что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

Принцип и виды наглядности в педагогике

Принцип в педагогике – это основное положение теорий, учений, мировоззрения, науки, внутреннее человеческое убеждение, которое определяет его отношение к реальности, поведенческие нормы и нормы деятельности.

Его основой служат уже изученные закономерности. Причем принципы логически не выводятся из законов. Закономерности рассматриваются в качестве теоретической базы и формулировки принципов обучения, основных правил педагогической практики.

Педагогические принципы основаны на базе педагогических закономерностей и законов.

Педагогические принципы принимают за базовые идеи, следование которым позволяет наиболее эффективно достигать целей и решать поставленные задачи.

Значение принципа наглядности в педагогике

Принцип наглядности – это главное организующее положение всего целостного процесса педагогического воздействия и обучения.

Коменским было сформулировано золотое правило дидактики, где говорилось о вовлечении всех органов чувств для обучения.

Чтобы познавать окружающую реальность, человек использует все органы чувств в разной степени. Принцип наглядности говорит о формировании у детей понятий и представлений, на которых основываются все чувственные восприятия явлений и предметов. Эмоциональный диапазон и пропускная способность имеющихся органов чувств у каждого человека индивидуальны.

Принцип наглядности ставится на первое место. Еще Константин Ушинский обратил на это внимание во время педагогической деятельности. Он говорил о том, что при большем количестве задействованных органов чувств восприятие проходит быстрее, а информация прочно закрепляется в памяти. Это объясняется тесной связью человеческих органов чувств.

Наглядность для педагогического процесса базируется на законах развития мышления и познания окружающего мира. Известно, что еще с ранних этапов развития ребенок мыслит преимущественно образами, а не понятиями. Если при объяснении материала информация подкреплена сравнениями, аналогиями конкретных фактов, то усвоение происходит намного быстрее.

Наглядность в педагогике – это один из основных принципов в обучении по Коменскому, играющий немаловажную роль. Применение иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций, ярких примеров способствуют огромному воздействию на обучающихся и скорости усвоения материала. Наглядность может быть применима на любом этапе педагогического процесса.

Виды наглядности

Наглядность подразделяют на виды по степени возрастания абстрактности:

При использовании наглядности следует помнить о чувстве меры. Совместное применение картинок, изображений с непосредственной творческой деятельностью детей дают высокие результаты при обучении. Педагоги придерживаются принципа вариативности, который необходим для разграничения образов явлений или предметов в сознании ребенка.

Источник

Можно выделить три основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

* Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты.Главная задача преподавателя— наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию. Неслучайно известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». * * * *Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.

Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологических экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисунки. Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные. В научно-популярных фильмах демонстрируются классические психологические исследования. Художественные фильмы могут иллюстрировать определенные психологические типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.

Символическая (схематическая) наглядность— это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, зависимости между определенными параметрами.

Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под текстовой наглядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух. Студенты склонны записывать себе в конспект то, что видят. Опытные преподаватели знают: чем больше преподаватель пишет на доске, тем больше информации остается в студенческих тетрадях.

* Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены.

Наглядные методы могут использоваться на лекциях в качестве иллюстраций, на лабораторных и практических занятиях в качестве тестового материала.

Современным способом демонстрации наглядности являются транспаранты на прозрачной пленке и слайды, которые проецируются на белый экран. Прекрасным аудиовизуальным средством демонстрации является компьютер. Использование компьютерной программы Power Point дает возможность преподавателю включать в свою лекцию самые различные виды наглядности. Проецирование слайдов данной программы на экран делает презентацию доступной для всех студентов.

Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:

1) демонстрируемая наглядность должна быть согласована с содержанием материала;

2) наглядность следует вводить на занятии постепенно, в соответствующий момент, по мере необходимости;

3) демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть объект;

4) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, схем, диаграмм;

5) следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации.

Использование технических средств в преподавании психологии.

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

ТСО в психологии: Магнитофон, камера, видеомагнитофон, слайды, секундомер.

Источник

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

Понятие принципа наглядности в дидактике

С точки зрения дидактики, принцип наглядности в дидактике означает обучение с использованием зрительных опор. Наличие зрительной опоры предполагает наблюдение за процессами, использование различных методических иллюстрированных материалов. Определение принципа предметности неразрывно связано с процессом наблюдения, как методом познания.

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

Принцип наглядности в обучении впервые был выдвинут чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке. Выдвинутый принцип имеет научное обоснование: глаза человека — самый чувствительный анализатор. Благодаря зрению человек получает бо́льшую часть информации. Более того, зрительно полученная информация является самой достоверной. Именно поэтому в учебном и воспитательном процессах так важна зрительная опора.

Принцип иллюстративности не раз был подвержен критике и детальному рассмотрению как со стороны педагогики, так и методики. С точки зрения Песталоцци, сущность правила демонстративности заключалась в развитии логического мышления.

В рамках современной методики принцип предметности подразумевает познание с задействованием чувственных анализаторов, а именно: зрения. Наличие зрительной опоры является одним из обязательных условий успешного учебного процесса.

Виды наглядности

Наглядный компонент обучения имеет разные виды:

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

Любой из видов демонстративности положительно влияет на процесс обучения как в целом, так и на каждом этапе. Ко́мплексное прямолинейное применение нескольких видов параллельно могут повысить эффективность обучения.

Что относится к внешнему виду наглядности, она может быть реализована через муляж, иллюстрации, карты, ментальные карты, таблицы, схемы, диаграммы, предметы и др.

Роль принципа наглядности

Наглядность играет крайне важную роль в рамках освоения знаниями. Проанализировать важность наглядности лучше всего во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.

Зрительная опора, особенно натуральная или интерактивная, позволяет оценивать и воспринимать информацию с учётом индивидуальных особенностей, что напрямую связано с обеспечением немаловажного правила доступности.

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

Также иллюстративность обеспечивает крепкую связь теории и практики. Освоив теоретические основы в рамках изучаемого предмета, учащиеся переходят к наглядной части работы, т. е. к практической. Натуральная наглядность как нельзя лучше позволяет применить полученные теоретические знания, подтвердить их и укрепить.

Благодаря использованию зрительных опор учащиеся получают максимально полные образные представления о предмете изучения, получая возможность самостоятельно сделать выводы о них.

Однако чрезмерное использование опор для обучения несёт в себе определённую опасность. Давая учащимся готовое представление об объектах и явлениях, можно невольно «стереть» их способность к самостоятельной визуализации, ввиду чего учащиеся будут неспособны самостоятельно определять явления и их вид, функции и назначения.

Тем не менее эффективность от применения опор на уроке сводит к минимуму возможные негативные последствия. Опоры выполняют ряд немаловажных функций:

что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Смотреть картинку что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Картинка про что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ. Фото что относится к схематической и символической наглядности в дидактике ответ

Таким образом, наглядность обеспечивает высокие результаты обучения. Главным условием достижения наилучших результатов при помощи наглядности является их умеренное применение и грамотное соотношение видов применяемых опор.

Источник

Виды наглядности, Методы и средства наглядности — Идея наглядности в дидактике Коменского и в современном образовании

Что относится к символической и схематической наглядности

Выделяют виды наглядности:

1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы).

2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности (химические реакции, явление электрического разряда и т.п.).

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).

4. Объемная наглядность (макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические тела и фигуры и т.п.).

5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и, прежде всего, звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.

6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п.). В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

7. Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений (получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно).

Использование наглядности должно быть в той же мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Методы и средства наглядности

Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, но активно на него воздействует. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Чтобы расширить сферу познания и изучать объекты, непосредственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Все эти случаи связаны с опосредованным чувственным познанием, когда между субъектом и объектом находятся какие-то посредники (приборы, аппараты, другие объекты или их модели), например различные приборы, «усиливающие» органы чувств (бинокль, телескоп, эхолот и др.).

При создании средств обучения следует стремиться к тому, чтобы информация, заложенная в них, подавалась во всех трех формах репрезентации (конкретно-образной, схемно-модельной и словесной). Это в наибольшей степени может быть реализовано в экранных средствах обучения (кинофильмах, диафильмах, сериях диапозитивов).

Под конкретно-образной формой предъявления задач понимается изображение, близкое к натуре или копирующее её (рисунки, фотографии биологических объектов, явлений, процессов); под схемно-модельной формой — схематическое (более абстрактное) изображение тех же объектов, явлений, процессов; словесная форма подразумевает абстрактную (знаковую) информацию о том же учебном материале.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они должны предлагаться, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

При создании проблемных ситуаций с помощью средств наглядности противоречия возникают в случае несовпадения устной информации и восприятия наглядного материала. Познавательное противоречие, возникающее при несовпадении информации, служит средством активизации стремления к приобретению нового знания гораздо интенсивнее тогда, когда не только непонятен отдельный факт, но представляется принципиально невозможным совмещение отдельных информаций. Данные, полученные в словесной форме, и данные, почерпнутые из восприятия наглядного материала — компоненты противоречия, которые специфичны только для проблемных задач, основанных на применении наглядного материала, и поэтому определяют особенности использования средств наглядности в создании проблемных ситуаций. Выход из противоречия, возникающего при несовпадении информации, учащийся видит в том, чтобы найти новое знание, которое даст ему возможность преодолеть возникшее затруднение. Создание проблемных ситуаций на основе противоречий, получаемых при устном и зрительном восприятии наглядного материала, повышает роль учителя, обеспечивает возможность добиваться больших успехов в управлении учебным процессом.

Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:

-способствуют развитию у учащихся наглядно-образного мышления;

-выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;

-содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

-расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока;

-создают возможности для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений;

-наглядно систематизируют и классифицируют изученные;

-выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение;

-позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.

Что относится к символической и схематической наглядности

Выделяют виды наглядности:

1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы).

2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности (химические реакции, явление электрического разряда и т.п.).

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).

4. Объемная наглядность (макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические тела и фигуры и т.п.).

5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и, прежде всего, звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.

6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п.). В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

7. Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений (получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно).

Использование наглядности должно быть в той же мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Методы и средства наглядности

Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, но активно на него воздействует. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Чтобы расширить сферу познания и изучать объекты, непосредственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Все эти случаи связаны с опосредованным чувственным познанием, когда между субъектом и объектом находятся какие-то посредники (приборы, аппараты, другие объекты или их модели), например различные приборы, «усиливающие» органы чувств (бинокль, телескоп, эхолот и др.).

При создании средств обучения следует стремиться к тому, чтобы информация, заложенная в них, подавалась во всех трех формах репрезентации (конкретно-образной, схемно-модельной и словесной). Это в наибольшей степени может быть реализовано в экранных средствах обучения (кинофильмах, диафильмах, сериях диапозитивов).

Под конкретно-образной формой предъявления задач понимается изображение, близкое к натуре или копирующее её (рисунки, фотографии биологических объектов, явлений, процессов); под схемно-модельной формой — схематическое (более абстрактное) изображение тех же объектов, явлений, процессов; словесная форма подразумевает абстрактную (знаковую) информацию о том же учебном материале.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они должны предлагаться, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

При создании проблемных ситуаций с помощью средств наглядности противоречия возникают в случае несовпадения устной информации и восприятия наглядного материала. Познавательное противоречие, возникающее при несовпадении информации, служит средством активизации стремления к приобретению нового знания гораздо интенсивнее тогда, когда не только непонятен отдельный факт, но представляется принципиально невозможным совмещение отдельных информаций. Данные, полученные в словесной форме, и данные, почерпнутые из восприятия наглядного материала — компоненты противоречия, которые специфичны только для проблемных задач, основанных на применении наглядного материала, и поэтому определяют особенности использования средств наглядности в создании проблемных ситуаций. Выход из противоречия, возникающего при несовпадении информации, учащийся видит в том, чтобы найти новое знание, которое даст ему возможность преодолеть возникшее затруднение. Создание проблемных ситуаций на основе противоречий, получаемых при устном и зрительном восприятии наглядного материала, повышает роль учителя, обеспечивает возможность добиваться больших успехов в управлении учебным процессом.

Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:

-способствуют развитию у учащихся наглядно-образного мышления;

-выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;

-содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

-расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока;

-создают возможности для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений;

-наглядно систематизируют и классифицируют изученные;

-выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение;

-позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.

Что относится к символической и схематической наглядности

Выделяют виды наглядности:

1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы).

2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности (химические реакции, явление электрического разряда и т.п.).

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).

4. Объемная наглядность (макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические тела и фигуры и т.п.).

5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и, прежде всего, звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.

6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п.). В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

7. Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений (получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно).

Использование наглядности должно быть в той же мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Методы и средства наглядности

Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, но активно на него воздействует. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Чтобы расширить сферу познания и изучать объекты, непосредственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Все эти случаи связаны с опосредованным чувственным познанием, когда между субъектом и объектом находятся какие-то посредники (приборы, аппараты, другие объекты или их модели), например различные приборы, «усиливающие» органы чувств (бинокль, телескоп, эхолот и др.).

При создании средств обучения следует стремиться к тому, чтобы информация, заложенная в них, подавалась во всех трех формах репрезентации (конкретно-образной, схемно-модельной и словесной). Это в наибольшей степени может быть реализовано в экранных средствах обучения (кинофильмах, диафильмах, сериях диапозитивов).

Под конкретно-образной формой предъявления задач понимается изображение, близкое к натуре или копирующее её (рисунки, фотографии биологических объектов, явлений, процессов); под схемно-модельной формой — схематическое (более абстрактное) изображение тех же объектов, явлений, процессов; словесная форма подразумевает абстрактную (знаковую) информацию о том же учебном материале.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они должны предлагаться, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

При создании проблемных ситуаций с помощью средств наглядности противоречия возникают в случае несовпадения устной информации и восприятия наглядного материала. Познавательное противоречие, возникающее при несовпадении информации, служит средством активизации стремления к приобретению нового знания гораздо интенсивнее тогда, когда не только непонятен отдельный факт, но представляется принципиально невозможным совмещение отдельных информаций. Данные, полученные в словесной форме, и данные, почерпнутые из восприятия наглядного материала — компоненты противоречия, которые специфичны только для проблемных задач, основанных на применении наглядного материала, и поэтому определяют особенности использования средств наглядности в создании проблемных ситуаций. Выход из противоречия, возникающего при несовпадении информации, учащийся видит в том, чтобы найти новое знание, которое даст ему возможность преодолеть возникшее затруднение. Создание проблемных ситуаций на основе противоречий, получаемых при устном и зрительном восприятии наглядного материала, повышает роль учителя, обеспечивает возможность добиваться больших успехов в управлении учебным процессом.

Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:

-способствуют развитию у учащихся наглядно-образного мышления;

-выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;

-содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

-расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока;

-создают возможности для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений;

-наглядно систематизируют и классифицируют изученные;

-выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение;

-позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.

Что относится к символической и схематической наглядности

Выделяют виды наглядности:

1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы).

2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности (химические реакции, явление электрического разряда и т.п.).

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).

4. Объемная наглядность (макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические тела и фигуры и т.п.).

5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и, прежде всего, звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.

6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п.). В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

7. Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений (получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно).

Использование наглядности должно быть в той же мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Методы и средства наглядности

Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, но активно на него воздействует. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Чтобы расширить сферу познания и изучать объекты, непосредственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Все эти случаи связаны с опосредованным чувственным познанием, когда между субъектом и объектом находятся какие-то посредники (приборы, аппараты, другие объекты или их модели), например различные приборы, «усиливающие» органы чувств (бинокль, телескоп, эхолот и др.).

При создании средств обучения следует стремиться к тому, чтобы информация, заложенная в них, подавалась во всех трех формах репрезентации (конкретно-образной, схемно-модельной и словесной). Это в наибольшей степени может быть реализовано в экранных средствах обучения (кинофильмах, диафильмах, сериях диапозитивов).

Под конкретно-образной формой предъявления задач понимается изображение, близкое к натуре или копирующее её (рисунки, фотографии биологических объектов, явлений, процессов); под схемно-модельной формой — схематическое (более абстрактное) изображение тех же объектов, явлений, процессов; словесная форма подразумевает абстрактную (знаковую) информацию о том же учебном материале.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они должны предлагаться, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

При создании проблемных ситуаций с помощью средств наглядности противоречия возникают в случае несовпадения устной информации и восприятия наглядного материала. Познавательное противоречие, возникающее при несовпадении информации, служит средством активизации стремления к приобретению нового знания гораздо интенсивнее тогда, когда не только непонятен отдельный факт, но представляется принципиально невозможным совмещение отдельных информаций. Данные, полученные в словесной форме, и данные, почерпнутые из восприятия наглядного материала — компоненты противоречия, которые специфичны только для проблемных задач, основанных на применении наглядного материала, и поэтому определяют особенности использования средств наглядности в создании проблемных ситуаций. Выход из противоречия, возникающего при несовпадении информации, учащийся видит в том, чтобы найти новое знание, которое даст ему возможность преодолеть возникшее затруднение. Создание проблемных ситуаций на основе противоречий, получаемых при устном и зрительном восприятии наглядного материала, повышает роль учителя, обеспечивает возможность добиваться больших успехов в управлении учебным процессом.

Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:

-способствуют развитию у учащихся наглядно-образного мышления;

-выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;

-содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

-расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока;

-создают возможности для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений;

-наглядно систематизируют и классифицируют изученные;

-выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение;

-позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.

Что относится к символической и схематической наглядности

Выделяют виды наглядности:

1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы).

2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности (химические реакции, явление электрического разряда и т.п.).

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).

4. Объемная наглядность (макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические тела и фигуры и т.п.).

5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и, прежде всего, звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.

6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п.). В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

7. Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений (получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно).

Использование наглядности должно быть в той же мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Методы и средства наглядности

Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, но активно на него воздействует. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Чтобы расширить сферу познания и изучать объекты, непосредственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Все эти случаи связаны с опосредованным чувственным познанием, когда между субъектом и объектом находятся какие-то посредники (приборы, аппараты, другие объекты или их модели), например различные приборы, «усиливающие» органы чувств (бинокль, телескоп, эхолот и др.).

При создании средств обучения следует стремиться к тому, чтобы информация, заложенная в них, подавалась во всех трех формах репрезентации (конкретно-образной, схемно-модельной и словесной). Это в наибольшей степени может быть реализовано в экранных средствах обучения (кинофильмах, диафильмах, сериях диапозитивов).

Под конкретно-образной формой предъявления задач понимается изображение, близкое к натуре или копирующее её (рисунки, фотографии биологических объектов, явлений, процессов); под схемно-модельной формой — схематическое (более абстрактное) изображение тех же объектов, явлений, процессов; словесная форма подразумевает абстрактную (знаковую) информацию о том же учебном материале.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они должны предлагаться, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

При создании проблемных ситуаций с помощью средств наглядности противоречия возникают в случае несовпадения устной информации и восприятия наглядного материала. Познавательное противоречие, возникающее при несовпадении информации, служит средством активизации стремления к приобретению нового знания гораздо интенсивнее тогда, когда не только непонятен отдельный факт, но представляется принципиально невозможным совмещение отдельных информаций. Данные, полученные в словесной форме, и данные, почерпнутые из восприятия наглядного материала — компоненты противоречия, которые специфичны только для проблемных задач, основанных на применении наглядного материала, и поэтому определяют особенности использования средств наглядности в создании проблемных ситуаций. Выход из противоречия, возникающего при несовпадении информации, учащийся видит в том, чтобы найти новое знание, которое даст ему возможность преодолеть возникшее затруднение. Создание проблемных ситуаций на основе противоречий, получаемых при устном и зрительном восприятии наглядного материала, повышает роль учителя, обеспечивает возможность добиваться больших успехов в управлении учебным процессом.

Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:

-способствуют развитию у учащихся наглядно-образного мышления;

-выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;

-содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

-расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока;

-создают возможности для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений;

-наглядно систематизируют и классифицируют изученные;

-выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение;

-позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *