что относится к сфере культуры
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве
Вопрос полностью содран из учебника Игнатьевой. Ответ — из разных мест
Понятие культуры
Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Культура в разных определениях понимается как:
В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».
В латинских источниках впервые слово встречается в «Трактате о земледелии» Марка Порция Катона Старшего (234—148 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.
В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно — просвещение.
Слово культура вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».
В современной науке слово «культура» используется в трех основных значениях:
1. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
3. В отраслевом смысле — как отрасль национальной экономики.
Состав сферы культуры
Понятие «сфера культуры» является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: «культура и искусство» и «средства массовой информации». В данном учебном пособии будет использоваться широкое пониманиесферы культурыкак системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Такие блага будем называть культурными благами.
Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы:
Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.
Таблица Состав сферы культуры
Содержание понятия «сфера культуры» нельзя считать устоявшимся. Однако в любом случае это понятие является собирательным.
Виды деятельности, включаемые в сферу культуры, специалисты подразделяют на четыре большие группы:
Сфера культуры включает несколько отраслевых систем В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы- «культура и искусство» и «средства массовой информации» (СМИ), объединяющие прессу, радио, телевидение Интернет и т.п.
В отличие от здравоохранения и образования, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг потребителям. Разумеется, и в данной сфере есть примеры, когда отдельные виды деятельности выступают как звенья в единой цепи создания и распространения услуг. Это изобразительное искусство и музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, шоу-бизнес и производство аудиовизуальной продукции и др. Но спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.
Для части видов культурной деятельности характерны давно сложившиеся и мало меняющиеся во времени технологии и организационные формы. Так обстоит дело с различными видами художественного творчества и способами сохранения культурного наследия. Приведем в качестве примера театральную деятельность. Используемая в ней технология неизменна в главном на протяжении столетий — это сценическое представление группы актеров. В театральных постановках применяются технические средства: осветительная техника, звукоаппаратура и др., которые меняются со временем и позволяют осуществлять новые сценические решения. Но технические средства используются как вспомогательные, дополняющие основную технологию, основа которой неизменна. Постоянны и организационные формы осуществления театральной деятельности: это антреприза и репертуарный театр.
Другие виды деятельности в сфере культуры обязаны самим своим возникновением определенным техническим изобретениям. Это кинематограф, производство аудио- и видеопродукции, радио, телевидение. Изменения в их технологиях и способах организации обусловливаются изменениями породивших их технических средств. Ряд видов деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется на основе принципов промышленного производства товаров массового потребления: это пресса, книгоиздание, производство аудиовизуальной продукции. Радио и телевидение используют информационные технологии, обеспечивающие массовое потребление соответствующих услуг.
Место культуры в национальном хозяйстве
Национальное хозяйство
Социальная сфера |
Сфера материального производства
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 4. «КУЛЬТУРА».
Духовная сфера общества – это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство; она удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании. Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей. Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы.
Культура – все виды преобразовательной деятельности, а так же результаты духовной и материальной деятельности.
Культура в узком смысле – степень воспитанности человека.
Элементы культуры:
1.Духовная – всё созданное человечеством в процессе духовного творчества (произведения искусства).
2.Материальная – всё созданное в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).
Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Функции культуры:
Пути развития культуры:
Накопление культурных ценностей:
а) вертикальное – передача культурных ценностей от поколения к поколению
(евклидова геометрия-геометрия Лобачевского);
б) горизонтальное — наследование целого художественного
произведения (сонеты Шекспира в 19 и 21 веке).
Роль духовной культуры.
Формы культуры.
Элитарная:
Массовая:
Народная:
Может существовать в двух видах:
Некоторые термины.
Экранная культура. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Доминирующая культура – совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. ).
Европоцентризм – течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.
Американоизм – течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.
Афроизм (негритюд) — течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.
Вестернизация (от англ. western — западный) — распространение ценностей западной культуры в незападные общества.
Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.
Субкультура – часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
Формы духовной культуры.
Духовный мир человека – это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.
Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.
Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.
Особенности духовной жизни современной России.
Национальная культура – ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.
Национальное самосознание – совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.
Тенденции развития национальных культур.
Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.
Культурная среда – среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:
Наука
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)
Классификация наук.
По предмету познания:
По ориентации на практику:
Этические нормы науки:
Черты современной науки:
Инновация— нововведение.
Парадигма — система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Критерии научных знаний:
Два уровня научного познания.
Тенденции развития науки в современной России.
МОРАЛЬ.
Мораль
Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру.
Мораль— совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика— наука о морали.
Признаки морали:
Функции морали:
аксиологическая ( формирует ценности)
Моральная система включает в себя:
— моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
Ценность— положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
справедливость- социальная сфера
добро- духовная сфера
Основные категории морали:
Добро— положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.
Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
Долг— осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
Стыд— осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
Совесть— способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.
Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.
Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Духовность – обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Альтруизм – бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других».
Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий.
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.
Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом.
Виды поведения:
конформное — соответствующее социальным нормам;
девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;
делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).
Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.
ОБРАЗОВАНИЕ.
Образование:
Цели образования:
Функции образования:
Обязательным в РФ является основное общее образование (9 классов).
Из Конституции РФ.
Статья 43.
4. Основное общее образование обязательно
Основные принципы образования:
Тенденции в развитии образования:
Уровни образования:
Общее образование
-среднее (полное) общее
Профессиональное образование
Система образования:
Типы образовательных программ:
Документы:
С 2006- комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.
Обучение – процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.
Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.
Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа.
Основные типы воспитания:
авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей;
либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;
демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу
Искусство.
Искусство – это особый способ познания действительности, осмысления, восприятия мира через систему образов, то есть через субъективное восприятие мира автора произведения.
Искусство в широком смысле – художественное творчество в целом
Искусство в узком смысле – изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства
Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
Особенности искусства.
Эстетика – наука о красоте.
Функции искусства:
Виды искусства
Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство, компьютерная графика, дизайн, реклама).
Архитектура – это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных удовлетворять потребность человека в жилье и общественных помещениях.
Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных предать жизненный облик предметов.
Виды скульптуры:
Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованного творческим воображением художника.
Музыка – отражение сложного духовного мира человека, его чувств, страстей, борения мыслей посредством звука.
Хореография – это создание образов в танце с помощью музыки, раскрытие характеров людей, их чувств.
Литература – художественное отражение мира посредством слова.
Театр – вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актёрами на глазах у зрителей.
Кино – создание зрительных подвижных образов, способных широко охватить жизнь во всём её многообразии.
Жанр искусства – специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом (эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).
Направления в искусстве.
Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.
Основные направления в искусстве 20 века.
Реализм – правдивое изображение действительности через восприятие её автором.
Сюрреализм – изображение человека в таинственном и непознанном мире.
Экспрессионизм – изображение отчуждённого человека во враждебном ему мире.
Экзистенциализм – изображение одинокого человека в мире абсурда.
Абстракционизм – бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.
Поп-арт – изображение деидеологизированной личности общества «массового потребления»
Гиперреализм – обезличенная живая система в жёстком и грубом мире.
Стиль искусства
Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления, индивидуальной манерой художника.
Стили искусства:
Модернизм в искусстве — использование новых технологических решений и конструкций.
Эклектика – это сочетание элементов различных стилей.
Виды искусства
По свойствам:
По родам:
РЕЛИГИЯ.
Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера
в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.
Признаки религии.
Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.
Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.
Функции религии:
Три этапа развития религиозных знаний:
Ранние религии – обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.
Древнейшие формы религии.
Национальные религии ( локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).
Локальные религии.
Конфуцианство.
Даосизм.
Иудаизм.
Палестина. Бог Яхве.
Зороастризм.
Иран. Культ огня и чистоты.
Синтоизм.
Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками — дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай — тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.
Индуизм.
Ясперс— теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, оно послужило толчком для развития культур востока и запада.
Особенности мировых религий.
Буддизм.
Возник в 6 веке до н.э. В Индии.
В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружённого в раздумья аскета. Дерево Бодха — древо познания. Будда — просветлённый.
Смысл буддизма:
страдания правят миром.
Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.
-жажда чувственных удовольствий
-жажда к уничтожению
уйти от страданий можно погрузившись в нирвану.
Нирвана – покой, блаженство.
Сансара – круговорот рождения и смерти.
Есть путь погружения в нирвану.
Заповеди буддизма:
Ахинса – непричинение вреда живому
— не брать чужой собственности
— не касаться чужой жены
— не говорить неправды
Реинкарнация – учение о перерождении душ.
Священная книга – Типитака (3 корзины)
Направления буддизма:
Махаяна – Большая колесница — широкий путь спасения
Хинаяна — Малая колесница — узкий путь для монахов-отшельников.
Верховный жрец — Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.
Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии.
Цель – стать самим собой, развить свои способности.
Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов.
Христианство.
Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.
В основе легенда о великом мессии Христе.
988 – принятие христианства на Руси Владимиром Святым
1054 – разделение на православие и католицизм.
16 век, реформация в Германии, появление протестантизма.
Православие – правильное учение.
Основные идеи христианства:
Священная книга- Библия
Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)
Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие — благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.
Католицизм – то есть всемирная религия.
Протестантизм – публично доказывающий.
Основные формы протестантизма:
Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.
Ислам.
Ислам- предание себя Богу, покорность.
Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.
В основе легенда о пророке Мухаммеде.
Хиджра — переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.
Заповеди ислама.
Мюридизм — воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават — священную войну против неверных.
Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.
Священная книга – Коран. Сура-глава.
Шариат – система мусульманского права.
Течения ислама:
Роль религии в жизни общества:
«+»
«-»
Конфессиональный – религиозный.
Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.
Виды религий:
По количеству богов:
По решению проблем спасения:
По степени легализации:
По степени распространения:
Типы религиозных организаций :
Разновидности культа:
Депривация— положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Атеизм — система взглядов, отрицающая существование Бога.
Адепт – приверженец религиозного учения.
Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.
Фундаментализм — религиозный фанатизм.
Государство и религия
Государство и религия- это два социальных института.
Два вида правового положения религии в обществе:
Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.
В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии.
Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.
Из Конституции РФ
Статья 14
1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Пояснения:
Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.
Роль религии в современной России.
В РФ на законодательном уровне созданы все условия для развития религий, роль религии в современном мире, в России в том числе, велика.
Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей народов, защитой национальной культуры.
СМИ.
В обществе важную роль играет массовая коммуникация.
Коммуникация – информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.
Особенности СМИ.
Средства массовой информации призваны осуществлять:
д) распространение информации.
При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
К СМИ относятся:
Функции СМИ.
Влияние СМИ на общество.
Позитивное влияние.
Негативное влияние:
В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.
Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.
Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:
Взаимодействие СМИ и государства в РФ:
Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.