что отображает сущность понятия в школьном предмете биология
Презентация «Развитие биологических понятий в школьном предмете»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развитие биологических понятий в школьном предмете Выполнила Учитель биологии Дмитриева О.П. ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Гнилицкая православная гимназия»
Процесс овладения понятием Овладение понятием — процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Этот процесс проходит ряд стадий: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике
Процесс овладения понятием Ощущение — это чувственная форма отражения объективного мира. На их основе возникают восприятия, отражающие целостный образ объекта, совокупность его внешних сторон, т.е. вещь в целом. На основе восприятий возникают представления. Представления — это воспроизведение в сознании человека образов вещи и явлений, полученных ранее в ходе их непосредственного восприятия. Обобщенные представления образуют понятия, обеспечивающие выход за пределы чувственного познания объективной реальности. Поэтому понятия являются качественно новым уровнем познания. На основе понятий формируются суждения и умозаключения, обеспечивающие оценочный аспект понятий в результате их сравнения и соединения.
Содержание понятия Содержание понятия – это совокупность отличительных признаков. Основным ядром в содержании являются существенные признаки. Синтез элементов, их единство отображает сущность понятия. Выявление признаков служит основой формирования (определения) понятия. От количества существенных признаков (предметов и сторон, фиксированных в понятии, т. е. от объема понятия) зависит полнота отображения предмета в понятии.
Структура содержания понятия Структура — вид упорядоченности элементов содержания, устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов. При этом отмечаются взаимосвязи не самих объектов, а их упорядоченность в отображении, т.е. композиция совокупности элементов содержания понятия. Знание структуры содержания понятия облегчает и организует изучение элементов, входящих в целое, поскольку они находятся в определенной зависимости друг от друга.
Процесс становления понятия Процесс постепенного, поэтапного восхождения от предметного, образного отражения явлений к абстрагированию понятий. Он не сводится к заучиванию готовых знаний, он реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся. Проходит через ряд этапов овладения понятием (обычно по схеме: восприятие — представление — понятие — система понятий).
Формирование и развитие понятий I этап — накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия; II этап — интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия; III этап — использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимослияние с другими или, наоборот, отдифференцировка).
Определение понятия Сформировать понятие — это значит установить существенные признаки предмета, сформулировать определение (дефиницию) понятия и назвать соответствующий термин.
Развитие понятия Развитие биологического понятия может идти или от простого к сложному, или от конкретного к обобщенному, абстрактному. Процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция. Поэтапное формирование понятий осуществляется в процессе активной познавательной деятельности учащихся. Пропуск отдельных этапов осложняет процесс овладения понятиями.
Способы образования понятия В обучении биологии используют три способа образования понятий: Из чувственного опыта путем индуктивного (выводного) обобщения Путем дедуктивного вывода их из известных теорий. От знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности— традуктивный способ образования понятий.
Индуктивный способ образования понятия (от лат. inductio — наведение) представляет собой такой тип умозаключений, который строится на последовательном переходе от обсуждения частных сторон предмета к его общему свойству. (Например, при последовательном рассмотрении того, что зеленые растения, используя энергию солнечного света и минеральные вещества (углекислый газ и йоду), с помощью хлорофилла образуют органические вещества, можно сформулировать вывод: растения обладают фотосинтезом.)
Дедуктивный способ образования понятия (от лат. deductio — выведение) характеризует обратное движение мысли — от общего к частному (Например, растения обладают фотосинтезом, потому что имеют хлорофилл, с помощью которого на свету образуются органические вещества из углекислого газа и воды).
Традуктивный способ образования понятия от лат. traductio — перемещение) — вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности. То есть вывод идет от единичного к единичному, или от частного к частному, от общего к общему. Сформировав на каком-то этапе образовательного процесса конкретное понятие (например, дыхание организмов или половое размножение, вегетативное размножение), используют это общее понятие, не углубляя его, для выведения других понятий (например, при объяснении свойств разных растительных и животных организмов, бактерий и др.).
Формирование понятий путем формально-логического вывода из теории Отбор исходных посылок для вывода понятия; Вывод и определение понятия, уточнение его признаков; Установление его места в системе теоретических знаний, его связей с другими понятиями; Конкретизация понятия, отграничение от смежных, распространение на частные ситуации; Применение понятия для решения разных познавательных задач.
Формирование понятия по типу «подведение под понятие» Постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие); Поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия); Решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия); Осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием); Характеристика результатов – выведение понятия, формирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию).
Роль сравнения в формировании и развитии понятий «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. В дидактике сравнение должно быть основным приемом. Чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдаленными от него предметами, тогда вы выясните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет». (К.Д. Ушинский).
Теория развития биологических понятий существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические; сложные понятия формируют в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин (на межпредметной основе); межпредметные и внутрипредметные связи являются важными условиями развития понятий, их средство — «синхронистические карты учебного процесса»
Теория развития биологических понятий существуют разные типы развития понятий: непрерывное, прерывистое, сквозное приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения; при непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение;
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В ней рассматриваются: процесс овладения понятием, структура содержания понятия, процесс развития, становления и формирования понятия, способы образования понятия, теория развития биологических понятий (по Верзилину).
Материал может быть полезен учителям различных предметов для организации работы с понятиями в рамках своего предмета, или для подготовки к выступлению на педагогическом совете.
Номер материала: ДБ-508194
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Развитие биологических понятий в школьном курсе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развитие биологических понятий в школьном курсе. Автор: учитель биологии высшей категории Мельник Надежда Викторовна
Предмет «Биология»: Система основных научных понятий биологии, специально отобранных, дидактически переработанных, расположенных в определенном порядке, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи между собой. Система понятий определяется основами науки, отраженными в школьном предмете.
Понятие: Это особая форма мышления. Важнейший объект учебных действий и фактор умственного развития учащихся. Основные единицы учебного содержания. Форма человеческого мышления, в котором выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения биологии.
Виды понятий: Ботанические; Зоологические Экологические; Эволюционные Морфологические; Анатомические Физиологические; Систематические Цитологические; Генетические Онтогенетические; Природоохранные Структурно-уровневые; Прикладные (сельскохозяйственные, биотехнологические, гигиенические).
Основные положения теории о развитии биологических понятий: Учебный предмет «Биология» является системой основных понятий науки и практики; В понятиях выражается содержание предмета «Биология»; Понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся; Понятия не дают ученикам в готовом виде, из развивают в процессе обучения; Формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе; Существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические;
Сложные понятия формируют в процессе из развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других дисциплин; Вводят понятия: межпредметные и внутрипредметные связи, перспективные и ретроспективные линии, развитие понятий; Межпредметные и внутрипредметные связи являются важными условиями развития понятий, их средство – «синхронистические карты учебного процесса»;
Существуют разные типы развития понятий: непрерывное, прерывистое, сквозное и приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения; При непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение; Движение понятий в школьном предмете сопровождают все более полным отражением, адекватным природе вещей и явлений.
Исходный путь познания: Ощущения-восприятия-представления- понятия. Ощущение – это чувственная форма отражения объективного мира. Восприятие – это начало процесса осмысления ощущений. Представления – это воспроизведение в сознании человека образов вещи и явлений, полученных ранее в ходе их непосредственного восприятия.
«Проблема образования понятий является центральной проблемой дидактики и методики потому, что задача обучения – передать молодому поколению опыт, накопленный веками, а этот опыт заключается в понятиях. Овладеть основами науки – это значит овладеть системой основных понятий данной науки» (М.Н. Скаткин).
Этапы в формировании и развитии понятий: 1 этап – накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия; 2 этап – интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выделение) на этой основе понятия; 3 этап – использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития.
Формирование понятий индуктивным путем: Выделение, группирование и сравнение ряда объектов с целью выявления общих признаков у совокупности данных объектов; Выделение существенных признаков, отграничение их от несущественных; Определение понятия и обобщение соответствующего термина; Установление связи с другими понятиями, разграничение со смежными; определение места понятия в соответствующей системе понятий, подведение под него контрольных объектов; Применение сформированного понятия (практикование).
1. Абстрактные теоретические понятия (биосистема, приспособленность, биоразнообразие, экология, система живых организмов, царства); 2. Целостная система теоретических знаний (организм, вид, род, семейство, эволюция, происхождение, биогеоценоз, биосфера); 3. Общие теоретические понятия (ценность биологического разнообразия, вид, род, семейство и другие таксоны, видообразование, естественный отбор, борьба за существование, взаимоотношения организмов и среды, уровни организации жизни, биосистемы, экосистемы).
Формирование понятий путем формально-логического вывода из теории: Отбор исходных посылок для вывода понятия; Вывод и определение понятия, уточнение его признаков; Установление его места в системе теоретических знаний, его связей с другими понятиями; Конкретизация понятия, отграничение от смежных, распространение на частные ситуации; Применение понятия для решения разных познавательных задач.
Роль сравнения в формировании и развитии понятий: «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. В дидактике сравнение должно быть основным приемом. Чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдаленными от него предметами, тогда вы выясните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет». (К.Д. Ушинский).
Формирование понятия по типу «подведение под понятие» Постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие); Поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия); Решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия); Осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием); Характеристика результатов – выведение понятия, формирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию).
Выводы: Формирование и развитие понятий во многом зависят от правильных о доступных пониманию определений. Положительную роль выполняет наглядность, особенно демонстрационный и лабораторный эксперимент, а среди логических приемов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) – вопросы и задания проблемного характера.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-041113
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Понятие как основная дидактическая единица знаний
РАЗВИТИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Цель лекции: изучить термин «понятия» как основные дидактические единицы знаний в школьном предмете «Биология»; роль содержания понятий в школьном предмете; методику развития понятий в процессе обучения биологии.
План лекции:
1.Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «Биология».
2.Роль содержания понятий в школьном предмете.
3.Теория развития понятий и её значение.
4.Система и развитие экологических понятий в школьном предмете «Биология».
5.Методика развития понятий в процессе обучения биологии.
6.Изучение биологических фактов.
7.Формирование биологических представлений.
8.Изучение биологических закономерностей и теорий.
в школьном предмете «Биология»
Предмет «Биология», как и любая другая учебная дисциплина средней школы, представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. Понятие может выступать как форма мышления и результат познания.
Учебный предмет «Биология» является системой основных (фундаментальных) научных понятий биологии, специально отобранных, дидактически переработанных, расположенных в определенном порядке, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи между собой. Вся система понятий определяется основами науки, отраженными в школьном предмете. Среди них: ботанические, зоологические, экологические, эволюционные, морфологические, анатомические, физиологические, систематические, цитологические, генетические, онтогенетические, природоохранные, структурно-уровневые, а также прикладные (сельскохозяйственные, биотехнологические и гигиенические).
Фундаментальные понятия основ наук – это главный компонент содержания и основная единица знаний. В понятиях как дидактических единицах содержания науки изложен обязательный минимум знаний по всем учебным предметам естественно-научного цикла. В настоящее время понятия рассматриваются как основные единицы учебного содержания.
Понятие – форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понятиями человек мыслит. Понятия – это обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения биологии. Они наиболее экономно и емко выражают содержание основ биологии.
Овладение понятием – процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Этот процесс проходит ряд стадий. Философская теория познания выступает в качестве методологической основы этого процесса и так характеризует его: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков путь познания истины, познания объективной реальности.
Роль содержания понятий в школьном предмете
Существенной стороной понятия является его содержание. Это свойство понятия имеет определяющее значение в обучении школьников. Известно, что содержание понятия выражается через признаки предмета или явления. Обычно под содержанием понятия понимается совокупность отличительных признаков, основным ядром в содержании являются существенные признаки. От количества существенных признаков зависит полнота отображения предмета в понятии.
Степень сложности понятия определяется полнотой отображения предметов и явлений. Чем сложнее понятие, тем больше законов заключается в его содержании. Чем сложнее понятие (т.е. полнее его объем), тем продолжительнее должен быть путь его раскрытия в образовательном процессе. Это свойственно многим биологическим понятиям – эволюционным, экологическим, цитологическим.
Существенной стороной является структура содержания понятия. Структура – вид упорядоченности элементов содержания, устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов.
Однако понятия, даже простые и элементарные, нельзя дать учащимся в готовом виде. Понятия всегда формируются и усваиваются через посредство действий, в процессе, через включение в познавательную деятельность. Поэтому процесс становления понятий в мышлении школьников представляется как процесс постепенного, поэтапного восхождения от предметного, образного отражения явлений к абстрагированию понятий. Этот процесс формирования и развития понятий не сводится к заучиванию готовых знаний, он реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся.
Необходимо пройти этап накопления опорных знаний, на основе которых возможно выведения понятия. Применение дискурсивного (обоснованного предшествующими суждениями, фактами, понятиями) вывода знаний на основе актуализации биологических понятий разных курсов и систем имеет большое дидактико-методическое значение в интегративном процессе обучения биологии.
Дискурсивный характер определения понятий постоянно проявляется при изучении, например, экологических понятий, особенно биогеоценотических, таких как растительное сообщество, биогеоценоз, биосфера, экосистема.
Накопление предшествующих (опорных) знаний – это одно из важных условий для определения (выведения) многих биологических понятий. Данное обстоятельство послужило основанием для выделения трех этапов в формировании и развитии понятий такого плана:
ü I этап – накопление, развитие опорных знаний (фактов. Соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия;
ü II этап – интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия;
ü III этап – использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубления, расширения, взаимослияния с другими и т.д.).
Понятия постоянно развиваются, расширяются и углубляются. Например, понятие «фотосинтез» в 7 классе – «это процесс создания органических веществ с помощью хлорофилла». При изучении общей биологии это понятие звучит так: «Фотосинтез – это биосинтез углеводов из неорганических веществ (углекислого газа и воды), происходящий благодаря энергии света в зеленой клетке». Более полным становится и содержание понятия о фотосинтезе (хлоропласты, пигменты, темновая и световая фаза, роль света, воды и водорода, фиксируется внимание на появление свободного кислорода, накоплении химической энергии в виде АТФ).
Процесс формирования понятий имеет ряд особенностей:
ü понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путем заучивания определений, а выводятся и формируются;
ü понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине;
ü понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими;
ü процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный характер.