что относится к услугам связи в бухгалтерском учете
Что относится к услугам связи в бухгалтерском учете
Подстатья 221 Услуги связи
На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг связи, в том числе:
услуги почтовой связи:
— пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления);
— оплата маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением;
— пересылка пенсий и пособий;
— пересылка почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины;
— приобретение почтовых марок и маркированных конвертов, маркированных почтовых бланков;
— абонентская плата за пользование почтовыми абонентскими ящиками;
услуги фельдъегерской и специальной связи;
услуги телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров:
— абонентская и повременная плата за использование линий связи;
— плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи;
— плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи;
— плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в т.ч. с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;
— плата за приобретение sim-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи;
— плата за оказание услуг по бронированию сетевых ресурсов, необходимых для осуществления присоединения к сети общего пользования;
— оплата услуг связи в целях кабельного и спутникового телевидения;
— плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи;
— расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости услуг связи;
Как вести налоговый учёт расходов на мобильную связь
Несмотря на широкое распространение служебной сотовой связи, законодательно закрепленных правил учета этого вида расходов, налоговики достаточно часто пытаются оспорить их законность. Рассмотрим, как максимально снизить риск претензий, на что обратить внимание при построении учета «мобильных» расходов.
Мобильная связь: как контролировать
Учет разговоров по мобильному телефону в служебных целях можно организовать несколькими способами:
Детализация переговоров сводится к подробному анализу списка звонков и телефонных номеров, на которые они производились. Личные звонки из затрат исключаются, а звонки производственного, рабочего характера берутся в расчеты.
Детализация переговоров – веский аргумент при проверках обоснованности затрат налоговыми инспекторами. В то же время неформальное общение по телефону позволяет, к примеру, эффективно сбывать товар друзьям, знакомым, родственникам сотрудников фирмы. Такая дилемма может вызывать конфликты при отнесении затрат в ту или иную категорию. Кроме того, услуги оператора связи по детализации, как правило, требуют дополнительной платы.
При лимитировании переговоров сотрудникам выделяется определенная сумма ежемесячно, которая должна покрыть служебные переговоры. Нередко детализация предваряет этап лимитирования: анализ детализированных отчетов помогает определить оптимальные лимиты расходов. В то же время для налоговиков все суммы сверх лимита будут по умолчанию являться экономически необоснованными.
Подключение к безлимитным тарифам значительно упрощает учет, поскольку отпадает необходимость контролировать суммы на разговоры «по делу», отделять служебные затраты от личных. Кроме того, по мнению Минфина (письмо №03-03-06/1/378 от 23/06/2011), применение их не препятствует отнесению в затраты для целей НУ.
Использование служебных телефонов сотрудниками прописывается в Правилах внутреннего трудового распорядка. Некоторые компании издают специальный ЛНА – Правила пользования служебной сотовой связью.
Важно! Если сим-карта оформлена на физическое лицо, например, на директора фирмы, оплачивать с расчетного счета сотовую связь и отражать ее в учете нельзя. Однако правомерно установить работнику компенсацию за использование личного телефона в служебных целях.
Бухгалтерский учет
Расходы на услуги связи – это расходы по обычным видам деятельности (ПБУ10/99 р.2 п.5), они связаны с производством, приобретением, продажей товаров, работ, услуг. Из сказанного следует, что учитываться в БУ они будут на «затратных» счетах по подразделениям.
Если выявлен перерасход, расчеты ведутся через счет 73, с использованием соответствующих субсчетов:
Компенсации за использование в служебных целях личных телефонов (о которых говорится выше) также учитываются через счет 73:
Особенности и проблемы налогового учета
Выбор наиболее подходящего для конкретной фирмы механизма контроля расходов на связь, корректное отражение в бухгалтерском учете, а также правильное документальное оформление дают возможность без проблем признать их в налоговом учете как прочие расходы по производству, реализации продукции (ст. 264 п. 1-25, НК РФ). Есть возможность списать их в НУ и «упрощенцам» (ст. 346.16 п. 1-18 НК РФ).
О первых двух факторах мы уже говорили. Остановимся теперь на требованиях, предъявляемых инспекторами к документальному оформлению расходов мобильной связи в организации.
Законодательством не установлен жесткий перечень необходимой документации, с этим согласны и судьи (пост. №КА-А40/7416-09 ФАС МО от 06/08/09 г.).
Вместе с тем расходы для целей НУ должны быть экономически обоснованы. Практикой налоговых проверок выработан перечень документов, которые могут служить обоснованием истраченных на рабочую сотовую связь сумм:
Отметим, что в суде указанный список может быть оспорен. Так, детализация переговоров не является обязательной, по мнению ФАС ПО ( пост. по д. №А65-29284/2005-СА2-8 от 09/11/06 г.) – из документа не ясен характер переговоров.
Ряд судебных решений свидетельствует также о следующем:
Вместе с тем необходимо помнить и нюансах, игнорирование которых может негативно отразиться на результатах налоговой проверки:
При допущении однократного обоснованного превышения лимита необходимо составление отдельного документа – обоснования, акта (к примеру, имела место зарубежная поездка). К акту прилагают служебную записку сотрудника, распечатку-детализацию звонков и списывают общим порядком.
Понятие и виды услуг
Услуги — вид деятельности, не имеющей материального выражения, результаты которой реализуются и потребляются в процессе хоздеятельности предприятия (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Услуги существуют в большом многообразии, в частности:
В бухгалтерском учете все услуги включаются в состав затрат на основании первичных учетных документов.
Основными первичными документами, подтверждающими факт исполнения услуг, являются:
ВАЖНО! Минфин считает, что если договором не предусмотрен пункт о составлении акта, то формировать его нужно только в случаях, предусмотренных законодательством (письмо от 13.11.2009 № 03-03-06/1/750). Гражданский кодекс обязывает составлять акт, подтверждающий приемку работ, только в случае строительного подряда (ст. 720 ГК РФ).
Порядок заключения и условия договора оказания услуг регламентированы гл. 37–41, 47–49, 51, 52 ГК РФ. Основными действующими лицами в договоре выступают исполнитель и заказчик услуг. Рассмотрим порядок бухучета у каждого из них.
Учет услуг у исполнителя
Бухучет у исполнителя напрямую зависит от вида деятельности и режима налогообложения. Чаще всего компании-исполнители услуг с целью снижения налоговой нагрузки выбирают спецрежимы: УСН (для ИП и ООО) или ПСН (для ИП). Наряду с ними может применяться и ОСНО.
ВНИМАНИЕ! Ожидается новый спецрежим для МСП с 2022 года. Подробности см. здесь.
Выручка от оказанных услуг является доходом от обычных видов деятельности. Порядок ее учета регламентируется п. 5 ПБУ 9/99.
Проводки у исполнителя при реализации услуг будут следующими:
Бухгалтерский учет затрат у компаний, занимающихся оказанием услуг, имеет свою специфику, поскольку зависит от конкретного вида деятельности. Если компания занимается оказанием услуг, не требующих материальных вложений (например, информационных, аудиторских или им подобных), то все затраты собираются в дебет счета 20 «Производственные расходы» (п. 5 ПБУ 10/99).
Рассмотрим, например, услуги обучения. Основные затраты — оплата труда сотрудников, начисление налогов и взносов, амортизация и проч. То есть для оказания данных услуг организация не затрачивает материальных ценностей на производство каких-либо объектов. По итогам месяца ее издержки списываются в себестоимость продаж проводкой Дт 90.2 Кт 20.
Если же фирма оказывает услуги и при этом производит какие-то материальные ценности, то учет затрат организовывается с использованием счетов 20 «Производственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» для учета управленческих издержек, а по мере надобности задействуется и 25-й счет «Общепроизводственные расходы». Произведенные объекты учитываются на счете 43 «Готовая продукция».
Пример
ООО «Модерн» оказывает услуги наружной рекламы. ООО «Ассорти» заказало баннер на магазин. Сумма по договору составила 38 335 руб. (в т.ч. НДС 6 389,17 руб.).
Проводки в учете ООО «Модерн»:
На изготовление баннера было затрачено материалов на сумму 17 342 руб. (без учета НДС). Оплата труда работников составила 8 500 руб., взносы с ФОТ — 2 805 руб.
Согласно учетной политике, ООО «Модерн» ведет учет готовой продукции по фактической себестоимости.
Хотите знать, какие могут быть риски у исполнителя при заключении договора возмездного оказания услуг? Оформите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и переходите к Путеводителю по договорной работе.
Учет услуг у заказчика
Услуги являются расходами предприятия-заказчика и чаще всего относятся на затратные счета 20 (23, 25, 26, 44).
Продолжим пример
Бухгалтер ООО «Ассорти» сделает в учете следующие проводки:
Однако некоторые услуги могут увеличивать стоимость покупных товаров или основных средств (п. 11 ФСБУ 5/2019, п. 12 ФСБУ 6/2020), например транспортные или информационные. В таком случае их отражение осуществляется следующим образом:
Как учитывать затраты на выполнение пусконаладочных работ при применении с 2022 года новых ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 6/2020 «Основные средства», узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Порядок формирования стоимости ОС и ТМЦ см. в статьях:
Хотите знать, какие могут быть риски у заказчика при заключении договора возмездного оказания услуг? Оформите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и переходите к Путеводителю по договорной работе.
Первичные документы по учету услуг
В налоговом учете услуги также включаются в состав затрат и уменьшают налогооблагаемую прибыль при условии экономической обоснованности и наличии первичных учетных документов (ст. 252 НК РФ). Исключением являются нормируемые расходы, когда в базу при подсчете прибыли включается лишь часть затрат по норме, указанной в налоговом законодательстве.
Как уже было отмечено выше, чаще всего для подтверждения факта оказания услуги составляется акт выполненных работ. Форма акта не содержится в альбоме унифицированных форм (за исключением формы КС-2), разрабатывается и согласовывается сторонами договора самостоятельно, с учетом условий каждой конкретной сделки. При этом бланк должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
Образец заполнения акта сдачи-приемки выполненных работ см. в материале «Акт сдачи-приемки выполненных работ – образец».
Факт оказания услуг в строительстве подтверждает акт по форме КС-2.
Алгоритм заполнения данного документа приведен в статье «Акт приемки выполненных работ в строительстве – образец».
При оказании транспортных услуг компанией-перевозчиком помимо акта выполненных работ обязательно должны быть транспортные документы. К таким документам, в частности, относятся транспортные накладные.
ВАЖНО! С 2013 года унифицированные формы не являются обязательными к использованию, организации вправе разрабатывать их самостоятельно.
О порядке учета транспортных расходов подробно рассказано в публикации «Транспортные расходы отнесены на счет покупателя — проводка».
Итоги
Бухгалтерский учет услуг основывается на стандартах ведения бухучета. Методология учета специфична и зависит от конкретного вида деятельности компании-исполнителя. Выручка от оказания услуг учитывается в составе доходов по обычным видам деятельности. Расходы фиксируются как издержки от обычных видов работ на счетах учета затрат. При производстве материальных ценностей, необходимых для выполнения услуг, используется счет учета выпуска готовой продукции 43.
Для заказчика стоимость услуг признается расходом и относится либо на счета учета затрат, либо на увеличение покупной стоимости активов, для которых данные услуги являются сопутствующими.
Организация работы бухгалтерии оператора связи
Автор: Денисова М., главный редактор журнала
Как организовать работу в бухгалтерии интернет-провайдера при следующем перечне операций:
оказание услуг связи (билинговая система не отсылает счета и акты автоматически, это делается вручную в бухгалтерской программе);
реализация товаров (складской учет товаров и материалов);
выполнение работ (в том числе строительство линий и узлов связи хозспособом);
учет денежных средств;
учет расчетов (с поставщиками, подрядчиками, покупателями, по оплате труда)?
Отдел бухгалтерского учета состоит из пяти человек. Должности в отделе следующие:
заместитель главного бухгалтера;
бухгалтер (три человека).
Общие правила.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 402‑ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Чаще всего это происходит путем создания бухгалтерской службы или заключения договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. В рассматриваемом случае речь идет именно о бухгалтерской службе, следовательно, руководитель экономического субъекта возлагает ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 402‑ФЗ). С главным бухгалтером, как и с остальными сотрудниками бухгалтерии, организация заключает трудовой договор, в котором определяются их трудовые функции. В описанной ситуации они могут быть распределены следующим образом (рекомендуемый нами способ распределения обязанностей является лишь одним из возможных вариантов).
Обязанности бухгалтеров.
В обязанности бухгалтеров (три человека) можно вменить две основные функции:
принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни (ФХЖ) экономического субъекта;
денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка ФХЖ.
Данные функции должны исполняться в разрезе тех участков учета, которые закрепляются за каждым бухгалтером. Для этого необходимо все объекты бухгалтерского учета поделить на три группы и за каждым бухгалтером закрепить соответствующий участок (объем учетных операций применительно к тем объектам, которые закреплены за сотрудником).
Могут быть сформированы следующие группы.
Учет внеоборотных и оборотных активов (ОС, НМА, материалы и т. д.)
Сюда может входить учет товаров и материалов на складах, учет ОС, в том числе их возведение хозспособом, учет автотранспорта, начисление амортизации
Учет доходов и расходов (формирование себестоимости и выручки)
Сюда может входить учет выручки, выставление счетов, актов, списание материальных ценностей в разрезе всех видов деятельности, в том числе общехозяйственных расходов
Учет расчетов и денежных средств (операции по расчетному счету, кассе, контроль дебиторской и кредиторской задолженности)
В этом же блоке подразумевается также ведение расчетов по заработной плате
Составление отчетности, связанной с расчетами по оплате труда, традиционно возлагается на бухгалтера, ведущего первичный учет данных расчетов, хотя в организации может быть принято и иное решение. Например, возложение данной обязанности на заместителя главного бухгалтера или самого главного бухгалтера. В зависимости от принятого решения трудовая функция по составлению соответствующей отчетности должна быть отражена в трудовом договоре с конкретным работником. Аналогичным образом следует поступить в отношении налоговой отчетности по отдельным налогам.
Обязанности заместителя главного бухгалтера.
В обязанности заместителя главного бухгалтера предлагаем вменить следующие функции:
принятие к учету первичных учетных документов о ФХЖ экономического субъекта;
денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка ФХЖ;
итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.
Как видим, первые две функции совпадают с теми, что закреплены за должностью бухгалтера. Это означает следующее.
Во-первых, заместитель главного бухгалтера должен иметь возможность заменить любого бухгалтера при необходимости.
Во-вторых, именно ему мы предлагаем вменить в обязанности ведение операций по оставшейся группе объектов бухгалтерского учета. Это учет капитала (уставного, добавочного, нераспределенной прибыли, целевого финансирования) и учет резервов, доходов и расходов будущих периодов, текущего финансового результата.
Под итоговым обобщением понимаем подсчет и проверку оборотов по счетам, контроль тождества данных аналитического и синтетического учета, подготовку оборотно-сальдовой ведомости к сдаче отчетности за отчетный период.
Обязанности главного бухгалтера.
Главному бухгалтеру предлагаем вменить в обязанности:
составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
ведение налогового учета и составление налоговой отчетности.
Подробное описание данных трудовых функций приведено в профессиональном стандарте «Бухгалтер». Размещен здесь.
Несколько слов о внутреннем контроле.
Обращаем внимание, что согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 402‑ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Экономический субъект в лице его руководителя самостоятельно принимает решение о создании службы внутреннего контроля либо наделении необходимым функционалом главного бухгалтера. В последнем случае обязанности главного бухгалтера целесообразно частично перераспределить между ним и его заместителем.
При возложении обязанностей по ведению внутреннего контроля на главного бухгалтера должно быть учтено, что исполнение данных обязанностей корреспондирует с наличием следующих умений (профессиональных навыков):
понимание целей и процедур внутреннего контроля, принципов разработки соответствующих организационно-распорядительных документов;
владение методами проверки качества составления регистров и отчетности;
оценка рисков, влияющих на достоверность отчетности и их минимизацию, и т. д.
При отсутствии перечисленных теоретических и практических знаний рекомендуем главному бухгалтеру пройти соответствующее обучение в области внутреннего контроля ведения бухучета и составления отчетности.
В статье предложен следующий алгоритм распределения обязанностей в бухгалтерской службе интернет-провайдера. Первичный учет практически всех объектов бухучета нужно возложить на бухгалтеров (с возложением обязанности по представлению отчетности контролирующим органам или без таковой). Заместителю главного бухгалтера следует поручить проверку всех участков учета и подготовку «оборотки» к составлению отчетности (с возложением обязанности по представлению отчетности контролирующим органам или без таковой). Главному бухгалтеру предлагаем поручить составление бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. При желании вменить ему в обязанности функции по организации внутреннего контроля, полагаем, необходимо часть «отчетных» функций передать заместителю главбуха.
Расходы на услуги связи: налоги и учет
Одной из наиболее распространенных статей расходов в деятельности каждого учреждения являются затраты на услуги связи. О порядке финансирования этих расходов, а также особенностях их отражения в целях бухгалтерского и налогового учета расскажем в данной статье.
Применение бюджетной классификации к расходам на услуги связи
Об особенностях заключения договоров (контрактов) на услуги связи
Установление в контракте (договоре) 100%-х авансовых платежей. При заключении в 2017 году контрактов (договоров) за счет средств федерального бюджета учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, а также бюджетные (автономные) учреждения обязаны учитывать предельные размеры авансовых платежей, закрепленные в п. 42 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Согласно данному пункту по договорам (контрактам) об оказании услуг связи учреждения вправе предусматривать авансовые платежи до 100% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ.
Отдельные этапы исполнения договора. Услуги связи относятся к услугам длящегося характера. К примеру, контракт (договор) на оказание услуг междугородней и международной телефонной связи заключается, как правило, на год, при этом приемка и оплата таких услуг осуществляются ежемесячно на основании представленного акта оказанных услуг и выставленного счета. Признаются ли в данном случае ежемесячная поставка и оплата услуг связи отдельными этапами исполнения контракта (договора)? Для ответа на этот вопрос обратимся к положениям Закона № 44-ФЗ и разъяснениям Минэкономразвития. Согласно пп. 1,2 п. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя приемку, оплату заказчиком и проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного согласно пп. 4 или 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) подлежат отражению в отчете, размещаемом в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) (п. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Подготовка и размещение в ЕИС такого отчета осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Как следует из писем Минэкономразвития РФ от 17.03.2015 № Д28и-563, от 19.02.2015 № Д28и-415, если в соответствии с условиями заключенного контракта оказываются услуги длящегося характера (например, коммунальные услуги, услуги связи, электроснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапы оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно), то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) также являются отдельным этапом исполнения контракта. Соответственно, по результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом.
Финансирование расходов на оплату услуг связи
Бухгалтерский учет
Пример 1
Бюджетное учреждение заключило договор на оплату услуг связи на 2017 год на общую сумму 36 000 руб. Договором предусмотрена поставка и оплата услуг связи на основании ежемесячно представляемых актов оказанных услуг и выставляемых счетов.
За январь 2017 года фактическая сумма оказанных услуг составила 3 000 руб. Услуги оплачены за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.
В бухгалтерском учете учреждение отразит следующие бухгалтерские записи:
В начале февраля 2017 года на номера сотрудников было перечислено 10 000 руб. По факту один из сотрудников превысил установленный в учреждении лимит расходов, в акте оказанных услуг сотовой связи за февраль значится сумма 10 170 руб. В результате работник вернул сумму перерасхода в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующим образом:
Налоговый учет
Обобщив вышеизложенный материал, сформулируем краткие выводы.
1. Расходы на услуги связи отражаются по коду вида расходов 244 и подстатье 221 КОСГУ. У казенных учреждений также может применяться код вида расходов 242 – при отнесении расходов к сфере информационно-коммуникационных технологий.
2. Образовательные учреждения вправе заключать контракты (договоры) на услуги связи с единственным поставщиком в следующих случаях:
4. Расходы на услуги связи включаются в состав нормативных затрат, учитываемых при расчете субсидии на выполнение государственного задания. Если расходы покрываются за счет субсидии не полностью, то недостающую разницу учреждение оплачивает за счет собственных доходов.
5. Для отражения в бухгалтерском учете расчетов по услугам связи, а также авансовых платежей по ним применяются счета0 302 21 000, 0 206 21 000.
6. Обоснованные и документально подтвержденные расходы на услуги связи, произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов.
- что относится к услугам росреестра в мфц
- что относится к уставным документам бюджетного учреждения