что относится к рекламной продукции
Что относится к рекламной продукции
1. Реклама. Определение понятия
2. Признаки рекламы:
1) Реклама – это информация
2) Распространение любым способом, в любой форме и любыми средствами
3) Направленность рекламы на неопределенный круг лиц
4) Привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
3. Информация, в силу закона не являющаяся рекламой
4. Требования к рекламе
5. Виды рекламы:
6. Отдельные виды (технологии) рекламы:
1. Реклама. Определение понятия
2. Признаки рекламы
Выделяют основные признаки понятия «реклама», которые призваны отграничить рекламу от информации нерекламного характера.
Исходя из определения понятия «реклама», изложенного в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», можно выделить приведенные ниже признаки указанной дефиниции. Именно совокупность указанных в пункте 1 ст. 3 Закона о рекламе признаков позволяет отнести информацию к рекламе.
1) Реклама – это информация
Понятие «реклама» не тождественно понятию «информация».
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Вместе с тем, законом могут быть установлены виды информации, которые не являются рекламой, о чем см. ниже в пункте 3 настоящей публикации.
2) Распространение любым способом, в любой форме и любыми средствами
Распространение предполагает донесение информации от ее источника до конечного потребителя.
Под средствами распространения рекламы понимаются разнообразные приспособления, устройства, приборы и процессы, с помощью которых происходит передача информации.
Средства распространения рекламы различны: радио, телевидение, пресса, транспорт, сети электросвязи, реклама на почтовых отправлениях, средства наружной рекламы (рекламные конструкции) и информации.
Глава 2 закона «О рекламе» содержит нормы о некоторых способах распространения рекламы:
Способы распространения рекламы не ограничены, к таким способам распространения относится также информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет».
Формой распространения рекламы является ее конкретное существование во внешнем, окружающем мире, ее доступное органам ощущения проявление. Формой распространения рекламы могут быть устная речь, графические, фото-, аудио- и видеоизображения, текст, художественное, музыкальное произведение, цвет, звук и т.д. Формы и комбинации их сочетания служат выражением содержания рекламы и неотделимы от него.
Для целей правоприменения и квалификации информации в качестве рекламы не имеет правового значения, в какой форме и каким способом она распространялась.
3) Направленность рекламы на неопределенный круг лиц
Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или неких лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФНС РФ от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@ «О направлении писем Федеральной антимонопольной службы от 23.01.2006 N АК/582 «О рекламе на сувенирную продукцию», от 30.10.2006 N АК/18658 «О рекламной продукции» и от 05.04.2007 N АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц» (вместе с письмами ФАС РФ от 23.01.2006 N АК/582, от 30.10.2006 N АК/18658, от 05.04.2007 N АЦ/4624).
4) Привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама должна стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формирования к нему положительного отношения и закрепления его образа в памяти потребителя.
Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции.
Привлечение внимания представляет собой процесс обращения органов восприятия потребителя непосредственно на прием информации о товаре (с помощью яркости, красочности, броскости, оригинальности, звукового оформления, неординарности дизайна или текста, с помощью других неожиданных приемов, а также многократной повторяемости).
Объектом рекламирования может быть материальное или нематериальное благо, идея, продвинуть которое стремится его владелец или собственник. Это может быть товар, а также средство его индивидуализации, например, товарный знак.
3. Информация, в силу закона не являющаяся рекламой
Не является рекламой информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставление которых обязательно в силу следующих статей законов:
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Приведенные выше разъяснения содержатся в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, оказываемых услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте, цене, качестве товаров. На такую информацию положения Закона «О рекламе» не распространяются (Письмо ФАС России от 29.07.2010 N АЦ/24295 «О ценовой информации, размещенной на сайте компании»).
4. Требования к рекламе
Реклама должна отвечать требованиям добросовестности и достоверности.
Недобросовестной или недостоверной является реклама, которая обладает характеристиками, перечисленными в статье 5 закона о рекламе.
В статье 6 закона о рекламе приведены характеристики рекламы, которая недопустима в целях защиты несовершеннолетних.
В статье 7 закона о рекламе приведен перечень товаров и услуг, реклама которых не допускается.
5. Виды рекламы
Классификация рекламы может быть осуществлена по различным основаниям. Такими основаниями являются вид рекламируемых товаров, вид рекламируемой деятельности, цели рекламы, способы ее размещения, категории потребителей рекламы.
1) Виды рекламы в зависимости от целей рекламы:
2) Виды рекламы по виду рекламируемых товаров:
3) Виды рекламы по видам услуг и рекламируемой деятельности:
4) Виды рекламы в зависимости от способов размещения рекламы:
5) Виды рекламы в зависимости от категории потребителей рекламы:
6. Отдельные виды (технологии) рекламы
Имиджевая реклама
Контекстная реклама
Помимо традиционной медийной (баннерной) рекламы, рекламы в форме текстовых объявлений, весьма распространена контекстная реклама.
Спонсорская реклама
Спонсорство можно определить как отношения между спонсором и спонсируемым, которые выступают как рекламодатель и рекламораспространитель.
К договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»). Основной обязанностью рекламораспространителя является указание наименования спонсора. В п. 3 упомянутого постановления Пленума ВАС РФ № 58 также указано, что существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств.
Реклама посредством СМС. СПАМ
Рассылка спама может осуществляться как с помощью электронной почты, так и с помощью sms-сообщений.
В качестве основных отличительных признаков мобильного спама можно выделить следующие:
— абоненты не изъявляли желания получать рекламную информацию, т.е. не дали своего согласия на получение рекламных sms-сообщений;
— массовость рассылки: мобильный спам рассылается огромными «тиражами».
Распространение рекламы посредством рассылки sms-сообщений на телефонные номера абонентов допускается при условии, что рассылка осуществляется с предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (ч. 1 ст. 18 закона о рекламе).
За несанкционированную sms-рассылку недобросовестные рекламораспространители подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Обязанность доказывать наличие согласия на получение рекламы возложено на рекламораспространителей.
Вирусная реклама
Основными признаками вирусной рекламы, пожалуй, можно назвать следующие:
1) Контент не содержит прямой призыв приобрести товар или услугу, отсутствует навязывание продукта, однако объект рекламирования упоминается как бы вскользь. Это, пожалуй, ключевое преимущество вирусного маркетинга, ведь традиционное навязывание товара в классической рекламе зачастую вызывает отторжение.
2) Вирусная реклама вызывает определенные эмоции: от смеха и восхищения до гнева и шока;
3) Эффектность контента вызывает желание пользователя поделиться им с друзьями, коллегами, родственниками и т.д., в результате чего такой контент получает массовое распространение.
Виды вирусной рекламы
По формату контент можно разделить на фидеоролики, аудиоролики, изображения.
Такой контент можно создавать в самых разных жанрах – от смешного или трогательного видео, до провокационного и вызывающего смешанные чувства изображения.
Метод «вирусной рекламы» является условно бесплатным, так как на создание ролика все же потребуются некоторые (иногда немалые!) финансовые вложения или как минимум время и творческие усилия.
Однако плюс вирусной рекламы состоит в том, что внедрение вируса совершенно бесплатно. Ведь для того чтобы заразить большое количество пользователей, достаточно разместить видеоролик на популярном портале.
После этого каждый следующий человек, зараженный рекламой, становится рекламоносителем и спешит поделиться сообщением с десятком друзей, они в свою очередь с сотней других и т.д.
Рекламная продукция
Рекламная продукция — это инструмент достижения основной цели каждой компании — увеличение объемов продаж. Для достижения которой необходимы многообразные технологии, стратегии, методы и инструменты.
Основной перечень рекламной продукции:
Рекламные POS материалы и полиграфическая рекламная продукция
Визитки;
Листовки;
Каталоги;
Календари.
Продукция для рекламы товаров и услуг — рекламные POS материалы и полиграфическая рекламная продукция позволяют рекламировать Вашу компанию с целью ее продвижения на рынке.
ВИЗИТКИ —
Самый быстрый, дешевый и эффективный способ продвижения Ваших услуг и продукции это визитки (Визитки — печать визиток, купить визитки, изготовить визитки)
Визитки – это один из самых дешевых, эффективных и быстрых способах продвижения Вашей продукции, компании или конкретного человека. Чаще всего визитки представляют собой картонную, бумажную или пластиковую карточку, обычно правильной прямоугольной формы. Стандартные размеры визитки 90 х 50 мм.
Наклейки
Современный мир каждый день радует нас своими инновациями, вот что называется прогрессом во всех областях науки и техники. Мир рекламы тоже не стоит на месте, появляются все новые виды печати, бумаги, и кажется, что лучше и быть не может, но всестороннее развитие заявляет о себе. И на этом этапе можно выделить современный подход к информационной экологии в рекламе.
Широкоформатная печать
Баннеры
как правило это широкоформатная печать, (Широкоформатная печать — для производства рекламной продукции) которая производится на специальном материале баннерная ткань. Баннеры (Баннеры, люверсы, усиление, широкоформатная печать) делятся на ламинированные и литые. Наиболее распространенная — Frontlit плотностью 440 грамм на метр квадратный.
Изготовление наружных баннеров:
Баннеры являются одним из наиболее выгодных способов привлечь внимание клиентов.
Наклейки
Наклейки представлены как самоклеющиеся стикеры или этикетки все они, печатаются на пленке имеющей клеевую основу и отрывную защитную подложку.
Таблички
(изготавливаются совместно с использованием наклеек)
Табличка — изделие плоской формы, выполненное чаще всего из металла или дерева, несущее определенную информацию о компании, ее адрес, название, часы работы или логотип. Их обычно изготавливают под дизайн логотипа или вывески организации.
Все наклейки можно разделить на:
Стенды
Основные виды.
Все стенды, используемые для рекламы, можно разделить на два типа:
Вывеска
Задача наружной вывески выполнять следующие функции:
По своей сути вывеска является визиткой той или иной организации. Она ориентирует прохожего и направляет ко входу в компанию.
Так же они подразделяются на два типа:
Очевидно, что вывески с подсветкой имеют несколько преимуществ, особенно после захода солнца, в темноте они очень хорошо видны и это оказывает эффективное воздействие на прохожего. Она подчеркивает стиль компании и ее почерк, может нести информацию о товарах и акциях. Их используют там где большое количество людей, а так же среди множества магазинов и других торговых помещений. Располагают их на видном месте, что бы для прочтения покупателю не требовалось прилагать усилия.
Световые короба
Световые вывески не самый дешевый вид наружной рекламы, однако он очень востребован и популярен. Одним из подтипов считается световой короб с подсветкой, расположенной внутри светового короба. Световые короба обычно квадратные или прямоугольные изделия, внутри которых находятся лампы, подсвечивающие конструкцию, например такие как: люминесцентные лампы, неоновые, диодные. На сегодняшний день большой популярностью пользуются светодиодные лампы, из за своей экономичности, яркости и долгосрочности.
Световые буквы
Еще одним подтипом световых вывесок являются световые буквы. Это более сложная конструкция, но за счет своей объемности и красочности обладает большей эффективностью. Главное преимущество данного типа рекламы перед световыми коробами в том, что есть возможность изменять и комбинировать между собой разные цвета подсветки.
Дополнительно:
Шаблоны календарей настенные горизонтальные здесь. здесь.
Шаблоны Календарей Настенные Вертикальные здесь.
Шаблоны Календарей «Карманные» здесь.
Шаблоны Календарей «Карманные» горизонтальные здесь. здесь.
Шаблоны Календарей «Карманные» вертикальные здесь.
Реклама, рекламные акции, бонусные программы: бухгалтерский и налоговый учет
Грешкина А.А., эксперт Школы бухгалтера
Рекламные акции, скидки и бонусы – это программы повышения лояльности клиентов, инструмент увеличения уровня продаж, поощрения постоянных клиентов. Бухгалтеру необходимо разбираться кто и что должен заплатить государству, а также как правильно учитывать все эти маркетинговые ходы. В статье расставим все точки над «і» и подробно расскажем о порядке учета рекламных расходов, скидок и бонусов.
Понятие рекламы и признаки рекламных расходов
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер». То есть, отличительные признаки рекламы:
Понятие «Неопределенный круг лиц», для целей определения рекламы, дано в Письме ФАС РФ от 05.04.2007 № АЦ/4624 — это «те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования».
Бухгалтерский учет рекламных расходов
Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н, рекламные расходы для целей бухгалтерского учета принимаются в полном объеме понесенных затрат и отражаются в учете в составе «Коммерческих расходов» на счете 44 «Расходы на продажу».
Если организация, в своей деятельности, использует большой объем рекламных материалов, то удобнее выделить единый субсчет счета 10 «Материалы». Не допускается прямое списание расходов на рекламные материалы на счет учета затрат, минуя счет 10 «Материалы».
Приобретение рекламных материалов отражается следующими бухгалтерскими записями:
Д 10 «Материалы» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражено поступление рекламных материалов (на основании товаросопроводительных первичных документов)
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К 60 — отражен входной НДС (на основании счета-фактуры поставщика)
Списание рекламных материалов для распространения:
Д 44 К 10 «Материалы» — списаны рекламные материалы (на основании требований-накладных)
Если рекламные материалы распространяются сотрудниками организации, то в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д 71 К 10 — материалы переданы сотрудникам организации (на основании требований-накладных)
Д 44 К 71 — материалы списаны с подотчетных лиц на расходы (на основании авансовых отчетов)
Если распространением рекламных материалов занимается специализированная организация (рекламное агентство), то стоимость услуг по распространению рекламных материалов, также относится на счет учета затрат на рекламу и отражается в учете следующей записью:
Д 44 К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена стоимость услуг рекламного агентства по распространению рекламных материалов (на основании акта выполненных работ, оказанных услуг)
Д 19 К 60 — отражен входной НДС со стоимости услуг (на основании счета-фактуры исполнителя услуг)
Налоговый учет рекламных расхолов
Налоговый учет рекламных расходов осуществляется на основании положений п. 4 ст. 264 НК РФ. Расходы на рекламу в налоговом учете подразделяются на два вида: нормируемые и ненормируемые рекламные расходы.
К ненормируемым рекламным расходам относятся:
Все рекламные расходы, которые в этот перечень не включены, являются нормируемыми и учитываются в целях налогообложения только в пределах норматива (1% суммы выручки).
Учет ненормируемых рекламных расходов, для целей налогового учета, аналогичен бухгалтерскому учету, то есть, они принимаются в расходы полностью, без ограничений.
Выручка, для целей нормирования рекламных расходов, определяется без учета суммы НДС и акцизов, что следует из положений ст. 248 НК РФ, согласно которым, при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав). При определении выручки от реализации, для расчета норматива расходов на рекламу, в нее не включаются внереализационные доходы (Письмо Минфина РФ от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18216).
Организации, применяющие УСН, нормируют рекламные расходы исходя из оплаченной выручки (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Документальное оформление рекламных расходов
Перечень документов, подтверждающих рекламные расходы, законодательно не регламентирован. Документальным подтверждением расходов на рекламу могут служить:
Рекламные акции
Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся рекламные акции, к которым прибегают компании.
Раздача сувенирной продукции с нанесенным логотипом
Расходы на приобретение сувенирной продукции (например, пакеты, ручки, зажигалки, календари), для раздачи потенциальным партнерам (например, в ходе проведения деловой встречи или к праздникам), если на указанную рекламную продукцию нанесен логотип организации, несмотря на то, что круг лиц может быть определенным, относятся к нормируемым рекламным расходам согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, которые для целей налогообложения признаются в размере, не превышающим 1% выручки от реализации (Письмо ФАС РФ от 23.01.2006 № АК/582).
Согласно официальной позиции, если рекламная продукция имеет самостоятельную товарную ценность (например, ручки, флешки, зажигалки, календари), то при раздаче такой рекламной продукции начисляется НДС следующим образом:
Если рекламная продукция не имеет самостоятельную товарную ценность (например, каталоги, брошюры, буклеты, листовки), то при раздаче такой рекламной продукции НДС не начисляется. Входной НДС к вычету не принимается, а учитывается в ее стоимости (Письма Минфина РФ от 23.12.2015 № 03-07-11/75489, от 19.12.2014 № 03-03-06/1/65952, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626).
Скидки
Скидки, предоставляемые покупателям, за выполнение определенных условий договора, например, за достижение определенного объема покупок, можно разделить на два вида:
Для предоставления покупателю любого вида скидки, необходимо, чтобы в договоре поставки товаров (либо, в дополнительном соглашении) указывались условия предоставления скидки.
Скидки, предоставляемые в момент отгрузки (передачи) товара
В этом случае, отгрузка товаров осуществляется сразу с учетом сниженной цены, то есть цена товаров в накладной и счете-фактуре указывается с учетом скидки.
Скидки, предоставляемые после отгрузки (передачи) товара, ретро-скидки
В случае предоставления поставщиком ретро-скидки, путем изменения стоимости ранее приобретенного товара в предыдущем отчетном (налоговом периоде), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости ранее приобретенных товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 10 ст. 172 НК РФ).
Если ретро-скидка распространяется на несколько поставок, осуществленных в прошлых периодах, то составлять отдельно к каждой поставке корректировочный счет-фактуру не нужно. Налоговое законодательство допускает составление единого корректировочного счета-фактуры (п. 5.2. ст. 169 НК РФ) (Письмо Минфина РФ от 08.09.2014 № 03-07-15/44970).
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 981 внесены изменения в Правила заполнения книг покупок и продаж. С 1 октября 2017 года исправленные счета-фактуры, (в том числе, корректировочные счета-фактуры) можно регистрировать в периоде первоначально выставленного счета-фактуры. Это означает, что исправленные счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры можно регистрировать в дополнительном листе того налогового периода, в котором был зарегистрирован первичный счет-фактура до внесения в него исправлений, что потребует сдачи уточненной декларации по НДС за тот период, в котором осуществлена поставка товаров.
В бухгалтерском учете покупателя, предоставление продавцом ретро-скидки по товарам, которые уже проданы покупателем, отражаются следующим образом:
Д 60 К 91.1 — учтена сумма ретро-скидки (без НДС)
Д 91.2 К 68.2 — учтен НДС по корректировочному счету-фактуре
Подарки за покупку (бонусы)
За выполнение определенных условий договора (например, достижения установленного договором объема закупок), поставщики могут предоставлять покупателю дополнительное количество товаров. В этом случае, принято говорить о предоставлении подарка (бонуса). Это может быть как основной приобретаемый товар, так и иной товар, отличный от основной покупки.
При этом, продавец выписывает счет-фактуру не только на основной реализуемый товар, но и на товар, передаваемый в качестве бонуса. Сумма НДС по бонусному товару, указывается поставщиком в счете-фактуре исключительно для целей уплаты ее в бюджет, так как передача покупателю дополнительного количества товаров, в качестве бонуса, без взимания отдельной платы, облагается НДС и трактуется налоговыми органами, как передача товаров на безвозмездной основе. Это означает, что продавец должен начислить и уплатить НДС, исходя из рыночных цен на данный товар (Письмо МФ РФ от 19.02.2015 № 03-03-06/1/8096).
В случае предоставления поставщиком бонусного товара, начисленную поставщиком сумму НДС, покупатель не вправе принять к вычету или учесть в расходах. В связи с этим, НДС, указанный поставщиком в счете-фактуре, в учете покупателя не отражается (Письмо ФНС РФ от 26.05.2015 № ГД-4-3/8827@).
Бухгалтерский учет бонусного товара у покупателя:
Согласно п. 16 ПБУ 9/99, в бухгалтерском учете покупателя стоимость бесплатно полученного бонусного товара или подарка включается в состав прочих доходов и отражается на счете 91.1 «Прочие доходы и расходы».
Д 41 К 60 — принят к учету товар, полученный в качестве бонуса
Д 60 К 91.1 — признан прочий доход при получении бонусного товара
Бухгалтерский учет бонусного товара у поставщика:
Согласно п. 11 ПБУ 10/99, в бухгалтерском учете продавца стоимость бесплатно передаваемого бонусного товара или подарка включается в состав прочих расходов и отражается на счете 91.2 «Прочие доходы и расходы». Сумма начисленного НДС по бонусному товару, также признается прочим расходом.
Д 91.2 К 41 — передан бонусный товар покупателю
Д 91.2 К 68.2 — начислен НДС с рыночной цены бонусного товара
Учет рекламных расходов на примере участия в выставке
Для простоты восприятия и расчетов, все показатели расходов и бухгалтерские проводки приведены без учета НДС.
Производственная организация, в первом квартале текущего года приняла участие в выставке. Расходы на участие в выставке составили:
Итого, общая сумма рекламных расходов (без учета НДС) на участие в выставке составила: 153 000 рублей
Выручка от реализации за 1 квартал составила 1 180 000 рублей, в том числе НДС 180 000 рублей.
Выручка от реализации за 2 квартал составила 1 416 000 рублей, в том числе НДС — 216 000 рублей.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете приведенные расходы учитываются в составе «Коммерческих расходов» на счете 44 «Расходы на продажу», в полной сумме, без ограничений.
Д 44 К 60 — расходы на регистрационный сбор и аренду выставочного стенда (60 000)
Д 44 К 10 — стоимость листовок и каталогов (31 000)
Д 44 К 43 — стоимость собственной продукции, используемой для оформления выставочного стенда, раздачи посетителям и участникам выставки (40 000)
Д 44 К 10 — стоимость сувениров с логотипом организации (4 000)
Д 44 К 43 — стоимость собственной продукции, используемой для дегустации (18 000)
Налоговый учет
Для целей налогового учета, прежде всего, необходимо определить, какие из указанных расходов относятся к ненормируемым (принимаемым в полном объеме) и нормируемым (учитываемым в пределах норматива — 1% от выручки).
Итого: сумма ненормируемых рекламных расходов составляет 131 000 рублей, принимаемая в состав налоговых расходов, в полном объеме.
Итого: сумма нормируемых рекламных расходов составляет 22 000 рублей, принимаемая в состав налоговых расходов, в пределах лимита — 1% от выручки.
Сумма нормируемых рекламных расходов в размере 1% выручки от реализации, которую организация вправе учесть в составе налоговых расходов в 1 квартале, составляет:
(1 180 000 — 180 000) х 1% = 10 000 рублей
Так как за 1 квартал предельная сумма нормируемых расходов на рекламу составляет 10 000 рублей, что меньше фактической суммы нормируемых расходов, то в целях налогового учета, в 1 квартале организация вправе принять нормируемые рекламные расходы только в размере 10 000 рублей. Следовательно, общая сумма расходов на рекламу, принимаемых в целях налогообложения в 1 квартале составляет:
131 000 + 10 000 = 141 000 рублей
За 1 полугодие объем выручки у организации увеличился, следовательно, увеличился и предельный размер нормируемых рекламных расходов:
((1 180 000 — 180 000) + (1 416 000 — 216 000)) х 1% = 22 000 рублей
Увеличение предельного размера нормируемых рекламных расходов дает организации возможность учесть фактические нормируемые расходы в полном объеме, так как предельная сумма нормируемых расходов равна сумме фактических нормируемых расходов. Следовательно, при расчете налога на прибыль за 1 полугодие, организация может учесть в составе налоговых расходов, оставшуюся неучтенной сумму 12 000 рублей нормируемых рекламных расходов (22 000 — 10 000).