что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме. Смотреть фото что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме. Смотреть картинку что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме. Картинка про что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме. Фото что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме. Смотреть фото что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме. Смотреть картинку что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме. Картинка про что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме. Фото что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме

Факультет психологии запись закреплена

ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА, часть 2

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

Термин «психограмма» был предложен немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн определил, что результатом психографирования должна была стать психограмма личности.

В начале XX в. психограмма рассматривалась как набор профессионально важных качеств личности профессионала. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда — успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендента на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества).

Отечественный психотехник С. Г. Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психограммы, составленные в 1920-е гг. для профотбора. Психограмма успешного летчика (составлена итальянским психологом Джемелли) включала следующий перечень ПВК: способность быстрой ориентировки в окружающих явлениях, сосредоточенное внимание при широком его объеме, быстрота и точность запоминания, слабая раздражительность (устойчивость эмоциональной сферы), сопротивляемость влиянию перемены высоты. С. Г. Геллерштейн отмечал: неполноту и неточность характеристик профессионала и необходимость совершенствования методов психологического анализа профессий.

На сегодняшний день в различных источниках мы встречаем ряд трактовок психограммы:

— часть профессиограммы определенной профессии, в которой сформулированы требования к личности, т.е. перечень психических способностей, в котором особое внимание уделено психологическим противопоказаниям к занятиям определенной профессией;

— часть профессиограммы, отражающая требования к психофизиологическим и психологическим качествам личности специалиста, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности (или описание упорядоченной совокупности профессионально важных качеств профессионала);

— описание структуры психологических качеств человека, симметричных (адекватных) или несоответствующих объективным требованиям профессиональной деятельности («человек в профессии»);

— описание человека труда в профессии; выделение и описание психологических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятельности, общения и профессионального роста;

— графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких экспериментально-психологических тестов; используется с целью наглядного сравнения результатов исследования различных лиц;

— психологическое описание (характеристика) свойств личности, необходимых для какой-либо деятельности, составленное на основе сведений, полученных с помощью определенных методов;

— система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятельностью.

Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

Различают следующие виды психограмм (В. Е. Орел)

1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований:
а) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику;
б) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

2. Психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.

4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для потенциальных работников, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.

Различают также такие виды психограмм:

— полные (психологическое изучение составлялось по обширной программе);
— частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон);
— срезовые (составлялась при разовом обследовании личности);
— продольные (составлялась при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени). По мнению Штерна, только продольные психограммы могут дать психологу сведения о тенденциях развития личности.

Спецификой составления психограммы в целях профотбора является ориентация на изучение относительно более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре способностей к водительским профессиям считаются:
— сенсомоторные свойства,
— динамический глазомер,
— а также широкое распределение и быстрая переключаемость внимания.
Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным представлениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости и т.д.

Психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двойственные требования к специалисту:
— во-первых, определяющие необходимые и некомпенсируемые свойства нервной системы и личности в целом и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии;
— во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Нельзя, например, игнорируя тот факт, что изучались средние рабочие, занижать психограмму, так же как нельзя ее завышать на основе изучения мастеров высшей квалификации. Рекомендуется также давать в профессиограмме перечень психологических противопоказаний, т.е. тех свойств личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда исследование организуется в целях рационализации процесса профессиональной подготовки. Спецификой психограммы в этом случае является установка на выявление в первую очередь тех профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством.

Отысканию путей наиболее эффективного обучения специалистов будет способствовать сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В том и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соответствует требованиям, предъявляемым к профессионалу с большим опытом работы.

На основе такой профессиограммы в дальнейшем намечаются мероприятия, направленные на рационализацию обучения. Рационализация режима и условий труда также начинается с изучения особенностей конкретной деятельности и составления ее профессиограммы. Так же, как и в любой психограмме, здесь выявляются основные профессионально значимые свойства, наилучшее использование которых должно быть обеспечено путем оптимизации условий деятельности. Вместе с тем особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда.

Например, существенное снижение функций зрительного анализатора к концу рабочего дня свидетельствует о необходимости рационализации освещения, цветового решения интерьера и рабочего места и т.п. Изменение картины динамики психических функций после того, как проведена работа по оптимизации условий труда, может служить индикантом эффективности проведенных мероприятий. Оценивая сдвиги в работоспособности в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо учитывать наличие значительных индивидуальных различий в динамике пропускной способности анализаторов, скорости и точности реакций, в колебаниях устойчивости и в переключении внимания.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы предприятия, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных предприятий, в которых работа с персоналом выведена па современный уровень. Эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи предприятия во взаимодействии с руководителями подразделений.

Основные этапы составления психограммы:

1. Установление перечня выполняемых профессионалом обязательных задач. Задачи вычленяются по нормативно заданным целям труда, которые могут не совпадать с субъективными целями, поставленными работником. Результаты действий разделяют на требуемые и реально полученные.

2. Построение функциональной модели действий субъекта по выполнению каждой задами (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане). Соотнесение важных, часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

3. Выдвижение гипотез о предполагаемых ПВК, требуемом уровне их развития (высокий, средний или низкий) и степени легкости или трудности этого развития для рядового человека. Обычно в систему профессионально важных качеств относятся требования к таким сторонам психики, как сенсорная деятельность (модальность, широта), особенности мышления, особенности моторной деятельности, особенности внимания, памяти, воображения, профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы личности.

Профессионально важные качества — относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Выделяют такие подходы к выявлению ПВК:

— описание профессионального поведения (трудовая ситуация, стимулы и реакция на них работника);

— экспериментальное выявление профессиональных способностей при сравнении групп профессионалов разного уровня успешности (перечень способностей, ПВК — статистика);

— выделение характеристик трудовых задач, действий и их психологическая интерпретация.

Составление психограммы часто затруднено тем, в профессиональной деятельности встречаются задачи, способы выполнения которых нельзя понять через расчленение на последовательно выполняющиеся действия и адекватные им психические функции, т.е. задачи могут требовать одновременного оперативного осуществления и познавательных, и двигательных действий, и контроля каких-то их компонентов, и мыслительных процессов.

Поэтому предлагаемая технология позволяет получить лишь предварительную характеристику ИВК. Но даже такие сведения оказываются полезными и для клиентов, и для психологов-профконсультантов. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо в табличной форме, либо в форме «аналитического графика».

Психограмма является характеристикой мотивационной и операциональной сферы специалиста, выступает психологическим портретом профессии, представленным группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

К характеристикам мотивационной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:

— мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, его психологические позиции;
— профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала;
— эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста;
— удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

К характеристикам операциональной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
— психологические знания о труде, профессии;
— психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии в их влиянии на себя и других людей;
— профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту;
— профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии;
— профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
— психологические противопоказания к данной профессии, (т.е. психологические качества, абсолютно с ней несовместимые), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано;
— линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В состав психологических качеств специалиста, отражаемых в его психограмме, входят описание трудового поведения (особенности трудовой деятельности и условий труда, психологический анализ ошибочных действий), требований к особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.) описание типичных психологических состояний в труде (прежде всего утомления), специфика которых определяется спецификой профессиональной деятельности, и требования, предъявляемые к его личности (к ним относятся нравственные качества личности, особенности характера, индивидуального опыта), а также индивидные свойства, такие как возраст, пол, темперамент.

Источник

ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся

Основы профдиагностики и профессионального развития

Тема 1. Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии Электронная книга

Вопрос 1

«Формирование. внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» – это:

Выберите один ответ:

a. одна из задач профессионального самоопределения

b. основной метод профессионального самоопределения

c. главная цель профессионального самоопределения

Выделите психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности

Выберите один или несколько ответов:

a. рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии

b. рассогласование реального и идеального «Образа-Я»

c. неадекватная самооценка

d. рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?

Выберите один ответ:

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?

Выберите один ответ:

Какие из обстоятельств ситуации выбора профессии не включены Е.А. Климовым в 8-факторную модель выбора профессии?

Выберите один ответ:

a. способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности

b. уровень информированности старшеклассника о выбранной профессии

c. рыночный уровень заработных плат по выбранной профессии

Кому принадлежит следующее высказывание: «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»

Выберите один ответ:

Кто из отечественных психологов разработал модель «активизирующий профконсультации»?

Выберите один ответ:

Мотивация профессионального самоопределения включает в себя два основных компонента. Назовите их.

Выберите один ответ:

a. интересы и склонности старшеклассника

b. потребности в профессиональном самоопределении и мотивы выбора профессии

c. мотивы, побуждающие осваивать профессию и реализация конкретных действий по самоопределению в выбранной профессии

Профессиональное самоопределение – это:

Выберите один ответ:

a. деятельность личности по интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека, которая является основным психологическим механизмом профессионального развития

b. способность самостоятельно и осознано находит смысл выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации

c. успешное освоение выбранной профессиональной деятельности

Соотнесите понятия профессионального и личностного самоопределения:

Выберите один ответ:

a. профессиональное и личностное самоопределение – это два независимых друг от друга процесса, два вида деятельности, не обуславливающие друг друга

b. личностное самоопределение является частью самоопределения в профессии, профессионального самоопределения

c. профессиональное самоопределение является одним из аспектов личностного самоопределения

Что является результатом профессионального самоопределения старшего школьника (с точки зрения самого школьника)?

Выберите один ответ:

a. личный профессиональный план реалистичный и положительно эмоционально окрашенный

b. профессиональная мечта

c. осознанный выбор профессии

Тема 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Этапы профессионализации Электронная книга

Вопрос 1

В кризисе учебно-профессиональной ориентации одними из способов выхода является:

Выберите один или несколько ответов:

a. удачный выбор научного руководителя, темы научной работы

b. глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении

c. выбор профессионального учебного заведения или другого способа профессиональной подготовки

d. смена мотивов учебной деятельности с большей ориентацией на практику

В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация профессионального развития человека Е.А. Климова. Укажите возраст человека на стадии оптации, выделенной в этой периодизации.

Выберите один ответ:

e. все ответы верны

Как называется этап профессионального развития человека по периодизации Дж. Сьюпера, для которого характерна апробация своих сил?

Выберите один ответ:

На какой из стадий развития человека как субъекта труда по Е.А. Климову происходит осознание своих желаний, сознательный и ответственный выбор профессионального пути?

Выберите один ответ:

a. на стадии авторитета

b. на стадии адаптанта

c. на стадии оптации

Назовите объективные условия успешного профессионального самоопределения?

Выберите один или несколько ответов:

a. мотивация профессионального самоопределения оптанта

b. полнота предоставленной информации о мире профессий

c. социально-экономическое положение в стране

d. специфика рынка труда конкретного региона

e. уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения

f. внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта

Назовите фамилию исследователя, который выделил пять стадий профессионального развития, «профессиональной зрелости»?

Выберите один ответ:

Перечислите все признаки кризиса профессионального самоопределения

Выберите один или несколько ответов:

a. неудовлетворённость профессиональным образованием и профессиональной подготовкой

b. трудности в профессиональной адаптации, особенно в плане общения с разновозрастными коллегами

c. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией

d. освоение новой ведущей деятельности – профессиональной

e. перестройка ведущей деятельности (испытание «свободой» по сравнению со школьным обучением )

f. изменение социально-экономических условий жизни. Денег объективно больше, чем у старшеклассника, но субъективно их всегда не хватает

g. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений

Вопрос 8

Укажите признаки кризиса учебно-профессиональной ориентации?

Выберите один ответ:

b. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений

c. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией

d. случайные судьбоносные события в жизни
Тема 3. Личностные предпосылки профессионального самоопределения, влияние самооценки и самопознания на процесс и результат профессионального самоопределения. Гендерные особенности профессионального самоопределения

Вопрос 1

Установите соответствие между значениями различных подходов к профориентации в области гендера.

Полоролевой подход – подход, основанный на сложившихся стереотипах по отношению к мальчикам и девочкам.

Гендерный подход – создание психолого-педагогических условий для самореализации личности, основанный на ее возможностях и способностях.

Ближайшими психологическими предпосылками профессионального самоопределения являются:

Выберите один ответ:

a. объективная социально-экономическая ситуация

b. структурные элементы личности

c. ценностные ориентации

В профессиональном самоопределении личности самооценка – это:

Выберите один ответ:

a. оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии

b. размышления юноши при выборе профессии

c. осознание человеком самого себя, своего «Я»

Верно ли высказывание: «Активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – способствует формированию объективной самооценки».

Выберите один ответ:

Верно ли высказывание: «В России сейчас сохраняется традиционное гендерное разделение труда, что необходимо учитывать при организации профориентационной работы».

Выберите один ответ:

Верно ли высказывание: «Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии».

Выберите один ответ:

Выделают три уровня адекватности самооценки старшеклассников. Какому уровню соответствует следующее описание: «Учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности»

Выберите один ответ:

К компонентам личности, динамизирующим (придающим динамику) процессу профессионального самоопределения относят:

Выберите один или несколько ответов:

a. трудовой и жизненный опыт

b. потребность в профессиональном самоопределении

c. ценности и идеалы, в том числе и в профессиональной сфере

d. учебные и профессиональные интересы и склонности

e. волевые черты характера

Как называется общая схема факторов выбора профессии по Е.А. Климову?

Выберите один ответ:

a. социально-обусловленная модель выбора профессии

b. схема периода оптации

d. восемь углов (факторов) выбора профессии

Вопрос 10

Какой из факторов выбора профессии Е.А. Климов поставил на первое место в своей схеме «Восемь углов (факторов) выбора профессии»?

Выберите один ответ:

a. позиция товарищей, подруг, сверстников

c. позиция старших членов семьи (родителей)

d. личные профессиональные планы старшеклассника

Тема 4. Основы профориентологии: цель и задачи профориентации. Современный мир профессий Электронная книга

Вопрос 1

В каком году в России возникло первое учреждение по профориентации – служба по приисканию работы?

Выберите один ответ:

Выделите два основных отличия профессионально самоопределения от личностного:

Выберите один или несколько ответов:

a. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное – в основном обусловлено внутренними факторами

b. Профессиональное самоопределение более жестко обусловлено возрастом, чем личностное

c. Профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии

К какому типу профессий по предмету труда относится профессия программист?

Выберите один ответ:

c. Человек-знаковая система

d. Человек-художественный образ

Кто в настоящее время является научным руководителем центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданном при МГУ?

Выберите один ответ:

Кто из советских исследователей в 70-80-е годы 20 века отвечал за разработку дидактического и методического обеспечения профориентационной работы?

Выберите один ответ:

Кто является автором отечественной классификации профессий в психологии по предмету труда?

Выберите один ответ:

Основной целью профориентационной работы является:

Выберите один ответ:

a. формирование адекватной личностной самооценки

b. выбор старшеклассником будущей профессии

c. формирование готовности к профессиональному самоопределению

Разрушение системы профориентации в 90-е годы 20-го века связывают с переходом службы профориентации из школы в центры занятости населения. Назовите период, когда это произошло?

Выберите один ответ:

С 1921 по 1936 год в советской России шел процесс становления системы профориентации молодежи. Сколько бюро профконсультация было открыто в России в этот период?

Выберите один ответ:

Вопрос 10

Что является конкретным результатом профессионального самоопределения старшеклассника?

Выберите один ответ:

a. выбор старшеклассником будущей профессии

b. готовность к профессиональному самоопределению

c. личный профессиональный план

Тема 5. Психология профессий. Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм Электронная книга

Вопрос 1

В чем заключается принцип «дифференцированного профессиографирования»?

Выберите один ответ:

a. в избирательном профессиографировании отдельных профессий

b. в научном исследовании профессионального развития личности

c. в подчинении профессиографирования решению конкретных практических задач

Какие социологические методы используются при составлении профессиограммы?

Выберите один ответ:

a. интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности

b. анкеты, опросы, включенное наблюдение

c. измерение артериального давления, антропометрических и технических данных

Какие часть профессиограммы являются наиболее важными для целей профориентации?

Выберите один ответ:

a. название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы)

b. диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры

c. требованиях в квалификации, способностям и психологически важным качествам, которые обеспечивают успешное освоение профессии

Качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности по конкретной профессии – это:

Выберите один ответ:

a. внутренние качества личности

b. психофизиологические качества

c. профессионально важные качества

Кто из исследователей психологи труда выделил модульный подход в профессиографии, который заключается в том, что профессиограмма составляется из ряда модулей, каждый из которых является типовым элементом профессиональной деятельности и может быть присущ нескольким профессиям.

Выберите один ответ:

Процесс непрерывного отражения в сознании работника меняющейся обстановки, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций – это:

Выберите один ответ:

a. внутренняя картина труда

b. профессиональная память

c. внешняя картина труда

Психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией – это:

Выберите один ответ:

a. описание профессии

Разделом каких двух наук является профессиография:

Выберите один или несколько ответов:

b. инженерная психология

d. психология труда

Самая простая схема профессиографирования, предложенная Е.А. Климовым, содержит описание профессии по следующим характеристикам:

Выберите один ответ:

a. класс профессии (цель труда) и группа профессии (преимущественные условия труда)

b. тип профессии и профессионально важные качества

c. тип профессии (предмет труда), класс профессии (цель труда), отдел (использование средств труда), группа профессий (преимущественные условия труда)

Вопрос 10

Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:

Выберите один ответ:

Тема 6. Примеры профессиограмм и психограмм и их использование в профконсультировании Электронная книга

Выберите из предложенных примеров описание доминирующего вида деятельности для профессии программист .

a. разработка и внедрение методов автоматизации программирования (использование простых программ для создания программ более высокого уровня)

c. разработка на основе анализа математических алгоритмов программы (полное и точное описание процесса обработки информации на специально придуманном формальном языке)

Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:

Выберите один ответ:

Деятельность, которая является основной в профессии, занимающей более 50% времени, на которую приходится наибольшее число повторяющихся действий и операций называют:

Выберите один ответ:

a. ведущая деятельность

b. доминирующий вид деятельности

c. профессиональная деятельность

Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к способностям?

Выберите один или несколько ответов:

a. склонность к интеллектуальным видам деятельности

b. развитое воображение

c. логическое мышление

e. высокий уровень развития концентрации, объема, распределения и переключения внимания

Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к личным качествам и склонностям?

Выберите один или несколько ответов:

b. гибкость мышления

d. высокий уровень концентрации внимания

Какой из разделов должен обязательно входить в профессиограмму, созданную для целей профориентации и профконсультирования?

Выберите один ответ:

a. учебные заведения, где можно получить данную профессию

b. особенности межличностного взаимодействия

Назовите фамилию психолога, который разработал методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности и предложил термин «психограмма»

Выберите один ответ:

Описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления – это:

Выберите один ответ:

Специфика психограммы, разработанной в целях оптимизации режимов труда состоит в:

Выберите один ответ:

a. в акцентировании внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией

b. в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда

c. широте ее содержания и наличии двух частей – основной и дополнительной

Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.

Выберите один или несколько ответов:

a. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту

b. психологические знания о труде, профессии

c. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала

d. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста

Что относят к характеристикам операционной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.

Выберите один или несколько ответов:

a. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту

b. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала

c. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста

d. профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии

e. психологические знания о труде, профессии

Тема 7. Профдиагностика как метод профориетационной работы. Диагностический инструментарий Электронная книга

В чем главный недостаток прямых методов диагностики профессиональной направленности?

Выберите один ответ:

a. в ограничении возможностей выявления глубинных мотивационных структур при помощи прямых вопросов

b. в сложности проведения и интерпретации результатов

c. в недостаточной валидности и надежности

Диагностика профессиональной направленности осуществляется прямыми и косвенными методами. Какие из перечисленных методов относятся к прямым методам диагностики профессиональной направленности?

Выберите один или несколько ответов:

a. дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО )

b. ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД)

c. профессионально-личностный опросник В. П. Петрова (ПЛО )

d. деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД)

Какая методика профдиагностики описана: «Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы)»?

Выберите один ответ:

a. Профессиональные намерения

Какая методика профдиагностики описана: «Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации»?

Выберите один ответ:

a. Профессиональные намерения

Какой из типов профессии по объектам, на которые направлена профессиональная деятельность, не выделен Е.А. Климовым и склонность к которому не диагностируется дифференциально-диагностическим опросником?

Выберите один или несколько ответов:

b. «человек-энергетическая система»

c. «человек-система управления«

e. «человек-художественный образ»

g. «человек-знаковая система»

Кто является разработчиком методики семантического дифференциала, применяемой в профдиагностике?

Выберите один ответ:

Мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере – это:

Выберите один ответ:

a. мотивация профессионального самоопределения

b. профессиональная направленность

c. профессиональные способности

Процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности – это:

Выберите один ответ:

c . профориентационная диагностика

Расшифруйте аббревиатуру ДДО, принятую в профдиагностике.

Выберите один ответ:

a. дифференциально-диагностический опросник

b. дифференциально-деятельностный опросник

c. диагностика деятельности и общения

Что определяется в процессе диагностики профессиональной направленности с помощью опросника «Карта интересов» А.Е. Голомштока?

Выберите один ответ:

a. специфические типы высшей нервной деятельности

b. профессия, наиболее близкая интересам и склонностям опрашиваемого

c. степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *