что относится к составным произведениям

Статья 1260 ГК РФ. Составные произведения

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарии к ст. 1260 ГК РФ

Однако в этом случае нельзя говорить об ущемлении свободы творчества в части создания производных произведений кем-то другим, не автором (правообладателем) оригинального произведения.

Данное положение увязано с п. 3 комментируемой статьи, которым предусмотрено, что автор производного произведения осуществляет свои права при условии соблюдения прав авторов оригинального произведения. При этом обусловленность прав на производное произведение не означает зависимости охраны такого произведения от охраны оригинального произведения. Напротив, авторские права переводчика или иного автора производного произведения охраняются независимо от охраны прав авторов оригинальных произведений (п. 4 рассматриваемой статьи). Например, истечение срока действия исключительного права на оригинальное произведение не может автоматически прекратить срок действия на производное произведение.

Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 97.

Принцип свободы творчества применительно к производным произведениям выражается еще и в том, что создание производного произведения не зависит от права на другое такое же производное произведение, возникшее ранее (п. 6 комментируемой статьи). То есть, будучи обусловленным охраной прав на оригинальное произведение, лицо, намеревающееся осуществить переработку такого произведения, не связано необходимостью получения разрешения или выполнения каких-либо иных действий в отношении автора такой же переработки, которая уже получила правовую охрану.

Все производные произведения можно условно разделить на те, которые изменяют характер оригинального произведения (например, экранизация), и те, при создании которых характер произведения не изменяется. Например, при аранжировке или оркестровке появляется возможность исполнения музыкальных произведений на других (не тех, для которых создавалось оригинальное произведение) музыкальных инструментах или даже для исполнения целым оркестром.

Особо необходимо отметить перевод, при котором изменяется только язык. Прежде всего, перевод, как и любое произведение, является результатом творческой деятельности. Поэтому т.н. «подстрочные переводы» не могут рассматриваться как произведения, поскольку являются результатом чисто технического труда.

Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Издательство АН СССР, 1956. С. 48.

Помимо переводов и других производных произведений, ст. 1260 предусматривает положения о составительстве и охране прав авторов составных произведений.

В отличие от производного произведения составное произведение не является переработкой оригинального произведения. Составительство представляет собой деятельность по подбору и расположению материалов, в том числе и объектов авторского права (литературных и научных статей, планов, произведений живописи и пр.).

При составительстве не происходит возникновения никакого нового оригинального произведения. Смысл выделения составного произведения состоит только в том, что сами подбор и расположение материалов могут носить творческий характер. И именно эти факторы лежат в основе авторских прав на составное произведение. В то же время их вполне достаточно для признания сборника (атласа, энциклопедии) самостоятельным произведением, права на которое охраняются независимо от охраны прав авторов оригинальных произведений (п. 4 рассматриваемой статьи).

Очевидно, что включение в составное произведение требует согласия автора или иного правообладателя оригинального произведения.

Более того, само включение произведения в сборник или иное составное произведение по общему правилу юридически не связывает автора. Как указано в п. 5 комментируемой статьи, автор оригинального произведения вправе использовать его независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Выпуск составных произведений и дальнейшее их использование ставит вопрос о границах такого использования в связи с включением в составное произведение иных объектов авторского права. Особенную остроту приобретает вопрос применительно к периодическим печатным изданиям (газетам, журналам, альманахам и т.д.). Возможность различного использования таких изданий (воспроизведение, распространение, доведение до всеобщего сведения) предопределяет необходимость определения порядка использования составного произведения и учета прав авторов оригинальных произведений.

Поэтому в п. 7 комментируемой статьи «разведены» использование составного произведения и использование произведений, вошедших в него. Издателю периодических изданий, а равно издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов принадлежит право использования такого составного произведения в целом.

Обладатель же исключительного права на произведение, включенное в составное произведение, сохраняет право на использование своего произведения отдельно и независимо от прав издателя, если он только не передал исключительное право последнему или иному лицу.

Источник

§ 4.8. Авторское право на составные произведения

Составное произведение — это произведение, включающее другие произведения или их части, обычно без личного участия авторов этих произведений. Составные произведения создаются объединением других произведений или частей из них в новое произведение, которое иногда называют сборником или компиляцией.

антология — сборник литературных произведений или отрывков из них, собранных с определенной целью. •

справочник — подборка классифицированных призна ков, сведений и данных, например, физических и хими ческих свойств веществ, телефонов, адресов и т.д. •

хрестоматия — сборник частей различных произведе ний, предназначенный обычно для образовательных целей. •

энциклопедия — сборник коротких статей, написанных несколькими авторами, в которых приводятся сведе ния по ряду тем общего характера либо по одной специальной отрасли знаний.

Понятие составного произведения гораздо шире, чем обычно понимаемое. Составные произведения можно считать наиболее общим видом про из ведений,-поскольку к ним относятся по существу аудиовизуальные и мультимедийные произведения, музыкально-драматические и сценические произведения, информационные хранилища и базы данных и т.д. Другими словами, составные, комплексные или композитные произведения являются самым распространенным видом произведений науки, литературы и искусства.

В отношении составных произведений необходимо особо отметить несколько правовых норм. Некоторые из них очевидны, другие же требуют пояснения. В начале рассмотрим два необходимых и достаточных условия, при выполнении которых лицо, создавшее составное произведение, может

Возникновение авторского права

рассматриваться его автором и которому может принадлежать авторское право на составное произведение.

1. Автору сборника и других составных произведений (со ставителю) принадлежит авторское право на осуще ствленные им подбор и расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составите льство).

В соответствии с этим условием авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если подбор и расположение материалов в составном произведении представляют результат творческого труда составителя — автора сборника. Пожалуй, из всех признаков творческого труда авторов произведений науки, литературы и искусства творческий характер труда составителя наименее очевиден, поскольку почти всегда любой подбор и любое расположение материалов могут считаться творческими из-за невозможности доказать обратное. Существует объективная презумпция творческого труда составителя, хотя она явно не формулируется в Законе. Даже в случае хрестоматийного составления телефонного справочника трудно доказать отсутствие творческого труда составителя. Поэтому в большинстве случаев необходимо признать творческий характер труда автора составного произведения.

2. Составитель пользуется авторским правом при усло вии соблюдения им прав авторов каждого из произведе ний, включенных в составное произведение.

В соответствии с этим условием авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если составитель обладает разрешениями авторов или иных правообладателей всех произведений или частей из них, включаемых в составное произведение. Если же составитель не имеет разрешений от правообладателей на включение произведений или их частей в составное произведение, то он признается не автором составного произведения, а нарушителем авторского права, что влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

3. Авторы произведений, включенных в составное произ ведение, вправе использовать свои произведения незави симо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Положение относится к делимым составным произведениям и предоставляет авторам произведений, включенных в составное произведение, право использовать их независимо и отдельно от составного произведения. Это относится к случаю, когда в составном произведении используются произведения, которые еще не были обнародованы, в противном случае право независимого использования включенного произведения уже существует у автора.

Особое положение возникает при включении в составное произведение служебных произведений. В соответствии с обычными нормами имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю. Поэтому в случае составного произведения, создаваемого из служебных произведений лицом,уполномоченным на то нанимателем (работодателем), ни о каком независимом использовании включенных служебных произведений не может быть речи без разрешения, нанимателя (работодателя).

4. Авторское право составителя не препятствует дру гим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Существование авторского права у составителя не может препятствовать другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же объектов для создания других составных произведений при условии творческого характера составительства и наличия разрешений

Возникновение авторского права 151

правообладателей на включение в сборник их произведений или частей из них.

При создании сборника из уже обнародованных произведений данная норма очевидна. Однако при создании сборников, которые содержат необнародованные произведения, данная норма оказывается во многом формальной, поскольку весьма редко автор имеет возможность включить свое произведение в несколько сборников из-за условий ранее заключенных договоров или из-за служебного характера произведения.

5. Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом.

Данная норма в отношении особого вида составных произведений — периодических изданий — это единственное

упоминание в законодательстве об авторском праве имущественных прав издателей.

Несмотря на то что имущественное авторское право появилось впервые благодаря деятельности издателей, однако все права последних реализуются по договорам об издании произведений, которые авторы заключают с издателями. В отличие от производителей аудиовизуальных произведений, производителей фонограмм, организаций вещания права издателей в современных законах об авторском праве и смежных правах обычно не регламентируются.

Существуют тенденции о необходимости признания и наделения имущественными правами издателей произведений по закону, и эти тенденции имеют логику. Все, конечно, понимают, что производители кинематографических произведений сумели добиться для себя прав, которых не имеют производители иных видов произведений.

Наделение издателей имущественными правами по закону представляется актуальным и важным. Дело в том, что договор автора с издательством может не содержать каких-либо указаний о передаче имущественных прав издателю, т.е. издатель может опубликовать произведение автора, но не получить каких-либо имущественных прав, если в договоре на издание произведения это не было предусмотрено. Другими словами,-издатель иногда не может, например, использовать свое наименование как правообладателя на свое издание. Если бы Закон наделял издателя такими правами, то он имел бы такое право вне зависимости от положений договора с автором. Конечно, юридически грамотный издатель предусмотрит в договоре с автором необходимые для него положения, однако для развития издательского дела в интересах общества должен существовать баланс интересов издателей и авторов. Данная статья Закона — первая попытка установить такой баланс интересов издателей и авторов для одного из важных видов составных произведений — периодических изданий.

Возникновение авторского права 153

Наделение издателей периодических изданий, а также энциклопедий и энциклопедических словарей имущественными правами означает, что издатель имеет право использовать знак охраны авторского права для оповещения о своих исключительных имущественных правах. Издатель вправе указывать свое наименование на каждом экземпляре издания, и при любом использовании такого издания другими лицами они обязаны указывать наименование издателя. Сам же издатель имеет право требовать указания своего наименования при любом использовании его издания. Такая норма имеет значение в случае, когда можно использовать составное произведение без разрешения правообладателя.

6. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, которые они включают.

Как и в случае производных произведений, не должны нарушаться права авторов неохраняемых произведений на защиту их репутации при создании сборников. Причем из-за вечного характера права на репутацию использование произведения, срок действия имущественных прав на которое истек, может осуществляться только в таких пределах, которые не наносят ущерба репутации автора. Если же использование неохраняемого произведения наносит ущерб репутации автора, то такое использование запрещено, поскольку нарушено законодательство об авторском праве, и лицо, нарушившее право на защиту репутации автора, несет ответственность перед законом. Это справедливо в любом случае, даже если у автора не осталось наследников, в

таком случае «защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации»1 (ст. 29) или «специально уполномоченный на то государственный орган Республики Беларусь»2 (п. 1 ст. 24).

В случае использования охраняемых объектов интеллектуальной собственности составитель обязан получить разрешение автора или другого правообладателя каждого используемого произведения, если срок действия имущественных прав на эти произведения не истек, т.е. если они не являются общественным достоянием. Если же разрешения правообладателей на произведения, не перешедшие в общественное достояние, отсутствуют, то авторское право на составное произведение не возникает, а лицо, использовавшее без разрешения другие произведения, признается не автором составного произведения, а нарушителем авторского права, что влечет ответственность, предусмотренную за конодател ьством.

7. Подобно производным произведениям существует различие между созданием сборника и его обнародованием. Закон не может запретить создание сборника для личных

целей. Допускается составление сборника для личных целей

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993. № 32. Ст. 1242.

2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. № 31-32. Ст. 472.

Возникновение авторского права

без разрешения правообладателей включаемых произведений, поскольку это никак не нарушает имущественные права и материальные интересы правообладателей оригинальных произведений.

Однако правовое положение изменяется, если сборник обнародуется. Здесь закон не просто становится на защиту материальных интересов правообладателей оригинальных произведений, но и позволяет обеспечить действительную защиту их прав.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Авторское право. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения (Ст. 1260 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Авторское право. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
(Ст. 1260 ГК)

1. Для публикации переводов произведений (производных произведений) требуется согласие обладателя исключительных прав на оригинальное произведение и обладателя исключительных прав на производное произведение (перевод)

В соответствии с пунктом 3 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Таким образом, для публикации переводов произведений (производных произведений) требуется согласие обладателя исключительных прав на оригинальное произведение и обладателя исключительных прав на производное произведение (перевод).

2. Не любое составное произведение может быть объектом авторского права, а только то, которое обладает всеми признаками, присущими авторскому произведению

Исходя из требований норм п. 1 ст. 1259 ГК РФ не любое содержание интернет-сайта может быть объектом авторского права, а только то, которое обладает всеми признаками, присущими с точки зрения закона авторскому произведению.

Исходя из требований норм п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации при разрешении спора судом правильно учтено, что не любое содержание интернет-сайта может быть объектом авторского права, а только то, которое обладает признаками, присущими с точки зрения закона авторскому произведению.

3. Контент сайта может быть признан составным произведением

Проанализировав договор, заключенный между [истцом] и [третьим лицом], судами установлено и не оспаривается сторонами, что [истец] является собственником сайта и имеет права на контент этого сайта, как составное произведение, в том числе право использовать произведение и запрещать любое использование его другими лицами без согласия правообладателя, что соответствует положениям статьи 1288 ГК РФ и позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 255/08.

В этой связи суды пришли к правомерному выводу о том, что контент сайта [истца] является объектом авторского права, подлежит правовой охране, поскольку истцом доказано возникновение у него исключительных прав на данный сайт как на произведение.

4. Музыкальный альбом может быть признан составным произведением

Ответчик приводит довод о том, что 1 альбом музыкального исполнителя является самостоятельным единым составным произведением, продажа которого представляет собой 1 случай правонарушения.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 138, 1252, 1300, 1301 ГК РФ и исходя из доказанности факта совершения правонарушения ответчиком, пришел к выводу, что нарушение исключительных прав истца ответчиком представляет собой 1 случай, поскольку заключается в распространении путем однократной продажи контрафактного диска, содержащего произведения, которые являются составной частью одного музыкального альбома.

Изменяя решение суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что компенсация должна быть взыскана в размере 130 000 рублей, поскольку ответчиком допущено нарушение прав в отношении 13 произведений, а истцом заявлены требования о взыскании компенсации в минимальном размере из расчета по 10 000 рублей за нарушение прав на использование произведений, входящих в альбом.

Указанную позицию суда апелляционной инстанции суд кассационной инстанции находит соответствующей установленным по настоящему делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.

Вопреки доводам кассационной жалобы количество случаев неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности определено судом апелляционной инстанции в соответствии с действующим законодательством.

Основанная на пункте 2 статьи 1260 ГК РФ (составительство) позиция ответчика, сводящаяся к тому, что им нарушено исключительное право истца на 1 записанный на реализованном компакт-диске альбом музыкальных произведений и, следовательно, допущено 1 правонарушение, компенсация за которое будет составлять 10 000 рублей, подлежит отклонению, поскольку по условиям лицензионного договора, заключенного истцом с [артистом], истцу передано право на использование произведений, а не альбома.

5. Авторы производных произведений не считаются соавторами оригинальных произведений

Произведения, созданные в соавторстве, следует отличать от произведений, созданных с использованием других произведений. Авторы производных произведений, в том числе аранжировок, не могут признаваться авторами оригинальных произведений.

6. Авторство на аранжировку соответствующие авторские права на оригинальное произведение заведомо не исключает

В силу положений ст. 1260 ГК РФ аранжировка является именно производным, а не оригинальным произведением, в связи с чем авторство на производное произведение соответствующие авторские права на оригинальное произведение заведомо не исключает.

7. Составное произведение обладает самостоятельной охраноспособностью при условии соблюдения прав авторов тех произведений, которые использованы для его создания

Программа может являться составным произведением, то есть произведением, представляющим собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда и в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 1259, пункта 3 статьи 1260 ГК РФ относящимся к объектам авторских прав. Составное произведение обладает самостоятельной охраноспособностью при условии соблюдения прав авторов тех произведений, которые использованы для его создания.

9. Графические произведения, выполненные в жанре клип-арт, могут быть признаны составными произведениями

Судебная коллегия соглашается с доводом жалобы о том, что произведение, не имеющее признаков новизны, также может быть объектом авторского права. Аналогичные разъяснения приведены в пункте 28 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Кроме того, ч. 2 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что к объектам авторских прав помимо прочего относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

В то же время данное обстоятельство не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции, поскольку с учетом особенностей стиля произведения истицы и произведения Н.К. (клип-арт, то есть набор отдельных графических элементов, в том числе заимствованных, для составления целостного графического дизайна) в рассматриваемом случае юридическую значимость имеет именно установление факта неправомерного использования работы истицы как цельного произведения, а не отдельных его элементов, т.к. само направление данного вида художественной деятельности предполагает использование ранее разработанных элементов в ходе составления готового объекта, таким образом, результатом творческого труда истца в данном случае является именно авторская компоновка ранее существовавших элементов, следовательно, и защите как объект авторского права в рассматриваемом случае работа истца подлежит в данном контексте.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *