что относится к пунктам временного размещения населения при проведении эвакуации
Что относится к пунктам временного размещения населения при проведении эвакуации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ПУНКТЫ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Общие требования. Приемка в эксплуатацию
Safety in emergency. Temporary accommodation for people affected by an emergency. General requirements. Commissioning
Дата введения 2021-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
1 Область применения
Положения стандарта распространяются на ПВР на базе палаток каркасных (пневмокаркасных), зданий и сооружений мобильных (инвентарных).
Настоящий стандарт не распространяется на ПВР:
— развертываемые на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений);
— в арктическом исполнении.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.014 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.303 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 9.401 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 17.1.3.05 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами
ГОСТ 17.1.3.13 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения
ГОСТ 17.2.1.04 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения
ГОСТ 17.4.3.03 Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ
ГОСТ 20.39.108 Комплексная система общих технических требований. Требования по эргономике, обитаемости и технической эстетике. Номенклатура и порядок выбора
ГОСТ 8486 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16617 Электроприборы отопительные бытовые. Общие технические условия
ГОСТ 26653 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования
ГОСТ 31565 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 51769 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения
ГОСТ Р 52108 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
3.1.2 пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации; ПВР: Комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС, вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.
— палаток каркасных (пневмокаркасных), зданий и сооружений мобильных (инвентарных);
— общественных зданий и сооружений (капитальных строений).
3.1.3 палатка каркасная (пневмокаркасная): Быстровозводимое сооружение с ограждающими конструкциями из тканевых или пленочных материалов, предназначенное для временного размещения (проживания) людей или размещения технических средств и оборудования.
3.1.4 первоочередное жизнеобеспечение населения; ПЖОН: Совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
3.1.5 граница зоны чрезвычайной ситуации: Условная линия на территории, за которой прекращается действие опасных факторов ЧС и заканчивается зона ЧС, определенная в установленном порядке.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Классификация
ПВР по способу развертывания подразделяются на типы:
— мобильные, развертываемые на базе палаток каркасных (пневмокаркасных) и зданий и сооружений мобильных (инвентарных);
— стационарные, развертываемые на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений).
ПВР по вместимости подразделяются на классы:
— малой вместимости (до 125 человек);
— средней вместимости (от 125 до 250 человек);
— большой вместимости (более 250 человек).
ПВР подразделяются по исполнению:
— на стандартные (умеренный климат, У);
— северные (холодный климат, УХЛ);
— арктические (арктический климат, А);
— тропические (субтропический, тропический климат, Т).
5 Общие требования
В ПВР необходимо обеспечивать минимально необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей на основе первоочередного жизнеобеспечения населения по всем необходимым для человека видам с учетом климатических условий (времени года) по установленным нормам и нормативам в соответствии с приложением А.
В ПВР первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно осуществляться по следующим видам:
— обеспечение питанием (продуктами питания);
— обеспечение коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости;
ПВР в зависимости от вместимости должны иметь в своем составе административно-технологические зоны в соответствии с приложением Б.
В ПВР должен быть предусмотрен постоянно размещаемый административный и обслуживающий персонал. Количество персонала в зависимости от вместимости не должно превышать:
Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР)
Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР) – это комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ЧС), вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.
Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации
Данный пункт предназначен для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС. Они могут быть развернуты на базе палаток каркасных (пневмокаркасных), зданий и сооружений мобильных (инвентарных), либо на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений).
Классификация ПВР
По способу развертывания подразделяются на типы:
По вместимости подразделяются на классы:
По исполнению:
Требования к ПВР
Общие
В пункте временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), необходимо обеспечивать минимально необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей на основе первоочередного жизнеобеспечения населения по всем необходимым для человека видам с учетом климатических условий (времени года) по установленным нормам и нормативам.
В ПВР первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно осуществляться по следующим видам:
Пункты временного размещения в зависимости от вместимости должны иметь в своем составе административно-технологические зоны, а также должен быть предусмотрен постоянно размещаемый административный и обслуживающий персонал.
Количество персонала в зависимости от вместимости не должно превышать:
Время развертывания (сроки возведения) ПВР в зависимости от вместимости не должно превышать:
Срок размещения пострадавшего населения в ПВР должен быть, как правило, не более 6 месяцев.
Назначения
Административная зона функционально должна быть совмещена с контрольно-пропускным пунктом для обеспечения пропускного режима, управления пунктом временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), регистрации пострадавших, их учета и паспортного контроля, а также своевременного оповещения и доведения информационных сообщений.
Жилая зона ПВР должна обеспечивать нормируемые условия для размещения и проживания пострадавшего населения и обслуживающего персонала. Жилую зону размещают по отношению ко всем остальным функциональным зонам с наветренной стороны и выше по рельефу.
Санитарно-гигиеническая зона должна, как правило, объединяться с зоной бытового обслуживания.
В зоне бытового обслуживания должны быть обеспечены условия для мелкого ремонта одежды и обуви, парикмахерских услуг, а также стирки личных вещей пострадавшего населения.
Стирка личных вещей, как правило, осуществляется в бытовых стиральных машинах, устанавливаемых из расчета одна машина (не менее 8 кг загрузки белья) на 100 проживающих.
Медпункт включает в себя, как правило, три отдельных блока (палатки): блок приема и осмотра больных, блок-изолятор легочной инфекции, блок-изолятор кишечной инфекции из расчета 3 койки на 100 человек.
Медпункт должен обеспечивать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в полном объеме и оказание неотложной медицинской помощи.
Зона приготовления и приема пищи функционально должна состоять из модуля-кухни, места раздачи блюд, модуля-холодильника и склада продуктов, модуля моечной посуды, модуля приема пищи и обеспечивать двухразовое питание всех находящихся в ПВР.
Все модули приготовления пищи выполняют, как правило, в мобильных зданиях (сооружениях) контейнерного типа. Допускается размещение модулей приготовления пищи в специализированных палатках.
Модуль питания – крупногабаритная каркасная палатка или сдвоенная палатка с отдельными входами-выходами.
Запас продуктов, питьевой (бутилированной) и технической воды – не менее двух суток.
Столовая и кухонная посуда – нержавеющая сталь, одноразовая посуда.
В системах технического водоснабжения (кроме питьевого) и водоотведения (канализации) должна быть обеспечена возможность подключения к существующим стационарным системам населенных пунктов или объектов.
В системе водоснабжения должны предусматриваться резервные емкости запаса технической воды с общим объемом из расчета: 50 л на 1 человека в сутки.
Для сбора твердых бытовых отходов должны быть предусмотрены типовые емкости (из расчета: 0,015 м 3 на 5 кг твердых бытовых отходов на 1 человека в сутки) и вывоз отходов не реже одного раза в трое суток.
Для защиты элементов инфраструктуры в комплекте ПВР должно быть предусмотрено ограждение по периметру территории ПВР.
К местам размещения, планировке и инженерным системам
Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должен быть размещен на границе зоны чрезвычайно ситуации (ЧС) и, как правило, вблизи или на территории объектов населенных пунктов с сохранившейся инфраструктурой на расстоянии не более 500 м.
Территория, предназначенная для развертывания ПВР, в соответствии со следующими основными требованиями должна быть:
Не допускается размещение ПВР:
Планирование территории ПВР осуществляется по зонам.
Расстояния между палатками жилой зоны необходимо принимать: между длинными сторонами не менее 2,5 м, между торцами (рядами палаток) не менее 10 м, между группами палаток 15 м.
Расстояние от окон жилых палаток следует принимать: до детских и физкультурных площадок не менее 15 м, до санитарно-бытовых зон и хозяйственных площадок не менее 25 м, до наружных уличных туалетов 50-100 м.
Хозяйственные площадки должны быть расположены не далее 100-150 м от входов в жилые палатки.
Места для сбора и хранения мусора необходимо оборудовать закрывающимися контейнерами, огороженными с трех сторон ограждениями, и расположить на расстоянии не менее 25 м от жилой зоны для ПВР вместимостью до 250 человек и 50 м для ПВР вместимостью свыше 250 человек.
Территорию ПВР огораживают временным ограждением с двумя запасными выездами из ПВР и контрольно-пропускным пунктом.
Инженерные системы ПВР должны включать, как правило, системы водоснабжения, водоотведения и канализации, теплоснабжения, электроснабжения и электрического освещения, системы связи и сигнализации, инженерные сети.
При численности ПВР до 250 человек и сроке эксплуатации до 6 мес предусматривается, как правило, устройство децентрализованных (автономных) инженерных систем.
Норма водопотребления при централизованной системе водоснабжения 100-110 л на одного человека в сутки, при снабжении ПВР привозной водой – 30-50 л на одного человека в сутки; питьевой водой, доставляемой специальным транспортом, или питьевой водой промышленного производства, расфасованной в емкости (бутилированная), – 3 л на одного человека в сутки.
Водоотведение и канализация должны быть созданы, как правило, на основе санитарно-технических коммуникаций с комплексом санузлов в автономных специализированных палатках или мобильных зданиях (сооружениях) контейнерного типа.
Электроснабжение должно предусматривать автономные, основные и резервные генераторы электрической энергии. При наличии действующей электрической сети должно быть предусмотрено подключение к внешним электрическим сетям, резервное электроснабжение – автономные генераторы.
Мощность систем электроснабжения рассчитывается из условия: не менее 1,5 кВт на одного проживающего в ПВР при вместимости до 250 человек и 2,0 кВт – при вместимости более 250 человек. Автономность системы электроснабжения по запасу ГСМ – не менее пяти суток.
Системы защиты кабельной сети и распределительных щитов должны быть разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ 14254.
На территории ПВР должно быть предусмотрено внешнее наружное освещение. Наружное освещение территории ПВР в темное время суток должно обеспечивать освещенность на уровне земли не менее 0,3 лк.
Дизельные электростанции и емкости с ГСМ должны располагаться на расстоянии не менее 50 м от жилой зоны и иметь ограждение.
ПВР должны быть оборудованы противопожарной, охранной системами сигнализации, телевизионными устройствами коллективного пользования и внутренней радиотрансляцией.
Основное и аварийное освещение в жилых помещениях должно быть выполнено на напряжении 12 В электрической сети постоянного тока.
К организационно-штатной структуре административного и обслуживающего персонала
Для обеспечения деятельности служб по эксплуатации пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должна быть предусмотрена типовая организационно-штатная структура административного и обслуживающего персонала:
Организационно-штатная структура конкретного ПВР определяется в зависимости от вместимости.
К живучести и стойкости к внешнему воздействию
Материалы элементов пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должны быть влаго-, морозостойкими и обеспечивать возможность проведения дезинфекции, дегазации и дезактивации.
ПВР должен быть рассчитан на эксплуатацию в любое время суток в макроклиматических районах в зависимости от вида исполнения. Стандартный ПВР должен быть климатического исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150.
Условия эксплуатации (значения внешних воздействующих факторов):
Санитарно-гигиенические и технические нормативы жизнеобеспечения ПВР
В состав санитарно-гигиенической зоны пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должны входить: туалеты, душевые и умывальники.
Количество санитарно-технического оборудования должно быть не менее:
Сооружения (помещения) санитарно-гигиенической зоны должны быть приспособлены для обслуживания маломобильных групп населения.
Санитарно-гигиенические модули (туалеты и душевые) для мужчин и женщин должны быть отдельными. В туалетах должны предусматриваться шлюзы с умывальником.
Душевые должны обеспечивать ежедневное мытье не менее 50 % размещенного населения.
ПВР должны соответствовать санитарно-гигиеническим и противоэпидемиологическим правилам и нормам в части ПВР палаточного типа в соответствии с методическими рекомендациями № 1.1.0093-14. 1.1. «Общие вопросы. Условия организации и функционирования пунктов временного размещения и пунктов долговременного пребывания людей, прибывающих из зон чрезвычайных ситуаций».
Размещенное в ПВР население обеспечивают жильем из расчета не менее 3 м 2 при одноярусном и не менее 2 м 2 при двухъярусном размещении на человека. Семья из трех и более человек при этом должна размещаться, как правило, в отдельной палатке или отдельном блоке палатки, имеющем выход.
Температура воздуха в жилой палатке на высоте 1,5 м от пола в холодный период не должна быть ниже плюс 18 °С, в летнее время (теплый период) – не выше плюс 27 °С при средней относительной влажности 55-75 %.
В ПВР должны быть оборудованы сушильные помещения для просушки одежды и обуви из расчета 10 м 2 на 100 человек.
Пострадавшее население необходимо обеспечить индивидуальными комплектами посуды для приема горячей пищи (миска, ложка, кружка) или одноразовой посудой.
Источник: ГОСТ Р 22.3.18-2021 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Общие требования. Приемка в эксплуатацию.
Мет.пособ ПВР
Южный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и оборудованию пунктов временного размещения пострадавшего населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также вынужденных переселенцев (беженцев)
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Методические рекомендации по организации и оборудованию пунктов временного размещения пострадавшего населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также вынужденных переселенцев (беженцев) ……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Примерная организационно-штатная структура ППВР.
2. Примерные временные нормы снабжения (обеспечения) населения средствами жизнеобеспечения.
3. Суточная потребность (расчетная) основных продуктов питания и воды ППВР-500.
4. Перечень материальных ресурсов по оснащению и жизнеобеспечению ППВР-500.
5. Характеристики палаток
6. Примерная организационно-штатная структура стационарного пункта временного размещения.
Методические рекомендации по организации и оборудованию пунктов временного размещения пострадавшего населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также вынужденных переселенцев (беженцев)
ПВР создаются органами местного самоуправления в целях организованного учета, регистрации, временного размещения и первочередного жизнеобеспечения эвакуированных лиц.
Для транспортного обеспечения ПВР и обслуживания эвакуированных лиц создается транспортная служба, на которую возлагаются следующие обязанности:
доставка эвакуируемых лиц в ПВР от железнодорожных, автомобильных станций и аэродромов;
обеспечение перевозок, связанных с внутрихозяйственной деятельностью ПВР;
доставка эвакуируемых из ПВР к местам выезда различных видов транспорта.
Транспортное обеспечение и обслуживание эвакуированных лиц обеспечивается общественным или специально выделяемым транспортом, оборудованным для перевозки людей. Безопасность перевозок в пути следования обеспечивается ГИБДД.
Условно ПВР можно классифицировать на следующие виды: стационарные пункты временного размещения(далее – СПВР) и палаточные пункты временного размещения (далее – ППВР)
Стационарные пункты временного размещения
1. Для СПВР могут использоваться различные здания и сооружения, имеющие соответствующую структуру, подготовленную для первоочередного жизнеобеспечения (санатории, дома отдыха, пансионаты, детские сады, школы, интернаты и т.д.). При недостаточном количестве имеющихся оборудованных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуированных лиц мест, возможны к использованию служебно-бытовые помещения, клубы и т.д. В этом случае планируется к использованию инфраструктура населенного пункта, в котором расположен пункт временного размещения (бани, прачечные, столовые, стационарные медицинские учреждения, почты, парикмахерские и другие бытовые услуги).
2. Основными задачами, выполняемыми СПВР являются:
встреча и учет прибывающего эваконаселения;
организация размещения и первоочередное жизнеобеспечение эвакуированных лиц;
организация и оказание медицинской помощи;
обеспечение поддержания общественного порядка;
организация инструктирования и информирования эвакуированных лиц;
документальное оформление передвижения эвакуированных лиц.
3. В целях осуществления мероприятий по выполнению задач в СПВР создается администрация СПВР, которая может состоять из:
группы учета и размещения;
группы первоочередного жизнеобеспечения;
группы охраны общественного порядка;
столовой с персоналом работников, позволяющей обеспечить трех разовым, горячим питанием эвакуированных лиц.
При необходимости может оборудоваться комната матери и ребенка.
В состав администрации СПВР назначаются лица из числа руководящего состава организации на базе, которой создан СПВР, работников органов здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел торговли и питания, медицинских учреждений, органов образования и др.
Структура и количественный состав администрации СПВР может меняться в зависимости от подготовленности мест размещения в отношении первоочередного жизнеобеспечения, коммунально-бытовой инфраструктуры, количества эвакуируемых лиц и т.д.
Организацию регистрации и учета при примеме и размещении вынужденных переселенцев (беженцев) осуществляет Федеральная миграционная служба.
Примерная схема организации СПВР приведена в приложении 1.
Палаточные пункты временного размещения (на базе палаточных лагерей)
1. ППВР (далее – лагерь) в зависимости от слаживающейся обстановки могут оборудоваться:
в черте города с развитыми инженерными коммуникациями (например: на стадионах. рынках и т.д.);
вблизи населенных пунктов с имеющейся сетью электро-, водоснабжения и дорожной сетью;
на неподготовленной в инженерном отношении местности (например: поле).
2. Как правило, лагерь оборудуется в районе, имеющем устойчивые источники водоснабжения, электроснабжения, вблизи железной или автомобильной дороги с твердым покрытием. При этом должны учитываться рельеф местности, окружающий ландшафт, связь с инфраструктурой ближайшего населенного пункта. Емкость лагеря определяется исходя из количества размещаемых. Типовыми являются лагеря на 0,5 и 1 тыс. человек.
3. Для поддержания общего и внутреннего порядка в лагере организуется комендантская служба, на которую возлагаются следующие обязанности:
встреча, регистрация, размещение и жизнеобеспечение эвакуированных лиц;
учет их прибытия и убытия, документальное оформление;
поддержание внутреннего порядка;
обеспечение необходимого санитарного состояния;
организация полезного досуга детей и подростков;
организация работы хозяйственно-бытовых служб лагеря;
круглосуточная охрана лагеря и организация доступа в лагерь.
Примерная организационная структура комендантской службы СПВР приведена в приложении 2.
4. В состав комендантской службы назначаются лица из числа работников органов местного самоуправления, органов осуществляющих управление гражданской обороной, здравоохранения, внутренних дел, связи, социального обеспечения и т.д. При осуществлении приема и размещения вынужденных переселенцев (беженцев) учет и регистрацию осуществляют представители Федеральной миграционной службы.
5. При создании лагеря необходимо, устанавливать его почтово- телеграфные реквизиты и организовать почтово-телеграфное и телефонное (включая междугородное) обслуживание эвакуированных лиц, доставку, распределение и отправку корреспонденции.
6. Обеспечение эвакуированных лиц продовольствием организуется в соответствии с установленными нормами, применительно к конкретным условиям. Для организации продовольственного обеспечения используются силы и средства продовольственной службы, по месту нахождения лагеря. При отсутствии в районе размещения лагеря предприятий хлебопечения предусматривается подвоз хлебобулочных изделий с близлежащих населенных пунктов.
В лагере организуется трехразовое питание. Горячая пища выдается, как правило, три раза в сутки. В случае невозможности выполнения этого требования горячая пища готовится 2 раза в сутки, а промежуточное питание выдается в сухом виде за счет суточной нормы довольствия. Обработка продуктов и приготовление пищи производятся применительно к правилам, установленным для стационарных условий. Доставка и раздача горячей пищи, хлеба, и сахара на местах питания организуется продовольственной службой лагеря. Подвоз продовольствия осуществляется только в специально предназначенных транспортных средствах.
Приготовление пищи может осуществляться с использованием полевых кухонь (типа КП-125 на 125 человек). Для приготовления детского питания могут использоваться переносные кухни (типа ОПК-75) и кипятильники (типа ПНК-2). Поварской состав может привлекаться как с воинских частей, так и из числа эвакуированных лиц.
7. Для обеспечения предметами первой необходимости и продуктами питания в лагере организуются пункты выдачи, предусматривается работа парикмахерской, пунктов бытового обслуживания и в первую очередь обеспечиваются банно-прачечные услуг и потребности личной гигиены, для обеспечения, работы которых привлекаются эвакуированные лица.
8. Целью медицинского обеспечения является оказание медицинской помощи при травмах и острых заболеваниях, контроль за поддержанием необходимых санитарно-гигиенических условий, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Медицинское обеспечение в лагере осуществляется за счет развертывания медицинских пунктов, привлечения сил и средств санитарно- эпидемиологической службы и станций скорой помощи.
Амбулаторный прием в медицинском пункте, как правило, организуется и проводится в определенные часы, а неотложная помощь должна быть оказана в любое время суток. Больные, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются для стационарного лечения в больницу (госпиталь).
9. Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение в лагере осуществляется организациями санитарно-эпидемиологического надзора.
11. Территория лагеря разбивается на жилую, коммунально-бытовую (тыловую) и административную зоны и оборудуется громкоговорящей связью.
Осуществление водоснабжения лагеря, возможно, несколькими вариантами:
централизованно (при размещении в черте города или пригородной зоне) с использованием имеющихся инженерных сооружений водоснабжения;
автономно (при размещении в палатках) от имеющихся открытых водоемов, артезианских скважин, шахтных колодцев или доставкой воды автоцистернами.
При отсутствии в районе размещения лагеря подземных вод питьевого качества допускается временное использование подземных вод, не полностью удовлетворяющих по физико-химическим требованиям ГОСТ 2874–82: жесткости, солям, железа и др. – при условии согласования с органами СЭС.
Использование в качестве источника водоснабжения верховодки может производиться только по согласованию с органами СЭС и только после предварительной проверки воды на зараженность и загрязненность.
При отсутствии подземных вод водоснабжение обеспечивается из поверхностных источников после осветления, обеззараживания и обезвреживания воды, которая после обработки должна удовлетворять требованиям ГОСТ 2874–82. Отступление от требований ГОСТ 2874–82 согласовывается с органами СЭС в соответствии с инструкцией ВСН ВК 4–90.
Пункты раздачи воды оборудуются вблизи пунктов приготовления пищи (кухонь), помывочных пунктов (душевых), умывальников, медпункта. Режим и нормы раздачи воды устанавливаются комендантской службой лагеря и доводятся до сведения эвакуированных лиц.
В целях соблюдения противоэпидемических и санитарно-гигиенических правил, направленных на максимальное предупреждение возможности загрязнения питьевой воды, в частности, уборные и выгребные ямы должны быть удалены не менее чем на 50 м от колодцев и каптажей родников. Уборные должны иметь непроницаемый выгреб, плотно закрывающиеся двери и освещение в ночное время.
Норма обеспечения электроэнергией 10 Вт/чел.
14. В лагере устанавливается режим охраны и производится ограждение территории.
Охрана лагеря организуется в целях воспрепятствования проникновения посторонних лиц и техники, охраны оборудования и личного имущества.
К внутренней охране лагеря могут привлекаться внутренние наряды из числа эвакуированных лиц.
15. Объектами санитарного надзора лагеря являются:
система водоснабжения и канализации;
пункты коммунально-бытовых услуг.
16. Территория лагеря оснащается средствами пожаротушения (пожарные щиты и стенды, огнетушители, система пожарного водозабора, создаются пожарные водоемы и т.д.).