что относят к проблемным методам обучения обж тест с ответами
Проблемные методы обучения и Мотивации к Обучению на уроках ОБЖ
Владимир Зуйков
Проблемные методы обучения и Мотивации к Обучению на уроках ОБЖ
преподаватель организатор ОБЖ
В настоящее время проводя анализ обучение основам безопасности жизнедеятельности у школьников стремление к обучению сформированы плохо. Это связано с тем, что данный предмет не сдается как единый государственный экзамен и не принимается как профильный ни в одном вузе, даже на специальности «Безопасность жизнедеятельности». Таким образом, настоящее время обострило противоречие между необходимостью формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету. Для психики детского и подросткового возраста характерно отсутствие четкой направленности мотивов деятельности. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования, которые не поддаются контролю со стороны родителей и учителей. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к формированию мотивов к обучению школьника.
Успех обучения, по моему мнению,определяется тремя глобальными факторами:
– умственными способностями (интеллект) обучаемого;
– его мотивацией относительно цели обучения;
– техникой обучения и работы (методика обучения)
Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85%распределяются следующим образом: способность к предмету – 30%, интеллигентность – 20%, мотивация – 30%, внимание и усердие – 5%. Из цифр видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие
Таким образом считаю что, важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).
Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты, беседы, личностные отношения, «откровенный разговор» психологическая помощь каждому индивидуально. В работе с ними мне приходится ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы. У старшеклассников повышение мотивации основано на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии. Кстати в прошлом году профессию стать военным выразили 6 из 8 выпускников что радует.
Важной стороной изучения и формирования учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником:
1. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка сравниваю его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Пример; братья Бекинины Александр и Михаил. совершенно разные по темпераменту. способные принести определенные проблемы. 8-в Класс. При индивидуальном подходе заметно возросла мотивация к обучению по предмету ОБЖ и участие в соревнованиях.
2. Стараюсь подходить к психологическому изучению и формированию мировоззрения учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.
3. Стремлюсь за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной динамики к учению, увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, не сформированность, умений постановки целей). Так, за внешне высоким уровнем к учению могут скрываться мотивы личного преуспевания, а за внешне низким – могут стоять большая требовательность к себе и критичность. Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных учащихся различный смысл. Занятие организовываю так, чтобы школьнику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В группе создается атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учащегося в процессе обучения совершенствования.
Составить первичное представление можно, наблюдая отношения учащегося к учению.
Исследования позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процессе учения:
– безразличное (или нейтральное);
– положительное-1 (аморфное, нерасчлененное);
– положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное);
– положительное-3 (личностное, ответственное, действенное).
Мое мнение что это можно разделить пропорционально количеству учеников и в % будет 30+30+30+10
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона деятельности учащихся – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые:
– отстаивают свое мнение;
– принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
– ставят вопросы своим товарищам и учителям;
– рецензируют ответы товарищей;
– оценивают ответы и письменные работы товарищей;
– занимаются обучением отстающих;
– объясняют более слабым ученикам непонятные места;
– самостоятельно выбирают посильное задание;
– находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
– создают ситуации самопроверки, анализа познавательных личных и практических действий;
– решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения
Все новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего,повышение активности школьников: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Увы внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий в Севастополе и в Инкермане затянулся и неизвестно когда мы получим интерактивные доски, мультимедийную технику и тд. А может это и к лучшему по старинке пользуясь своим ноутбуком и техникой образца 70-х годов прошлого века. Одним из постоянных действующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес (от лат. interest –имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Л. С.Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. …Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» Увы на деле иногда складываются ситуации когда вмешательство необходимо, так как интилектуальная запущенность связанная с компьютерной зависимостью не дает ребенку оценивать ситуацию и решение задачи требует напряжение умственных способностей. Ярко выражено это в младших классах и подростковых группах 5-7 классах нашей инкерманской школы №12.
Моё мнение, всю школьную систему необходимо построить в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес. Большое влияние оказывает на направленность интересов ребенка увлеченный родитель, интересы детей прямо связаны с интересами родителей.
На уроках даю ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.
Пирамида индивидуальности. (тема интересная но увы займет много времени)
Как учитель стараюсь:
– поддерживать ровный стиль отношений между всеми участниками педагогического процесса;
– ободрять обучаемых при возникновении у них трудностей;
– поддерживать положительную обратную связь;
– заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала.
Актуальными остаются советы:
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе. Ставя цель развития мотивации учения, стараюсь быть внимательным и осторожным в общении с учащимися.Пытаюсь исключить из своего лексикона фразы-убийцы: «Так дело не пойдет!», «Об этом не нужно говорить вообще!», «На это у нас нет времени!», «Такого еще не бывало!», «Об этом ты не можешь судить!», «И до чего мы так дойдем!», «Это несерьезно!», «Можешь мне поверить!», «Как ты до этого додумался?» Судить вам. да и стараюсь применить «эффект любопытства», загадки, ребусы, конкурсные задания, и соревнования в группах и на кружковой работе «Юный стрелок и «Юный патриот» к сожалению последнюю ликвидировали с легкой руки(___) из за низкой посещаемости, что негативно скажется на подготовку команд к соревнованиям.
На уроках ОБЖ используем эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п.
–со всем классом: реферат, беседа, обсуждение, презентация;
–с малой группой: 3-7 обучаемых работают над одним заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
–в парах: двое учащихся обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
–индивидуальную: каждый обучаемый индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных
Вполне естественен тот факт, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его. Учеба в школе, как показали исследования психологов, связана с появлением ряда комплексов, среди которых потеря интереса к учению является наиболее распространенной, это сказалось и на кружковой работе. Большинство одаренных детей посещают несколько кружков. а такие как «Юный стрелок» и «Ю. П. » у них не хватает времени посещение происходит эпизодически, от случая к случаю. Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике. На сегодняшний день в обучении основам безопасности жизнедеятельности наиболее эффективно использовать технологии интерактивного обучения. Наиболее распространенными являются следующие интерактивные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, проблемно-модульная технология, проектный метод, анализ конкретных, практических ситуаций, деловые и ролевые игры Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазию и эмоции – правое.
Хотелось бы также отметить, что человек запоминает только 10% из того, что он читает, 20% из того, что он слышит, 30% из того, что он видит. Но он запоминает 70% из того, что он говорит сам и 90% из того, что он сам делает. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.
Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, можно прийти к следующему выводу.
Задачей моей как учителя является помощь учащимся в освоении нового материала с использованием различных методов обучения. Один из самых важных направлений обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мировоззрения.
Формирование учебной заинтересованности у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее необходимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции
В качестве основных рекомендаций для себя как учителя ОБЖ –можно выделить следующие:
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе.
Ответы на «Тест для квалификационного испытания учителя ОБЖ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест для квалификационного испытания учителя ОБЖ
Приказом МО РФ и Минобрнауки России № 96/134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях. Назовите перечень элементов УМБ, которые Инструкция определяет для оборудования в образовательных учреждениях.
Выберите один ответ:
1. элементы, обеспечивающие отработку всех практических вопросов программы ОБЖ
2. кабинет, места для занятий по прикладной физподготовке, стрелковый тир
4. предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер)
Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит
Выберите один ответ :
Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется
Выберите один ответ:
1. Коллективным договором
2. Двусторонним договором
3. Трудовым соглашением
4. Трудовым договором
Современное традиционное обучение, как технология, опирается на
Выберите один ответ:
1. педагогику сотрудничества
2. педагогику требований
3. православную педагогику
4. школу творчества И.П. Волкова
Укажите тип урока по представленной структуре:
1) этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала;
2) этап усвоения новых знаний;
3) этап закрепления новых знаний;
4) этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Выберите один ответ:
1. Комбинированный урок
2. Урок закрепления изучаемого материала
3. Урок усвоения нового знания
4. Урок повторения и обобщения изучаемого материала
Контроль результатов обучения – это
Выберите один ответ:
1. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения
2. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме
3. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций
4. механизм проверки только знаний учащихся
Основные положения о правах ребенка закреплены в (во)
Выберите один ответ:
2. Конвенции о правах ребенка
3. Всеобщей декларации прав человека
4. Международном пакте о гражданских правах
Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется
Выберите один ответ:
2. Решением Совета образовательного учреждения
3. Расписанием учебных занятий
4. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения
К методам проведения социальных исследований относятся
Выберите один ответ:
3. все перечисленное
Что из перечисленного является воспитательными требования к уроку
Выберите один или несколько ответов:
1. формирование усидчивости, аккуратности, ответственности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности и др.
2. изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование зоны «ближнего развития»
3. творческий подход к формированию структуры урока
4. формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы, активности
5. внимательное и чуткое отношение к учащимся и заинтересованность в их успехах
Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Выберите один ответ:
1. российский корпус спасателей
2. система сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Социализация личности – это
Выберите один ответ:
1. адаптивность, активность
3. все перечисленное
4. освоение нравственных ценностей социума
Желая сорвать контрольное занятие по ОБЖ, ребята вставляют спичку в замок закрытой двери кабинета. Преподаватель с трудом, с задержкой по времени но открывает дверь. Он догадался, в чем дело. Но как поступить дальше?
Выберите один ответ:
1. проводить контрольное занятие, но итоговые оценки за работу снизить всему классу на один балл
2. проводить контрольное занятие, но дать упрощенные варианты, чтобы ребята успели все решить
3. зайдя в класс, строго предупредить, что пока те, кто «пошутил» с замком, не сознаются, занятие не начнется
4. проводить контрольное занятие, не акцентируя внимание на случившемся
Педагогическая технология – это
Выберите один ответ:
1. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями
2. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
3. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки
4. инструментарий достижения цели обучения
Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает
Выберите один ответ:
1. ввод слова (словосочетания) в поисковую строку
2. переход по гиперссылке с первой загруженной страницы
3. ввод слова (словосочетания) в адресную строку
Принципы обучения – это
Выберите один ответ:
1. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий
2. средства народной педагогики и современного педагогического процесса
3. приемы работы по организации процесса обучения
4. базовые идеи теории обучения
Укажите законодательный или другой нормативный правовой акт, который определяет содержание курса ОБЖ
Выберите один ответ:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
3. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
4. Приказы Министерства образования и науки РФ
5. Государственный образовательный стандарт
18. Учащегося во время экскурсии по лесу укусила змея (гадюка). После укуса проявились: жгучая боль, краснота, кровоподтек. Укажите последовательность оказания ему первой помощи:
Выберите один ответ:
В текстовом редакторе копирование становится возможным после
Выберите один ответ:
1. распечатки файла
2. выделения фрагмента текста
3. установки курсора в определенное место
4. сохранения файла
Электронная почта позволяет передавать
Выберите один ответ:
1. сообщения и вложенные файлы
3. только сообщения
В качестве рабочего места учителя как пользователя информационной образовательной среды может выступать (выберите несколько вариантов ответа)
Выберите один или несколько ответов:
1. Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы
2. Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации
3. Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д.
4. Отдельный компьютер с мультимедиапроектром и другим подключенным оборудованием
5. Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской
6. Компьютерный класс с 10-15 рабочими местами учеников и ПК учителя
С точки зрения психологии процесс воспитания – это
Выберите один ответ:
1. процесс развития интеллектуальной сферы ребенка
2. процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка
3. составная часть процесса обучения
4. ведущая профессиональная функция педагогов
К основным направлениям развития общего образования в соответствии с инициативой Президента РФ «Наша новая школа» НЕ относится
Выберите один ответ:
1. Сохранение и укрепление здоровья школьников
2. Дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя
3. Переход на новые образовательные стандарты
4. Совершенствование учительского корпуса
5. Расширение самостоятельности школ
Укажите верное определение термина «учебная задача»
Выберите один ответ:
1. Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала
2. Учебная задача – это решение математической задачи разными способами
3. Учебная задача – это конкретное задание ученику для выполнения на уроке
К внутренним критериям сформированности навыка относят
Выберите один ответ:
1. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания
2. повышение скорости выполнения задания
3. повышение самостоятельности при выполнении задания
4. снижение числа ошибок при выполнении задания
Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом
Выберите один ответ:
Учащийся получил отравление хлорофосом с попаданием вещества на кожу. Укажите верные способы оказания ему первой помощи
Выберите один или несколько ответов:
1. снять загрязненную одежду, кожу обильно промыть теплой водой с мылом
2. обеспечить обильное питье апельсинового или лимонного сока
3. отправить пострадавшего в больницу (вызвать скорую помощь)
4. дать выпить несколько стаканов воды с питьевой содой и добавлением активированного угля, чтобы вызвать рвоту
5. немедленно вывести из отравленной атмосферы
6. дать выпить щелочную минеральную воду (боржоми)
Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа)
Выберите один или несколько ответов:
Определите ваши действия, если при аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы живете на 1 этаже 9-этажного дома и можете оказаться в зоне заражения
Выберите один ответ:
1. укроетесь в подвале
2. подниметесь на верхние этажи
3. останетесь в своей квартире
Официальным изданием Министерства образования и науки РФ является
Выберите один ответ:
1. «Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование»
2. «Вестник образования»
3. «Собрание законодательства РФ»
4. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-014189
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.