что относится к тиражной графике
Тиражная графика. Способы печати и отличие от репродукций. Особенности хранения и советы по оформлению
Печатная графика — вид изобразительного искусства, который появился пять веков назад. Его возникновению способствовал факт изобретения книгопечатания и развитие гуманистических идей. Создание тиражных произведений искусства при помощи разнообразных печатных технологий шло вслед за развитием технического прогресса. Художники взяли на вооружение новые способы воспроизведения и копирования изображений и очень быстро научились создавать при помощи этих технологий оригинальные художественные произведения в похожих, но все же уникальных вариантах.
Почему художники делают принты?
Художники занимаются печатной графикой по разным причинам. Их может привлекать процесс совместной работы в печатной мастерской. Для кого-то важен потенциал инноваций, который предлагает медиум печатной графики, а кого-то привлекает возможность печати документировать каждый этап творческого процесса. Как правило, печатная графика предлагает совершенно иной подход к творчеству, в отличие от основного метода работы художника. История печатного дела является временной̆ шкалой̆ технологических изменений и творческих переосмыслений — от появления основных методов гравировки в 15 веке до цифровой печати в 21 веке.
Многие художники последовательно делали гравюры на протяжении всей своей карьеры — например, Джаспер Джонс и Пабло Пикассо являются известными примерами регулярной работы в печатной графике, в то время как другие художники приходят к печатному делу в порывах активности, по приглашению арт-дилеров или издателей. Есть авторы, которые занимаются только печатной графикой, сами организуют весь процесс печати и специализируются только на печатной графике.
Оригинальные (авторские) отпечатки и репродукции — что нужно знать?
Оригинальные отпечатки технически являются уникальным произведением, существующим в ограниченном наборе копий. Художник принимает непосредственное участие в создании печатных форм и процессе печати и, как правило, ни в каком другом виде это произведение не существует. В большинстве случаев печатные формы после производства тиража уничтожаются.
Сюжет изображения может повторятся, быть взятым из других работ художника, но нужно различать авторские оттиски от репродукций работ художника, выполненные в печатных техниках. В случае репродукции всегда существует оригинал (рисунок, живописное произведение, фото), с которого при помощи репродуционных методов делается печатная форма. Подобные репродукции также, как и авторские принты, могут выпускаться ограниченным тиражом и сопровождаться подписью автора, говорящей о том, что изображение соответствует оригиналу. Однако нужно понимать, что в случае с репродукцией участие автора в создании печатного листа минимально и зачастую ограничивается лишь подписью. Репродукцию с подписью от оригинального авторского отпечатка можно отличить только зная творчество автора или обладая набором знаний о печатных техниках, а также определенной интуицией.
Правильнее всего в таких вопросах воспользоваться услугами профессионального консультанта.
Исторически различают 4 традиционных принципа печати, которые используются в многочисленных вариантах техник и разнообразных манерах исполнения. Различия этих принципов состоят в способе формирования печатной формы (клише или матрицы), при помощи которой делается отпечаток.
Каждый принцип печати, способ и материал обработки печатной формы имеют свои особенности, которые диктуют определенные пластические ограничения и, наоборот, предоставляют различные возможности художнику.
Отпечаток делается со специальной̆ матрицы (ее еще называют печатная форма, доска или пластина), на которой созидается рельефное изображение. Краска наносится на возвышения рельефа и, чтобы получить оттиск, под давлением переносится на бумагу. Собственно, поэтому печать называется высокой.
Для изготовления печатной формы могут использоваться самые разные материалы и способы создания рельефа. При помощи механического гравирования резцами обрабатывается дерево (ксилография, могуханга), линолеум (линогравюра), делается гравюра на пластике и гравюра на картоне. При помощи фотополимерных и фотохимических технологий изготавливаются формы для цинкотипии и фотополимерной высокой печати.
Отпечаток также делается с рельефной формы. Краска наносится в углубления формы, а с возвышений вытирается перед печатью. Для получения изображения краска под высоким давлением переносится на увлажненную бумагу. Характерным признаком глубокой печати является объёмный контур печатной формы, который тиснится на бумаге.
Для глубокой печати используются разные способы гравировки и различные материалы для изготовления формы. Это могут быть различные пластины из металлов, дерева, пластика, картона. Обработка пластины может быть механической — так создается сухая игла и резцовая гравюра. Химической способ позволяет протравить углубления в металле при помощи кислоты — так делается офорт, травленый штрих и акватинта. Фотоизображение может быть воспроизведено в глубокой печати при помощи техник гелиогравюры и фотополимерной печати.
Отпечаток делается под давлением с формы, которая не имеет рельефа. Печатные свойства обусловлены способностью тонкого слоя краски прилипать к форме в рисующих областях и, наоборот, не прилипать в пробельных элементах, которые обработаны специальным гидрофильным составом. При накатывании на предварительно увлажненную форму, краска задерживается лишь на печатающих элементах.
В конце 20 века появился принципиально новый вид печати — цифровой, который также включает в себя многочисленные методы и технологии. Основным отличием цифровой печати от традиционных способов является то, что в цифровой печати нет такого понятия как печатная форма или матрица. Изображение берется из цифрового файла и формируется печатающим устройством непосредственно на запечатываемом материале или на промежуточном носителе, с которого потом переносится на окончательный отпечаток. Основным способом цифровой печати, которые применяются в печатной графике и, в особенности, печати высококачественных фотоизображений стала струйная пигментная печать. Также благодаря большому разнообразию запечатываемых материалов широкое распространение получила струйная УФ печать. Промышленным стандартом стала тонерная цифровая печать.
Сигнатуры, подписи и печати на оттиске
Печатный лист кроме подписи автора всегда сопровождается дополнительной информацией, которая имеет традиционные сокращения. Это позволяет контролировать достоверность лимитированного тиража, его происхождение и понимать его реальную ценность.
• Авторское тиражное произведение печатается в виде ограниченного числа оттисков (в совокупности известных как издание). Современные издания редко бывают более 100 экземпляров. Обычный тираж составляет 10 — 50 листов. Каждому отпечатку присваивается номер в издании, обычно записываемый в виде дроби — например 24/50. Число справа от косой черты указывает на количество экземпляров издания (в данном примере 50), в то время как цифра слева — это номер конкретного отпечатка.
• Художник может также произвести ограниченное число авторских проб, обычно помечаемых A/P (autor’s proof). Пробы идентичны по своей природе основному изданию, но могут отличаться по цвету, насыщенности, количеству используемых печатных форм и бумаги. Здесь снова дроби могут использоваться для указания общего количества проб и номера печати (например A/P 1/4).
• Пробные листы могут быть сделаны на ранней стадии работы, поскольку обычно художник и мастер-печатник разрабатывают и тестируют различные варианты композиции и цветов. Пробы также могут обозначаться как пробы состояний (state proof), цвета (color proof). Они могут быть уникальными, с различиями в цветовых сочетаниях, типах бумаги или размерах.
• * — Энди Уорхол начал продавать свои пробные листы в виде уникальных цветовых комбинаций отдельно от основного издания и теперь они являются одними из самых востребованных его печатных работ. ––
• * Когда печатник и художник добиваются желаемого результата с пробами, делается итоговый отпечаток, который подписывается как B.A.T. (аббревиатура французского bon à tirer или “готов к печати”) или SP (studio poof). Основная часть издания должна соответствовать этому изображению, которое является эталонным и традиционно хранится в печатной мастерской. Изданием считается тираж, напечатанный на одинаковой бумаге, с идентичными изображениями и цветами.
• В некоторых случаях по договоренности с издателем и печатной мастерской, производится часть тиража, идентичная основному, но которая при этом принадлежит художнику. Этом случае оттиски помечаются как A/E (autor’s edition) и сопровождаются порядковыми номерами, как основное издание (например, 2/12 — второй оттиск из 12 оттисков авторского издания)
• Многие печатники и издатели для обозначения своей продукции используют эмбоссированиую печать, которая представляет собой тисненую или штампованную метку на бумаге. Обычно она ставится в правом или левом нижних углах листа бумаги.
Насколько важны различные типы бумаги, используемые при печати?
Признаком настоящего специалиста по печати является не только интерес к технике, но и одержимость бумагой. Обычно в описании тиража указывается, на каком типе бумаги делается отпечаток, иногда описывается водяной знак, если он присутствует.
Выбор бумаги является важной частью процесса печати, поскольку он может непосредственно влиять
на характер того, как выглядит печатное изображение. Джаспер Джонс, например, известен тем, что всегда настаивал на более качественной, более тяжелой бумаге для своих отпечатков, в то время как Уорхол любил более дешевую, более тонкую бумагу для своих суповых банок 1960-х годов, чтобы подчеркнуть, что они должны были понравиться массам.
Очень важным фактором, часто влияющим на стоимость конкретного экземпляра принта, является сохранность и чистота полей и оборота отпечатка. Существенно, что качественные сорта художественных бумаг, помимо лучших печатных свойств, являются гарантией лучшей сохранности оттиска.
Печатные студии и мастерские
Для истории конкретного отпечатка важно, где была сделана печать. Обычно профессиональное производство печатной графики сосредоточено в специализированных мастерских, которые имеют необходимое оборудование и штат мастеров-печатников, которые помогают художникам реализовывать свои замыслы. Эти мастерские могут быть огромными производственными мастерскими с крупномасштабным оборудованием как, например, американские Gemini G.E.L., ULAE или Tamarind institute или небольшими студиями всего с несколькими сотрудниками.
В мире есть студии, которые были исторически важны как для технического развития печатного производства, так и для работ, которые были произведены там — например, Tyler Graphics, чьи издания находятся в коллекциях принтов многих музеев. В результате, многие коллекционеры следуют за конкретной студией и собирают издания, которые были произведены там.
Тиражная графика и ваша коллекция
Роль принтов в коллекции может быть столь же многогранной, как и сами отпечатки. Они могут быть способом создания расширенной коллекции, которая рассказывает более полную историю о практике художника — часто показывая темы и композиции, найденные в картинах или скульптурах.
Тиражность может предоставить возможность владеть подлинным и знаковым произведением искусства без многозначного ценника, прикрепленного к нему. Принт – самый демократичный художественный объект: один из тиража может висеть в музее, а второй – у вас дома. Печать также может быть отличным способом начать коллекционирование — способ познакомиться со стилями и художниками в том же режиме, что и другие медиумы, но по другой, более доступной цене.
Как заботиться о своих принтах?
То, как вы оформляете свои принты, является самым важным долгосрочным решением, которое вы принимаете, когда речь заходит о заботе и сохранности своего нового приобретения. Убедитесь, что вы отдаёте работу на оформление в правильную багетную мастерскую. Стоит заплатить за использование правильных материалов, качественного багета и стекла. Рама должна быть герметично обклеена бескислотной бумажной лентой, чтобы защитить работу от колебаний климата. Музейное безбликовое стекло — это дорого, но только оно может одновременно обеспечить максимальную сохранность от ультрафиолета, сохранив при этом cветопроницаемость в 99% и отсутствие бликов. И конечно, правильно подобранное паспарту и обрамление — это то, что поможет сделать из алмаза вашей печатной коллекции настоящий бриллиант.
Несколько советов по оформлению и хранению:
* Ни в коем случае не обрезайте лист, чтобы попытаться поместить его в меньшую рамку, поля — это часто важная часть произведения;
* не вешайте печатные работы под прямыми солнечными лучами;
* убедитесь, что листы находятся вдали от любого источника влаги;
* если вы храните листы в необрамленном состоянии, то никогда не скурчивайте их в рулон.
* храните отпечатки в плоском виде в папке или большом ящике стола.
* желательно переложить листы тонкой чистой бумагой (идеально — микалентной или папиросной), так, чтобы печатные поверхности были защищены от истирания друг об друга и от воздействия красочного слоя на оборот бумаги.
Благодарим Алексея Веселовского, художника и владельца мастерской печатной графики ПиранезиLAB за подробный текст о тиражной графике.
Одержимые печатью
Тиражная графика с точки зрения художников, технологов и зрителей
Как это было: расцвет эстампа в советское время и кризис 1990-х
Все виды печатного искусства: офорт, ксилография, литография, линогравюра и прочее — имеют одно собирательное название — эстамп. В СССР расцвет эстампа пришелся на послевоенное время и был связан с массовым жилищным строительством и возникновением интерьеров, которые надо было столь же массово и недорого украшать. Тиражи эстампов исчислялись тысячами, стоили они копейки, их закупали для школ, заводов, поликлиник и библиотек. На поддержку печатного искусства государство тратило огромные деньги: существовали дома творчества, мастерские-студии и в них штат помощников по печати. Члены союзов художников имели к этой инфраструктуре прямой доступ.
Индустрия художественной печати рухнула с распадом СССР. Когда в 1993-м ведущие мастера графической секции МОСХ (среди них ныне здравствующие Валерий Гошко и Андрей Лопатин) решили объединиться в группу, то ее назвали «Терновый куст». И такое мироощущение было не только у них. Татьяна Дехтерева, в 1960–1980-е создатель огромной поэтической серии литографий с видами Москвы, сегодня, в возрасте 90 (!) лет, влачит грустное существование вдали от заслуженной славы, не зная, что ее, казалось бы, простенькие листы каждый год в два-три раза поднимаются в цене.
На рубеже XX–XXI веков положение в печатной графике было критическим. В этой области важен не только талант художника, но еще и техподдержка: печатные станки, камни для литографий, медные и цинковые доски для офортов, хорошая бумага. Когда ничего этого нет, неоткуда браться шедеврам.
С одной стороны, бурное развитие рекламы провоцировало открытие типографий и печатных мастерских, но с другой — редкие из них были «заточены» под арт. В середине 1990-х в Лаврушинском переулке работала русско-американская шелкографическая «Московская студия». Ею руководили Борис Бельский и Дэнис О’Нил. Потом второй уехал, а Бельский продержался до начала 2010-х. В 2002–2010 годах существовала «Студия ручной печати» Марата и Юлии Гельман. Печатали шелкографические принты на хлопковой бумаге с соблюдением музейных стандартов: 40–50 пронумерованных и подписанных копий, работы Олега Кулика, Тимура Новикова, Павла Пепперштейна, Дмитрия Пригова и других. Сейчас это все — дорогие раритеты, но тогда их никто не покупал. И это еще один парадокс: в стране отсутствовал рынок печатной продукции. Малотиражные принты воспринимались чем-то вроде постеров, не заслуживающих серьезного вложения денег.
Драйверы прогресса: ярмарки и печатные мастерские
Но несколько лет назад заниматься печатным искусством вдруг стало страшно модно. В 2014 году в Москве впервые прошел принт-маркет «Вкус бумаги». Его организовали владелец мастерской «Принтмафия» Ильдар Искаков, основатель издательства «Формат один» Эльчин Али-заде, галеристка Мария Ковалевская («Проблемы белых стен») и графический деятель Евгения Боневерт.
Евгения — наш воин в доспехах. Она училась на дизайнера в Уральской архитектурно-художественной академии, окончила магистратуру в Страсбурге, отшлифовала образование в Москве в Институте проблем современного искусства и в результате стала человеком, который знает цель и не видит препятствий. За пять последних лет Евгения Боневерт инициировала множество событий. Помимо «Вкуса бумаги» (два раза в год), она со товарищи провела State of Print в Московском музее современного искусства (2017), три маркета «Принт-зависимость», организовала раздел печатной графики на ярмарке Cosmoscow и создала платформу издательских инициатив «Союз печать» на «Винзаводе».
Принт-маркет «Вкус бумаги» с первых 20 участников вырос до нынешних 200. На него приезжают художники из Владивостока, Нижнего Новгорода, Одессы (Александра Вальчук), Санкт-Петербурга (Александра Гарт с работами местных авторов), Саратова. В нем участвуют не только независимые художники, но и крупные галереи, проводятся дискуссии и мастер-классы.
Что касается мест, где можно за деньги напечатать авторский тираж, то отметим флагманов.
Мастерская шелкографии «Принтмафия» существует с 2008 года, делает принты как на бумаге, так и на ткани и активно привлекает к сотрудничеству художников.
THE SCREEN print studio, отмечающая в этом году пятилетие, специализируется на художественной шелкотрафаретной и цифровой печати и работает не только как мастерская, но и как галерея.
«Лито» на Верхней Масловке. В советские времена по этому адресу работала Экспериментальная литографская мастерская, где отметились лучшие художники своего времени — от Ореста Верейского до Адольфа Демко и Ильи Кабакова. В 1990-е лишенная госфинансирования мастерская пришла в упадок. Из руин ее возродила художник-литограф Екатерина Смирнова. На свои деньги она сделала превосходный ремонт, в самые сложные времена сама привозила расходные материалы из-за границы. Она до сих пор не смывает с некоторых камней (а их в мастерской около 300) рисунки Евгения Кибрика и Дементия Шмаринова. В мастерской можно обучиться литографии, напечатать тираж. Здесь работает галерея.
Дом творчества «Челюскинская» в 2017-м отметил 70-летие. Его создали на базе личной дачи главного сталинского художника Александра Герасимова. В 1969-м специально для мастеров эстампа построили многофункциональный центр — прообраз современных арт-резиденций. Творческие сессии здесь длились по два месяца: художники жили, оттачивали мастерство, лучшие работы покупало государство. Мастерские гравюры, офорта, литографии и прочего работают в «Челюскинской» и сегодня. Команда нынешнего директора Ольги Дудиной привела дом в порядок. Сюда на практику (программа госгрантов) приезжают студенты из всех регионов страны. В Доме творчества собрана богатейшая коллекция советского эстампа и проводятся выставки.
Издатели и галеристы тиражной графики
Среди продюсеров — издателей тиражной графики отметим платформу Shaltay Edition и ее владелицу Валерию Роднянскую. Она выпускает тиражную графику ведущих российских современных художников: Юрия Альберта, Андрея Кузькина, Таус Махачевой, Андрея Монастырского и других. В 2019-м выставка Shaltay Edition прошла в Новой Третьяковке.
Оригинальной концепции в печати придерживается Эльчин Али-заде (издательство «Формат один»): он привлекает к проектам художников стрит-арта. У некоторых из них нет профессионального образования, но они берут напором, драйвом и интуитивным попаданием в современную эстетику.
Галерея JART не только делает выставки, но и выступает как издатель. На ее сайте можно купить принты и молодых художников, и легендарных вроде Дмитрия Гутова, Александра Косолапова, Виктора Скерсиса.
Altmans Gallery позиционирует себя как «первый в России арт-бутик эстампов» (не придерешься: другие пока себя бутиками не называют). Там продается подписная графика музейных художников с ограниченным тиражом — limited edition: Сальвадор Дали, Анри Матисс, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Марк Шагал, но есть и отечественные имена.
Старая школа и новые проблемы
Российская печатная графика драматически разделена на contemporary и oldschool. Представителям первой зачастую не хватает школы, а вторым — свежих идей. В силу обособленности академического сообщества в «Челюскинской», например, не работают ребята из стрит-арта, а какому-нибудь новоявленному коворкингу «ОфортПро» не помешали бы серьезные учителя.
Гениальный мастер офорта, «тонкач», каким в 1970–1980-е был, например, Станислав Никиреев (прообраз главного героя в советском фильме «Портрет жены художника»), сегодня уходящая натура. Но такие художники-учителя есть. В Российском государственном университете им. А.Н.Косыгина технику офорта преподает Ирэна Маковеева — член-корреспондент РАХ, непревзойденный анималист. Ее «несерьезные», отпечатанные в технике офорта собаки, курочки и прочая живность удивительным образом принимаются как на академические выставки, так и на молодежные маркеты.
Важный человек для русского печатного искусства — архитектор и художник Александр Бродский. В Институте свободных искусств и наук Московского международного университета (ИСИН ММУ) Бродский ведет магистерский курс «Архитектура через офорт». Помогает ему Наталья Заровная, 44 года проработавшая в печатной мастерской в Доме творчества «Сенеж». На сегодняшний день это, пожалуй, наиболее интригующее место для обучения офорту.
Но самая большая проблема — конкуренция со стороны цифровой печати. Любую старую литографию или офорт можно оцифровать и напечатать так, что оригинал и копия будут почти неотличимы. По словам Алексея Веселовского, в 1990-е мастерские эстампа закрывались не только в СССР, но и во всем мире. С появлением «цифры» отрасль пережила гигантский кризис. Но это не значит, что искусство эстампа умирает. Просто у него поменялись правила. Теперь подпись автора и нумерация листов при limited edition принципиальны, количество оттисков регламентируется законом. Это касается не только печатной графики, но и вообще тиражного искусства. Процесс печати усложнился и требует опытных помощников. Эстамп и раньше был коллективной работой, а сегодня справиться с печатью в одиночку невозможно.
Обозначения на тиражной графике
В тиражной графике (эстампах) существует четыре основных способа нанесения изображения с формы:
1. Высокая печать (гравюра на дереве: обрезная и торцовая, линогравюра, гравюра на картоне).
2. Глубокая печать (офортные техники: игловой офорт, акватинта, лавис; пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).
3. Плоская печать (литография, монотипия).
4. Трафаретная печать (техника шелкографии, вырезной трафарет).
Приобретая авторскую тиражную графику на аукционах и в галереях, не все покупатели понимают смысл аббревиатур и специальных знаков в описаниях лота. А ведь эта культура маркировки сформировалась сотни лет назад и продолжает развиваться по сей день. Эксперт по технике и материалам художественной графики Валерий Силаев рассказывает, как расшифровываются основные символы и обозначения, встречающиеся на эстампах, а также – на что обращать внимание начинающему собирателю тиражной графики:
«Большинство покупателей эстампа знает, что, кроме обязательной проверки его подлинности, нужно обращать внимание на тираж и номер оттиска в тираже (например, 2/30). Но правда ли, что чем ближе номер к началу тиража, тем ценнее отпечаток? То есть 2/30 действительно более ценен, чем 18/30? Из-за физического износа печатной формы?
Я так не думаю. Как правило, в тираже все оттиски печатаются одинаково и различия между первым и тридцатым никакого нет. Во всяком случае, не должно быть. А желание иметь первый экземпляр происходит от амбиций — самолюбие потешить.
Кроме номера оттиска и размера тиража, на эстампе часто встречаются буквенные сочетания. Можем мы расшифровать основные из них?
Действительно, есть обозначения, которые стоят на каждом эстампе, другие попадаются время от времени или совсем редко. В самом сжатом виде краткий глоссарий по символам на графике будет выглядеть так:
А. Р. (англ.: Artist’s Proof) или Е. А. (фр.: épreuve d’artiste) Х/ХХ — авторские отпечатки, чаще всего нумеруются римскими цифрами;
Н. С. (фр.: hors de commerce) — оттиск вне тиража, не предназначенный для продажи;
Р. Р. или P/P (англ.: Proof by the Printer или Printer’s Proof) — один или два оттиска, оставляемые для печатника;
S. P. (англ.: State Proof или фр.: épreuve d’état) — контрольный оттиск вне тиража, для архива;
Multiple — тиражное издание;
BAT (фр.: bon à tirer или англ.: ready to print) — эталон для тиража;
Cancellation Proof — оттиск по окончании тиража, подтверждающий уничтожение изображения на печатной форме;
State 2 — состояние доски 2;
Trial I — пробный оттиск I.
Что означает «состояние доски 2»?
«Состояние доски 2» означает, что после печати определенного и оговоренного количества экземпляров эстампов (тиража) художник доработал доску, что-то изменил в ней, добавил и напечатал еще один тираж.
Что такое «пробный оттиск I»?
После изготовления печатной формы тираж начинают печатать не сразу, а сначала делают пробный оттиск. И он не всегда бывает идеального качества. Еще пробуют, ищут различные цветовые комбинации в эстампе (например, офорт может быть черного, красного, синего или любого другого цвета), его плотность, и когда находят этот идеальный вариант, то ставят ВАТ — печатать тираж нужно только так.
Существует ли какая-то маркировка, позволяющая определить степень участия художника в изготовлении тиража: сам он стоял у станка или полностью поручил весь процесс мастерской? Сказывается ли это на цене?
Нет, такой маркировки нет. Правда, наши художники, которые сами печатали и травили камни для литографии, подписывали и называли такие эстампы автолитографией. Знаю, что ксилографию и линогравюру художники печатают сами, поскольку этот процесс не такой сложный. С офортом сложнее, но знаю, что в 1950–90-х годах авторы старались сами травить доски и печатать.
Какие сегодня существуют процедуры контроля тиража? Или этот вопрос остается исключительно на совести художника и мастерской? Чему стоит доверять покупателю?
У нас никакого контроля не существует, поэтому и оттисков бывает очень много. Я видел некогда знаменитые и популярные офорты, напечатанные авторами совсем с «лысых» досок — ужас! На западе все точно: написано 20 — значит, 20, и форма уничтожается.
Иногда тиражная графика продается в неудовлетворительном состоянии — например, с плесенью, такими черно-серыми точками. Насколько дорога процедура спасения такого предмета? И какой совет можно дать начинающему собирателю: связываться с такими экземплярами или сторониться их?
Плесень — это очень серьезно. Лучше совсем не покупать, а то всю коллекцию заразите. Черно-серые точки — это мертвая плесень, она выводится. Страшнее розовая плесень — она живая. Впрочем, чаще встречается не плесень, а фоксинг (лисьи пятна) — желто-бурые пятна на бумаге. Эти пятна бактериального происхождения, и они легко устраняются. Делать это должен профессиональный реставратор, и стоимость такой операции с эстампами (подчеркиваю: с эстампами!) невысока. Другое дело — подклейка разрывов, восполнение утрат (оторванных углов), дублирование, удаление жировых пятен и сложных пятен органического происхождения, ретушь. Это процессы длительные, вредные для здоровья реставратора, а потому и более дорогостоящие. Но как правило, мы стараемся при определении цены за работу исходить из ценности и стоимости эстампа. Иногда огорчает то, что за оформление произведения люди готовы заплатить намного больше, чем за его качественную реставрацию.
На что в целом стоит обращать внимание начинающему собирателю тиражной графики перед покупкой?
На то, насколько эта работа вам нравится и соответствует вашему бюджету. Больше никаких критериев нет и быть не должно». Отсюда.