что относится к продовольственным товарам в казахстане
Какие продукты являются социально значимыми в Казахстане
Иллюстративное фото: gettyimages.com / Aja Koska
Городские и областные власти могут устанавливать предельные цены на социально значимые продукты питания. Но это не обязательная процедура. Какое продовольствие входит в этот список, и какой штраф грозит продавцам за нарушение предельных цен, читайте в материале Нурфин.
В последние месяцы в Казахстане стали активно дорожать куриные яйца, подсолнечное масло и другие продукты питания. Причинами для этого служат увеличение цен на мировом рынке, инфляция, ценовой сговор и многие другие факторы.
Тем временем, одним из инструментов сдерживания роста стоимости социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) является введение предельных цен, передает пресс-центр Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК.
Предельные цены вводятся местными исполнительными органами. То есть акиматы городов и областей рассчитывают и утверждают цену на каждый продукт из перечня СЗПТ в регионе. В дальнейшем ими контролируется соответствие утвержденной цены с фактической в магазинах.
Цены на социально значимые продукты в Казахстане
По данным Министерства торговли и интеграции (МТИ), акиматы не всех регионов Казахстана используют возможность введения предельных цен на социально значимые продовольственные товары.
Например, в Алматы до конца февраля была установлена предельная цена на гречку – 361 тенге за килограмм, а до конца января с дальнейшей пролонгацией – на сахар, который должен был стоить не дороже 254 тенге за килограмм.
Действуют ли данные предельные цены на данный момент, информации нет.
Например, согласно постановлению, хлеб со второго квартала текущего года может стоить не дороже 171 тенге за килограмм, подсолнечное масло – 472 тенге за литр, а куриные яйца I категории – 282 тенге за десяток и так далее.
Иллюстративное фото: gettyimages.com / industryview
Подобное постановление мы нашли и для Алматинской области на портале «Открытые НПА». Здесь предельные цены на социально значимые продовольственные товары уже немного другие.
Например, хлеб во втором квартале предлагается продавать не дороже 151 тенге за килограмм, подсолнечное масло – 536 тенге за литр, куриные яйца – 313 тенге за десяток и так далее по списку.
Наказание за превышение предельной цены
В случае превышения установленной предельной цены предусмотрена административная ответственность для субъектов торговли. Так, при выявлении подобного факта штраф составляет 100 МРП или 291 700 тенге в 2021 году.
При повторном нарушении предпринимателю придется отдать 200 МРП или 583 400 тенге в 2021 году.
Так как проверки осуществляются местными исполнительными органами, ими же налагаются административные штрафы. А Министерство торговли и интеграции, в свою очередь, координирует государственные органы в вопросе ценообразования на СЗПТ в регионах.
Вместе с тем, МТИ введен размер предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары: маржа продавца не должна превышать 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика.
Способы уведомления о завышении предельных цен
Министерство торговли и интеграции должно вести мониторинг цен в торговых объектах на территории Казахстана для реагирования на нарушение правил, связанных с установленными предельными ценами.
МТИ также аккумулирует сведения о ценах на основе чеков, отправляемых казахстанцами в кэшбэк-сервисы, с которыми ведомство сотрудничает. Таким образом покупатели получают процент за все покупки, а министерство мониторит цены на социально значимые продукты.
Также в случае обнаружения факта превышения предельных цен на социально значимые продовольственные товары потребители могут передать эту информацию в местный исполнительный орган.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
PROдовольствие в зоне особого внимания: классификация продовольственных товаров
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации № 03-07-04/03 от 31.03.2010, под определение «продовольственных товаров» подпадают любые продукты питания в естественной или переработанной форме, находящиеся в обороте и употребляемые людьми в пищу. В эту же категорию входят питьевая вода в бутылках, алкогольные напитки, пиво и пивные миксы, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологические активные добавки. Представленное Минфином описание применяется для государственного регулирования оптовой и розничной торговли.
С экономической точки зрения, продовольственные товары – это продукты питания, позволяющие удовлетворить физиологические потребности человека в жизненной энергии и незаменимых веществах, что требуется для нормального функционирования организма.
Согласно ГОСТ Р 51074, к пищевым продуктам относится продукция животного, растительного, минерального и биосинтетического происхождения, предназначенная для употребления людьми в пищу в свежем или переработанном виде. Сюда же входят любые напитки, жевательная резинка, а также те или иные вещества, применяемые при изготовлении, подготовке и переработке пищевых продуктов.
Таким образом, продовольствие – это продукты питания, которые рассматриваются как рыночная или экономическая категория, а также как предмет товарно-денежных отношений.
По какому принципу классифицируются продовольственные товары
В зависимости от свойств и характеристик, которые находятся в основе классификационного метода, продукты могут подразделяться на разные группы.
Товароведческая классификация применяет телеологические (продукты рассматриваются с точки зрения назначения и применения), генетические (в зависимости от исходного сырья и основных химических ингредиентов) и технологические (учитывается рецептура, процесс производства) критерии.
Телеологическая классификация позволила выделить отдельные категории продовольственных товаров – такие, как вспомогательные продукты и детское питание. Генетическая классификация используется для категоризации вкусовых товаров (напитки бывают алкогольными, слабоалкогольными и безалкогольными). С точки зрения технологии, такой продукт, как чай, может быть чёрным, красным, зелёным, белым и жёлтым, а крупы – полированными или шлифованными.
Товароведение оперирует несколькими типами классификаций. Среди основных – стандартная, учебная и торговая.
Учебная классификация рассматривает продукты с точки зрения их происхождения или основного сырья, а также учитывает сходство химической композиции и использование товаров. В практике торговли пищевую продукцию разделяют на гастрономическую и бакалейную. Гастрономическими считаются товары и продукты, готовые к употреблению, а бакалея – это сырьевые продукты, которые нуждаются в обработке и приготовлении.
Продовольственные товары также классифицируются по штрих-кодам. При этом учитывается тот факт, что страна, где зарегистрирован производитель, и местность происхождения сырья или продукта могут быть разными.
Бывают товары повседневного и особого потребления. В первом случае речь идёт о яйцах, хлебе, молоке, крупах, овощах. А ко второй категории относится алкоголь, деликатесы и кондитерские изделия.
Распределение пищевых продуктов по товарным группам
Те или иные продукты группируются в зависимости от применяемой классификации.
Распространённая учебная классификация разделяет все продовольственные товары на девять больших товарных групп:
Торговая классификация относит все продукты к одной из следующих товарных групп:
Гастрономические товары:
Бакалеей считаются:
Критерии качества продовольствия
Продовольственные товары, с точки зрения качества, анализируются на предмет свежести, пищевой ценности и отсутствия вредных компонентов. Важную роль в некоторых случаях играет аромат и вкусовые свойства продуктов.
Что касается полезности, то из-за огромного количества разных систем и течений, пропагандирующих тот или иной стиль питания, отнести пищевой продукт к «вредным» или «полезным» не всегда возможно. К примеру, вегетарианцы с гневом отвергнут тезис о пользе такого высокобелкового продукта, как мясо, а фитнес-инструктор с традиционными взглядами сочтёт вегетарианский стол чересчур скудным.
Государство оперирует стандартами, установленными для товаров тех или иных категорий. Положения ГОСТ определяют потребительские свойства продовольственных товаров. Подробно описывается категория химической и санитарно-гигиенической безопасности. Считается, что с анализа этих показателей следует начинать оценку качества продукции.
Качественные показатели формируются также кулинарно-техническими, эргономическими, эстетическими и экологическими свойствами продукта.
В лабораторных условиях оцениваются органолептические, физико-химические и санитарно-биологические показатели. В совокупности эти признаки позволяют сформировать представление о безопасности продукта. Выданное лабораторией заключение определяет, в числе прочего, качество продовольственного товара и относит продукт к тому или иному товарному сорту (марке, номеру).
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
«Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г., 30 декабря 2020 г.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам оперативного анализа состояния розничных цен на продовольственные товары и с учетом влияния сезонного фактора на динамику цен.
Порядок оценки влияния сезонного фактора на динамику цен на продовольственные товары устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Информация об изменениях:
4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованный с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
ГАРАНТ:
См. перечень групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 497-р
Говядина (кроме бескостного мяса)
Свинина (кроме бескостного мяса)
Баранина (кроме бескостного мяса)
Куры (кроме куриных окорочков)
Рыба мороженая неразделанная
Соль поваренная пищевая
Чай черный байховый
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
Капуста белокочанная свежая
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 223 в перечень внесены изменения
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней
Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней
Информация об изменениях:
Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.
Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.
Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.
По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.
Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30 ст. 4103
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2353
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 223
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2014 г. N 950
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 4 марта 2013 г. N 179
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Закон Республики Казахстан от 12.04.2004 № 544 «О регулировании торговой деятельности»
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере торговой деятельности, устанавливает принципы и организационные основы ее государственного регулирования.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
(ст. 1 в ред. Закона РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) автоматическое лицензирование (наблюдение) – временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров;
2) информационно-рекламная торговая площадка – интернет-ресурс, содержащий рекламные (информационные) сведения о продавцах, а также товарах, работах, услугах с целью организации их купли-продажи;
3) исключительное право – право на осуществление участниками внешнеторговой деятельности экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, предоставляемое на основе исключительной лицензии;
4) уцененный товар – товар, реализуемый по сниженной цене в связи с наличием недостатка либо устранением недостатка;
5) пороговое значение розничных цен на социально значимые продовольственные товары – допустимый уровень розничных цен, устанавливаемый в целях недопущения необоснованного роста цен, удержания инфляции в допустимых пределах и обеспечения макроэкономической стабильности в стране, до которого субъект внутренней торговли вправе определить розничные цены на социально значимые продовольственные товары;
6) предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары – уровень розничных цен, устанавливаемый местными исполнительными органами в случае превышения пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
7) контрольный (идентификационный) знак – бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров;
8) розничная торговля – предпринимательская деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
9) распродажа – реализация товаров надлежащего качества по сниженным ценам;
10) ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
11) вывозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый при экспорте товаров;
12) внеквотная ставка таможенных пошлин – размер (величина) ввозной или вывозной таможенной пошлины, устанавливаемый на товары, ввозимые или вывозимые сверх установленной тарифной квоты;
13) внутриквотная ставка таможенных пошлин – размер (величина) ввозной или вывозной таможенной пошлины, устанавливаемый на товары, ввозимые или вывозимые в пределах установленной тарифной квоты;
14) оптовая торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
14-1) оптово-распределительный центр – многофункциональный инфраструктурный торгово-логистический комплекс, состоящий из складских помещений, павильонов и других помещений со специальным оборудованием, предназначенных для выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и иных операций с продовольственными товарами для их последующей оптовой торговли на внутреннем и внешнем рынках;
(п.п. 14-1) введен Законом РК от 28.10.2019 N 268-VI)
15) общественное питание – предпринимательская деятельность, связанная с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания;
16) специализированная электронная торговая площадка – электронная торговая площадка, на которой реализуются товары одного класса, работ и услуг одного вида экономической деятельности;
17) материальный носитель – контрольный (идентификационный) знак или объект из любых материалов, который содержит или не содержит элементы (средства) защиты от подделки и предназначен для нанесения, хранения и передачи средства идентификации;
18) компенсирующая мера – мера по нейтрализации негативного воздействия специфической субсидии субсидирующего государства – члена Евразийского экономического союза на отрасль экономики государства – члена Евразийского экономического союза, подавшего заявление на введение данной меры;
19) разрешение – специальный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторгового договора (контракта), предметом которого является товар, в отношении которого установлено автоматическое лицензирование (наблюдение);
20) разрешительный порядок – мера регулирования ввоза и (или) вывоза товаров посредством выдачи разрешительных документов (лицензия, акт государственного контроля, заключение, нотификация);
21) количественные ограничения – меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые вводятся путем установления квот;
22) торговая площадь – площадь торгового объекта, занятая специальным оборудованием, предназначенная для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;
23) торговый рынок – обособленный имущественный комплекс, предназначенный для торговой деятельности, с централизацией функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, действующий на постоянной основе и обеспеченный площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории, а также соответствующий санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности, архитектурно-строительным и иным требованиям в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
24) торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением и используются под единым коммерческим обозначением и иными средствами индивидуализации, за исключением торговых рынков;
25) торговая деятельность – деятельность, которая включает в себя внутреннюю и внешнюю торговлю;
26) уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, формирующий торговую политику и осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в сфере торговой деятельности;
27) торговый объект – здание или часть здания, сооружение или часть сооружения, торговый рынок, автоматизированное устройство или транспортное средство, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
28) торговое место – место, оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
29) торговая политика – совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых государственными органами для реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом;
30) торговые меры – специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры;
31) средство идентификации – уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода, или записанная на радиочастотную метку, или представленная с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации;
32) нестационарный торговый объект – временное сооружение или временная конструкция, непрочно связанные с землей вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе автоматизированное устройство или транспортное средство;
33) стационарный торговый объект – здание или часть здания (встроенное, встроенно-пристроенное, пристроенное помещение), сооружение или часть сооружения (встроенное, встроенно-пристроенное, пристроенное помещение), прочно связанные с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;
34) внешняя торговля (далее – внешнеторговая деятельность) – деятельность участников внешнеторговой деятельности, связанная с вывозом из Республики Казахстан и (или) ввозом в Республику Казахстан товаров;
35) участники внешнеторговой деятельности – осуществляющие внешнеторговую деятельность физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также организации, не являющиеся юридическими лицами;
36) маркированные товары – товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в национальном компоненте информационной системы маркировки товаров;
37) тарифная льгота – освобождение от уплаты либо снижение ввозной или вывозной таможенной пошлины;
38) тарифная квота – мера регулирования ввоза на территорию Республики Казахстан или вывоза с территории Республики Казахстан отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной или вывозной таможенной пошлины при ввозе или вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению с действующей ставкой ввозной или вывозной таможенной пошлины;
39) тарифная преференция – снижение размера таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и вывозимых из Республики Казахстан в страны, с которыми у Республики Казахстан заключены соглашения о зоне свободной торговли, товаров, происходящих и ввозимых из указанных стран в Республику Казахстан в соответствии с положениями таких соглашений, и товаров, происходящих из развивающихся стран или наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза;
40) товар – любой, не изъятый из оборота продукт труда, предназначенный для продажи или обмена;
41) Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан, осуществляющее разработку, администрирование, сопровождение и эксплуатационную поддержку информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, включая разработку, ведение и актуализацию Национального каталога товаров, и иные функции, определенные Правительством Республики Казахстан;
42) отраслевые уполномоченные государственные органы в области маркировки и прослеживаемости товаров – государственные органы, осуществляющие ведение маркировки и прослеживаемости товаров в регулируемых ими отраслях;
43) координирующий орган в области маркировки и прослеживаемости товаров – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам маркировки и прослеживаемости товаров;
44) класс товаров – совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение;
45) Национальный каталог товаров – информационный ресурс, разработанный Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров, содержащий единую номенклатуру продукции и обязательный к использованию в качестве справочника товаров при осуществлении процессов маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан, включающий характеристики товаров, коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и иные значения;
46) третья сторона – иностранное государство, не являющееся членом Евразийского экономического союза, союз иностранных государств;
47) фулфилмент центр – логистический центр, выполняющий весь комплекс операций с момента оформления заказа на товар покупателем и до момента доставки этого заказа покупателю, в том числе выполняющий такие функции как складское хранение товаров, прием и обработку заказов, комплектацию и упаковку заказов, получение оплаты от покупателей, доставка заказов, прием возвратов заказов в сфере электронной торговли;
48) международная специализированная выставка – выставка, одновременно соответствующая следующим условиям:
является официальной или официально признанной международной межправительственной организацией в соответствии с международными договорами;
участниками выставки являются два и более государств;
продолжительность выставки составляет не менее шести недель и не более шести месяцев;
не является выставкой произведений искусств и выставкой, носящей коммерческий характер;
даты начала и завершения выставки указаны в регистрационном досье, разработанном юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан, и утвержденном международной межправительственной организацией, созданной для контроля за выполнением положений международного договора о проведении международной специализированной выставки;
49) участник международной специализированной выставки – физическое или юридическое лицо, выставляющее предметы (экспонаты) на международной специализированной выставке и представляющее соответствующую страну в национальных секциях на международной специализированной выставке, а также международная организация либо физическое или юридическое лицо, определенные внутренними правилами проведения международной специализированной выставки, принимаемыми в соответствии с условиями международного договора;
50) территория международной специализированной выставки – земельные участки, предусмотренные в регистрационном досье, разработанном юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан, и утверждаемом международной межправительственной организацией, созданной для контроля за выполнением положений международного договора о проведении международной специализированной выставки, и предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
51) послевыставочное использование территории международной специализированной выставки – управление объектами (эксплуатация объектов) международной специализированной выставки;
52) объекты международной специализированной выставки – здания, архитектурные объекты, сооружения, инженерная и транспортная инфраструктура и иные объекты, оставшиеся после проведения международной специализированной выставки, расположенные на ее территории;
53) крупный торговый объект – торговый объект с торговой площадью не менее двух тысяч квадратных метров;
54) внутренняя торговля – предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, направленная на осуществление купли-продажи товаров на территории Республики Казахстан;
55) субъект внутренней торговли – физическое или юридическое лицо, осуществляющее в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, внутреннюю торговлю;
56) электронная коммерция – предпринимательская деятельность в электронной торговле, а также продаже услуг, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий;
57) электронная торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий;
58) электронная торговая площадка – интернет-ресурс, обеспечивающий инфраструктуру участникам электронной торговли, в том числе заключение договоров между ними на оказание работ и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий;
59) участники электронной торговли – физические и юридические лица, участвующие в качестве покупателя, продавца и (или) электронной торговой площадки.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности
1. Законодательство Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели и принципы регулирования торговой деятельности
1. Целями регулирования торговой деятельности являются:
1) удовлетворение потребностей населения в товарах и развитие
2) организация торгового обслуживания и общественного питания;
3) содействие развитию и совершенствованию торговой деятельности в Республике Казахстан;
4) обеспечение условий для интеграции Республики Казахстан в мировую систему торговли;
5) повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
(п.п. 5 в ред. Закона РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
6) содействие устойчивому развитию экономики государства;
(п.п. 6 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
7) обеспечение продовольственной безопасности;
(п.п. 7 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
8) обеспечение недискриминационных условий для казахстанских производителей на внешних рынках.
(п.п. 8 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
2. Основными принципами регулирования торговой деятельности являются:
1) равенство прав субъектов торговой деятельности;
(в ред. Закона РК от 26.01.2011 N 400-IV)
2) невмешательство государственных органов в торговую деятельность, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан;
3) поддержка свободного и добросовестного предпринимательства;
5) обеспечение качественного торгового обслуживания;
6) свободный выбор вида торговой деятельности и возможность ее осуществления субъектами торговой деятельности;
7) единство торговой политики как составной части государственной экономической политики Республики Казахстан;
8) обеспечение в равной мере защиты прав и законных интересов потребителей, субъектов торговой деятельности и государства;
9) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Республики Казахстан;
(п.п.9 введен Законом РК от 27.10.2015 N 364-V)
10) гласность при разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
(п.п.10 введен Законом РК от 27.10.2015 N 364-V)
11) обоснованность, объективность и прозрачность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
(п.п.11 введен Законом РК от 27.10.2015 N 364-V)
Статья 4. Сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на субъектов торговой деятельности.
(п. 1 в ред. Закона РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения:
1) по обороту отдельных видов товаров, которые регулируются иными законодательными актами Республики Казахстан.
(в ред. Закона РК от 26.01.2011 N 400-IV)
Осуществление торговой деятельности такими товарами в части, не урегулированной этими законодательными актами Республики Казахстан, регулируется нормами настоящего Закона;
2) связанные с деятельностью финансовых организаций, а также на отношения, связанные с операциями с финансовыми инструментами.
(п.п.2 в ред. Закона РК от 27.10.2015 N 364-V)
Статья 5. Формы и методы государственного регулирования торговой деятельности
1. Формами государственного регулирования торговой деятельности являются:
1) определение порядка осуществления торговой деятельности;
2) определение условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, совпадающую с Государственной границей Республики Казахстан;
2-1) определение условий перемещения товаров при осуществлении взаимной торговли государствами-членами Евразийского экономического союза;
(п.п.2-1 введен Законом РК от 27.10.2015 N 364-V)
3) стимулирование развития торговой деятельности;
4) государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности;
(п.п.4 в ред. Закона РК от 24.05.2018 N 156-VI)
2. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:
1) таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
2) нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
3) приостановление продажи и (или) запрет на продажу товаров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
5) участие в международных экономических санкциях.
6) применение ответных мер;
(п.п. 6 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
7) применение особых видов запретов и ограничений;
(п.п. 7 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
8) применение компенсирующей меры.
(п.п. 8 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан
(в ред. закона РК от 09.01.2012 N 535-IV)
Правительство Республики Казахстан:
9) осуществляет сотрудничество и взаимодействие с третьей стороной, международными организациями в области торговой деятельности и открытие торговых представительств Республики Казахстан за рубежом;
(п.п. 9 в ред. Закона РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
10) принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений в области торговой деятельности;
10-1) принимает решение о применении компенсирующей меры на основании заключения уполномоченного органа;
(п.п. 10-1 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
11) определяет уполномоченный орган;
11-1) определяет перечень товаров, подлежащих маркировке, и дату его введения;
(п.п. 11-1 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
11-2) утверждает требования и порядок определения Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров, требования к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров, а также определяет Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров по итогам конкурса;
(п.п. 11-2 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
11-3) определяет предельный размер стоимости контрольного (идентификационного) знака, средства идентификации, применяемых в маркировке товаров;
(п.п. 11-3 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
14-1) создает юридическое лицо со стопроцентным участием государства в уставном капитале, основным предметом деятельности которого являются организация и проведение международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан, а также послевыставочное использование территории международной специализированной выставки;
(п.п.14-1 в ред. Закона РК от 25.12.2017 N 122-VI)
14-3) принимает решение о применении ответных мер;
(п.п.14-3 введен Законом РК от 29.09.2014 N 239-V)
14-4) принимает решение о применении особых видов запретов и ограничений;
(п.п.14-4 введен Законом РК от 27.10.2015 N 364-V)
15) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
(в ред. законов РК от 09.01.2012 N 535-IV, от 03.07.2013 N 124-V,от 29.09.2014 N 239-V, от 25.12.2017 N 122-VI)
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа
1) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности;
1-1) формирует государственную торговую политику;
(п.п.1-1 введен Законом РК от 29.09.2014 N 239-V)
1-2) принимает меры по защите внутреннего рынка Республики Казахстан;
(п.п.1-2 введен Законом РК от 29.09.2014 N 239-V)
1-3) координирует работу государственных органов Республики Казахстан по вопросам применения торговых мер;
(п.п. 1-3 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
1-4) осуществляет взаимодействие с рабочими органами Всемирной торговой организации (далее – ВТО) и членами ВТО;
(п.п. 1-4 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
1-5) взаимодействует с Органом по разрешению споров ВТО;
(п.п. 1-5 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
1-6) координирует работу по вопросам взаимодействия с рабочими органами и членами ВТО;
(п.п. 1-6 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
1-7) обеспечивает функционирование информационного центра по вопросам ВТО;
(п.п. 1-7 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
2) принимает меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
(п.п.2 в ред. Закона РК от 29.09.2014 N 239-V)
2-1) утверждает перечень товаров, в отношении которых применяются ввозные или вывозные таможенные пошлины, размер ставок и срок их действия, а также при необходимости порядок их расчета;
(п.п.2-1 в ред. Закона РК от 27.10.2015 N 364-V)
2-3) определяет порядок рассмотрения предложений о применении, об изменении или отмене таможенно-тарифных, нетарифных, торговых и компенсирующих мер регулирования внешнеторговой деятельности;»;
(п.п. 2-3 введен Законом РК от 02.04.2019 N 241-VІ)
3) разрабатывает предложения по развитию торговой деятельности, а также созданию благоприятных условий для производства и продажи товаров;
4) разрабатывает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области регулирования торговой деятельности;
4-1) утверждает правила внутренней торговли;
(п.п.4-1 введен Законом РК от 29.09.2014 N 239-V)