что относится к условиям влияющим на эффективность социальной работы
Электронная библиотека
К определению понятия «эффективность работы» существуют два подхода:
1) определение соотношения между достигнутыми результатами и затратами на их достижение. В данном случае измеряются результаты и затраты, а также влияние затрат на результаты. В сравнении возникают разные ситуации: затраты сохраняются на одном уровне, а количественные и качественные показатели результатов выросли; затраты сокращены, а результаты выросли или остались прежними; затраты выросли и результаты повысились; затраты увеличились, но результаты не стали выше;
2) анализ фактически достигнутых результатов. В данном случае они измеряются и описываются. Поскольку результаты и затраты могут планироваться, предполагаться, постольку эффективность работы может быть предполагаемой (планируемой), реагентной. Кроме того, она может быть практической, то есть реально достигнутой.
Дадим определение эффективности социальной работы. Это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах.
В соответствии с данным определением в практике социальной работы осуществляется ориентир не столько на добывание дополнительных материальных и финансовых средств, сколько на организацию, технологии, профессионализм в ее проведении.
В деятельности специалистов особое место занимают проблемы критериев и показателей эффективности социальной работы. Поскольку отечественные исследования в этой области имеют конкретную историю (начались с 1996 года), то наработан лишь понятийный аппарат, определены виды методов оценки эффективности.
Методы оценки – это способы и приемы, с помощью которых осуществляется оценка эффективности. Они дают ответ на вопрос о том, каким образом она производится. Существуют методы:
· оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента;
· оценки эффективности и неэффективности;
· анкетный опрос и др.
Параметрический метод предполагает сопоставление двух параметров – каким было состояние клиента раньше и каким оно стало в результате работы со специалистами. Данный метод предполагает описание клиента «на входе» и «на выходе» по определенным параметрам. Разница между этими параметрами представляет собой результат, свидетельствующий об эффективности проведенной социальной работы.
Оценка эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента осуществляется тремя путями:
1) специалисты периодически опрашивают клиента устно или письменно с целью получить оценку их меняющегося положения;
2) специалисты производят сопоставление того, что положено клиентам по нормативам и стандартам соцобслуживания, с тем, что они фактически получили;
3) сочетаются первый и второй подходы.
Управленческим структурам системы соцобслуживания необходимо иметь информацию о степени удовлетворенности потребностей клиентов, для того чтобы строить свою работу более эффективно.
Оценка эффективности и неэффективности позволяет в процессе практики социальной работы систематизировать как факторы, обусловившие ее эффективность, так и факторы ее неэффективности. Эти факторы представляются в таблицах и схемах.
Учреждения разрабатывают программы по наращиванию факторов эффективности и снижению влияния факторов неэффективности.
Факторы эффективности можно разделить на группы:
1) «верхние» или «чужие». От структуры учреждений они не зависят;
2) «собственные», зависящие от самих учреждений защиты;
3) «пограничные», находящиеся на границе «своих» и «чужих».
Анкетный опрос используется как метод при оценке эффективности или неэффективности деятельности учреждений социальной защиты и их сотрудников.
Вопросы по оценке эффективности могут быть «встроены» в обычную анкету или в «целевую» анкету (по проблемам эффективности). И в том, и в другом случае анкетный опрос позволяет собрать и обработать разнообразную информацию с целью подготовки мероприятий для повышения эффективности социальной работы.
Метод оценки затрат используется в том случае, если требуется оценить стоимость услуг соцобслуживания для одного клиента или группы людей. Учреждение соотносит затраты на соцобслуживание с показателями, которые обозначены как «результаты». В изучении проблем эффективности социальной работы важное место занимает вопрос о сущности критериев эффективности.
Понятие «критерий» обозначает отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления.
Каждый критерий включает группу количественных и качественных показателей, которые представляют дробную характеристику, необходимую для проведения анализа состояния социальной работы. Значит, систему критериев эффективности социальной работы можно рассматривать как совокупность упорядоченных, органично связанных характеристик, позволяющих оценить состояние социальной работы и выявить резервы ее развития.
Практические измерения эффективности связаны с выявлением объекта, предмета и субъекта оценки. Единого подхода к определению структуры критериев, годных на все случаи оценки эффективности, не существует. В каждом конкретном случае структура критериев будет иметь специфическое отражение. Поэтому более правильно говорить не об эффективности вообще, а об эффективности функционирования системы критериев при выполнении конкретных задач в определенных условиях.
Для примера рассмотрим простейшую функциональную схему «клиент – социальная служба»:
В примерный перечень критериев, который должен характеризовать социальный запрос входят:
ü дата поступления запроса;
ü данные о клиенте;
ü содержательная часть запроса (информация, материальная поддержка, услуги);
ü желаемое пополнение запроса;
ü адрес исполнения запроса (на дому или в другом месте);
ü частота удовлетворения запроса (разовое, периодическое, систематическое);
ü исполнители (один специалист, группа специалистов, штатные или нет, внешний исполнитель);
ü направленность запроса (социальное обслуживание, труд, медицина, образование, отдых и т.д.);
ü форма оплаты услуг (бесплатно, частичная или полная оплата).
В данном примере простейшая оценка эффективности исполнения социального запроса определяется следующим образом:
где W – оценка эффективности; tp – реальное время исполнения запроса; tп – плановое время исполнения запроса.
Если W > 1, то исполнение просрочено, если W Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Критерии эффективности социальной работы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эффективность социальной работы
Эффективность социальной работы – это максимально возможное достижение целей по предоставлению социальных услуг, удовлетворению потребностей населения или отдельного клиента при оптимальных затратах и в данных условиях.
Эффективность социальной работы – отношение полученных результатов к выдвинутым ранее целям. Сущность эффективности социальной работы – способность отдельных элементов системы или всей системы реагировать и отвечать на потребности и запросы населения.
Для определения эффективности социальной работы проводят сравнительный анализ, в результате которого сопоставляются первоначальные данные о клиенте и полученные социальной службой в процессе работы. Проводится количественная и качественная оценка прежнего и нынешнего состояния дел, делаются выводы об эффективности социальной работы.
Эффективность социальной работы можно рассматривать как соотношение достигнутых результатов и затрат для обеспечения этих результатов. Эффективность может выражаться как планируемая, расчетная, фактическая.
Эффективность социальной работы можно оценивать по основным видам оказания социальных услуг.
Сущность критериев эффективности социальной работы
Необходимым условием совершенствования системы социального обслуживания и социальной защиты населения как элементов социальной работы является использование базовых информационных данных, объективно отражающих состояние всей системы.
Система критериев и показателей эффективности социальной работы является инструментарием социального работника для получения необходимой информации. Данная система критериев должна содержать данные о клиентах, перечень предоставленных услуг, результаты и т.д.
Эффективность социальной работы можно определять по общим и специфическим критериям:
Готовые работы на аналогичную тему
Эффективность социальной работы основывается на следующих принципах:
Критерии эффективности социальной работы могут применяться на различных уровнях: микроуровень – уровень клиента, отдельного индивида; мезоуровень – уровень города, района, области; макроуровень – уровень государства.
Наибольшее значение в повышении эффективности социальной работы играет микроуровень, непосредственная работа специалиста социальной службы с клиентом.
На макроуровне происходит стабилизация негативных тенденций социального состояния общества, преодоление социальных девиаций. При этом сложно выделить индикаторы, позволяющие выяснить вклад отдельных социальных работников в преодоление таких проблем и девиаций, как безработица, бедность, бездомность, социальное нездоровье и т.д., так как их решение зависит от осуществления социальной политики, характера социально-экономических реформ, эффективности реализации механизма социальной безпасности.
Анализ эффективности социальной работы может проводится по-разному, в зависимости от особенностей проблем клиента и его личности. Необходимо использовать такие индикаторы, как «степень свободы», «мера активности», «жизненная сила клиента», «уровень развития воли», «умение использовать ресурсы среды и свои возможности».
В задачи социального работника входит помощь человеку, попавшему с сложную жизненную ситуацию. Социальный работник должен определить направление действий клиента, стимулировать его жизненные силы, рационально подобрать средства и методы, способствующие выходу из трудной ситуации.
Социальный работник, рассматривая клиента с позиций социальных и психологических наук, должен провести антологию деятельности клиента; учесть особенности субъектно-индивидуального существования человека в сложной жизненной ситуации; определить характеристики клиента (его отличительные черты, качества, свойства, аксеологические особенности – мотивационные, ценностные, целевые и оценочные характеристики), позволяющие наиболее полно использовать его внутренний потенциал; учитывать онтологические и праксеологические характеристики.
Объективная оценка всех характеристик позволяет спроектировать планомерный переход клиента от одного состояния к другому, необходимому для выходя из сложившейся жизненной ситуации.
Перечисленные характеристики могут выступать показателями, позволяющими отслеживать динамику развития или восстановления сущностных сил человека при содействии и помощи социального работника.
Нормативные критерии эффективности социальной работы
Критерии эффективности социальной работы имеют как количественную, так и качественную природу. Они носят комплексный характер.
Существуют нормативные критерии эффективности предоставления социальных услуг и показатели, позволяющие выяснить состояние клиентов социальных служб.
Граждане, обращающиеся за помощью в социальные учреждения, обращают внимание, в первую очередь, на личностные качества социального работника (отзывчивость, доброту, справедливость, профессионализм). Среди негативных качеств, встречающихся у социальных работников, выделяют грубость, безразличие, низкий профессионализм и лживость.
В настоящее время для определения эффективности социальной работы используют четыре группы критериев и показателей эффективности:
Использование критериев эффективности социальной работы – важный этап в достижении наибольшей эффективности в социальной деятельности как особом виде профессиональной деятельности.
Что относится к условиям влияющим на эффективность социальной работы
§ 5. Эффективность социальной работы
Эффективность является сложным феноменом и складывается из цели, результата, затрат, общепринятых норм (или идеалов). Два первых компонента являются главными, определяющими. Поэтому эффективность в целом можно определить как степень реализации цели, что выражается формулой:
Следует также иметь в виду, что эффективность может быть как положительной, так и отрицательной. Например, эффективность социальной политики как деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества в России в 90-е гг. XX в. была, скорее, отрицательной.
Учитывая, что результат зависит от условий, затрат деятельности, означенную выше формулу эффективности следует уточнить:
Вопросы для самоконтроля
Почему социальную работу можно рассматривать как частную (специальную) социологическую теорию?
Что такое социальная работа как наука?
Назовите основные компоненты социальной работы как практического вида деятельности.
Взаимосвязь социологии и социальной работы.
Что собой представляет социальная работа как система?
Что собой представляют технологии в социальной работе?
Что означает эффективность социальной работы?
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 2-е изд. М., 2003.
Павленок П. Д. Введение в профессию «Социальная работа». М., 1998.
Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. М., 2001.
Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. 5-е изд. М., 2005.
Системный подход в социальной работе: Методологический семинар. М., 1997.
Социальная работа и социология. Материалы методологического семинара. Ч. 1, 2. М., 1999.
Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001.
Социологическая энциклопедия. Т. 1, 2. М., 2003.
Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социологи в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т. М., 2003.
Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П. Д. Павленка. М., 2006.
Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.
Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. М., 2000.
Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. М., 2004.
Эффективность социальной работы. Методологический семинар. М., 1998.
Эффективность социальной работы
1. Эффективность СР: понятие, элементы.
2. Критерии и показатели эффективности СР.
3. Социальная и экономическая эффективность СР
4. Методы определения эффективности СР
1. Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок является эффективность.
В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике – это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине – это приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме.
Определения разные, но в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).
Главным в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата дает представление об эффективности деятельности. Эффективность суть реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени. Но вполне справедлива формула:
Эф.=Р/Ц, где Р – результат, Ц – цель.
Следует также иметь ввиду, что эффективность, может быть как положительной, так и отрицательной. Например, эффективность социальной политики в России в 90-е гг. скорее отрицательная, чем положительная.
Учитывая, что результат зависит от условий (У) и затрат (З) деятельности, означенную выше формулу эффективности следует уточнить. В этом случае она имеет вид:
Вся трудность, если мы абстрагируемся от условий, а часто и невозможность применения этой формулы заключается в том, что во многих видах не определены методы определения норм затрат. Даже в экономической деятельности нормирование труда, материальности, финансовые затраты определяются «на глазок».
Еще труднее определить затраты в социальных, духовных видах деятельности.
Существенным показателем понятия «эффективности деятельности» следует признать общепринятую норму (или идеал). Есть общепринятые этические нормы (например, уважение к старости, почитание матери), распространенность в обществе которых служит критерием его нравственного здоровья. Социальная работа направлена на поддержание и укрепление этих норм. Такую же роль всеобщего мерила играют и различные идеалы. Говорят об идеалах красоты, идеальном здоровье, идеале общественного устройства. Идеал – это наиболее совершенное состояние какого-либо предмета или явления, которое может и не находит реального воплощения в жизни, но о котором все мечтают. Сам по себе идеал трактуется как высшая цель деятельности.
В нашей стране вопросами эффективности начали заниматься со II половины 90-х гг.
Формула. Результат означает конечный итог. Учитывая специфику СР как определенного вида деятельности, результат ее должно видеть в оказании помощи, защите людей и, особенно, так называемых, слабых слоев.
Результат всякой деятельности сопряжен с целью, которая интерпретируется как планируемый результат. Применительно к СР цели могут быть конкретизированы следующим образом. Одной из главных целей СР является – удовлетворение потребностей клиентов. Как общая цель она может быть дифференцирована на подцели.
Цели могут быть также конкретизированы с учетом специфики объекта, направлений и уровней СР. В последнем случае речь должна идти о СР в стране, регионе, области, крае, городе, сельской местности на уровне отдельных социальных служб, социальных институтов и С.Р.
Составляющей эффективности являются затраты,т.е. то, что истрачено, израсходовано. Вид затрат, их совокупность зависят от вида деятельности и реализации тех или иных целей. Применительно в СР затраты могут быть материальные, финансовые: затраты на устройство различного рода социальных служб, финансовое обеспечение потребностей клиентов, а также физические и умственные (в т.ч. нравственного, психологического характера) и временные (дни, недели, месяцы, года).
Важнейшим компонентом эффективности деятельности являются ее условия.Это – совокупность особенностей орудий и предметов труда, состояние производственной среды и организации труда, которые существенно влияют на здоровье, настроение и работоспособность индивида. Выделяют 4 группы элементов условий труда:
1. санитарно-гигиенические (освещенность, шум, вибрация, измерения, контакт с водой, маслом, токсичными веществами);
2. психофизиологические (физическая нагрузка, монотонность работы, рабочая поза);
3. социально-психологические (социально-психологический климат в обществе в целом, в трудовом коллективе, семье и т.д.);
4. эстетические (художественно-конструктивные качества рабочего места, применение музыки и т д.)
Создание нормальных условий труда – важный фактор социально защищенности людей, самих социальных работников.
Подводя такой промежуточный итог, можно сказать, что существенными составными компонентами эффективности являются: цель, результат, затраты, условия, идеал. И эффективность можно определить так: это оценка результата деятельности посредством его сопоставления с практическими целями, затратами и идеалами.
Рассмотрим эффективность СР в 3-х ее аспектах: как науки, учебной дисциплины и вида практической деятельности.
Эффективность СР как науки может быть выражена в уровне знаний, степени приобретения умений, создание новых технологий, теорий, концепций, парадигм, владение инновационными подходами, в степени усвоения достижений отечественной и зарубежной науки, в освоении закономерностей в развитии, принципов и методов СР.
Эффективность СР как учебной дисциплины может быть выражена как целостное представление выпускников о СР, ее основных направлениях, технологиях, методах и организации, научение этим методам, т.е. системы знаний по СР, владение необходимыми умениями.
Эффективность СР как практической деятельности отражает степень изученности и удовлетворенности социальных потребностей различных категорий людей, нуждающихся в помощи при оптимальных затратах.
В количественном и качественном определении (измерении) эффективности СР важным компонентом выступают социальные потребности. Потребности человека дифференцируются в зависимости от объектов СР и ее основных направлений, т.е. социальная реабилитация, социальной обеспечение, социальное обслуживание.
2. Для практического определения эффективности необходимы достаточно четкие и оперативные критерии и показатели.
Критерий употребляется в 2-х смыслах:
— это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь;
Критерии – это наиболее общие показатели. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния СР, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки, необходимыми и достаточными, быть мерилом оценки результатов деятельности. Каждый критерий может включать группу качественных и количественных показателей, раскрывающих его содержание.
Нетрудно заметить, что понятие «критерий» можно логично связать с понятием «цель». В цели сформулированы сущность, качественные признаки того предмета, явления, процесса, к которым стремится человек, какова цель, таков и критерий. Ведь результат любой деятельности оценивается по степени достижения цели.
Основными целями СР, как уже отмечалось, служат:
· удовлетворение социальных потребностей;
· утверждение самостоятельности и ответственности людей в решении проблем;
· помощь в реализации общественных, индивидуальных интересов социально обездоленных людей.
По степени реализации этих целей правомерно судить об эффективности СР. Эти цели суть критерии эффективности СР.
Критерии эффективности – это нормативы, стандарты, на основании которых производится оценка результатов по достижению цели.
Применительно к СР социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние клиента, зависимость его от алкоголя и т.д.
Следующая группа критериев служит как бы достижением выше приведенной группы:
1. организованность и оптимальность структуры социальных служб, развитость их материально-технической базы;
2. гарантии качества СО клиентов:
3. применение современных социальных технологий, обеспечивающих надежность социальных услуг.
В свою очередь, такой критерий как оптимальность структуры социальных служб может быть раскрыт с помощью следующих показателей:
— Формы собственности (государственные, муниципальные и службы других форм собственности);
— По видам СО (материальная помощь, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги);
— Виды СО клиентов (комплексные, специализированные).
Если возьмем такой вопрос: обеспеченность социальными услугами проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Для этого можно использовать следующий критерий: обеспеченность материально-техническими условиями.
Показатели – предоставление жилой S помещений для организации реабилитационных мероприятий, культурно-бытового обслуживания; оснащенность помещений, мебелью согласно нормативов и т.д.
Критерий оказания правовых услуг. Показатели: помощь в оформлении юридических документов; содействие в получении консультативной помощи; содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ.
Безусловно, вопрос о критериях и показателях является очень сложным и актуальным, т.к. именно с их помощью возможно оценить, насколько эффективна или неэффективна СР.
Оценить количественно эффективность социальной защиты можно вводя критерии или коэффициенты. Например, если принять во внимание, что одной из задач территориальных органов социальной защиты является учет малообеспеченных граждан и оказание им материальной помощи, что можно ввести 2 коэффициента определения эффективности работы органов социальной защиты: социальная эффективность (СЭ) и экономическая эффективность (ЭЭ).
Социальная эффективность может быть рассчитана по формуле:
где ЧМП – численность малообеспеченных граждан, которым в отчетном периоде (месяц, квартал, год) была оказана материальная помощь; чел.
ЧМ – численность малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты населения на начало отчетного периода (месяц, квартал, год), чел.
Поскольку, материальная помощь может быть оказана в виде денег, продуктов, вещей и т.д., то и определить социальную эффективность можно как в целом, так и по отдельно взятым видам материальной помощи.
Показатель социальной эффективности – величина относительная. Очевидно, что если ни 1 человеку не было оказано никакой материальной помощи, то за этот временной период социальная эффективность работы органов социальной защиты будет =0.
В то же время при активной работе по оказанию помощи малообеспеченным гражданам показатель социальной эффективности может быть > 1.
Однако подобный подход к определению в количественном виде эффективности деятельности органов социальной защиты имеет ряд недостатков. Сегодня отсутствуют четкие критерии определения самого понятия малообеспеченности, т.е. органы социальной защиты во многом субъективны при определении, является ли тот или иной гражданин малообеспеченным, а значит, появляется широкий спектр возможностей для уменьшения показателя ЧМ и, соответственно, завышение показателя СЭ.
Аналогично и с размером оказываемой помощи. Желая получить максимально возможный показатель СЭ, можно не только искусственно занизить численность малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты, но и завысить численность граждан, которым была оказана помощь.
Какую помощь считать достаточной, и в каких случаях; СР-к сегодня решает исходя не из твердых и однозначных нормативов, а из личного опыта, знаний, немногочисленных рекомендаций методического характера. Следовательно, один и тот же размер материальной помощи на вполне законных основаниях может быть выделен на 1 человека или нескольких. Соответственно это повлияет на определение величины СЭ.
Несколько смягчить ситуацию позволит показатель ЭЭ, который может быть рассчитан по формуле:
где РМП –расходы за отчетный период (месяц, квартал, год) на оказание материальной помощи, руб;
СЭ– показатель социальной эффективности за отчетный период.
Очевидно, что при фиксированном размере РМП экономическая эффективность будет уменьшаться в случае увеличения показателя СЭ, т.е. в случае, если искусственно будет завышаться количество людей которым оказана помощь, или занижаться количество малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты населения.
Зависимость между показателями СЭ и ЭЭ равно как и их оптимальное соотношение, которое может быть установлено только эмпирическим путем. Но для этого необходимы четкие критерии определения малообеспеченности человека или семьи и минимального размера оказываемой помощи.
Одним из важнейших факторов, условий эффективности является профессионализм СР-ка, его личностные качества.