что относится к публичным нормативным обязательствам бюджетного учреждения
Энциклопедия решений. Публичные нормативные обязательства, исполняемые бюджетными и автономными учреждениями
Публичные нормативные обязательства, исполняемые бюджетными (автономными) учреждениями
Бюджетное (автономное) учреждение может осуществлять полномочия органа государственной власти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, то есть по исполнению публичных нормативных обязательств (п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3.12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Порядок осуществления таких полномочий определяется:
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
Например, федеральные бюджетные и автономные учреждения руководствуются Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590.
Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом:
— государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности;
— работников казенных учреждений;
— военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву);
— лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
Чтобы определить, являются ли исполняемые бюджетным (автономным) учреждением обязательства публичными нормативными обязательствами, необходимо ответить соответствующим образом на 3 вопроса:
Кто будет отвечать по обязательствам, в том числе судебным искам в случае неисполнения обязательств?
Публичное правовое образование
Установлен ли размер обязательства в денежном выражении в законодательном акте?
Возможно ли включение обязательства в расчет нормативных затрат без искажения себестоимости услуг?
Публичные нормативные обязательства подразделяются на выплаты:
К выплатам социального характера относятся, например, пенсии, выплачиваемые по пенсионному страхованию населения, а также пенсии, выплачиваемые организациями сектора государственного управления, пособия и компенсации, меры социальной поддержки.
К выплатам несоциального характера, в частности, относятся (на примере федерального бюджета):
— стипендии Президента РФ для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, учрежденные Указом Президента РФ от 13.02.2012 N 181;
— стипендии Президента РФ спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, учрежденные Указом Президента РФ от 31.03.2011 N 368;
— стипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, установленные Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1380;
— государственные научные стипендии для выдающихся ученых России и для талантливых молодых ученых России, учрежденные Указом Президента РФ от 16.09.1993 N 1372;
— премии Правительства РФ в области науки и техники, учрежденные постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 954;
— премии Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых, учрежденные постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 793;
— премии Правительства РФ в области культуры, учрежденные постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 29;
— премии Правительства РФ в области образования, учрежденные постановлением Правительства РФ от 28.08.2013 N 744.
Определение принадлежности расходов к публичным нормативным обязательствам на основании критериев, определенных БК РФ, относится к компетенции соответствующего финоргана (письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-05-11/77819).
Перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета, ведется в целях формирования Реестра расходных обязательств в соответствии с требованиями ст. 87 БК РФ. Как правило, ведет такой перечень финансовый орган. Например, примерный перечень публичных нормативных обязательствах Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, приведен в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям по заполнению Сведений о расходных обязательствах Российской Федерации, подлежащих исполнению главными распорядителями средств федерального бюджета в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов (письмо Минфина России от 12.07.2012 N 16-01-08/55).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на май 2021 г.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Что относится к публичным нормативным обязательствам бюджетного учреждения
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
Публичные обязательства бюджетных и автономных учреждений
«Руководитель автономного учреждения», 2012, N 6
Как известно, автономные, а также «новые» бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. Однако реализация ими полномочий по исполнению публичных обязательств перед юридическими и физическими лицами делает такие учреждения «соучастниками» исполнения бюджетных полномочий. Рассмотрим порядок их осуществления.
Виды обязательств
Так, к федеральным публичным обязательствам относится предоставление:
Субъекты РФ и муниципальные образования на основе своих законодательных актов принимают соответствующие обязательства. Например, Законом Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО (с последующими изменениями) предусмотрены такие публичные обязательства, как выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории Пензенской области:
Порядок осуществления полномочий
«О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления».
«О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 590».
Обратите внимание, что осуществление соответствующих выплат по публичным обязательствам бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, от платных услуг и др., нецелесообразно, а в ряде случаев может быть расценено как нецелевое использование средств. Поэтому руководители, бухгалтеры и финансовые работники бюджетных и автономных учреждений должны внимательно следить за изменениями в нормативно-правовой базе и своевременно представлять требующиеся документы в органы исполнительной власти для получения денежных средств, необходимых для исполнения публичных обязательств перед физическими лицами.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 18.07.2011).
При этом в силу п. 9 Правил N 590 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени федерального органа государственной власти (государственного органа), то есть учредителя. Основанием же для оплаты являются платежные документы, представленные в территориальный орган Федерального казначейства (п. 10 Правил N 590).
Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
«Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества».
Таким образом, для осуществления полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами и федеральному бюджетному, и автономному учреждению необходимо:
Кроме того, исполнение публичных обязательств в учреждениях возможно только в случае, если в нем работают, обучаются и т.п. лица, относящиеся к получателям таких выплат из соответствующего бюджета.
Что относится к публичным нормативным обязательствам бюджетного учреждения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 23 декабря 2016 г. N 02-05-11/77819 Об отражении в учете расходов на обеспечение социальных гарантий в виде доплат к пенсиям
Согласно Указаниям расходы на социальные выплаты гражданам отражаются в зависимости от категории расходного обязательства по элементам подгрупп видов расходов 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам» или 320 «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат».
Определение принадлежности бюджетных ассигнований (расходов) к публичным обязательствам, либо публичным нормативным обязательствам, на основании критериев, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, относится к компетенции финансового органа, организующего формирование и исполнение бюджета, за счет средств которого осуществляется финансовое обеспечение указанных обязательств.
Заместитель директора Департамента | С.В. Сивец |
Обзор документа
Указано, как отражаются расходы на обеспечение социальных гарантий в виде доплат к пенсиям чиновников, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами региональных и местных органов.
Они учитываются по виду расходов 312 «Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям» либо 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» исходя из решения соответствующего финансового органа по отнесению названных выплат к публичным нормативным обязательствам.
Что относится к публичным нормативным обязательствам бюджетного учреждения
от 27 декабря 2019 года N СЭД-26-01-06-1357
Об осуществлении полномочий по исполнению публичных обязательств в 2020 году
(с изменениями на 24 ноября 2020 года)
В соответствии с Порядком осуществления бюджетным и автономным учреждением Пермского края полномочий исполнительного органа государственной власти Пермского края по исполнению публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 14 декабря 2010 г. N 1030-п, Постановлением Правительства Пермского края от 21 октября 2013 г. N 1460-п «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Пермского края», распоряжением Правительства Пермского края от 28 сентября 2018 N 242-рп «О создании государственного казенного учреждения Пермского края «Центр бухгалтерского учета и отчетности» приказываю:
4.1. Учреждения, подведомственные Министерству:
4.1.1. назначают денежные выплаты, своевременно вносят необходимые изменения в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами;
4.1.2. формируют информацию, сведения о получателях денежных выплат соответствующих публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств.
4.2.1. представляет в Министерство сведения, необходимые для расчета объема бюджетных средств для исполнения соответствующих публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств;
4.2.2. осуществляет начисление и перечисление денежных средств получателям выплат в сроки и размерах, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
4.2.3. формирует информацию, сведения, отчеты об использовании средств, предусмотренных на осуществление публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств.
5. Установить, что Министерство:
5.1. осуществляет контроль целевого использования бюджетных средств на исполнение публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств;
5.2. принимает отчетность об исполнении публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств в порядке, установленном законодательством.
6. Назначить ответственными за исполнение публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств руководителей учреждений, подведомственных Министерству, и руководителя ГКУПК ЦБУ.
6.1. Для обеспечения взаимодействия по осуществлению публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме согласно приложению 1 к настоящему Приказу, заключить трехстороннее соглашение между Министерством, Учреждениями, подведомственными Министерству, и ГКУПК ЦБУ. В соглашении устанавливаются права и обязанности Министерства, Учреждения, подведомственного Министерству, и ГКУПК ЦБУ. Форма соглашения утверждается приказом Министерства.
7. Средства, направленные на исполнение публичных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет Пермского края.
8. Начальнику отдела финансирования управления экономики образования Министерства Гоберман Е.В. обеспечить ознакомление руководителей структурных подразделений Министерства, руководителей Учреждений с настоящим Приказом.
9. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления экономики образования Министерства Шабурову О.В.
Приложение 1
к Приказу
Министерства образования
и науки Пермского края
от 27.12.2019 N СЭД-26-01-06-1357
ПЕРЕЧЕНЬ ПУБЛИЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПУБЛИЧНЫХ НОРМАТИВНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ИСПОЛНЕНИЮ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ