что относится к скоростным способностям
Скоростные способности
Содержание
Метрология скоростных способностей [ править | править код ]
К элементарным формам проявления быстроты относятся [2] [3] [4] [8] [9] [10] [11] :
Специалистами в области хоккея были выявлены состав и структура специальных скоростных способностей хоккеистов высокой квалификации, включающие следующие виды их проявления [13] [10] :
1) быстрота простой и сложной реакции;
2) стартовая скорость;
3) дистанционная скорость;
4) быстрота тормозных движений;
5) быстрота выполнения технических приемов игры;
6) быстрота переключения от одного действия к другому.
Скольжение на коньках включает в себя три относительно независимые друг от друга фазы [14] :
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов [4] [5] :
Быстрота реакции с точки зрения физиологии зависит от скорости протекания следующих фаз [5] :
Тесты для оценки скоростных способностей [ править | править код ]
Тесты для оценки скоростных способностей делятся на пять групп [1] [5] :
Тесты для оценки скорости одиночных движений [ править | править код ]
Испытуемый становится на специальную тензоплатформу. Задача по сигналу как можно быстрее поднять и опустить ногу. Фиксируется время от момента подачи сигнала до отрыва ноги (простая реакция) и время от момента отрыва ноги до её возвращения (время одиночного движения). Выполняется сначала три попытки одной ногой, затем три — другой.
Тесты для оценки максимальной частоты движений [ править | править код ]
При использовании теппинг-тестов регистрируется число движений ногами (поочередно или одной) или руками (поочередно или одной) за определенное время. В последнем случае обычно применяется два подхода [15] :
По имеющимся у автора результатам обследований 21 хоккеиста в возрасте до 21 года различных клубов Словакии для данного теста создана оценочная шкала:
Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов Словакии в возрасте до 21 года
Б) Второй подход является более простым, т.к. не требует никакой специальной аппаратуры. Испытуемому дается лист бумаги, разделённый на 4 одинаковые части. Задача спортсмена в максимально возможном темпе наносить ручкой или карандашом точки, каждые 30 секунд (всего четыре отрезка) экзаменатор даёт команду переключиться на другой участок листа. Оценивается динамика утомления от первого отрезка к последующим, а также общее количество движений.
Контроль максимальной частоты движений ног осуществляется с помощью двух тен-зоплатформ размером около 30> [1] [15] :
Характерной особенностью двух вышеописанных тестов является то, что серьезное влияние на конечный результат оказывает степень развития точности как компонента координации движений. Снизить влияние можно, применяя следующие тесты [15] :
Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях [ править | править код ]
В хоккее наибольшее распространение получили следующие тесты:
Таблица 2. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет) [13]
Скоростные способности
Содержание
Метрология скоростных способностей [ править | править код ]
К элементарным формам проявления быстроты относятся [2] [3] [4] [8] [9] [10] [11] :
Специалистами в области хоккея были выявлены состав и структура специальных скоростных способностей хоккеистов высокой квалификации, включающие следующие виды их проявления [13] [10] :
1) быстрота простой и сложной реакции;
2) стартовая скорость;
3) дистанционная скорость;
4) быстрота тормозных движений;
5) быстрота выполнения технических приемов игры;
6) быстрота переключения от одного действия к другому.
Скольжение на коньках включает в себя три относительно независимые друг от друга фазы [14] :
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов [4] [5] :
Быстрота реакции с точки зрения физиологии зависит от скорости протекания следующих фаз [5] :
Тесты для оценки скоростных способностей [ править | править код ]
Тесты для оценки скоростных способностей делятся на пять групп [1] [5] :
Тесты для оценки скорости одиночных движений [ править | править код ]
Испытуемый становится на специальную тензоплатформу. Задача по сигналу как можно быстрее поднять и опустить ногу. Фиксируется время от момента подачи сигнала до отрыва ноги (простая реакция) и время от момента отрыва ноги до её возвращения (время одиночного движения). Выполняется сначала три попытки одной ногой, затем три — другой.
Тесты для оценки максимальной частоты движений [ править | править код ]
При использовании теппинг-тестов регистрируется число движений ногами (поочередно или одной) или руками (поочередно или одной) за определенное время. В последнем случае обычно применяется два подхода [15] :
По имеющимся у автора результатам обследований 21 хоккеиста в возрасте до 21 года различных клубов Словакии для данного теста создана оценочная шкала:
Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов Словакии в возрасте до 21 года
Б) Второй подход является более простым, т.к. не требует никакой специальной аппаратуры. Испытуемому дается лист бумаги, разделённый на 4 одинаковые части. Задача спортсмена в максимально возможном темпе наносить ручкой или карандашом точки, каждые 30 секунд (всего четыре отрезка) экзаменатор даёт команду переключиться на другой участок листа. Оценивается динамика утомления от первого отрезка к последующим, а также общее количество движений.
Контроль максимальной частоты движений ног осуществляется с помощью двух тен-зоплатформ размером около 30> [1] [15] :
Характерной особенностью двух вышеописанных тестов является то, что серьезное влияние на конечный результат оказывает степень развития точности как компонента координации движений. Снизить влияние можно, применяя следующие тесты [15] :
Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях [ править | править код ]
В хоккее наибольшее распространение получили следующие тесты:
Таблица 2. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет) [13]
Что относится к скоростным способностям
Скоростные способности – это комплекс морфо-функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Простая реакция представляет собой латентное время реагирования известным движением на заранее обусловленный сигнал (старт в беге на выстрел или команду). Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек. Простая двигательная реакция имеет большое значение в тех видах двигательной деятельности, где результат во многом зависит от быстроты начала движения (спринт, игры, стрельба, фехтование). В обычной жизни также встречается немало случаев, требующих мгновенного реагирования, особенно в экстремальных ситуациях – на транспорте, производстве и т.п.
Сложная двигательная реакция делится на два вида:
– реакция на движущийся объект (например, на полет мяча);
– реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 сек.).
В простых реакциях наблюдается значительный положительный перенос скоростных способностей. Человек, обладающий хорошей реакцией в одних ситуациях, может великолепно реагировать в любых других, однако между разными элементарными формами прямой связи не существует. К примеру, человек с хорошей двигательной реакцией не обязательно продемонстрирует высокий темп движений и наоборот.
Комплексные формы проявления скоростных способностей наблюдаются в сложных двигательных актах, для которых характерно сочетание элементарных форм проявления скоростных способностей с другими двигательными способностями (силовыми, координационными и др.).
К таким комплексным формам проявления относятся:
– способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);
– способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);
– способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.
Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:
1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.
2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.
3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.
4. Генетические данные человека. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%)
5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных способностей, гибкости.
6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей скоростных способностей продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через развитие силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных скоростных способностей.
Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития всех форм проявления скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий). Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Скоростные способности
Содержание
Метрология скоростных способностей [ править | править код ]
К элементарным формам проявления быстроты относятся [2] [3] [4] [8] [9] [10] [11] :
Специалистами в области хоккея были выявлены состав и структура специальных скоростных способностей хоккеистов высокой квалификации, включающие следующие виды их проявления [13] [10] :
1) быстрота простой и сложной реакции;
2) стартовая скорость;
3) дистанционная скорость;
4) быстрота тормозных движений;
5) быстрота выполнения технических приемов игры;
6) быстрота переключения от одного действия к другому.
Скольжение на коньках включает в себя три относительно независимые друг от друга фазы [14] :
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов [4] [5] :
Быстрота реакции с точки зрения физиологии зависит от скорости протекания следующих фаз [5] :
Тесты для оценки скоростных способностей [ править | править код ]
Тесты для оценки скоростных способностей делятся на пять групп [1] [5] :
Тесты для оценки скорости одиночных движений [ править | править код ]
Испытуемый становится на специальную тензоплатформу. Задача по сигналу как можно быстрее поднять и опустить ногу. Фиксируется время от момента подачи сигнала до отрыва ноги (простая реакция) и время от момента отрыва ноги до её возвращения (время одиночного движения). Выполняется сначала три попытки одной ногой, затем три — другой.
Тесты для оценки максимальной частоты движений [ править | править код ]
При использовании теппинг-тестов регистрируется число движений ногами (поочередно или одной) или руками (поочередно или одной) за определенное время. В последнем случае обычно применяется два подхода [15] :
По имеющимся у автора результатам обследований 21 хоккеиста в возрасте до 21 года различных клубов Словакии для данного теста создана оценочная шкала:
Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов Словакии в возрасте до 21 года
Б) Второй подход является более простым, т.к. не требует никакой специальной аппаратуры. Испытуемому дается лист бумаги, разделённый на 4 одинаковые части. Задача спортсмена в максимально возможном темпе наносить ручкой или карандашом точки, каждые 30 секунд (всего четыре отрезка) экзаменатор даёт команду переключиться на другой участок листа. Оценивается динамика утомления от первого отрезка к последующим, а также общее количество движений.
Контроль максимальной частоты движений ног осуществляется с помощью двух тен-зоплатформ размером около 30> [1] [15] :
Характерной особенностью двух вышеописанных тестов является то, что серьезное влияние на конечный результат оказывает степень развития точности как компонента координации движений. Снизить влияние можно, применяя следующие тесты [15] :
Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях [ править | править код ]
В хоккее наибольшее распространение получили следующие тесты:
Таблица 2. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет) [13]
Конспекты по физической культуре «54. Скоростные способности: понятие, виды, факторы, определяющие её развитие; средства, методы развития и контроля.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
54. Скоростные способности: понятие, виды, факторы, определяющие её развитие; средства, методы развития и контроля.
Под скоростными способностями понимают возможности чел., обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (например, на мяч, шайбу и т.п.).
Задачи развития скоростных способностей: 1) разностороннее развития скоростных способностей в сочетании с приобретенными двигательными умениями и навыками; 2) максимальное развитие скоростных способностей при специализации в видах спорта; 3) совершенствование видов скоростных способностей в трудовой деятельности.
К комплексным проявлениям формам проявления скоростных способностей относят выполнение целостного двигательного действия (например, бег, прыжки, метания и т.д.).
Средства воспитания скоростных способностей:
1. Упр., направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бег, плавание, ведение мяча).
2. Упр. комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упр. сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (например, в беге, плавании, спортивных играх и др.).
Основными методами развития скоростных способностей явл-ся:1) методы строго регламентированного упр.;2) соревновательный метод; 3) игровой метод.