что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания

Тема 5. Задачи и средства адаптивной физической культуры

5.1. Общие и специфические задачи в адаптивной физической культуре.

5.2. Средства адаптивной физической культуры.

5.1. Общие и специфические задачи в адаптивной физической культуре

Общие задачи (образовательные, воспитательные, оздоровительные): укрепление здоровья, содействие физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды; обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений, навыков; развитие двигательных способностей; формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к органи­зованности, ответственности за свои поступки, любознательности, ак­тивности и самостоятельности.

К специфическим задачам адаптивной физической культуры отно­сятся коррекционные, компенсаторные и профилактические, однако их решение распространяется и на общие задачи. Многообразие решаемых коррекционно-развивающих задач позво­лило их сгруппировать в следующие виды:

3. Коррекция и развитие физической подготовленности — мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции.

6. Коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, рас­стоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т. п.

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 4268 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Задачи и средства адаптивного физического воспитания

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(ФИЛИАЛ) УралГУФК

Факультет спорта и адаптивной физической культуры

Кафедра Физиологии и спортивной медицины

ЛЕКЦИИ

По дисциплине «Адаптивное физическое воспитание»

Уфа, 2015

Лекция 1

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Распределение детей, занимающихся адаптивным физическим воспитанием, на медицинские группы осуществляется с учетом состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Лиц, не имеющих жалоб на состояние здоровья, не отстающих от сверстников в физическом развитии и по показателям физической подготовленности, врачи относят к основной медицинскойгруппе. Эти лица занимаются физическим воспитанием по программам в объеме, соответствующем их возрасту и полу.

Лица, имеющие недостаточную физическую подготовку, отстающие от сверстников по некоторым показателям физического развития и функционального состояния, имеющие врожденные особенности, недочеты в физическом воспитании в раннем детском возрасте, травмы, перенесенные заболевания, практически здоровые, относятся к подготовительной медицинской группе.

Они занимаются по той же типовой программе физического воспитания, что и учащиеся основной медицинской группы, но осваивают ее в более длительные сроки.

С учетом улучшения в результате систематических занятий функционального состояния и показателей физической подготовленности эти лица со временем переводятся в основную медицинскую группу.

В специальную медицинскую группу, на основании инструкции об организации врачебного контроля физического воспитания, направляются лица, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которым необходимо ограничить физические нагрузки.

Значительная часть их имеет слабое физическое развитие, низкий уровень физической подготовленности из-за длительно текущего хронического заболевания.

Трудности организации учебного процесса по физическому воспитанию в учебном отделении, где занимаются лица, отнесенные к специальной медицинской группе, в первую очередь связаны с тем, что, контингент, здесь бывает разнородным.

При распределении по группам, значение, имеют состояние здоровья, диагноз, форма и стадия заболевания, но и физическое развитие, функциональное состояние и физическая подготовленность детей.

Лекция 2.

Задачи и средства адаптивного физического воспитания

К общим задачам адаптивного физического воспитания относятся:

— воспитание гармонически развитого ребенка;

— воспитание волевых качеств;

— обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

— развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

— охрана и укрепление остаточного здоровья; укрепление и развития мышечной системы;

— коррекция недостатков физического развития, обусловленных нарушением здоровья;

— активизация функций сердечно-сосудистой системы;

— улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

— развитие межпредметных знаний;

— развитие коммуникативной и познавательной деятельности.

Средства адаптивного физического воспитания

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи) разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

13. Лыжная подготовка.

14. Спортивные игры.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы.

К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения здоровья школьников.

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

? 1. Педагогические задачи и средства АФК.

Постановка педагогических задач, степень их конкретизации и четкость формулирования определяют направленность и содержание педагогических воздействий, адекватный подбор методов и методических приемов во всех формах направленного использования средств физической культуры. В адаптивном физическом воспитании как наиболее организованном виде АФК более системно представлены все виды педагогических задач.

Общие для всех — и здоровых, и с нарушениями в развитии, обусловленные потребностями общества и отраженные в государственных программах для массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Базовый компонент составляет основу стандарта подготовки учащихся в сфере ФК.Специфические, отражающие особенности физического воспитания детей с нарушениями развития, обусловленные наличием основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений

К общим задачам относятся следующие:

-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;

-обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков;

-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

-формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;

-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

— воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.

К специфическим задачам адаптивной физической культуры относятся

· профилактические, однако их решение распространяется и на общие задачи.

Если физическое воспитание здоровых школьников имеет общеподготовительную направленность, то адаптивное физическое воспитание, как и другие виды АФК, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Физическую культуру детей с нарушениями развития нужно рассматривать как коррекционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство реадаптации двигательных нарушений.

Многообразие решаемых коррекционно-развивающих задач позволило их сгруппировать в следующие виды:

1. Коррекция техники основных движений — ходьбы, бега, плавания, прыжков, лазанья, перелезания, метания, мелкой моторики, симметричных и асимметричных движений, упражнений с предметами и др.

2. Коррекция и развитие координационных способностей — согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и т.п.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности — мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции.

5. Профилактика и коррекция соматических нарушений — осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм.

6. Коррекция и развитие сенсорных систем:

-дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;

7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности — зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.

Деление это носит условный характер, в практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решать несколько задач, и несколько упражнений могут быть нацелены на решение одной задачи.

2. Средства адаптивной физической культуры

Ксредствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.

Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций.

Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии.

1)укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;

3)благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС),повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;

4)улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;

5)улучшают функции сенсорных систем.

Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т.п., развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т.е. влияют одновременно на организм и личность.

Эффективность физических упражненийна организм и личность определяется влиянием ряда факторов:

во-первых, особенностями самих упражнений (их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т.п)

во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся (возрастом, полом, состоянием здоровья, состоянием двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью)

в-третьих, внешними условиями — психологическим климатом на занятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и инвентарем, создающими личный комфорт занимающихся.

Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах АФК, все упражнения делятся на группы по определенным признакам.

Единой классификации не существует, так как одно и то же упражнение обладает разными признаками и может войти в разные классификационные группы. Наиболее распространенными являются следующие классификации:

1)по целевой направленности:упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;

2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств:упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т.п.;

3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы:упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы и т.п.;

4) по координационной направленности: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;

5) по биомеханической структуре движений:

· циклические (ходьба, бег, плавание, передвижение в коляске, на лыжах, гребля и др.),

· ациклические (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.),

· смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);

6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напряженности физиологических функций:

· умеренной (ЧСС до 120 уд./мин),

· тонизирующей (до 140 уд./мин),

· тренирующей (до 160 уд./мин и больше);

7)по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов:упражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствующих программе Паралимпийских игр.

8)по лечебному воздействию:упражнения на восстановление функций паретичных мышц, опорности, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.;

9)по исходному положению:упражнения, выполняемые в положении лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках и др.;

10) по степени самостоятельности выполнения упражнений:

· с поддержкой, помощью, страховкой,

· тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку,

· с помощью протезов, туторов, ортезов и технических устройств,

· в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске), в форме ортопедической укладки,

· пассивных упражнений и др.

11) по интеграции междисциплинарных связей:

· хореографические танцевальные упражнения,

· упражнения формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной),

· упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии,

· тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.

В таблице показано только одно циклическое упражнение — ходьба как средство коррекции физических и психических способностей детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии: коррекции равновесия, быстроты реакции и переключения, дифференцировки усилий, расстояния, ритма и темпа движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, осанки, подвижности в суставах, развития внимания, воображения, сопряженной речи, словарного запаса и др.

Аналогичными возможностями обладают все физические упражнения — бег, метание, прыжки, плавание, подвижные и спортивные игры и т.п.

От адекватности подбора физических упражнений, рациональной организации условий и способов педагогических воздействий зависит успешность решения всего комплекса задач АФК.

К естественно-средовым факторамотносятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний.

Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действие воды, разгрузка позвоночника, свобода движений в безопорной среде укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улучшают сон, аппетит, настроение ребенка.

К гигиеническим факторамотносятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для инвалидов они имеют первостепенное значение:

Так, для людей с нарушением зрения площадки для занятий на воздухе должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника, ям, камней и т.п.; для слабовидящих важно иметь яркий инвентарь и оборудование красного, оранжевого, желтого и зе­леного цветов, озвученную атрибутику — мячи, мишени, метрономы, свистки и др.

Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата при проведении, например, волейбола сидя во избежание микротравм тщательно готовится и полируется поверхность пола. Для лиц, передвигающихся в колясках, должен быть обеспечен свободный проезд к душевым, раздевалкам, туалетам. Особого внимания требует техническое оснащение, пригодность спортивного инвентаря и оборудования, надежность страховки, помощь в случае необходимости и безопасность.

Для разных нозологических групп инвалидов в качестве дополнительных используются средства медицинской и психологической реабилитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека.

К этим средствам относятся:

аппаратная физиотерапия, электростимуляция,

массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия,

души (пылевой, дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.),

водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные и др.),

бани (парные и сауны),

средства психологического воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др.

Однако их применение для разных лиц имеет множество индивидуальных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролироваться.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие две группы задач решаются в адаптивной физической культуре?

2.Перечислите наиболее важные общие задачи адаптивной физической культуры.

3.Какие виды коррекционно-развивающих задач вам известны?

4.Что относится к средствам адаптивной физической культуры?

5.Какое влияние оказывают упражнения на организм лиц с отклонениями в состоянии здоровья?

6.Приведите примеры классификации физических упражнений по 3—4 классификационным признакам.

7. Приведите примеры использования ходьбы для коррекции психических и физических способностей детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии.

8.Какие факторы относятся к естественно-средовым?

9.Раскройте значение гигиенических факторов в адаптивной физической культуре.

Развитие психических и физических способностей в упражнениях с ходьбой

Источник

Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, за¬дачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, за­дачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с откло­нениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья. А сегодня 10 % населения земли являются инвалидами

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК.

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

желание улучшать свои личностные качества;

стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптивного физического воспитания занимает приоритетное место.

Специалист адаптивной физической культуры самостоятельно проводит педагогическую диагностику, выявляя состояние отдельных двигательных функций, физических и координационных способностей. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать стратегический путь иоперативные способы, методы и приемы коррекции и развития. Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы

Принцип компенсаторной направленности педагогических

воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных

Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, преждевсего с родителями. В силу огромной роли семьи в становленииличности ребенка, необходима такая организация микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическоесостояние ребенка

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания

В нашей школе мы работаем с группой нарушения зрения и нарушение интеллекта

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире.

85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор,

и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд

отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

У незрячих детей отмечаются такие нарушения зрения, как снижении функций зрительного анализатора, поражения органа зрения или глаза в целом. Учителю, воспитателю родителю необходимо знать как видят дети с различными нарушениями зрения.

При построении комплексов исходят из коррекционно – педагогических задач, учитывают особенности возраста, физическую подготовленность детей, формы работы. В выборе и проведении последовательности упражнений руководствуются следующими методическим положениями:

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияПодбираются упражнения для разных частей тела, необходимые для развития разных физических качеств;

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияОсобое внимание уделяется на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы и дыхание;

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияКаждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера. Например: после упражнений для туловища (повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять для туловища, но другого характера (наклоны вперед);

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияВ работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое сложное. В котором движения выполняются с большим напряжением;

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияУпражнения сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием 9приседания, упражнения из исходного положения лежа);

Учитывая это положения, упражнения следует располагать в следующем порядке:

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияСпециальные дыхательные упражнения (если они есть) проводятся первыми, так как требуют внимания. Кроме того создаются благоприятные условия для дальнейшей физической работы;

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияУпражнения для рук и плечевого пояса – для формирования правильной осанки. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох;

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияПовороты, наклоны в сторону или наклоны вперед;

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияУпражнения для ног из исходного положения стоя (махи, приседания, упражнения на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики, выставление ног с вытягивание носка, на развитие функции равновесия);

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияНаклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из исходного положения стоя, стоя на коленях и др.);

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияУпражнения для ног и брюшного пресса из исходного положения лежа на спине, сидя и т.п.;

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияУпражнения для туловища из исходного положения, лежа на животе;

Опираясь на выше изложенные требования отбора общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать особенности выполнения упражнений детьми с нарушением зрения:

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияВключение в комплекс упражнений коррекционных заданий (упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы с упражнением для мышц глаз);

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияПри выполнение общеразвивающих упражнений индивидуально дозируются темы, количество упражнений в зависимости от степени зрительного дефекта;

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитанияПодбор упражнений с учетом используемых пособий и снарядов;

Необходимо во всех возрастных группах включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку и т.д.

ЗПР является одной из форм проявления дизонтогенеза, нарушением психического аспекта здоровья. Следовательно, дети с таким отклонением составляют отдельную социальную группу, связанную с наличием у них физического и (или) психического недостатка, которая нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания.

В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивного физического воспитания. Это обусловлено тем, что содержание адаптивного воспитания направлено на формирование у лиц с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных и специальных качеств; на повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы; на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств. «Задачей адаптивного физического воспитания является формирование у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, потребности в осуществлении здорового образа жизни»

Основные задачи совпадают с задачами физической культуры

здоровых школьников, что отражено в государственных образова-

тельных программах для массовых общеобразовательных и коррек-

ционных школ. К ним относятся воспитательные, образовательные,

оздоровительные и задачи физического развития:

— укрепление здоровья, закаливание организма;

— обучение основам техники движений, формирование жизнен-

но необходимых умений и навыков;

— развитие физических способностей;

— формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;

— воспитание потребности и умения самостоятельно занимать-

ся физическими упражнениями, сознательно применять их в целях

отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

— воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к

дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, ак-

тивности и самостоятельности.

К специальным задачам относятся:

1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метз-

нии, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:

• согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног,

• согласованности выполнения симметричных и асимметричных

• согласованности движений и дыхания;

• компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;

• формирование движений за счет сохранных функций.

2. Коррекция и развитие координационных способностей:

• ориентировки в пространстве;

• дифференцировки усилий, времени и пространства;

• быстроты реагирования на изменяющиеся условия;

• статического и динамического равновесия;

• точности мелких движений кисти и пальцев.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности:

• целенаправленное ≪ подтягивание ≫ отстающих в развитии фи-

• развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных спо-

собностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:

• формирование и коррекция осанки;

• профилактика и коррекция плоскостопия;

• коррекция массы тела;

• коррекция речевого дыхания;

• укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных

• развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного

и слухового восприятия;

• дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе,

• развитие зрительной и слуховой памяти;

• развитие зрительного и слухового внимания;

• дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;

• коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательной деятельности:

• формирование представлений об элементарных движениях,

частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об уп-

ражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке,

дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию,

значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;

• расширение и закрепление знаний, основанных на межпред-

метных связях, являющихся составной частью физических упражне-

ний (формирование пространственных представлений, речевой и ком-

муникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).

7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

Средствами адаптивной физической культуры являются физи-

ческие упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиени-

Программный материал по физической культуре включает сле-

дующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика,

легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры,

плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные фи-

зические упражнения, позволяющие воздействовать на различные

звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетатив-

ные системы, корректировать недостатки физического развития, пси-

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках фи-

зического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреаци-

онных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими

задачами их можно объединить в следующие группы.

1. Упражнения, связанные с перемещением тела в простран-

стве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

2. Общеразвивающие упражнения:

б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками,

обручами, малыми и большими мячами и др.);

в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической

скамейке, лестнице, тренажерах).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибко-

4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных спо-

собностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; со-

гласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве,

равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, рит-

мичности движений, расслабления.

4. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложе-

ния, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.

5. Упражнения лечебного и профилактического воздействия:

восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, под-

вижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев

7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, эле-

менты хореографии и ритмопластики.

8. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и

т. п., активизирующие познавательную деятельность.

9. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию воспри-

ятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внима-

ния и других психических процессов.

10. Упражнения прикладного характера, направленные на освое-

ние ремесла, трудовой деятельности.

11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адап-

тивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный тен-

нис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

Вашему вниманию представлены физические упражнения для ходьбы, прыжков, лазанья и прелазанья

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания

что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Смотреть картинку что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Картинка про что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания. Фото что относится к специфическим задачам адаптивного физического воспитания

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами показывает, что физическая культура и спорт среди данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации.

Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт рассматриваются как средство для социальной интеграции инвалидов в общество, являются мощным стимулом, помогающим восстановлению или вообще установлению контакта с окружающим миром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *