что относится к спа процедурам в законодательстве
Что относится к спа процедурам в законодательстве
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Services to the population. SPA-services. General requirements
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (ЗАО «ИРЭИ») при участии Некоммерческого партнерства «Международный Совет по развитию индустрии спа и веллнесс» при поддержке Общества с ограниченной ответственностью «Издательство КОСМЕТИК интернешнл»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к СПА-услугам, требования к безопасности этих услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на СПА-услуги конкретных видов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 32670 Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия
ГОСТ Р 51142 Услуги бытовые. Услуги парикмахерских и салонов красоты. Общие технические условия
ГОСТ Р 51185* Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования
ГОСТ Р 55317 Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения
3 Термины и определения
4 Классификация СПА-услуг
Настоящий стандарт предусматривает классификацию СПА-услуг. Все СПА-услуги подразделяют на основные и дополнительные.
4.1 Основные СПА-услуги классифицируют по следующим признакам:
Что относится к спа процедурам в законодательстве
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Термины и определения
Services to the population. SPA-services. Terms and definitions
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (ЗАО «ИРЭИ») при участии Некоммерческого партнерства «Международный Совет по развитию индустрии спа и веллнесс» при поддержке Общества с ограниченной ответственностью «Издательство КОСМЕТИК интернешнл»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, относящихся к СПА-услугам, которые оказываются в СПА-салонах, СПА-центрах в отелях, клубных СПА, круизных СПА.
Термины, установленные в настоящем стандарте, рекомендованы для применения во всех видах документации и литературы в области СПА-услуг, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
2.1.1 СПА-услуга: Услуга общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким СПА-технологиям.
2 СПА-услуга может предоставляться в виде единичной процедуры, СПА-пакета или СПА-программы.
2.1.2 СПА-исполнитель: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие разнообразные СПА-услуги.
2.1.3 СПА-технологии: Совокупность методов воздействия на клиентов при оказании СПА-услуг, основанных на применении природных и преформированных физических факторов, а также на работе с кожными покровами и тканями организма с помощью мануальных (массажных, косметических) и аппаратных методов.
2 СПА-технологии реализуются в виде отдельных процедур, СПА-пакета, СПА-программы.
К основным СПА-технологиям относят следующие:
2.1.4 СПА-процедура: Комплекс действий, относящихся к одной или нескольким СПА-технологиям, направленных на получение запланированного результата.
2.1.5 СПА-пакет: Набор нескольких сочетаемых между собой СПА-процедур, проводимых в один день в определенной последовательности в одном или нескольких кабинетах.
2.1.6 СПА-программа: Набор СПА-процедур, нацеленных на достижение общего единого результата (общеоздоровительного, косметического или релаксирующего), проводимых в разных кабинетах и зонах СПА как в течение одного дня, так и на протяжении нескольких дней.
2.1.7 потребитель СПА-услуг [клиент СПА]: Физическое лицо, получающее, заказывающее либо имеющее намерение получить или заказать СПА-услуги любых видов.
2.2.1 СПА-салон: СПА, специализирующийся на оказании широкого спектра СПА-услуг в комфортной обстановке, без проживания клиентов.
2.2.2 СПА-центр в отеле (гостинице, средстве размещения): Структурное подразделение отеля или СПА, расположенное на его территории, предоставляющее разнообразные СПА-услуги и ориентированное на обслуживание клиентов отеля.
2.2.3 клубное СПА: Структурное подразделение клуба или СПА при фитнес-клубе или веллнесс-клубе, предоставляющее разнообразные СПА-услуги и ориентированное, в первую очередь, на клиентов клуба.
2.2.4 круизное СПА: Структурное подразделение или СПА, расположенное на круизном лайнере и оказывающее разнообразные СПА-услуги и ориентированное на участников круиза.
2.3 Помещения и оборудование СПА
2.3.1 функциональная зона: Совокупность административных или производственных помещений, используемых при оказании СПА-услуг и объединенных общим функциональным назначением.
2.3.2 административная функциональная зона: Помещения для управляющего СПА (СПА-менеджера), дежурных администраторов и менеджеров сопровождения (СПА-координатора, СПА-аттенданта, СПА-консьержа).
2.3.3 зона ожидания: Отдельное помещение или часть помещения, расположенное в непосредственной близости от процедурных кабинетов или стойки администратора, предназначенное для клиентов, ожидающих приема.
2.3.4 зона релаксации: Помещение или совокупность помещений, предназначенных для отдыха клиентов между процедурами и после них.
2.3.5 «влажная» зона: Группа помещений, расположенных в непосредственной близости друг от друга и предназначенных для проведения водных процедур, а также некоторых термопроцедур и мануальных процедур с использованием влажных сред.
2.3.6 «сухая» зона: Совокупность помещений, предназначенных для оказания всех видов СПА-услуг, не связанных с использованием влажных сред.
2.3.7 эстетическая зона: Совокупность помещений, предназначенных для оказания эстетических услуг, включая услуги парикмахерских.
2.3.8 СПА-бар: Подразделение СПА или предприятие питания при СПА, предоставляющее услуги общественного питания с меню из разнообразных безалкогольных напитков и соответствующих принципам здорового, сбалансированного питания блюд.
2.3.9 снежная комната: Отдельное помещение в СПА, все поверхности которого покрыты снегом и льдом и в котором поддерживается низкий температурный режим для непродолжительного пребывания клиентов до и после тепловых процедур.
«русская баня» (традиционная): Баня с обогревом парильной греющей стеной свода русской печи, при этом разогрев тела потребителя осуществляется в среде насыщенного паром горячего воздуха во время нахождения или дальнейшего перемещения от полока к полоку, расположенному выше.
2.3.11 «турецкая баня» [хамам, хаммам] (в СПА): Баня, имеющая в своем составе несколько помещений-парильных с разными температурными режимами, каменными полами и лежаками, подогрев которых осуществляется пропусканием горячей воды или пара по встроенным в них каналам; постепенное прогревание тела потребителя достигается путем перехода из одного жаркого помещения в другое с более высокой температурой.
«финская баня (сауна)»: Баня с парильной в виде камеры сухого жара, где воздух прогревается от печи-каменки, дровяной или электрической. Разогрев тела человека до потоотделения осуществляется постепенно при перемещении с нижнего полока на верхний, где температура воздуха выше.
2.3.13 римские бани: Тепловые кабины с различным, как правило, щадящим температурно-влажностным режимом, воссоздающие путем стилистического оформления исторические «термы», которые были распространены в Древнем Риме.
2.3.14 фитоаромасауна: Тепловая кабина с влажным тепловым режимом до 60°С, в которой используется специальная установка для нагрева сухих ароматических трав и создания ароматизированного пара.
2.3.15 СПА-бассейн: Бассейн небольшой емкости, оснащенный специальными форсунками для гидромассажа и устанавливаемый во влажных зонах СПА.
2.3.16 СПА-капсула: Комбинированное оборудование, устанавливаемое в СПА, в которое помещается клиент для проведения комплексных уходов по телу, с набором функций, включающих воздействие на физические и психические процессы организма.
2.3.17 купель: Емкость небольшого объема для проведения контрастных водных процедур в дополнение к процедурам в бане.
2.4 Категории персонала, занятого в оказании СПА-услуг
2.4.1 СПА-директор (управляющий): Руководящий административный работник, определяющий и реализующий бизнес-процессы в СПА.
2.4.2 СПА-менеджер: Работник из числа административного персонала, осуществляющий координацию деятельности СПА-объекта.
2.4.3 СПА-специалист: Работник СПА, непосредственно участвующий в технологическом процессе исполнения СПА-услуги.
2.4.4 СПА-технолог: СПА-специалист, прошедший соответствующую подготовку и владеющий одной или несколькими СПА-технологиями.
2.4.5 СПА-координатор: СПА-специалист со средним или высшим медицинским образованием, который проводит первичную беседу-консультацию с клиентом, контролирует эффективность оказания СПА-услуг, разрабатывает программы и пакеты СПА-услуг, а также координирует работу всех СПА-специалистов по оказанию СПА-услуг.
2.4.6 СПА-аттендант: СПА-специалист, осуществляющий функции сопровождения клиентов в СПА, проведения ознакомительных экскурсий по помещениям и зонам СПА, а также отвечающий за проверку состояния кабинетов и зон.
2.4.7 СПА-консьерж: Работник из числа административного персонала СПА, осуществляющий функции индивидуального приема и сопровождения.
2.5 Термины, относящиеся к основным видам СПА-технологий
2.5.1 Водные процедуры
2.5.1.1 водные процедуры: Процедуры, связанные с применением пресной, морской или минеральной воды, в виде купания в бассейне любого вида или купели, а также в виде приема ванны, душа, обливания, влажного укутывания или обтирания.
2.5.1.2 ванна: Процедура, заключающаяся в погружении всего тела или его части в воду определенного химического состава и температуры.
Что относится к спа процедурам в законодательстве
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСЛУГИ ПАРИКМАХЕРСКИХ И САЛОНОВ КРАСОТЫ
Общие технические условия
Household services. Services of hairdressing and beauty salons. General specifications
Дата введения 2019-10-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») и Акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (АО «ИРЭИ») при участии Некоммерческой организации «Союз парикмахеров и косметологов России (НО СПиК) и Некоммерческой организации «Парфюмерно-косметическая палата «КАЧЕСТВО» и при поддержке Департамента торговли и услуг города Москвы
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству, в том числе безопасности услуг, классификацию услуг парикмахерских и салонов красоты, а также общие технические условия к их предоставлению.
Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды услуг парикмахерских и салонов красоты.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1770 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия
ГОСТ 28498 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 32610 Услуги бытовые. Классификация организаций
ГОСТ Р 55317-2012 Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения
ГОСТ Р 55321 Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования
ГОСТ Р 55700-2013 Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования
ГОСТ Р 56396-2015 Услуги бытовые. Наращивание ресниц. Общие требования
ГОСТ Р 57137 Бытовое обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 58091-2018 Услуги бытовые. Ногтевой сервис. Терминология, классификация и общие требования
СП 30.13330 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 60.13330 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование»
ОК 034 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57137, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 услуги парикмахерских и салонов красоты: Результат непосредственного взаимодействия организации и потребителя, а также собственной деятельности организации по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента.
3.2 потребитель услуг парикмахерских и салонов красоты (клиент): Гражданин, получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги парикмахерских и салонов красоты для личных нужд.
3.3 исполнитель услуг парикмахерских и салонов красоты: Организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских и салонов красоты по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы, косметические услуги (в том числе СПА, татуаж).
3.4 материалы и косметические средства: Косметические и парфюмерные товары и препараты, используемые в процессе оказания услуг парикмахерских и салонов красоты, а также постижерное сырье.
3.5 услуга по уходу за волосами: Физическое и химическое воздействие на волосы или кожу головы в целях удовлетворения потребностей клиента.
3.6 услуга по уходу за кожей лица и тела (косметическая услуга): Физическое и химическое воздействие на кожу лица и тела в целях их очищения, тонизирования, интенсивного ухода, защиты, улучшения внешнего вида, а также украшения, придания лицу индивидуальной выразительности для удовлетворения эстетических потребностей клиента.
3.7 услуга по уходу за ногтями и кожей кистей и стоп (маникюр, педикюр): Физическое и химическое воздействие на ногти и кожу кистей и стоп для их оздоровления и защиты в целях удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей клиента.
СПА-услуга: Услуга общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким СПА-технологиям.
2 СПА-услуга может быть предоставлена в виде единичной процедуры, СПА-пакета или СПА-программы.
услуги по наращиванию ресниц: Физическое и химическое воздействие на ресницы клиента, связанное с изменением формы, размеров и цвета ресниц с целью придания лицу индивидуальной выразительности с использованием искусственных ресниц для удовлетворения эстетических потребностей клиента.
ногтевой сервис: Набор услуг, включающий в себя маникюр, педикюр, укрепление ногтей, моделирование ногтей, дизайн ногтей, гигиенический и эстетический уход за натуральными ногтями, гигиенический и эстетический уход за кожей кистей и стоп, ремонт ногтей, коррекцию укрепленных/ смоделированных ногтей, удаление искусственного покрытия.
косметический татуаж: Услуга косметического характера и назначения по удовлетворению эстетических потребностей клиента путем введения пигментов в кожу человека.
1 Термин «татуаж» является синонимом терминов «тату» и «татуировка».
2 В зависимости от глубины введения пигмента технологии косметического татуажа подразделяют на эпидермальный и дермальный татуаж.
3.12 постижерные работы: Изготовление и ремонт париков, накладных усов, бород, бакенбард, полупариков, накладок, кос, шиньонов и украшений из волос по индивидуальным заказам клиента.
3.13 услуги визажа: Воздействие на лицо клиента с целью создания определенного образа сообразно его потребностям с помощью декоративной косметики.
3.14 косметический пирсинг: Установка специальных украшений в мочки уха, хрящевые ткани ушной раковины и носа, а также в кожные складки.
3.15 технологический процесс оказания услуги парикмахерских и салонов красоты: Совокупность операций по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента, выполняемых в соответствии с техническими требованиями на данный вид услуги.
3.16 качество услуги парикмахерских и салонов красоты: Совокупность характеристик услуги парикмахерских и салонов красоты, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности клиента.
3.17 качество обслуживания: Совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей клиента.
3.18 технический документ на услугу парикмахерских и салонов красоты: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструкторские и другие характеристики услуги парикмахерских и салонов красоты.
4 Классификация услуг парикмахерских и салонов красоты
4.1 Настоящий стандарт предусматривает классификацию услуг парикмахерских и салонов красоты по технологическому признаку, месту проведения работ и уровню качества обслуживания клиентов.
4.2 По технологическому признаку услуги парикмахерских и салонов красоты делят на следующие группы:
— услуги по уходу за волосами и кожей головы;
— услуги по уходу за кожей лица и тела;
— услуги по уходу за ногтями и кожей кистей и стоп (маникюр, педикюр, укрепление ногтей, моделирование ногтей, дизайн ногтей, гигиенический и эстетический уход за натуральными ногтями, гигиенический и эстетический уход за кожей кистей и стоп, ремонт ногтей, коррекция укрепленных/смоделированных ногтей, удаление искусственного покрытия);
— услуги по уходу за ресницами и бровями (в т.ч. наращивание ресниц);
— косметический татуаж, косметический пирсинг;
4.3 По месту предоставления услуги парикмахерских и салонов красоты делят:
— на оказываемые в организации (стационарно);
— оказываемые на базе клиента (выездные услуги), как правило, применяют для предоставления социальных услуг.
4.4 По уровню качества услуги парикмахерских и салонов красоты подразделяют на услуги парикмахерских и салонов красоты:
5 Общие технические требования
5.1 Услуги парикмахерских и салонов красоты должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и потребностям клиента, быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителей и исполнителей услуг, безопасными для окружающей среды.
5.2 Услуги парикмахерских и салонов красоты должны быть оказаны в соответствии с [1]-[5].
5.3 Исполнитель услуг может быть классифицирован по категориям в соответствии с ГОСТ 32610 и приложением А.
5.4 В парикмахерских и салонах красоты могут выполнять:
ГОСТ Р 55321-2012 Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования (Переиздание)
5 Общие требования к СПА-услугам
5.1 СПА-услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и интересам клиентов, быть безопасными для жизни, здоровья, имущества клиентов и для окружающей среды.
5.2 СПА-услуги следует предоставлять в соответствии с действующим законодательством, правилами, стандартами и технической документацией.
5.3 При оказании СПА-услуг необходимо учитывать противопоказания и индивидуальные особенности клиентов.
5.4 СПА-услуги характеризуются следующими группами показателей: безопасность, экологичность, функциональность.
Показатели безопасности и экологичности определяются законами и нормативными документами, регламентирующими эти показатели.
Показатели функциональности устанавливаются нормативными документами, а также на основе учета мнения клиентов.
5.6 Материалы, вещества, инструменты, а также технологическое оборудование, применяемые при оказании СПА-услуг, должны быть использованы согласно требованиям нормативных документов организаций-изготовителей, а вошедшие в перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, должны иметь сертификат соответствия или декларацию о соответствии.
5.7 Специалисты, занятые в оказании СПА-услуг, должны иметь профессиональную подготовку, владеть навыками и умениями и быть аттестованными в соответствии с квалификацией и профессиональными стандартами. Допускается прием на работу как отечественных, так и зарубежных специалистов, получивших профессиональную квалификацию в рамках международных и национальных программ в области СПА.
5.8 Рабочее место СПА-специалиста должно быть оснащено материалами, веществами и комплектом оборудования и инструмента, отвечающими требованиям безопасности, производственной санитарии, эстетики и эргономики.
5.9 Обязательными условиями при оказании СПА-услуг являются:
— наличие медицинского образования не ниже среднего у СПА-специалиста или высшего профессионального образования с квалификацией «тренер-массажист»;
— наличие материалов, веществ, инструмента и технологического оборудования, предусмотренных СПА-технологиями;
— наличие законодательных, нормативных и, в том числе, технических документов на СПА-услуги конкретных видов;
— оказание СПА-услуги на основании кассового чека, квитанции строгой отчетности или договора согласно [2].
5.10 Техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования осуществляются в соответствии с технической документацией изготовителя; ответственность за метрологическое обеспечение возлагается на специально назначенного приказом сотрудника из числа персонала СПА.
5.11 СПА-услуга представляет собой услугу общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера и относящуюся к одной или нескольким СПА-технологиям.
5.12 СПА-услуга может быть предоставлена в виде единичной процедуры, СПА-пакета или СПА-программы.
Примерный перечень СПА-услуг и их характеристики приведены в таблице 1.
Энциклопедия потребителя
ПАМЯТКА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. «ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В САЛОНАХ КРАСОТЫ И ПАРИКМАХЕРСКИХ»
В последнее время увеличился спрос на предоставление услуг салонов красоты и парикмахерских, растет перечень оказываемых ими услуг. В тоже время посещение таких заведений может сопровождаться определенными рисками. Поэтому, не смотря на так называемый «индивидуальный» подход к каждому клиенту, оказание услуг в салонах красоты и парикмахерских должно соответствовать общим требования по качеству и безопасности, в частности требованиям ГОСТ Р 51142-2019 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских и салонов красоты. Общие технические условия».
В каждом салоне красоты и парикмахерской обязательно имеется уголок покупателя, где в доступном месте можно узнать следующую информацию:
Посещая салоны красоты и парикмахерские, Потребитель имеет право:
Предоставление индивидуального или обработанного набора стерильных инструментов. Возможность проведения теста на аллергическую реакцию при возникновении подозрений ее проявления. Подобный тест проводится, например, при химической завивке волос.
Материалы, применяемые для работы, должны иметь необходимые сертификаты и разрешения, в противном случае – конфликт с клиентом может обернуться куда большими затратами на уплату штрафов и устранение недостатков, чем стоимость услуги.
При обнаружении признаков оказания некачественной услуги, Потребитель может потребовать:
Необходимо знать, что при обнаружении Потребителем недостатков, владелец салона или его представитель может:
В целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и сохранения здоровья персонала и клиентов необходимо соблюдать рекомендации Роспотребнадзора:
Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.
На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз.
Центр находится по адресу: Липецкая обл., г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80 А. тел. +7 (4742) 74 06 00, 77 04 13, 74 06 08.