что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете

Бухгалтерские проводки по учету материалов

что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете. Смотреть фото что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете. Смотреть картинку что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете. Картинка про что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете. Фото что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете

Что относится к материалам?

В процессе работы, направленной на получение прибыли, хозяйственные субъекты часто сталкиваются с необходимостью покупки сопутствующих материалов. Данный вид имущества относится к малоценному и редко приобретается с целью дальнейшей перепродажи. Материально-производственные запасы (МПЗ) идут на производственные или управленческие нужды.

Порядок учета и движения материалов должен быть отражен в учетной политике предприятия, которую каждый хозяйствующий субъект вправе формировать самостоятельно, не нарушая при этом требований действующего законодательства. Правила использования информации по материалам с 01.01.2021 регулируются новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу.

Некоторые учетные правила материлов с 01.01.2021 изменены существенно. Перестроиться на новый порядок вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.

Так же до конца 2021 года на основании ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, к МПЗ относится оборудование, стоимость которого не превышает 40 000 руб.

Важно! С 2022 года на смену ПБУ 6/01 «Учет основных средств» придут два новых стандарта: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Одно из изменений: организациям будет разрешено самостоятельно устанавливать лимит стоимости ОС — с учетом существенности информации о таких активах (вместо твердой цифры 40 000 руб.). Объекты со стоимостью ниже принятого в компании лимита можно будет признавать расходами периода, в котором они понесены.

Как самостоятельно определить и установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно новому ФСБУ 6/2020 «Основные средства»? Ответ на этот вопрос есть в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

О нюансах учета активов, чья стоимость ниже 100 000 руб., читайте здесь.

Какие виды материалов существуют?

В бухучете материалы, согласно Плану счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), учитываются на счете 10 «Материалы».

Материалы имеют разнообразную группировку по назначению и характеру использования. В зависимости от этих условий материалы организации группируются по следующим субсчетам.

Что на нем учитывается

Запасы, входящие в состав производимой продукции, которые участвуют в процессе изготовления, переработки

«Комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты»

Материалы, приобретаемые для дальнейшего комплектования выпускаемой продукции

Движение топлива, в том числе бензина и дизеля, а также смазочных материалов, необходимых в процессе эксплуатации транспортных средств

«Тара и тарные материалы»

Наличие и движение всех видов тары (кроме той, что используется как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта

Движение материалов, использующихся как запчасти для транспортных средств и прочего оборудования

Отходы производства, неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье), изношенные шины и др.

«Материалы, переданные в переработку на сторону»

Материалы, переданные для переработки другим компаниям

Используют фирмы застройщики. На счете учитываются материалы, необходимые для строительных и монтажных работ

Инвентарь и прочие хозяйственные принадлежности

«Специальная оснастка и спецодежда на складе»

Специальное оборудование, обмундирование, спецформа на складе

«Специальная оснастка и спецодежда в использовании»

Специальное оборудование, обмундирование, спецформа, переданные в эксплуатацию сотрудникам

Учет материалов

В целях контролирования наличия и движения МПЗ хозсубъект может использовать как унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30.07.1997 № 71а, так и разработанные самостоятельно с учетом требований к обязательным реквизитам первичного документа (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) и закрепленные в учетной политике компании.

Среди унифицированных форм наиболее популярны следующие:

Материалы оприходуются по фактической себестоимости, зафиксированной в документации при поступлении. МПЗ в организации учитываются либо по их фактической себестоимости поступления, либо по учетным ценам, что должно быть закреплено в учетной политике. При использовании 2-го варианта следует применять счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» для отражения разницы между учетной и фактической стоимостью.

ООО «Ретро» закрепило в своей учетной политике необходимость принимать материалы по учетным ценам. Поступила партия сырья (сахарный песок) для дальнейшего использования в производстве в количестве 100 кг на сумму 4 000 руб. Принятые учетные (плановые) цены по данной позиции ― 45 руб. за 1 кг. Выполнены следующие проводки:

Источник

Ведение учета строительных материалов

Строительные материалы являются одним из ключевых факторов формирования себестоимости возводимых зданий и сооружений. Ошибки в отражении поступления и списания стройматериалов в учете влияют на итоги баланса и налогооблагаемую базу. При неправильном подходе к оценке материалов на разных этапах строительства и ненадлежащем контроле их расходования увеличиваются риски недоплат или переплат по налогам.

Вопрос: Как отразить в учете организации-заказчика передачу подрядчику строительных материалов для выполнения работ по капитальному ремонту офисного помещения, если согласно договору выполнение работ материалами обеспечивается заказчиком?
Офисное помещение учитывается в составе объектов основных средств (ОС). Фактическая себестоимость переданных подрядчику материалов составляет 400 000 руб. По окончании ремонта подрядчик представил заказчику отчет об израсходовании материалов.
Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Как вести учет строительных материалов

Специфика работы со строительными материалами заключается в том, что их объем и цена должны быть известны заранее. Их стоимостная оценка закладывается в общую смету расходов на этапе проектирования. В бухгалтерских данных должна фигурировать фактическая цена стройматериалов. В нее включаются затраты, понесенные по сделке купли-продажи, и суммы, перечисленные контрагентам за доставку купленных ценностей. В стоимость могут входить обязательные таможенные пошлины и средства, затраченные на консультационные услуги по подбору материалов. В налоговом учете стоимостная оценка поступающих материалов выводится по общему объему понесенных расходов на закупку конкретных ресурсов.

Вопрос: Как отразить в учете организации-подрядчика получение от заказчика строительных материалов и оборудования для выполнения работ по договору строительного подряда, а также возврат оборудования после выполнения работ?
Согласно договору строительного подряда обеспечение строительства оборудованием и материалами осуществляет заказчик. Стоимость предоставленного подрядчику строительного оборудования, указанная заказчиком, составляет 3 600 000 руб. Стоимость полученных от заказчика для выполнения работ строительных материалов составляет 500 000 руб. По окончании строительства заказчик принял у организации-подрядчика работы, выполненные с использованием всех переданных заказчиком материалов. Договорная стоимость принятых работ не включает стоимость материалов заказчика. За пользование строительным оборудованием плата с подрядчика не взимается.
Посмотреть ответ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выбор методики списания стройматериалов должен осуществляться на этапе составления учетной политики.

Документально на уровне отдельного предприятия утверждается один из способов списания:

Потери строительных материалов в пределах установленных нормативов могут быть показаны в учете как потери вследствие естественной убыли. Причиной может стать усушка, потеря в объеме из-за изменения температурного режима в процессе хранения, утечки при переливе в другую тару, случайный бой. Соответствующие нормативным показателям потери могут быть списаны на расходы организации. Если произошли сверхлимитные потери, то необходимо выявить причины произошедшего, идентифицировать виновных лиц. Недостачи в такой ситуации должны быть отнесены на счет виновника и погашены им.

При организации учета строительных материалов для каждого ресурса необходимо указывать его точное наименование и ключевые характеристики. Например, для цемента надо прописывать его марку, для щебня – фракцию, для краски – тип и цвет. Для жидких материалов надо использовать особый механизм отпуска в строительство. Если вскрытые емкости с краской, лаком или другим сырьем еще не опустошены, не рекомендуется открывать новые банки.

КСТАТИ, заложенные в сметную документацию нормы расхода не могут быть откорректированы. Превышение запланированных трат компенсируется за счет компании-застройщика.

Система документооборота по стройматериалам

В системе налогового учета компании должны выполнять требование по экономической и документальной обоснованности всех произведенных расходов стройматериалов. Все имеющиеся у организации материалы надо закреплять за материально ответственными лицами. Каждый случай перемещения активов между объектами в рамках одного предприятия или между контрагентами фиксируется в первичной документации.

Если стройматериалы передаются из одного места хранения на другой склад, но собственник ресурсов не меняется, то фиксация операции будет производиться при помощи накладной на внутреннее перемещение. Накладные с лимитно-заборными картами применяются при направлении материалов на строительные объекты. Если утвержденные нормативы расходования материалов превышены, то на сверхлимитный объем оформляется акт-требование и оправдательная документация с обоснованием увеличенной потребности в ресурсах.

Для осуществления операции по закупке материалов предприятию надо оформить такой комплект документации:

Если в процессе получения стройматериалов от поставщика принимающее лицо выявляет расхождения между фактическим наличием и данными в первичке или заявленный уровень качества не соответствует реальному, то обязательно составляется акт приемки материалов. Такой документ может стать основанием для начала претензионной деятельности.

Ежемесячно кладовщики готовят отчетные формы по хранящимся на их складах остатках стройматериалов. При наличии у предприятия нескольких складских объектов все отчеты собираются главным кладовщиком, на их основании формируется сводный отчет. В итоговом документе должна быть приведена пообъектная расшифровка остатков и перемещений активов.

СПРАВОЧНО! В бухгалтерском учете списание стройматериалов осуществляется на основе ежемесячных материальных отчетов прорабов.

Некоторые виды стройматериалов нецелесообразно хранить на отдаленных от объектов строительства складах. Для таких ресурсов используют открытые площадки хранения на территории строительства. К этой категории материалов относятся песок, щебень. Их особенностью является и то, что при расходовании невозможно точно идентифицировать затрачиваемый объем сырья и первичная документация при каждом заборе материалов не оформляется. По этой причине в последние дни каждого месяца проводятся инвентаризационные проверки остатков таких стройматериалов. Итоги инвентаризации помогают установить и зафиксировать в учете точные объемы расхода сырья.

Основанием для списания могут быть такие формы документов:

ВАЖНО! Отчет о фактическом расходовании материалов оформляется отдельно для каждого строительного объекта.

Структурой шаблона ежемесячного отчета о расходе сырья должно быть предусмотрено наличие двух разделов:

Счет, типовые корреспонденции

Для учета стройматериалов в бухгалтерском и налоговом учете применяют активный 10 счет (субсчет 10.8). По дебету счета производится оприходование материалов, предназначенных для строительных, ремонтных и отделочных работ, для изготовления строительных запчастей и элементов. Кредитовыми оборотами осуществляется списание стройматериалов. Ведение учетной аналитики должно быть организовано в разрезе наименований материальных ценностей, мест их хранения и партий.

Стандартные бухгалтерские проводки по учету строительных материалов:

Строительные материалы могут приобретаться подрядчиком или заказчиком работ с последующей передачей исполнителю. Во втором случае после перемещения материалов с территории их владельца на строительную площадку пользоваться ими начинает подрядчик. Но с баланса заказчика ресурсы не списываются. В учете в такой ситуации делаются внутренние проводки по субсчетам 10 счета для отражения передачи стройматериалов в переработку. Проводка составляется между Д10.7 и К10.8. После введения возводимого здания в эксплуатацию стоимость переданных подрядчику строительных материалов будет включена в состав себестоимости готового объекта при помощи корреспонденции Д08 – К10.7.

Если подрядчик использовал не все полученные от заказчика стройматериалы, то он возвращает сэкономленные ресурсы их владельцу. В учете заказчика это показывается проводкой Д10.8 – К10.7.

Строительная компания при самостоятельной закупке материалов может вести их учет по фактическим или закупочным ценам. В первом случае все операции будут отражаться с применением 10 счета, во втором – через 15 и 16 счетов. Полученные от заказчика ресурсы учитываются в форме давальческого сырья и приходуются в дебет забалансового 003 счета.

Источник

Учет материалов в строительной организации

Учет материалов в строительных организациях – это важный процесс, который сопровожден определенными трудностями и нюансами, связанными с обширной номенклатурой стройматериалов и постоянно изменяющимися расценками на них. Не стоит забывать и о том, что строительство может вестись как из материалов заказчика, так и из материалов подрядчика или различных поставщиков. Контроль за этим также необходим. При отсутствии налаженного, а главное, упорядоченного учета ТМЦ, предприятие столкнется с большими финансовыми потерями и простоями в работе, так как доля затрат на материалы всегда велика, а их своевременная поставка необходима для соблюдения сроков выполнения работ.

Достоверность учетной информации позволит сформировать объективное представление о текущем положении дел в организации и сделать верный прогноз.

Использование программ автоматизации

Программы автоматизации позволяют быстро и успешно решать множество проблем предприятий любой сферы деятельности. Спорить с этим не станет никто. Но не все так просто.

Нередко для автоматизации учета материалов в строительстве применяются «обычные» бухгалтерские и складские приложения, функционал которых разрабатывался не для строительных организаций, а для торговых компаний. Еще раз отметим, что у таких «обыкновенных» программ есть масса достоинств и рабочих возможностей. Однако с их помощью свести на «нет» все трудности ведения учета материалов невозможно.

Еще один важный момент: отрасль строительства весьма специфична. Автоматизировать необходимо огромное количество участков деятельности: сметно-договорной отдел, управление проектами и договорами, учет материально-производственных запасов, техники, контроль расходов и доходов, а также непременно наладить их тесную интеграцию друг с другом.

Решение для небольших строительных компаний

Облачный сервис БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО 365

Рассмотрим актуальный пример. Программа «1С. Бухгалтерия 8» довольно функциональное и мощное решение, при помощи которого бухгалтерию ведут, в числе прочих, и строительные предприятия. Однако еще раз отметим, что у организаций, занятых в сфере строительства, есть особые потребности при ведении учета, связанные со специфическими взаимоотношениями между заказчиками СМР и подрядчиками, со специальной аналитикой, нестандартными бухгалтерскими формами.

Работая с типовой программой «Бухгалтерия 8», по праву считающейся образцом автоматизации бухгалтерии в РФ, строительные компании не могут автоматически выполнять некоторые хозяйственные операции. Бухгалтера вносят сведения вручную, тратят лишнее время и силы, собирают данные по различным разделам учета, вводят корректировочные проводки. Случается, что для получения необходимого среза деятельности, допустим, взаиморасчетов с субподрядчиком в разрезе объектов, бухгалтер должен предварительно выполнить сложнейшие расчеты.

Важно! Если вы хотите комплексно и профессионально решить вопросы учета материалов на своем строительном предприятии, откажитесь от использования типовых бухгалтерских и складских программ. Вам нужен специализированный под нужды строительства софт, способный справляться с большим количеством конкретных задач. Например, «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО».

В отличие от других отраслевых и специализированных решений, система «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» является модульной. Используя софт, строительное предприятие может автоматизировать:

В крупных и средних строительных организациях всегда есть большое количество отделов, работающих с разным ПО для формирования документов. К примеру, бухгалтерия использует «1С», договорной отдел – софт по документообороту, сметный отдел – сметное ПО. Разумеется, многочисленные отделы имеют между собой логическую связь. Однако обмен электронной документацией между ними затруднен или вовсе невозможен из-за разных форматов хранения документов. Иными словами, интеграция одних ПО с другим установленным софтом отсутствует. Как результат: выполнение двойной работы сотрудниками, срывы сроков строительства, большие затраты на обслуживание разрозненных информационных систем.

Используя комплексную систему «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО», эту проблему можно решить. Программа создавалась на базе «1С:Бухгалтерия 8», и способна качественно автоматизировать учет деятельности разных отделов и подразделений подрядчиков, инвесторов, девелоперов, заказчиков-застройщиков и других игроков строительной сферы. В систему входят разнообразные модули, которые можно активировать в процессе возникновения соответствующих потребностей или одновременно.

Важно! Каждый отдельный модуль «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» разрабатывался и предназначается специально для решения конкретных задач отдельного участка деятельности или отдела строительных предприятий. Возможна интеграция системы с электронными торговыми площадками, складским оборудованием, GPS-приложениями и сметными программами.

Возвратимся к вопросу учета материалов в строительстве, и узнаем о том, что может предложить тут «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО».

Учет стройматериалов в «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО»

Система «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» дает возможность автоматизировать все процессы материально-технического обеспечения строительного производства от планирования до списания по объектам.

Для автоматизации участка МПЗ могут быть применены следующие модули системы БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО:

Подрядчик (основная поставка программы).

Как правило, используется бухгалтером. Софт позволяет не только вести взаиморасчеты с подрядчиками и заказчиками в разрезе возводимых объектов или учитывать страховые и гарантийные удержания, но и проводить анализ движения материалов по разным объектам. В частности, вести учет списания стройматериалов на строительные площадки по форме М-29 и осуществлять развернутую оценку движения материалов.

Модуль действительно интересен, так как позволяет полностью вести бухгалтерский учет строительной компании в разрезе объектов строительства, вести учет давальческих материалов и неотфактурованных поставок, строить отчеты по движению материалов.

Рассмотрим наиболее интересный функционал модуля «Подрядчик» для автоматизации учета материалов:

Документ «Приходный ордер на товары»

что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете. Смотреть фото что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете. Смотреть картинку что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете. Картинка про что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете. Фото что относится к строительным материалам в бухгалтерском учете

Документ предназначен для отражения операций поступления материалов без расчетных документов. Такие материалы могут быть списаны в производство до поступления в бухгалтерию финансовых документов. При поступлении финансовых документов реализована автоматическая корректировка стоимости материалов.

Снабжение и склад

Рассмотрим наиболее интересный функционал модуля «Снабжение и склад»

Тендеры

Один из новых модулей системы БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО с расширенным функционалом по выбору поставщиков стройматериалов и поиску лучших цен их поставок. Предназначается для совместного использования с модулем Снабжение и склад. Данный модуль может быть интегрирован с электронной торговой площадкой «Закупай».

Мобильное приложение прораба

Важно! Все указанные модули доступны в облачном сервисе «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО 365».

Как автоматизировать учет строительных материалов? Из видео узнайте больше о том, как организовать процесс списания материалов и отражения факта использования ресурсов, отслеживать лимиты на объектах и управлять закупками в строительстве на примере программного продукта БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО.

Что следует знать перед заказом того или иного модуля?

Любой модуль комплексной системы «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» будет полезен строительной организации. Помимо перечисленных версий, обратите внимание на такой софт, как:

Любой модуль обладает собственными функциональными особенностями, о которых вы можете узнать у наших специалистов.

Система «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО» может быть заказана вами, с предварительным анализом нужд предприятия, в следующих вариантах поставки:

Стоимость предложения напрямую зависит от набора поставки, но всегда окупается достижимыми результатами. Не отвлекаясь на будничные вопросы и доверив основные рабочие процедуры надежной программе автоматизации, строительная организация может избежать простоев, связанных с отсутствием материалов, издержек, появляющихся при продолжительном хранении ненужной продукции на складах, лишних финансовых затрат.

Важно! Перед тем, как заказать систему «БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО», можно не только получить подробную консультацию по выбору программы, и бесплатно попробовать ее в реальной работе своего предприятия. Без покупки «коробки» и установки решения можно воспользоваться тестовой, но при этом полноценной версией от разработчика в течение 14 дней.

Оставить заявку на тестовый период можно здесь. Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Источник

Счет 10 «Материалы»

Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке).

Материалы учитывают на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Сельскохозяйственные организации, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 «Материалы», в течение года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости.

Отражение операций по приобретению материалов в текущем бухгалтерском учете может осуществляться по-разному. В зависимости от учетной политики организации поступление материалов может отражаться с использованием синтетических счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без использования их.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражают записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» по учетным ценам.

По счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» находит отражение стоимость материалов, находящихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков (без оприходования этих ценностей на склад). В начале следующего месяца такие суммы сторнируют и в текущем учете отражают по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а остаток в конце месяца списывают в дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Возможно не производить в конце месяца записи по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков. При этом разница между стоимостью фактически поступивших в организацию материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) этих материалов списывают в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие материальных ценностей в пути.

При учете материалов по учетным ценам разницу между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью их приобретения (заготовления) отражают на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Во втором случае оприходование материалов отражают записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т.д. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

10-1 «Сырье и материалы»;

10-2 «Удобрения, средства защиты растений и животных»;

10-3 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10-5 «Тара и тарные материалы»;

10-6 «Запасные части»;

10-8 «Семена и посадочный материал»;

10-9 «Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону»;

10-10 «Строительные материалы»;

10-11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности (сроком полезного использования до 12 месяцев)»;

10-12 «Прочие материалы».

Перерабатывающие организации на этом субсчете учитывают сельскохозяйственную продукцию, скот и птицу, предназначенные для переработки, приобретенные со стороны, после определения ее себестоимости на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Сельскохозяйственные организации на субсчете 10-1 отражают покупное сырье, предназначенное для промышленной переработки в своем хозяйстве (например, сахар для выработки соков, металл для изготовления изделий и запасных частей, соль и пряности для консервирования овощей). Сельскохозяйственную продукцию собственного производства, предназначенную для использования в качестве сырья для промышленной переработки в своем хозяйстве, учитывают на счете 43 «Готовая продукция».

На субсчете 10-2 учитывают органические и минеральные удобрения. Минеральные удобрения отражают в физической массе с указанием содержания действующего вещества.

Сельскохозяйственные организации на данном субсчете учитывают средства защиты растений и животных (ядохимикаты, биопрепараты, медикаменты и другие химикаты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, животных, проведения опытов с растениями, животными и т.п.). При этом рыбий жир, ацидофилин и прочие ветеринарно-профилактические материалы относят к витаминным кормам и отражают на субсчете 10-7 «Корма».

Списание использованных биопрепаратов, медикаментов и химикатов производят по актам, составляемым на основании записей и регистрации в амбулаторном журнале, подписанным главным ветеринарным врачом и утвержденным руководителем организации. Особо дефицитные лекарственные средства (спирт, опий, морфий и другие), а также лекарства, содержащие ядовитые и сильнодействующие вещества, списывают по актам с приложением рецептов ветеринарного врача.

На этом субсчете учитывают также медицинские аптечки и медпрепараты в указанном выше порядке.

Научно-исследовательские и другие организации на субсчете 10-2 учитывают различные материалы для научных и других целей (реактивы, химикаты, стекло, химпосуда, электро- и радиоматериалы, бумага для издания печатной продукции, металл, материалы, используемые неоднократно или длительное время, и другие).

На субсчете 10-4 «Топливо» учитывают наличие и движение горючего, смазочных материалов, твердого и газообразного топлива, приобретенного или заготовленного для технологических нужд, эксплуатации сельскохозяйственных машин и транспортных средств, а также для выработки энергии либо для отопления зданий (дизельное топливо, мазут, газ, уголь, дрова, торф), используемые как топливоотходы, полученные в процессе производства (древесные опилки, стружка, обрезки и тому подобное, а также дрова, полученные от разборки списанных зданий, сооружений, многолетних насаждений и др.).

Учет бензина, дизельного топлива, полученных водителями автомобилей и трактористами-машинистами на пунктах заправки организации, осуществляют в натуре или в виде талонов.

Аналитический учет топлива ведут, как правило, по каждому получателю (водителю автомобиля, трактористу-машинисту и др.). Стоимость топлива, использованного на производственные нужды, отопление и выработку энергии, относят в дебет счетов учета производственных затрат (20, 23 и другие) по назначению.

На этом субсчете учитывают и отработанные масла, другие нефтепродукты, слитые из двигателей, трансмиссии и других узлов тракторов, автомобилей и других машин, а также использованные в ремонтной мастерской на промывку запасных частей, узлов и агрегатов. Собранные и принятые на нефтесклад отработанные нефтепродукты приходуют с кредита счетов учета производственных затрат (20, 23 и другие) по ценам возможного использования (продажи). По этим же ценам отражают и расход отработанных нефтепродуктов на внутрихозяйственные нужды.

Учет нефтепродуктов ведут по их видам, маркам и местам хранения.

Газообразное топливо в баллонах, резервуарах, используемое на производственные и бытовые нужды, находящееся на складах и отдельно в местах его потребления (кроме жилых домов), а также газ по талонам учитывают на субсчете 10-4.

На субсчете 10-5 «Тара и тарные материалы» учитывают наличие и движение всех видов тары (картонная, деревянная, синтетическая, мешочная (тканевая) и другая), кроме используемой как хозяйственный инвентарь, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемых материальных ценностей, учитывают на субсчете 10-1 «Сырье и материалы» и к таре не относят.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 «Товары».

На субсчете 10-6 «Запасные части» учитывают наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, деталей, узлов, агрегатов, аккумуляторов, предназначенных для ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывают движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организации, на технических обменных пунктах и других ремонтных организациях.

Автомобильные, тракторные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, на данном субсчете не учитывают, так как они включены в первоначальную стоимость основных средств.

Запасные части учитывают в денежном выражении по группам и маркам машин. Отдельные виды запасных частей можно учитывать по наименованиям с указанием их количества и стоимости.

В местах хранения ведут их количественный учет по наименованиям и номенклатурным номерам (с указанием цены приобретения).

Наличие и движение двигателей, узлов и агрегатов к оборудованию и транспортным средствам, предназначенных для собственных нужд, учитывают отдельно по группам и маркам машин, оборудования и транспортных средств.

Наличие и движение аккумуляторов учитывают по их маркам. Новые аккумуляторы учитывают и хранят отдельно от бывших в эксплуатации или принятых для обмена в технических обменных пунктах, ремонтных организациях.

Наличие и движение шин в запасе на складах, автомобилях технической помощи (новые и бывшие в эксплуатации), предназначенных для замены на транспортных средствах, учитывают также отдельно.

Шины (резина), снятые со списываемых прицепов и транспортных средств, годные к эксплуатации, приходуют по стоимости, соответствующей их остаточному пробегу. Шины, снятые с автомобилей и тракторов при непригодности их для дальнейшей эксплуатации, принимают на учет с кредита счетов учета затрат на производство (20, 23 «Основное производство», «Вспомогательные производства»).

При этом шины, пригодные для восстановления и ремонта, отражают на субсчете 10-6 «Запасные части» по цене за единицу, исчисленной исходя из стоимости 1 т старых шин, установленных соответствующими организациями. По этим шинам следует обеспечить как суммовой, так и количественный учет. При сдаче указанных шин для восстановления на шиноремонтные организации с обменом на восстановленные стоимость сданных шин отражают на отдельном аналитическом счете на субсчете 10-9 (с субсчета 10-6). При получении восстановленных шин на склад их стоимость, включая все расходы по их восстановлению, приходуют на субсчет 10-6 с кредита субсчета 10-9.

Непригодные к восстановлению шины, подлежащие сдаче в переработку на регенерат и другие материалы, зачисляют на субсчет 10-1 по ценам, по которым их сдают шиноремонтным организациям или организациям по переработке вторсырья.

Старые шины, сдаваемые для переработки на регенерат, списывают с субсчета 10-1 по мере оплаты счетов и отражают как продажу прочих материалов.

На субсчете 10-6 учитывают и годные для восстановления двигатели, узлы, агрегаты, шины и запасные части, снятые с машин и оборудования.

Организации, осуществляющие ремонтные работы, на этом субсчете отражают поступившие от других организаций для восстановления: тракторы, двигатели, узлы и агрегаты (по средней учетной стоимости); изношенные запасные части и двигатели, принятые от организаций для восстановления (по договорной цене). Учет изношенных деталей узлов агрегатов, пригодных для восстановления, ведут по наименованиям, количеству и цене на металлолом.

Отпуск изношенных деталей ремонтно-техническим организациям для восстановления, а также детали, узлы и агрегаты, сданные в металлолом, учитывают в порядке учета продажи (по стоимости металлолома) как прочие материальные ценности.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, восстановленные детали, поступившие от ремонтных организаций для последующей их продажи, учитывают на счете 41 «Товары».

На субсчете 10-6 организации, осуществляющие ремонтные работы, учитывают запасные части, двигатели, узлы, агрегаты, тракторы и другое имущество, находящееся в ремонте.

В организациях, имеющих технические обменные пункты, учет машин и оборудования (в том числе оборудования животноводческих ферм) обменного фонда ведут в количественно-суммовом выражении по их наименованиям и маркам на субсчете 10-6. Зачисленные в обменный фонд машины и оборудование учитывают по цене их приобретения.

На стоимость ремонта сданной заказчиком машины и оборудования дебетуют счет 62, субсчет 6 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками» и кредитуют субсчет 96 «Резервы предстоящих расходов».

При поступлении от других организаций и выдаче им из обменного фонда машин и оборудования, бывших в эксплуатации (пригодных для обмена), в обмен на поступившие, а также при отправке ремонтно-технической организации на ремонт и поступлении от нее отремонтированных машин и оборудования на технический обменный пункт записи в бухгалтерском учете по субсчету 10-6 не производят, а ведут только складской (количественный) учет.

В организациях, осуществляющих ремонтные работы, машины и оборудование, отпущенные из обменного фонда и принятые от заказчика взамен выданных, а также переданные в ремонт и принятые из ремонта, отражают на субсчете 10-6 по средней учетной стоимости.

На основании акта на обмен стоимость выданных заказчику из обменного фонда машин и оборудования, бывших в эксплуатации, отражают по кредиту субсчета 10-6 по аналитическим счетам «Тракторы, двигатели, узлы, агрегаты, запасные части, шины на складе, пригодные для обмена», а на принятые от заказчика тех же марок машины или оборудование, требующие ремонта (восстановления), дебетуют субсчет 10-6 по аналитическим счетам «Тракторы, двигатели, узлы, агрегаты, запасные части, шины, подлежащие восстановлению».

Затраты на ремонт машин и оборудования обменного фонда, принятых от других организаций и других ремонтно-технических организаций в обмен на пригодные, учитывают на счете 20 «Основное производство».

Передачу машин и оборудования обменного фонда со склада в ремонтную мастерскую (цех) для их ремонта отражают по кредиту субсчета 10-6 по аналитическим счетам «Тракторы, двигатели, узлы, агрегаты, запасные части, шины, подлежащие восстановлению» и дебету субсчета 10-6 по аналитическим счетам по маркам тех же машин, агрегатов, двигателей, узлов, находящихся в ремонте.

На субсчете 10-6 учитывают также на отдельных аналитических счетах снятые с машин и оборудования запасные части и детали, имеющие остаточный ресурс и пригодные для дальнейшего их использования (без восстановления) при проведении ремонтов, в оценке по остаточной стоимости.

На субсчете 10-7 «Корма» учитывают наличие и движение кормов как собственного производства, так и покупных. Поступление кормов отражают по фактической цене приобретения. Плановую себестоимость кормов собственного производства по итогам года доводят до уровня фактической.

Произведенные корма, имеющие целевое назначение, приходуют на субсчет 10-7 непосредственно с кредита субсчета 20-1 «Растениеводство».

Полученную измельченную физическую массу початков или зерна кукурузы полной спелости, повышенной влажности, заложенную для кормовых целей, приходуют с кредита субсчета 20-1 «Растениеводство» по плановой себестоимости с доведением по итогам года до уровня фактической.

Фуражное зерно, переданное организациям по производству комбикормов для переработки на комбикорм на давальческих началах, учитывают отдельно, где кроме стоимости зерна отражают также расходы по доставке зерна и оплаченные суммы белково-витаминных, минеральных и других кормовых добавок, использованных при производстве комбикорма, а также затраты по переработке зерна на комбикорм. Полученный комбикорм приходуют с кредита отдельных аналитических счетов субсчета 10-7 по дебету аналитических счетов учета комбикорма по фактически сложившейся себестоимости.

Сельскохозяйственные организации зерно, сданное организациям хлебопродуктов в обмен на комбикорма, и зерно разноименных культур списывают в соответствующей оценке (по аналитическим счетам) в дебет счета 90 «Продажи» (аналитические счета по каждому виду сдаваемой продукции) с отражением как прочая продажа и с отнесением на них расходов по оплате труда работников с отчислениями на социальные нужды, занятых на затаривании и погрузке зерна, а также других расходов и услуг, связанных с обменом (кроме транспортных расходов, возмещаемых заготовительными организациями).

Комбикорма и зерно разноименных культур, полученные от организаций хлебопродуктов в порядке обмена на сданное им зерно, приходуют с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости приобретения, включая оплату труда работников за разгрузку полученных комбикормов с отчислениями на социальные нужды и расходов по их доставке в организацию.

На субсчете 10-8 учитывают семена и посадочный материал производства прошлого года, урожая отчетного года и покупные. При проведении очистки, сортировки и сушки семенного и посадочного материалов производства прошлого года отходы, вызванные доработкой (земля, мертвая засоренность, усушка), отражают методом «красное сторно». Затраты по очистке, сортировке и сушке относят непосредственно на увеличение стоимости семян. Расходы, связанные с подработкой семян и посадочного материала урожая отчетного года, относят на затраты производства.

На отдельных аналитических счетах субсчета 10-8 учитывают натуральные займы семян (по плановой себестоимости соответствующей продукции собственного производства). Их погашение производят по фактической себестоимости семян того года, в котором производится возврат с отражением по дебету счета 90 «Продажи». На субсчете 8 счета 10 «Материалы» организации учитывают саженцы многолетних насаждений, приобретенные в питомниках в качестве посадочного материала.

Потери и недостачи кормов, семян и посадочного материала в пределах и сверх норм естественной убыли списывают на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с последующим отнесением на соответствующие счета.

На субсчете 10-9 «Материалы, сырье, переданные в переработку на сторону» учитывают движение сырья, материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке, оплаченные сторонним организациям и лицам, относят в дебет счетов, на которых учитывают изделия, полученные от переработки.

Аналитический учет материалов, сырья, переданных в переработку, организуют по организациям, перерабатывающим соответствующие сырье и материалы.

На субсчете 10-10 «Строительные материалы» учитывают наличие и движение всех видов строительных материалов, используемых непосредственно в процессе строительных, монтажных и ремонтных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений.

Учет взрывчатых веществ ведут с соблюдением особых правил.

Аналитический учет по субсчету 10-10 ведут по наименованиям материалов и местам их хранения (использования) по количеству и стоимости.

На субсчете 10-11 учитывают наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей со сроком полезного использования до 12 месяцев.

С учетом международной практики и в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Правительством Российской Федерации от 06.03.98 N 283, в плане счетов бухгалтерского учета не предусмотрены синтетические счета по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

В учетной политике дается решение вопроса о моменте погашения стоимости соответствующих предметов.

После передачи инвентаря и хозяйственных принадлежностей со склада в эксплуатацию контроль за их наличием и движением рекомендуется осуществлять в оперативном порядке. Для четкой организации учета и контроля инвентаря и хозяйственных принадлежностей, включаемых в состав имущества в обороте, следует:

— обеспечить условия для нормального хранения на складах и функционирования в эксплуатации;

— размещать их в местах хранения и эксплуатации в порядке, обеспечивающем возможность быстрой приемки, отпуска и проверки наличия;

— определить круг лиц, ответственных за приемку, хранение и отпуск, за правильное и своевременное документальное оформление операций, заключить с материально ответственными лицами письменные договоры о материальной ответственности;

— утвердить в установленном порядке должностных лиц на право подписи учетных документов на получение, отпуск и списание инвентаря и хозяйственных принадлежностей;

— установить в документообороте порядок оформления хозяйственных операций по движению инвентаря и хозяйственных принадлежностей;

— определить сроки проведения инвентаризации на складах и в эксплуатации инвентаря и хозяйственных принадлежностей.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности со сроком использования менее 12 месяцев, поступившие в счет вклада в уставный (складочный) капитал, отражают по дебету субсчета 10-11 с кредита счета 75 «Расчеты с учредителями».

На субсчете 10-12 «Прочие материалы» учитывают наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (черные и цветные металлы в виде металлолома); изношенных шин, утильной резины и прочие отходы производства и вторичные материальные ценности.

Стоимость оплаченных материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражают по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют и отражают в текущем учете фактически оприходованные.

Фактический расход материалов на производство или для других хозяйственных целей учитывают по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу и др.

Продажу материалов на сторону, безвозмездную передачу проводят по кредиту счета 10 «Материалы» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» с одновременным отражением по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» сумм, причитающихся организации за эти материалы с покупателей в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

СЧЕТ 10 «МАТЕРИАЛЫ» КОРРЕСПОНДИРУЕТ СО СЧЕТАМИ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *