что отрицает базаров нигилист
Базаров – нигилист?
Иван Сергеевич Тургенев в центре своего романа «Отцы и дети» поставил личность неординарную – Базарова-нигилиста. Его жизненный путь проходит по кругу, что позволяет не только увидеть положения главного героя, но и показать всю несостоятельность его теории.
Нигилизм
И. С. Тургеневу в романе удалось показать новое, только зарождавшееся течение в те времена – нигилизм. Причем сам автор писал о том, что он не видел до этого в центре повествования образ «новых» людей, однако они были повсюду. Нигилисты отрицали все общепринятые общественные нормы жизни.
Нигилизм для И. С. Тургенева был тесно связан с революционерами. Именно им представлен Базаров. Сталкивая главного героя с Павлом Петровичем, автор показывает конфликт между революционными демократами и либеральными дворянами, не желающими социальных преобразований.
Основные положения
Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.
Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.
Природа для Базарова – всего лишь мастерская, а не что-либо иное, способное принести моральное удовлетворение. Для биолога и медика Евгения природа была некой средой, где он проводит свои опыты.
Искусство главный герой отрицает, считая, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик» в несколько раз лучше любого произведения искусства.
Развенчание
И. С. Тургенев в романе дважды проводит героя по одним и тем же местам. Писатель демонстрирует, как меняются взгляды Евгения Базарова, как жизненные испытания делают теорию героя несостоятельной. Реальная жизнь сама развенчивает положения Базарова.
Базаров, отрицающий романтику, вдруг сам ищет в себе романтические черты, влюбившись в Анну Одинцову. Испытание героя любовью наиболее ярко показывает то, что теория Базарова-нигилиста потерпела крах.
Герой, отрицающий природу, оказывается похоронен в живописном месте, которое писатель описывает точно и детально.
Автор свое прямое отношение по поводу того, кто в споре дворян и разночинцев оказывается в выигрышном положении, не высказывает. Однако то, что он специально устраивает испытания своему герою, в ходе которых происходит развенчание теорий нигилизма, говорит о том, что для автора нигилистические взгляды не имели никакой истинности, что они были ненастоящими и наигранными.
Но неправильно думать, что И. С. Тургенев характеризовал Евгения Базарова как отрицательного персонажа. Он раскрывает и его недостатки, и его достоинства. По мнению писателя, именно такие люди движут общество вперед. Однако Базаров родился слишком рано для своего времени, поэтому он является «лишним» персонажем и типом в литературе.
Евгений Базаров как нигилист
Есть литературные приведения, самоё название которых ярко характеризует описанные в них общественные явления. Может быть, что именно после опубликования романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в обществе стали осмысленно и целенаправленно говорить о проблеме взаимоотношений «отцов» и «детей», старшего и младшего поколений, а также неразрешимых противоречий между ними. Разочаровавшись в возможности серьёзных социальных преобразований в России с помощью философии А.И. Гегеля, русские идеалисты 40-х годов XIX века обычно либо превращались в «лишних людей» типа Рудина и Бельтова, либо влачили жалкое, обломовское существование. И лишь наиболее стойкие и энергичные из них, как, например, В.Г. Белинский и Герцен, преодолевали крайности философии Гегеля, возвышались до материализма и находили правильный путь – путь революционной борьбы.
Роман «Отцы и дети» задуман автором в августе 1860 года, а работа над произведением окончена в конце июля 1861 года. В следующем году роман был опубликован. Получилось так, что работа над романом началась ещё в той России, в которой существовало крепостное право, хотя и в стадии его разложения. По окончании работы над романом это была уже совсем другая Россия – страна, пережившая шок от крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, положившей конец эпохе крепостного права.
Сам автор в одном из писем признавался, что у героя романа нигилиста Евгения Базарова был реальный прототип – молодой провинциальный врач. Едва ли не первым из русских писателей И.С. Тургенев открыл Базарова и нигилизм, другими словами – базаровщину. Великий французский писатель Мопассан посвятил творчеству И.С. Тургенева критическую статью «Изобретатель слова «нигилизм», в ней дана высокая оценка историческому предвидению великого русского писателя. Он писал: «Настоящие моряки предчувствуют бурю задолго до её наступления, а настоящие романисты предчувствуют будущее. Тургенев распознал это зерно русской революции, ещё когда оно только давало ростки под землёй, ещё до того, как его побеги пробились к солнцу; и в книге «Отцы и дети». он описал настроения этой развивающейся секты. И чтобы яснее её обозначить, он изобрёл, создал слово «нигилисты»». Здесь есть только одна неточность: слово «нигилизм» изобрёл русский литературный критик Н.И. Надеждин в 1829 году. В остальном всё правильно.
Русская классическая литература XIX века дала нам целую галерею литературных героев-дворян. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы видим не эмоционального Чацкого, не деятельного Онегина, не пессимистического Печорина, не жуликоватого Чичикова, не ленивого Обломова, а совершенно другого человека. Сам себя Базаров называет «HOMO NOVUS», что означает буквально «человек новый», а по смысловому значению – «выскочка». Базаров – типичный представитель того общественного слоя, который в Западной Европе принято было называть «третьим сословием», даже если и не по происхождению, то по своим убеждениям. Базаров всего добился своим трудом; его дед землю пахал, чем Базаров даже гордится. Отсюда его нескрываемое презрение к родовой аристократии, к наследственным и наследуемым правам и свободам, к аристократизму и либерализму, к прекраснодушию и боязни борьбы, т.е. ко всему джентльменскому набору, который так горячо защищает Павел Петрович Кирсанов. «Дрянь, аристократишка», – так с нескрываемым презрением характеризует Базаров соседского помещика.
Слово «нигилизм» (от латинского слова «NIHIL» – «ничто», «ничего») обозначает крайнюю форму отрицания общественных норм, принципов морали, культурного наследия и т.д. – примерно такое определение дают нигилизму Николай Петрович и Аркадий в разговоре с Павлом Петровичем. Да и сам Базаров многозначительно заявляет, что он отрицает «ВСЁ». И читатель прекрасно понимает, что подразумевается под этим «ВСЕМ». В тех условиях И.С. Тургенев не мог по цензурным соображениям уточнить смысл и содержание слова «ВСЁ». Можно очень просто догадаться, что Базарову не по нраву всё современное ему общество снизу доверху, включая политический режим. Базаров – порождение своей эпохи, герой своего времени. Радикализм Базарова – порождение либерализма русского дворянства, в т.ч. и не самых худших его представителей – братьев Кирсановых, и консерватизма русского крестьянства. Во Франции, стране столь любимой И.С. Тургеневым, люди подобные Базарову становились якобинцами и безжалостно рубили головы королю и родовой аристократии.
Каждый писатель вправе назвать своё произведение так, как считает нужным. После этого критикам и читателям остаётся дать объяснение названию произведения. «Отцы и дети»? Почему? Если бы в одной комнате собрались отцы и дети, то это не значит, что собравшиеся отцы и дети кровно или духовно связаны между собой. Очень даже может быть, что настоящие отцы и их настоящие дети находятся где-то в другом месте. Иначе роман назывался бы «Отцы и их дети». Но не могут Кирсановы быть отцами Базаровых ни кровно, ни духовно. Идейные споры Павла Петровича и Евгения Васильевича, которые неизменно заканчиваются победами Базарова, для большинства русского народа не представляют никакого интереса. Это прекрасно понимает и сам Базаров, предпочитая конкретные дела бесполезной болтовне: он изучает естественные науки, беспощадно режет лягушек, помогает отцу в его лечебной практике.
«Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висящими бакенбардами песочного цвету, он оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», – таким предстал перед читателями Евгений Базаров. Не случайно роман посвящён памяти В.Г. Белинского – есть в авторском портрете Базарова что-то такое, напоминающее внешне Белинского; хотя о полном внутреннем сходстве говорить не приходится, хотя и тому, и другому свойственны сильная воля, незаурядный ум, большая целеустремлённость, подкупающие мужество и стойкость. Вместе с тем, Базаров отрицает право личности на индивидуальность, сравнивая людей с деревьями в лесу. В этом проявляется реакция Базарова на аристократизм и на сословные привилегии. Но отсюда один шаг до формулы «лес рубят – щепки летят!», ставшей оправданием массовым репрессиям. В то же время Базаров крайне самолюбив, не терпит никаких и ничьих возражений, претендует на владение истиной в последней инстанции.
Все персонажи романа, несмотря на все свои различия, – дети своего времени. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные черты характера. Так, Базаров суров, аскетичен, угрюм и внешне груб. Порой он буквально циничен, когда говорит о природе и о человеческих чувствах, порой невежественен, когда говорит о Пушкине как о человеке военном. С другой стороны, Базарову свойственна простота, свобода и сила истинно народного русского языка, что помогает ему побеждать в словесных баталиях с Павлом Петроаичем. Базарову свойственна любовь к труду и критическое отношение к простому народу, к крестьянам, к работникам на ферме Николая Петровича: «Работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут. », «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. » И к себе, и к своим немногочисленным единомышленникам Базаров относится критически: говорит, что если их «раздавят», то туда и дорога, но «тут ещё бабушка надвое сказала», «нас не так мало, как вы думаете, «от копеечной свечки Москва сгорела».
Да, Базаров – фигура трагически одинокая. Тем закономернее выглядит его закономерная и случайная одновременно преждевременная и трагическая гибель: автор убивает своего героя, т.к. не видит для его жизни никакого разумного продолже-ния. Герой умирает в расцвете лет, не оставив после себя ничего кроме холмика на деревенском кладбище, да безутешных престарелых родителей. Сухая веточка на древе бытия, не способная принести никаких плодов – вот кем представляется Базаров автору романа.
Тургенев сделал Базарова трагическим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель», – так формулировал автор свою творческую задачу. Трагическое положение Базарова связано также с особенностями философии истории самого И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» накладывает дополнительный трагический отпечаток на его героев. Базаров отрицает любовь, а внезапно вспыхнувшая вопреки его воле любовь оказывается сильнее его математически точной теории. Базаров говорит, что природа – не храм, а И.С. Тургенев представляет её величественным и прекрасным храмом. Базаров отрицает Шуберта и Рафаэля, но И.С. Тургенев глубоко верит в «вечную» и непреходящую ценность их творений. Базаров приобретает в романе черты героического величия именно потому, что он, как незаурядная мыслящая личность, вступает в борьбу с понятиями «вечными и непреодолимыми». В отношении Тургенева к Базарову наряду с любовью автора к своему герою сказались и некоторая классовая неприязнь писателя, и его умеренно-либеральные иллюзии, исторически обусловленные всем ходом развития русской общественной мысли. При такой философской посылке И.С. Тургеневу казалось, что он написал роман о «грешном бунтующем сердце», скрывшемся в могиле, о «великом спокойствии «равнодушной» природы», «о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Набрано с рукописного текста 16 августа 2003 г.
П.С. В первоначальном замысле это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!
© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021
Нигилист Базаров в романе “Отцы и дети”
Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.
Принципы Базарова
Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.
Отношение к окружающему миру
Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.
Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.
Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Столкновение теории и реальности
Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилист Базаров», рассмотрит нигилистическую теорию главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенную на отрицании общепринятых норм и вступившую в противоречия с настоящей жизнью.
Почему Базарова называют нигилистом что и почему он отрицает
Нигилизм — философское учение, отрицающее принятые обществом моральные нормы и ценности. Фридрих Ницше впервые дал всесторонний анализ этого мировоззрения как общеевропейской реалии. Не обошли этот феномен и российские авторы, ставившие подобный вопрос в темах сочинений. Нигилист Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети» стал первым представителем людей, которые пытались разрушить идеалы поколений предков и проповедовали принципы новой морали.
Кто такой нигилист в романе «Отцы и дети»? – База ответов на любые вопросы
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».
Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.
Революционность мировоззрения Базарова
Тем не менее в произведении «Отцы и дети» Базаров-нигилист, критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда «только болтать» о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в нигилизме Базарова видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.
Студент-нигилист Базаров: образ в романе «Отцы и дети»
Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.
Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.
Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.
Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.
Отношения Базарова и Одинцовой
Анна Сергеевна тоже слегка заинтересовалась Евгением. Она приглашает его погостить в Никольское, свое имение. Базаров принимает это приглашение, эта женщина интересует его. В Никольском они проводят много времени, гуляя по окрестностям. Они много беседуют друг с другом, спорят. Евгений Базаров в глазах Одинцовой – очень интересный собеседник, она видит в нем умного человека.
А что же наш герой? Надо сказать, что после поездки в Никольское любовь в жизни Базарова перестает быть лишь тем, что не поднимается выше уровня физиологии. Он по-настоящему полюбил Одинцову.
Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургеневу в романе удалось показать новое, только зарождавшееся течение в те времена – нигилизм. Причем сам автор писал о том, что он не видел до этого в центре повествования образ «новых» людей, однако они были повсюду. Нигилисты отрицали все общепринятые общественные нормы жизни.
Во второй половине 19 в. в русской литературе появляется новый тип героя, он получает название «новый человек». Герои такого типа имели отличительный признаки: по происхождению разночинцы, передовые люди своего времени, культивирующие разум и труд, они верили в общественный прогресс.
В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Популярные сочинения
Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Можно ли назвать Базарова «рефлектирующим нигилистом»? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.
У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.
Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.
Будущее России и нигилизм
Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.
Сочинение на тему» Базаров — Нигилист «
Демократизм в общении с представителями простого народа унаследовал от отца и Евгений. При этом, что примечательно, Базаров-сын никогда не заигрывает с крестьянами, не прикидывается своим, не играет перед ними в «добренького барина» (отметим, что для крестьян он все-таки остается «барином», правда, «чудным»). За это крепостные крестьяне и уважают Базарова, и даже немного побаиваются.
Иван Сергеевич не показывает этого героя как лидера губернских нигилистов, какими являются, например, Евдокия Кукшина и откупщик Ситников. Для Кукшиной отсталой женщиной является даже Жорж Санд. Евгений Базаров понимает пустоту и ничтожество подобных псевдодемократов. Их среда чужда ему. Тем не менее Евгений скептически относится также и к народным силам. А ведь именно на них возлагали главные надежды современные ему революционные демократы.
«…Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный…»
Вопросы нововведений в стране, которые связаны с отменой крепостного права, остро интересуют Евгения, и он твердо выступает за освобождение простого люда. Позиция Базарова непонятна его другу, Аркадию Кирсанову, который не считает крестьян равными по положению его семейству. Друзья отчаянно пытаются доказать друг другу правоту своих позиций и все споры приводят к тому, что их дружба разваливается.
Последняя встреча
Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.
Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно.
Сочинение Базаров — новый человек
Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Учитель: Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?
«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…»
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.
Отрицательные стороны нигилизма Базарова
Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.
Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех «второстепенных недостатках» сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.
Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.
«Базаров — «новый человек»»
Наиболее резко Базаров отзывается по поводу искусства. Он считает его бесполезной сферой, которая ничего не дает человеку, кроме глупого романтизма. Искусство же, по мнению Павла Петровича, это духовная сфера. Именно благодаря ему человек развивается, учится любить и мыслить, понимать другого, узнавать мир.
«Снежная королева» — сказка Г.Х. Андерсена о трогательной детской дружбе. Нежные узы привязанности объединяли мальчика и девочку. Звали их Кай и Герда
«…Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»
Сюжет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» строится на столкновении двух систем взглядов, двух идеологий – либерально-дворянской и разночинно-демократической. Последнюю разделяет главный герой романа, Евгений Базаров. Ему противостоит Павел Петрович Кирсанов. Из споров между ними мы можем сделать выводы о том, в чем же заключаются новаторские на то время убеждения Базарова.