что относится к творческой деятельности для госслужащих
А что значит иная творческая деятельность? Я госслужащий, сейчас в декрете.
А что значит иная творческая деятельность? Я госслужащий, сейчас в декрете. Заинтересовалась коррекцией и окраской бровей. Можно ли мне этим заниматься как хобби?
Ответы на вопрос:
В силу статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Похожие вопросы
Может ли госслужащий заниматься иной деятельностью, кроме преподавательской научной и иной творческой деятельностью.
И если можно укажите нормативно-правовой акт.
Государственный служащий не имеет права заниматься оплачиваемой деятельностью за исключением преподавательской, научной и иной творческой.
Относится ли написание рекламных статей на фрилансе к «иной творческой» деятельности?
На вопрос № 90218 мне ответили:
Цитата из Устава РАН:
«Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой некоммерческой организацией (учреждением), имеющей государственный статус.»
Может ли сотрудник Российской академии наук (бюджетник, но не госслужащий) организовать/быть директором коммерческого предприятия, деятельность которого 1.связана 2.не связана с академической деятельностью, и остаться при этом на полной ставке в Академии?
Справка о доходах госслужащих предполагает возможность наличия доходов от педагогической и творческой деятельности. При этом статья 17 федерального закона 79-ФЗ запрещает госслужащим осуществлять предпринимательскую деятельность. Как отличить творческую деятельность от предпринимательской? Законно ли госслужащим продавать свои работы без оформления ИП и отражать такой доход в справке о доходах?
Может ли госслужащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью?
Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой
Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой
1. Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
ГАРАНТ:
Согласно ГК РФ, введенному в действие с 1 марта 1996 г., не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
11) принимать участие в забастовках;
ГАРАНТ:
О неправомерности проведения забастовок работниками налоговых органов см. письмо Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1997 г. N ВК-6-18/106
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.
Как понимать «иную творческую деятельность» применительно к военнослужащему?
Здравствуйте! Подскажите, как понимать «иную творческую деятельность» применительно к военнослужащему. Я офицер. Играю в музыкальном коллективе. Выступаем на разных площадках. Иногда оплачивают выступления, иногда нет. В ФЗ «О статусе военнослужащего» написано, что не запрещается заниматься «иной творческой деятельностью».
Данный вопрос разъяснен в работе А.С. Зорина (адъюнкт кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, капитан юстиции)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ ОПЛАЧИВАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАНЯТИЕ КОТОРЫМИ РАЗРЕШЕНО ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, КАК УТОЧНЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ОГРАНИЧЕНИЯ ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
Понятие «творческая деятельность» закреплено в ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 и подразумевает создание культурных ценностей и их интерпретацию. Культурными ценностями являются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
При этом следует обратить внимание на то, что в абз. 2 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится понятие «иная творческая деятельность», что допускает возможность его расширительного толкования правоприменителями, от общего к частному, через понятие «творчество». Ф.Д. Батюшков говорит, что «творчество — в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало — и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле Т. — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое, музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора, полководца и т.п.)»
Т.е. «иная творческая деятельность» это создание чего-то нового.
Может ли госслужащий быть фрилансером или коммерческим представителем?
Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?
Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.
Какие есть запреты для госслужащих
Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:
Как выйти из тени
За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально
То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.
Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.
Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.
Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.
В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:
Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.
Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.
Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.
Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.
Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.
А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.
Как работать на фрилансе
В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».
На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:
Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.
В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.
В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.
НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.
Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.
Может ли госслужащий быть представителем компании
Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.
Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:
Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой
Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.
Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.
Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.
Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.
Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.
Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.
Что в итоге
Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.
Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.
Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.
Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?
Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?
Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ «О противодействии коррупции» или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.
Иллюзия коллизии: о взаимоотношениях госслужащего и сми
П. Козлов, ведущий консультант управления юстиции администрации Омской области.
Известно, что выступления государственных служащих в СМИ не только поощряются их редакциями, но и оплачиваются согласно расценкам за минуту звучания или строку или по иным критериям так же, как и выступления любых других авторов. И не надо иметь за плечами опыт непосредственной журналистской и редакторской работы, чтобы судить об этом. Отмечу лишь, что уважение к власть придержащим сохраняется и сейчас. Об этом свидетельствуют хотя бы страницы всех омских газет, без исключения.
Эти пункты вызывают не только юридический, но и общественный интерес, поскольку затрагивают права человека, связанные с моральным удовлетворением, возникающим в результате получения гонорара, зачастую символического, за конкретное творческое усилие. Если закон и устанавливает здесь определенное ограничение, то оно не столь однозначно, как это может представляться. Допустим, педагогическую деятельность государственный служащий осуществляет в соответствии с Законом РФ «Об образовании», и здесь акценты расставлены, однако научную и творческую деятельность законодательство никак не определяет, и госслужащему для занятия этими видами деятельности не требуется специальный статус, он может заниматься научной и иной творческой деятельностью в любой области и в любой форме. Но может ли он получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве государственного служащего, если такого рода публикации носят научный, педагогический или иной творческий характер? Есть ли тут фактическое «совмещение» оплачиваемой деятельности, запрещенной законом?
Не случайно, слово «совмещение» взято мной в кавычки, поскольку в этом случае совмещения как такового нет. А раз так, то нет и запрета. Однако простым утверждением коллизия не снимается. Необходимо порассуждать на эту тему.
Действительно, как соотносятся понятия «творческая деятельность» и «качество государственного служащего»? Не определив этого соотношения, руководители, занимающиеся правоприменением, могут принимать ошибочные, неправомерные решения и тем самым психологически подавлять творческие устремления своих подчиненных, сковывать их инициативу. В редакциях же по-прежнему выплачивают гонорары государственным служащим за их авторские материалы. И в таких авторах числятся представители всех отделов, комитетов и управлений областной администрации, вплоть до руководителей.
Творческая деятельность не классифицирует людей на государственных служащих и всех остальных. А характер ее таков, что человек помимо своей воли занимается ею, в том числе и в русле своей трудовой функции. Он не разделяет время на рабочее и нерабочее. Скажем, пишет проблемную статью на работе, завершает ее дома. Или всю статью пишет дома, а на работе лишь вычитывает и сдает в редакцию.
Стало быть, если публикация (выступление) госслужащего отвечает характеру творческой деятельности, она должна оплачиваться, согласно п. 1, даже при наличии перечисленных, вводящих в заблуждение обстоятельств. Если она отвечает характеру, через который проявляется качество государственного служащего, не оплачивается, согласно п. 7. Очевидно, что это не одна и та же публикация, а две. То есть госслужащий может выступать в СМИ в двух ипостасях, одна из которых гонораром не оплачивается. Где грань, линия, водораздел?
Для установления водораздела ограничим объект исследования публикациями в прессе и тут же ответим на два возникших вопроса: каков характер произведений, проходящих через печать, и какими нормами права регулируются отношения, возникающие по поводу произведений одного определенного свойства?
Не трудно определить, что по характеру публикуемое в СМИ группируется в три блока:
второй: произведения, отношения по которым регулируются Законом РФ «О средствах массовой информации» (жанры, используемые в журналистике и публицистике: заметка, зарисовка, корреспонденция, очерк, статья и т.д.);
третий: служебные произведения, на которые не распространяется действие названных законов, хотя и определяется в них отношение к таковым.
вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.
Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации»).
Произведения третьего блока относятся к служебным, не предназначенным для печати, хотя и публикуемым в ней, но без выплаты авторского вознаграждения. К такого рода публикациям относятся проекты законов и законы, постановления и распоряжения руководителей органов власти, сообщения о судебных решениях и приговорах и т.п.
Каков же вывод? Пункт 7 ст. 11 Закона «О государственной службе» имеет в виду произведения именно третьего блока, за которые госслужащий не вправе получать гонорар. В этом случае нет абсолютно никакого противоречия между п. п. 1 и 7. Если бы законодатель имел в виду произведения второго блока, он бы не писал столь витиевато: «за публикации. в качестве и т.д.», а сказал бы, как требует норма права, однозначно: «Государственный служащий не вправе получать гонорары за авторские публикации». И никаких проблем и разночтений!
Очевидно, законодатель, помимо служебных произведений, имел в виду и публикации, в которых государственный служащий выступает с отчетом о проделанной работе, а также является респондентом: отвечает на вопрос читателей, дает интервью журналисту. Именно по материалам такого рода, в которых лицо как раз и выступает в качестве государственного служащего, в основном и происходят недоразумения (вспомним, как тот или иной руководитель устанавливал таксу за интервью своим и особенно зарубежным изданиям!).
Однако форму отчета и респондентский характер выступлений легко отличить от собственного авторского материала, в котором госслужащий предстает как аналитик и публицист, дающий фору иному работнику редакции. А именно так стали себя проявлять государственные служащие: сегодня они мыслят нестандартно, предлагают новые идеи и решения, используют знания смежных отраслей. Да, под фамилией, указывающей на авторство, такой госслужащий имеет в виду и наименование своей должности, тем самым подчеркивая качество государственного служащего. Но он это делает для того, чтобы указать на содержание своей трудовой функции читателю и тем самым заинтересовать его: а что по данному поводу говорит специалист. «Качество государственного служащего» здесь подразумевается, но говорится о проблеме, вариантах ее решения и т.д.
Поэтому нельзя в гонорарных публикациях усматривать фактическое «совмещение» оплачиваемой деятельности, запрещенной законом. Проще говоря, здесь имеется в виду то, что госслужащий якобы за одну и ту же работу получает дважды, мол, в его трудовую функцию входит и обязанность писать и за это он получает заработную плату в виде оклада, квартальной и годовой премий, а также разовых поощрений начальником.