что относится к яндекс метрике

Яндекс Метрика что это такое и как ей пользоваться — подробная инструкция

Привет, друзья! Сегодня мы с вами немного познакомимся с таким страшным зверем, как Яндекс Метрика – что это такое и как работает Метрика в работе с сайтами.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Вообще, на самом деле, сервисом Яндекс Метрика я начала работать недавно. Долгое время я откладывала этот процесс, потому что жутко боялась этой аналитики, так как я вообще ещё со школы боюсь цифр. У меня всегда было плохо с математикой и счётом, поэтому, когда я видела, что другие работают с Метрикой, я думала: «Боже, какие же все гении и математики, чувствуя себя белой вороной в этом вопросе».

Но как оказалось, не так страшен чёрт, как его малюют. Мне многие говорили, что Яндекс Метрика – это необходимый инструмент в бизнесе и продвижении товаров. Но мой страх меня постоянно останавливал, и я думала, что я как бы и без Метрики обойдусь. Но как бы не так! Мне всё-таки пришлось познакомиться с этим сервисом и оказывается, всё просто и даже так интересно, что меня оттуда еле вытащишь:-)).

На самом деле, это очень полезная вещь, когда ты напрямую работаешь с сайтами. Это помогает отследить, сколько посетителей в день посещает твой сайт, какие статьи больше всего читают, куда больше кликают, а также показывает, что же вызвало резкий скачок роста продаж или наоборот.

В общем, масса интересного и загадочного)) Если вы хотите тоже изучить этот сервис поближе, то читайте статью до конца, и вы узнаете много интересного и полезного!

Яндекс Метрика – что это такое?

Яндекс Метрика – это сервис аналитики, статистики сайтов, лендингов и различных веб страниц.

Яндекс Метрика позволяет анализировать каждого посетителя сайта начиная от возраста и заканчивая анализом его конкретных действий на вашем сайте. Тем самым с помощью такой аналитики мы можем улучшить наш сайт и удалить все пробелы и недочёты.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Преимущества Яндекс Метрики

Благодаря Яндекс Метрике мы сможем уже на протяжении недолгого времени увидеть свою Целевую Аудиторию «в глаза». То есть благодаря анализу данных Яндекс Метрики мы можем понять: кто чаще заходит на наш сайт – мужчины или женщины, какого возраста эти люди – молодые или в зрелом возрасте, вы можете увидеть, с каких ресурсов люди переходят к вам на сайт: с поисковых систем или по прямым ссылкам, сколько времени они проводят на вашем сайте, по каким ссылкам они чаще всего кликают и многое другое.

Яндекс Метрика – это самый популярный сервис по аналитике в России и к тому же является бесплатным.

С помощью Яндекс Метрики мы можем постоянно совершенствовать наш сайт и добиваться очень высоко конверсионных результатов в плане продаж

Яндекс Метрика – вход в личный кабинет

Для того, чтобы начать пользоваться Яндекс Метрикой, нужно всего лишь завести почту на Яндексе. Данное действие займёт всего пару минут.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Счётчик Яндекс Метрики — как установить на сайт

Чтобы установить код счётчика Яндекс Метрики на сайте, нужно совершить всего несколько простых действий, которые может сделать любой новичок. Сама установка Яндекс Метрики занимает 10 минут времени и не требует никаких супер знаний.

Посмотрите видео ниже, где я показываю, как создать счётчик в Яндекс Метрике на свой сайт.

Как настроить Яндекс Метрику на сайте

Настройка счётчика в Яндекс Метрике состоит из нескольких этапов.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

1. Вебвизор

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Для начала мы подключаем вебвизор.

Вебвизор – это самая классная фишка, которая позволяет видеть конкретные действия каждого пользователя в виде видеозаписи (скринкаста).

Во вкладке «Вебвизор» мы проверяем, чтоб наш вебвизор был включён

2. Цели

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

3. Фильтры

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Во вкладке «Фильтры» вы можете добавлять различные фильтры для какой-то определённой страницы.

В этой вкладке нужно настроить ещё один параметр «Фильтрация роботов». Для этого спуститесь чуть ниже страницы и выберите пункт «фильтровать роботов только по строгим правилам:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

4. Уведомления

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

В этой вкладке мы можем настроить уведомления, которые нам будет отсылать Яндекс, если с вашим сайтом что-то будет не так. Для этого вы выбираете удобный для вас вариант для отправки уведомлений.

5. Доступ

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

В этой вкладке вы можете включить или убрать публичный доступ к Яндекс Метрике и вашей статистике сайта.

А также можете здесь настроить индивидуальный доступ для любого пользователя. Например, для фрилансера, который занимается продвижением и аналитикой на вашем сайте.

6. Больше возможностей

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Здесь вы подключаете функцию, чтобы размещать рекламу в Яндекс Директе.

Как анализировать действия посетителей сайта

По сути, ваш сайт – это продавец. Сайт должен соответствовать запросам ваших посетителей. И если ваш сайт работает в обратную сторону, то Яндекс Метрика вам об этом сообщит с помощью аналитики поведения посетителей на вашем сайте.

Конечно же, Яндекс Метрика помогает решить многие проблемы на вашем сайте. Она отслеживает путь каждого вашего посетителя и благодаря этим данным вы можете делать ваш сайт ещё лучше и повысить его конверсию продаж.

Например, у вас интернет магазин игрушек и вам нужно понять, какие игрушки больше всего ищут люди и больше всего покупают. Яндекс Метрика отслеживает просмотры всех товаров на вашем сайте. Благодаря этому вы можете оставить самые актуальные товары, а те товары, которые никто не смотрит можно либо убрать с сайта, либо заменить на другие.

Скорость загрузки страниц на сайте

С помощью функции «Время загрузки страниц» в Яндекс Метрике вы можете отслеживать скорость загрузки страниц вашего сайта. Часто бывает, что человек не может понять, почему у него маленькая посещаемость сайта, думая, что дело в его контенте.

Но на самом то деле, дело может быть именно в скорости загрузке его страниц. И получается, что люди просто уходят с сайта, так и не зайдя на него, потому что просто не могут загрузить страницу. С помощью этого отчёта мы можем увидеть, в каком регионе страны или мира страницы вашего сайта плохо загружаются.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Для этого вы можете отслеживать скорость загрузки страниц сайта в специальном отчёте и видеть, в каком регионе хорошая загрузка, а в каких регионах плохая загрузка и заняться решением этого вопроса.

Для того, чтобы зайти в раздел «Отчёты», затем «Стандартные отчёты», затем «Мониторинг» и «Время загрузки страниц».

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Яндекс Метрика – отчёты

В Яндекс Метрике есть много различных отчётов, которые помогают нам в аналитика сайта.

Данная вкладка находится здесь (на скрине)

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Более детальную информацию по отчётам вы можете изучить в сервисе «Яндекс Помощь» по этой ссылке.

Как настроить цели в Яндекс Метрике

В Яндекс Метрике для повышения конверсии и более полной аналитики сайта мы можем использовать цели.

Цель – это действие человека, в котором заинтересован автор сайта. Например, нажатие кнопки, посещение определённой страницы или переход по определённой ссылке.

Если пользователь совершил действие, заданное в цели (нажал по кнопке), то Яндекс Метрика нам сообщает о достижении этой цели. В одном счётчике мы можем настраивать до 200 целей.

Настройка цели происходит при создании счётчика. Для настройки цели нам нужно перейти во вкладку «Цели» и настроить цель.

Цели в Яндекс Метрике

Здесь мы указываем страницы, которые пользователь должен посетить при одном визите

Здесь мы указываем количество важных для нас страниц, которые должен посетить пользователь

Здесь мы должны указать определённый скрипт, через который передаётся информация о достижении такой цели. Эта цель позволяет отслеживать разные события на сайте (нажатие кнопки), при которых не меняется URL страницы.

Здесь мы задаём до 5 шагов, которые должен выполнить пользователь последовательно. Пишем название цели и URL страницы каждого шага.

Яндекс Метрика для бизнеса

Яндекс Метрика – это просто необходимый сервис для бизнеса, так как он может показать, почему клиенты не покупают товары на вашем сайте, почему посетители быстро уходят с сайта и многое другое.

Сейчас я вам перечислю полезные отчёты, которые позволяют точно отследить то, почему у вашего сайта нет прироста или почему мало продаж на сайте и вкратце расскажу их суть.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

1. Карта ссылок

Эта функция позволяет увидеть насколько активны ваши ссылки на сайте. Можно увидеть сколько было переходов по каждой ссылке. Можно смотреть статистику по группе страниц.

Смотрите пример карты ссылок на скрине ниже:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

2. Карта кликов

Эта функция позволяет отследить куда посетители нажимают больше, куда меньше. Эта функция позволяет оценивать юзабилити сайта. Бывает, что на сайте люди часто кликают на одно и тоже место, думая, что это кнопка.

Клики подсвечиваются на карте кликов разными цветами в зависимости от частоты кликов. Смотрите пример карты кликов на скрине ниже:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

3. Карта скроллинга

Эта функция позволяет увидеть, насколько эффективно посетители сайта проматывают вниз вашу страницу сайта. Карта показывает время и количество просмотров отдельного места на странице.

Вот так выглядит карта скроллинга:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

4. Аналитика форм

Эта функция позволяет увидеть насколько эффективно посетители сайта взаимодействовали с вашими email формами (клики, заполнение формы). Отслеживается конверсия каждой формы.

Более подробную информацию по всем этим 4-м параметрам вы можете изучить на этой странице. Для большей эффективности лучше использовать 2 поля в форме (имя и емейл). Вот так выглядит аналитика форм:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

5. Вебвизор Яндекс Метрика

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Вебвизор – что он показывает:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Вебвизор даёт понять, что с сайтом не так. Например, бывает так, что пользователи уходят с сайта потому, что просто не нашли нужную им кнопку.

Реклама в Яндекс Директ

Если же вы настраиваете рекламу Яндекс Директ, вам будут полезны отчёты по рекламным компаниям.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Также Яндекс Метрика имеет функцию передачи данных из CRM систем

На основе этих данных можно намного эффективнее использовать рекламу Яндекс Директ.

Яндекс Метрика отличный аналитический инструмент. А чтобы он не простаивал без дела стоит подумать о привлечении посетителей на сайт. И здесь пригодятся технологии SEO-продвижения, позволяющие повысить позиции сайта в поисковой выдаче.

Быстрое SEO — в первую очередь оптимизируются процессы имеющие наибольшее влияние на поисковую оптимизацию, что позволяет быстро получать заметные результаты.

Комплексное SEO — недостаточно привлечь трафик, необходимо сделать сайт максимально клиентоориентированным и удобным, для повышения конверсии в целевое действие.

Уникальное и актуальное SEO — программные инструменты собственной разработки и современные методы продвижения с доказанной эффективностью позволяют гарантированно достигать намеченных целей.

Все вместе это делает поисковое продвижение от команды discript по-настоящему эффективным.

Виджеты Яндекс Метрики

После того, как вы зайдете в Яндекс Метрику, создадите свой счётчик и зайдёте в него – вы увидите полную статистику поведения ваших посетителей, состоящую из виджетов:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Эти виджеты вы можете настраивать сами под себя. Их можно как удалять, так и добавлять. Также их можно настраивать, нажав значок шестерёнки.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Для того, чтобы удалить существующий виджет, нужно нажать значок шестирёнки и внизу нажать на значок корзины.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Для того, чтобы добавить новый виджет, вы нажимаете на кнопку «Создать виджет» и выбрать его формат.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Как добавить Яндекс Метрику на сайт WordPress

После того, как мы создали счётчик, у нас появился код Яндекс Метрики, который нужно вставить на свой сайт или лендинг.

Для этого мы копируем код, который мы создали при создании счётчика.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Далее мы идём в консоль сайта WordPress, далее мы нажимаем «Внешний вид» и «Редактор»:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Теперь мы ищем в правой панели «Заголовок» и нажимаем на него:

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Перед вами появился большой код вашего сайта. Теперь нам нужно найти тег под названием « » и перед ним вставить код Яндекс Метрики.

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

После этого нажимаем на синюю кнопку ниже «Обновить файл». После этого ваш счётчик начинает работать на вашем сайте и отслеживать все действия ваших посетителей.

Внимание! Если вы захотите отредактировать свой счётчик и внести другие данные, то не забудьте его заменить в редакторе кода.

Как установить Яндекс Метрику в конструкторе сайтов Тильда

Код Яндекс Метрики можно добавить не только на сайт, но и на различные лендинги и страницы подписки.

О том, как установить Яндекс Метрику на лендинг в конструкторе сайтов Тильда я показываю в этом видео.

Как вы поняли, Яндекс Метрика – это очень эффективный инструмент для аналитики наших сайтов, который помогает нам найти ошибки на сайтах и в дальнейшем устранить их. Яндекс Метрика позволяет повысить конверсию сайта и детально увидеть, как ведут себя наши посетители и клиенты на нашем сайте. Благодаря этому сервису мы можем постоянно улучшать наш сайт, делая его удобным для наших дорогих клиентов и посетителей.

Если вы также ещё боитесь связываться с этим зверем или ещё не знаете о таком шикарном инструменте, то обязательно прямо сегодня установите его себе и улучшайте ваш бизнес!

Я надеюсь, для вас эта статья была полезной. Если вам понравилась статья и была полезна, поделитесь ей со своими друзьями в социальных сетях (внизу статьи)!

Напишите в комментариях, пользуетесь ли вы Яндекс Метрикой или нет? Если да, то поделитесь своими результатами.

НЕ ЗАБУДЬТЕ!

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

P.S. Обязательно скачайте мой БОНУС чек-лист «ТОП 5 онлайн профессий будущего» — выберите для себя профессию мечты и начните зарабатывать на удалёнке уже сегодня!

Подписывайтесь на мой Инстаграм и мой Супер Полезный Телеграм Блог 👇

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрикечто относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях

что относится к яндекс метрике. Смотреть фото что относится к яндекс метрике. Смотреть картинку что относится к яндекс метрике. Картинка про что относится к яндекс метрике. Фото что относится к яндекс метрике

Поделитесь этой полезной статьёй в своих социальных сетях, чтобы как можно больше людей узнали о возможностях удалённого заработка в интернете! Нужно всего лишь нажать внизу на значок социальной сети, где вы есть и нажать кнопку «Поделиться«. Буду очень вам благодарна!

Если статья была вам полезна, поделитесь ей с друзьями в социальных сетях!

Источник

Как работает Яндекс.Метрика

В интернете всё можно измерить. Если у вас есть сайт, несложно посмотреть, сколько посетителей на него приходит, на каких страницах они бывают, как долго там задерживаются и что делают. Можно составить портрет своей аудитории: узнать возраст и интересы разных категорий посетителей. Эти данные помогают развивать сайт и делать его понятнее и удобнее для разных людей.

Системы веб-аналитики

Следить за посещаемостью сайта и оценивать качество его работы помогают системы веб-аналитики. Они различаются набором возможностей, скоростью обработки данных и, конечно, интерфейсами, но в целом устроены похожим образом. Обычно аналитические сервисы состоят из трёх частей. Первая — счётчик. На сайте размещается специальный код, и каждый раз, когда страница загружается или пользователь совершает на ней какие-то действия, счётчик отправляет сообщение в базу данных системы. Это вторая часть сервиса, там информация систематизируется и обрабатывается. Третья часть — интерфейс, в котором представлены обработанные данные по тому или иному сайту и отчёты на основе этих данных — в виде таблиц и графиков.

У Яндекса есть своя аналитическая система, которой ежедневного пользуются миллионы владельцев сайтов, — Метрика. Она умеет быстро обрабатывать огромные объёмы данных и строить произвольные отчёты в реальном времени.

Метрика, как и все системы веб-аналитики, оперирует несколькими базовыми понятиями. «Посетитель» — пользователь, зашедший на сайт. Когда он приходит впервые, в его браузер записывается уникальный идентификатор, по которому счётчик Метрики узнаёт его в следующий раз. «Просмотр» — каждое обращение посетителя к сайту, включая простое обновление страницы. «Визит» — один сеанс работы пользователя с сайтом. Визит начинается, когда посетитель попадает на сайт, и заканчивается, если он не предпринимает там никаких действий в течение определённого времени — по умолчанию это 30 минут. Визит может включать в себя множество просмотров разных страниц. В базе Метрики хранятся данные как об отдельных просмотрах, так и о визитах.

Сбор данных

Когда посетитель переходит на сайт со счётчиком Метрики — из поисковой системы, социальной сети, с рекламного баннера или просто введя адрес в адресной строке, — его браузер загружает код страницы. В этот момент счётчик отправляет в Метрику данные: сам факт загрузки страницы, уникальный идентификатор посетителя, адрес страницы, с которой он пришёл, название и версию браузера и операционной системы и так далее. Метрика не знает ничего о конкретном человеке с именем и фамилией, который совершает в интернете конкретные действия. Идентификатор посетителя и все остальные его параметры становятся частью обезличенной статистики — цифрами, которые помогают пользователю Метрики развивать свой сайт.

Пока посетитель находится на сайте, счётчик продолжает собирать статистику и отправлять её Метрике. Каждый раз, когда человек открывает какую-нибудь страницу, счётчик регистрирует просмотр. Если он длится дольше 15 секунд, система снова получает сообщение — о том, что просмотр продолжается. Если же человек зашёл только на одну страницу сайта и пробыл там меньше 15 секунд, счётчик отправляет сообщение об отказе. Процент отказов помогает владельцу сайта узнать, сколько посетителей не заинтересовались страницей или попали туда случайно.

Счётчик фиксирует прокручивание страницы, движения мыши и клики по кнопкам и ссылкам (отчёт об этих действиях владелец сайта может посмотреть в отдельном разделе Метрики — Вебвизоре). Также он сообщает, совершил ли посетитель важные для владельца сайта действия — например, зарегистрировался на форуме, кликнул по рекламному баннеру или оформил заказ в интернет-магазине.

Для системы статистики один человек может стать несколькими посетителями. Например, если он зайдёт на сайт с двух разных устройств, из разных браузеров или из одного браузера, но после его переустановки. Бывает и наоборот: Метрика может считать одним посетителем семью из пяти человек, если все её члены пользуются одним браузером.

Отчёты

В базе данных Метрики хранятся самые разнообразные данные о посещаемости сайта. Владелец составляет на их основе отчёты и смотрит результаты его работы в разных срезах — временных, географических, возрастных или даже сразу нескольких.

Например, чтобы понять, хорошо ли в целом сработала ваша рекламная кампания, можно посмотреть в Метрике общую информацию — увеличилось ли количество посещений, из каких источников приходили люди и как изменилась глубина просмотра. А можно углубиться в детали и попытаться ответить на более конкретный вопрос. Допустим, у вас есть сервис для молодых жителей Санкт-Петербурга и вы хотите проверить, удобен ли его новый мобильный интерфейс. Метрика позволяет узнать, много ли владельцев смартфонов в возрасте от 18 до 34 лет просмотрело больше двух страниц вашего сайта и много ли было отказов, а вам останется только сделать выводы.

Все отчёты составляются сразу: владелец сайта указывает, что хочет посмотреть, и система сразу же извлекает данные из базы и показывает результат — учитывая даже тех посетителей, которые были на сайте только что.

Хранение и обработка данных

Поскольку отчёты создаются в реальном времени, их структура становится известна только в тот момент, когда владелец сайта делает через интерфейс Метрики запрос для получения отчёта. Структура отчёта может быть практически любой, а составляется он за долю секунды. Чтобы владелец сайта получал актуальную и полную информацию, нужно постоянно собирать данные о посещаемости и уметь тут же их обрабатывать. Для этого в 2012 году Яндекс разработал свою систему управления базами данных (СУБД) — ClickHouse.

Есть два варианта подготовки данных для аналитических отчётов. В первом, с которым раньше работала Метрика, данные агрегируются предварительно, и на их основе составляется фиксированный набор отчётов. Это позволяет загружать отчёты достаточно быстро, но ограничивает гибкость аналитики: пользователь может получить только один из набора предусмотренных отчётов. Другой вариант — хранить поступающие в систему события без предварительной агрегации, а вычисления выполнять в онлайне — в тот момент, когда пользователь загружает отчёт. Это сильно расширяет аналитические возможности, но накладывает очень серьёзные требования на скорость обработки данных.

Существует два основных типа СУБД — строковые и столбцовые. Они отличаются организацией хранения данных на физическом уровне. Большинство известных СУБД строковые — в них данные, которые в таблице находятся в разных ячейках одной строки, хранятся рядом, друг за другом. Такие СУБД хорошо подходят, например, для обработки транзакций, так как позволяют быстро обновлять отдельные строки в базе данных. Для аналитических запросов, когда необходимы только данные из нескольких столбцов в большом массиве строк, строковые СУБД подходят хуже. При обработке таких запросов необходимо прочитать и отбросить значения всех остальных столбцов — в том числе в данном случае ненужных. На это уходит время.

В столбцовых СУБД, к которым как раз и относится ClickHouse, данные хранятся в порядке столбцов: значения, относящиеся к одному столбцу, расположены рядом. В Яндекс.Метрике мы храним события (визиты, просмотры и т. п.) в нескольких таблицах, где строки — это всё те же события, а столбцы — их параметры. Такая структура СУБД позволяет увеличивать количество параметров событий без потери производительности. Например, если нам нужно получить отчёт по количеству уникальных посетителей в разрезе регионов, достаточно прочитать с диска только два столбца.

В октябре 2015 года объём данных Метрики только для веб-сайтов составил 10,65 триллиона строк. В наиболее крупной таблице содержится 349 столбцов. Каждый раз, когда владелец сайта открывает страницу в Метрике, в ClickHouse отправляется несколько запросов. Всего база данных получает примерно 2000 запросов в секунду; пиковая скорость обработки данных превышает два терабайта в секунду.

ClickHouse легко масштабируется: добавление новых серверов происходит без перестройки кластера. Один запрос может обрабатываться с использованием вычислительной мощности всех доступных серверов, поэтому данные обрабатываются очень быстро. Другая полезная особенность ClickHouse — отказоустойчивость: даже если какие-то серверы выходят из строя, система продолжает работать. Для этого данные реплицируются в географически распределённых дата-центрах.

ClickHouse позволяет серьёзно уменьшить затраты на хранение и обработку данных. Данные хранятся в нём по столбцам, и за счёт этого их можно эффективно сжимать. В ClickHouse реализован векторный движок выполнения запросов: данные не только хранятся, но и обрабатываются по столбцам, что позволяет оптимальным образом использовать процессор и память. Данные на диске переупорядочиваются (например, по сайту и дате), чтобы для составления отчёта достаточно было прочитать с диска лишь небольшой диапазон строк. Одновременно с этим ClickHouse позволяет добавлять в таблицу новые данные в реальном времени.

Система ClickHouse, разработанная в команде Метрики и для её нужд, оказалась полезна и для других задач Яндекса. В том числе СУБД используется в Маркете, рекламных технологиях, системе мониторинга серверов и внутренней бизнес-аналитике. ClickHouse сравнительно прост для изучения, так как для запросов используется язык SQL.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *