют целые этапы производственного процесса, когда инвентарь может участвовать в выполнении ответственных задач даже независимо от основного оборудования. Как правило, это предметы технического назначения, участвующие в процессах механической обработки, измерения и обслуживания материалов. В операциях сушки, термической обработки и шлифования особое место занимает технологическая оснастка. В этом качестве применяются камеры, ванны, абразивные средства и т. д. В пищевой промышленности большинство операций выполняется с применением инвентаря, к которому относятся кухонные приборы и принадлежности. При оснащении предприятия, конвейерной линии или рабочей зоны вспомогательными техническими средствами важно заранее рассчитывать также и возможности для поддержания оптимального функционального состояния инвентаря. Для этого нередко отводятся специальные отделы контроля и техобслуживания.
Инвентарь, хозпринадлежности, инструменты, оснастка: ОС или запасы?
Зачастую на практике при постановке на учет таких объектов, как инвентарь, хозпринадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, у бухгалтеров возникают вопросы: какое имущество можно к ним отнести, а какое нет? что будет включаться в запасы, а что — в состав основных средств (ОС)? В данной статье ответим на эти вопросы, а также поясним, как списывать стоимость таких активов после принятия к учету.
Из-за чего возникают трудности с квалификацией активов
Прежде чем рассматривать поставленные вопросы, стоит выяснить, почему они возникают.
Так, согласно законодательству к запасам, в частности отдельным предметам в составе средств в обороте, относят инвентарь, хозпринадлежности, инструменты, оснастку и приспособления (далее — инвентарь) (абз. 3 ч. 1 п. 3 Инструкции N 133).
Вместе с тем эти же активы могут учитываться в качестве основных средств, в случае когда по учетной политике к запасам они не относятся (если, конечно, соблюдаются условия признания ОС, определенные п. 4 Инструкции N 26) (абз. 7 п. 4 Инструкции N 133).
Получается, если организация планирует использовать инвентарь более года (а чаще всего именно так и бывает), могут возникнуть трудности с его квалификацией, т.е. с определением, когда такие активы относить к запасам, а когда — к ОС?
Перед тем, как начнем с этим разбираться, выясним, что является инвентарем. Это нужно для того, чтобы понять, в отношении какого имущества в принципе возможна вариантность.
Какое имущество можно отнести к инвентарю
Какое конкретно имущество считать инвентарем, бухгалтерское законодательство не устанавливает (п. 4 Инструкции N 26; п. 2, 3, 4 Инструкции N 133).
Чтобы снять этот вопрос, организация вправе закрепить в учетной политике перечень такого имущества или же способы его определения. Руководствоваться при этом можно, например, техническими регламентами, госстандартами, стандартами организации, приложением к постановлению N 161 и т.д. В указанных документах даны определения разным видам активов, приведена классификация имущества по группам (несмотря на то что она предназначается для других целей, применять ее для бухгалтерской идентификации инвентаря, полагаем, тоже можно, если предусмотреть это в учетной политике) (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
Так, взяв за ориентир приложение к постановлению N 161, в учетной политике можно закрепить следующее:
Запись в учетной политике
К инвентарю, хозяйственным принадлежностям, инструментам, оснастке и приспособлениям относятся объекты, перечисленные в группах «Инвентарь и принадлежности», «Инструмент» приложения к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 N 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
В таком случае инвентарем будут признаваться активы, которые входят в группы «Инструмент», «Инвентарь и принадлежности». Это, в частности:
1) инвентарь и принадлежности общего назначения: мебель, портьеры, жалюзи для окон, ковры, стеллажи, зеркала, аппараты телефонные, сотовые телефоны, аппараты факсимильные, коммутаторы, спортивный инвентарь и т.п.;
2) техника бытовая и принадлежности к ней: печи микроволновые, холодильники, пылесосы, посудомоечные машины, фотоаппараты, диктофоны, видеорегистраторы, электроаппаратура и т.п.;
3) инструменты: перфораторы, краскопульты, технологическая оснастка, шуруповерты, пистолеты-распылители, гайковерты и т.п.
Однако по многим объектам в данных группах приводится открытый перечень активов. И, возможно, этой информации будет недостаточно. В такой ситуации с учетом специфики своей деятельности можно отталкиваться от терминов и определений, приведенных в госстандартах.
Предположим, организация приобрела пресс-форму в производственных целях. Данный актив не поименован в группах «Инструмент», «Инвентарь и принадлежности«. Чтобы определить, к какой группе его отнести, следует обратиться к ГОСТ 3.1109-82. Здесь в определении технологической оснастки приводится конкретный перечень объектов, признаваемых таковой. В их числе пресс-форма (п. 94 ГОСТ 3.1109-82).
Получается, что пресс-форма является технологической оснасткой, которая входит в группу «Инструмент». А значит, по ней есть вариантность учета. То есть она может признаваться и запасами, и ОС.
Как видим, чтобы принять обоснованное решение относительно того, какие активы относить к инвентарю, а какие нет, целесообразно проанализировать целый ряд НПА и ТНПА и сослаться на них в учетной политике. Правда, делать это для целей бухучета законодательство не обязывает.
Так, организация может самостоятельно, учитывая особенности своей деятельности, составить перечень инвентаря и закрепить его в учетной политике. Включая в него имущество, нужно исходить из уместности и экономической целесообразности (абз. 16 ст. 1 Закона N 57-З).
В таком перечне можно поименовать столы, стулья, тумбы, книжные стеллажи, шкафы для одежды, вешалки, лампы, зеркала, дрели, калькуляторы, модемы, принтеры, телефонные и факсимильные аппараты и т.п.
А вот включить в состав инвентаря, к примеру, заточный станок, приобретенный для использования в своей деятельности, не получится, поскольку он относится к производственному оборудованию.
Так, согласно абз. 7, 15 ст. 2 ТР ТС 010/2011:
— оборудование — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему;
— машина — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала).
На основании указанного заточный станок является оборудованием. Кроме того, согласно приложению к постановлению N 161 он входит в группу «Машины и оборудование» с шифром 41020. В связи с этим относить его к инвентарю не стоит.
Итак, какие активы являются инвентарем — разобрались. Как можно распределить инвентарь между ОС и отдельными предметами в составе средств в обороте – читайте далее в ilex.
Что относится к прочему инвентарю
Дата публикации 26.07.2021
Использован релиз 3.0.98
Для малоценного имущества, которое после передачи в производство (эксплуатацию, на управленческие, хозяйственные и другие нужды) применяется в деятельности организации в течение некоторого полезного срока использования (спецодежда, спецоснастка, инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты и др.), в программе предусмотрены следующие виды номенклатуры (выбирается в поле «Вид номенклатуры» элемента справочника «Номенклатура»).
Этот вид номенклатуры выбирают для любых малоценных активов с любым сроком полезного использования (не более 12 месяцев или более 12 месяцев), стоимость которых включается в расходы в бухгалтерском учете в момент приобретения (т. е. они учитываются как несущественная группа активов на основании рекомендации Фонда «НРБУ «БМЦ» Р-100/2019-КпР или на основании п. 5 ФСБУ 6/2020), а в налоговом учете – в момент передачи в производство (эксплуатацию). Этот же вид номенклатуры выбирают для запасов, предназначенных для управленческих нужд, если организация учитывает их в соответствии с п. 2 ФСБУ 5/2019. Счет учета номенклатуры – 10.21.
Этот вид номенклатуры выбирают для малоценных активов, учитываемых на счете 10.09 (инструменты, инвентарь, хозяйственные принадлежности), которые:
Этот вид номенклатуры выбирают для спецодежды, учитываемой на счете 10.10, которая:
Этот вид номенклатуры выбирают для спецоснастки, учитываемой на счете 10.10, которая:
Виды номенклатуры «Инвентарь и хозяйственные принадлежности (применяется до 2022 года)», «Спецодежда (применяется до 2022 года)», «Спецоснастка (применяется до 2022 года)» с точки зрения учета в программе различаются только счетом учета номенклатуры, который подставляется в документы программы автоматически.
Все три вида номенклатуры могут использоваться не только до 2022 года, но и после (но только для запасов со сроком полезного использования не более 12 месяцев). В наименовании этих видов номенклатуры установлена пометка «(применяется до 2022 года)», чтобы обратить внимание пользователей на то, что с 2022 года назначение этих видов номенклатуры изменится. Так, они не будут применяться для объектов со сроком использования более 12 месяцев. В отношении запасов со сроком использования не более 12 месяцев эти виды номенклатуры с 2021 года (с момента вступления в действие ФСБУ 5/2019) влияют только на автоматическую подстановку в документы счета учета номенклатуры (10.09 и 10.10). Таким образом, можно продолжать пользоваться ими и дальше, а можно для любых запасов использовать вид номенклатуры «Материалы» (при этом в документах устанавливать соответствующий счет учета номенклатуры придется вручную). Наименования у видов номенклатуры можно изменить.
Виды номенклатуры «Спецодежда (применяется до 2022 года)» и «Спецоснастка (применяется до 2022 года)» с 2021 года ничем не отличаются с точки зрения учета в программе (ранее эти виды номенклатуры были разделены, поскольку до 2021 года после передачи в эксплуатацию спецодежда учитывалась на счете 10.11.1, а спецоснастка на счете 10.11.2).
Документы программы, используемые для учета малоценных активов и управленческих запасов
Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям
Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:
Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.
Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.
Возможны 2 варианта учета инвентаря:
Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. А основные средства учитываются по новым правилам, утвержденным ФСБУ 6/2020, которые обязательны к применению с 01.01.2022.
Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал. А в этом готовом решении вы подробно узнаете об изменениях в учете основных средств.
При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).
Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС
Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше лимита, установленного организацией. При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.
Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.
Бухгалтерская проводка
Действие, документ
Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)
Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1
Выделен НДС. Счет-фактура
Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6
Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02
Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике
Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС
Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4
Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.
Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:
Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.
Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.
Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему
Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.
Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:
После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.
В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.
Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).
Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:
Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.
Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.
Скачать бланк и образец формы М-8 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.
Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):
В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.
Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.
ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.
В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.
В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.
При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:
Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря
Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом ФСБУ 6/2020 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.
Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.
Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.
Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.
Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.
Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).
Итоги
Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.